Содержание
RAB-регулирование: больше рисков или выгод?
В Украине начался процесс внедрения RAB-регулирования тарифов на передачу электроэнергии. Ее сторонники говорят, что это применяемая во всем мире европейская методика, которая позволит повысить качество электроснабжения и модернизировать изношенные сети. Но, с другой стороны, сколько нужно будет платить за такое европейское качество? Об этом – в интервью Newsone c Наталией Костышеной, советником главы правления энергораспределитель ной компании «Львовоблэнерго».
Как повлияет RAB на тарифы на электроэнергию?
Как бы мы не хотели, но любые изменения в тарифообразовании в базовых отраслях экономики ведут к изменениям в счетах потребителей в ту или иную сторону.
Сегодня составляющая тарифа на передачу сетями облэнергосоставляет от 3% (для 1 класса потребления) до 12,8% (для второго класса). Тогда как в тарифах стран Евросоюза средний уровень этой составляющей – 30-45%. Поэтому очевидно, что при переходе на новую модель тарифообразования, роста тарифов для промышленных потребителей (юрлиц) также не избежать. Это неотвратимо в любом случае, будет введено RAB-регулирование или нет. Иначе у энергетики Украины нет будущего.
Скачок розничных тарифов может составить до 15% по отдельным областям. Однако рост будет только на первом этапе. Ведь суть долгосрочного стимулирующего регулирования в том, что энергокомпании будут заинтересованы работать более экономно и сокращать свои затраты. Из сэкономленных денег половина будет оставатьс я у компании и может реинвестироваться, а вторая половина будет возвращаться потребителям путем снижения тарифа.
В долгосрочной перспективе RAB-регулирование – это только выгоды для потребителей: более высокое качество обслуживания, надежность поставки и достойное качество электроэнергии за те же деньги.
Где гарантия, что дополнительные деньги пойдут на улучшение качества энергоснабжения? Где это прописано?
В нормативной базе. Компании должны будут ежегодно инвестировать деньги не менее 50% от объемов прибыли на регуляторную базу активов, не меньше годовой суммы амортизационных отчислений и дохода от платы за реактивную энергию. НКРЭКУ будет контролировать этот процесс. При этом компании будут просто не заинтересованы нарушать требования, поскольку в этом случае НКРЭКУ будет изымать из их тарифов средства, которые потрачены неэффективно.
Политики говорят, что RAB позволит владельцам облэнерго заработат ь дополнительные миллиарды. Как вы можете это прокомментировать?
В данном случае это средство политического пиара. RAB соответствует международной практике и не имеет ничего общего с политикой.
Да, если учесть, что на протяжении многих лет в тарифы облэнерго не закладывалась прибыль на дивиденды, а вся экономия и дополнительный доход изымались или реинвестировались, то можно сказать, что доходность облэнерго возрастет . Но ведь при этом многократно возрастут и обязательства компаний по инвестированию, по налогу на прибыль, то повышению эффективности деятельности.
Более того, предложенная в Украине модель стимулирующего регулирования имеет некоторые недоработки – например, не учитывает весь объем налогов, которые должна оплатить компания. Поэтому говорить о многомиллиардных прибылях владельцев не приходиться.
Самый дискуссионный вопрос – это размер ставки RAB-регулирования, от которой зависит размер прибыли и инвестиций компаний. Сейчас НКРЭКУ предлагает ее на уровне 12,5%. Как вы оцениваете такую ставку – низкая она или высокая?
Повторюсь: последние 8 лет в тариф облэнерго практически не закладывалась рентабельность больше 2%, а все дополнительно полученные доходы изымались. Поэтому ставка доходности в 12,5%, конечно, значительно увеличивает возможности для прямого инвестирования. Но она не очень применима для привлечения заемных средств, так как нормативно четко не определены источники возврата тела кредита (обычно это прибыль, амортизация), а ставки кредитования существенно выше заложенной доходности.
Тем не менее, предлагаемый вариант можно считать компромиссным – между интересами собственников активов и конечных потребителей. Такое решение не приведет к резкому росту тарифов, но в то же время позволит в несколько раз ускорить модернизацию и реконструкцию сетей, будет стимулировать облэнерго развив ать электрификацию комплексной жилищной застройки, улучшать качество и сроки присоединения к сетям новых потребителей.
Много разговоров о том, что ставка на старую и новую базу активов энергокомпаний не должна быть единой. А известно ли вам, в других странах ставки одинаковые или разные?
В основном применяется единая ставка на старую и новую базу. В отдельных случаях применялась пониженная ставка на старую базу с постепенным выравниванием ставок в течение 1-2 регуляторных периодов (8-10 лет) или повышенная ставка на инвестиции под конкретные инновационные проекты. Каждая страна имеет свои особенности.
Предлагаемая сейчас НКРЭКУ методика с единой ставкой, очевидно, более адекватна в условиях высоких страновыхрисков Украины. При такой методике компания со старта получает прибыль на инвестиции, и может сразу вкладывать в модернизацию. Тогда как прибыль на новые инвестиции будет только через год, и небольшой, что снизит темпы обновления отрасли.
За счет такого подхода, проведенная в течение 5-8 лет техническая модернизация сетевых предприятий позволит существенно снизить потери в электрических сетях, и станет залогом снижения тарифов в будущем.
Какие планы вашего предприятия по модернизации в случае перехода на RAB в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
Учитывая 70%-й износ сетей и существенную техническую отсталость, работы у компании непочатый край. Но в краткосрочной перспективе основные проекты будут направлены на комплексные решения по существенному снижению потерь в сетях и подготовке к работе в условиях полномасштабного рынка. В долгосрочной перспективе – это формирование так называемых «умных сетей», наличие которых позволит вести сложные режимы потребленияэлектроэнергии потребителями и работу распред еленной генерации.
Розкажіть про це:
RAB-регулирование ожидают в 2009 году
Вслух.ru
Новости
Деньги
Деньги
Вслух.ру
13 августа 2008, 06:27
Введение новой системы регулирования тарифов на передачу электроэнергии – RAB – ожидается в начале 2009 года.
По мнению Евгения Крючкова, генерального директора ОАО «Тюменьэнерго», RAB-регулирование гарантирует возврат инвестиционных средств, направленных на строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры.
Введение новой системы регулирования тарифов на передачу электроэнергии — RAB — ожидается в начале 2009 года. По мнению Евгения Крючкова, генерального директора ОАО «Тюменьэнерго», RAB-регулирование гарантирует возврат инвестиционных средств, направленных на строительство и модернизацию сетевой инфраструктуры. Модель Regulatory Asset Base (RAB) в переводе с английского означает — «система возврата на вложенный капитал». RAB-регулирование — это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и стимулирование эффективности работы сетевых организаций. Как поясняет Евгений Крючков, до сих пор при установлении тарифов для электросетевых компаний применяется принцип обоснованности экономических затрат («затраты плюс»), что нельзя назвать эффективным, в том числе при реализации инвестиционной программы. Дело в том, что в настоящий момент в тарифе доля инвестиционной составляющей — менее половины от необходимой суммы для развития сетевой инфраструктуры, остальные средства привлекаются в кредитных учреждениях. Причем гарантий возврата этих средств сетевики при этом не имеют. RAB-регулирование же гарантирует, что вложенный в энергетическую отрасль капитал (как заемный, так и акционерный) вернется инвестору через тарифную выручку с определенной прибылью, размер которой будет определяться государством.»Кроме того, новая методика предусматривает формирование и утверждение долгосрочных инвестиционных программ — не на год, как сейчас, а минимум на три года. При этом сам уровень тарифа позволяет привлекать более длинные кредиты на адекватных экономических условиях — это гораздо выгоднее и позволяет гарантированно получить источники для инвестиций. Таким образом, RAB-регулирование — это гарантия для всех участников электроэнергетического рынка. Потребители энергии получают качественную услугу, региональные власти — уверенность в реализации инвестиционной программы, в появлении новых объектов, энергетики — стабильность в планировании, стабильный источник возврата денежных средств. Определенную гарантию получают и заемщики», — прокомментировал Евгений Крючков. Необходимые постановления правительства РФ по введению новой методики регулирования, по словам Евгения Евгеньевича, уже подписаны.
Неудобно на сайте? Читайте самое интересное в Telegram и самое полезное в Яндекс-Дзен.
Последние новости
Вслух.ру
24 ноября, 12:25
Александр Моор: Вместе с укреплением российской государственности шло серьезное изменение общественного сознания
Долгие годы общество жило под девизом – «каждый сам за себя».
#общественность
#спецоперация
#мобилизация
#Донбасс
#губернатор
#Александр Моор
#послание
#новости Тюмени
Вслух.ру
24 ноября, 12:10
Александр Моор отправил «тайного покупателя» по спорткомплексам и ДК Тюменской области
Он уверен, что имеющуюся инфраструктуру можно использовать более эффективно.
#новости Тюмени
#губернатор
#Александр Моор
#культура
#спорткомплекс
Вслух. ру
24 ноября, 12:03
Александр Моор прокомментировал возможные заимствования для бюджета Тюменской области
Главное — не отказываться от стратегии развития, считает губернатор.
#Александр Моор
#губернатор
#губернатор Тюменской области
#бюджет
#Тюмень
#новости Тюмени
Вслух.ру
24 ноября, 12:01
Александр Моор: Штабная работа позволила оперативно принимать важные решения
В своем послании губернатор поблагодарил федеральные органы власти за совместную работу.
#губернатор
Вслух.ру
24 ноября, 11:49
Четыре детских сада откроются в этом году в Тюменской области
Об этом сообщил губернатор региона в послании депутатам Тюменской областной думы.
#новости Тюмени
#губернатор
#Александр Моор
#школа
#ЕГЭ
Одетая в гранит
Улица Дзержинского: пять домов с уникальной историей
База регулируемых активов (RAB)
snam-rp
true
Логин
- Штамп
- Сальва
- Комментарий
Стоимость чистого инвестированного капитала для целей регулирования, рассчитанная на основе правил
определяется Управлением по электроэнергетике, газу и воде (Управление) для определения базовых доходов
для регулируемых предприятий.
- а-б
- c-d
- э-ф
- g-h-i
- й-к
- л-м
- нет
- р-к
- р-с
- т-у
- vw
- x-y-z
Амортизация и амортизация
Систематическое распределение амортизируемой суммы актива в течение срока его полезного использования.
БАР
Единица измерения давления
Денежный поток
Денежные средства и их эквиваленты, полученные предприятием за определенный период времени.
Катодная защита
Способ защиты от коррозии трубопроводов
Совокупный доход
Включает как чистую прибыль за период, так и изменения в капитале, которые признаются в составе капитала в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета.
Контролируемые постоянные затраты
Постоянные операционные расходы регулируемой деятельности.
Доход от основного бизнеса
Доход от продажи товаров и/или предоставления услуг, являющихся неотъемлемой частью основной деятельности.
Корпоративное управление
Набор правил, которые отслеживают и направляют управление и контроль объекта.
Производные
Финансовые инструменты с профилем цена/доходность, который определяется параметрами цена/доходность других основных инструментов.
Дивиденд
Выплата акционерам.
Выплата дивидендов
Отношение дивиденда к чистой прибыли за период.
EBIT
Разница за данный период между продажами, выручкой от услуг, прочей выручкой, операционными затратами, амортизацией, амортизацией и убытками от обесценения.
EBITDA
Используется Snam во внутренних и внешних презентациях.
Энергоэффективность
Политика энергоэффективности
Точка входа (NN)
Каждая из точек или локальная группа физических точек Национальной сети газопроводов, по которым газ поставляется Пользователем Транспортеру.
Акцизный налог
Косвенный налог
День газа
Период 24 часа подряд
Газопровод
Трубопровод, используемый для транспортировки природного газа
Дюйм
Равен 2,54 см
Фаза впрыска
Период с 1 апреля по 31 октября того же года.
Инвестиции
Затраты на приобретение долгосрочных активов, срок полезного использования которых не истекает в течение одного отчетного периода.
Джоуль
Единица энергии.
Сжиженный природный газ (СПГ)
Газ природный, в основном состоящий из сжиженных, охлажденных до -161°С.
Низкое воздействие на окружающую среду
Выбросы с низким воздействием на окружающую среду
Горное хранилище
Горнодобывающее хранилище необходимо по техническим и экономическим причинам, чтобы обеспечить оптимальную разработку итальянских месторождений природного газа.
Память модуляции
Он направлен на реагирование на меняющиеся ежечасные, ежедневные и сезонные потребности.
Национальная газотранспортная сеть (НСГ)
В состав сети входят трубопроводы, перечисленные в статье 2 Постановления Министра от 22 декабря 2000 г.
Природный газ
Смесь углеводородов, состоящая в основном из метана и небольшого количества этана, пропана и высших углеводородов.
Сеть транспортировки природного газа
Совокупность газопроводов, линейных установок, компрессорных станций и инфраструктуры.
Естественная транспортная сеть
Трубопроводы, компрессорные станции и другие объекты инфраструктуры
Чистый финансовый долг
Действительный показатель способности выполнять финансовые обязательства.
Чистые финансовые расходы
Действительный показатель способности выполнять финансовые обязательства.
Чистый инвестированный капитал
Чистые инвестиции, сделанные по производственным причинам
Чистая прибыль
EBIT за вычетом результата финансовых операций и налога на прибыль.
Код сети
Набор правил
Чистый оборотный капитал
Капитал, который инвестируется в краткосрочные активы.
Номинальный диаметр (ND)
ND обычно измеряется в мм
Внеоборотные активы
Статьи баланса
Эксплуатационные расходы
Затраты, понесенные для осуществления основной деятельности организации.
Фитоочистка
Системы фитоочистки замкнутого цикла для очистки хозяйственно-бытовых сточных вод на газокомпрессорных станциях
Пункт повторной доставки
Физическая точка или локальная группа физических точек в сети.
Код регазификации
Документ, определяющий правила и процессы, характерные для услуги по регазификации природного газа.
Регазификация СПГ
Промышленный процесс, применяемый к СПГ
Тарифы на регазификацию
Цены за единицу, применяемые для регазификации.
Региональная транспортная сеть (РТС)
Газопроводы для перемещения и распределения газа на разграниченных локальных территориях.
Регулируемая база активов (RAB)
Стоимость чистого инвестированного капитала для целей регулирования.
Нормативный период хранения природного газа
Период времени (обычно четыре года).
Регуляторный период транспортировки и регазификации природного газа
Период времени (обычно четыре года).
Нормативная задержка по времени
Задержка тарифного вознаграждения по осуществленным и начатым в течение года инвестициям.
Секторная муфта
Европейская комиссия определяет объединение секторов как стратегию, обеспечивающую большую гибкость энергетической системы для достижения обезуглероживания наиболее рентабельным способом (DG ENER (2018) Запрос на услуги № ENER/B2/2018-260). — Возможности объединения секторов для сектора природного газа ЕС — Оценка нормативных барьеров).
Акционерный капитал
Общая сумма ресурсов, предоставленных акционерами, плюс нераспределенная прибыль и минус убытки.
Стандартный кубический метр
Единица измерения объема (см3), используемая для газа
Стратегическое хранилище
Стратегическое хранилище предназначено для компенсации нехватки или сокращения импортных поставок или кризисов в газовой системе.
Высшая теплотворная способность (SCP)
Количество энергии, произведенное при полном сгорании единицы природного газа при определенных условиях
Бери или плати
Пункт, включенный в контракты на поставку природного газа, в соответствии с которым покупатель обязан оплатить полностью или частично договорную цену за минимальное количество газа, указанное в контракте, даже в случае, если он не берет газ
Тепловой год хранения природного газа
Период времени
Тепловой год транспортировки и регазификации природного газа
Период времени
Транспортная емкость
Максимальное количество газа, которое может быть введено в систему (или отобрано из нее) в течение газового дня.
Транспортные тарифы
Удельные цены на транспортировку и отгрузку природного газа.
Пользователь
Пользователь газовой системы.
Виртуальная торговая точка (PSV)
Виртуальная точка, расположенная между точками входа и выхода национальной трубопроводной сети
Вт
Единица энергии.
Фаза вывода
Период с 1 ноября одного года по 31 марта следующего года.
- Ничего не найдено
Оповещение о странице
обновлено
17 июля 2017 — 11:36 CEST
Стимулирующее регулирование энергетики: что это такое и кому это выгодно
Почему RAB-регулирование вводится в энергетике Украины и как оно повлияет на инфраструктуру?
Украинская энергосистема, большая часть которой была создана в 60-80-е годы, на момент восстановления независимости страны находилась в плохом состоянии. Отсутствие инвестиций в развитие и модернизацию в 1990-е годы существенно ухудшило ситуацию.
Отрасль стабилизировалась в начале 2000-х, когда правительство провело первые прозрачные приватизационные торги по продаже облэнерго (теневая «приватизация» прошла в 1990-х годов через искусственные долговые механизмы и другие неформальные схемы).
Новые собственники облэнерго не торопились вкладывать свои средства в развитие, а использовали их скорее как «дойных коров».
Такое отношение к энергетическим компаниям сохраняется и по сей день: вложения в другие отрасли экономики, где гарантирован быстрый возврат капитала, более привлекательны для собственников, чего нельзя сказать об электрических сетях.
Средства, полученные по распределительному тарифу (от потребителей электроэнергии), были и остаются источником очень небольших инвестиций в основные фонды. Конечно, этих ресурсов не хватало даже на поддержание текущего состояния сетей, поэтому они продолжали ухудшаться.
Кардинально увеличить тарифные доходы было невозможно, так как правительство сдерживало рост цен на электроэнергию, субсидируя другие отрасли экономики и население. В результате оборудование энергокомпаний изношено на 70%.
Попытки реформирования
В 2012-2013 годах всем стало очевидно, что существующая политика приведет к дальнейшей деградации сетей ЕЭС Украины и снижению качества электроснабжения потребителей. С тех пор Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) приступила к разработке нормативно-правовой базы для перехода на так называемое регулирование RAB.
RAB – это регулятивная база активов. Эта концепция известна в Украине как «стимулирующее регулирование». RAB-регулирование – тарифный план, основанный на долгосрочном (3-5 лет) тарифном регулировании, направленный на поощрение инвестиций в строительство и модернизацию электросетей, а также на повышение рентабельности электрораспределительных компаний.
Первая попытка внедрения RAB-регулирования была предпринята в 2017 году, когда был окончательно разработан пакет нормативных актов, регулирующих данную сторону деятельности энергетических компаний.
Затем НКРЭКУ утвердила Постановление № 972 от 27.07.2017 и установила норму доходности 12,5% от нормативной базы активов. Первые решения о переходе облэнерго на стимулирующее тарифообразование должны были быть приняты в апреле 2018 года.
Здесь следует понимать следующий аспект. Помимо нормы доходности, ключевым параметром построения тарифов в стимулирующем регулировании является та же самая активная база, подразумеваемая в аббревиатуре RAB, т. е. денежная оценка основных средств компании, используемых в ее основной деятельности.
Активы условно делятся на «старые» (т.е. созданные до перехода на стимулирующее регулирование) и новые (после перехода).
Для введения RAB-регулирования энергосбытовые компании провели оценку активов, согласно которой стоимость облэнерго (в долларах) в 2-8 раз превышала цену, уплаченную собственниками за эти компании при приватизации.
Учитывая высокую базу активов энергосбытовых компаний и утвержденную норму доходности (12,5%), рост розничных цен на электроэнергию в результате реформы составит от 10 до 25%, что вызвало возмущение отраслевых экспертов, потребителей и правительство. Поэтому реформа не была реализована в таком виде.
В 2020 году НКРЭКУ возобновила работу по внедрению RAB-регулирования и предложила другой подход: ставка доходности нормативной базы активов 1% для «старых» активов и ставка 15% для «новых».
Почти сразу же СМИ развернули кампанию по критике такого подхода. Авторы этих материалов, которых вряд ли можно заподозрить в непредвзятости, вдохновились почти одновременно и привели почти одинаковые аргументы.
Эмоционально доказывали, что если регулятор не уравняет доходность старых и новых активов, то энергетика рухнет, потребители останутся без энергии, и «все будет потеряно».
То есть собственники двадцать лет не вкладывали свои средства в развитие и обслуживание сетей, но все было хорошо, а теперь все рухнет без желаемой нормы прибыли для финансово-промышленных групп.
На эти панические материалы хотелось бы ответить так: основной принцип RAB-регулирования — побудить собственников энергокомпаний инвестировать в оборудование электросетей.
Еще раз: стимулы вкладывать собственные или заемные средства. Собственники облэнерго представляют себе RAB-регулирование так: привлечение средств от потребителей по ставке 6-8-10…%, вложение их в оборудование, а затем, возможно, привлечение средств от тех же потребителей по еще более высокой доходности. Отличный бизнес!
В целом инвестиции в инфраструктурные компании сверхнадежны, особенно если эти компании являются рыночными монополиями. Они даже надежнее, чем депозит в каком-нибудь швейцарском банке. Однако в каком банке такие процентные ставки?
Еще одним аргументом сторонников высокой окупаемости является довольно манипулятивное заявление о том, что полученные средства пойдут на развитие инфраструктуры в «перспективных районах» и это снизит стоимость подключения для новых потребителей.
На первый взгляд звучит очень красиво, но дьявол всегда кроется в деталях.
Во-первых, кто будет определять «перспективы» тех или иных направлений, и не появятся ли вдруг новые сетевые объекты в желаемых для бизнесменов близких к владельцам или руководителям компаний направлениях?
Во-вторых, нарушается базовый принцип «каждый платит за свое», т. е. часть стоимости подключения новых потребителей ложится на существующих, что с учетом и без того высоких цен на электроэнергию для промышленности вряд ли радуют бизнес и хорошо влияют на инвестиционный климат.
Следует также понимать, что структура потребления сильно изменилась за последние десятилетия: исчезли сотни населенных пунктов, большое количество промышленных потребителей прекратили или значительно сократили свою деятельность, сети некогда мощных энергоузлов почти не требуются в настоящее время.
Ни технически, ни экономически нецелесообразно взимать плату за содержание никому не нужных сетей. Наоборот, необходимо оценить необходимость содержания таких сетей и включить их в базу активов.
В результате консультаций НКРЭКУ пошла на некоторые уступки, но сохранила принцип раздельной нормы доходности: 3% для «старых» активов и 16,74% для «новых». Но эти послабления для финансово-промышленных групп налагают на НКРЭКУ еще большую ответственность в части строгого контроля за соблюдением компаниями требований по повышению качества услуг, предоставляемых потребителям.