Энергетика дальнего востока: Дальний Восток: энергетика роста

Не допустить ценового шока, или Как Дальний Восток будет развивать энергорынок

Не допустить ценового шока, или Как Дальний Восток будет развивать энергорынок

  • Все материалы

    Новости

    Интервью

    Комментарии

    Мнения

    Обзоры
    Исследования
    5o’clock
    Куда поехать

  • ЖД Транспорт Новости ИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • АвтоНовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Водный транспорт НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Логистика НовостиИнтервьюКомментарииМненияОбзоры

  • Авиация Новости Интервью КомментарииМненияОбзоры

  • Разное
    Новости
    Интервью
    Комментарии
    Мнения
    Обзоры
    Статистика

    Новости
    Интервью
    Комментарии
    Мнения
    Обзоры
    Статистика

  • Спецпроекты
  • Справочник
  1. Главная
  2. /

  3. Разное
  4. /

  5. Комментарии
  6. /

  7. Не допустить ценового шока, или Как Дальний Восток будет развивать энергорынок

08. 09.2022 14:27:00

Разное / Комментарии

Для развития экономики и промышленности Дальнего Востока и, в частности, развития БАМа и Транссиба, по которым сегодня растут объемы грузовых перевозок, нужна доступная и качественная электроэнергетика. Но в настоящее время на территории Объединенной энергетической системы (ОЭС) Дальнего Востока отсутствуют конкурентные отношения и рыночное ценообразование. Ценообразование на 100% регулируется государством, а само развитие электроэнергетики региона сдерживают целый ряд факторов. А именно – высокая стоимость топлива, необходимость привлечения инвестиций и обширные территории. Как изменить правила регулирования рынка? Как это отразится на ценах на электроэнергию? И как ускорить электрификацию Восточного полигона? Все эти вопросы обсудили участники сессии «Электроэнергетика Дальнего Востока: расширение зоны конкурентного ценообразования и интеграция с ЕЭС России» на проходящем в эти дни ВЭФ-2022.

Расширить путем объединения

На сегодня энергосистема страны разделена на дне ценовые зоны – первая (европейская часть России и Урал) и вторая (Сибирь), а также несколько неценовых регулируемых зон. Как сообщил министр энергетики РФ Николай Шульгинов, ведомство предлагает расширить вторую ценовую зону путем присоединения Дальнего Востока вместо создания третьей ценовой зоны. По его словам, это позволит привлечь дополнительные инвестиции за счет создания рыночных условий и повысит надежность энергоснабжения.

По словам министра, на сегодня на ОЭС Дальнего Востока нет рыночных технологий, рыночного ценообразования и рыночной конкуренции. Есть 100%-ное государственное регулирование, и в этом заключается большая проблема. «Есть поручение президента страны об усилении связи Сибири и Дальнего Востока, которая приведет к созданию единого рыночного пространства. И учитывая, что это будет единое рыночное пространство, мы не можем допустить, чтобы на востоке рынок развивался по каким-то другим технологиям, чем те, которые существуют и в Сибири, и в Европе», – заявил Н. Шульгинов.

При этом он подчеркнул, что ему лично не нравится понятие «третья ценовая зона». «Такое ощущение, что мы разрабатываем какой-то отдельный рынок, называем его традиционной зоной и пытаемся там какие-то особые условия внедрить именно на Дальнем Востоке», – сказал министр.

Это присоединение, по его словам, будет сопровождаться определенными рыночными особенностями и технологиями. Но у РФ уже есть подобные опыт: в 2014 году новая территория (Крым) также интегрировалась в единую энергосистему.

Его позицию поддержал и председатель правления ассоциации «НП Совет рынка» Максим Быстров. «С точки зрения присоединения к ценовым зонам я напомню, что мы присоединяли Крым, довольно большой субъект Федерации. Там тоже была совсем другая энергетика, не было разделения по видам деятельности, но мы за год под успешным руководством Минэнерго сделали этот достаточно непростой процесс. Поэтому я могу сказать, что мы к этому готовы и многое продумали», – высказался он.

Как подчеркнул министр, важно в этом процессе не допустить «ценовых шоков» от объединения энергосистемы Дальнего Востока с Сибирской. Поэтому тарифы для населения должны сохраниться.

Приемлемые цены – превыше всего

Как именно будет рассчитываться свободная стоимость электроэнергии в будущем, объяснил замглавы ФАС России Виталий Королев. Он сообщил, что существующая надбавка на цену для первой и второй ценовых энергозон сдерживает увеличение стоимости электроэнергии для некоторых территорий ДФО.

«Фактически мы говорим о либерализации только 50% конечной стоимости электроэнергии, потому что 50% – это сети, которые останутся в регуляторике. Поэтому здесь стабильность будет соблюдена минимум на 50%, потребителям переживать не следует. С 2019–2020 гг. мы применяем долгосрочное тарифное регулирование», – сказал он.

В. Королев заявил, что для обеспечения конкурентной и доступной цены на Дальнем Востоке ФАС предлагает рассмотреть вопрос субсидирования перевозки угля и мазута, из которых в дальнейшем производится электроэнергия. Аналогичный механизм применялся в 2022 году на рынке бензина и дизельного топлива. Еще одним способом является проведение газификации при наличии технических возможностей.

«Мы понимаем, что для того, чтобы обеспечить конкурентную цену на Дальнем Востоке, необходимо обеспечить первичное топливо, из которого вырабатывается электроэнергия, по приемлемым ценам – это уголь, мазут. И там, где это возможно сделать, необходимо провести газификацию», – комментирует замглавы ФАС.

Он добавил, что одной из мер привлечения инвестиций и развития конкуренции на Дальнем Востоке является принятие дорожной карты. Ее проект уже разработан в Минэнерго России. Необходимо создать стимулы в виде долгосрочного рыночного ценообразования для строительства новых объектов, отмечает В. Королев. Для чего необходимо провести модельные расчеты и сделать их публичными для возможной оценки. Таким образом, потребители и участники рынка будут видеть, как государство планирует развивать конкуренцию в электроэнергетике на Дальнем Востоке.

При этом он подчеркнул, что с возникновением рыночного ценообразования пределы стоимости электроэнергии для конечных потребителей и индекс платы останутся прежними.

Новые линии

На Дальнем Востоке для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, освоения минерально-сырьевой базы и создания новых индустриальных кластеров идет строительство новых сетей и ЛЭП.

Так, в планах компании «Россети», как доложил ее генеральный директор и председатель правления Андрей Рюмин, строительство двух новых линий электропередачи 220 кВ Даурия – Могоча и Таксимо – Чара общей протяженностью 560 км. Также запланирована модернизация нескольких действующих центров питания для повышения системной надежности энергетики Дальнего Востока и развития оптового рынка.

«Проект позволит обеспечит передачу до 350 МВт мощности из ОЭС Сибири и до 450 МВт – из ОЭС Дальнего Востока. В перспективе после 2026–2028 гг. обсуждается развитие сети 500 кВ с увеличением перетоков до 620 МВт и 690 МВт соответственно», – отметил А. Рюмин.

При этом он подчеркнул, что реализация проектов, не связанных напрямую с присоединением потребителей, потребует привлечения господдержки.

В дискуссии о необходимости перехода на рыночные условия А. Рюмин отметил, что вопрос отсутствия рынка в сфере энергетики ставит отрасль в условия, где государство задает монопольный тариф на электроэнергию. Поэтому в перспективе сетевой комплекс должен перейти в рынок, потому что электроэнергетика сегодня – это единственная отрасль, в которой сейчас «нет рынка». По его мнению, для этого перехода нужно сначала переходить к единому тарифу, а потом отменять его регулирование.

Привлечение инвестиций

Как отмечают участники дискуссии, на сегодня ОЭС Дальнего Востока при всей своей проблематике считается одной из самых развивающихся. С начала этого года рост составляет 3,9% при среднем по стране 1,9%.

Председатель правления АО «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий отмечает существенное превышение темпов роста и электропотребления. «Это и транспорт, и добыча полезных ископаемых, и металлургия. Важно, что развитие идет неравномерно по территории», – сказал он.

По его мнению, во время процесса налаживания рыночных отношений с технологической точки зрения изменений будет немного. Поменяются только долгосрочные и среднесрочные стимулы, возможность модернизировать объекты электроэнергетики. «В этом смысле в среднесрочной и долгосрочной перспективе надежность должна улучшиться. Это будет плавный переход с учетом регулируемых договоров. Запуск рынка даст долгосрочные плюсы, но сам момент не представляет каких-либо минусов», – добавил спикер.

Вместе с тем, помимо уже названной проблемы высокой стоимости топлива, как отмечают участники сессии, Сибирь и Дальний Восток разделяют слишком большие расстояния.

«От Иркутска (из полумиллионников это самый близкий к Дальнему Востоку город второй ценовой категории в Сибири) до Хабаровска – 3,4 тыс. км. В этом смысле ценовой зоне все равно суждено быть третьей, даже если мы ее называем второй, потому что конкуренция требует, чтобы были сотни километров друг от друга, а не тысячи», – рассуждает гендиректор ООО «Сибирская генерирующая компания», член совета директоров АО «СУЭК» Степан Солженицын.

Подытоживая дискуссию, стоит отметить, что несмотря на ряд проблем необходим перевод энергетики Дальнего Востока на рыночные отношения. Только наличие рынка позволит привлечь в регион инвесторов и модернизировать уже существующие объекты, в том числе на Восточном полигоне. После реализации Восточного полигона, как считают в Минэнерго, останется только продолжать строительство сетей на восток.

Автор: Наталья Гусаченко

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

ЖД Транспорт

Отечественный дефицит: производство контейнеров в России все еще на низком старте

Авто

Остановочные пункты на межрегиональных автобусных маршрутах подвели под закон

ЖД Транспорт

Новые риски, рост расходов и уход на автотранспорт: как допиндексация тарифов РЖД отразилась на рынке

ЖД Транспорт

Тариф РЖД: в ожидании худшего

ЖД Транспорт

Индекс качества: что в сухом остатке?

ЖД Транспорт

Драма на границе России и Китая: инфраструктура не справляется с грузопотоком

Логистика

Порты Астрахани заблокированы зерном

ЖД Транспорт

Индекс качества: беспрецедентное снижение

Логистика

Контейнерооборот Дальнего Востока растет через силу

Водный транспорт

Минпромторг: темпы судостроения могут привести к дефициту металла

Новости

  • 12:50Технические работы на портале
  • 11:33Из дорог Восточного полигона наибольший спад погрузки лесных грузов в этом году произошел на ВСЖД
  • 11:12Показатель грузооборота по СМП составит около 34 млн тонн
  • 10:29С начала года общий парк грузовых вагонов РФ вырос на 27,9 тыс. ед.
  • 10:25Представители «Восточного Порта» стали победителями первенства Приморья по настольному теннису
  • 09:38Из-за потолка цен на нефть РФ стоимость энергоресурса может дойти до $150
  • 09:02Железнодорожники ЦВО завершили сооружение земляного полотна на второй ветки БАМа
  • 07/12 18:00
    ЕК согласовала новую пересмотренную концепцию развития Трансъевропейской транспортной сети TEN-T
  • 07/12 17:42
    Продлена программа поддержки авиаперевозчиков
  • 07/12 17:21
    Грузовой порт Поти в Грузии может быть расширен для Транскаспийского маршрута
  • 07/12 16:58
    В этом году наблюдается положительная динамика по лизингу грузового автотранспорта и спецтехники
  • 07/12 16:41
    МТК Север – Юг не способен обеспечить запросы российских грузовладельцев
  • 07/12 16:32
    РЖД и ФТС планируют экспортировать цифру на восток
  • 07/12 16:13
    Начиная с июня производство грузовых вагонов постепенно увеличивается
  • 07/12 15:52
    Почти на три сотни увеличилось число контейнерных операторов в России
  • 07/12 15:22
    МС-21 испытали на аварийную посадку: самолет выстоял
  • 07/12 14:53
    Индекс качества: симптом вагонного дефицита
  • 07/12 14:40
    РЖД стыкуются с Севморпутем
  • 07/12 14:09
    Отменена чартерная программа полетов из Калининграда в Египет через Анталию
  • 07/12 13:33
    РЖД начнут отправлять по пять регулярных контейнерных поездов с полувагонами в сутки из ДФО
  • 07/12 13:03
    На топ-10 операторских компаний приходится около 80% парка полувагонов
  • 07/12 12:32
    Наземные перевозки необходимо связать с морскими для создания логистического кольца
  • 07/12 12:10
    Грузавтотранс: государство поддерживает все виды грузового транспорта, кроме автомобильного
  • 07/12 11:16
    Развитие инфраструктуры не поможет обеспечить вывоз грузов
  • 07/12 10:51
    Прогноз ИПЕМ: производство грузовых вагонов может упасть более чем на 15%

Спецпроекты

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов

    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.

  • Перевозки зерна и удобрений

    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.

  • Перевозки скоропортящихся грузов

    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности — в нашем специальном проекте.

НАШИ МЕРОПРИЯТИЯ >>

КАЛЕНДАРЬ ОТРАСЛИ

Выставка
Конгресс
Конференция
Круглый стол
Премия
Саммит
Семинар
Форум
Дискуссионный клуб

Чтобы обеспечить лучшие Ваши возможности просмотра на веб-сайте rzd-partner. ru, мы используем файлы-куки (англ. cookies). Своё согласие на них Вы подтвердите оставаясь на веб-сайте для дальнейшего просмотра или нажимая «Я согласен».

Я согласен

В этом разделе разрешена авториразация не более, чем с 2-х разных устройств.

На ВЭФ обсудили перспективы объединения энергосистем Дальнего Востока и Сибири

Единая энергетическая система России состоит из 71 региональной энергосистемы, которые образуют семь объединенных энергетических систем: Востока, Сибири, Урала, Средней Волги, Юга, Центра и Северо-Запада. В ОЭС «Восток» входят энергосистемы Амурской области, Хабаровского края и ЕАО, Приморья и Якутии.

«В ОЭС «Восток» рыночных технологий нет, ценообразования рыночного нет, конкурентных отношений нет. Есть государственное регулирование 100%. И в этом, наверное, проблема», — сказал министр энергетики Николай Шульгинов. У госрегулирования нет достаточного ресурса для эффективного производства электрической энергии, отметил министр. Также есть и другая проблема — отсутствие инвестиций. Соотвественно, на Дальнем Востоке устаревание техники выше, чем в среднем по стране. Один из примеров — сейчас практически невозможно подключить новых пользователей на юге Приморья. При этом электроэнергия на Дальнем Востоке для потребителей самая дорогая в стране.

Объединение энергосистем Дальнего Востока и Сибири позволит создать единое рыночное пространство, привлечь инвестиции, обеспечить развитие сети, сказал министр.

Инвесторов может привлечь зеленая энергетика, в этом направлении у Дальнего Востока большой потенциал, отметили эксперты. При этом сейчас энергосистема «Востока» уже считается одной из самых развивающихся. Рост составляет 3,9% с начала этого года, при среднем по стране 1,9%, отметил председатель правления «Системный оператор Единой энергетической системы» Федор Опадчий. «Мы видим, что существенное превышение темпов роста и электропотребления, это и транспорт, и добыча полезных ископаемых, и металлургия. Важно, что развитие идет неравномерно по территории», — сказал Опадчий.

По его словам, одна из сложностей на Дальнем Востоке, в том числе с точки зрения выработки электроэнергии, — изменение природных факторов. «Еще два месяца назад у нас на сохранялась тяжелая ситуация с выработкой на Вилюйской ГЭС (Якутия. — Прим. ред.), а сейчас у нас ситуация близка к открытию холостых водосбросов. Нам нужно уметь управлять энергосистемой не только из-за бурного роста энергопотребления, но и значимого изменения природных факторов. А поскольку система работает изолированно, то и влияние каждого из таких факторов значительно. Один из основных эффектов создания крупных энергосистем — это взаимное резервирование и меньшая зависимость от конкретных сложностей, которые в большой системе растворятся», — добавил Опадчий.

Ряд экспертов отметили, что Дальний Восток может стать «третьей ценовой зоной» после объединения с Сибирью, хотя Сибирь как раз входит во «вторую ценовую зону», соотвественно, электроэнергия там дешевле. Как отметил замруководителя Федеральной антимонопольной службы Виталий Королев, это может и не случиться, ведь как только будет полноценная электросвязь со «второй ценовой зоной», и она сможет «перетекать» на Дальний Восток и разбавлять здесь более дорогую выработку. «Очень важно защитить население, конечно же. Но население мы защищаем целым рядом инструментов, которые не исчезают с возникновением конкурентного ценообразования. Это тарифы на электроэнергию для конечных потребителей. И индекс платы граждан, который в целом в регионе показатель дает. Это газ, вода, тепло и электричество. Мы регулируем этот индекс ежегодно на уровень ниже инфляции», — сказал Королев.

Шульгинов сообщил, что для населения Дальнего Востока будут сохранены тарифы, как и по всей остальной территории России. «Наша задача: с ценами мы не должны допустить никаких ценовых шоков для потребителей», — отметил министр.

600869.ss — ООО Дальний Восток Smarter Energy | Цена акций и последние новости

  • 3 959,41+0,65%положительный
  • 11,077,67+1,09%положительный
  • 33,725,09+0,38%положительный

    5. 53

    0.00

    0.00

    705.75

    2,219.35

    12,273.02

    12.29

    -99 999,99

    Информация о компании

    Far East Smarter Energy Cables — китайская компания, специализирующаяся в основном на производстве и распределении электроэнергии. Его продукция включает в себя кабели для интеллектуальных сетей, интеллектуальные кабели для зданий и заводов, интеллектуальные кабели для ветроэнергетики, интеллектуальные транспортные кабели, интеллектуальные кабели для нефти и газа, интеллектуальные кабели для ядерной энергетики и интеллектуальные фотоэлектрические кабели. Компания также занимается производством и распространением фармацевтических препаратов. Компания распространяет свою продукцию на внутреннем рынке и на зарубежные рынки.

    Исполнительное лидерство

    Ченгжи Цзян
    Председатель Совета

    HUA LANG
    Президент, главный инвестиционный директор

    HUAJUN JIANG

    MARDENSICERSHARMAN

    .

    Джун Ван
    Главный финансовый директор, директор

    Цзин Чен
    Главный операционный директор, директор

    Xipei Jiang
    Director

    Yuefeng Pan
    Director

    Xilan Zhang
    Director

    Donghua Chen
    Independent Director

    Jiandong Wu
    Independent Director

    Chaojun Yang
    Независимый директор

    В миллионах юаней 2021 2020 2019
    Revenue 20871. 27156 19804.08801 17155.39169
    Gross Profit 2791.51985 2169.0434 2832.83712
    Net Income 530.89752 -1691.36691 44.89928

    2021

    2020

    2019

    Таблица отчета о прибылях и убытках

    Таблица 9 баланса0020

    Миллионы (CNY) 2021 2020 2019
    Total Assets 17609.54712 16860.65053 17673.22925
    Total Debt 6456.07271 7123.83997 7393.45999
    Total Liabilities 13870.80102
    Millions (CNY) 2021 2020 2019
    Cash from Operating Activities 1102. 50607 1531.57731 1927.95997
    Financing Cash Flow Items -136.49078 -445,48956 -214,48054
    Денежные средства от инвестиционной деятельности -752,5964 -298,42221 9 -56,95,95,95.0142

    2021

    2020

    2019

    Cash Flow table

    Source: Refinitiv, an LSEG business — data delayed by at least 15 minutes

    RefinitivOfficial Data Partner

    Commodities

    % Change
    Gold 1,790.30 +0.27%Positive
    Copper 707.55 +0. 63%Positive
    Brent Crude Oil 75.97 -1.56%Negative
    CBOT Soybeans 1,486.50 +0.99%Positive

    Currencies

    % Change
    EUR/USD 1,0558 +0,50%положительный
    GBP/USD 1,2238 +0,32%Положительный
    JPY/0,32%
    JPY/0,32%
    JPY/0,32%
    .0142
    CNY/USD 0.1435 +0.05%Positive

    Rates & Bonds

    Change
    US 10Y 3. 486 +0.078
    DE 10Y 1.846 +0.027
    UK 10Y 3.095 +0.003
    JP 10Y 0.252 +0.002

    Stocks

    % Change
    S&P 500 3,959.41 +0.65%Positive
    Euro STOXX 50 3,921.27 +0.01%Positive
    FTSE 100 7,472.17 -0.23%Negative
    Nikkei 225 27,574.43 -0.40%Negative

    Source: Refinitiv, an LSEG business — data delayed by at least 15 minutes

    Япония прокладывает себе путь на Дальний Восток: не только за энергией

    Будучи страной, бедной природными ресурсами, Япония была вынуждена искать источники энергии в других местах. Хотя большая часть японского импорта нефти в настоящее время поступает с Ближнего Востока, нестабильность в регионе побудила Японию искать альтернативный источник в относительно богатой нефтью России. Построив хорошие отношения с местными органами власти, инвестируя в этот район и создавая положительное впечатление у населения, Япония развила не только коммерческие и энергетические связи, но и улучшила свою позицию на переговорах для будущих дискуссий по территориальным вопросам и увеличила свое влияние в область. Согласно этой статье из официальной китайской газеты «Жэньминь жибао», усиление японского присутствия на Дальнем Востоке России нанесло ущерб собственному влиянию Китая. – ЙельГлобал

    Япония завоевала расположение 70 процентов россиян на Дальнем Востоке, куда корпоративная Япония вложила значительные средства. Но такой же процент населения Японии не любит Россию из-за нерешенного вопроса о четырех северных островах. Так почему же японцы должны вкладывать свои деньги в страну, которая им не нравится? Ключ — энергия.

    Ставки энергетической безопасности на Дальнем Востоке

    У Японии очень плохое энергетическое обеспечение, и ее преследует страх нехватки энергии. Он долгое время проводил диверсифицированную энергетическую политику, что означает сбалансированное меню, включающее атомную энергию, природный газ, уголь и нефть, а также использование новых источников энергии в попытке уменьшить свою зависимость от нефти. 50 процентов энергии в Японии приходится на нефть, по сравнению с самым высоким показателем в 77 процентов. Это все еще высоко. Кроме того, 87,9процент его нефти поступает с неспокойного Ближнего Востока. Вот почему японское правительство отдает приоритет меньшей зависимости от нефти с Ближнего Востока, диверсификации потребления энергии и увеличению источников поставок нефти.

    Россия, напротив, богата нефтяными ресурсами. Так как она находится рядом с Японией, доставка нефти из России по трубопроводам и дальнейшая отгрузка удобна и экономична. Если Россия будет экспортировать 1 миллион баррелей нефти ежедневно, как ожидает Япония, это снизит зависимость Японии от Ближнего Востока до 65 процентов.

    Кроме того, Япония обеспокоена тем, что ее интересы в регионе Северо-Восточной Азии будут немедленно поставлены под угрозу, если китайское влияние, распространяющееся на Дальний Восток России, не удастся обуздать. А Япония считает, что доминирующая роль в добыче нефти на Дальнем Востоке имеет прямое отношение к положению и интересам Японии во всей Азии. Из этого беспокойства вытекает стремление Японии ослабить голос Китая на Дальнем Востоке России, захватив там нефтяные ресурсы.

    Использование возможностей Сахалина

    Львиная доля иностранного капитала в Россию идет на Сахалин на Дальнем Востоке. Этот остров может похвастаться очень богатыми нефтью и природным газом и находится всего в 100 с лишним километрах от Японии. Поэтому Япония проявила необычайный энтузиазм в разработке там нефтяных и газовых ресурсов.

    Япония отказывалась от экономических и торговых обменов с Россией из-за территориального вопроса. Экономический спад в России в 19 в.90-е заставили многие японские компании считать Россию запретной землей. Но, в конце концов, Япония была вынуждена изменить свой принцип, учитывая растущее давление со стороны ограниченного энергоснабжения мира. Теперь Корпоративная Япония начала реализовывать возможности на Дальнем Востоке. Являясь крупнейшим инвестором в этой области, в 2003 году товарооборот между Россией и Японией вырос на 42 процента, а экспорт Японии в Россию почти удвоился.

    Япония участвует в двух проектах по добыче нефти и газа на Сахалине. В одном проекте с общим объемом инвестиций 15 миллиардов долларов США «Сахалин-1» две японские компании владеют 30 процентами акций. Нефть и газ будут доставляться в Токио по трубопроводу через Китай и Южную Корею. Энергетическая компания, совместно финансируемая Россией, США и Японией, вложит 10 миллиардов долларов в другой проект, Сахалин-2. Mitsui и Mitsubishi владеют 25% и 20% акций компании, а четыре японские энергетические и газовые компании разместили долгосрочные заказы на очищенный газ в России.

    Вовлечение в разработку нефтегазовых ресурсов Сахалина имеет для Японии стратегическое значение не только в энергообеспечении и экономике, но и в расширении влияния Японии в Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии, что, в свою очередь, будет способствовать решению территориальный вопрос. Учитывая это, правительство Японии оказало полную поддержку проектам.

    И они получили положительный ответ от правительства Сахалинской области. При жесткой холодности и плохой инфраструктуре местная экономика, борющаяся с отрицательным ростом после распада бывшего Советского Союза, так жаждет иностранного капитала. Предполагаемый доход в размере 1,5 миллиарда долларов США, который должен быть получен от 32-летних проектов по добыче нефти и газа, побудил правительство Сахалина сделать все возможное для содействия проекту.

    Энергия — еще одна вещь, которую Япония ожидает от Сахалина. Энергия на Сахалине на две трети дешевле, чем в Японии, и в последние годы Япония страдает от нехватки электроэнергии. Подписанное в июле прошлого года соглашение о производстве и распределении электроэнергии мощностью 4000 мегаватт в Японии превратило, по выражению японских СМИ, бывшего врага Японии в ее партнера.

    Самые желанные

    Японцы самые желанные на Дальнем Востоке, который охватывает 36 процентов территории России и 5 процентов всего населения страны. Помимо огромных инвестиций Японии в энергетику, этому способствуют еще три причины.

    Во-первых, Япония признает важность построения хороших отношений с местными органами власти. В российской политической системе местные органы власти имеют большой голос в вопросах, касающихся местных интересов. Официальные и коммерческие делегации из Японии в своих поездках на Дальний Восток всегда посещают местных чиновников. Они также приглашают этих российских чиновников в Японию для «лучшего общения». Руководители администрации Дальнего Востока России продолжают лоббировать в Москве безвизовый въезд граждан Японии в этот регион.

    Во-вторых, Япония вложила в эту область большие социальные и культурные инвестиции. Япония является крупным экспортером автомобилей и электротоваров на Дальний Восток. Там на улицах ездят японские подержанные автомобили, дешевые и с хорошими техническими характеристиками. Приборы японского производства хоть и дорогие, но очень популярны там из-за хорошего качества. Местные жители предпочитают крупную бытовую технику японского производства и предметы первой необходимости китайского производства. Но больше импонирует Япония.

    Японцы также уделяют особое внимание культурному обмену с этой территорией. Наиболее типичным примером является то, как японцы покровительствуют российскому кукольному театру на Дальнем Востоке, когда древний традиционный вид искусства начал приходить в упадок. Это способствовало положительному отношению к японцам среди местного населения. Более того, японские труппы традиционного искусства часто устраивают бесплатные выступления для россиян.

    В-третьих, японцы прилагают большие усилия, чтобы стереть предубеждение против них среди россиян. Между двумя странами было много войн. А для большинства россиян, если они что-то и знают о Японии, то узнают это из истории войн. Япония имеет четкое представление об этом. Памятник во Владивостоке, воздвигнутый Японией в качестве подарка, выражает пожелание, чтобы две страны помнили историю и никогда не воевали.

    Энергетика дальнего востока: Дальний Восток: энергетика роста