«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Маранцман Владимир Георгиевич

Владимир Георгиевич Маранцман 122k

-

(30.07.1932 - 05.01.2007)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Википедия: Маранцман Владимир Георгиевич (30 июля 1932 - 5 января 2007, Санкт-Петербург) - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания русского языка и литературы, член-корреспондент РАО. Литературовед, методист, переводчик, поэт.
В 1950 году окончил Ленинградский педагогический институт, учительствовал в школе.
С 1963 года его место работы - кафедра методики преподавания русского языка и литературы Герценовского педагогического института. Здесь он защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Возглавил кафедру в 1989 году.
Всю жизнь занимаясь методикой преподавания литературы, В.Г. Маранцман стремился расширить ее горизонты, разрабатывая принципы взаимодействия искусств на уроке литературы. Диалог культур, стилей и авторов он рассматривал как смысловое поле, в котором должен зазвучать голос ученика.
Его всегда привлекали педагогические технологии, активизирующие познавательную деятельность школьников, способствующие творческой самореализации личности. Показательно, что через два года после появления книги дидакта А.М. Матюшкина «Проблемные ситуации в мышлении и обучении» (М., 1972), в которой обосновывались основные категории и понятия проблемного обучения как педагогического метода (проблемный вопрос, проблемная ситуация, цепочка проблемных ситуаций и т.д.), В.Г. Маранцман в соавторстве с Т.В. Чирковской адаптировал этот метод к преподаванию литературы.
Ученый-методист рассматривал данный метод как наиболее эффективный, так как проблемный вопрос, организующий проблемную ситуацию, всегда внутренне противоречив и побуждает читателя-школьника искать свой вариант ответа из многих возможных. Проблемную ситуацию он трактовал как завязку свободной дискуссии, формирующей навыки читательской рефлексии. В ситуации идеологически выдержанных трактовок классики побуждение ученика самостоятельно выбирать свою позицию по отношению к тексту, самостоятельно определять свою точку зрения и на этом основании строить интерпретацию было шагом к раскрепощению методической и профессиональной мысли.
Диалог читателя с текстом, развивающийся в равноправном диалоге учителя и ученика, совместный поиск истины в столкновении мнений - таковы, по мнению ученого, педагогические основания литературного образования. Художественный текст многозначен и, следовательно, всякая однозначность интерпретации есть примитивизация авторской концепции. Именно в примитивизации технологий литературного образования, не позволяющих раскрыть многозначность художественного текста, В.Г. Маранцман видел одну из причин падения интереса школьников к литературе.
В.Г. Маранцман создал свою методическую школу. Его учеников можно встретить в коллективах школ по всей территории бывшего Советского Союза. Им и его коллегами подготовлены учебники литературы для российских школьников.
Автор более 350 научных работ, двух десятков книг.
:
...




  • Маранцман В.Г. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в школьном изучении. [Djv-Fax- 2.2M] Пособие для учителя.
    (Москва: Издательство «Просвещение», 1983)
    Скан, обработка, формат Djv-Fax: Николай Савченко, 2014
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      От автора (3).
      Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в восприятии учеников VIII и X классов (5).
      Вступительные занятии по изучению романа (18).
      Анализ романа «Евгений Онегин» на уроках в VIII классе и его варианты (32).
      Проблемный анализ романа (33).
      Анализ романа «вслед за автором» (97).
      Изучение системы образов романа (116).
      Заключительные занятия по изучению романа (125).
      Повторение романа «Евгений Онегин» в X классе (138).
ИЗ ИЗДАНИЯ: В пособии дана система уроков по изучению в школе романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Ориентируясь на восприятие романа читателями-восьмиклассниками и опираясь на результаты литературного развития учащихся, достигнутые ими в IV-VII классах при изучении курса литературы и, в частности, темы «А.С. Пушкин», автор предлагает различные пути анализа романа в VIII классе: проблемный, «вслед за автором» и пообразный.