Содержание
Концепции локальных цивилизаций (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).
?
Previous Entry | Next Entry
Авторами цивилизационного подхода являются Данилевский, Тойнби, Шпенглер и др. Они исходили из того, что нет единого пути развития всего человечества. Оно развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитали 7, 11 и более цивилизаций, такие как Древний Египет, Древняя Греция, Римско-Эллинская, Китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода:
1. Культурологический подход использовал немец Шленгер, взгляды которого были широко распространены в первой половине 20в. Он считал, что каждая культура имеет собственную цивилизацию, но каждая культура существует изолировано и замкнуто. Она появляется на определенном этапе исторического процесса, а затем погибает. Таких культур Шленгер насчитал 8: индийская, китайская, вавилонская, египетская, античная, арабская, русская и западноевропейская. Любая культура как и цивилизация переживает возрасты отдельного человека: детство, юность, зрелость и старость. Смерть культуры по его мнению начинается с возникновения цивилизации, когда вся культура сосредотачивается в крупных городах, а вся остальная часть общества превращается в провинцию. Городской житель лишен традиций и растворяется в бесформенной массе. Большие города цивилизованы, но не имеют культуры.
2. За 50 лет до Шпенглера русский ученый Данилевский утвердил идею о национальных цивилизациях. В своей книге «Россия и Европа» он доказал, что всякое племя или семейство народов характеризующееся языком или группой близких языков, составляет культурно-исторический тип.
3. Тойнби описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, а представлял в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединенных прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Духовные традиции по его мнению — это прежде всего религиозные традиции и различал цивилизации: шумерскую, вавилонскую, минойскую, эллинскую и ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д. Согласно его классификации в истории человечества существуют около 30 локальных цивилизаций.
4. Современные представления о цивилизации рассматриваются как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности, единства мира. Цивилизация представляет собой совокупность материальных и духовных достижений общества. Категория «цивилизация» используется в смысле обозначения а) культурно-исторического типа, характеризующего регионально-традиционные особенности развития общества; б) обозначения цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность (майя, шумеры, инки, этруски и т. д.). Главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
В социологии наиболее популярна стадийная точка зрения на развитие человечества. Вместе с тем в последнее время предпринимались попытки соединить достоинство обоих подходов, сняв их недостатки. Считают, что вплоть до нового времени развитие носило более разорванный характер, а с нового времени все более общий, единый прогрессивный характер.
Март 2012 | ||||||
Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Разработано LiveJournal. com
Дистанционный репетитор — онлайн-репетиторы России и зарубежья
КАК ПРОХОДЯТ
ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ?
Ученик и учитель видят и слышат
друг друга, совместно пишут на
виртуальной доске, не выходя из
дома!
КАК ВЫБРАТЬ репетитора
Выбрать репетитора самостоятельно
ИЛИ
Позвонить и Вам поможет специалист
8 (800) 333 58 91
* Звонок является бесплатным на территории РФ
** Время приема звонков с 10 до 22 по МСК
ПОДАТЬ ЗАЯВКУ
Россия +7Украина +380Австралия +61Белоруссия +375Великобритания +44Израиль +972Канада, США +1Китай +86Швейцария +41
Выбранные репетиторы
Заполните форму, и мы быстро и бесплатно подберем Вам дистанционного репетитора по Вашим пожеланиям.
Менеджер свяжется с Вами в течение 15 минут и порекомендует специалиста.
Отправляя форму, Вы принимаете
Условия использования
и даёте
Согласие на обработку персональных данных
Вы также можете воспользоваться
расширенной формой подачи заявки
Как оплачивать и СКОЛЬКО ЭТО СТОИТ
от
800 до 5000 ₽
за 60 мин.
и зависит
ОТ ОПЫТА и
квалификации
репетитора
ОТ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ
(например, подготовка к олимпиадам, ДВИ стоит дороже, чем подготовка к ЕГЭ)
ОТ ПРЕДМЕТА (например, услуги репетиторовиностранных языков дороже)
Оплата непосредственно репетитору, удобным для Вас способом
Почему я выбираю DisTTutor
БЫСТРЫЙ ПОДБОР
РЕПЕТИТОРА И
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД
ОПТИМАЛЬНОЕ
СООТНОШЕНИЕ ЦЕНЫ И
КАЧЕСТВА
ПРОВЕРЕНЫ ДОКУМЕНТЫ ОБ
ОБРАЗОВАНИИ У ВСЕХ
РЕПЕТИТОРОВ
НАДЕЖНОСТЬ И ОПЫТ.
DisTTutor на рынке с 2008 года.
ПРОВЕДЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО, ПРОБНОГО УРОКА
ЗАМЕНА РЕПЕТИТОРА, ЕСЛИ
ЭТО НЕОБХОДИМО
376895 УЧЕНИКОВ ИЗ РАЗНЫХ СТРАН МИРА
уже сделали свой выбор
И вот, что УЧЕНИКИ ГОВОРЯТ
о наших репетиторах
Чулпан Равилевна Насырова
«
Я очень довольна репетитором по химии. Очень хороший подход к ученику,внятно объясняет. У меня появились сдвиги, стала получать хорошие оценки по химии. Очень хороший преподаватель. Всем , кто хочет изучать химию, советую только её !!!
«
Алина Крякина
Надежда Васильевна Токарева
«
Мы занимались с Надеждой Васильевной по математике 5 класса. Занятия проходили в удобное для обоих сторон время. Если необходимо было дополнительно позаниматься во внеурочное время, Надежда Васильевна всегда шла навстречу. Ей можно было позванить, чтобы просто задать вопрос по непонятной задачке из домашнего задания. Моя дочь существенно подняла свой уровень знаний по математике и начала демонстрировать хорошие оценки. Мы очень благодарны Надежде Васильевне за помощь в этом учебном году, надеемся на продолжение отношений осенью.
«
Эльмира Есеноманова
Ольга Александровна Мухаметзянова
«
Подготовку к ЕГЭ по русскому языку мой сын начал с 10 класса. Ольга Александровна грамотный педагог, пунктуальный, ответственный человек. Она всегда старается построить занятие так, чтобы оно прошло максимально плодотворно и интересно. Нас абсолютно все устраивает в работе педагога. Сотрудничество приносит отличные результаты, и мы его продолжаем. Спасибо.
«
Оксана Александровна
Наталья Борисовна Карасева
«
Мы восторге от репетитора. Наталья Борисовна грамотный педагог, она любит свою профессию, любит учеников. Занятия с сыном (2 класс), он находится на домашнем обучении, проходят по скайпу в комфортной обстановке. Репетитор умеет заинтересовать ребенка и выстраивает занятие с учетом его способностей, доступно объясняя предметы русский язык и математику. По результатам занятий можно сразу заметить повышение уровня успеваемости ученика. Наталья Борисовна хороший педагог, умеет быстро найти общий язык с ребенком, внимательная, легко передающая знания ученику. С большим удовольствием будем продолжать наши занятия, т.к. мы всем довольны.
«
Елена Васильевна
Клиентам
- Репетиторы по математике
- Репетиторы по русскому языку
- Репетиторы по химии
- Репетиторы по биологии
- Репетиторы английского языка
- Репетиторы немецкого языка
Репетиторам
- Регистрация
- Публичная оферта
- Библиотека
- Бан-лист репетиторов
Партнеры
-
ChemSchool -
PREPY. RU -
Class
Татьяна Данилова и Игорь Хоян, Культура как живой организм: несколько слов о теории Данилевского о культурно-исторических типах
Дополнительные параметры загрузки
Татьяна Данилова и Игорь Хоян
Данная статья направлена на изучение теории Данилевского о культурно-исторических типах. Авторы использовали герменевтический, культурно-исторический и интегративный подходы. Отрицая понимание истории человечества как линейной реальности для формирования социокультурной системы универсализма, Данилевский опирается на многовариантность исторического развития и разрабатывает методологию цивилизационной дискретности, учитывающую самобытность и целостность каждой конкретной культурной -исторический тип. Мыслитель подчеркивает, что ядром любого культурно-исторического типа является определенный этнос со своим специфическим набором установок и ценностей. Хотя такой подход не может объяснить глобальные интеграционные тенденции, он позволяет учитывать многомерность векторов человеческого культурного пространства и уникальный опыт разных цивилизаций. Данилевский ввел в научный оборот идею целостности и самодостаточности каждого культурно-исторического типа. Эту идею развил немецкий историк, представитель философии жизни О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы», в которой теория локальных цивилизаций обогатилась морфологическими исследованиями истории, и английский историк, философ историка, социолога А. Тойнби, изложившего свою универсалистскую философию истории в двенадцатитомном труде «Исследование истории».
Цитировать
Простой текст
БибТекс
Форматированный текст
Зотеро
EndNote
Менеджер ссылок
РефВоркс
Параметры
Отметить как дубликат
Найдите его в Scholar
Запросить удаление из индекса
Лист регистраций изменений
Править
Der eurasismus AlS erbe N. ja. Данилевский? Bemerkungen zu einem topos der forschung. Stefan Wiederkehr — 2000 — Исследования восточноевропейской мысли 52 (1-2): 119-150.
Н. Данилевский: Теория культурно-исторических типов и славянофильство. Милан М. Суботич — 1995 — Филозофия и Друшство 1995 (7):173-197.
Ценности как синергетические детерминанты культурно-исторического процесса: философско-антропологический аспект проблемы.I. Г. Сухина — 2017 — Гуманитарные науки в России 6 (6):494.
Культурные значения и культурные структуры в историческом объяснении. Джон Р. Холл — 2000 — История и теория 39(3): 331–347.
Гражданское общество в культурно-историческом контексте.A. Лясота — 2012 — Эпистемологические исследования в философии, социальных и политических науках 1 (22):194-202.
Культурное формирование и присвоение в эпоху торгового капитализма. Уильям Крейн — 2018 — Исторический материализм 26 (2): 242-270.
Диалог Культур, Диалог Цивилизаций.I. А. Василенко — 1998 — Российские философские исследования 37 (1): 47-64.
«Духовные Силы России! Где они?» Судьбоносный вопрос Николая Страхова. Николай Ильин — 2008 — Studia Philosophica Wratislaviensia 3 (4):35-54.
Понимание диалектического мышления с культурно-исторической точки зрения. Ван-чи Вонг — 2006 — Философская психология 19 (2):239 – 260.
Что такое «культурно-историческая психология»? Или: Теория деятельности как методология. Георг Рюкрим — 2014 — Rivista Internazionale di Philosofia e Psicologia 5 (3):311-325.
Культурный анализ в исторической социологии: аналитические и конкретные формы автономии культуры. Энн Кейн — 1991 — Социологическая теория 9 (1):53-69.
Значение философии культуры. Кун Ву — 2001 — Философия и культура 28 (5):385-395.
Идея истории философии. Джон Пассмор — 1965 — История и теория 5:1.
Традиция: принцип исторического смыслообразования, его логика и влияние на историческую культуру. Йорн Рюзен — 2012 — История и теория 51 (4):45-59.
Исторические представления: теория и случай национализации «культурного превосходства».А. Findor — 2008 — Филозофия 63:407-416.
Добавлено в ПП
18.11.2019
Загрузки
5
(#1,193,557)
6 месяцев
1
(#479,060)
Исторический график загрузок
Как увеличить количество загрузок?
Идентичность российской элиты в теории Н. Данилевского Марии Рубцовой, Олега Павенкова, Владимира Павенкова :: SSRN
Материалы 2-й Международной конференции по изучению идентичности, Вена, Австрия, 6–7 сентября 2016 г.
Опубликовано: 21 фев 2017
Смотреть все статьи Марии Рубцовой
Северо-Западный институт управления-филиал РАНХиГС
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) — Московский кампус
Государственный университет им. адмирала Макарова морского и внутреннего судоходства
Дата написания: сентябрь 2016 г.
Abstract
Доклад посвящен анализу идентичности элиты в России согласно теории Н. Данилевского. Недостатки славянофильского подхода к культурным характеристикам России были преодолены теорией культурно-исторических типов Н. Данилевского, написавшим фундаментальный труд «Россия и Европа». Критикуя славянофильскую веру в общеисторическую миссию России, он последовательно продвигал идеи сохранения многообразия как основы человеческого существования. В эпоху, когда Н.Я. Данилевский жил, идея европоцентризма была расширена. Согласно этой идее, центром всей мировой истории является история Европы. Европа — только один реальный субъект истории. Н. Данилевский выступил с критикой европоцентризма и разработал концепцию цикличности развития цивилизаций. После публикации книг таких философов, как Освальд Шпенглер и Тойнби, эта концепция получила название теории культурно-исторических типов. Философ дает определение культурно-исторического типа как локальной цивилизации, развивающейся по своим законам и не терпящей решающего влияния внешних факторов. Согласно теории Данилевского, Россия, в отличие от других народов, выражала свой культурно-исторический тип в четырех сферах. В области политики русская идентичность полностью выражена абсолютной монархией, в области экономики русская идентичность полностью выражена сохранением общности и соответствующего типа экономике. В области искусства трудно сомневаться в самобытности России XIX века, ведь гениальность А. Пушкина и Н. Гоголя, великих художников и композиторов говорит сама за себя. Кроме того, все остальные предпосылки становления своего культурно-исторического типа — этнографическое разнообразие, развитие литературного языка, политическая независимость и т. д. — демонстрируют явное преимущество России. Разнообразие российских представителей интеллектуальной и культурной элиты позволяет Данилевскому Н. говорить об идентичности России. В центре теории Н. Данилевского человек как существо, создающее культуру и способное влиять на ход развития цивилизации, представитель интеллектуальной и духовной элиты. Отвергая абсолютные социальные и экономические закономерности, он говорил о преобладающем значении исторического развития элит ментальных и нравственных факторов, определяющих своеобразие человеческих культур элит как субъектов истории, реализующих собственную культурную идею. Сделан вывод, что теория культурно-исторических типов Н. Данилевского сохраняет свою актуальность в раскрытии современных культурно-исторических характеристик элит России и Европы.
Ключевые слова: Идентичность, Российская элита, Европоцентризм, Культурно-исторический тип, Культуры Элиты, Россия, Европа
Рекомендуемое цитирование:
Рекомендуемая ссылка
Рубцова, Мария и Павенков, Олег и Павенков, Владимир, Идентичность российской элиты в теории Н. Данилевского (сентябрь 2016 г.). Материалы 2-й Международной конференции по изучению идентичности, Вена, Австрия, 6-7 сентября 2016 г., доступно на сайте SSRN: https://ssrn.