Структура энергетики россии схема: Единая энергетическая система России | АО «Системный оператор Единой энергетической системы»

Портал об энергетике в России и в мире

Законодательно определённая система перспективного планирования в новейшей истории электроэнергетики существует с 2009 года, с момента выхода постановления правительства № 823, определившего правила разработки и утверждения схем и программ развития электроэнергетики. Фактически сегодня система состоит из трёх взаимоувязанных типов документов: генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, схемы и программы развития ЕЭС России, а также схем и программ перспективного развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации.


Кроме того, система долгосрочного планирования включает схемы территориального планирования в области электроэнергетики (последняя редакция федерального уровня на период до 2035 года была принята правительством 1 августа). Но данный документ имеет несколько другую задачу: он необходим Градостроительному кодексу для планирования в области обращения с землёй – чтобы свободные участки, потенциально необходимые для «общественных» нужд развития энергосистемы, не оказались занятыми к моменту реализации проекта. Поэтому территориальные схемы базируются на документах стратегического уровня и, как правило, содержат информацию практически обо всех объектах, сооружение которых теоретически возможно.


То, что работающая система прогнозирования и планирования существует – это само по себе хорошо, говорят эксперты. До принятия в 2009 году соответствующих постановлений в РФ был правовой пробел с системой прогнозирования. В последние годы существования РАО «ЕЭС России» акценты и так были смещены с вопросов развития в сторону придумывания рыночных правил и закрепления обязательств новых собственников по строительству новой генерации, а после ликвидации РАО «ЕЭС России» все документы, принятые на уровне энергохолдинга, и вовсе прекратили своё действие. «Правительство достаточно быстро разработало и приняло вполне работающую схему, действующую до сих пор», – сказал «Перетоку» источник в отрасли.


Энергетика для экономики


Основная задача электроэнергетики – обеспечение потребностей экономики и общества в гарантированном и стабильном энергоснабжении. Поэтому планы развития энергетической инфраструктуры «верстаются» исходя из прогнозов социально-экономического развития территорий. Конечный результат планирования – конкретные инвестиционные планы субъектов отрасли, позволяющие покрыть прогнозируемый спрос на электроэнергию и мощность. При этом также должны решаться задачи максимизации использования имеющихся мощностей и минимизации ценовой нагрузки на потребителей, сказал «Перетоку» директор Ассоциации «Совет производителей энергии» Игорь Миронов.


По мнению экспертов, основные «точки неэффективности» системы планирования в электроэнергетике связаны с качеством экономического прогнозирования в стране. «Основной фактор спроса на электроэнергию – экономический рост. Если существует переоценка или недооценка перспектив экономического роста, то это отразится и на прогнозах спроса на электроэнергию», – сказала «Перетоку» руководитель группы исследований и прогнозирования АКРА Наталья Порохова.


При этом цена неэффективности высока: отклонение от прогнозов в электроэнергетике приводит к серьёзным инвестиционным и ценовым последствиям, отметил ведущий научный сотрудник Института энергетики Высшей школы экономики, заведующий отделом развития и реформирования электроэнергетики ИНЭИ РАН Фёдор Веселов.


Макроэкономическая неопределённость


Эксперты указывают на проблемы в эффективности прогнозирования как «сверху», так и «снизу». Первое касается планов развития на уровне экономики в целом и конкретных, особенно энергоёмких, отраслей.


В 2014 году принят Федеральный закон о стратегическом планировании в РФ, достаточно подробно регламентирующий систему государственного прогнозирования в стране и регионах. Но утверждение подзаконных актов затягивается, и это создаёт риски расхождения прогнозов с теми, что закладываются в электроэнергетике, отметил Фёдор Веселов.


Правительство не очень хочет планировать на долгосрочную перспективу: изменения в мире происходят очень быстро, тем самым делая прогнозы нереалистичными. «Бюджет утверждается на 3 года, схемы социально-экономического развития экономики – на 5 лет. В таких условиях планирование энергетики на 15 и более лет – от лукавого», – считает Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. В энергетике всё меняется не менее динамично, а новые технологии способны кардинальным образом изменить «положение энергетических дел». Например, разработка крупных, на сотни мегаватт, экономически эффективных накопителей энергии сразу изменит облик электроэнергетических систем, говорят эксперты.


В том числе по этим причинам правительство никак не утвердит Энергетическую стратегию до 2035 года (этот документ затрагивает и электроэнергетику, фиксируя спрос на энергоресурсы и задавая рамку для упомянутых схем территориального планирования). Без Энергостратегии невозможно утверждение и Генсхемы, в которой закрепляется, например, такой важный параметр долгосрочного развития, как энергобаланс по видам генерации. В настоящий момент ни один из стратегических документов, связанных с перспективным планированием в электроэнергетике, не даёт ответ на вопрос: какая должна быть оптимальная для экономики структура генерации, сказал зампредправления Ассоциации «НП Совет рынка» Владимир Шкатов.


Наиболее известный пример неэффективного планирования «сверху» – это ситуация с программой ДПМ, когда завышенные прогнозы роста спроса при формировании плана строительства новых мощностей в итоге привели к профициту мощности в размере около 10% и дополнительной нагрузке на потребителей. Из-за этого планирование и прогнозирование в электроэнергетике подвергается достаточно широкой критике, говорит Наталья Порохова.


Безответственное планирование


Качество экономического планирования на уровне регионов также оставляет желать лучшего. Во многих регионах программы развития разрабатываются неквалифицированно, если вообще разрабатываются, говорят эксперты. В том числе потому, что сейчас нет утверждённой на федеральном уровне единой для всех методологии разработки программ регионального экономического развития, а также правил планирования энергетической инфраструктуры.


«Разработка и установление на федеральном уровне методологии прогнозирования развития регионов и отраслей, а также выбора варианта прогноза социально-экономического развития не просто повысит эффективность принимаемых решений. Это будет системным решением проблемы «безответственного планирования» со стороны регионов, составляющих необоснованные прогнозы развития, на основании которых специалистами рассчитывается прогноз потребления электроэнергии и мощности, который в свою очередь учитывается при составлении схем и программ развития энергосистемы», – сказали «Перетоку» в «Системном операторе ЕЭС».


Неэффективное планирование является причиной ещё одной широко известной проблемы избыточных сетевых мощностей: потребители заявляются на определённый объём потребления, сетевая компания реализует инвестиционные решения, а потребления по факту не происходит. Сети стоят надозагруженными, а расходы на их содержание несут другие потребители за счёт роста для них тарифов.


Но в этой части не совсем верно отдавать всю ответственность регионам, отметил источник «Перетока» в отрасли: компании сами заинтересованы в освоении больших объёмов инвестиций. Федеральная антимонопольная служба пытается решить этот вопрос, предлагая ввести процедуру согласования инвестпрограмм естественных монополий с правлением службы. Но помимо этого нужно совершенствовать всю систему утверждения инвестиций и контроля за их выполнением. «Инвестиционное планирование требует пересмотра, нужно менять критерии инвестиций. Принципа «есть деньги – нужно осваивать» быть не должно», – считает Сергей Пикин.


По мнению Фёдора Веселова, необходимо выстроить механизм взаимодействия субъектов электроэнергетики, потребителей и администраций регионов при формировании программ развития региональной энергетики, в рамках которого все стороны, а не только субъекты электроэнергетики, несли бы полную ответственность за заявленные планы. Сейчас этого по факту нет ни на уровне регионов, ни на уровне компаний.


Связать воедино


Кроме этого, сегодня в российской электроэнергетике недостаточно проработана связь между прогнозами развития (в которых определяются объёмы и технологии) с финансовыми механизмами – рыночными и тарифными, за счёт которых это развитие может быть реализовано. Если с территориями, где генерация или сетевые объекты необходимы для покрытия уже имеющегося спроса всё более-менее понятно – они все поименованы в СиПР, то с тем, за счёт каких ресурсов строить объекты, ясности нет.


В части генерации механизмом планирования и прогнозирования в энергетике должен быть рынок мощности, считает Наталья Порохова. Регуляторы идут в этом направлении, запустив конкурсы по новой генерации в Тамани и отбор проектов ВИЭ, но пока не до конца успешно – конкурсы провалились, так как условия были не привлекательными для инвесторов.


Региональные прогнозы также должны учитывать более полный спектр альтернатив достижения требуемых целей. То есть нужно сравнивать эффективность решений по типам генерации, генерации или строительству сетей, крупной или распределённой генерации. «Также на региональном уровне очень важно повысить согласованность программ развития региональной электроэнергетики, схем теплоснабжения, схем территориального планирования. Сейчас они не всегда делаются с хорошей согласованностью по срокам, сценарным условиям, составу информации, и выбранным решениям», – сказал Фёдор Веселов. Согласованность нужна и на федеральном уровне, чтобы была увязка развития электроэнергетики с другими отраслями: газоснабжением, машиностроением, программой импортозамещения, говорит Сергей Пикин.

Стратегическое планирование развития энергетики – АО «Институт «ЭНЕРГОСЕТЬПРОЕКТ»

/ Компания / Направления деятельности / Стратегическое планирование развития энергетики

Проектирование перспективного развития электроэнергетики Единой энергосистемы и объединенных энергосистем России, региональных энергосистем, генерирующих и сетевых компаний.

Основные сферы деятельности:

  • проектирование перспективного развития отрасли «Электроэнергетика» в целом, в т.ч. региональных объединенных энергосистем, городских агломераций и изолированных энергоузлов;
  • оценка уровней спроса на электроэнергию с учетом мероприятий по энергосбережению;
  • формирование и сопровождение баз данных по современному состоянию и перспективному развитию энергетики России, а также региональных энергосистем;
  • обоснование сооружения и размещения генерирующих источников и электросетевых объектов;
  • консультационные услуги в области перспективного развития электроэнергетики;
  • координация и методическое руководство научно-исследовательскими и проектными работами других организаций.

Разработка:

  • схем выдачи мощности электрических станций;
  • схем внешнего электроснабжения промышленных объектов, нефтепроводов, газопроводов, железных дорог, крупных городов и иных потребителей;
  • схемы и программы развития Единой энергетической системы России, а также отдельных энергосистем;
  • обоснование направлений и разработка схем взаимодействия ЕЭС России с энергосистемами и энергообъединениями стран СНГ, Европы и Азии;
  • оценка топливно-энергетического баланса электрических станций в увязке с топливно-энергетическим балансом страны;
  • оценка воздействия объектов электроэнергетики на окружающую среду;
  • создание методических и нормативных материалов по вопросам перспективного развития энергосистем и электрических сетей.

Участие при формировании государственных документов:

  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2011-2017 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2012-2018 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2013-2019 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2014-2020 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2015-2021 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2016-2022 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2017-2023 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2018-2024 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2019-2025 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2020-2026 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).
  • Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2021-2027 годы.
    (Утверждена Министерством энергетики Российской Федерации).

В структуре Института создан Единый Центр Компетенции по перспективному развитию электроэнергетики.

Руководитель ЕЦК – Косова Татьяна Александровна

Энергетическая стратегия России до 2030 г. – Политика

возврат
Политики

Источник: База данных политики IEA/IRENA в отношении возобновляемых источников энергии.

Последнее обновление: 24 августа 2021 г.

Задачей энергетической стратегии России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора в целях поддержания экономического роста, повышения качества жизни и укрепления внешнеэкономических позиций России. Стратегия определяет цели и задачи. перспективного развития российской энергетики, ее приоритетов и ориентиров, а также механизмов государственной энергетической политики, обеспечивающих реализацию поставленных задач. Он включает требования и руководящие принципы Государственной энергетической политики, стимулируя поддержку НИОКР, а также предоставляя помощь в стратегическом развитии. Стратегия устанавливает цель снижения энергоемкости на 56 процентов к 2030 году (по сравнению с 2005 годом). Он будет реализован в три этапа: первый – это капитальный ремонт энергетического комплекса; второй акцентирует внимание на повышении эффективности за счет новых технологий в топливно-энергетическом секторе; а в третьем подчеркивается эффективность использования энергии в масштабах всей экономики.

Хотите узнать больше об этой политике?

Узнать большеУзнать больше

Темы

  • ЭнергоэффективностьУдалить фильтр

  • Технологии, исследования и разработкиRemove Filter

  • Возобновляемая энергияУдалить фильтр

Типы политик

  • РегулированиеУдалить фильтр

  • Информация и образованиеУдалить фильтр

  • Общедоступная информацияУдалить фильтр

  • Консультация правительстваRemove Filter

Секторы

  • В масштабах всей экономики (Многоотраслевой)Удалить фильтр

Стратегия России в области водородной энергетики | Центр стратегических и международных исследований

14 октября 2021 г.

Этот комментарий является частью Energy Rewired, проекта Программы энергетической безопасности и изменения климата CSIS, изучающей промышленные стратегии крупнейших экономик для перехода к энергетике. В рамках проекта исследуются большие ставки стран на новые энергетические технологии и то, как они изменят энергетическую карту мира.

Ключевые точки

  • Основная цель России — стать ведущим мировым производителем и экспортером водородной энергии. Его официальные цели — экспортировать 0,2 миллиона метрических тонн к 2024 году и 2 миллиона к 2035 году.
  • Являясь крупным производителем углеводородов, Россия стремится извлечь выгоду из своей существующей инфраструктуры и технических возможностей, чтобы управлять существенными рисками, с которыми она сталкивается, поскольку многие из ее клиентов работают над декарбонизацией своей экономики.
  • Россия рассматривает свои ресурсы, крупную и развитую газовую промышленность, а также научно-академический опыт как сильные стороны, необходимые для того, чтобы стать мировым лидером в области водорода.
  • Большая часть текущих стратегических документов России по сути является призывом к действию. России еще предстоит твердо установить приоритеты, осуществимость и конкретные шаги, необходимые для развития водородного сектора.

Анализ

Видение

В июне 2020 года Российская Федерация обнародовала Энергетическую стратегию до 2035 года. В этом документе излагаются всеобъемлющие среднесрочные планы России в отношении ее энергетического сектора, жизненно важного сегмента ее экономики. Стратегия включает общий обзор своего плана по водороду: экспортировать 0,2 миллиона метрических тонн водорода к 2024 году и 2 миллиона к 2035 году. Для сравнения: в 2019 году мировое производство водорода составило примерно 70 миллионов метрических тонн..

Российская водородная стратегия получила дальнейшее развитие после выпуска в октябре 2020 года Дорожной карты развития водородной энергетики до 2024 года. Россия. Самый последний и самый подробный выпуск российского правительства — «Концепция развития водородной энергетики в России» (август 2021 г.) — является первым шагом в продолжительном плане действий, изложенном в дорожной карте.

Энергетическая стратегия России формулирует две общие цели: (1) ускорение социально-экономического развития и (2) сохранение доминирующего положения в мировой энергетике. Стратегия, изложенная в документе, включает структурную диверсификацию, удвоение внутренней энергетической инфраструктуры, работающей на ископаемом топливе, в ключевых регионах, расширение присутствия России на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и ни к чему не обязывающие призывы к действиям в области климата.

Российская водородная стратегия перекликается с этими целями и стратегическими аспектами, но остается неясным, как эта стратегия будет реализована. На многие ключевые вопросы — каковы будут приоритетные области, сколько денег будет направлено на развитие этого сектора, сколько кластеров будет создано, какова будет роль (роли) частного сектора и т. д. — еще предстоит ответить. .

Россия считает, что у нее есть конкурентное преимущество в области водорода благодаря своим обширным запасам ископаемого топлива в сочетании с развитой мировой нефтегазовой промышленностью. В настоящее время природный газ является основным сырьем для производства водородной энергии во всем мире; Россия остается вторым по величине производителем в мире, что является потенциальным преимуществом с точки зрения конкурентоспособности затрат. Кроме того, согласно общепринятому мнению, нефтегазовый сектор (и его рабочая сила) занимает одно из первых мест в плане передаваемых навыков для производства водородной энергии. Дорожная карта также перечисляет уже существующий опыт России в области водородного топлива — в производстве, транспортировке и хранении — как благо.

Российская водородная стратегия основывается не только на сильных сторонах страны. Во всех стратегических документах признается, что глобальный спрос меняется в связи с энергетическим переходом, и российская водородная стратегия явно является попыткой адаптироваться. Будучи крупным производителем углеводородов, Россия также сталкивается с комплексными рисками в условиях декарбонизации мировой экономики.

И концепция, и дорожная карта подчеркивают оборонительные аспекты планов России, намекая на изменение климата, глобальный энергетический переход и растущий спрос на низкоуглеродные продукты. Ряд пунктов действий/тактик, упомянутых в документах, демонстрирует признание того, что выбросы от будущего производства водородного топлива могут стать предметом более тщательного изучения со стороны иностранных покупателей. Например, в стратегии России четко очерчено создание ориентированных на экспорт предприятий по производству водорода с низким уровнем выбросов углерода в рамках Северо-Западного кластера (или «хаба») с прицелом на спрос на низкоуглеродные продукты в Европе. Хотя неясно, сколько усилий будет приложено к зеленому водороду, он неоднократно упоминается как в дорожной карте, так и в концепции в качестве вероятного приоритета.

Стратегия

В концепции прописаны три фазы развития:

  • Этап 1 (2021–2024 гг. ): Достичь 0,2 млн метрических тонн экспорта за счет создания водородных кластеров и исследовательской экосистемы, разработки технологий и производства промышленной продукции для водорода, реализации пилотных проектов и создания внутреннего спроса на водород.
  • Этап 2 (2025–2035 гг.): Достичь 2 млн метрических тонн экспорта за счет запуска коммерческих проектов по производству водорода, особенно крупных, ориентированных на экспорт производств. Продолжать расширять и интегрировать водородную энергетику на внутренний рынок. Наращивать производство и экспорт водородного оборудования отечественного производства.
  • Этап 3 (2036–2050 гг.): Развитие и крупномасштабное развитие глобального рынка водородной энергетики. К 2050 году экспортировать 15–50 миллионов метрических тонн на мировой рынок.

Суть стратегии, по-видимому, заключается в развитии водородных кластеров. Стратегические документы до сих пор избегали определения этих кластеров. Помимо предполагаемых экспортных и производственных мощностей и явного упоминания об использовании университетских систем, неясно, какие другие упомянутые учреждения и объекты будут частью этих кластеров. (Подробнее о кластерах ниже.)

Помимо этих кластеров, концепция представляет собой скорее длинное меню тактики, чем последовательный набор руководящих принципов, целей или инструкций. В длинном перечне потенциальных действий почти нет чувства приоритета или даже четкой стратегии.

Дорожная карта предлагает больше структуры, включая отдельные шаги и временные рамки для различных аспектов стратегии. Восемь аспектов включают стратегическое планирование, государственную поддержку, производственные мощности, пилотные проекты, исследования и разработки, развитие нормативно-правовой базы, развитие рабочей силы и международное участие.

Тем не менее, сроки дорожной карты рассчитаны только на 2024 год, и большая часть документа, по сути, представляет собой план для составления плана. Большинство шагов просто требуют от государственных органов отчета по различным широким аспектам стратегии (например, о состоянии рабочей силы), чтобы лучше определить приоритеты, осуществимость и фактические шаги, которые необходимо предпринять.

Ответственность за выполнение этих и будущих аспектов остается неоднозначной. Дорожная карта перечисляет организации, участвующие в каждом этапе, иногда очень подробно, но не дает ощущения иерархии или назначения для конкретизации развития водородного сектора. Министерство энергетики может быть наиболее важным участником этой стратегии, поскольку на него была возложена ответственность за ежегодную отчетность о развитии сектора.

Концепция неоднократно ссылается или намекает на мобилизацию частного сектора (в значительной степени не упомянутого в дорожной карте), но без особой конкретики. Однако в июле 2021 года правительство создало рабочую группу, в которую вошли крупные компании, в том числе «Новатэк», «Сибур» и «Система». Государственные предприятия группы включают Росатом, Роснефть, Газпром и Газпромнефть, Камаз и Ростех, а также Роснано.

Россия явно намерена стать мировым геополитическим лидером в области водородной энергетики. Концепция делает упор на международное сотрудничество, включая работу с другими странами над пилотными проектами, отраслевыми стандартами и регулированием торговли. (Интересно, что стратегия России включает в себя продвижение «технологической нейтральности», усилия по защите водородной энергии, производимой из ископаемого топлива и, в частности, из ядерной энергии.) В «дорожной карте» перечислены следующие потенциальные международные партнеры: Германия, Япония, Дания, Италия, Австралии, Нидерландах и Южной Корее. Помимо этих документов, российские официальные лица также выразили заинтересованность в совместных проектах с Саудовской Аравией.

Недавно Россия подписала двусторонние соглашения о сотрудничестве в области водородной энергетики с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ) и Японией. Масштабы сотрудничества с обеими странами остаются неясными, хотя соглашение с ОАЭ включает рабочую группу по вопросам, касающимся развития водородной энергетики.

География

В соответствии с концепцией Россия планирует создать три водородных кластера, или хаба: Северо-Западный кластер, Восточный кластер и Арктический кластер. Документ также оставляет возможность для четвертого Южного кластера.

Северо-Западный и Восточный кластеры являются прямым ответом на ожидаемые центры спроса на водород. Россия намерена использовать Северо-Западный кластер для экспорта на европейские рынки — с прицелом на низкоуглеродную (и теоретически безуглеродную) продукцию — и Восточный кластер для экспорта на азиатские рынки. Арктический кластер связан с предложением; кластер, вероятно, будет соответствовать разработке новых газовых ресурсов. Этот кластер также четко вписывается в более широкие стратегические интересы России в сохранении сильного экономического (и военного) присутствия в Арктике. (Южный кластер, по-видимому, будет зависеть от роста спроса на водородное топливо, но концепция мало что предлагает для этого, географически или иным образом.)

Точное местонахождение этих кластеров еще предстоит определить. Неоднозначность определения кластеров в сочетании с отсутствием географической специфики в документе оставляет этот вопрос открытым. Однако явно подразумевается, что география этих кластеров будет отражать текущую географию газового сектора России. (Россия уже изучает возможность использования «Северного потока — 2» для получения водорода.) Исходя из текущих экономических и инфраструктурных реалий, можно сделать вывод о вероятных кандидатах на создание Северо-Западного, Восточного и Арктического кластеров: Ленинградская область, Приморский край и Ямало-Ненецкий автономный округ. округа соответственно.

В концепции также упоминается создание отечественной исследовательской экосистемы и местных и региональных рынков — формирование внутреннего спроса и исследовательские центры упоминаются на протяжении всей стратегии. Но за исключением кластеров и городского транспорта на водороде, географическая картина российской исследовательской экосистемы и внутреннего спроса остается неясной.

Ян Барлоу — руководитель программы энергетической безопасности и изменения климата в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия.

Структура энергетики россии схема: Единая энергетическая система России | АО «Системный оператор Единой энергетической системы»