Содержание
Президиум Верховного Суда Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации
Выполняется запрос
Президиум Верховного Суда Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации
- Организационная структура
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Доктор юридических наук, профессор
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. № 402-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Доктор юридических наук, профессор
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 554-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Доктор юридических наук
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 100-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 99-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Кандидат юридических наук
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 105-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 555-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Первый квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июля 2020 г. № 312-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Кандидат юридических наук
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. № 392-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Заслуженный юрист Российской Федерации
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 18 июня 2014 г. № 235-СФ
Член Президиума Верховного Суда Российской Федерации
Доктор юридических наук, профессор
Высший квалификационный класс судьи
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 9 июля 2014 г. № 384-СФ
Утвержден членом Президиума Верховного Суда Российской Федерации Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 20-СФ
Новости1
Заседание Президиума Верховного Суда России по вопросам экологии
Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации |
Президиум Верховного Суда Российской Федерации — Верховный Суд Российской Федерации
Прикреплённые записи:
Прикреплённые файлы:
Верховный суд РФ на портале Право.
ру
История
Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.
24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.
19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»
В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»
11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.
23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.
Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.
В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:
1) народный суд:
— в составе постоянного народного судьи;
— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;
2) губернский суд;
3) Верховный Суд РСФСР.
4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».
К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.
Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.
Верховный Суд РСФСР действовал в составе:
а) Президиума;
б) пленарного заседания;
в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;
г) судебной коллегии;
д) военной коллегии;
е) военно-транспортной коллегии;
ж) дисциплинарной коллегии.
Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.
В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.
Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.
В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.
По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.
Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.
К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.
30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.
С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.
Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.
25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.
27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.
В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.
11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».
20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.
19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.
17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.
В мае-июле 1992 года были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.
В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.
Место в судебной системе
Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.
Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.
Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.
Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.
Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.
В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.
При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.
Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.
Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.
Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.
Президиум Верховного Совета | Encyclopedia.com
Русское слово советский означает «совет». Верховный Совет, начиная с 1936 года, был до 1991 года эквивалентом парламента или конгресса в демократических странах. Он состоял из двух палат. Верхняя палата (Совет Национальностей) состояла из представителей («народных депутатов») более ста национальностей СССР; нижняя палата (Совет Союза) представляла население в целом на основе репрезентативности на душу населения. Первоначально они избирались на четырехлетний срок, затем, начиная с 1977, сроком на пять лет. С 12 декабря 1937 г. по 26 марта 1989 г. состоялось одиннадцать созывов (после одиннадцати выборов) Верховного Совета, состоявших из восьмидесяти девяти сессий. Верховный Совет собирался всего на несколько дней раз в полгода, чтобы единогласно проголосовать за программу правительства (на самом деле, Коммунистической партии). Он избрал Президиум, который был постоянным органом, имевшим больше функций; а также номинально сформированное правительство, в том числе Совет Министров СССР; избирал Генерального прокурора (обер-прокурора, приравнен к Генеральному прокурору) СССР; и назначен Верховным судом СССР.
Брежневская Конституция 1977 г. преобразовала Верховный Совет в более полноправный законодательный и контрольный орган, избираемый съездом Совета Национальностей и Советом Союза. Сам Верховный Совет назначал Совет Министров, Контрольную комиссию, обер-прокурора и избирал из своего состава Президиум.
В 1989 г. прежний Верховный Совет был преобразован в Съезд народных депутатов СССР, постоянно действующий орган с 2250 депутатами, треть из которых избирается от равноправных территорий, одна треть от национальных регионов и одна треть от общественных организаций. Пять таких конгрессов состоялись в период между 1989 и 1991 г. Из числа своих членов она тайным голосованием избрала новый Верховный Совет в соответствии с законом от 1 декабря 1988 г., который был ему подчинен. Новый Верховный Совет имел те же две палаты, что и раньше, по 266 депутатов в каждой.
Таблица №1 Dates in Office
9002 0
Руководителями Президиума были номинальные главы государств Советского Союза: Михаил Иванович Калинин (1938–1946), Николай Михайлович Шверник (1946–1953), Климент Ефремович Ворошилов (1953–1960), Леонид Ильич Брежнев (1960–1964 и 1977–1982), Анастас Иванович Микоян (1964–1965), Николай Викторович Подгорный (1965–1977), Юрий Владимирович Андропов (1983–1984), Константин Устинович Черненко (1984). –1985), Андрея Андреевича Громыко (1985–1988) и Михаила Сергеевича Горбачева (1988–1989). Большинство из них были подставными лицами, ибо власть фактически принадлежала Коммунистической партии, а органы государственной власти были ее штампами. Однако, когда Брежнев в 1977 году решил совмещать посты глав Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) и СССР (за ними последовали Андропов, Черненко и Горбачев), главы Президиума были самыми важными фигуры в Советском Союзе. В Президиуме также была должность первого помощника начальника, но эта должность была настолько незначительной, что была создана только в 1944, а затем не назначался с 1946 по 1977 год.
Работой Президиума занимались его секретари: А. Ф. Горкин (1938–1953 и 1956–1957), Н. М. Пегов (1953–1956), М. П. Георгадзе (1957– 1982) и Т. Н. Ментешашвили (1982–1989).
В зависимости от того, функционировало ли советское служебное государство (см.) эффективно или нет, секретари Президиума заслуживают большой похвалы или порицания. Они воплощали в себе меритократические принципы служебного государства, а последние двое, как грузины, олицетворяли многонациональный характер советской империи.
Время от времени пленум ЦК КПСС, Совет Министров СССР и Президиум Верховного Совета СССР собирались вместе, как это было 5 марта 1953 года с 22 до 22 часов 40 минут, когда принимали постановления об организации правительства после смерти Сталина.
Верховные Советы собирались всего несколько дней в году, а в промежутках президиум занимался своими делами. (Эти два органа были параллельны Всесоюзным съездам Коммунистической партии и Политбюро. Теоретически КПСС проводила политику, правительство ее проводило.) Согласно статье 119.Конституции 1977 г. Президиум состоял из тридцати семи членов. Председатель был номинальным ответственным; затем было пятнадцать вице-председателей, по одному от каждой республики, присутствовавших больше для украшения, чем для работы. Затем был секретарь, рабочая лошадка Президиума, и еще двадцать человек, имевших территориальные обязанности, соответствующие министерствам, управлявшим СССР. У президиума был длинный список функций, здесь можно упомянуть лишь некоторые из них. Он назначал сроки выборов Верховного Совета и созывал его заседания. Он отвечал за соблюдение правительством Конституции и за то, чтобы все законы были конституционными. У него была задача толковать законы, когда возникал спор. Президиум учредил и наградил орденами и медалями, в том числе боевыми. Он решал вопросы гражданства. Он сформировал Совет обороны и назначал и увольнял руководителей вооруженных сил. Это был орган, который мог объявить военное положение, объявить войну и мир и отдать приказ о мобилизации вооруженных сил. Он ратифицировал иностранные договоры и занимался дипломатическими вопросами. Статья 121 Конституции уполномочила Президиум создавать и распускать правительственные министерства, а также назначать и увольнять министров.
См. также: съезд народных депутатов; конституция 1977 г.; совет министров, совет; Верховный совет
Кудрявцев В.Н. и др., ред. (1986). Конституция СССР. Словарь. Москва: Прогресс.
Ричард Хелли
Государственный совет ∙ Структура ∙ Президент России
Государственный совет Российской Федерации
конституционный государственный орган, образуемый Президентом Российской Федерации
с целью координации функций и облегчения сотрудничества между
органы, входящие в единую систему государственной власти, и определяющие
основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритеты социально-экономического развития страны.
В пределах своей компетенции Государственный
Совет принимает участие в разработке стратегических целей и задач внутренней и внешней политики, формировании государственной политики социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Это облегчает
слаженное функционирование и сотрудничество между органами, входящими в состав
единой системы государственной власти, обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод граждан России.
В состав Государственного совета входят Председатель и члены Государственного совета.
Федеральный закон № 394-ФЗ «О Государственном совете»
Российской Федерации от 8 декабря 2020 г. N вступил в силу 19 декабря 2020 г.
Члены Государственного Совета по должностям
в том числе: Премьер-министр Российской Федерации, Спикер
Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации, спикер государства
Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Руководитель Администрации Президента Российской Федерации, старший
должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители
высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).
По решению Президента Государство
В состав Совета могут входить представители политических партий, представленных в Государственной Думе, и представители местного самоуправления. Другие лица также могут
входить в состав Государственного совета по решению Президента.
Президиум Госсовета формируется для решения текущих вопросов деятельности Госсовета.
Комиссии, рабочие группы и другие рабочие
органы Госсовета
Для выполнения задач и выполнения функций
Госсовета создаются комиссии Госсовета; С этой целью могут также образовываться рабочие группы и иные рабочие органы Госсовета.