Содержание
это простыми словами, признаки, принцип, функции
Содержание:
-
Что такое легитимность -
Легитимность власти, понятие -
Принцип легитимности -
Признаки легитимности власти -
Зачем необходима легитимность власти -
Примеры легитимной власти
Содержание
-
Что такое легитимность -
Легитимность власти, понятие -
Принцип легитимности -
Признаки легитимности власти -
Зачем необходима легитимность власти -
Примеры легитимной власти
Что такое легитимность
Определение
Легитимность – это добровольное согласие народа на то, что государственная власть имеет право принимать определенные решения, касающиеся всей страны.
Составляющие легитимности:
- положительная оценка власти гражданами – людьми, которые проживают на территории;
- признание власти гражданским обществом – общественными организациями и институтами;
- признание власти мировым сообществом, другими странами.
Легитимность власти, понятие
Определение
Легитимная власть – та, которую люди принимают без принуждения, считают авторитетной и справедливой, лучшей для государства.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Структура политической легитимности:
-
Власть соответствует принятым в социуме правилам.
-
Эти правила утверждены верой, которую разделяют управляемые и управляющие.
-
Есть доказательства, что власть и общество согласны друг с другом.
Принцип легитимности
Принцип легитимности актуален только для демократии. В тоталитарном и авторитарном режимах он не может действовать.
Демократия – это власть народа. А значит все решения в таком государстве принимаются с соглашения большинства людей. Прежде чем человек предпринимает какое-либо действие, он думает, как лучше поступить. При этом он руководствуется собственными моральными ценностями. Через ценности, которые разделяет большая часть социума, формируется убеждение граждан в правомерности власти. Это значит, что народ признает действия представителей власти правильными и законно обоснованными.
Чтобы население принимало власть, она должна соблюдать следующие демократические принципы:
- государство выступает гарантом прав и свобод человека;
- власть принадлежит народу, это определяется с помощью свободных выборов;
- присутствует и не отвергается оппозиция;
- отношения между властью и обществом регулирует конституция.
Признаки легитимности власти
Немецкий политический экономист и социолог Макс Вебер сформулировал признаки легитимности власти:
- легальность власти – соответствие ее действий законам;
- эффективность экономической системы, реальная способность удовлетворять потребности общества;
- идеологическое и психологическое основание ценности власти, убежденность в этом населения;
- харизма – вера населения в особые качества политических лидеров.
Зачем необходима легитимность власти
Легитимная политическая власть – это наиболее совершенная модель социального управления. Она имеет большое значение и выполняет следующие функции:
- реализует основные задачи власти;
- согласует действия элементов системы управления;
- минимизирует социальные риски;
- гарантирует безопасность в официальной системе;
- обеспечивает эффективность власти в целом, то есть ее способность находить решения для общественных проблем.
Примеры легитимной власти
- Легитимность не всегда предполагает легальность. Так было при вступлении на престол Екатерины II. Императрица лишила трона своего мужа, который был законным наследником. При этом она пользовалась поддержкой народа. Население одобряло политику Екатерины.
- Легитимность оценивается не только в пределах одного государства, но и на международном уровне. Так, в 2014 году Республика Крым перешла из Украины в Россию. Жители региона приняли это решение путем референдума. Получается, что они добровольно, то есть легитимно, присоединились к РФ.
- По данным газеты «Ведомости», в марте 2018 года 70% граждан оценивали политическую деятельность Владимира Путина как положительную, а 28% – как отрицательную. Это значит, что население Российской Федерации одобряет политику президента.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 4.09 (Голосов: 11)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Легитимность — что это такое и почему для власти важно легитимное правление
Обновлено 24 июля 2021 Просмотров: 132 891 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Термин «легитимность» нередко звучит в политических дебатах, новостях, телепередачах.
Многие знают, что к ней стремится любая власть, хотя бы ради авторитетного статуса на международной арене. Проблема обостряется во время выборов высших должностных лиц и проведения социально-экономических реформ.
В этой статье вы узнаете, что такое легитимность, и какую роль она играет в жизни государства.
Фундамент власти — это легитимность
Слово это происходит от латинского legitimus «согласный с законами, законный, правомерный». Собственно, в этом и заключается его смысл.
«Народ – это источник власти». Причем это не просто лозунг, закреплённый в конституциях демократических государств. Это скрытое определение легитимности.
Если абстрагироваться (как это?) от власти, то можно привести вот такое вот общее определение легитимным действиям:
В любом государстве есть власть. Люди относятся к ней по-разному. Одни согласны с действиями высших должностных лиц, политическим курсом, реформами (что это такое?). Другие считают, что представители правящей верхушки пришли к цели незаконным или «грязным» путём (например, подкинув лишние бюллетени в урну во время выборов), написали законы под себя и занимаются произволом.
Если довольных граждан больше, то действия слуг народа легитимные.
Законы, госпрограммы, депутаты и чиновники – это кирпичики, из которых строится здание власти. Но без прочного фундамента строение рано или поздно рухнет. Какими бы классными ни были стены, крыша или внутренняя отделка. Фундамент власти – это легитимность.
Процесс формирования и закрепления системы находится под пристальным вниманием граждан.
Говоря простыми словами, легитимность – это признание власти людьми.
Она обладает следующими признаками:
- тесно связана с психологией, моралью, социальной справедливостью;
- люди добровольно соглашаются с проводимой политикой и реформами;
- исполняют (не нарушают) законы по убеждению, а не принуждению (проявляют лояльность по отношению к государству)
- одобряют способ формирования правящей верхушки, например, считают революцию необходимостью.
Легитимность необязательно предполагает поддержку власти со стороны всех граждан (так, в любом государстве есть оппозиция). Достаточно согласия большинства.
В общем же смысле слово «легетимный» — это законный, правомочный, правомерный или общественно признанный. То есть власть будет действовать легитимно, если эти самые ее действия получат общественное признание.
Когда власть в государстве нелегитимна
Как это определить? Довольно просто:
Тогда у правящей верхушки есть три пути сохранения возможности управлять и продолжать править (вопреки желаниям народа):
- Притягивать легитимность «за уши» с помощью идеологии, СМИ, образования. Наиболее частый вариант.
- Стараться качественно улучшить жизнь народа. Бывает редко.
- Задействовать механизм принуждения: полицию, военных, суровые законы, карательные структуры. По этому пути идут диктатуры.
Часто нелегитимные системы распадаются.
Яркий тому пример – это революции. Люди окончательно разочаровываются в действующем правительстве и агрессивными методами формируют новую верхушку. Что-то похожее сейчас наблюдается во Франции, где власть уже не пользуется поддержкой народа (по сути, находится «у руля» нелегитимно).
Иногда власть становится легитимной с годами. Например, граждане просто привыкают к неправовым законам, жестоким наказаниям и социальному неравенству, считая это нормой. Они успокаивают себя тем, что могло бы быть и хуже. Поэтому легитимно – это не всегда справедливо или правильно.
Легальность и легитимность — это одно и то же?
Легитимность и легальность государственной власти – это понятия, которые люди часто путают, считая чуть ли не синонимами. Они оба характеризуют политический режим (это что?), но под разными углами.
Легальность – это соответствие действующим нормам права.
Но ведь законы могут быть несправедливыми, написанными под интересы только одной социальной прослойки (например, депутатов или олигархов). Или человек приходит к высокой должности пусть и законным, но обманным путём: вводит в заблуждение избирателей, раздаёт невыполнимые обещания.
Легитимность же означает соответствие власти понятиям справедливости, морали, законности конкретного общества.
Хорошо, когда она сочетается с легальностью. Но так бывает не всегда. Например, революционные группировки делают то, что не согласуется с законами.
Типы легитимного правления
Впервые их выделил и описал немецкий социолог Макс Вебер. В чистом виде ни один из типов легитимности не встречается. Это лишь идеальные модели.
- Традиционный тип.
Люди доверяют системе, потому что привыкли к ней. В обществе сложились определённые обычаи, традиции (что это?), моральные устои, которые никто не хочет нарушать. Пример традиционного легитимного правителя – это королева Великобритании. - Харизматический тип.
Здесь легитимность власти базируется на личности вождя. Люди очарованы его харизмой, верят в обещания, восхищаются решениями. Удивительно то, что Гитлер в фашистской Германии действовал легитимно (с одобрения большинства), хоть и попирал принципы морали и гуманизма (что это такое?).
- Рациональный (легальный) тип.
В этом случае легитимность сочетается с легальностью государственной власти. Граждане верят в то, что действующие законы составлены юридически грамотно, приносят пользу общества, учитывают интересы всех социальных прослоек. Почему бы их не соблюдать?
Рациональная легитимность – это один из признаков реально демократического государства.
Выводы
Нельзя однозначно сказать, что легитимность – это хорошо или плохо. Ведь её корни лежат глубоко в человеческой психике, а последняя неидеальна.
Власть может завоевать сердца людей сладкими обещаниями, необоснованным повышением зарплат и пенсий, снижением налогов, идеологиями в стиле «мы – хорошие, а чужие – плохие». Но вот выиграет ли от этого государство в долгосрочной перспективе, большой вопрос.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Легитимность государства — GSDRC
Легитимность государства является ключевым аспектом отношений между государством и обществом. Государственные репрессии и насилие, которые происходят во многих контекстах, затронутых конфликтом, приводят к негативному опыту отношений граждан с государством, наследию недоверия и неприятию легитимности государственных институтов. В условиях нестабильности неспособность или нежелание государств обеспечивать благосостояние граждан и повышать уровень жизни также подрывали доверие между государством и обществом и легитимность. Таким образом, развитие способности государства управлять конкурирующими интересами и реагировать на потребности граждан может повысить легитимность.
Легитимность государства может быть получена из ряда источников, включая эффективность государственных учреждений в выполнении ими различных функций, таких как предоставление услуг, системы налогообложения и социальной защиты; степень их представительства и подотчетности. Однако легитимность основывается не только на эффективно функционирующих институтах. Такие институты также должны находить отклик в обществе, чтобы считаться легитимными и внедряться в общество. Это предполагает проникновение государства в общество таким образом, что граждане принимают присутствие государства и его правил как должное; они признают право государства на управление и его положение как высшей политической власти.
В то время как участники международного развития могут помочь в развитии потенциала государства, чтобы они могли реагировать на потребности общества, их способность напрямую влиять на законность ограничена. Государственные институты, поддерживаемые внешними игроками, часто соответствуют западной государственной практике. Они могут не соответствовать местному контексту и историческим процессам и могут быть неприемлемыми с социальной, политической или культурной точек зрения. В таких случаях институты вряд ли будут восприниматься как легитимные и способствовать позитивным отношениям между государством и обществом.
Доноры должны больше инвестировать в понимание социально-политического контекста, того, как местные общества относятся к государству и как исторические и культурные факторы формируют общественное мнение. Они должны стремиться взаимодействовать с сообществами и негосударственными учреждениями. Это способствовало бы осведомленности об институтах, которые находят отклик у населения, и условиях, в которых легитимность государства вероятна и маловероятна.
Маклафлин, К., 2014 г., «Легитимность государства: концептуальный обзор», Программа развития лидерства, Бирмингемский университет.
Этот краткий обзор предлагает краткое введение в основные элементы концепции легитимности государства. В нем рассматриваются четыре вопроса: как лучше всего понять концепцию легитимности? Почему это важно? Как государства обретают легитимность? И какие политические последствия из этого следуют?
ОЭСР, 2010 г., «Легитимность государства в нестабильных ситуациях: раскрытие сложности», Организация экономического сотрудничества и развития, Париж
Легитимность государства обеспечивает основу для правления на основе согласия, а не принуждения, но в нестабильных ситуациях множественные, противоречивые источники легитимности сосуществуют. Как можно лучше понять и конструктивно объединить сложные взаимодействия между этими различными источниками? Доноры должны уделять особое внимание: (а) легитимности, вытекающей из общих убеждений и традиций; и (б) процессы взаимодействия государства и общества, которые питают дееспособность и легитимность государства. Попытка укрепить государственный потенциал и легитимность в очень нестабильной среде путем поддержки создания рационально-правовых политических институтов не сработает.
Леме-Эбер, Н., 2009 г., «Государственное строительство без национального строительства? Легитимность, несостоятельность государства и пределы институционалистского подхода», Journal of Intervention and State Building», vol. 3, нет. 1, стр. 21-45
Что такое коллапс государства и как с ним должны бороться внешние субъекты? В этом эссе проводится обзор литературы, описывающий формирующиеся «институциональный» и «легитимный» подходы к государству и государственному строительству. В нем утверждается, что для того, чтобы быть эффективным, государственное строительство должно учитывать как эффективность государственных институтов, так и их легитимность (и, с точки зрения последней, влияние внешнего вмешательства на социально-политическую сплоченность или «государственное строительство»). Таким образом, государственное строительство и национальное строительство следует понимать как единый процесс, в котором жизненно важны местная ответственность и восприятие.
Робертс, Д., 2008 г., «Постконфликтное государственное строительство и государственная легитимность: от негативного к позитивному миру?», «Развитие и изменение», том. 39, нет. 4, pp. 537-555
Каков потенциал вмешательства в государственное строительство для укрепления внутренней легитимности? Эта статья выступает за изменение нынешних подходов к государственному строительству. Вместо внедрения современных институтов, создающих внешнюю легитимность, государственное строительство должно быть сосредоточено на преодолении разрыва между гражданским обществом и государством. Следует уделять больше внимания укреплению внутренней легитимности путем удовлетворения основных потребностей в обеспечении благосостояния. Такой подход будет стимулировать легитимность государства на местном уровне, формализуя при этом социальную справедливость и позитивное миростроительство.
HelpAge International, 2011 г., «Укрепление отношений между государством и гражданами в нестабильных условиях: роль денежных переводов», Брифинг №. 3, HelpAge International
Какова роль денежных переводов в укреплении отношений между государством и гражданином в контексте долгосрочного развития в нестабильных государствах и ситуациях? Используя примеры, основанные на 18-месячном исследовании, состоящем из кабинетного исследования в Лондоне и полевой работы, проведенной в Сьерра-Леоне, северной Кении и Судане, в отчете утверждается, что программы социальной защиты в форме денежных пособий, если они хорошо разработаны, могут сыграть значительную роль в укрепление отношений между государством и гражданином. Характер разработки программы и право собственности на программу имеют решающее значение для формирования этих отношений, что имеет решающее значение в нестабильных условиях.
Причард В., 2010 г., «Отношения между гражданами и государством: улучшение управления посредством налоговой реформы», ОЭСР, Париж
Как налоговая реформа может улучшить отношения между гражданами и государством? В этом отчете рассматривается роль налогообложения в построении более гибкого и подотчетного правительства, а также в расширении возможностей государства. В нем делается вывод о том, что специфика налоговых систем и налоговой реформы очень важна для укрепления связи между налогообложением и более широкими преимуществами управления. Правительства и доноры могут укрепить связи между налоговой системой и управлением с помощью трех типов действий: 1) конкретные меры по расширению и переориентации доминирующей программы налоговой реформы; 2) поддержка участия субъектов гражданского общества в дебатах по налоговым вопросам; и 3) управление предоставлением помощи таким образом, чтобы максимизировать положительные стимулы для увеличения доходов и подотчетности на местном уровне.
Дополнительные ресурсы
См. дальнейшее обсуждение и ресурсы по легитимности государства в главе 5 (Государственное строительство в условиях нестабильности) тематического справочника «Хрупкие государства».
См. тематическое руководство GSDRC по Легитимности государств и негосударственных вооруженных субъектов
P1: Легитимность государства | Индекс нестабильных государств
Индикатор легитимности штата учитывает репрезентативность и открытость правительства и его отношения с гражданами. Индикатор рассматривает уровень доверия населения к государственным институтам и процессам и оценивает последствия отсутствия такого доверия, проявляющиеся в массовых публичных демонстрациях, продолжительном гражданском неповиновении или росте вооруженных мятежей. Хотя показатель легитимности государства не обязательно дает оценку демократическому управлению, он учитывает честность выборов в тех случаях, когда они происходят (например, выборы с нарушениями или бойкотирование), характер политических преобразований и отсутствие демократических выборов. , степень, в которой правительство представляет население, которым оно управляет. Индикатор учитывает открытость правительства, в частности открытость правящих элит к прозрачности, подотчетности и политическому представительству, или, наоборот, уровни коррупции, спекуляции и маргинализации, преследования или иного исключения оппозиционных групп. Индикатор также учитывает способность государства выполнять основные функции, которые определяют доверие населения к его правительству и институтам, например, посредством сбора налогов.
Вопросы для рассмотрения могут включать*:
Доверие к политическому процессу
- Доверие к правительству: Пользуется ли правительство доверием народа?
Политическая оппозиция
- Мирные демонстрации: имели место мирные демонстрации
- Бунты и восстания: Были ли беспорядки?
Прозрачность
- Коррупция федеральных чиновников: Имеются ли доказательства коррупции со стороны федеральных чиновников?
- Обвинение в коррупции чиновников: Считаются ли федеральные и/или местные чиновники коррумпированными?
Открытость и справедливость политического процесса
- Политические права: Существуют ли политические права для всех партий?
- Состав правительства: представляет ли правительство население?
- Смена руководства: происходила ли в последнее время мирная смена власти?
- История смены руководства: какова долгосрочная история смены власти?
- Восприятие выборов: Воспринимаются ли выборы как свободные и справедливые?
- Наблюдение за выборами: Велось ли наблюдение за выборами и сообщалось ли, что они были свободными и справедливыми?
Политическое насилие
- Политические убийства: Имеются ли сообщения о политически мотивированных нападениях и убийствах?
- Вооруженные повстанцы: Есть ли сообщения о вооруженных повстанцах и нападениях?
- Терроризм: Были ли террористические атаки, такие как взрывы террористов-смертников, и насколько они вероятны?
* Описания индикаторов не являются исчерпывающими и предназначены только в качестве отправной точки для дальнейшего интерпретирующего анализа пользователем.