«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Бенуа Александр Николаевич

Александр Николаевич Бенуа 427k

-

(03.05.1870 - 09.02.1960)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Бенуа Александр Николаевич [21.4(3.5).1870, Петербург, - 9.2.1960, Париж], русский художник, историк искусства, художественный критик. Сын архитектора Н.Л. Бенуа. Искусству обучался самостоятельно. Жил в Петербурге. В 1896-98 и 1905-07 работал во Франции. Один из организаторов и идейный руководитель объединения «Мир искусства» и журнала того же наименования. В своей книге «История русской живописи в 19 веке» (ч.1-2, СПБ, 1901-02) и статьях начала 1900-х гг. Б. подверг критике академическое искусство, а также выступил с идеалистических позиций против эстетики Н.Г. Чернышевского и гражданственности живописи передвижников, выдвинув главным критерием оценки произведений искусства их «художественность». От некоторых полемически заостренных оценок Б. впоследствии отказался. Страстный пропагандист классического наследия, в том числе русского искусства 18 - 1-й четверти 19 вв., Б. был инициатором создания ряда искусствоведческих изданий и музеев (сборники «Художественные сокровища России», редактировал в 1901-03; журнал «Старые годы»; Музей старого Петербурга и т.д.). В предреволюционные годы выступал против крайних формалистических направлений. С 1917 Б. принимал активное участие в организации охраны памятников искусства и в перестройке музейного дела (особенно в реорганизации Эрмитажа, заведующим картинной галереей которого он был в 1918-26).
Ощущение кризиса буржуазного общества и неизбежности революционных потрясений приводит Б. к поискам «вечных», «устойчивых» духовных и эстетических идеалов как антитезы противоречиям современности. Сочетаясь с увлечением искусством Франции 17-18 вв. и России 18 - 1-й четверти 19 вв., это придает его творчеству ретроспективную направленность. Б. - создатель особой разновидности исторической живописи, типичной для «Мира искусства», т.е. достоверного по характерности деталей, но одностороннего поэтического отражения той области истории, которую в каждую эпоху составляют ее быт и искусство. Б. привлекают хрупкая красота и гротескная причудливость клонящейся к упадку дворянской культуры (серия «Последние прогулки Людовика XIV», 1897-98; «Версальская серия», 1905-06). Грустная ирония пронизывает его картины, в которых чинно шествующие или суетящиеся фигурки людей сопоставлены с непреходящей и величественной красотой совершенных произведений искусства. В завитках старинного орнамента, в жестах и осанке людей прошлого Б. видел материальное выражение духа и поэзии минувшей эпохи. Но творчество Б. не сводится к искусной стилизации, оно связано и с общим развитием живописи своего времени.
Б. принадлежит к числу реформаторов русской театрально-декорационной живописи на рубеже 20 в. (опера «Гибель богов» Р. Вагнера, 1903, и балет «Павильон Армиды» Н.Н. Черепнина, 1907, - Мариинский театр в Петербурге). С 1908 оформлял спектакли антрепризы С.П. Дягилевав Париже (балет «Петрушка» И.Ф. Стравинского, 1911, театр Шатле) и до 1911 был ее художественным руководителем. В 1913-15 заведующий художественной частью и режиссер МХТ («Мольеровский спектакль», 1913, сорежиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко). С 1919 режиссер и художник Академического театра оперы и балета («Пиковая дама» П.И. Чайковского, 1921) и Большого драматического театра («Слуга двух господ» К. Гольдони, 1921) - в Петрограде. Работы Б. для театра отличаются художественной цельностью, тщательной продуманностью декораций, костюмов и бутафории, тонким чувством стиля. Убедительны отмеченные графическим изяществом иллюстрации Б., в том числе иллюстрации к «Медному всаднику» А.С. Пушкина (один из вариантов издан в 1923), созвучные то лиризму, то драматическому пафосу пушкинского стиха.
С 1926 Б. жил в Париже, работая главным образом над эскизами декораций и костюмов для спектаклей в театрах Франции, Италии и др. стран.
:
...




  • Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. [Djv-Fax-41.8M] [Pdf-Fax-88.9M] Автор: Александр Николаевич Бенуа. Составление, вступительная статья и комментарии В.М. Володарского. Художник Л.П. Хромова.
    (Москва: Издательство «Республика», 1995)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax, Pdf-Fax: bolega, 2019
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      В.М. Володарский. Живое наследие серебряного века (5).
      I. Введение (17).
      II. Первые шаги (23).
      III. Портретисты XVIII века (32).
      IV. О.А. Кипренский. В.А. Тропинин. А.О. Орловский (47).
      V. А.Г. Венецианов и его школа. Ф.П. Толстой (63).
      VI. Первые пейзажисты (85).
      VII. Первый академический период (96).
      VIII. К.П. Брюллов. Академические годы. Пребывание в Италии (102).
      IX. К.П. Брюллов в России (112).
      Х.Ф. А. Бруни (122).
      XI. Эпигоны академизма. К.Д. Флавицкий. Последние академики (128).
      XII. Влияние Академии на реалистическую школу (141).
      XIII. Академический жанр. Карикатуристы (145).
      XIV. А.А. Иванов. Пребывание в Риме. «Явление Мессии». (153).
      XV. Эскизы А.А. Иванова к Священному писанию. Возвращение в Россию (170).
      XVI. Н.Н. Ге (177).
      XVII. В.М. Васнецов. Сказки. Религиозная живопись. Владимирский собор (186).
      XVIII. П.А. Федотов (203).
      XIX. Перелом 50-х годов. Эстетика 50-х годов (216).
      XX. Отказ 13-ти конкурентов (223).
      XXI. Реалисты 50-х годов (230).
      XXII. В.Г. Перов (235).
      XXIII. Художники 60-х годов. И.М. Прянишников (245).
      XXIV. И.Н. Крамской (255).
      XXV. И.Е. Репин (264).
      XXVI. К.А. Савицкий. Н.А. Ярошенко (279).
      XXVII. В.В. Верещагин (283).
      XXVIII. В.Е. Маковский (290).
      XXIX. Новые веяния. Освобождение от тенденции (295).
      XXX. Пейзажисты Воробьевской школы. М.И. Лебедев Ф.А. Васильев. И.К. Айвазовский (298).
      XXXI. М.К. Клодт. И.И. Шишкин. А.И. Куинджи (307).
      XXXII. А.К. Саврасов. В Д. Поленов. Н.Н. Дубовской. И.С. Остроухов (319).
      XXXIII. В.И. Суриков (325).
      XXXIV. «Мир искусства». С. Дягилев. С. Мамонтов (341).
      XXXV. И.И. Левитан (345).
      XXXVI В.А. Серов. К.А. Коровин (356).
      XXXVII. М.В. Нестеров (367).
      XXXVIII. А.М. Васнецов. М.В. Якунчикова-Вебер. А.П. Остроумова. С.И. Светославский (374).
      XXXIX. Интернационалисты. И.Э. Браз. Ф.А. Малявин (382).
      XL. Возрождение декоративного искусства. В.М. Васнецов. Е.Д. Поленова. К.А. Коровин. А.Я. Головин. С.В. Малютин (387).
      XLI. Национализм в искусстве (399).
      XLII. М.А. Врубель (403).
      XLIII. Л.С. Бакст. Е.Е. Лансере (410).
      XLIV. К.А. Сомов (414).
      Комментарии (420).
      Указатель имен (430).
      Список иллюстраций (445).
ИЗ ИЗДАНИЯ: Книга известного исследователя искусства, художника Александра Николаевича Бенуа (1870-1960), раскрывающая широкую панораму развития русской живописи в XIX столетии, стала не только классикой отечественного искусствоведения, но и замечательным памятником серебряного века в русской художественной культуре. Яркие характеристики неповторимой творческой индивидуальности мастеров искусства, умение остро чувствовать и передавать другим «тайну красоты» придают особый интерес живой, талантливой работе А.Н. Бенуа, впервые переиздающейся со дня выхода в свет в 1902 году. Книга богато иллюстрирована.
Для широкого круга читателей.