Развитие энергетики и энергоэффективность: Государственная программа «Развитие энергетики» — Правительство России

Содержание

Комитет по энергетике рассмотрел предварительные результаты реализации Госпрограммы «Энергоэффективность и развитие энергетики»

6 марта на расширенном заседании Комитета Государственной Думы по энергетике под председательством Павла Завального

Завальный
Павел Николаевич

Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу № 222 (Ханты-Мансийский – Ханты-Мансийский автономный округ — Югра)
состоялось обсуждение предварительных результатов хода реализации Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Как отметил председатель Комитета по энергетике П.Завальный, открывая заседание, «ежегодно будем «отсматривать», как выполняется эта программа и другие в рамках стратегического планирования», а также констатировал снижение показателей энергоэффективности на 20%, что в 2 раза ниже заявленных в отраслевой Стратегии.

С отчетом и объяснением причин снижения плановых показателей перед депутатами выступил директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго России Алексей Кулапин. По его словам, Госпрограмма «Энергоэффективность и развитие энергетики» была утверждена Постановлением Правительства РФ № 321 от 15 апреля 2014 г. Её целью является: надежное обеспечение страны топливно-энергетическими ресурсами; повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов; снижение антропогенного воздействия ТЭК комплекса на окружающую среду. Задачи Госпрограммы: развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности; обеспечение потребности внутреннего рынка в надежном, качественном и экономически обоснованном снабжении электроэнергией и теплом; развитие нефтегазовой и угольной отраслей для эффективного обеспечения углеводородным и угольным сырьем потребностей внутреннего рынка и выполнения обязательств по зарубежным контрактам; содействие инновационному развитию ТЭК.

Говоря о реализации федерального закона о стратегическом планировании и представляя статистические данные и многочисленные графики по реализации Государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики, А.Кулапин с сожалением пояснил, что «ряд важных документов еще не принят, они находятся в стадии разработки».

Важным сейчас, по его словам, является соотношение бюджетных ассигнований и целей Госпрограммы, так как за последние три года финансирование Госпрограммы сократилось на 9%. Например, не удалось достигнуть показателей планового уровня по добыче газа из‑за теплого осенне-зимнего периода и сокращения поставок на Украину, а также из‑за снижения инвестиционной активности. Но, несмотря на это, Россия занимает второе место в мире по добыче газа, а отечественный ТЭК проводит все необходимые мероприятия социально-экономического характера, сохраняя кадры и развивая технологии.

Затем представитель Минэнерго подробно представил предварительные результаты за 2016 год ряда подпрограмм Госпрограммы, в частности, рассказал о совпадении показателей с целевыми индикаторами, говоря о потерях в сетях. Упомянул подпрограмму модернизации энергосбережения в обеспечении инфраструктурных объектов на Дальнем Востоке, строительстве там четырех ТЭС (теплоэлектростанций). Отметил конструктивную законодательную работу Госдумы и Правительства по введению рыночных механизмов в регулирование отрасли теплоснабжения.

Алексей Кулапин сообщил, что на 9% сократилось число аварий на электростанциях и на 4% в электросетях. Продолжается освоение нефтяных месторождений. Кроме того, за прошлый год произошел переход на топливо пятого поколения и выше. По его словам, потенциал газовой отрасли также превышает потребности внутреннего и внешнего рынка. Перечислив объемы строящихся газопроводы и перспективные проекты, резюмировал, что диверсификация потоков позволит Российской Федерации сохранить лидирующие позиции среди экспортеров газа.

Важным для достижения показателей энергоэффекритвности докладчик назвал и обеспечение безопасности, в частности, в угольной отрасли, и развитие ВИЭ.

Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Ярослав Мандрон согласился с большинством выводов Минэнерго, остановившись в своем выступлении на проблемах. Одной из них Я.Мандрон назвал возможность появления «накопленной ошибки» из‑за различных систем мониторинга данных и методик государственных информационных систем, считая их в большой степени корпоративными. Еще одной проблемой, требующей решения уже к июню 2017 года, он назвал необходимость переформатирования Госпрограммы по энергоэффективности с учетом экологии в соответствии с перечнем поручений Госсовета по экологии.

В свою очередь, выступили представители министерств-соисполнителей по Госпрограмме: заместитель директора Департамента госполитики в области техрегулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России Сергей Кораблев рассказал о разработке требований по классификатору энергоэффективности товаров, а представитель Минстроя России Александр Фадеев сообщил о большом количестве документов, подготовленных ведомством относительно требований к зданиям и сооружениям по энергоэффективности, рассказал о Приказе об установлении классов энергоэффективности для многоквартирных домов.

Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Валерий Богомолов проинформировал членов Комитета по энергетике о результатах проведенных в рамках парламентского контроля проверок, в результате которых был сделан вывод о несоответствии целей Госпрограммы Энергетической стратегии развития до 2020 года. По его словам, «цели не увязаны со Стратегией». Критике аудитора подверглись и недостатки в планировании Минэнерго, и низкий уровень расходов бюджета, в частности по ВИЭ, и неравномерное использование и выделение средств, а также динамика производительности труда и энерго-обеспеченность инфраструктурных объектов Дальнего Востока. Так, аудитор указал на задержку сроков на 1,5 – 2 года по четырем строящимся на Дальнем Востоке ТЭС. «Все у нас должно решаться взимоувязано», — подчеркнул аудитор.

Позицию Счетной палаты поддержал Павел Завальный и депутаты – члены Комитета по энергетике. По их убеждению, неквалифицированное планирование уже привело к избыткам электроэнергии на рынке, что приводит к перекладыванию расходов на потребителей. «Важно не потерять будущий год и перспективу, — заявил П.Завальный. – Законы должны быть отражением Стратегии и её направлений».

Энергоэффективность: фрагмент глобальной картины

2. Микросети и искусственный интеллект
Микросети, то есть локальные энергосети, могут работать как автономно, так и при подключении к более крупным традиционным сетям. Эти уменьшенные версии централизованной системы электроснабжения обеспечивают энергетическую независимость, эффективность и защиту в чрезвычайных ситуациях. Микросети особенно актуальны в небольших отдаленных поселениях и на островах. К примеру, тихоокеанская страна Палау строит крупнейшую в мире микросеть из солнечных батарей общей мощностью 35 МВт, оборудованную устройствами для хранения 45 мВт∙ч энергии.

Использование возможностей искусственного интеллекта (AI) с микросетевыми контроллерами обеспечивает их непрерывную адаптацию к меняющимся потокам энергии и повышает эффективность ее использования. Развертывание микросетей, сводящих к нулю потери энергии при ее передаче, ускоряет применение новейшего программного обеспечения.

Так, Siemens строит микросеть из двух солнечных ферм близ финского Тампере, в промышленном районе Марьямяки, который должен стать энергетически самодостаточным.

Рынок «умных» сетей и микросетей демонстрирует среднегодовой рост 30% и, по оценке Bloomberg NEF, к середине 2030-х годов может достичь объема $ 64 млрд.

В целом, однако, Европа отстает от внедрения микросетей ввиду «неблагоприятности ­регуляторной среды», по выражению Уллы Сандборг, гендиректора шведской передающей сети Svenska Kraftnät.

3. Энергетический блокчейн и Интернет вещей
Первоначально разработанная для записи криптовалютных транзакций технология блокчейн — нетленная цифровая бухгалтерская книга, проводящая и записывающая транзакции через одноранговую сеть — адаптируется для использования на энергетическом рынке. Отсутствие централизации в блокчейне делает его идеальным для устранения посредников поставщиков электроэнергии. Это снижает энергетическое неравенство, позволяя потребителям самостоятельно продавать энергию и покупать ее непосредственно у других потребителей.

Сочетание технологии блокчейна с обычными устройствами получения и передачи информации, то есть Интернет вещей (IoT), окажет огромное влияние на энергетические системы. При правильном применении устройства могут автономно покупать и продавать энергию в оптимальное время, улучшать настройки энергосистемы в режиме реального времени, а также отслеживать и анализировать производительность энергопотребляющих устройств. Эти технологии начинают использоваться в виртуальных электростанциях и в инновационных проектах. Пример — пилотная сеть солнечных батарей Brooklyn Microgrid, владельцы которой покупают и продают электроэнергию друг другу по технологии блокчейн. Это обеспечивает точную хронологическую запись транзакций, изменить которую нельзя, и в конечном счете гарантирует защиту как продавца энергии, так и ее покупателя.

Успех таких проектов приведет к их реализации в более широком масштабе. Самый крупный из европейских проектов по разработке и внедрению распределенной одноранговой (P2P) платформы для торговли энергией по технологии блокчейн объединяет 23 компании — партнеров шведской Vattenfall Business Area Markets.

4. Сетевой паритет и падение цен
Сетевой паритет возникает, когда альтернативная энергетика начинает генерировать электроэнергию с затратами и уровнем производительности, равными или меньшими, чем традиционные электростанции. Традиционная модель крупного централизованного производства и распределения энергии заменяется модульной генерацией, управляемой потребителем и равномерно распределенной.

Энергия возобновляемых источников, еще недавно считавшаяся трудной для интеграции в энергосистему, теперь служит повышению ее надежности и устойчивости. Использование блокчейна, искусственного интеллекта и других технологий автоматизации делает ВИЭ самооптимизируемыми и наращивает их эффективность. В некоторых регионах солнце и ветер уже эффективнее и экономичнее традиционных источников энергии, а развитие новых технологий еще более повысит их производительность и снизит цену энергии. Совокупность экономических выгод с околонулевым влиянием на окружающую среду позволяет ожидать, что ВИЭ из приемлемых превратятся в ­предпочтительные.

5. Существенное сокращение выбросов
Все больше корпораций, городов и стран ставят смелые цели по сокращению выбросов парниковых газов, пусть даже ради призрачной цели избежать глобального потепления. По данным Межправительственной комиссии по изменению климата, сегодня более 100 городов по всему миру сообщают: 70% потребляемой ими энергии производится за счет ВИЭ; еще 40 городов потребляют все 100% электроэнергии от возобновляемой энергетики. По всему миру компании одна за другой обязуются перейти с ископаемого топлива на 100% потребления энергии возобновляемых источников. Энергетический пейзаж мира меняется.

6. Расширение доступа к энергии в развивающихся странах
Сегодня во всем мире миллиард человек не имеет доступа к электричеству, а у сотен миллионов источники энергии ненадежны или чрезмерно дороги. Изменения в энергетике предлагают решение проблемы доступа к энергии. Чистые, модульные и возобновляемые источники энергии, объединенные в микросети на уровне сообществ, могут стать экономически эффективным способом обеспечить доступ к надежному и недорогому энергоснабжению тем, кто сейчас живет без электричества.

Энергоэффективность и энергосбережение – Управление энергетической информации США (EIA)

Энергоэффективность и энергосбережение

Энергоэффективность (EE) и энергосбережение (EC) связаны и часто дополняют друг друга или частично совпадают друг с другом, чтобы избежать или сократить потребление энергии. Энергоэффективность обычно относится к техническим характеристикам устройств преобразования и потребления энергии и строительных материалов. Энергосбережение обычно включает действия по сокращению конечного потребления энергии. Например, установка энергосберегающих светильников является мерой ЭЭ, тогда как их отключение, когда они не нужны, либо вручную, либо с помощью таймеров или переключателей датчика движения, является мерой ЕС.

Меры по ЭЭ и ЕС могут помочь напрямую снизить затраты на энергию для потребителей и потенциально сократить выбросы парниковых газов, связанные с использованием энергии. Потребители также получают косвенную выгоду, когда снижение их спроса на электроэнергию помогает снизить затраты на производство, передачу и распределение электроэнергии. Высокий спрос на электроэнергию часто приводит к более высоким затратам на производство и передачу электроэнергии, которые перекладываются на потребителей в их счетах за коммунальные услуги.

Примеры мер ЭЭ и ЕС для потребителей включают:

  • Покупка энергоэффективных продуктов и транспортных средств с высокой экономией топлива
  • Использование программируемых термостатов для управления системами отопления и охлаждения
  • Установка систем управления и контроля энергии на коммерческих и промышленных объектах
  • Выключение света и электроприборов, когда они не используются
  • Участие в программах ЭЭ и ЕС коммунальных предприятий, которые коммунальные предприятия предлагают своим клиентам

знаете ли вы

?

Люди могут самостоятельно проводить энергоаудит дома. ENERGY STAR® Home Energy Yardstick помогает людям сравнивать энергопотребление своего дома с аналогичными домами по всей стране. Home Energy Yardstick также предоставляет рекомендации по энергосбережению в доме.

Коммунальные программы ЭЭ и ЕС

Многие электроэнергетические компании предлагают своим клиентам программы ЭЭ и ЕС отчасти из-за государственных стандартов энергоэффективности (см. ниже), которые устанавливают обязательные долгосрочные цели по сокращению потребления энергии и/или в соответствии с требованиями государственных органов по регулированию коммунальных услуг (комиссий по коммунальным предприятиям) в рамках планирования ресурсов коммунальных предприятий, принадлежащих инвесторам. В то время как ЭЭ и ЕС сокращают счета за коммунальные услуги для потребителей, они также могут привести к снижению доходов и увеличению расходов на коммунальные услуги. Коммунальные предприятия могут получать компенсацию за расходы, связанные с программами ЭЭ и ЕС, по ставкам, которые они взимают со своих клиентов.

Программы энергоэффективности и электроснабжения электроэнергетики часто направлены на сокращение потребления электроэнергии в периоды высокого потребительского спроса и/или в периоды ограниченного предложения и называются программами управления спросом (DSM). Программы DSM варьируются от простого поощрения потребителей электроэнергии к принятию мер по ЭЭ и ЕС до предоставления различных финансовых стимулов для этого и предложения участия в более прямых и активных программах «спрос-реагирование» (DR).

Финансовые поощрения коммунальных предприятий за энергоэффективность и электроэнергию могут включать скидки на покупку энергоэффективных продуктов, бытовых приборов и оборудования и/или устройств, которые автоматически или дистанционно управляют своей работой. Некоторые коммунальные предприятия поощряют своих клиентов добровольно переносить большие объемы потребления электроэнергии на периоды низкой нагрузки или низкого спроса, предлагая время использования или время суток тарифы на электроэнергию, которые включают более высокие тарифы в периоды пикового спроса и более низкие тарифы в периоды непикового спроса. Некоторые программы аварийного восстановления позволяют коммунальным службам или операторам электроэнергетических систем снижать нагрузку/спрос на электроэнергию своих клиентов за счет удаленного управления охлаждающим и нагревательным оборудованием, водонагревателями или энергоемким промышленным и производственным оборудованием в периоды высокого спроса на электроэнергию или при критическом снабжении. События. Усовершенствованные интеллектуальные счетчики часто являются компонентами программ аварийного восстановления.

Согласно ежегодному обзору продаж электроэнергии, доходов и энергоэффективности, проводимому Управлением энергетической информации США (EIA) (форма EIA-861), в 2020 году 502 электроэнергетических компании имели программы энергоэффективности, в результате которых было выработано примерно 28 167 459 мегаватт-часов (МВтч). (или около 28,2 миллиарда киловатт-часов [кВтч]) сокращения (экономии) общего годового потребления электроэнергии. В 2020 году на долю бытовых потребителей пришлось около 47 % общей годовой экономии электроэнергии за счет программ ЭЭ коммунальных предприятий, а на долю коммерческих потребителей — 44 % экономии за счет повышения энергоэффективности9. 0005

Также в 2020 году у 392 коммунальных предприятий были программы аварийного восстановления, в которых приняли участие около 11,7 млн ​​клиентов, что привело к экономии энергии примерно на 1 509 124 МВтч (или около 1,51 миллиарда кВтч). На долю бытовых потребителей приходилось 97% участников и 79% экономии электроэнергии за счет программ DR в 2020 году. На долю коммерческих и промышленных потребителей в программах DR приходилось около 3% и 0,3% от общего числа участников программы DR соответственно, но на их долю приходилось около 17 % и 5% соответственно для итоговой годовой экономии электроэнергии.

Государственные программы ЭЭ и ЕС

Многие штаты установили Стандарты энергоэффективности (EERS), которые поощряют или требуют, чтобы электрические и/или газовые коммунальные предприятия, работающие в их штатах, сокращали потребление электроэнергии и природного газа их потребителями на целевые объемы и в соответствии с к определенному графику или расписанию. Во многих отношениях EERS аналогичны стандартам портфеля возобновляемых источников энергии (RPS)). Подобно RPS, EERS различаются по требованиям и срокам в разных штатах. Политики EERS могут иметь отдельные цели по сокращению продаж электроэнергии, пикового спроса на электроэнергию и/или потребления природного газа. В большинстве случаев коммунальные предприятия должны добиваться экономии энергии с помощью программ DSM. По состоянию на сентябрь 2021 года в 25 штатах была обязательная EERS на уровне штата, а в пяти штатах и ​​округе Колумбия были поставлены цели по энергоэффективности. Некоторые штаты предоставляют финансовые стимулы, такие как налоговые льготы или скидки, для потребителей и бизнеса при покупке энергоэффективных приборов. Подробная информация о EERS штата доступна в базе данных государственных стимулов для возобновляемых источников энергии и эффективности®.

Программы федерального правительства по ЭЭ и ЕС

Примеры мер и программ федерального правительства по ЭЭ и ЕС включают:

  • установление стандартов энергоэффективности и производительности для приборов, лампочек, двигателей и других электрических устройств
  • поддержка разработки энергоэффективных строительных норм и правил
  • устанавливает стандарты экономии топлива для транспортных средств
  • предоставление налоговых льгот и других финансовых стимулов для приобретения энергоэффективной продукции
  • оказание помощи в реализации мер ЭЭ и ЕС для домохозяйств с низкими доходами в рамках Программы помощи в утеплении
  • предоставление образовательных и технических ресурсов для потребителей и федеральных агентств, включая:
    • программу EnergyStar®, которая поощряет и направляет покупку энергоэффективных приборов и продуктов
    • образовательных ресурсов для потребителей
    • Федеральная программа управления энергопотреблением (FEMP) для федеральных государственных учреждений

ты знал

?

С 1992 года программа ENERGY STAR® и ее партнеры помогли американским семьям и предприятиям сэкономить около 450 миллиардов долларов и 3,5 триллиона киловатт-часов электроэнергии, а также добиться значительного сокращения выбросов — и все это благодаря добровольным действиям.

Последнее обновление: 21 января 2022 г.

Энергоэффективность – Управление по развитию энергетики

Удовлетворение потребностей процветающей экономики и растущего населения

Растущая урбанизация и серьезные проблемы с качеством воздуха означают, что разумные и эффективные энергетические решения важны как никогда.

Оптимизируя меры по повышению энергоэффективности в новом строительстве и применяя эти меры в существующих домах и зданиях, мы можем улучшить качество жизни за счет сокращения выбросов, улучшения качества воздуха и более доступной и надежной энергии.

В рамках своей программы Wattsmart компания Rocky Mountain Power предоставляет денежные поощрения и скидки на повышение энергоэффективности. Услуги и стимулы доступны для дома и бизнеса.

Потребителям электроэнергии за пределами Rocky Mountain Power следует обращаться к местному поставщику электроэнергии, чтобы узнать о программах и поощрениях по повышению энергоэффективности.

В рамках своей программы ThermWise компания Dominion Energy продвигает использование энергоэффективных приборов и методов, позволяющих сократить потребление природного газа. Программы и стимулы доступны для дома и бизнеса.

Клиенты, не входящие в Dominion Energy, должны обращаться к своему местному поставщику газа для получения программ повышения энергоэффективности и поощрений.

Юнайтед Вэй 2-1-1 (Юта)

United Way 2-1-1 (Юта) соединяет людей с критической информацией о здоровье, жилье, коммунальных услугах и социальных услугах, доступной в их сообществе. Вы можете получить помощь онлайн или по телефону 2-1-1.

Целевая программа помощи в области энергоснабжения (HEAT) штата Юта

Программа HEAT предоставляет помощь в отоплении домов в зимнее время и круглогодичную помощь в случае энергетического кризиса для соответствующих критериям домохозяйств с низким доходом (до 150 процентов федерального прожиточного минимума). Программа HEAT открыта для широкой публики с 1 ноября по 30 апреля (если средства не закончатся досрочно — обратите внимание, что федеральный закон CARES предусматривает дополнительные средства для этой программы). Если вам грозит отключение, используйте этот справочник, чтобы обратиться в местное отделение HEAT за помощью в кризисных ситуациях круглый год.

Программа Utah Home Electric Lifeline (HELP)

HELP предоставляет квалифицированным клиентам Rocky Mountain Power скидки на ежемесячные счета за электроэнергию. Лучший способ подать заявку на ПОМОЩЬ — это подать заявку на участие в программе HEAT (см. раздел «Программа Heat» выше) и воспользоваться преимуществами обеих программ. Если программа HEAT закрыта (с 1 мая по 31 октября) или если вы хотите отдельно подать заявку на ПОМОЩЬ, распечатайте это заявление и следуйте инструкциям внизу. Для получения помощи позвоните по телефону 801-521-6107 или по бесплатному номеру 844-214-309.0.

Скидка на счета Dominion Energy

Dominion Energy предлагает Energy Assistance Fund (EAF), который предоставляет клиентам, отвечающим требованиям HEAT (см. раздел «Программа тепла» выше), единовременный кредит в размере 75 долларов США в течение года. Те, кто соответствует требованиям, получат кредит в своем счете после того, как будет применена оплата HEAT. Клиенты, получившие одобрение HEAT, будут освобождены от уплаты ежемесячной платы за EAF.

Программа помощи по погодным условиям штата Юта

Программа помощи по погодным условиям помогает лицам и семьям с низким доходом (до 200 процентов федерального уровня бедности) снизить затраты на электроэнергию и повысить комфорт и безопасность в своих домах. Участвующие домохозяйства в среднем экономят почти 35 процентов, или примерно 583 доллара в год, после завершения работ по утеплению. Если вы домовладелец, для вас нет никаких затрат. Если вы снимаете квартиру, арендодателю может потребоваться оплатить выбранную часть стоимости. Чтобы подать заявку, используйте этот справочник, чтобы связаться с агентством, которое обслуживает округ, в котором вы живете.

United Way 2-1-1 (Юта)

Программа помощи в оплате коммунальных услуг Армии Спасения помогает малоимущим пожилым людям, инвалидам, ветеранам и семьям погасить просроченные счета, избежать отключения или настроить коммунальные услуги в новой резиденции. Имеющие право домохозяйства должны быть ниже 150 процентов федерального уровня бедности, и кто-то в доме должен (1) быть старше 60 лет; или (2) получение SSI/SSDI; или (3) является ветераном; или (4) в доме проживает ребенок в возрасте до 2 лет. Если вы соответствуете одному из требований, позвоните по номеру 801-9.69-0526 и оставьте сообщение с указанием вашего имени, номера телефона, счета, с которым вам нужна помощь, и вашего права.

Дополнительные программы и решения

Пилотная программа добровольной информации о домашнем энергопотреблении

235 — Пилотная добровольная информационная программа по домашнему энергопотреблению.

Это законодательство предписывает OED разработать пилотную программу, которая поощряет энергоэффективность в жилых домах посредством обучения и всеобъемлющей, прозрачной и понятной системы оценки энергопотребления дома, которая оценивает и сравнивает энергоэффективность дома с другими подобными домами.

В рамках этого законопроекта мы создаем Консультативный комитет по информации об энергии для дома, который поможет разработать правила и систему оценки для пилотной программы.

Развитие энергетики и энергоэффективность: Государственная программа «Развитие энергетики» — Правительство России