Какими бывают народные песни и от чего зависит их содержание: Урок музыки в 3 классе. Тема «Жанры народной песни»

Содержание

Народные песни УМК Беленького Г.И.

План-конспект урока

Составила Мосалёва Антонина Васильевна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Сош №7» г.
Краснокаменска Забайкальского края

Класс: 8 В

Предмет: литература

Учебник:  Литература.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В трёх частях. /Под
редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

 

Название раздела, темы: Устное народное творчество – золотое
наследие русской старины.

 

Тема
мероприятия:
 Народные песни. Жанры
народных песен.

 

Цели урока:  повторение жанров УНТ, знакомство с
историей народных песен как жанра УНТ, с их тематикой и особенностями.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с народными песнями как с жанром УНТ, их
особенностями, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки
выразительного чтения.

Познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой
информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в
устной форме, свободная ориентация и восприятие текста произведения, смысловое
чтение; содействие  развитию мыслительных
операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в
развитии  творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных
способностей.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий,
поступков.

Регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение
и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной
полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник,  раздаточный материал.

Учебник:  Литература.
Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В трёх частях. /Под
редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013.

Межпредметные связи:  география,история, музыка, кино .

              

 

 

 

 

 

 

Тема:
  Народные песни. Жанры народных песен.

Цели:

 1)
повторить сведения об устном народном творчестве; познакомить учащихся с
народными песнями и их жанрами;

2)
формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять
монологический ответ, слушать других, распределять информацию;

 3)
воспитывать любовь и уважение к народному творчеству;

4)
формировать умение работать в группах.

Ход
урока.

I.       Организационный
момент.

II.      Актуализация
знаний.

1.             
Задание:
соотнесите попарно произведения и их жанры

примеры из
произведений

жанр

Любишь
кататься – люби и саночки возить.

Сказка

Два
кольца, два конца, посередине гвоздик.

Песня          


Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

Пословица    


Колобок, Колобок, — я тебя съем.


Не ешь меня, я тебе песенку спою.

Загадка   

 (цель:
повторить знания учащихся о жанрах  УНТ.  Прием: паутинка. Форма
работы – самостоятельная с дальнейшей проверкой)


Что объединяет эти произведения?


Сформулируйте тему урока.

2.     
Беседа.


Что такое устное народное творчество?


Какие жанры устного народного творчества вы ещё знаете? Назовите.

III.               
Объяснение нового материала.

1.     
Слово учителя.

В
отличие от былин, которые исполняли сказители или «калики перехожие», народные
песни создавались самыми разными людьми. Сегодня мы поговорим о народных песнях,
 

2.     
Что мы хотим узнать о народных песнях? (постановка цели урока учащимися)

 3.     
Какие бывают песни? Самостоятельное изучение
теоретического материала в учебнике часть 1 стр. 14 — 17.

Основное
назначение народных лирических песен – выражать чувства, мысли, настроение
народа. Назначение истрических песен – рассказ о герях этих событий. Давайте
посмотрим отдельно на каждый вид песни.

5.    Работа
в группах.  Представление проектов

 Задание:
познакомить  с разными жанрами народных песен.

Рассказ
каждой группы о своем жанре. Остальные учащиеся в это время записывают кратко в
тетрадь особенности   жанра.

(Требование
к ответу: краткость, лаконичность, точность изложения информации). (Цель:
формировать умение работать с текстом, выделять главное, составлять
монологический ответ, слушать других, распределять информацию).

IV.       Проверка
знаний учащихся.

1
группа:

1)    Сообщение:
исторические песни. Приложение 1.

2)    Прослушивание
и анализ казачьих песен

3)    Прослушивание
и анализ солдатских песен

4)    Выразительное
чтение песен об Ермаке и Емельяне Пугачёве. Вопросы на стр. 20

2
группа:

1)    Сообщение:
лирические песни. Приложение 2.

2)    Прослушивание
и анализ лирических песен.

3)    Выразительное
чтение лирических песен, работа с вопросами стр.20 – 22, ворпосы 1 -3.

3
группа:

1)    Сообщение:
обрядовые песни. Приложение 3.

2)    Прослушивание
и анализ обрядовых песен

4
группа: народные песни в художественных призведениях

1)    «Когда мы
были на войне» народная песня из фильма «Громовы»

2)    Видео
фрагменты из фильмов по произведениям А. С.Пушкина «Дубровский», «Капитанская
дочка»

 

V.     Подведение
итогов урока.


Что вы узнали о народных песнях? Что выражают народные песни? Каковы
особенности народных песен?

VI.    Рефлексия

Продолжите
фразу:    Народные песни – это…

                                     
Народные песни нужны, чтобы…

                                     
В моей семье народные песни….

    VII.  Домашнее
задание: (дифференцированное)

     1. 
Найти тексты произведений русских писателей и    поэтов, в
которых использованы       лирические песни
(учебник 1 часть стр. 17).  Для чего они используются в
произведениях?

2.             
Записать
тексты лирических песен, которые знают в вашей семье (1-2 песни)

3.             
Вопрос
6 стр. 23 по рассказу И.С.Тургенева «Певцы».

 Оценки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

Исторические песни

Исторической
песней называются эпические и некоторые лиро-эпические произведения, в которых
рассказывается об исторических событиях и эпизодах из жизни исторических лиц.
Исторические песни – это продолжение и развитие былинного народного эпоса.
Былина воспевает подвиги богатырей. В их гиперболизированных образах воплощены
народные представления о русской силе, могуществе, готовности встать на защиту
Родины. Вражеская сила предстает в былине как фантастическое, сказочное
существо, у которого нет однозначного исторического прообраза. Исторические
события седой старины в былинах теряют черты реальности. В исторических песнях,
напротив, упоминаются вполне определённые исторические события, называются
конкретные исторические лица. Народной памяти удостаиваются только выдающиеся
события и выдающиеся исторические деятели: это цари Петр I, Иван IV
(Грозный), это и народные заступники – вожди крестьянских восстаний Степан
Разин, Емельян Пугачёв, это и вольный казак, смелый покоритель Сибири Ермак
Тимофеевич.   Исторические песни выражали чувства безымянных авторов в
связи с войнами, походами, народными восстаниями. Это народная оценка истории,
её творцов, выражение души народа.

В
XVI веке складываются циклы песен вокруг Ивана Грозного и героя, выдвинутого
народом, – Ермака. По народным песням видно, за что царь получил свое
прозвище. Царь велик, заслуги его неоспоримы. В то же время Иван Грозный по
малейшему подозрению готов «казнить-вешать» своих пушкарей, во время
карательных походов уничтожает целые города, в гневе посылает на казнь своего
сына:

«Ай
же вы, мои слуги верные,
Палачи мот немилосливые!1
Берите-ка моего сына царского,
Того ли Федора Иванова,
За него за ручушки за белыя,
За него за перстни за злачёные,
Ведите-тко на поле на Куликово,
На это-то на место на торговое,
Срубите-тко ему буйну головушку
За него изменушку великую!»

Вторая
половина XVII века ознаменовалась крупнейшим событием – крестьянским восстанием
под предводительством Степана Разина. В это время крестьяне осознали себя
самостоятельной силой. Основной стала тема социального протеста:

«Судари
мои, братцы, голь кабацкая,
Поедем мы, братцы, на сине море гулять,
Разобьемте, братцы, бесурмански корабли,
Возьмем мы, братцы, казны сколько надобно,
Поедемте, братцы, в камену Москву…»

Пугачевский
цикл исторических песен является продолжением разинского цикла. Эти песенные
циклы объединяют общие мотивы, настроения.

Исторические
песни в течение нескольких столетий были для народа одним из главных источников
знаний о своем прошлом.

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ

СОЛДАТСКИЕ ПЕСНИ  возникли  в солдатской среде.
Возникновение солдатских песен в России относится к XVIII в. Большое количество
их представлено уже в сборнике М. Д. Чулкова «Собрание разных песен» (Ч. 1—4,
1770—74).

По содержанию солдатские песни делятся на военно-исторические и
бытовые. В первых получили отражение военные события,  начиная со времен
Петра I (Северная война 1700—21) и кончая первой мировой войной 1914—18.

 В большинстве военно-исторических солдатских песен от лица
очевидца изображаются яркие батальные сцены, смелость, находчивость и
выносливость русских воинов, создаются образы полководцев — А. В. Суворова, М.
И. Кутузова, М. И. Платова. Форма этих песен испытала влияние литературной
поэзии.
Бытовые солдатские песни создаются, как правило, в стиле традиционных
крестьянских лирических песен. В них нарисованы картины повседневной солдатской
жизни. Глубокой грустью проникнуты песни о трудном солдатском ученье, тяжелых
походах.

Вдоль
по Питерской широкой по дорожке
Тут и шли-прошли солдаты молодые,
А за ними идут матушки родные.
“Сколь вам, матушки, и гнаться — расставаться!
Всю Россеюшку за нами не испройдёшь,
Сыру землю всю слезами не намочишь!”

Говоря
о солдатских песнях, необходимо упомянуть о рекрутчине — страшном горе для
многих крестьянских семей. Проводы рекрутов нередко сопровождались плачами —
сродни похоронным и свадебным. Это проводы в другую жизнь, с небольшой надеждой
на возвращение.

Из
солдатской песни «Что победные
головушки солдатские…»

Что
не грозная туча подымалася,
Что не чёрные облака сходилися,
Что подымался выше облак чёрныё дым,
Загремела тут стрельба ружейная;
Что не алое сукно в поле заалелося,
Заалелася тут кровь солдатская…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение
2.

Лирические песни

Песни
пелись не только в связи с обрядами, но и просто для удовольствия: на
посиделках, за повседневной работой. Эти песни веками служили народу для
выражения переживаний и чувств, поэтому их называют лирическими. В песенном
фольклоре лирические песни занимают большую часть. Появились эти песни позже,
чем обрядовые. Все оттенки духовной жизни народа нашли в них воплощение.

В
любовных песнях говорилось о первых встречах влюбленных, их любовной радости и
тоске, верности и измене. Семейные песни рассказывали о несчастной жене и
строгом или старом муже; о муже, который женился не по любви и теперь
несчастлив, лишь и остается ему вспоминать прежнюю любовь. Молодые пели о
суровых родителях, невестка – о неласковой свекрови.

Были
песни разбойничьи, тюремные, солдатские, ямщицкие, бурлацкие, песни о
крепостной неволе – они помогали переносить тяготы жизни, облегчить душевные
муки. Такие песни врачевали душу человека. Поющий чувствовал, что он не одинок
в своем горе, что такое горе переживалось многими и многими людьми. Народное
сочувствие страдающему, которое слышалось в этих песнях, приносило утешение.
Вот, например, разбойничья песня «Не шуми, мати зеленая дубровушка, Не мешай
мне думу думати…». Её поют в разбойничьем отряде Владимира Дубровского, её поёт
Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Хотя и нарушали
разбойники многие законы, в песне слышится сочувствие к их несчастной доле. В
ней воспевается и удаль молодецкая, и слышится грустное раздумье о неминуемой
смерти, ожидание суровой расплаты.

Названные
виды лирических песен по-другому называют протяжными, «голосовыми», «долгими».
Все эти определения указывают на неторопливый, распевный характер песни. В
песне основным является музыка. Передать содержание без музыки сложно, так как
практически отсутствует рифма и как стихи текст песни не воспринимается.
Ритмический рисунок возникает здесь лишь при пении, певец вставляет в текст
многочисленные повторы, восклицания, междометия, что с одной стороны усиливает
эмоциональность, с другой – подчеркивает ритм.

Каждый
исполнитель пел о себе, вкладывая свою душу. Но песня передавалась от поколения
к поколению долгое время и от этого становилась по-настоящему народной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Календарно-обрядовые песни

Обряды
– это установленные обычаем действа и песнопения, отражающие верования
народов. С принятием христианства в традиционные народные обряды,
сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. Сплав
христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые
считаются древнейшими произведениями фольклора.

Новогодние
обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие
семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с
празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться.
Юноши и девушки ряженые ходили по дворам, прославляли Коляду – молодое
солнце, дающее всем блага, требовали подарка. С утверждением христианства это
празднество стало все больше переноситься на рождественский сочельник и на
крещенский вечер. Святки – народное название периода от Рождества до Крещения1 становились самым любимым зимним
праздником. В каждом доме к празднику Рождества Христова пекли пироги,
караваи, символизирующие плодородие, приготовляли обрядовое печенье: баранки,
фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и
пастухов. Такие фигурки ставились на окна и столы, посылались в подарок
родным. Пол в избе устилали соломой, по дому рассеивали зерна пшеницы. Вся
семья садилась угощаться за стол, поминали умерших родителей и просили у них
помощи. Святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. Игры, песни,
посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. Как и в
самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с
изображением звезды, возвестившей о рождении Христа, и пели величальные, то
есть поздравительные песни, которые назывались колядками.


Пришла коляда
Накануне Рождества!
Дайте коровку –
Масляну головку!
А дай бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!

* * * * * * * * * *
Вот идем мы, пастухи,
Прощены нам все грехи.
К дому путь свой правим,
Христа Бога славим.
За привет, за угощенье
Вы примите поздравленье!
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем,
И богатством во всем!

Хозяева
дома одаривали колядовщиков печеньем, изображавшим различных животных,
сладостями, пряниками.

Последним
зимним и первым весенним праздником была Масленица. На Масленицу исполняли
обряд проводов зимы, которая представлялась живым существом. Из соломы
делалось чучело, которое, как и праздник, называли Масленица. Чучело
наряжали, разукрашивали и под обрядовые песни возили по селу, а потом
сжигали. Масленицу называли широкой, потому что это был веселый праздник:
катались на санях с гор, на лошадях по деревне, играли во взятие снежного
городка, устраивали ярмарки, балаганы, кулачные бои. На Масленицу было
принято печь блины, напоминавшие о весеннем солнце, которые затем поедались.
Считалось, что чем больше блинов съешь, тем богаче и сытнее будешь жить в наступившем
году. Недаром пели: «Как на масленой недели из печи блины летели…»

А
мы Масленицу повстречали,
Повстречали, душа, повстречали.
На горушке побывали,
Побывали, душа, побывали.
Блином гору выстилали,
Выстилали, душа, выстилали.
Сыром гору набивали,
Набивали, душа, набивали.
Маслом гору поливали.

Изгнание
зимы, сожжение Масленицы еще не означало появления весны. Весну нужно было
зазвать, оповестить о том, что ее с нетерпением ожидают. Обряд закликания
весны приходится на середину Великого поста.


Весна, Весна Красная!
Приди к нам с радостию!
С великою милостию!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным!
Жаворонушек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.

Так
пели дети, обходя в этот день соседские дворы. Детям давали гостинец –
выпеченный из постного теста крестик. Печенье-крестики воспринимались как
вестники весны – жаворонки. Их просили прилететь, принести весну – и вот они
прилетели. «Жаворонков» вешали на деревья, на плетни, на специальные шесты в
поле или просто подбрасывали, а потом съедали. В этот день принято было
выпускать птиц из клеток на волю, а к детям быть особенно доброжелательными.
Детство – начало жизни, весна – пробуждение природы, начало ее расцвета, они
родственны между собой.

Крестики,
жавороночки,
Летите к нам из заслоночки!

На
Троицу (50-й день после Пасхи) девушки брали угощения и шли в лес, собирали
травы, цветы и плели венки, которые потом бросали в воду, загадывая по тому,
как они поплывут о своей будущей жизни и женихе. Там же выбирали молодую
березку и «завивали» ее, то есть украшали, вешали на нее ленты, венки, платки
и загадывали желание. Если через три дня венки не вяли на березе, то значит,
желание должно было исполниться. В песне «Во поле березка стояла»
поётся:    Я пойду, пойду погуляти
                                   
                       Белую
берёзу заломати…

 

 

 

Семейно-обрядовые песни

Семейно-обрядовые
песни сопутствовали обрядам, связанным с важнейшими событиями в жизни человека.
Пелись свадебные песни: песни девичника; величальные песни свадебного пира;
свадебные причитания невесты. Рекрутские песни сопровождали обряд проводов в
солдаты1. Были и похоронные песни, песни-плачи.

Свадебный
обряд был одним из самых сложных. Народная свадьба распадалась на несколько
этапов: предсвадебный цикл (сватовство, сговор, зарученье, девичник),
собственно свадебные церемонии (сборы невесты, приезд за невестой, венчание,
свадебный пир) и послесвадебные (отгостки). Невесте перед свадьбой полагалось
причитать: сожалеть о вольной, девичьей жизни. Это ритуальные причитания:

Все
прошло да прокатилося,
Все да миновалося,
Девье да беспечальное житье…

О
женихе пелось:

Вот
он едет, погубитель мой,
Вот он едет, разоритель мой,
Вот он едет расплести косу,
Вот он едет – потеряй красу…

На
свадьбе жениха и невесту величали. Невеста «Без белил … белешенька, Без румян
щечки алые, Без сурьмил брови черные». Жених

На
коня садится,
А конь веселится,
По улице скачет –
Вся улица сияет.
К роще подъезжает –
Роща защумела…

В
конце свадебного пира пелись корильные песни, обращенные к его участникам.
Они были полны шуточных, пародийных величаний:

Друженька
хорошенький,
Друженька пригоженький.
Как на дружке-то кафтан
Весь по ниточке собран…
Башмаки хороши,
Только без подошвы.

Похоронные
причитания и рекрутские причитания во многом схожи между собой. Проводы на 25
лет были равносильны смерти, именно поэтому в рекрутских причитаниях столько
боли и тоски родных:

Не
дай Господи на сем да на белом свете
Уже жить да в грозной службе государевой:
Как еденьице солдатушкам – сухарики,
Как питемьице им – водушка со ржавушкой…

 

 

 

 

 

 

   Хороводные
и игровые песни

К
лирическим песням относят не только грустные и протяжные, но и веселые,
шуточные, плясовые. Праздники не обходились без хороводов и плясок. Хоровод –
круг подобен солнцу. Хождение по кругу в старинных игрищах уподоблялось
хождению за солнцем, по ходу солнца и называлось «посолонь». Оно
сопровождалось песней, которую исполняли все участники хором. Хоровод
объединял, сплачивал людей. Участники хоровода не только пели, двигаясь по
кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать действия. В зависимости от характера
песни различались хороводы игровые и орнаментальные или, по-другому,
кружевные. В орнаментальном хороводе участники ходят кругами, заплетают из
хороводной цепи различные фигуры: «завивание капустки», «заплетение плетня».
Песни в таком хороводе связаны с картинами родной природы, коллективным
крестьянским трудом:

Берёзынька
кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под тобою, берёзынька,
Всё не мак цветёт,
Под тобою, берёзынька,
Не огонь горит,
Не мак цветёт –
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, берёзынька,
Всё песни поют.

Песни
игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому их
еще называют частыми. Частые песни легко узнать по четкому ритму стиха и
напева. Это изначально связано с ритмом пляски, хотя не все частые песни были
плясовыми. В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные
гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки. В частых песнях нередко
встречаются разнообразные припевы: «ай – люли», «ой дуду», «люли – люли», они
подчеркивают ритм песни, её плясовой характер: 

Светит,
светит месяц
Далеко, не близко,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои! <…>
Как во поле, поле
Девка просо полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!

Содержание
песни игрового хоровода разыгрывается всеми его участниками. В центре круга
помещается столько действующих лиц, сколько их в песне, отражающей сценки из
народной жизни.

По
улице мостовой,
По широкой столбовой,
По широкой столбовой
Шла девица за водой.
За ней парень молодой,
Кричит: «Девица, постой,
Красавица, подожди!
Пойдем вместе за водой,
За холодной, ключевой».
– «Ах ты, парень-паренек,
Твой глупенький разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой батюшка у ворот;
Зовет меня в огород
Чесноку, луку полоть».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок литературы «Русские народные песни», 8 класс – Документ 2 – УчМет

ФИО: Харитонова
Наталья Сергеевна

Место
проживания: Республика Татарстан,
Апастовский муниципальный район, пгт
Апастово

Название
учебного заведения: МБОУ «Апастовская
средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением отдельных
предметов»

Дисциплина:
литература

Учебник, по
которому ведется обучение: Коровина
В. Я., Журавлев В.П. «Литература 8 класс»:
Учебник для образовательных учреждений:
в 2-х ч., Москва «Просвещение», 2010

Тема: «Русские
народные песни»,
раздел «Устное
народное творчество»

Класс: 8

Продолжительность
урока: 45 минут

Использование
информационных технологий: мультимедийный
проектор, презентация Microsoft
Power Point 2003

Тема: Русские
народные песни

Цель:
привитие интереса к традициям русского
народа, к истокам народной культуры,
исследование глубин русской истории и
культуры через постижение русской песни
– одного из главных богатств народной
культуры.

Задачи:
повторить жанры устного народного
творчества; показать особенности жанра
русской народной песни, вызвать интерес
учеников к этому жанру; развивать речь
учащихся, их кругозор и творческие
способности, совершенствовать навыки
анализа лирического произведения;
воспитывать у учащихся нравственные
ценности, уважение к традициям своей
Родины, её культурному наследию.

Тип урока:
урок-семинар, урок-концерт.

Роль и место темы в курсе: данный
урок входит в раздел «Устное народное
творчество» и проводится в 8 классе на
втором уроке литературы. Подходит для
любого УМК.

Оснащение
урока:

  • Компьютер,
    мультимедийный проектор.

  • Презентация
    к уроку «Русские народные песни».

  • «Литература.
    8 класс» учебник-хрестоматия для
    общеобразовательных учреждений.
    /Составитель В.Я.Коровина — Москва:
    Издательство «Просвещение», 2010.

  • Фонограмма
    русских народных песен.

  • «Жить припеваючи…» История
    русской народной песни. / Колпакова О.
    В.- 2010

Ход урока:

1. Актуализация
знаний учащихся об устном народном
творчестве:

1) Выступления
творческих групп учащихся: повторение
жанровых особенностей былин, сказок,
пословиц, поговорок, обрядового фольклора
(проверка домашнего задания).

2) Беседа с
учащимися:

— Каковы
особенности жанра сказки? Какие мечты
народа воплощены в сказках?

— Какие черты
характера воспеваются в народных
сказках?

— Какие типы
сказок вам известны?

— Чем отличается
былина от сказки и что между ними общего?

— Какие циклы
былин вы знаете?

— Что такое
пословицы, поговорки? Приведите примеры,
объясните их смысл.

— Что общего
у пословиц и поговорок и чем они
отличаются?

— Что вы
знаете об обрядовом фольклоре? Чему
посвящаются произведения обрядового
фольклора?

2. Слово
учителя:

Мы знакомы уже со многими жанрами
устного народного творчества. В основном
это эпические жанры. Особый пласт в
русском фольклоре составляют народные
песни.

Петь – природная потребность человека.
Лирические и плясовые, колыбельные и
хороводные песни, причитания и былины
помогали русскому народу обрести и
выразить свою душу. Столетия сопровождали
они народ в его великом историческом
пути.

Русская народная песня, к сожалению,
мало знакома современным детям. Однако
это богатейший пласт культуры, с помощью
которого формировались национальные
особенности русского народа и который
продолжает влиять на многие современные
тенденции.

Сегодня мы с вами узнаем о том, из каких
ритмов родилась песня тысячелетия
назад, какую роль играла она в древних
обрядах, как звучала она в праздники
календарного цикла; познакомимся со
значением исторических, хоровых,
любовных, солдатских, семейных песен.

3. Сообщения
подготовленных учащихся о русской
народной песне:

1
ученик
: Сообщение
на тему «Народные песни»

2
ученик:

Сообщение на тему «Календарно-обрядовые
песни»

Обряды – это установленные обычаем
действа и песнопения, отражающие
верования народов. С принятием христианства
в традиционные народные обряды,
сохранившиеся от языческой старины,
стал вкладываться новый смысл. Сплав
христианства с языческими верованиями
заметен в обрядовых песнях, которые
считаются древнейшими произведениями
фольклора.

Сила песни

Язычеством называют древнюю веру
человека в силы природы. Корень «язык»,
«языч»
здесь не случаен. Связь с силами
природы люди устанавливали через язык,
речь, через молитву (от слова молвить).
Первые песни были молитвами. Обращения
в них к Солнцу, к Месяцу, к Земле-матушке,
Зорьке, Звездам, Ветру сохранились в
песнях до нашего времени.

Молитвы были не только просьбами защитить
или одарить. С помощью песен люди пытались
активно менять действительность. Песня
могла лечить и, напротив, быть проклятьем,
могла подарить смелость, охранить в бою
или обессилить врага. В песне исполнители
выступали от имени богов, передавали
их волю. Песней помогали богам. Поэтому
считают: что споешь, то и исполнится!

К началу важного дела нужно тщательно
готовиться, необходимо на него настроиться.
Совсем так же, как настраиваем мы
музыкальные инструменты, чтобы правильно,
без фальши сыграть красивую мелодию.
Нельзя играть на разлаженных струнах.
Лад – ключевое слово, от него
произошли лады, ладно, ладушки
— и разлад.

Лад творили весной, когда природа
просыпалась. Нужно было помочь природе,
позвать, кликнуть весну, напомнить, что
ее ждут, чтобы ничего она не забыла:

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со великою к нам

Со милостью!

Жизнь
земледельца зависит от природы, и потому
еще в глубокой древности люди старались
на нее воздействовать. Появились обряды,
целью которых было заклинать плодородие
земли, хороший приплод домашнего скота,
семейное изобилие и благополучие. Время
совершения обрядов совпадало со сроками
работ по выращиванию урожая.

С
течением времени земледельческий
календарь причудливо соединялся с
календарем христианских праздников. В
каждый из праздников совершались
определенные обрядовые действия и
пелись приуроченные к этому празднику
песни. Цель всех обрядов и песен была
одна – способствовать жизненному
благополучию крестьян. Потому
календарным песням свойственно не
только торжество смысла, но и определенное
единство музыкального напева.

Весенние песни назывались веснянками.
Они похожи на заговоры, каковыми и
вправду являлись старинные времена.
Они пелись протяжно, как призыв издалека.

Дай, весна, добрые годы,

Годы добрые, хлебородные!

Зароди жито густое,

Жито густое, колосистое!

Календарные
ритуалы по-своему организовали
крестьянский быт. Без них мир распался
бы для крестьянина на хаотические и
неуправляемые враждебные силы, готовые
уничтожить саму жизнь. И магически и
поэтически песни комментировали
обрядовые действия, а те, в свою очередь,
организовывали крестьянский быт и
упорядочивали природу, от которой этот
быт зависел.

3
ученик:
Сообщение
на тему «Хороводные и игровые песни»

Хороводные песни

Праздники не обходились без хороводов
и плясок. Хоровод – круг подобен солнцу.
Хождение по кругу в старинных игрищах
уподоблялось хождению за солнцем, по
ходу солнца и называлось «посолонь».
Оно сопровождалось песней, которую
исполняли все участники хором. Хоровод
объединял, сплачивал людей. Участники
хоровода не только пели, двигаясь по
кругу, но и могли приплясывать, разыгрывать
действия. В зависимости от характера
песни различались хороводы игровые и
орнаментальные или, по-другому, кружевные.

В орнаментальном хороводе участники
ходят кругами, заплетают из хороводной
цепи различные фигуры: «завивание
капустки», «заплетение плетня». Песни
в таком хороводе связаны с картинами
родной природы, коллективным крестьянским
трудом:

Берёзынька
кудрявая,
Кудрявая, моложавая,
Под
тобою, берёзынька,
Всё не мак
цветёт,
Под тобою, берёзынька,
Не
огонь горит,
Не мак цветёт –
Красные
девушки
В хороводе стоят,
Про
тебя, берёзынька,
Всё песни поют.

Песни игрового содержания отличаются
пружинистым танцевальным ритмом. Поэтому
их еще называют частыми. Частые
песни легко узнать по четкому ритму
стиха и напева. Это изначально связано
с ритмом пляски, хотя не все частые песни
были плясовыми. В них рисуются светлые
стороны крестьянской жизни, народные
гуляния, веселые или шуточные бытовые
сценки. В частых песнях нередко встречаются
разнообразные припевы: «ай – люли»,
«ой дуду», «люли – люли»
, они подчеркивают
ритм песни, её плясовой характер:

Светит,
светит месяц
Далеко, не близко,
То-то
люли, то-то люли,
То-то люлюшки мои!
<…>
Как во поле, поле
Девка просо
полет,
То-то люли, то-то люли,
То-то
люлюшки мои!

Содержание песни игрового хоровода
разыгрывается всеми его участниками.
В центре круга помещается столько
действующих лиц, сколько их в песне,
отражающей сценки из народной жизни.

По
улице мостовой,
По широкой столбовой,
По
широкой столбовой
Шла девица за
водой.
За ней парень молодой,
Кричит:
«Девица, постой,
Красавица,
подожди!
Пойдем вместе за водой,
За
холодной, ключевой».
– «Ах ты,
парень-паренек,
Твой глупенький
разумок!
Не кричи во весь народ,
Мой
батюшка у ворот;
Зовет меня в
огород
Чесноку, луку полоть».

Частушки

С исчезновением старинных плясок
и приходим модных городских танцев
песни стали меняться. В это время особо
ярко зазвучали

частушки. Эти короткие
песенки называли в разных местах
по-разному: припевки, пригудки, приговорки,
прибаски, прибаутки, вертушки и коратушки.

Частушка считается изобретением
поздним, городским. Появилась она в
конце XIX – начале XX
веков. Но исследователи обнаружили
глубокие корни современных веселых
куплетов. Частушка тоже была связана с
обрядом.

Ой, ни кукушечка кукует,

Не соловьюшко поет.

А не родимая ли мамынька

Мне голос подает?

Было
и особое время для исполнения частушек:
после заката, во время кукования кукушки
или в праздники.

Были
частушки жнивные, сенокосные, качельные,
плясовые, свадебные, корильные, веселые
частушки-скоморошины, изображавшие
действительность в абсурдном, смешном
виде, частушки рекрутские, поминальные.

Частушка
помогала избавиться от тоски. В коротеньких
песнях главным был не сам обряд, а
внутренний мир человека. Хорошо звучит
частушка под балалайку или гармошку. В
XIX веке нередко исполнялись
частушки «под язык»: один поет, а остальные
подражают голосами каким-нибудь
музыкальным инструментам.

Частушки
благополучно дожили до наших дней. Этот
жанр весьма популярен и сейчас. На любой
злободневный момент русский народ готов
откликнуться короткой и остроумной
песенкой.

4
ученик:
Сообщение на тему
«Семейно-обрядовые песни»

5
ученик:

Сообщение на тему «Исторические
песни»

6 ученик: Сообщение на тему
«Традиционные лирические песни»

4. Прослушивание
лирических народных песен и беседа:

Звучат
песни в исполнении Н. Кадышевой, Н.
Бабкиной, Л. Зыкиной (на усмотрение
учителя). Песня
«Тропочки» (исп. «Русская песня», Н.
Бабкина)

Песня
«Ой, снежок» (исп. «Золотое кольцо»)

Песня
«Ой, мороз, мороз» (исп. «Золотое кольцо»)

Песня
«Ивушка» (исп. Л.Зыкина)

— Понравились
ли вам песни? В чем, на ваш взгляд, их
особенность?

— Что является
предметом изображения в народных
лирических песнях?

5. Устный
анализ народной песни по предложенному
плану:

  1. Выразительное
    чтение (или исполнение) песни.

  2. Смысл названия
    песни.

  3. Кто и когда
    мог её исполнять?

  4. Каким чувством
    проникнута песня?

  5. Какие
    художественные приёмы использованы в
    этой лирической песне?

  6. Из каких
    частей она состоит?

  7. Какие средства
    художественной выразительности
    использованы в ней?

6. Работа с
учебником: чтение и обсуждение статьи
В.Аникина «Русские народные песни»
(стр. 5-8)

Какие
жизненные обстоятельства вызывали
появление народных песен?

— На какие
группы делятся народные песни?

— Почему
народные песни используются в литературе
и в других видах искусства? Приведите
примеры.

— В чём
особенность исторических песен?

— Какова роль
исторических песен?

— Могут ли в
наше время появляться народные песни?

7. Выразительное
чтение хороводных, лирических, исторических
песен, исполнение частушек.

Читаем (а ещё
лучше – поём) народные песни, помещённые
в учебнике, а также песни, самостоятельно
подобранные для урока учащимися и
учителем.

8. Конкурс
на лучшее исполнение народной песни.

Подведение
итогов конкурса, выявление победителей.

9. Итоги урока:

Рефлексия

— Как вы понимаете слова литературного
критика: «У нас народ, — писал
Н. А. Добролюбов, — сопровождает
пением все торжественные случаи своей
жизни, всякое дело, всякое веселье и
печаль»
. (Ответы учащихся).

(Учитель отмечает удачные ответы,
сообщения, исполнение, прозвучавшие во
время урока, обращает внимание на
исторические песни и предания, на
передачу в них исторических событий).

10. Домашнее
задание:

1 вариант: Перечитать предания,
исторические песни и подготовить ответ
на вопрос: «Как сообщает народ об
исторических событиях в преданиях и
песнях?» (стр. 8-14)

2 вариант (на выбор):

      — Написание
собственных или коллективных (от группы
учащихся) песен.      

— Создание частушек на школьные
темы.

      — Конкурс на
лучшее инсценирование обрядовой песни.

      — Создание
сценария вечера (концерта) на тему
«Русская народная песня».

Использованная литература:

  • «Литература.
    8 класс» учебник-хрестоматия для
    общеобразовательных учреждений.
    /Составитель В.Я.Коровина — Москва:
    Издательство «Просвещение», 2010.

  • «Жить припеваючи…» История
    русской народной песни. / Колпакова О.
    В.- 2010

Использованные ресурсы:

Информационные источники:

Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов:

  • http://school-collection. edu.ru/catalog/rubr/d5a34d74-24e6-43c7-9606-62d7df7a3262/116509/?

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c53cf4e7-0c43-43c4-b07d-1a92619aaafe/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_09%5D.htm
    (
    солдатские лирические песни)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/70bb7e0d-9060-40a1-a67f-0885f7b59815/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_02%5D.htm
    (исторические песни)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/827fb435-1c42-4d1e-890d-190e1e76a85a/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_06%5D.htm
    (календарно-обрядовые песни)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e5b4588b-87b1-4740-8a9e-c313f534b730/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BTE_01%5D.htm
    (народные песни)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8ca4b77a-a17d-469c-b090-b6943b6b0514/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_07%5D.htm
    (семейно-обрядовые песни)

  • http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore/2dd612d4-bb8f-48fa-9531-afd6673843ea/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_09%5D.htm
    (традиционные лирические песни)

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/76485369-fc15-4cec-9c66-687862fb5dc1/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BTE_16%5D.htm
    (хороводные и игровые песни)

Иллюстрации:

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/85ce8859-1832-4557-a1e1-106f207f19e2/%5BLI8RK_2-01%5D_%5BIL_06%5D.htm

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1940dc4b-519f-420f-a407-342185f65d23/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_05%5D.htm

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f35e8400-4e10-4e3a-b8ef-d35b6284f264/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_12%5D.htm

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f93a17db-ed67-4eb2-b21e-43f90ef54fb3/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_01%5D.htm

  • http://files. school-collection.edu.ru/dlrstore/4adae0f8-b5a2-4ba4-b1d3-ccf1dc2c65b6/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_10%5D.htm

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80da6a7c-aa12-47ce-ba26-851fc39447c4/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_13%5D.htm

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fafd6918-d48c-4322-ad83-4550160e7ada/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_11%5D.htm

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/15e959ec-ba2b-4fa6-a991-624378916bab/%5BLI8RK_2-02%5D_%5BIL_03%5D.htm

Фонограммы
народных песен:

  • Песня
    «Тропочки» (исп. Русская песня, Бабкина)
    http://www.muzoff.ru/pages/702/70229.shtml

  • Песня
    «Ой, снежок» (исп. Золотое кольцо)
    http://3mp3.com.ua/tracks/download?id=108517

  • Песня
    «Ой, мороз, мороз» (исп. Золотое кольцо)
    http://3mp3. com.ua/tracks/download?id=108493

  • Песня
    «Ивушка» (исп. Л.Зыкина)
    http://ymp3.ru/download35710.html

Рекомендуемая литература

Народная музыка | Определение, история, исполнители, песни, инструменты и факты

песни напечатаны на развороте

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Боб Дилан
Брюс Кокберн
Баффи Сент-Мари
Вуди Гатри
Пит Сигер
Похожие темы:
Фольклорный фестиваль в Ньюпорте
мариачи
скиффл
уродский фолк
валленато

Просмотреть весь связанный контент →

народная музыка , тип традиционной и в основном сельской музыки, которая изначально передавалась через семьи и другие небольшие социальные группы. Как правило, народная музыка, как и народная литература, живет в устной традиции; это изучается через слушание, а не через чтение. Он функционален в том смысле, что он связан с другими видами деятельности, и по происхождению он в основном сельский. Полезность этого понятия варьируется от культуры к культуре, но наиболее удобна для обозначения типа музыки Европы и Америки.

Термин народная музыка и его эквиваленты в других языках обозначают множество различных видов музыки; значение термина варьируется в зависимости от части мира, социального класса и периода истории. При определении того, является ли песня или музыкальное произведение народной музыкой, большинство исполнителей, участников и энтузиастов, вероятно, согласились бы с определенными критериями, вытекающими из моделей передачи, социальной функции, происхождения и исполнения.

Основные традиции народной музыки передаются устно или на слух, т. е. они усваиваются посредством слуха, а не чтения слов или нот, обычно в неформальных, небольших социальных сетях родственников или друзей, а не в таких учреждениях, как школа или церковь. В 20-м веке передача через записи и средства массовой информации стала заменять большую часть личного обучения. По сравнению с художественной музыкой, приносящей эстетическое наслаждение, и популярной музыкой, выполняющей (часто наряду с социальными танцами) функцию развлечения, народная музыка чаще ассоциируется с другими видами деятельности, такими как календарные или жизненные ритуалы, работа, игры, инкультурация и народная религия; народная музыка также чаще носит интерактивный, чем презентационный характер.

Эта концепция применима к культурам, в которых также существует городская, технически более сложная музыкальная традиция, поддерживаемая и для небольшой социальной, экономической и интеллектуальной элиты в городах, при дворах или урбанизированных культурах. Как правило, «народная музыка» относится к музыке, которую понимают широкие слои населения, особенно низшие социально-экономические классы, и с которой они идентифицируют себя. В этом отношении это сельский аналог городской популярной музыки, хотя распространение этой музыки в основном зависит от средств массовой информации — звукозаписей, радио, телевидения и, в некоторой степени, Интернета.

Викторина «Британника»

Викторина «Поп-культура»

Традиционно исполнители народной музыки были любителями, и некоторые народные песни были известны буквально всем членам общины; но специалисты — инструменталисты и певцы повествований — были важны для народных сообществ. В ХХ веке резко расширилась роль профессионалов как исполнителей и носителей народных традиций. Народная музыка в том виде, в каком она, как считается, существовала в прежние времена, может обсуждаться отдельно от периодов возрождения, таких как период 19 века.Европейский национализм 19-го века и возрождение 20-го века, незадолго до и после Второй мировой войны, которые были мотивированы политическими программами. В контексте популярной музыки исполнение «народной музыки» можно отличить по использованию песен политического содержания и использованию традиционных инструментов и акустических гитар. С другой стороны музыкального спектра границы между народной музыкой и художественной музыкой были размыты, начиная с 19 века, когда композиторы художественной музыки ввели песни из фольклора в городскую музыкальную культуру.

Термины, используемые для народной музыки в разных культурах, освещают аспекты концепции. Английский термин и его французские и итальянские аналоги, musique populaire и musica popolare , указывают на то, что это музыка, связанная с социальным классом, «народом». Немецкий термин Volksmusik («народная музыка») сочетает понятие класса с объединением этнической группы, как и термин хинди log git («народная музыка») в Индии. Чешский, как и некоторые другие славянские языки, использует термин narod («нация») и его родственники, что указывает на то, что народная музыка является музыкальным объединителем всех чехов. И наоборот, персидский термин mūsīqī-ye mahalli («региональная музыка») подчеркивает различия в стиле и репертуаре народной музыки в разных регионах Ирана. Термин народная музыка также, возможно, неразумно, использовался для традиционной художественной музыки азиатских и африканских культур, чтобы отличить их от западной классической системы.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Типичная концепция народной музыки 21-го века исходит из представлений о природе музыки и музыкальной жизни в деревенских культурах Европы с 18-го по 19-й век; но на эту традиционную народную музыкальную культуру сильно повлиял подъем индустриального общества и городов, а также националистические движения, начавшиеся в 19 веке. И угроза народной культуре, и рост национализма стимулировали движения за возрождение и сохранение, лидерами которых были ученые музыканты, поэты и ученые. В 20-м веке дальнейшее возрождение связывало народную музыку с политическими и социальными движениями и стирало музыкальные различия между народной, художественной и популярной музыкой. Тем не менее, живые остатки традиционной культуры народной музыки сохранились и в 19 в.Западная Европа 19-го века и Восточная Европа до 20-го века; это основания для следующей характеристики.

Народная музыка — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Из Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Эта статья не имеет источников . Вы можете помочь Википедии, найдя хорошие источники и добавив их. (март 2017 г.)

Народная музыка – это музыка, представляющая традиции или культуру местности/места/штата. Это традиционная музыка, которую люди изучают, слушая, как ее играют другие люди, а затем копируя их. Мы говорим, что традиция «передается устно» или «передается из уст в уста», имея в виду, что музыка не записывается, а преподается устно («устно» означает «принадлежит устам»). В каждой стране есть своя традиционная музыка. Народная песня является частью народной музыки. Народный певец – это человек, который поет народные песни.

Есть три категории народной музыки —

  1. Народное пение
  2. Народный танец
  3. Народные инструменты

В 1960-х годах Боб Дилан начал новый тип музыки, смешав традиционную народную песню с рок-н-роллом. Эту музыку иногда называют «фолк-рок».

Народная музыка – это музыка, которую может играть и слушать каждый. Этим она отличается от классической музыки, которая в основном разрабатывается профессиональными музыкантами для небольшой группы людей. Народная музыка является частью популярной культуры, хотя термин «популярная музыка» или «поп-музыка» сегодня относится к музыке, которую люди могут слушать по телевидению, радио и другим средствам записи.

Во многих частях мира почти вся музыка — это народная музыка. Термин «народная музыка» обычно используется для европейской и американской музыки, которая является частью устной традиции. Народная музыка как устная традиция имеет гораздо меньшее значение, чем раньше, отчасти из-за новых технологий (радио, телевидение и т. д., а также музыкальные записи). Народные мелодии теперь часто записываются, и они повлияли на другие виды музыки, так что различия между различными типами музыки труднее увидеть.

Литовский фольклорный ансамбль поет и танцует

В старые времена народная музыка была частью «общественного отдыха». Это означает, что небольшие сообщества, такие как деревни или семьи, могли бы расслабиться, играя и поя вместе. Люди часто сочиняли новую песню или новое музыкальное произведение или вносили изменения в музыку, которую они уже знали. Таким образом, музыка всегда менялась. Люди получали музыкальные идеи от других групп поблизости. Вот почему народная музыка соседних стран часто звучит одинаково.

Баллады были популярной формой народной музыки. Это были народные песни, которые рассказывали историю (они были «повествовательными»). Иногда у них был припев после каждого куплета, чтобы все могли присоединиться. Баллады рассказывали истории любви, мифы или фольклор. Так сказки передавались из поколения в поколение.

Для танцев использовалась инструментальная народная музыка. Некоторые инструменты могли быть очень простыми, например, пара палочек, погремушка или простой барабан. Другие инструменты могут включать скрипку (народное слово «скрипка»), волынку, арфу, цитру или различные духовые инструменты, в зависимости от времени истории и страны.

Некоторое пение было полифоническим, т.е. имело две и более частей (голосов). Очень часто два голоса пели параллельно (вместе поднимаясь и опускаясь). В таких странах, как Россия, люди поют в трех или четырех частях, например. в традиции «подголосной» («под голос»). В таких странах, как Великобритания, этой полифонической традиции не существовало. Народные песни там исполнялись одним певцом, без сопровождения.

В народной музыке используются разные гаммы. Это так называемые режимы. Ионический лад (как и наша мажорная гамма) был самым распространенным в Западной Европе. В некоторых частях Восточной Европы использовались лады с несколькими полутонами, но по большей части избегали полутонов. В результате мелодии описываются как тетратонические (четыре ноты на октаву) или пентатонические (пять нот на октаву).

К народной музыке относятся также простые детские песенки и колыбельные.

Народная музыка исполнялась людьми во время работы. В первые дни европейской иммиграции в Америку пионеры пели во время путешествия, ковбои пели во время работы, рабы пели на хлопковых полях.

В 18 веке народная музыка начала оказывать влияние на классическую музыку (или «музыку искусства»). Люди из высших слоев общества начали интересоваться народной музыкой, потому что осознавали себя частью традиции. Такие композиторы, как Моцарт и Шуберт, писали народные танцы для оркестров или небольших групп инструментов.

Какими бывают народные песни и от чего зависит их содержание: Урок музыки в 3 классе. Тема «Жанры народной песни»