«И» «ИЛИ»  
© Публичная Библиотека
 -  - 
Универсальная библиотека, портал создателей электронных книг. Только для некоммерческого использования!
Паскаль Блез

Блез Паскаль 158k

-

(19.06.1623 - 19.08.1662)

  ◄  СМЕНИТЬ  ►  |▼ О СТРАНИЦЕ ▼
▼ ОЦИФРОВЩИКИ ▼|  ◄  СМЕНИТЬ  ►  
Большая советская энциклопедия: Паскаль (Pascal) Блез (19.6.1623, Клермон-Ферран, - 19.8.1662, Париж), французский религиозный философ, писатель, математик и физик. Родился в семье высокообразованного юриста, занимавшегося математикой и воспитывавшего своих детей под влиянием педагогических идей М. Монтеня, рано проявил выдающиеся математические способности, войдя в историю науки как классический пример отроческой гениальности.
Первый математический трактат П. «Опыт теории конических сечений» (1639, издан 1640) являлся развитием трудов Ж. Дезарга, содержал одну из основных теорем проективной геометрии - Паскаля теорему. В 1641 (по другим сведениям, в 1642) П. сконструировал суммирующую машину. К 1654 закончил ряд работ по арифметике, теории чисел, алгебре и теории вероятностей (опубликованных в 1665). Круг математических интересов П. был весьма разнообразен. П. нашел общий алгоритм для нахождения признаков делимости любого целого числа на любое другое целое число (трактат «О характере делимости чисел»), способ вычисления биномиальных коэффициентов (см. Арифметический треугольник), сформулировал ряд основных положений элементарной теории вероятностей («Трактат об арифметическом треугольнике», опубликованный в 1665, и переписка с П. Ферма). В этих работах П. впервые точно определил и применил для доказательства метод математической индукции. Труды П., содержащие изложенный в геометрической форме интегральный метод решения ряда задач на вычисление площадей фигур, объемов и площадей поверхностей тел, а также др. задач, связанных с циклоидой, явились существенным шагом в развитии анализа бесконечно малых. Теорема П. о характеристическом треугольнике послужила одним из источников для создания Г. Лейбницем дифференциального и интегрального исчисления.
Вместе с Г. Галилеем и С. Стевином П. считается основоположником классической гидростатики: он установил ее основной закон (см. Паскаля закон), принцип действия гидравлического пресса, указал на общность основных законов равновесия жидкостей и газов. Опыт, проведенный под руководством П. (1648), подтвердил предположение Э. Торричелли о существовании атмосферного давления.
По материалам 2-го издания БСЭ.
Работа П. над проблематикой точных наук в основном относится к 1640-1650-м гг. Разочаровавшись в «отвлеченности» этих наук, П. обращается к религиозным интересам и философской антропологии. Сблизившись с представителями янсенизма, он с 1655 ведет полумонашеский образ жизни в янсенистской обители Пор-Руаяль-де-Шан, вступив в энергичную полемику по вопросам религиозной этики с иезуитами; плодом этой полемики стали «Письма к провинциалу» (1657) - шедевр французской сатирической прозы. В центре занятий П. в последние годы жизни - попытка «оправдания» христианства средствами философской антропологии. Этот труд не был закончен; афористические наброски к нему после смерти П. в «исправленном» виде вышли в свет под заглавием «Мысли г. Паскаля о религии и о некоторых других предметах» (1669). Только текстологическая работа 19-20 вв. восстанавливает подлинный текст «Мыслей».
Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, который прошел через опыт механистического рационализма 17 в. и со всей остротой поставил вопрос о границах «научности», указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем предвосхищая последующую иррационалистическую тенденцию в философии (Ф.Г. Якоби, романтизм и т.д., вплоть до представителей экзистенциализма). Выведя основные идеи христианства из традиционного синтеза с космологией и метафизикой аристотелевского или неоплатонического типа, а также с политической идеологией монархизма (так называемый «союз трона и алтаря»), П. отказывается строить искусственно гармонизированный теологический образ мира; его ощущение космоса выражено в словах: «это вечное молчание безграничных пространств ужасает меня». П. исходит из образа человека, воспринятого динамически («состояние человека - непостоянство, тоска, беспокойство»), и не устает говорить о трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в акте мышления (человек - «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает меня, как точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на антропологической проблематике предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркегора и Ф.М. Достоевского.
П. сыграл значительную роль в формировании французской классической прозы; его влияние испытали Ф. Ларошфуко и Ж. Лабрюйер, М. Севинье и М. Лафайе.
:
...




  • Паскаль Б. Мысли. (Pensees) [Djv-Fax- 4.5M] Перевод с французского Юлии Гинзбург. Вступительная статья и комментарии Ю.А. Гинзбург. Разработка оформления серии С. Семенова. Оформление П. Бородина и А. Поляковой.
    (Москва: Издательство имени Сабашниковых, 1995. - Памятники мировой литературы)
    Скан, OCR, обработка, формат Djv-Fax: mor, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Юлия Гинзбург. Мысли, о главном (5).
      Жизнь господина Паскаля, написанная госпожой Перье, его сестрой, супругой господина Перье, советника палаты сборов в Клермоне (38).
      Заметки о жизни господина Паскаля, написанные мадемуазель Маргаритой Перье, его племянницей (69).
      МЫСЛИ (77).
      МАЛЫЕ СОЧИНЕНИЯ
      Беседа с господином де Саси (375).
      Сравнение первых христиан с нынешними (387).
      Молитва, чтобы Бог дал мне употребить болезни во благо (391).
      Три беседы о положении сильных мира сего (398).
      ПИСЬМА (403).
      Комментарии (433).
      Хронологическая таблица (475).
ИЗ ИЗДАНИЯ: «Мысли» - оставшийся незавершенным труд великого французского ученого и философа XVII столетия Блеза Паскаля. Это сочинение, несмотря на свою отрывочность, принадлежит к высшим достижениям человеческого духа. Оно содержит самые глубокие и одновременно самые пронзительные размышления о Боге и людской природе, о цели жизни и смысле смерти. В настоящее издание включены также тексты самого Паскаля и его близких, так или иначе связанные с «Мыслями».
  • Паскаль Б. Мысли о религии. [Pdf-Fax- 1.8M] Перевод с французского С. Долгова.
    (Москва: Типография И.Д. Сытина и Ко, 1892)
    Предоставил формат: Сергей Четвериков, 2012
    • СОДЕРЖАНИЕ:
      Статья I. Общее понятие о человеке
      Статья II. Величие человека
      Статья III. Суетность человека, воображение, самолюбие
      Статья IV. Слабость человека, непрочность его естественных познаний
      Статья V. Жалкое состояние человека
      Статья VI. Удивительные противоположности, встречающиеся в природе человека в отношении истины, счастья и многих других вещей
      Статья VII. Против равнодушия атеистов
      Статья VIII. Разумнее верить, чем не верить в то, чему учит христианская религия
      Статья IX. Признаки истинной религии
      Статья X. Истинная религия доказывается заключающимися в человеке противоположностями и первородным грехом
      Статья XI. Подчинение и власть разума
      Статья XII. Изображение человека, который, испытав тщетность усилий обрести Бога одним разумом, начал читать Писание
      Статья XIII. О евреях
      Статья XIV. О прообразах; прообразный характер древнего закона
      Статья XV. Об Иисусе Христе
      Статья XVI. Свидетельства об Иисусе Христе пророков
      Статья XVII. Различные свидетельства об Иисусе Христе
      Статья XVIII. Для чего Бог, скрываясь от одних, обнаруживает Себя другим
      Статья XIX. Ветхий и Новый Заветы в существе одна религия
      Статья XX. Истинное, благотворное познание Бога достижимо только через Иисуса Христа
      Статья XXI. Мысли о чудесах
      Статья XXII. Различные мысли о религии
      Статья XXIII. Размышления о Тайне Христовой
ИЗ ИЗДАНИЯ: ...