Содержание
полемика вокруг передачи в аренду объектов «последней мили»
Начиная с 2005 года, как началось реформирование системы энергетики, на рассмотрение Президиума ВАС РФ попадают споры по договорам «последней мили». И это не удивительно.
С целью сдерживания роста тарифов для населения в электроэнергетике действует механизм перекрестного субсидирования, в результате осуществления которого дополнительная тарифная нагрузка возложена на промышленных потребителей. Бóльшая часть таких промышленных потребителей электроэнергии присоединена к объектам, называемым «последней милей».
«Последняя миля» — это линии (линия, часть сети, в некоторых случаях оборудование, относящееся к электросетевому хозяйству), переданные ОАО «ФСК ЕЭС» в аренду территориальным сетевым организациям. Такие линии не являются самостоятельными объектами ЕНЭС, а лишь их составными частями, отдельно не зарегистрированы в качестве объектов недвижимости. «Последней милей» данные объекты называются в связи с тем, что зачастую представляют собой последний пролет сети (от столба до оборудования потребителя).
Данная правовая конструкция была введена на основании Федерального Закона № 250 от 4 ноября 2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России».
Модель договорных отношений, позволяющая территориальным сетевым организациям арендовать и оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием названных объектов «последней мили» прямо предусмотрена п. 5 ст. 8 ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ.
При использовании такой договорной модели промышленные потребители осуществляют расчеты за услуги по передаче электрической энергии не с собственником линий (сетей) ОАО «ФСК ЕЭС», а с сетевыми компаниями субъекта Российской Федерации (арендаторами) по иным (более высоким) тарифам.
Такое положение вещей, естественно, не устраивает промышленных потребителей, в связи с чем они пытаются оспорить по разным основаниям договоры, заключенные в рамках конструкции «последней мили». В одних случаях, они пытаются «порушить» непосредственно договоры, на основании которых часть сети («последняя миля») были переданы в аренду территориальным сетевым организациям, в других случаях — договоры оказания услуг по передаче электроэнергии с использованием данной части сети.
Один из таких споров был предметом рассмотрения Президиума ВАС РФ еще в 2009 году (Постановление №13083/08 от 25.02.2009).
ООО «Транснефтьсервис С» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО «Межрегиональная магистральная сетевая компания «Центр» (далее – компания «Центр»), ОАО «Томская распределительная компания» (далее – распределительная компания), ОАО «Томскэнерго» – о признании частично недействительным (ничтожным) договора от 01.04.2005 № ДИ-36 об использовании объектов электросетевого хозяйства в части передачи компанией «Центр» в субаренду обществу «Томскэнерго» электрооборудования и о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней реституции.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2008 заявленные требования были удовлетворены. Суд апелляционной и кассационной инстанции судебный акт первой инстанции изменил, но лишь в части последствий признания сделки недействительной.
Одним из оснований для удовлетворения требований ООО «Транснефтьсервис С» послужило то, что по мнению суда предмет аренды (т.е. «последняя миля») в нарушение требований ст. 133, 134, 607 ГК РФ не обладал признаками самостоятельной вещи.
Высший арбитражный суд РФ все судебные акты (в части признания договора субаренды недействительным) отменил, отказал истцу (ООО «Транснефтьсервис С») в иске.
ВАС РФ пришел к выводу, что общество «Транснефтьсервис С» не имеет отношения к имуществу, которое было передано в аренду распределительной компании, следовательно, права общества не могли быть нарушены оспариваемым договором.
В контексте данного судебного спора стоит согласиться с позицией Высшего арбитражного суда РФ. Абсолютно обоснованно отклонены притязания лица, которое не являлось стороной договора аренды и, более того, не претендовало каким-либо образом на переданное в субаренду имущество. На наш взгляд необоснованное вмешательство третьих лиц в арендные отношения между сторонами подрывает стабильность оборота.
В то же время ВАС РФ в очередной раз уклонился от оценки самого предмета аренды («последней мили») и соответствия его нормам ГК РФ.
До настоящего времени нет какого-либо разъяснения или прецедентного постановления, которое бы четко анализировало, что может быть предметом аренды по договорам «последней мили», а что нет.
Позиция потребителей, не согласных со всей конструкцией данных договоров, сводится к следующему.
Предмет аренды по договорам «последней мили» не отвечает признакам самостоятельной вещи. Объектом сделок по передаче частей ЕНЭС от собственника сетей к территориальной сетевой организации является имущество, которое не может быть отдельно передано без передачи иного имущества в составе имущественного комплекса.
В большинстве своем это имущество, как указывалось ранее, представляет собой последние пролеты линии ЕНЭС. По мнению промышленных потребителей, подстанции ЕНЭС и линии ЕНЭС составляют единый сложный и неделимый объект недвижимого имущества.
Еще одним аргументом с их стороны является то, что данные последние пролеты сети отдельно не выделены в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
В силу п. 1 ст. 607 ГК РФ предметом договора аренды может быть индивидуально-обособленная вещь, при аренде которой используются ее индивидуально-потребительские свойства. Оказывать услуги по передаче электроэнергии и мощности с помощью последнего пролета сети фактически невозможно.
В одном из своих Определений от 19.08.2008 №9691/08 ВАС РФ указал, что объекты «последней мили» — это оборудование, которое не является объектом электросетевого хозяйства, не отвечает признакам самостоятельной вещи, поскольку последний пролет – это всего лишь часть сооружений, которая не может использоваться, как самостоятельный объект электросетевого хозяйства отдельно от самих сооружений (линий и подстанций).
Позиция сетевых компаний, которые заключают между собой договоры аренды (субаренды) «последней мили», строится на том что, возможность оказания услуг по передаче электрической энергии с использованием частей объектов ЕНЭС прямо предусмотрена абзацем 25 статьи 3 ФЗ «Об электроэнергетике». Данная редакция федерального закона принята Федеральным законом от 04.11.2007 №250-ФЗ. Ранее сетевые организации исходили из того, что прямого запрета на оказание услуг по передачи электрической энергии с помощью объектов ЕНЭС нет.
По мнению сетевых организаций, пролеты сетей (линий) являются индивидуально-определенными частями сетей. У данных пролетов имеются границы (точки), которые позволяют индивидуализировать переданный в аренду объект. Границы пролетов (точки присоединения) включают в себя энергопринимающие устройства, которые позволяют определить объем оказанной услуги.
Встает вопрос: может или нет последний пролет воздушной линии (ВЛ), отдельное оборудование быть предметом аренды?
В соответствии со ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, законодатель довольно четко дает понять, что объектом аренды может быть любая вещь, главное чтобы, она не теряла своих свойств в процессе использования и в договоре существовали данные, позволяющие установить передаваемую вещь.
Учитывая, что пролеты сети (ее части) имеют четкие границы, зафиксированные документально, обычно в актах разграничения балансовой принадлежности, следовательно, довольно четко можно определить объекты, которые передаются в аренду.
Воздушные линии (ВЛ) являются недвижимым имуществом. На наш взгляд, тот факт, что части ВЛ, оборудование отдельно не вносятся в реестр, как самостоятельные объекты, не лишает собственника права сдать их в аренду. Если проводить аналогию с офисными помещениями, то собственники зачастую имеют лишь одно свидетельство на один объект. Тем не менее, на законных основаниях сдают помещение нескольким лицам, разделяя его просто стеллажами на несколько секторов.
Аргумент потребителей о том, что воздушная линия – это сложный неделимый объект, мы полагаем также слабым. Воздушная линия представляет собой совокупность пролетов, которые крепятся к опорам, на опорах между соединениями пролетов установлены энергопринимающие устройства. Если изъять последний пролет, энергия все равно будет передаваться по сети, но до начальной точки последнего пролета.
Однако как быть в случаях, когда по договорам «последней мили» передается часть электрооборудования (а такие случаи есть), например рубильник или небольшое устройство, через которое передается энергия?
Полагаем, что существенно ничего не меняется. Законодатель последовательно проводит линию, что такие договоры имеют место быть, последние изменения законодательства в сфере электроэнергетики тому подтверждение.
Дополнительным аргументом служат и разъяснения Пленума ВАС РФ от 25.01.2013 №13, в которых говорится, что аренда части вещи (к примеру, части земельного участка, не являющейся самостоятельным объектом права) является допустимой и не противоречит законодательству (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ № 73 в новой редакции).
Это еще не «последняя миля». Правительство освободит от нее далеко не всех — Новости РСПП
Минэнерго и ФСТ разработали новый вариант решения проблемы «последней мили» в электроэнергетике. Он предполагает отмену ее везде, кроме 19 регионов. В четырех наиболее проблемных она останется на десять лет. В остальных — только на три-пять лет, при этом предусмотрено ее снижение шагами по 20-30% в год. Причем новая концепция, в отличие от прежней, делает отмену «последней мили» реальной, поскольку потребители в «свободных» регионах смогут заключать прямые договоры с Федеральной сетевой компанией.
Минэнерго и ФСТ сформулировали третий вариант решения проблемы «последней мили» в электроэнергетике, как предписал им премьер Дмитрий Медведев после того, как два предыдущих были сочтены негодными. Договоры аренды «последней мили», по которым распределительные сети взымают дополнительную плату с крупных потребителей, присоединенных только к магистральным сетям, понижая тем самым тариф для населения и мелких потребителей, должны быть прекращены с начала 2014 года. Но механизм отмены до сих пор обсуждается.
«Ъ» удалось ознакомиться с новой концепцией. Она заметно отличается от той, что была вынесена на рассмотрение Госдумы весной. Прежняя схема предполагала фактическое продление действия договоров «последней мили»: запрет на прямые договора с Федеральной сетевой компанией (ФСК, магистральные сети) с некоторой компенсацией потребителям потерь через введение льготного тарифа распредсетей. Была и альтернатива — дифференциация тарифа ФСК. Но на ключевом совещании 9 августа в Сочи у обоих вариантов обнаружились серьезные недостатки: первый не решал проблему «последней мили» и не снимал нагрузку с промышленности, второй создавал межрегиональное перекрестное субсидирование и был чреват юридическими осложнениями. В итоге Дмитрий Медведев отклонил оба варианта, предписав создать новый.
По новому варианту с 1 января прекращается действие договоров аренды объектов «последней мили» по всей стране, кроме 19 субъектов. Из них в четырех (Бурятия, Забайкальский край, Амурская область и Еврейская АО) договоры «последней мили» продлеваются до 2025 года, а в пятнадцати — на три или на пять лет. Для потребителей последних вводится специальный тарифный уровень напряжения ВН1, состоящий из тарифа ФСК и средней ставки перекрестного субсидирования в регионе.
Получившаяся цифра в 2014 году не превышает сегодняшний платеж потребителей этих 15 регионов и дальше снижается по графику: для трехлетнего продления к тарифу ФСК в 2015 году прибавляется 66% ставки перекрестного субсидирования, в 2016 — 33% и в 2017 году — ноль. Для пятилетнего продления — 80%, 60%, 40%, 20% и 0% в 2019 году соответственно. Во всех 19 регионах, если МРСК не удастся снизить затраты достаточно, до 50% выпадающих доходов сетей предлагается гасить из федерального бюджета.
В Минэнерго «Ъ» не подтвердили и не опровергли содержание концепции. Источник в министерстве объяснил «Ъ», что вопрос курировал замминистра Михаил Курбатов, но он уже уволился. Глава набсовета НП «Сообщество потребителей энергии» Александр Старченко отмечает, что точка в обсуждении пока не поставлена и даже предложенная концепция существует в различных вариантах. Но, подчеркивает он, хорошо, что больше не идет речи о запрете прямых договоров с ФСК. Хотя промпотребители, добавляет господин Старченко, единодушно считают самым правильным решением полную отмену «последней мили» с 1 января.
Независимый эксперт Игорь Ряпин отмечает, что новый вариант «выглядит гораздо более адекватным». Но, добавляет он, принципиально, чтобы методика расчета средней ставки перекрестного субсидирования была прозрачна, результаты расчетов — открыты и доступны, было ясно, кто за них отвечает, а главное — должен неукоснительно соблюдаться график уменьшения платежей. Последний пункт беспокоит и представителей крупной промышленности: как рассказал «Ъ» источник, знакомый с ситуацией, в понедельник они обсуждали ситуацию с вице-премьером Аркадием Дворковичем и на ней бизнесмены выражали сомнения в том, что предложенные правила не изменятся по ходу игры.
Коммерсантъ
Визуализация последней мили электрических сетей
Первоначальная программа динамического контроля напряжения, разработанная компанией Western Power Distribution в Южном Уэльсе, сэкономила клиентам около 14 миллионов фунтов стерлингов.
Возобновляемые источники энергии, электромобили и тепловые насосы являются частью фундаментального изменения, влияющего на наш энергетический ландшафт. Эти низкоуглеродные технологии играют ключевую роль в переходе Великобритании к нулевому будущему. Их своевременная интеграция и эффективное использование в значительной степени зависят от мониторинга и контроля последней мили нашей обширной электрической сети.
На последней миле сети низкого напряжения находится более 1 миллиона электрических подстанций.
Электрические сети представляют собой крупнейшую искусственную систему для подачи электроэнергии в дома, школы и больницы. National Grid соединяет крупные электростанции с региональными точками энергоснабжения, управляемыми региональными операторами распределительных сетей (DNO). DNO постепенно снижают напряжение в зависимости от того, куда подается питание: это означает сверхвысокое напряжение для больших промышленных нагрузок, высокое напряжение для крупных организаций и низкое напряжение для отдельных домов.
Эта низковольтная сеть — путь от подстанции до розетки в нашем доме — называется «последней милей». Часто это самый сложный и дорогостоящий участок сети для мониторинга и контроля DNO. DNO должны поддерживать напряжение в установленных законом пределах, а также реагировать на спрос и потребление. И все это они должны делать, сокращая выбросы CO2 и управляя затратами для своих клиентов.
Чтобы внедрить новые низкоуглеродные технологии, такие как электромобили, тепловые насосы и фотогальваника, без чрезвычайно дорогих инвестиций в сеть, нам необходимо прогнозировать потребление электроэнергии и поведение сети. В настоящее время многие DNO делают эти прогнозы, используя исторические профили нагрузки и информацию о фиксированной сети о количестве клиентов, типах и потреблении электроэнергии. Это часто негибко, неэффективно и несовместимо с современными потребностями и моделями использования с низким уровнем выбросов углерода.
Чтобы DNO могли отслеживать и контролировать свои сети низкого напряжения в режиме реального времени, без необходимости контролировать каждую отдельную подстанцию, нам необходимо сделать последнюю милю действительно видимой с помощью аналитики больших данных.
Цифровизация традиционной сети помогает DNO принимать более взвешенные решения.
Работая с Western Power Distribution (WPD) через фонд низкоуглеродной сети Ofgem, мы приступили к разработке новых сетевых шаблонов с использованием трехэтапного метода профилирования нагрузки с кластеризацией, классификацией и масштабированием. Эти профили нагрузки аналитически характеризуют генерацию, сети и потребление.
Для прогнозирования дневной пиковой нагрузки низковольтных подстанций мы использовали метод коэффициента вклада. Для каждого шаблона мы разработали коэффициент вклада с помощью кластерно-взвешенной регрессии с ограничениями. При этом учитывался вклад различных групп клиентов в пиковые нагрузки на подстанциях, что повышало точность прогнозов пиковых нагрузок на 80 % по сравнению с предыдущими общими шаблонами.
С помощью этой работы мы можем визуализировать модели использования энергии в различных местах, типах и смесях клиентов. Это означает, что DNO могут эффективно планировать «последнюю милю» и максимизировать интеграцию низкоуглеродных технологий в существующую сеть низкого напряжения.
Преимущества для окружающей среды и экономия средств для клиентов
Western Power Distribution (WPD) представляет 40% всей распределительной отрасли Великобритании. В период с 2010 по 2014 год компания WPD реализовала программу контроля напряжения в рамках первоначального проекта на своей Юго-Западной лицензионной площади, что позволило клиентам ежегодно экономить около 14 миллионов фунтов стерлингов. Программа контроля напряжения в настоящее время применяется на всех четырех лицензионных участках WPD в Ист-Мидлендсе, Уэст-Мидлендсе, Юго-Западе и Южном Уэльсе, охватывая 7,9миллионов клиентов с предполагаемой годовой экономией в 116 миллионов фунтов стерлингов.
Электричество в течение последней мили подается при низком напряжении, но, как правило, DNO устанавливают максимально высокое напряжение, чтобы учесть падение напряжения в сети без нарушения установленного предела напряжения. Данные проекта WPD позволяют другим DNO уверенно снижать напряжение в сети для поддержки низкоуглеродной интеграции. Это может снизить потребность в энергии и ее потребление, сокращая примерно 575 000 тонн выбросов CO2 ежегодно.
Последняя миля в доступе к энергии | Бартлетт
Следует извлечь уроки из подхода Колумбии к обеспечению электроэнергией людей, живущих в районах страны, не подключенных к сети.
Предоставление доступа к современным энергетическим услугам для всех является ключевой глобальной задачей и было признано в Повестке дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года. Цель устойчивого развития (ЦУР) 7 направлена на обеспечение к 2030 году доступа к недорогим, надежным, устойчивым и современным источникам энергии для всех. По оценкам, во всем мире около одного миллиарда человек не имеют доступа к электричеству, а еще один миллиард человек имеет лишь временный доступ, это означает, что предложение ненадежно или ограничено.
На сегодняшний день Латинская Америка успешно справляется с этой задачей, и уровень доступа составляет 95%. Тем не менее, по оценкам, 26 миллионов человек по всему континенту по-прежнему не имеют доступа к электричеству. Поставка электричества на эту последнюю милю в доступе к энергии затруднена, потому что это связано с охватом людей, которые живут в изолированных и часто обедневших сельских общинах. Еще более усложняет картину то, что спрос на электроэнергию в таких «последних милях» обычно очень низок, что затрудняет привлечение инвестиций из частного сектора.
Колумбия добилась значительных успехов в обеспечении населения электричеством, и в 2017 году уровень электрификации составил 98%. Однако более глубокое изучение этого числа показывает, что, хотя 100% домохозяйств, проживающих в городских районах, электрифицированы, в сельской местности этот показатель падает до 87%. Это означает, что 1,4 миллиона человек остаются без доступа к электричеству — большинство из них проживает на Тихоокеанском побережье, в Ла-Гуахире и Амазонке. Эти «забытые районы» не имеют доступа не только к электричеству, но и ко многим другим базовым услугам, таким как питьевая вода, санитария и здравоохранение. Эти районы также, как правило, больше всего пострадали от 50-летнего конфликта в Колумбии, и, хотя мир открыл новые возможности, он также привел к новым проблемам, включая усиление нарушений прав человека, поскольку различные вооруженные группы перемещаются в районы, освобожденные ФАРК. , и рост обезлесения.
С 2016 года я работаю с местными университетами над исследованием электрификации последней мили в Колумбии. В рамках нашего исследования мы стремимся понять проблемы, решения и последствия электрификации для людей, живущих в автономных районах страны. Мы показали, что электрификация дает множество преимуществ, предоставляя не только освещение, охлаждение и развлекательные услуги для домашних хозяйств, но и возможности для получения дохода, такие как хранение в холодильнике сельскохозяйственной и рыбной продукции. Однако такие возможности ограничены слаборазвитой инфраструктурой, низким потенциалом и ограниченными ресурсами.
Наше исследование показало, что преимущества электрификации нельзя предполагать, особенно там, где программы по обеспечению доступа имеют узкую направленность только на предоставление энергетической инфраструктуры. Наоборот, если электроэнергия должна обеспечить многочисленные предлагаемые преимущества развития, она должна поставляться в рамках более широких программ развития, в центре которых находятся нужды сообщества.
Мы также заинтересованы в том, чтобы понять, как решения в области экологически чистой энергии, такие как солнечная энергия и ветер, могут удовлетворить потребности в автономной энергии. Большая часть автономной электроэнергии в Колумбии вырабатывается дизельными генераторами. Использование дизеля не только дорого обходится государству (из-за субсидий), но и загрязняет местную окружающую среду и способствует изменению климата. Наше исследование показало, что технологии использования возобновляемых источников энергии конкурентоспособны по стоимости с дизельным топливом, но их внедрению препятствуют устаревшее регулирование и структура энергетических рынков.