Перспективы развития энергетики: О перспективах развития электроэнергетики России | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Содержание

О перспективах развития электроэнергетики России | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Заслушав информацию Министра энергетики Российской Федерации о перспективах развития электроэнергетики России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Текущее состояние электроэнергетики в значительной степени отражает результаты отраслевой реформы, которая проводилась на протяжении двух последних десятилетий.

Позитивными результатами реформы стали формирование рынка электроэнергии, переход к осуществлению торговли мощностью на оптовом рынке по свободным ценам, привлечение инвестиций в строительство генерирующих мощностей.

Вместе с тем в отрасли существует ряд системных вопросов, требующих комплексного решения. Наиболее важными из них остаются слабая конкуренция на розничных рынках электроэнергии, отсутствие конкурентного рынка тепловой энергии, уменьшение доли комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, перекрестное субсидирование (межтерриториальное, между группами потребителей).

Кроме того, в 2014 году на функционировании отрасли отразились введение экономических санкций в отношении Российской Федерации, изменение цен на основную продукцию, сложности с привлечением кредитных ресурсов.

Негативным фактором стало повышение стоимости кредитов для организаций электроэнергетической отрасли. Осложнение доступа к рынкам капитала обостряет вопрос реализации ранее намеченных инвестиционных программ.

На фоне непростой экономической ситуации остро стоит проблема неплатежей потребителей электрической энергии, которая, помимо гарантирующих поставщиков и генерирующих компаний, затронула и сетевые организации.

Для обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения Крымского федерального округа необходимо строительство электросетевой инфраструктуры и генерирующих объектов с дальнейшим их подключением к Единой энергетической системе России.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1.  Принять к сведению информацию Министра энергетики Российской Федерации о перспективах развития электроэнергетики России.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить рассмотрение проекта федерального закона № 348213–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) продолжить совершенствование нормативно-правовой базы функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии и мощности;

2) продолжить разработку проектов нормативных правовых актов:

предусмотренных планом мероприятий (»дорожной картой») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 1144-р;

включенных в план-график издания нормативных правовых актов для реализации Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года № 511-р;

направленных на поэтапное снижение величины перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе;

предусматривающих переход к модели долгосрочного рынка мощности;

3) ускорить внедрение целевой модели рынка тепловой энергии, предусмотренное распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1949-р, с целью привлечения инвестиций в энергоэффективные технологии и реконструкцию источников тепловой энергии;

4) ускорить принятие правил технологического функционирования электроэнергетических систем;

5) ускорить принятие проектов нормативных правовых актов по совершенствованию процедур вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации;

6) ускорить разработку нормативных правовых актов, способствующих повышению прозрачности процедуры технологического присоединения к электрическим сетям;

7) активизировать работу по актуализации требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики, в частности:

ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности функционирования электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;

утвердить план подготовки первоочередных нормативных правовых актов в области надежности и безопасности функционирования электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики;

8) доработать проект постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающего механизм оплаты неиспользуемого резерва мощности, в части применения его исключительно в регионах, где наблюдается дефицит мощности при наличии у потребителей незадействованных мощностей;

9) разработать целевую модель, предусматривающую взаимосвязь выручки сетевых организаций, стоимости услуг по передаче электроэнергии и платы за технологическое присоединение, с учетом экономической ответственности потребителей за резервируемый для них объем присоединенной мощности;

10) рассмотреть возможность предоставления из федерального бюджета бюджетных ассигнований на строительство на территории Республики Тыва тепловой электростанции (ТЭС-2), реконструкцию узловых подстанций «Западная», «Городская», «Южная», а также на строительство объектов тепловой генерации (котельных) в городах Ак-Довураке и Шагонаре.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации (и в частности, органам государственной власти Республики Бурятия, Республики Дагестан, Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Хакасия, Краснодарского и Красноярского краев, Амурской, Астраханской, Белгородской, Волгоградской, Кемеровской, Курской, Ленинградской, Липецкой, Нижегородской, Ростовской, Тюменской областей, города федерального значения Санкт-Петербурга, Еврейской автономной области) при принятии решений в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике предусматривать меры, направленные на недопущение формирования выпадающих доходов предприятий электроэнергетики, а также на их компенсацию за прошедшие периоды.

5. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2016 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

6. Комитету Совета Федерации по экономической политике проинформировать палату о реализации настоящего постановления в период осенней сессии 2016 года.

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по экономической политике.

8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель 
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Москва
8 июля 2015 года
№ 350-СФ

Загрузить в DOC формате

(doc)

Загрузить в PDF формате

(pdf)

3.3. Перспективы развития мировой энергетики

Обеспечение устойчивого энергоснабжения является одним из основных стратегических приоритетов в XXI веке, важнейшим условием нормального функционирования всех сфер мировой экономики.

Анализ тенденций развития мировой энергетики показывает, что ключевыми факторами являются надежность энергоснабжения, энергобезопасность, энергоэффективность и экологическая гармонизация. При этом повышение энергоэффективности является стратегическим направлением снижения энергоемкости экономики.

Прогнозы развития мирового сообщества и энергетики в XXI веке в условиях жесткой политики энергосбережения, повышения эффективности использования энергоресурсов показывают неуклонный рост энергопотребления. Для развития мировой энергетики, создания эффективной системы глобальной энергетической безопасности требуются крупные инвестиционные ресурсы, составляющие по оценкам МЭА в период до 2030 г. более 1 трлн. дол. США ежегодно.

В условиях дальнейшего роста потребления энергии в мире ожидается, что его темпы будут меньшими, чем сегодня Мировая потребность в энергии возрастет к 2030 г. по разным оценкам на 45–60% по сравнению с 2007 г. и составит от 24 до 30 млрд. т.у.т.

Основной прирост в потребление энергии будет внесен странами, не входящими в ОЭСР. Он будет частично скомпенсирован уменьшением расхода энергии в развитых странах, что не приведет к заметному росту душевого потребления энергии в мире в целом.

Мировая структура потребления энергии будет подобна существующей и через 20–30 лет. Нефть, газ и уголь сохранят свое доминирующее значение, лишь частично уступив свои позиции возобновляемым источникам энергии. Ресурсы для удовлетворения растущего спроса во всем мире имеются в достаточном количестве, однако для обеспечения доступа к надежным источникам энергии потребуются крупные и своевременные капиталовложения. Будет наблюдаться постоянный рост объемов мировой торговли энергоресурсами, особенно нефтью и газом.

Одним из основных движущих мотивов развития энергетики в период 2030–2050 гг. явится предотвращение глобального экологического кризиса и изменений климата за счет планомерного снижения выбросов парниковых газов и других загрязняющих веществ, что потребует коренных качественных изменений в производстве энергии. Ключевыми направлениями решения данной задачи послужат инновационные технологии тепловой энергетики. Они позволят уменьшить потребление ископаемого топлива с одновременным уменьшением вредных выбросов. К наиболее перспективным направлениям развития тепловой энергетики относят развитие паротурбинных ТЭС на ультрасверхкритические параметры пара и создание электростанций комбинированного цикла с внутрицикловой газификацией угля.

В период после 2020 года широкое развитие получат промышленные технологии улавливания и захоронения в геологических формациях углекислого газа, который образуется на тепловых электростанциях и на крупных промышленных объектах. Наибольшее развитие получат при этом ТЭС комбинированного цикла с внутрицикловой газификацией и полным удалением продуктов горения. В сфере теплоснабжения усилится роль тепловых насосов.

Решениями Правительства Москвы для обеспечения потребностей уникального градостроительного комплекса – Московского Международного Делового Центра «Москва-Сити» и прилегающих районов, было предусмотрено строительство высокоэкономичного и экологически безопасного источника энергии – ТЭС «Международная», состоящей из 2-х очередей общей электрической мощностью 236 МВт и тепловой 390 Гкал/час. В конструкцию ТЭС были заложены самые современные решения и разработки в электроэнергетике, ее к.п.д. составляет более 52%. В настоящее время реализация проекта по строительству обеих очередей ТЭС ММДЦ «Москва-Сити» завершена.

ТЭС «Международная» – оптимальное решение для коммунальной энергетики крупных городов – областных центров, так как площадь земельного участка для строительства электростанции соответствует самым жестким требованиям условий плотной городской застройки. Экологические показатели работы станции соответствуют самым жестким нормативам, применяемым в мировой энергетике. Выдача мощности станции осуществляется в электрические (напряжение 20 кВ и 110 кВ) и тепловые сети потребителей – Международного делового центра «Москва-Сити», близлежащих жилых кварталов города. Реализованный проект позволил создать одну из самых экономичных и экологически чистых теплоэлектростанций г. Москвы.

Строительство ТЭС «Международная» – электростанции с парогазовым циклом, г. Москва

Значительно возрастет роль электроэнергетики в мировом потреблении энергии. К 2030 г. общее производство электроэнергии в мире по сравнению с 2006 г. может вырасти до 60% и достигнуть 30000 млрд. кВт·ч.

В мировой электроэнергетике усилятся интеграционные процессы с дальнейшим объединением национальных энергосистем в крупные транснациональные энергообъединения с более тесной кооперацией, что позволит оптимизировать их работу, повысить надежность энергоснабжения.

Существенно возрастет роль атомной энергетики, в первую очередь в странах, не входящих в ОЭСР. К 2030 году установленная мощность ядерных реакторов мира возрастет на 60%. Значительное развитие получат легководяные реакторы – размножители на быстрых нейтронах.

К 2030 г. выработка электроэнергии на ГЭС увеличится в основном за счет развивающихся стран более, чем на 50% (в сравнении с 2006 г.) и может составить более 4500 млрд. кВт·ч.

В условиях дальнейшего развития объединенных энергосистем в основном за счет ввода крупных базисных ТЭС и АЭС возрастет значение ГЭС и ГАЭС как источников высокоманевренной мощности в регулировании суточных графиков нагрузок.

В период 2030 г. и в дальнейшем будут расти темпы использования нетрадиционных возобновляемых источников энергии. Наибольший их рост ожидается в странах ОЭСР. Доля возобновляемой энергетики (исключая крупные ГЭС) в общей структуре мирового потребления энергии в 2030 году достигнет 4%, а в производстве электроэнергии – более 20%. Наиболее существенно возрастет роль ветроэнергетики, солнечных электростанций и тепловых панелей. Существенно усилится роль биоэнергетики второго и третьего поколений.

Ключевую роль в успешном развитии энергетики, включая удовлетворение растущего спроса, повышение надежности энергоснабжения и улучшение состояния окружающей среды, будут играть инновационные технологии энергетики.

Дорожные карты возобновляемых источников энергии

Связанных с работой:

  • Данные о расходах
  • Энергетический переход
  • Отопление и охлаждение
  • Инновации и технологии

Предстоящие События

4-й Международный форум по долгосрочным сценариям перехода к чистой энергии

Бонн, Германия

Другие события

Обзор

Программа REmap IRENA определяет потенциал стран, регионов и всего мира для расширения использования возобновляемых источников энергии. REmap оценивает потенциал возобновляемых источников энергии по принципу «снизу вверх», начиная с анализа стран, проведенного в сотрудничестве с экспертами страны, и затем объединяя эти результаты для получения глобальной картины.

Дорожная карта фокусируется не только на технологиях возобновляемой энергии, но и на вариантах технологий для отопления, охлаждения и транспорта. REmap фокусируется на возможных технологических путях и оценивает множество других показателей, в том числе: затраты на технологию, сектор и систему; инвестиционные потребности; внешние эффекты, связанные с загрязнением воздуха и климатом; выбросы CO2; и экономические показатели, такие как занятость и экономический рост. Основываясь на этих результатах, полученных по странам, REmap предоставляет информацию политикам и лицам, принимающим решения, в областях, в которых необходимы действия.

Программа REmap включает широкий спектр информационных продуктов, отчетов, наборов данных и документов.

Публикации REmap

Посмотреть все

  • арабский
  • Азербайджанский
  • китайский язык
  • Английский
  • Французский
  • Немецкий
  • итальянский
  • Японский
  • польский
  • португальский
  • румынский
  • Русский
  • испанский

Подробнее

  • Перспективы мировых энергетических переходов: путь 1,5°C

    В этом отчете директивным органам рекомендуется придерживаться курса на 1,5 °C до 2050 года, исследуются социально-экономические последствия перехода и предлагаются способы ускорения прогресса в направлении всеобщего доступа к экологически чистой энергии.

    Интерактивная версия


    Энергетический переход, Автономный доступ к энергии, Цели и ОНУВ, Политика, Улавливание углерода, Критические материалы

    Английский

  • Перспективы мировых энергетических переходов: путь 1,5°C

    В этом отчете описывается путь, по которому мир сможет достичь целей Парижского соглашения и остановить темпы изменения климата путем преобразования глобального энергетического ландшафта.

    Интерактивная версия


    Цели и ОНУВ, Политика, Биоэнергетика, Политика, Зеленый водород, Политика, Улавливание углерода, Технология, Энергоэффективность, Технология, Электрификация, Инновации, Финансы и инвестиции, Макроэкономические выгоды, Социально-экономическое воздействие

    английский, арабский, китайский, французский, немецкий, итальянский, японский, русский, испанский, португальский

  • Переработка: биоэнергия

    Устойчивая биоэнергетика может сгладить изменчивость солнечной и ветровой энергии и заменить ископаемое топливо в промышленности, на транспорте и в строительстве.

    Вид


    Биоэнергетика и биотопливо, Технология, Биоэнергетика, Политика, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Затраты на производство электроэнергии, Затраты, Экономика замкнутого цикла, Политика

    Английский

  • Сокращение: Небиологические возобновляемые источники энергии

    Страны G20 могут работать вместе, чтобы активизировать развитие возобновляемых источников энергии и ускорить глобальный энергетический переход.

    Вид


    Затраты на производство электроэнергии, Затраты, Циркулярная экономика, Политика, Макроэкономические выгоды, Социально-экономические последствия

    Английский

  • Восстановление после COVID: программа устойчивости, развития и равенства

    Инвестиции в энергетический переход после пандемии COVID-19 могут проложить путь к справедливой, инклюзивной и устойчивой экономике.

    Вид


    Финансы и инвестиции, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Макроэкономические выгоды, Социально-экономическое воздействие

    Английский

  • Global Renewables Outlook: Energy Transformation 2050

    В этом прогнозе рассматриваются варианты безопасных для климата инвестиций до 2050 года, политика перехода и конкретные региональные проблемы. Он также исследует варианты, чтобы в конечном итоге сократить выбросы до нуля.

    Интерактивная версия


    Энергоэффективность, Технология, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Структуры и рынки энергосистемы, Политика, Электрификация, Инновации, Финансы и инвестиции, Макроэкономические выгоды, Социально-экономическое воздействие

    английский, арабский, китайский, французский, немецкий, японский, русский, испанский

  • Будущее солнечной фотоэлектрической энергетики

    В этом исследовании представлены варианты полного раскрытия огромного мирового фотоэлектрического потенциала в период до 2050 года. Оно основано на глобальной дорожной карте IRENA по расширению использования возобновляемых источников энергии и достижению климатических целей.

    Вид


    Солнечная энергия, Технологии

    Английский испанский

  • Будущее ветра

    В этом исследовании представлены варианты ускорения развертывания ветроэнергетики, как на суше, так и на море, до 2050 года. Оно основано на глобальной дорожной карте IRENA по увеличению масштабов использования возобновляемых источников энергии и достижению климатических целей.

    Просмотр


    Затраты на производство электроэнергии, Затраты, Энергия ветра, Технологии

    английский, русский

Подробнее

  • Перспективы возобновляемых источников энергии для АСЕАН: на пути к региональному энергетическому переходу (2-е издание)

    В этом отчете подробно описывается комплексный путь развития устойчивой и экологически чистой региональной энергетической системы для АСЕАН.

    Вид


    Энергетический переход, инновации, технологии

    Английский

  • Дорожная карта возобновляемых источников энергии для Центральной Америки: переход к региональному энергетическому переходу

    В этом отчете представлен комплексный план развития устойчивой и экологически чистой региональной энергетической системы.

    Вид


    Энергоэффективность, Технология, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Структуры и рынки энергосистем, Политика, Электрификация, Инновации

    Английский

  • Перспективы использования возобновляемых источников энергии для Центральной и Юго-Восточной Европы Energy Connectivity (CESEC)

    Возобновляемые источники энергии могут к 2030 году с минимальными затратами удовлетворить более одной трети спроса на энергию в Центральной и Юго-Восточной Европе, если ключевые решения будут приняты сейчас.

    Просмотр


    Затраты на производство электроэнергии, затраты, электрификация, инновации, структуры и рынки энергосистем, политика, финансы и инвестиции

    Английский

  • Перспективы использования возобновляемых источников энергии для Европейского Союза

    Это исследование REmap, подготовленное в сотрудничестве с Европейской комиссией, определяет рентабельные варианты использования возобновляемых источников энергии для всех государств-членов ЕС, охватывая широкий спектр секторов и технологий.

    Вид


    Долгосрочное энергетическое планирование, Планирование

    Английский французский

  • Перспективы возобновляемых источников энергии для АСЕАН

    Страны Юго-Восточной Азии стоят на перепутье с точки зрения их коллективного энергетического будущего. В условиях быстрого экономического роста они столкнутся с 50-процентным ростом спроса на электроэнергию в регионе в течение десятилетия. Это создает проблемы в обеспечении доступной, устойчивой и надежной энергии.

    Просмотр


    Энергетический переход, Инновации

    Английский

  • Африка 2030: Дорожная карта будущего возобновляемой энергии

    Африканским странам необходимо удовлетворять быстрорастущий спрос на энергию и предоставлять современные энергетические услуги большему количеству сообществ, одновременно улучшая здоровье людей и обеспечивая долгосрочную устойчивость. Согласно отчету Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), к 2030 году континент сможет удовлетворить почти четверть своих потребностей в энергии за счет использования местных, чистых, возобновляемых источников энергии.

    Просмотр


    Энергетический переход

    Английский

Подробнее

  • Перспективы энергетического перехода в Индонезии

    В этом отчете представлен всеобъемлющий, ориентированный на возобновляемые источники энергии, долгосрочный путь перехода к более чистой и устойчивой энергетической системе в Индонезии.

    Просмотр


    Энергетический переход

    Английский

  • Республика Палау: Дорожная карта возобновляемых источников энергии на 2022–2050 годы

    В этом отчете подробно рассматривается текущий энергетический сектор Палау и предлагается путь к созданию полностью обезуглероженной энергосистемы с наименьшими затратами с промежуточными этапами.

    Просмотр


    Энергетический переход, Инновации

    Английский

  • Переход к городской энергетике для Большой агломерации Центральной долины Коста-Рики

    В этом отчете рассматриваются технологические возможности в Большой агломерации Центральной долины Коста-Рики, которые могут способствовать достижению национальной цели декарбонизации, а также повышению устойчивости их юрисдикции.

    Вид


    Возобновляемая энергия для городов, Политика, Здания и города, Технологии, Энергетический переход в конечном использовании, Политика

    Английский

  • Антигуа и Барбуда: Дорожная карта возобновляемых источников энергии

    Дорожная карта намечает путь для правительства Антигуа и Барбуды, предлагая варианты достижения 100-процентной доли возобновляемой энергии как в энергетическом, так и в транспортном секторах.

    Вид


    Цели и ОНУВ, Политика, Технологии и инфраструктура, Технологии, Создание стоимости на местном уровне, Социально-экономическое воздействие

    Английский

  • Обзор возобновляемых источников энергии: Ливан

    В этом исследовании рассматриваются политические, нормативные, финансовые проблемы и проблемы, связанные с производственными мощностями, которые необходимо преодолеть при реализации планов энергетического перехода Ливана.

    Вид


    Затраты на производство электроэнергии, затраты, цели и ОНУВ, политика, финансы и инвестиции, создание местной стоимости, социально-экономическое воздействие

    Английский

  • Перспективы возобновляемых источников энергии: Южная Африка

    Исследование определяет траекторию до 2030 года на основе текущей государственной политики и планов, а также определяет варианты дополнительного использования возобновляемых источников энергии по секторам и технологиям энергопотребления.

    Вид


    Цели и ОНУВ, политика, финансы и инвестиции

    Английский

  • Обзор возобновляемых источников энергии: Египет

    В этом исследовании рассматриваются политические, нормативные, финансовые проблемы и проблемы, связанные с мощностью, которые страна должна решить, чтобы достичь целевых показателей по возобновляемым источникам энергии, чтобы к 2035 году они составляли 42% от общего объема производства электроэнергии в стране9.0005

    Просмотр


    Энергоэффективность, Технологии

    английский, арабский

  • Обзор возобновляемых источников энергии: Таиланд

    В этом отчете оцениваются варианты производства электроэнергии, развития транспорта, использования тепловой и биоэнергии в Таиланде, а также определяются основные проблемы, связанные с расширением использования возобновляемых источников энергии.

    Просмотр


    Долгосрочное энергетическое планирование, Планирование

    Английский

Подробнее

  • Перспективы возобновляемых источников энергии для АСЕАН: на пути к региональному энергетическому переходу (2-е издание)

    В этом отчете подробно описывается комплексный путь развития устойчивой и экологически чистой региональной энергетической системы для АСЕАН.

    Вид


    Энергетический переход, инновации, технологии

    Английский

  • Дорожная карта возобновляемых источников энергии для Центральной Америки: переход к региональному энергетическому переходу

    В этом отчете представлен комплексный план развития устойчивой и экологически чистой региональной энергетической системы.

    Вид


    Энергоэффективность, Технология, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Структуры и рынки энергосистем, Политика, Электрификация, Инновации

    Английский

  • Переход к городской энергетике для Большой агломерации Центральной долины Коста-Рики

    В этом отчете рассматриваются технологические возможности в Большой агломерации Центральной долины Коста-Рики, которые могут способствовать достижению национальной цели декарбонизации, а также повышению устойчивости их юрисдикции.

    Просмотр


    Возобновляемая энергия для городов, Политика, Здания и города, Технологии, Энергетический переход в конечном использовании, Политика

    Английский

  • Перспективы мировых энергетических переходов: 1,5 ° C, путь

    В этом отчете описывается путь, по которому мир сможет достичь целей Парижского соглашения и остановить темпы изменения климата путем преобразования глобального энергетического ландшафта.

    Интерактивная версия


    Цели и ОНУВ, Политика, Биоэнергетика, Политика, Зеленый водород, Политика, Улавливание углерода, Технология, Энергоэффективность, Технология, Электрификация, Инновации, Финансы и инвестиции, Макроэкономические выгоды, Социально-экономическое воздействие

    английский, арабский, китайский, французский, немецкий, итальянский, японский, русский, испанский, португальский

  • Антигуа и Барбуда: Дорожная карта возобновляемых источников энергии

    Дорожная карта намечает путь для правительства Антигуа и Барбуды, предлагая варианты достижения 100-процентной доли возобновляемой энергии как в энергетическом, так и в транспортном секторах.

    Вид


    Цели и ОНУВ, Политика, Технологии и инфраструктура, Технологии, Создание стоимости на местном уровне, Социально-экономическое воздействие

    Английский

  • Переработка: биоэнергия

    Устойчивая биоэнергетика может сгладить изменчивость солнечной и ветровой энергии и заменить ископаемое топливо в промышленности, на транспорте и в строительстве.

    Вид


    Биоэнергетика и биотопливо, Технология, Биоэнергетика, Политика, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Затраты на производство электроэнергии, Затраты, Экономика замкнутого цикла, Политика

    Английский

  • Global Renewables Outlook: Energy Transformation 2050

    В этом прогнозе рассматриваются варианты безопасных для климата инвестиций до 2050 года, политика перехода и конкретные региональные проблемы. Он также исследует варианты, чтобы в конечном итоге сократить выбросы до нуля.

    Интерактивная версия


    Энергоэффективность, Технология, Энергетический переход в конечном использовании, Политика, Структуры и рынки энергосистемы, Политика, Электрификация, Инновации, Финансы и инвестиции, Макроэкономические выгоды, Социально-экономическое воздействие

    английский, арабский, китайский, французский, немецкий, японский, русский, испанский

  • Будущее солнечной фотоэлектрической энергетики

    В этом исследовании представлены варианты полного раскрытия огромного мирового фотоэлектрического потенциала в период до 2050 года. Оно основано на глобальной дорожной карте IRENA по расширению использования возобновляемых источников энергии и достижению климатических целей.

    Вид


    Солнечная энергия, Технологии

    Английский испанский

Методология

  • Дорожная карта возобновляемых источников энергии (REmap 2030): методология затрат
  • Истинная стоимость ископаемого топлива: методология оценки внешних издержек
  • Разработка пути декарбонизации глобальной энергетической системы до 2050 г.
Выпускные документы
  • Аккумулятор для возобновляемых источников энергии
  • Климатические и энергетические проблемы для материаловедения
  • Сравнение моделей энергетических систем с проектом IRENA REmap
  • Справочник по исходным показателям и мониторингу парниковых газов
  • Влияние парниковых газов на биоэнергетические пути
  • >Последствия удвоения доли возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом балансе для инноваций в области возобновляемых источников энергии
  • Преимущества возобновляемых источников энергии: измерение экономики
  • Глобальная система отслеживания SE4All
  • Умные сети и возобновляемые источники энергии
Спецификации и источники
  • Обзорные таблицы по странам 
  • Выводы стран по REsource (интерактивные информационные панели)
  • Цены на товары (XLS)
  • Цена/производительность технологии (XLS)
  • Цели и источники возобновляемой энергии

Перспективы оффшорной ветроэнергетики в Латинской Америке

Этот пост также доступен в:
испанский

9 сентября 2022 г. в рамках Межамериканского диалога был проведен вебинар на тему «Морская ветроэнергетика в странах Латинской Америки и Азии — измерение скорости и направления». На этом онлайн-мероприятии был изучен потенциал оффшорной ветроэнергетики в регионе, а также нормативные, технические и финансовые условия, необходимые для ее использования, а также роль правительства и частного сектора в развитии отрасли. Д-р Даниэла Стивенс, директор Программы «Энергия, изменение климата и добывающая промышленность» Межамериканского диалога, выступила со вступительным словом и выступила модератором мероприятия.

Участники дискуссии сошлись во мнении о нескольких факторах, определяющих успех развития морской ветроэнергетики. Марк Лейбурн, соруководитель Программы развития оффшорной ветроэнергетики Группы Всемирного банка, выделил три ключевых фактора: оффшорные ветровые ресурсы, факторы спроса и деятельность правительства. С точки зрения ресурсов, LAC обладает высоким потенциалом для оффшорной ветроэнергетики, а некоторые районы имеют лучшие условия в мире. Существуют также факторы спроса, такие как зависимость государства от ископаемого топлива, обязательства по декарбонизации, интерес частного сектора и крупные отрасли в поисках надежных возобновляемых источников. Наконец, в то время как некоторые правительства начали продвигать оффшорную разработку (например, Бразилия и Колумбия разработали дорожные карты для оффшорной ветроэнергетики, а несколько карибских островов начали предварительные исследования для разработки), многие правительства стран Латинской Америки еще не рассмотрели этот вопрос. Более того, лишь немногие страны, кроме Бразилии и Колумбии, отмечают все ключевые факторы. Другие участники дискуссии объяснили, что еще одним ключевым показателем для развития отрасли является уже существующий национальный опыт в области морской нефти и газа и наземной ветроэнергетики, а также опыт проведения аукционов по возобновляемым источникам энергии, поскольку эти знания можно легко использовать для запуска производства морской ветроэнергетики.

По словам Лейлы Гарсиа да Фонсека, старшего научного руководителя отдела энергетики и возобновляемых источников энергии компании Wood Mackenzie, в некоторых странах с высоким потенциалом морской ветроэнергетики, таких как Аргентина и Чили, еще предстоит создать надежную нормативно-правовую базу даже для береговой ветроэнергетики и солнечный. Да Фонсека также заявил, что тот факт, что многие наземные источники ветра недостаточно развиты, является показателем того, что спрос на более дорогостоящие морские ветряные электростанции вряд ли вырастет в краткосрочной перспективе. Рамон Фиестас, председатель Латиноамериканского комитета Глобального совета по ветроэнергетике, согласился с да Фонсека, утверждая, что ценовая конкурентоспособность не будет движущей силой рыночного спроса на оффшорную ветроэнергетику; скорее, интерес правительств и крупной промышленности к декарбонизации, вероятно, будет стимулировать спрос. Да Фонсека согласился и упомянул зеленый водород как вероятный потребитель оффшорной ветровой энергии.

В связи с этим участники дискуссии согласились с тем, что политическая воля является одним из наиболее важных факторов в развитии оффшорной ветроэнергетики. Тьяго Баррал, президент Empresa de Pesquisa Energética, пояснил, что процесс разработки от первоначальных исследований до разработки правил и тендерных проектов занимает несколько лет, поэтому страны должны начать этот процесс немедленно, если они надеются развивать оффшорную ветроэнергетику в течение следующих десяти лет. Что касается инструментов, которые правительства могут использовать для стимулирования развития, Баррал упомянул создание нормативно-правовой базы как «легкую задачу» и подчеркнул, что реальный вопрос заключается в том, насколько правительства будут субсидировать развитие. Участники дискуссии подчеркнули, что запустить рынок может быть сложно, поскольку, с одной стороны, морская ветроэнергетика должна доказать свою конкурентоспособность, а с другой стороны, правительствам, вероятно, потребуется финансовая поддержка зарождающейся отрасли. Лейбурн объяснил, что при запуске нового рынка первый проект является самым дорогим, но затраты будут снижаться по мере роста отрасли, снижения рисков, развития местных производителей, снижения капитальных затрат и улучшения процессов лицензирования. В прошлом государственные субсидии на сжиженный природный газ, солнечную энергию и береговой ветер снижали стоимость этих технологий и помогали им добиться успеха. По словам Лейборна, ценовая конкурентоспособность морской ветроэнергетики недостижима без вмешательства правительства. Для стран Карибского бассейна с небольшим рыночным спросом и неспособностью снизить затраты за счет эффекта масштаба эти действия правительства будут иметь важное значение.

Участники дискуссии упомянули несколько других инструментов, которые правительства могут использовать преждевременно для снижения рисков и сроков разработки морских месторождений. Лейбурн упомянул о начале целевых стратегических исследований и сбора данных, обучении заинтересованных сторон и завершении пространственного планирования, чтобы определить, где должны быть разработаны проекты. Кроме того, назначение координационного агентства для координации с другими министерствами, агентствами и заинтересованными сторонами может ускорить сроки выдачи разрешений. Надежные международные отраслевые стандарты экологической и социальной оценки также могут позволить небольшим рынкам в Карибском бассейне впоследствии получать финансирование от международных инвесторов, таких как многосторонние банки развития. Да Фонсека подчеркнул необходимость заблаговременного создания стандартов экологического лицензирования и их изменения по мере развития отрасли. Баррал рекомендовал использовать целостный подход к сравнению стоимости морской ветроэнергетики с другими источниками, принимая во внимание твердые требования к мощности, вопросы гибкости и климатическую устойчивость существующей матрицы. Фиестас подчеркнул необходимость начать передачу знаний между наземной ветровой и нефтегазовой промышленностью в оффшорной ветроэнергетике, а также рассмотреть вопрос о корректировке налога на выбросы углерода и рынки углерода для стимулирования развития.

Помимо отсутствия политической воли или действий правительства, участники дискуссии определили, что одним из основных препятствий для развития оффшорной ветроэнергетики являются недостаточные и устаревшие линии электропередачи. В то время как в некоторых районах самый высокий потенциал оффшорной ветроэнергетики находится вблизи основных центров нагрузки, в других он находится далеко от источников спроса. Например, по словам Лейборна, в районе Колумбии с самым высоким потенциалом для оффшорной ветроэнергетики очень мало передающей инфраструктуры. Таким образом, включение оффшорной ветроэнергетики в сеть для распределенного потребления потребует дополнительных инвестиций в передачу электроэнергии через LAC. Баррал отметил, насколько сложным и длительным может быть процесс расширения передачи, поскольку он требует стратегической координации между агентствами. Таким образом, объяснил он, связать оффшорную ветроэнергетику с одним конечным пользователем, например, проект зеленого водорода, часто намного проще.

Перспективы развития энергетики: О перспективах развития электроэнергетики России | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации