Престол в храме что это такое: Престол храма

Престол в православном храме. Инфографика

Приблизительное время чтения: 2 мин.

100%

+

Код для вставки

Код скопирован

Святой престол  —
освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии. Находится в центре алтаря храма.

Общие характеристики

Высота: 1 метр

Материалы: дерево, железо, мрамор

На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

Видимые элементы

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

г) Ножки деревянного престола соединяются с доской-трапезой воскомастихом — расплавленной смесью воска, мас­тики, толченого мрамора, смирны, алоэ и ладана, символизирующих погребение Спасителя.

Распечатать:

Теги: инфографика Инфографика Скачать и распечатать Скачать и распечатать Храм Школа Фомы Школа Фомы

облачение и устройство, определение и значение

  • Значение престола в православии
  • Устройство престола
    • Дополнительные атрибуты

Престолом называется специальный стол (трапеза), располагающийся в центре церковного алтаря и установленный на четыре «столпа» (ножки). Он предназначен для проведения ритуала Евхаристии (Причастия) и поставлен напротив Царских врат, находящихся в середине иконостаса.

Значение престола в православии

Престол считается священным местом в Божьем храме, областью, где сам Спаситель естественным образом пребывает в Святых Дарах, то есть вине и хлебе, олицетворяющих Кровь и Тело Христа. Священную трапезу часто ассоциируют с Гробом Спасителя, Сыном Божьим или Троицей, что определено за счет множественности библейских событий, в которых постоянно проявляется вездесущность Бога.

Престол храма знаменует собой невещественный Престол Пресвятой Троицы

Алтарь, в середине которого стоит этот Священный стол для проведения обряда Причастия и где служат Литургию, символизирует духовное небо, место, где пребывает бесконечно блаженный Всевышний Творец. Он считается главным местом церковного сооружения, сюда разрешено вступать только священнослужители и чтецы.

Важно! Мужчины, получившие благословение архиерея, также могут оказаться в пределах алтарной зоны, женщинам проход сюда воспрещен.

Читайте о православном храме:

  • Алтарь в православном храме
  • Как правильно ставить свечи в храме
  • Почему служители тушат свечи в храме

Устройство престола

Эта Священная трапеза является важнейшей святыней христианской церкви, обителью Господа, его покрывают изящной парчовой тканью. Под каждым из алтарных столов хранятся чудотворные останки какого-либо святителя. Традиция положения мощей появилась во времена гонений на первых христиан, которые были вынуждены совершать богослужения в пещерах на гробах умерших собратьев.

Важно! Частицы святого праведника под Священной трапезой — обязательная составляющая церковного убранства, без этого проведение ритуалов становится невозможным.

На Престоле всегда находится следующая атрибутика:

  • Катасарка (в переводе с греческого «приплотие») — особым образом освященная нижняя одежда белого цвета (срачище). Этой тканью покрывают Священную трапезу до самого основания, она символизирует Плащаницу, в которую оборачивали Христово тело во время положения во Гроб.
  • Вервие — 40-метровая веревка, используемая во время освящения, с её помощью Престол опоясывают. Атрибут является символом пут, которыми связан Христос, а также той божественной силы, держащей в себе все мироздание.
  • Индития («нарядная одежда») — для христиан она представляет одеяние Славы Спасителя, Сына Божьего. Это величие присуще Богу еще до сотворения Вселенной. Слава Господа открылась апостолам после Преображения Мессии на Фаворе, до этого времени ученики сомневались в божественном могуществе Христа.

Престол располагается в центре алтаря, напротив царских врат

Изначально Священную трапезу покрывали и «нижней» и «верхней», «нарядной» тканью. Архиерей, возглавлявший церемонию, в начале церемонии носил белое одеяние (срачище), в которой усматривался афоризм на Плащаницу Спасителя. Когда же главную часть алтаря покрывали индитией, архиерей также облачался в нарядные ткани.

Важно! Во время ритуала освящения у трапезы могут присутствовать только служители церкви. Они могут пересекать алтарное пространство только по необходимости, когда же ее нет, Престол нужно обходить с восточной стороны. Из алтаря убирают атрибуты, которые можно перенести (иконы, кадила и т.п.). Это указывает на непреложность, неподвижность и твердость Божественного Закона, предметы возвращают по завершении обряда.

Дополнительные атрибуты

Это есть средоточие всего творения, это знамение Господа Вседержителя. Четыре стороны Священного стола означают части света, времена года и части суток, то есть всепоглощающую полноту. Он есть также сам Христос и Гроб, в котором покоились мощи Сына Божьего до Воскресения. Для христиан эта божественная трапеза становится знамением о смерти Мессии ради человечества и о божественной Славе Бога-Отца.

Прикасаться к престолу и проходить перед ним имеют право только священнослужители

Другие атрибуты:

  • Антиминс — Четырехугольная ткань с изображением сцены положения Сына Божьего во Гроб. Здесь же можно рассмотреть орудия Страстей, евангелистов с индивидуальной символикой, а также надпись епископа, проводившего ритуал освящения. В этот платок заворачивается губка, при помощи которой собираются остатки Даров.
  • Илитон (обертка) — шелковая ткань, символизирующая погребальную повязку на голове Спасителя.
  • Напрестольное Евангелие говорит о том, что Бог лично присутствует на богослужениях и дарует благодать.
  • Напрестольный Крест — атрибут, применяемый для освящения воды и верующих в храме, к нему же прикладываются губами.
  • Дароносица — ковчежец, где находятся необходимые для обряда чаши, ложки и сосуды для вина.

На заметку! В древности эти божественные столешницы изготавливали из дерева, они переносились из одной катакомбы в другую. В IV в. для них отвели особое место в церквях, в изготовлении стали применять камень. Иногда использовали четыре ножки, реже — одну или каменное основание. С XV столетия главная часть алтаря становится монолитной, её изготавливают в виде особой рамы с плитой сверху.

Престол в алтаре храма

Трон Храма Бога – Церковь Христа в Норт-Хайтс

Перейти к содержимому

Престол Божьего Храма

Исаия получил очень известное видение престола Божьего, во время которого ему было дано поручение проповедовать грешному Иуде ( Исайя 6 ). Большинство изучающих Библию знакомы с этой невероятной главой и с теми яркими подробностями, которые привносит в нее пророк. Однако мне интересно, не упустили ли мы ключевой компонент, который помог бы нам по-настоящему оценить почему  Исайя видит то, что видит.

Это прямо в первой строке главы:

«В год смерти царя Озии…»

Далее пророк говорит, что именно в том году произошло его видение и в нем он увидел Господа высоко и превознесенно, как Царь, чей шлейф (длинные развевающиеся одежды, которые носил бы Царь) наполнял… не дворец, а «Храм».

Престол Бога — Его Храм.

Это еще не все: слишком много ударов сразу после этих вступительных слов, трактуя упоминание о смерти царя Озии как просто хронологическую отметку, сообщая читателю, когда это видение имело место (и ничего более). Наоборот, это историческое событие имеет большое значение.

Смерть царя Озии записана в 2 Паралипоменон 26 , и обстоятельства этой смерти имеют решающее значение для понимания пророчества Исайи 6 . Озия умер прокажённым, будучи пораженным болезнью Богом в наказание за то, что он без разрешения вошел в Храм Божий. Первосвященник Азария пытался остановить его вместе с восемьюдесятью другими священниками, напоминая царю, что только сыновья Аарона имеют право входить в Храм и возжигать фимиам. Король рассердился на их смелость бросить ему вызов; ясно, что он намеревался развернуть свою власть и проникнуть внутрь. Вместо этого проказа поразила его и покрыла его тело, посылая сообщение о том, что дом Божий не должен быть осквернен.

В год, когда царь Озия умер за осквернение Дома Господня, Исайя увидел видение, в котором он посетил «престол» Бога. Где находился этот трон? В Храме. Почему видение Исайи происходит в возвышенной, небесной версии Святилища? Потому что Бог — Царь, который правит не из дворца, а из Храма. Израиль был уникален тем, что это был народ, культурным центром которого было не его правительство, а его религия. Столица страны была построена не вокруг дома Царя, а дома их Бога (истинного ЦАРЯ израильтян).

Тогда вполне уместно, что Бог пригласил Исайю в Свой тронный зал, чтобы передать пророку свое послание для проповеди, и вполне уместно, чтобы этот тронный зал напоминал святой храм, где Он принимает поклонение от Своих подданных.

Храма Божьего больше нет в Иерусалиме. Во времена Исайи в Иерусалиме его тоже не было; ему было видение не иерусалимского храма, а Небесного Престола Божия. Его просто сделали похожим на Храм, чтобы дать систему отсчета. Бог больше рукотворных храмов ( Деяния 7:48 ). Все Небеса — Его престол, а физическая вселенная — Его подножие ( Деяния 7:49 ).

Бог наказал Озию за то, что он забыл, что Престол Божий должен был быть центром его жизни.

Нам бы тоже об этом помнить.

~ Мэтью

Перейти к началу

Трон и Храм в Сионе | Реформатские изучения Библии и молитвы на Ligonier.org

27 ноября 2015 г.

БогословиеИисус ХристосДело ХристаСлужения Христа

Псалом 132:11–18

Правильное поклонение и вечная власть неразделимы, как мы узнаем из завета Бога с Давидом. Господь удалил предшественника Давида, Саула, с престола Израиля, когда Саул действовал опрометчиво и не поклонялся Богу установленным образом (1 Цар. 13:8–15). Более того, Бог подтвердил Свое отвержение Саула, когда царь не убил Агага, как он должен был (гл. 15), тем самым отражая сердце, не намеренное поклоняться Господу. Давид, с другой стороны, стал участником вечного завета с Богом из-за своей преданности поклонению Господу (2 Цар. 7:1–17). Бог обещал, что у Давида всегда будет сын на троне Израиля, что его власть будет действовать вечно.

В завете Давида мы видим взаимодействие обусловленности и безусловности в отношении царства Израиля. Конечно, Бог не был обязан избирать родословную Давида и не был обязан даровать ему вечное правление над Своим народом. Этот выбор был сделан по благодати и гарантирован милостивым решением Господа принести клятву, как показывает сегодняшний отрывок (Пс. 132:11). Тем не менее, мы также видим условные аспекты этого завета. Псалом 132:12 также говорит нам, что сыновья Давида должны соблюдать постановления завета Господа, если они хотят сесть на престол. Завет с Давидом безусловен — у Давида не может не быть сына на престоле — и в то же время он также условен — только послушный сын Давида будет сидеть на его престоле вечно.

Этот кажущийся парадокс разрешается во Христе, сыне Давида по плоти (Рим. 1:1–4). Будучи вечным вторым лицом Троицы, Его царствование обязательно вечно. Тем не менее, Иисус также наслаждался возвышением как Богочеловек до вечного царствования на престоле Давида благодаря Его совершенному послушанию заповедям Своего Отца (Флп. 2:5–11). Как человек, Иисус соблюдал завет Господа. Таким образом, мы можем быть уверены в заявлении псалмопевца о том, что избранный Богом царь будет править с Сиона, и мы будем поклоняться Ему вечно (ст. 13–18).

Пока не вернется Христос, враги будут восставать против Его правления, но их окончательное поражение неизбежно (ст. 18). Джон Кальвин комментирует: «… народ Божий никогда не будет наслаждаться таким миром на земле, чтобы полностью избежать нападений со стороны разнообразных врагов, которых сатана подстрекает для их уничтожения.

Престол в храме что это такое: Престол храма