Eng Ru
Отправить письмо

РД 03-417-01 Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях. Проект мониторинга безопасности гтс


РД 03-417-01 Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, РД от 04 июля 2001 года №03-417-01

РД 03-417-01

________________* В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 31.07.01 N 07/7781-ЮД.

Дата введения 2001-10-01

РАЗРАБОТАНЫ ООО НИПЭЦ "Промгидротехника", Управлением по надзору в горнорудной промышленности Госгортехнадзора РоссииУТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 04.07.01 N 27

I. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3589), Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.98 N 2 и зарегистрированной Минюстом России 4 февраля 1998 г. N 1467 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 5) для целей настоящего документа используются следующие основные термины и определения.

1.1. Гидротехнические сооружения - плотины, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных организаций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую природную среду.

1.2. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

1.3. Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений - это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером воздействия опасных факторов на окружающую среду.

1.4. Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнического сооружения.

II. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (далее - Методические рекомендации) предусматривают рекомендуемый порядок разработки, утверждения и состав проектной документации по мониторингу безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) накопителей жидких отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и консервацию ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1. В состав документации по ведению мониторинга безопасности ГТС рекомендуется включать:

3.1.1. Проект мониторинга безопасности ГТС.

3.1.2. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

3.1.3. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС.

3.2. Проект мониторинга безопасности ГТС может выполняться как раздел проектной документации или как отдельная проектная документация на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов.Разработку проектной документации на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов могут выполнять организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на проектирование ГТС.Проект мониторинга безопасности ГТС для эксплуатируемых накопителей жидких отходов (кроме случаев их расширения и реконструкции) может составлять эксплуатирующая организация.

3.3. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов составляет эксплуатирующая организация с учетом требований Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98).

3.4. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС составляются по форме, утвержденной Госгортехнадзором России.

3.5. В проектной документации мониторинга ГТС может определяться следующий перечень объектов мониторинга:

3.5.1. Сооружения (устройства), входящие в состав ГТС.

3.5.2. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС.

3.5.3. Основание ГТС.

3.5.4. Технологические процессы, происходящие на сооружениях и в системах.

3.5.5. Природно-климатические процессы, происходящие на участке расположения ГТС.

3.5.6. Служба эксплуатации ГТС.

3.5.7. Служба мониторинга ГТС.

3.5.8. Документация по ГТС.

3.6. Объектами мониторинга могут быть как сооружения (устройства) в целом: дамбы (плотины), прудки-отстойники, насосные станции, пульповоды и водоводы, противофильтрационные экраны по дну накопителя, нагорные канавы и руслоотводные каналы, аварийные емкости, водосбросные колодцы, коллекторы, водопропускные (водосбросные) сооружения и каналы и т.п., так и их составляющие части (конструктивные элементы).

Например, в дамбе объектами мониторинга могут быть противофильтрационные элементы (ядро, экран, понур), дренажные элементы, пляжная зона (упорная призма) для намывных дамб, низовой откос и т.п.

3.7. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС:

3.7.1. Система гидротранспорта.

3.7.2. Система сгущения пульпы.

3.7.3. Система оборотного водоснабжения.

3.7.4. Дренажная система.

3.7.5. Водоотводная (противопаводковая) система.

3.7.6. Замораживающая система для дамб мерзлого типа в северной климатической зоне.

3.7.7. Система контрольно-измерительной аппаратуры (исправность и работоспособность элементов контрольно-измерительной аппаратуры).

3.8. Основание ГТС - важная составляющая в обеспечении общей безопасности ГТС, поэтому оно может быть объектом мониторинга.

3.9. Технологические процессы, происходящие на сооружениях, в системах и в основании ГТС, связаны с технологией эксплуатации, и также могут являться объектами мониторинга.Базовый процесс, порождающий другие процессы, - складирование отходов; на намывных накопителях - это процесс намыва.Технологические процессы на накопителях жидких отходов:

3.9.1. Фильтрация.

3.9.2. Деформация (дамб, основания, пульповодов и т.п.).

3.9.3. Температурный процесс (промерзание - оттаивание).

3.9.4. Испарение (с водной поверхности, поверхностей пляжей и т.п.).

3.9.5. Пыление (мелкодисперсных шламов).

3.9.6. Заиление (зашламование прудков-отстойников, аварийных емкостей и т.п.).

3.9.7. Берегопереработка.

3.9.8. Загрязнение грунтовых и поверхностных вод (динамика ареалов загрязнения).

3.9.9. Наращивание ограждающих дамб.

3.9.10. Переукладка пульповодов.

3.10. Природно-климатические процессы существенно влияют на безопасность ГТС.Ведение мониторинга за природно-климатическими процессами необходимо для того, чтобы на базе накопленных фактических данных за ряд лет на конкретном накопителе делать более достоверные прогнозы о его дальнейшей безопасной эксплуатации (в частности, об объемах и динамике поверхностного паводкового водопритока, о сроках перехода на летнюю (зимнюю) технологию эксплуатации, водном балансе и т.п.).Примеры природно-климатических процессов и их параметров:

3.10.1. Температура наружного воздуха

3.10.2. Глубина промерзания (откосов и гребня дамбы, пляжа в зоне упорной призмы), толщина льда в прудке-отстойнике и т.п.

3.10.3. Гидрография рек и поверхностного водопритока (снегового и дождевого) в зоне их влияния на накопитель.

3.10.4. Средняя толщина снегового покрова на водосборной площади.

3.10.5. Скорость ветра (наряду с температурой воздуха влияет на процессы теплообмена (теплоотдачи), например, пульповодов, водоводов, намытых пляжей и т.п.).

3.10.6. Сейсмичность (в сейсмически опасных районах накопленные фактические данные по этим параметрам позволяют оценивать безопасность сооружений в условиях сейсмических воздействий).

3.11. Служба эксплуатации ГТС - одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности ГТС, поэтому она может быть объектом мониторинга. Безаварийная работа ГТС возможна только в случае, если служба эксплуатации удовлетворяет таким условиям, как укомплектованность персоналом согласно штатному расписанию, техническая вооруженность, квалификационный уровень, исполнительская дисциплина в части реализации проектной технологии эксплуатации и предписаний контролирующих организаций и т.п.

3.12. Служба мониторинга ГТС обеспечивает информацией руководителей предприятий о состоянии ГТС. От достоверности и достаточности информации зависит своевременность и правильность принимаемых эксплуатационных технологических решений, а, следовательно, безопасность ГТС.

3.13. Документация по ГТС - важный элемент общей безопасности ГТС.Документация по ГТС включает в себя: описание конструкции, технологии эксплуатации и текущего состояния ГТС, т.е. фактически содержит информационную модель (информационную проекцию) действующего или законсервированного гидротехнического сооружения.Полнота, качество документации влияют на безопасность ГТС не прямо, а косвенно, поскольку именно на основе информации, содержащейся в документации, принимаются те или иные эксплуатационные решения, которые влияют на безопасность ГТС.

3.14. Кроме рассмотренного перечня объектов мониторинга, проектная документация мониторинга может включать и другие объекты.

Основной критерий отнесения элемента технической системы накопителя к объекту мониторинга - степень его влияния на безопасность ГТС.Часть элементов ГТС может быть отнесена к объектам мониторинга на основе соответствующих нормативных документов, например СНиП.Для остальных элементов проектная организация определяет на основе расчетов и опыта, насколько они влияют на безопасность ГТС и в какой степени их нужно контролировать.В проектной документации мониторинга для выбранных объектов мониторинга приводятся обоснования выбора: ссылки на соответствующие нормативные документы или экспертные выводы на основе расчетов и анализа.

3.15. Для каждого объекта мониторинга рекомендуется определять перечень контролируемых параметров.Для каждого контролируемого параметра рекомендуется определять:

3.15.1. Способ контроля - инструментальный или визуальный (экспертный). При инструментальном контроле разрабатывается проектная документация контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), ее конструкция, схема и технология размещения, эксплуатации и т.п., являющаяся составной частью проектной документации мониторинга.

3.15.2. Периодичность контроля устанавливается в различные периоды существования объекта мониторинга. Указываются условия, влияющие на периодичность контроля.

3.15.3. Предельно допустимые значения (ПДЗ) - значения контролируемого параметра, определяющие состояние безопасности объекта мониторинга. Для каждого уровня безопасности задаются свои значения ПДЗ. Переход контролируемого параметра на более низкий уровень безопасности сопровождается изменением периодичности контроля, т.е. чем ниже уровень безопасности, тем чаще проводятся измерения контролируемого параметра. ПДЗ могут быть количественными и качественными. Количественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых инструментально. Некоторые ПДЗ получаются на основе расчета по результатам больших объемов инструментальных измерений. Например, запас вместимости в накопителе можно определить на основе обработки результатов топографической съемки и промеров глубин прудка-отстойника. Качественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых визуально. В последнем случае приводится перечень (качественная шкала, описание или образцы) признаков, соответствующих ПДЗ. Для различных периодов существования объекта мониторинга его контролируемые параметры могут иметь различные ПДЗ. Целесообразно определить эти периоды (условия и признаки их выделения), если в этом есть необходимость (например, ПДЗ уровней воды в пьезометрах изменяются с высотой намывной дамбы хвостохранилища).

3.15.4. Методика измерений и наблюдений. Для параметров, контролируемых инструментально, приводится описание методик их измерения или даются ссылки на соответствующую нормативно-методическую литературу, которые прилагаются к проектной документации мониторинга. Для параметров, контролируемых визуально, могут применяться методики взвешенных экспертных оценок.

3.16. На основании анализа технического состояния ГТС делается вывод об их безопасности: надежное, удовлетворительное, аварийное.

3.16.1. Надежное - сооружение можно эксплуатировать без разработки каких-либо мероприятий, повышающих безопасность его эксплуатации.

3.16.2. Удовлетворительное - сооружение можно эксплуатировать, но при условии разработки необходимых мероприятий, и в реальные сроки делается анализ по факторам, которые могут создавать аварийную ситуацию; принимаются необходимые меры по нейтрализации действия таких факторов.

3.16.3. Аварийное - сооружение нельзя эксплуатировать в проектном режиме, так как оно попадает под действие Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст.1249).

3.17. Для контроля отбираются только параметры, которые в наибольшей степени характеризуют состояние безопасности объекта мониторинга.В проектной документации мониторинга определяются способы идентификации (фиксация, обобщение, обработка, интерпретация и представление) в удобном виде (эргономичном) для восприятия человеком контрольной информации, снятой с контролируемых параметров объектов мониторинга.

3.18. В проектной документации мониторинга на основе необходимых объемов и характера работ определяются параметры службы мониторинга:

3.18.1. Штатное расписание.

3.18.2. Техническое обеспечение.

3.18.3. Нормативно-методическое обеспечение.

3.18.4. Квалификационные требования к персоналу.

3.19. Для повышения качества контроля службу мониторинга целесообразно исключить из состава службы эксплуатации ГТС и выделить как самостоятельное подразделение или укомплектовать из представителей других специализированных служб эксплуатирующей организации.

IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ МОНИТОРИНГА

4.1. При разработке проекта мониторинга безопасности ГТС в составе проектной документации на строительство порядок разработки и утверждения проектной документации регламентируется действующими строительными нормами и правилами, а также требованиями соответствующих руководящих документов Госгортехнадзора России.

4.2. При разработке проекта мониторинга безопасности ГТС эксплуатирующая организация руководствуется требованиями Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98), а также может учитывать положения настоящих Методических рекомендаций.

4.3. В соответствии с требованиями РД 03-259-98 Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждается руководителем эксплуатирующей организации.

4.4. В целях определения уровня безопасности ГТС эксплуатирующая организация по результатам ведения мониторинга составляет аналитические сведения по форме, утверждаемой Госгортехнадзором России, и направляет их в специализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости в территориальные органы Госгортехнадзора России.

docs.cntd.ru

Состав проектной документации мониторинга безопасности гидротехнических сооружений накопителей

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору РФ производствах, объектах и в организациях РД 03-417-0, утвержденные постановлением Госгортехнадзора РФ от 4 июля 2001 г. N 27

1. Проектная документация мониторинга безопасности ГТС накопителей (далее - мониторинг) разрабатывается:

как раздел в составе проектной документации на строительство (реконструкцию) ГТС или в составе проекта эксплуатации;

как отдельный проект в период эксплуатации при изменении нормативно-правовой базы, действовавшей при разработке проекта.

2. В состав проектной документации мониторинга входят краткая пояснительная записка и чертежи.

2.1. Краткая пояснительная записка содержит следующие основные разделы:

2.1.1. Обоснование необходимости ведения мониторинга на накопителе и выделение объектов мониторинга.

2.1.2. Перечень и краткое описание объектов мониторинга.

2.1.3. Обоснование состава и объема натурных наблюдений, инструментальных и визуальных, на каждом объекте мониторинга.

2.1.4. Установление диагностируемых показателей состояния объектов мониторинга.

2.1.5. Разработка критериев безопасности по каждому объекту мониторинга, утверждение их органами Госгортехнадзора России.

2.1.6. Методики проведения натурных наблюдений по всем объектам мониторинга.

2.1.7. Описание службы мониторинга и ее функций, схема организации мониторинга, отражающая распределение обязанностей и порядок отчетности.

2.1.8. Порядок подготовки и обучения эксплуатационного персонала.

2.1.9. Методическое обеспечение мониторинга на предприятии.

2.1.10. Техника безопасности при ведении мониторинга.

2.2. Состав чертежей:

2.2.1. План ГТС с расположением объектов мониторинга и установленной на них КИА (КИП).

2.2.2. Общие данные с таблицами по номенклатуре, количеству и техническим характеристикам КИА (КИП).

2.2.3. Конструкция, монтаж и установка КИА (КИП), спецификация, объемы работ.

2.2.4. Поперечные сечения дамб по створам КИА (КИП) с указанием предельно допустимых отметок уровней воды в пьезометрах.

Приложение 9

Консервация (ликвидация) накопителя

1. Накопитель после его заполнения до проектной отметки и прекращения работ по его заполнению подлежит консервации (ликвидации) в соответствии с проектом.

2. На накопитель, подлежащий консервации, должно быть выдано экспертное заключение о его состоянии и влиянии на окружающую среду, с учетом которого разрабатывается проект консервации (ликвидации).

3. Ликвидация накопителя, содержащего токсичные стоки, должна осуществляться в случаях:

размещения его в населенных пунктах, когда создается угроза здоровью людей;

размещения его в пределах водоохранных зон, когда противофильтрационные устройства не обеспечивают защиту подземных и поверхностных вод от проникновения в них токсичных стоков.

4. Проект консервации (ликвидации) накопителя выполняется организацией, имеющей лицензию на проектирование ГТС. В проекте должны быть соблюдены требования промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

5. Проект консервации (ликвидации) должен содержать:

5.1. План и профили сооружения на момент окончания работ.

5.2. Заключение о параметрах ограждающих дамб, обеспечивающих их долговременную устойчивость.

5.3. Состав натурных наблюдений и контролируемые параметры после вывода накопителя из эксплуатации.

5.4. Мероприятия по организации перехвата (пропуска) поверхностного стока с вышерасположенной площади водосбора и отводу атмосферных осадков, выпадающих на площадь накопителя.

5.5. Мероприятия по защите сооружений от водной и ветровой эрозии.

5.6. Обоснование необходимости поддержания водосбросных, дренажных и водоотводящих сооружений в работоспособном состоянии или порядок вывода их из эксплуатации.

5.7. Порядок демонтажа транспортных коммуникаций и оборудования (пульповоды, автодороги, съезды и пр.).

5.8. Технические решения по рекультивации накопителя.

5.9. Оценку влияния накопителя на окружающую среду после выполнения работ по консервации.

5.10. Сроки завершения работ по консервации (ликвидации).

6. Вся исполнительная документация и материалы контрольных наблюдений, проводимых в период производства работ по консервации накопителя, на момент завершения работ в установленном порядке сдаются на хранение.

7. Консервация (ликвидация) накопителя считается завершенной после подписания акта о консервации (ликвидации) территориальными органами Госгортехнадзора России, проектной организацией и администрацией города, района.

8. Обеспечение безопасности накопителя, который подлежит консервации (ликвидации), осуществляется собственником ГТС или эксплуатирующей организацией в соответствии с разрешением на консервацию или на вывод из эксплуатации накопителя в целях его ликвидации, а также в соответствии с предписанием Госгортехнадзора России о консервации или ликвидации накопителя.

9. При выявлении накопителя, не имеющего собственника, Госгортехнадзор России сообщает данные о нем в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен накопитель, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого ГТС.

Приложение 10

studfiles.net

Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных госгортехнадзору россии производствах, объектах и в организациях

Разработаны 000 НИПЭЦ «Промгидротехника»,

Управлением по надзору в горнорудной

промышленности Госгортехнадзора России

Утверждены постановлением

Госгортехнадзора России от 04.07.01 № 27

Срок введения в действие с 01.10.01

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА МОНИТОРИНГА БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

НА ПОДНАДЗОРНЫХ ГОСГОРТЕХНАДЗОРУ РОССИИ ПРОИЗВОДСТВАХ, ОБЪЕКТАХ И В ОРГАНИЗАЦИЯХ1РД 03-417-01

I. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯВ соответствии с Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст. 3589), Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259—98), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.98 № 2 и зарегистрированной Минюстом России 4 февраля 1998 г. № 1467 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, № 5) для целей настоящего документа используются следующие основные термины и определения.

__________

1 В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 31.07.01 № 07/7781-ЮД.1.1. Гидротехнические сооружения — плотины, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных организаций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую природную среду.

1.2. Безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

1.3. Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений — это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером воздействия опасных факторов на окружающую среду.

1.4. Критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнического сооружения.II. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯНастоящие Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (далее — Методические рекомендации) предусматривают рекомендуемый порядок разработки, утверждения и состав проектной документации по мониторингу безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) накопителей жидких отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и консервацию ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

III. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ3.1. В состав документации по ведению мониторинга безопасности ГТС рекомендуется включать:

3.1.1. Проект мониторинга безопасности ГТС.

3.1.2. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

3.1.3. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС.

3.2. Проект мониторинга безопасности ГТС может выполняться как раздел проектной документации или как отдельная проектная документация на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов.

Разработку проектной документации на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов могут выполнять организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на проектирование ГТС.

Проект мониторинга безопасности ГТС для эксплуатируемых накопителей жидких отходов (кроме случаев их расширения и реконструкции) может составлять эксплуатирующая организация.

3.3. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов составляет эксплуатирующая организация с учетом требований Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98).

3.4. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС составляются по форме, утвержденной Госгортехнадзором России.

3.5. В проектной документации мониторинга ГТС может определяться следующий перечень объектов мониторинга:

3.5.1. Сооружения (устройства), входящие в состав ГТС.

3.5.2. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС.

3.5.3. Основание ГТС.

3.5.4. Технологические процессы, происходящие на сооружениях и в системах.

3.5.5. Природно-климатические процессы, происходящие на участке расположения ГТС.

3.5.6. Служба эксплуатации ГТС.

3.5.7. Служба мониторинга ГТС.

3.5.8. Документация по ГТС.

3.6. Объектами мониторинга могут быть как сооружения (устройства) в целом: дамбы (плотины), прудки-отстойники, насосные станции, пульповоды и водоводы, противофильтрационные экраны по дну накопителя, нагорные канавы и руслоотводные каналы, аварийные емкости, водосбросные колодцы, коллекторы, водопропускные (водосбросные) сооружения и каналы и т.п., так и их составляющие части (конструктивные элементы).

Например, в дамбе объектами мониторинга могут быть противофильтрационные элементы (ядро, экран, понур), дренажные элементы, пляжная зона (упорная призма) для намывных дамб, низовой откос и т.п.

3.7. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС:

3.7.1. Система гидротранспорта.

3.7.2. Система сгущения пульпы.

3.7.3. Система оборотного водоснабжения.

3.7.4. Дренажная система.

3.7.5. Водоотводная (противопаводковая) система.

3.7.6. Замораживающая система для дамб мерзлого типа в северной климатической зоне.

3.7.7. Система контрольно-измерительной аппаратуры (исправность и работоспособность элементов контрольно-измерительной аппаратуры).

3.8. Основание ГТС — важная составляющая в обеспечении общей безопасности ГТС, поэтому оно может быть объектом мониторинга.

3.9. Технологические процессы, происходящие на сооружениях, в системах и в основании ГТС, связаны с технологией эксплуатации, и также могут являться объектами мониторинга.

Базовый процесс, порождающий другие процессы, — складирование отходов; на намывных накопителях — это процесс намыва.

Технологические процессы на накопителях жидких отходов:

3.9.1. Фильтрация.

3.9.2. Деформация (дамб, основания, пульповодов и т.п.).

3.9.3. Температурный процесс (промерзание — оттаивание).

3.9.4. Испарение (с водной поверхности, поверхностей пляжей и т.п.).

3.9.5. Пыление (мелкодисперсных шламов).

3.9.6. Заиление (зашламование прудков-отстойников, аварийных емкостей и т.п.).

3.9.7. Берегопереработка.

3.9.8. Загрязнение грунтовых и поверхностных вод (динамика ареалов загрязнения).

3.9.9. Наращивание ограждающих дамб.

3.9.10. Переукладка пульповодов.

3.10. Природно-климатические процессы существенно влияют на безопасность ГТС.

Ведение мониторинга за природно-климатическими процессами необходимо для того, чтобы на базе накопленных фактических данных за ряд лет на конкретном накопителе делать более достоверные прогнозы о его дальнейшей безопасной эксплуатации (в частности, об объемах и динамике поверхностного паводкового водопритока, о сроках перехода на летнюю (зимнюю) технологию эксплуатации, водном балансе и т.п.).

Примеры природно-климатических процессов и их параметров:

3.10.1. Температура наружного воздуха

3.10.2. Глубина промерзания (откосов и гребня дамбы, пляжа в зоне упорной призмы), толщина льда в прудке-отстойнике и т.п.

3.10.3. Гидрография рек и поверхностного водопритока (снегового и дождевого) в зоне их влияния на накопитель.

3.10.4. Средняя толщина снегового покрова на водосборной площади.

3.10.5. Скорость ветра (наряду с температурой воздуха влияет на процессы теплообмена (теплоотдачи), например, пульповодов, водоводов, намытых пляжей и т.п.).

3.10.6. Сейсмичность (в сейсмически опасных районах накопленные фактические данные по этим параметрам позволяют оценивать безопасность сооружений в условиях сейсмических воздействий).

3.11. Служба эксплуатации ГТС — одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности ГТС, поэтому она может быть объектом мониторинга. Безаварийная работа ГТС возможна только в случае, если служба эксплуатации удовлетворяет таким условиям, как укомплектованность персоналом согласно штатному расписанию, техническая вооруженность, квалификационный уровень, исполнительская дисциплина в части реализации проектной технологии эксплуатации и предписаний контролирующих организаций и т.п.

3.12. Служба мониторинга ГТС обеспечивает информацией руководителей предприятий о состоянии ГТС. От достоверности и достаточности информации зависит своевременность и правильность принимаемых эксплуатационных технологических решений, а следовательно, безопасность ГТС.

3.13. Документация по ГТС — важный элемент общей безопасности ГТС.

Документация по ГТС включает в себя: описание конструкции, технологии эксплуатации и текущего состояния ГТС, т.е. фактически содержит информационную модель (информационную проекцию) действующего или законсервированного гидротехнического сооружения.

Полнота, качество документации влияют на безопасность ГТС не прямо, а косвенно, поскольку именно на основе информации, содержащейся в документации, принимаются те или иные эксплуатационные решения, которые влияют на безопасность ГТС.

3.14. Кроме рассмотренного перечня объектов мониторинга, проектная документация мониторинга может включать и другие объекты.

Основной критерий отнесения элемента технической системы накопителя к объекту мониторинга — степень его влияния на безопасность ГТС.

Часть элементов ГТС может быть отнесена к объектам мониторинга на основе соответствующих нормативных документов, например СНиП.

Для остальных элементов проектная организация определяет на основе расчетов и опыта, насколько они влияют на безопасность ГТС и в какой степени их нужно контролировать.

В проектной документации мониторинга для выбранных объектов мониторинга приводятся обоснования выбора: ссылки на соответствующие нормативные документы или экспертные выводы на основе расчетов и анализа.

3.15. Для каждого объекта мониторинга рекомендуется определять перечень контролируемых параметров.

Для каждого контролируемого параметра рекомендуется определять:

3.15.1. Способ контроля — инструментальный или визуальный (экспертный). При инструментальном контроле разрабатывается проектная документация контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), ее конструкция, схема и технология размещения, эксплуатации и т.п., являющаяся составной частью проектной документации мониторинга.

3.15.2. Периодичность контроля устанавливается в различные периоды существования объекта мониторинга. Указываются условия, влияющие на периодичность контроля.

3.15.3. Предельно допустимые значения (ПДЗ) — значения контролируемого параметра, определяющие состояние безопасности объекта мониторинга. Для каждого уровня безопасности задаются свои значения ПДЗ. Переход контролируемого параметра на более низкий уровень безопасности сопровождается изменением периодичности контроля, т.е. чем ниже уровень безопасности, тем чаще проводятся измерения контролируемого параметра. ПДЗ могут быть количественными и качественными. Количественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых инструментально. Некоторые ПДЗ получаются на основе расчета по результатам больших объемов инструментальных измерений. Например, запас вместимости в накопителе можно определить на основе обработки результатов топографической съемки и промеров глубин прудка-отстойника. Качественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых визуально. В последнем случае приводится перечень (качественная шкала, описание или образцы) признаков, соответствующих ПДЗ. Для различных периодов существования объекта мониторинга его контролируемые параметры могут иметь различные ПДЗ. Целесообразно определить эти периоды (условия и признаки их выделения), если в этом есть необходимость (например, ПДЗ уровней воды в пьезометрах изменяются с высотой намывной дамбы хвостохранилища).

3.15.4. Методика измерений и наблюдений. Для параметров, контролируемых инструментально, приводится описание методик их измерения или даются ссылки на соответствующую нормативно-методическую литературу, которые прилагаются к проектной документации мониторинга. Для параметров, контролируемых визуально, могут применяться методики взвешенных экспертных оценок.

3.16. На основании анализа технического состояния ГТС делается вывод об их безопасности: надежное, удовлетворительное, аварийное.

3.16.1. Надежное — сооружение можно эксплуатировать без разработки каких-либо мероприятий, повышающих безопасность его эксплуатации.

3.16.2. Удовлетворительное — сооружение можно эксплуатировать, но при условии разработки необходимых мероприятий, и в реальные сроки делается анализ по факторам, которые могут создавать аварийную ситуацию; принимаются необходимые меры по нейтрализации действия таких факторов.

3.16.3. Аварийное — сооружение нельзя эксплуатировать в проектном режиме, так как оно попадает под действие Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. № 237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 10, ст. 1249).

3.17. Для контроля отбираются только параметры, которые в наибольшей степени характеризуют состояние безопасности объекта мониторинга.

В проектной документации мониторинга определяются способы идентификации (фиксация, обобщение, обработка, интерпретация и представление) в удобном виде (эргономичном) для восприятия человеком контрольной информации, снятой с контролируемых параметров объектов мониторинга.

3.18. В проектной документации мониторинга на основе необходимых объемов и характера работ определяются параметры службы мониторинга:

3.18.1. Штатное расписание.

3.18.2. Техническое обеспечение.

3.18.3. Нормативно-методическое обеспечение.

3.18.4. Квалификационные требования к персоналу.

3.19. Для повышения качества контроля службу мониторинга целесообразно исключить из состава службы эксплуатации ГТС и выделить как самостоятельное подразделение или укомплектовать из представителей других специализированных служб эксплуатирующей организации.IV. РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ МОНИТОРИНГА4.1. При разработке проекта мониторинга безопасности ГТС в составе проектной документации на строительство порядок разработки и утверждения проектной документации регламентируется действующими строительными нормами и правилами, а также требованиями соответствующих руководящих документов Госгортехнадзора России.

4.2. При разработке проекта мониторинга безопасности ГТС эксплуатирующая организация руководствуется требованиями Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259—98), а также может учитывать положения настоящих Методических рекомендаций.

4.3. В соответствии с требованиями РД 03-259—98 Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора России и утверждается руководителем эксплуатирующей организации.

4.4. В целях определения уровня безопасности ГТС эксплуатирующая организация по результатам ведения мониторинга составляет аналитические сведения по форме, утверждаемой Госгортехнадзором России, и направляет их в специализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости в территориальные органы Госгортехнадзора России.

rykovodstvo.ru

РД 03-259-98 «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России»

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)

НТЦ «Промышленная безопасность»

БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ

ИНСТРУКЦИЯ о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России

РД 03-259-98

Москва 1999

СОСТАВИТЕЛИ:

Иванов Е.А., Шаталов А.А., Ильин А.М., Плужникова З.А. (Госгортехнадзор России)

Сборник составлен из действующих правил, рекомендаций и инструкций по вопросам безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений на хвостовых, шламовых, гидроотвальных хозяйствах и накопителях жидких отходов предприятий горнорудной, химической и металлургической промышленности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Нормативные документы разработаны Госгортехнадзором России, научно-исследовательским институтом НИИ ВИОГЕМ и фирмой ОАО «Экоцентр-Агрохимбезопасность».

Нормативные документы регулируют вопросы безопасной эксплуатации действующих объектов, ведения технической документации, отчетности, мониторинга состояния гидротехнических сооружений.

СОДЕРЖАНИЕ

После принятия Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и ряда постановлений Правительства Российской Федерации: «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений», «Об обеспечении безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений», «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», направленных на реализацию этого закона, были разработаны и введены в действие нормативные документы, распространяющиеся на поднадзорные предприятия независимо от подчиненности и форм собственности.

Нормативные документы, включенные в настоящий сборник, устанавливают общие положения и основные требования по безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, входящих в состав предприятий химической и других отраслей промышленности.

При разработке документов учтены требования строительных норм и правил, государственных стандартов, ведомственные нормативные требования и опыт работы научно-исследовательских и проектных институтов по оценке состояния действующих гидротехнических сооружений на промышленных предприятиях, а также разработки деклараций безопасности.

Большая часть документов разработана впервые. При подготовке к печати правил ПБ 06-123-96 были внесены изменения на основе требований действующих нормативных документов.

Нормативные документы предназначены для работников предприятий, контролирующих и надзорных органов, экспертов, проектных и внедренческих организаций.

Утверждено

Госгортехнадзором России.

Постановление № 2 от 12.01.98.

ИНСТРУКЦИЯ о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России.

РД 03-259-98

1.1. «Инструкция о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России»* разработана с учетом требований Федеральных Законов Российской Федерации «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.97 № 117-ФЗ, «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.97 № 116-ФЗ и Постановлений Правительства Российской Федерации от 05.11.95 г. № 1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», от 16.10.97 г. № 1320 «Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений».

___________

* В дальнейшем для краткости именуется Инструкция.

Инструкция определяет цели, задачи, функции и структуру мониторинга безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций, подконтрольных Госгортехнадзору РФ, а также устанавливает порядок его осуществления при их эксплуатации.

1.2. В целях настоящей «Инструкции¼» используется следующее понятие: мониторинг безопасности гидротехнических сооружений промышленных предприятий, организаций (далее «Мониторинг безопасности») - это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером их воздействия на окружающую среду.

Мониторинг осуществляется в целях анализа и оценки прогноза развития ситуации с безопасностью сооружений и подготовку рекомендаций по преодолению негативных тенденций и устранению выявленных недостатков.

1.3. Инструкция является обязательной для предприятий, организаций всех организационно-правовых форм собственности, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию и эксплуатацию гидротехнических сооружений промышленных предприятий, поднадзорных Госгортехнадзору России.

1.4. Мониторинг безопасности осуществляется в пределах границ земельного участка, предоставленного для возведения гидротехнического сооружения (земельного отвода). В случаях, когда вредное влияние сооружения распространяется за границы земельного отвода, сфера действия мониторинга должна быть расширена до границ влияния.

1.5. Основой мониторинга безопасности являются ведущиеся на промышленных предприятиях, организациях наблюдения за состоянием безопасности и характером влияния гидротехнических сооружений на окружающую среду, осуществляемые службой геотехконтроля, маркшейдерскими, геологическими, природоохранными и иными службами.

1.6. Ведение мониторинга безопасности в горнодобывающей, металлургической, химической промышленности осуществляется на единой информационной и методической основе, обеспечивающей сопоставимость результатов наблюдений и совместимость с ними других систем мониторинга.

1.7. Структура и содержание мониторинга безопасности в разных отраслях промышленности регламентируется настоящей Инструкцией и другими ведомственными нормативно-методическими документами, согласованными с Госгортехнадзором России.

1.8. Координацию развития и функционирования систем мониторинга безопасности осуществляет Госгортехнадзор России.

2.1. Мониторинг осуществляется с целью обеспечения постоянного контроля за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и их воздействием на окружающую среду, предотвращения возникновения аварийных ситуаций и создания условий для безопасной эксплуатации.

2.2. Основной задачей мониторинга безопасности является обеспечение управления в области рациональной и безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений, безопасного ведения работ.

2.3. Цели и задачи мониторинга безопасности достигаются посредством организации системы постоянных (непрерывных) визуальных и инструментальных (в том числе автоматизированных, дистанционных) наблюдений, обеспечивающих получение качественной и достоверной информации в необходимых объемах.

2.4. К объектам мониторинга безопасности относятся:

Промышленные гидротехнические сооружения (накопители промышленных отходов: хвостохранилища, шламохранилища, гидроотвалы, пруды-отстойники, накопители технических, дренажных и шламовых вод, технологические водохранилища, выведенные из эксплуатации накопители жидких промышленных отходов, используемые как техногенные месторождения полезных ископаемых или находящиеся в нестабильном состоянии), включающие:

намывные и насыпные ограждающие и подпорные дамбы и плотины;

грунты основания гидротехнического сооружения в зоне влияния;

системы гидротранспорта и оборотного водоснабжения, включая прудки-отстойники;

основное технологическое оборудование;

природоохранные сооружения, предназначенные для предотвращения вредного влияния накопителя.

Проектная и эксплуатационная документация вышеуказанных объектов.

Состояние процесса подготовки и порядка подготовки обучения эксплуатационного персонала.

2.5. К основным технологическим процессам, на которые распространяется мониторинг безопасности, относятся:

технология складирования (намыва) шламов в накопители промышленных отходов;

технология осветления и оборота технической воды;

технология гидротранспорта;

технология рекультивации и вывода из эксплуатации (ликвидации) накопителей промышленных отходов;

технология повторной разработки и извлечения шламов из законсервированного накопителя;

осушение накопителей промышленных отходов;

технология промышленной переработки токсичных отходов.

Мониторинг безопасности также распространяется на:

осуществление мероприятий по обеспечению устойчивости гидротехнических сооружений и элементов конструкции накопителя;

анализ изменения химического состава складируемых отходов (класс токсичности) и характер его влияния на состояние конструкций ГТС.

2.6. Основные функции системы мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий:

наблюдения за устойчивостью (статической, динамической, сейсмической и фильтрационной) ограждающих дамб и других сооружений (элементов конструкции) накопителей промышленных отходов;

наблюдения за уровнями воды, глубиной, мутностью, химсоставом и объемами воды в прудках-отстойниках;

наблюдения за фильтрацией из накопителя;

учет сбросов (баланс) дренажных вод и выбросов загрязняющих веществ (в том числе пыли) в окружающую среду;

учет объемов и динамики складирования шламов;

учет физико-механических характеристик шламов, укладываемых в ограждающие дамбы и чашу накопителя;

учет технологических параметров складирования (намыва) шламов;

учет нарушенных (деградированных, загрязненных) и рекультивированных (восстановленных) земель;

наблюдения за состоянием (загрязнением) подземных и поверхностных вод в районе накопителя, а также грунтов прилегающих территорий.

3.1. Перечень контролируемых при осуществлении мониторинга безопасности параметров определяется на основании действующих нормативных документов, проекта натурных наблюдений (с учетом действующих и необходимых контрольно-измерительных приборов), рекомендаций по результатам экспертных оценок состояния безопасности сооружения, а также рекомендаций и предложений служб мониторинга, создаваемых на базе организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

3.2. Мониторинг безопасности строится на основе оптимизации объемов дистанционных и иных наблюдений, обеспечивающих своевременное выявление (прогнозирование) и предупреждение наиболее опасных аварийных ситуаций. Для выполнения отдельных наблюдений могут привлекаться соответствующие специализированные организации.

3.3. Основные требования к осуществлению мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций устанавливаются при проектировании гидротехнических сооружений и их эксплуатации с учетом нормативных актов Госгортехнадзора России.

3.4. Согласование проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений, выполненного эксплуатирующей организацией, осуществляется службой мониторинга, указанной в п. 4.1, которая осуществляет проверку информационной совместимости в соответствии с требованиями, установленными специализированной организацией (аналитическим центром), имеющей лицензию Госгортехнадзора России.

3.5. В целях определения уровня безопасности гидротехнических сооружений предприятиями, организациями по результатам ведения мониторинга составляются аналитические сведения по форме, утверждаемой Госгортехнадзором России, которые направляются в специализированную организацию (аналитический центр), а при необходимости в региональные органы Госгортехнадзора.

4.1. Состав службы предприятий, организаций, осуществляющий мониторинг безопасности, ее основные обязанности и права определяются «Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических объектов накопителя промышленных отходов (хвостового (шламового) хозяйства) предприятия», утверждаемой руководителем предприятия, организации по согласованию с региональным органом (округом) Госгортехнадзора России.

4.2. Руководство и организацию ведения мониторинга безопасности рекомендуется возлагать на службу геотехконтроля хвостового хозяйства предприятия, организации с привлечением специалистов маркшейдерских, геологических, технологических и иных служб предприятия.

4.3. Работы по мониторингу безопасности могут также выполняться на договорной основе специализированными организациями, имеющими специалистов необходимой квалификации и лицензию Госгортехнадзора России на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений.

4.4. Для регулирования безопасности гидротехнических сооружений и контроля ведения мониторинга, а также в целях своевременного получения и обмена информацией между предприятиями, организациями и специализированной организацией, имеющей лицензию на право экспертизы безопасности гидротехнических сооружений (далее именуемой аналитическим центром), рекомендуется заключать соответствующие договора.

4.5. Указанный аналитический центр при этом осуществляет следующие функции:

а) Периодический контроль за качеством натурных наблюдений на гидротехнических сооружениях предприятий, организаций.

б) Анализ и обработка поступающих данных натурных наблюдений по компьютерной сети или другими видами связи от предприятий, организаций, а также служб мониторинга.

в) Оперативное выявление угрожающих мер и тенденций, разработка мер и рекомендаций по их преодолению и направление информации о них по компьютерной сети или другими видами связи предприятиям, организациям и органам Госгортехнадзора России.

г) Информационное обслуживание предприятий, организаций и всех заинтересованных пользователей по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

4.6. Методическое руководство и контроль за осуществлением мониторинга безопасности гидротехнических сооружений возлагается на Госгортехнадзор России и его региональные органы.

files.stroyinf.ru

Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга...

Действующий

Срок введения в действие с 1 октября 2001 г.

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 N 117-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3589), Инструкцией о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98), утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 12.01.98 N 2 и зарегистрированной Минюстом России 4 февраля 1998 г. N 1467 (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1998, N 5) для целей настоящего документа используются следующие основные термины и определения.

1.1. Гидротехнические сооружения - плотины, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных организаций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов на окружающую природную среду.

1.2. Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

1.3. Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений - это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером воздействия опасных факторов на окружающую среду.

1.4. Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнического сооружения.

Настоящие Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях (далее - Методические рекомендации) предусматривают рекомендуемый порядок разработки, утверждения и состав проектной документации по мониторингу безопасности гидротехнических сооружений (ГТС) накопителей жидких отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и в организациях, осуществляющих проектирование, строительство, реконструкцию, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию, вывод из эксплуатации и консервацию ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

3.1.1. Проект мониторинга безопасности ГТС.

3.1.2. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

3.2. Проект мониторинга безопасности ГТС может выполняться как раздел проектной документации или как отдельная проектная документация на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов.

Разработку проектной документации на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов могут выполнять организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на проектирование ГТС.

Проект мониторинга безопасности ГТС для эксплуатируемых накопителей жидких отходов (кроме случаев их расширения и реконструкции) может составлять эксплуатирующая организация.

3.3. Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов составляет эксплуатирующая организация с учетом требований Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98).

3.4. Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС составляются по форме, утвержденной Госгортехнадзором России.

3.5. В проектной документации мониторинга ГТС может определяться следующий перечень объектов мониторинга:

3.5.1. Сооружения (устройства), входящие в состав ГТС.

3.5.2. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС.

3.5.3. Основание ГТС.

3.5.4. Технологические процессы, происходящие на сооружениях и в системах.

3.5.5. Природно-климатические процессы, происходящие на участке расположения ГТС.

3.5.6. Служба эксплуатации ГТС.

3.5.8. Документация по ГТС.

3.6. Объектами мониторинга могут быть как сооружения (устройства) в целом: дамбы (плотины), прудки-отстойники, насосные станции, пульповоды и водоводы, противофильтрационные экраны по дну накопителя, нагорные канавы и руслоотводные каналы, аварийные емкости, водосбросные колодцы, коллекторы, водопропускные (водосбросные) сооружения и каналы и т.п., так и их составляющие части (конструктивные элементы).

Например, в дамбе объектами мониторинга могут быть противофильтрационные элементы (ядро, экран, понур), дренажные элементы, пляжная зона (упорная призма) для намывных дамб, низовой откос и т.п.

3.7. Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС:

3.7.1. Система гидротранспорта.

3.7.2. Система сгущения пульпы.

3.7.3. Система оборотного водоснабжения.

3.7.4. Дренажная система.

3.7.5. Водоотводная (противопаводковая) система.

3.7.6. Замораживающая система для дамб мерзлого типа в северной климатической зоне.

3.7.7. Система контрольно-измерительной аппаратуры (исправность и работоспособность элементов контрольно-измерительной аппаратуры).

3.8. Основание ГТС - важная составляющая в обеспечении общей безопасности ГТС, поэтому оно может быть объектом мониторинга.

3.9. Технологические процессы, происходящие на сооружениях, в системах и в основании ГТС, связаны с технологией эксплуатации, и также могут являться объектами мониторинга.

Базовый процесс, порождающий другие процессы, - складирование отходов; на намывных накопителях - это процесс намыва.

Технологические процессы на накопителях жидких отходов:

3.9.1. Фильтрация.

3.9.2. Деформация (дамб, основания, пульповодов и т.п.).

3.9.3. Температурный процесс (промерзание - оттаивание).

3.9.4. Испарение (с водной поверхности, поверхностей пляжей и т.п.).

3.9.5. Пыление (мелкодисперсных шламов).

3.9.6. Заиление (зашламование прудков-отстойников, аварийных емкостей и т.п.).

3.9.7. Берегопереработка.

dokipedia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта