Eng Ru
Отправить письмо

Эксплуатационные материалы, лекции для фзо, 2014 Автомобильные бензины. 92 бензин 5 класс


116 Лекция № 5 Автомобильный бензин. Ассортимент

План лекции

1. Ассортимент автомобильных бензинов.

2. Контроль качества и сертификация бензинов.

3. Рекомендации по применению бензинов.

4. Экология автомобильных бензинов.

1. Ассортимент автомобильных бензинов

ГОСТ Р 51105-97, веденный в 1999 г., предусматривает выпуск и классификацию автомобильных бензинов в соответствии с их испаряемостью и октановым числом, определяемым исследовательским методом.

Выпускаются следующие марки автомобильных бензинов: АИ-80 (А-76), АИ-92, АИ-95 и АИ-98. В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия» осуществляется производство неэтилированных бензинов:

1. «Нормаль-80» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 80 ед.;

2. «Регуляр-92» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 92 ед.;

3. «Премиум-95» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 95 ед.,

4. «Супер-98» с октановым числом по исследовательскому методу не менее 98 ед.

Технические требования к автомобильным бензинам по ГОСТ Р 51105-97 представлены в табл. 8. Бензин «Нормаль-80» предназначен для использования на грузовых автомобилях с карбюраторными двигателями наряду с бензином А-76 по ГОСТ 2084-77.

Дополнительное нормирование октанового числа по исследовательскому методу обеспечивает более высокое качество бензина, так как фактические значения октанового числа по исследовательскому методу бензинов А-76, вырабатываемых по ГОСТ 2084-77, находятся в пределах 74–82 ед., что в ряде случаев ниже установленной в ГОСТ Р 51105-97 нормы (не менее 80 ед.).

Неэтилированный бензин «Регуляр-92» предназначен для применения на автомобилях взамен этилированного бензина АИ-93.

Автомобильные бензины «Премиум-95» и «Супер-98» предназначены в основном для зарубежных автомобилей, ввозимых в Россию.

В России допущены к применению в составе автомобильных бензинов: метанол до 3%; этанол до 5%; МТБЭ до 15%; изопропанол до 7%; втор-бутанол до 10%; трет-бутанол до 7%.

Примерные объемы производства автомобильных бензинов в России по маркам представлены в табл. 1.

Таблица 1

Объемы производства автомобильных бензинов в России в 2002 году

Общий объем

производства млн. тонн

Доля автобензина по маркам в общем объеме, %,

АИ-80 (А-76)

АИ-92

АИ-95

АИ-98

27,3

49,2

42,3

8,2

0,3

Таблица 2

Технические требования к автомобильным бензинам

по ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002

Показатель качества

ГОСТ Р 51105-97

ГОСТ 51866-2002

Нормаль 80

Регуляр 92

Премиум

95

Супер

98

Регуляр

Евро-92

Премиум

Евро-95

Супер

Евро-98

Октановое число, не менее

- моторный метод

76,0

83,0

85,0

88,0

85,0

85,0

88,0

- исследовательский метод

80,0

92,0

95,0

98,0

95,0

95,0

98,0

Содержание свинца, г/дм3, не более

0,010

0,005

Содержание фактических смол, мг/100 см3, не более

5,0

5,0

Индукционный период бензина, мин, не менее

360

360

Массовая доля серы, % не более

0,05

0,015

Объемная доля бензола, % не более

5

1

Испытание на медной пластинке

Выдерживает, класс 1

Класс 1

Внешний вид

Чистый, прозрачный

Чистый, прозрачный

Плотность при 15 0С, кг/м3

700-750

725-780

725-780

725-780

720-775

Применение неэтилированных автомобильных бензинов, вырабатываемых по ГОСТ Р 51105-97 (табл. 3), дает возможность обеспечить выполнение норм на выбросы Евро-2 автомобилями, оснащенными каталитическими нейтрализаторами отработавших газов.

В соответствии с ГОСТ Р 51866-2002 (ЕN 228:1993) «Топлива моторные. Бензин неэтилированный. Технические условия» вырабатывают неэтилированные автомобильные бензины марок: «Регуляр Евро-92», «Премиум Евро-95» и «Супер Евро-98». Эти бензины предназначены для использования на автомобилях с бензиновыми двигателями, отвечающими требованиям Евро-3.

Технические требования по показателям испаряемости к автомобильным бензинам по ГОСТ Р 51866-2002 представлены в табл. 4.

Климатические условия на территории России таковы, что повсеместное применение бензинов с одинаковой испаряемостью нецелесообразно и практически невозможно. Поэтому по ГОСТ 2084-77 бензины подразделяли на зимний и летний.

По новому стандарту ГОСТ Р 51105-97 для более рационального использования бензины по предложению ОАО «АвтоВаз» имеют 5 классов испаряемости.

По ГОСТ Р 51866-2002 – 10 классов испаряемости (см. табл. 5), для применения в различных климатических районах.

Наряду с автобензинами для внутреннего потребления нефтеперерабатывающие предприятия вырабатывают автомобильные бензины для экспорта, которые также применяются в России. Основная масса бензина АИ-92 вырабатывается по ТУ 38.001165-2003 «Бензины автомобильные экспортные».

Таблица 3

Характеристики испаряемости бензинов всех марок

Показатели

ГОСТ Р 51105-97

К Л А С С

1

2

3

4

5

Давление насыщенных паров, кПа (мин-макс)

35-70

45-80

55-90

60-95

80-100

Фракционный состав: Температура начала

перегонки, 0С, не ниже

35

35

Не нормируется

Пределы перегонки, 0С, не выше

10 %

75

70

65

60

55

50 %

120

115

110

105

100

90 %

190

185

180

170

160

Конец кипения, 0С, не выше

215

215

215

215

215

Объемная доля остатка в колбе, %

2

2

2

2

2

Остаток и потери, %

4

4

4

4

4

Объем испарившегося бензина, %,

при температуре:

70 0С (мин-макс)

10-45

15-45

15-47

15-50

15-50

100 0С (мин-макс)

35-65

40-70

40-70

40-70

40-70

180 0С (не менее)

85

85

85

85

85

Конец кипения, 0С, не выше

215

215

215

215

215

Индекс испаряемости, не более

900

1000

1100

1200

1300

Таблица 4

Показатели

ГОСТ Р 51866-2002

К Л А С С

А

В

С и С1

DиD1

EиE1

FиF1

Давление насыщенных паров (ДНП), кПа:

не менее

не более

45

60

45

70

50

80

60

95

65

100

70

-

Фракционный состав:

Объемная доля испарившегося бензина, % при температуре:

70 0С (И 70)

20-48

20-38

22-50

22-50

22-50

22-50

100 0С (И 100)

46-71

46-71

46-71

46-71

46-71

46-71

Максимальный индекс паровой

пробки (ИПП)

ИПП = 10 ДНП + 7 (И 70)

-

-

1050

1150

1200

1250

Таблица 5

Евробензины принципиально отличаются от наших непременным выполнением пяти условий:

  1. Обязательное наличие в них моющих присадок.

  2. Ограничение содержания ароматических углеводородов (42 % для Евро-III и 30 % для Евро-IV).

  3. Жесткое ограничение содержания бензола, как главного источника канцерогенной опасности отработавших газов – не более 1 %.

  4. Ограничение содержания серы (0,05 % для Евро-II и 30 ppm (процентах и промиле для Евро-IV) (промилле - одно десятая процента или одна тысячная часть числа, 0/00).

  5. Жесткое запрещение использования всяких металлосодержащих детонаторов.

Таблица 6

Примерный компонентный состав суммарного бензина России

и регулярного бензина США

Компонент

Россия

США

Риформат

45

40,3

Бензин каталитического крекинга

16

33,0

Бутан

3

5,5

Прямогонный бензин

2,7

-

Алкилат, Изомеризат

0,5

9,4; 5,5

Легкие бензины гидрокрекинга и прямой перегонки

-

2,9

Бензины термического крекинга и коксования

4

-

Другие

4

-

Оксигенаты (этанол, метанол)

1

3,4

По ГОСТ 2084-77 выпускаются бензины марок А-72, А-76, АИ-91, АИ-93, АИ-95 зимнего (с 1 октября по 1 апреля) и летнего (с 1 апреля до 1 октября) видов (табл. 14).

Таблица 14

Основные показатели качества бензинов, выпускаемых по ГОСТ 2084-77

Перспективы развития производства товарных автомобильных бензинов связаны с увеличением доли выработки высокооктановых бензинов (92 ед. и выше по И. М.). Следует отметить, что повышение октанового числа на каждую единицу позволяет снизить расход топлива автомобилем на 1 %, т. е. при применении автобензина АИ-92 взамен АИ-80 экономия бензина составит 12 %.

В ближайшее время следует ожидать расширения ассортимента присадок к бензинам (прежде всего моющих) и повышение их эффективности, что позволит снизить вредные выбросы с отработавшими газами и повысить надежность работы и долговечность эксплуатации автомобилей.

В марке бензинов АИ-92, АИ-95 после буквенного индекса даются минимальные октановые числа, определяемые по исследовательскому методу, на что указывает заглавная буква И.

studfiles.net

Бензин, применяемый на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2105, 2107 и их модификациях

Рассмотрим основные существующие в настоящее время бензины, применяемые на автомобилях ВАЗ 2105, 2107, 2108, 2109, 21099 и их модификациях. Это АИ-80, АИ-92, АИ-95, АИ-98 и пр.

Нас будет интересовать информация о расшифровке маркировки бензинов, октановом числе и применяемость на различных двигателях.

 

Вначале несколько терминов, позволяющих понять, что к чему в обозначении бензинов и их составе.

Бензин

Самая лёгкая из жидких фракций нефти (смесь лёгких углеводородов). Используется как топливо в карбюраторных и инжекторных двигателях современных автомобилей, мотоциклов и иной техники.

Маркировка бензина

В соответствии с ГОСТ 54283-2010 в России существует единая маркировка для всех бензинов. Например,  АИ-80. Расшифровывается она так. А — бензин автомобильный, И – октановое число определено исследовательским методом. 80 – само октановое число. Также, в конце, к названию может быть добавлена ещё одна цифра – экологический класс топлива, от 2 до 5, (например, АИ-92/4). Если буквы И в маркировке бензина нет, то его октановое число определено моторным методом (А-92).

Требования к качеству выпускаемых в настоящее время бензинов определяются Техническим регламентом, принятым в 2011 году. Полное название «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту».

Исследовательский и моторный метод определения октанового числа

Исследование детонационной стойкости бензина проводят на одноцилиндровом двухтактном двигателе. При оборотах коленчатого вала 600 об/мин – исследовательский метод, при 900 об/мин – моторный. Моторный — более «жесткий» и имитирует возникновение детонации при движения на автомобиле за городом при больших нагрузках, исследовательский более «мягкий» – имитирует движение в городе на режиме малых и средних нагрузок. За основу принято полагать исследовательский метод (ГОСТ 8226).

Октановое число

Способность топлива противостоять детонации называется октановым числом. Чем оно выше, тем выше эта самая стойкость. Поэтому бензины с низким числом применяются в двигателях с низкой степенью сжатия, а с высоким октановым числом в двигателях с высокой степенью сжатия.

Детонация

Самовоспламенение топлива, до момента появления искры между электродами свечи, в условиях высокого давления (такт сжатия). Появляется при использовании бензина с несоответствующим октановым числом, неверно установленным моментом зажигания, сбитых фазах газораспределения, нагаре в камерах сгорания и на поршнях.  Определяется по характерному звону в двигателе при нажатии на педаль «газа» («пальцы стучат» — говорят автомеханики). В результате прогорают клапана, перемычки на поршнях, теряется мощность и приёмистость двигателя, повышается расход топлива и т. д.

Этилированный бензин

Для повышения октанового числа, в качестве присадки в бензин, до недавнего времени добавляли тетраэтилсвинец Pb(Ch4Ch3)4. Данная присадка делала топливо ядовитым, но детонационная стойкость его повышалась до нужного уровня. Этилированный бензин может иметь красноватый, желтоватый или синеватый оттенок, отличающий его от не этилированного. Не рекомендуется для использования в инжекторных двигателях. В настоящее время в соответствии с Техрегламентом его производство запрещено.

Неэтилированный бензин

Бензин не имеющий присадок содержащих свинец. Весь бензин выпускающийся в настоящее время согласно Техническому регламенту.

 

Бензины применяемые на двигателях автомобилей ВАЗ в настоящее время

Бензин АИ-80

Полное название «Бензин АИ-80, Нормаль». Октановое число 80, получено исследовательским методом. Согласно моторного метода, оно равно 76. Качество соответствует ГОСТ 51105-97. Класс топлива – второй. Не этилированный.

Бензин АИ-92

Полное название «Бензин АИ-92/4, Регуляр». Октановое число 92, по исследовательскому методу, 83 – по моторному методу. ГОСТ 51105-97. Не этилированный.

Бензин АИ-95

Полное название «Бензин АИ-95/4, Премиум-евро». Октановое число – 95 по исследовательскому методу, 85 – по моторному. ГОСТ 51105-97. Не этилированный.

Бензин АИ-98

Полное название «Бензин АИ-98/4, супер-евро. Октановое число 98 по исследовательскому методу, 88 – по моторному. Производится по ТУ-38.401-58-122-95, ТУ-38.401-58-127-95, ТУ-38.401-58-350-2005. Не этилированный.

 

Ещё бензины для автомобилей ВАЗ

Бензин А-92

Октановое число определено по моторному методу = 72. Соответствует ГОСТ 2084-77. В настоящее время не выпускается. Не этилированный.

Бензин АИ-76

Соответствует АИ-80. Октановое число по моторному методу = 76. Выпускался по ГОСТ 2084-77. Мог быть как этилированный так и не этилированный.

Бензин АИ-91

Соответствует АИ-92. Октановое число 82,5 по исследовательскому методу. Вырабатывался по ГОСТ 51105-97. Не этилированный.

Бензин А-92

Выпускается по ТУ 38.001165-97. Согласно ТУ 38.001165-87 в советское время шел на экспорт. Аналог АИ-92. Не этилированный.

Бензин АИ-93

Соответствует АИ-95. Октановое число по моторному методу 82,5. По исследовательскому 93. Во времена СССР, бензин с маркировкой А-93 шел на экспорт, а для внутреннего рынка он назывался АИ-93. Мог быть этилированным и не этилированным.

Еще пять статей по бензину и его применению на автомобилях ВАЗ

— Большой расход топлива карбюраторного двигателя легкового автомобиля (причины связанные с карбюратором).

— Повышенный расход топлива автомобилями ВАЗ (причины не связанные с карбюратором).

— Расход топлива автомобилями ВАЗ 2108, 2109, 21099 с карбюраторными двигателями.

— Расход топлива автомобилями ВАЗ первого семейства (ВАЗ 2101, 21011, 21013, 2102, 21021, 21023).

— Неисправности топливной системы автомобилей ВАЗ.

twokarburators.ru

Эксплуатационные материалы, лекции для фзо, 2014 Автомобильные бензины

Бензинпредставляет собой смесь углеводородов, выкипающих при температуре от 40 до 215 °С.Автомобильный бензин- жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением

Свойства и показатели бензинов, влияющие на смесеобразование

Показателями бензинов, влияющими на смесеобразование, являются плотность, вязкость, поверхностное натяжение и испаряемость.

Чем меньше плотность бензина, тем более мелкую структуру будет иметь распыленное топливо, что обеспечит лучшее перемешивание его с воздухом. Плотность различных марок бензина примерно одинакова и определяется с помощью ареометра( илинефтеденсиметра).

АИ-95-К5-Евро

Плотность при 15 оС

кг/м3

720,0

775,0

Поверхностное натяжениевсех автомобильных бензинов одинаково и при 20°С составляет 20...24 мН/м, что в 3,5 раза меньше, чем у воды. Чем меньше вязкость и поверхностное натяжение, тем меньших размеров получаются капли при распыливании топлива

Различают динамическуюикинематическуювязкости.Динамическая вязкостьизмеряется в(старая ед. измерения – Пуаз, 1 П (пуаз)= 0,1). В стандартах на нефтепродукты указывается кинематическая вязкость, которая равна отношению динамической вязкости вещества к его плотности.

Кинематическая вязкостьизмеряется в м2/с При температуре 20 °С вязкость бензина составляет от 0,5–0,7 мм2/с. (старые ед. измерения – Стокс;1 сСт(сантистокс) = 1 мм2/с). Кинематическая вязкость определяется в капиллярном вискозиметре

Испаряемость топлива.

Испаряемость– это способность вещества к переходу из жидкого состояния в газообразное. От испаряемости зависит скорость образования топливно-воздушной смеси. Испаряемость бензина оцениваетсяфракционным составом.

Фракционный состав бензинов– это содержание в них тех или иных фракций, выраженное в объемных соотношениях. Фракционный состав топлив определяют на специальном приборе (аппарат Энглера). Отмечают температуру начала перегонки tНП, конца перегонки tКП, температуры t10, t50, t90, при которых перегоняется 10, 50 и 90% объемных бензина соответственно. На рис. 2.1 представлен графики перегонки бензина, отражающие его фракционный состав, т.е. количество q перегоняемого топлива (в процентах объемных) в зависимости от температуры перегонки t.

Рисунок 2.1 - График перегонки бензина

В бензинах различают три основные фракции: пусковую, рабочую, концевую(тяжелая).

Пусковая фракцияпредставляет собой первые 10% перегонки бензина. Чем ниже температура выкипания первых 10% топлива, тем легче будет осуществлен пуск холодного двигателя. Однако при содержании особо низких фракций возникает опасность преждевременного испарения бензина и образование паровых пробок.

Испаряемость рабочей фракции(по кривой разгонки от 10 до 90%), которая по стандарту нормируется точкой t50, определяет качество горючей смеси при разных режимах работы двигателя, продолжительность прогрева, приемистость.

При снижении t50сокращается время прогрева, увеличивается приемистость автомобиля и срок службы двигателя. Повышение t50приводит к снижению ресурса двигателя, особенно при низких температурах окружающей среды.

Показатели t90и tКПопределяют содержание в бензинахтяжелых трудноиспаряемых фракций.Чем выше t90и tКП, тем вероятнее неполное испарение бензина и неполное его сгорание в цилиндрах, а это увеличивает расход бензина. Кроме того, несгоревшие частицы оседают на стенках цилиндра и смывают с них масло

Давление насыщенных паровбензина характеризует испаряемость пусковой и рабочей фракций бензина, определяет его пусковые свойства и нормируется стандартами: для летних бензинов – до 67,0 кПа, зимних – 66,7–93,3 кПа. Чем выше этот показатель, тем быстрее и полнее испаряется бензин и тем легче запуск двигателя. Причиной ограничения верхнего уровня давления насыщенных паров бензина является возможность образования паровых пробок (особенно в летний период эксплуатации), а нижнего – ухудшение его пусковых свойств.

По СТБ 1656-2011 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. БЕНЗИНЫ НЕЭТИЛИРОВАННЫЕ Технические условия»Предусмотрены 10 классов бензинов по испаряемости

Для Бензин АИ-95-К5-Евро

min

max

14

Давление насыщенных паров (VP):

для класса А

для класса В

для классов С и С1

для классов D и D1

кПа

СТБ ЕN 13016-1-2011

45,0

45,0

50,0

60,0

60,0

70,0

80,0

90,0

15

Объемная доля испарившегося бензина при 70 оС (Е70):

для классов А и В

для классов С, С1, D, D1

% (V/V)

СТБ ИСО 3405-2003

20,0

22,0

48,0

50,0

16

Объемная доля испарившегося бензина при 100 оС (Е100)

% (V/V)

46,0

71,0

17

Объемная доля испарившегося бензина при 150 оС  (Е150)

% (V/V)

75,0

18

Температура конца кипения (FBP)

210

19

Остаток в колбе

% (V/V)

2

20

Индекс испаряемости (VLI)*

(10 VP + 7 E70):

- для класса С1

- для класса D1

индекс

1050

1150

Применение классов бензинов на территории РБ

  • Рекомендуется применять бензины:

  • Класс В – в летний период (с 1 апреля по 30 сентября)

  • Класс D1 – в переходный период (с 1 по 31 октября)

  • Класс D – в зимний период (с 1 ноября по 31 марта)

Свойства и показатели бензинов, влияющие на процесс сгорания. Детонационная стойкость бензинов

Различают нормальное, детонационное и калильное сгорание рабочей смеси.

Сгорание смеси считается нормальным, если воспламенение топлива происходит от свечи зажигания, при этом оно полностью сгорает со средней скоростью распространения фронта пламени 15–35 м/с (вплоть до 60 м/с). Такое сгорание обеспечивает полное тепловыделение и плавное увеличение давления в цилиндрах.

Детонационным сгораниемназывается такое сгорание рабочей смеси, при котором кроме воспламенения топлива от искры происходит самовоспламенение отдельной его части. При этом фронт пламени распространяется со скоростью 1500–2500 м/с. Детонационное сгорание, характеризующееся неравномерным протеканием процесса, скачкообразным изменением скорости движения пламени и возникновением ударной волны.

Детонация приводит к потере мощности двигателя из-за неполноты сгорания и увеличения теплоотдачи стенкам цилиндра. При этом резко повышается температура головок цилиндра и охлаждающей жидкости, а в отработавших газах появляется дымление.

Калильное сгорание– это воспламенение рабочей смеси от перегретых деталей и нагара в камере сгорания, когда при выключении зажигания сгорание смеси не прекращается, а она воспламеняется на такте очередного сжатия.

Рисунок 2.2 – Индикаторная диаграмма основных видов сгорания в карбюраторном двигателе: а - нормальное сгорание; б, в - калильное зажигание; г – детонационное сгорание; р – давление; g- угол поворота коленчатого вала.

Фактором, влияющих на возникновение и интенсивность детонации, являетсядетонационная стойкостьтоплив.Детонационная стойкость бензиновзависит от его углеводородного состава. Ароматические углеводороды обладают наибольшей детонационной стойкостью, и самой низкой детонационной стойкостью - парафиновые углеводороды.

Октановое число- показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;

Октановое число– условный показатель детонационной стойкости бензина, численно равный процентному содержанию изооктана С8Н18, октановое число которого принято за 100, в его смеси с н-гептаном С7Н16, октановое число которого равно 0, эквивалентной по детонационной стойкости испытываемому бензину. Смеси изооктана и н-гептана различных соотношений будут иметь детонационную стойкость от 0 до 100. Например, октановое число бензина равно 80. Это значит, что данный бензин по детонационной стойкости эквивалентен смеси изооктана и н-гептана, в которой изооктана 80 %.

Методы определения октанового числа (исследовательский и моторный) отличаются режимом работы одноцилиндровой установки, на которой определяется детонационная стойкость бензинов. Режим установки, при котором определяется октановое число, помоторному методуболее напряженный (близкий к работе грузовых автомобилей), чемисследовательскийметод (близкий к работе легковых автомобилей).

Октановое число бензина, установленное по моторному методу, ниже октанового числа, определенного исследовательским методом, на 7-8 единиц.

1

Октановое число, определяемое по исследовательскому методу (RON):

- для бензина АИ-92-К5-Евро

- для бензина АИ-95-К5-Евро

80

СТБ ISO 5164

 

92,0

95,0

 

 

2

Октановое число, определяемое по моторному методу (MON):

- для бензина АИ-92-К5-Евро

- для бензина АИ-95-К5-Евро

76

СТБ ISO 5163

 

 

83,0

85,0

 

 

Установлена примерная зависимость между требуемым октановым числом бензина, степенью сжатия и диаметром цилиндра двигателя:

где ОЧ – октановое число; – степень сжатия; D – диаметр цилиндра, мм. Для увеличения степени сжатия на единицу необходимо повысить октановое число на 4–8 единиц.

Способы повышения детонационной стойкости бензинов

Первый способ- применение современных технологий получения топлив, например,каталитического крекинга, риформингаи др. Современная технология дает возможность получить базовые бензины с ОЧ 75-80 по моторному методу и 80-94 по исследовательскому методу

Второй способповышения ОЧ заключается в добавлении в базовые бензины высокооктановых компонентов, таких, какизооктан, алкилбензоли др., которые обладают ОЧ по моторному методу около 100 ед. Такие компоненты могут быть добавлены в базовый бензин до 40%, значительно повышая его детонационную стойкость.

Третьим способомповышения детонационной стойкости бензинов является добавление к нимантидетонационных присадок и октаноповышающих добавок.

В соответствии с ТЕХНИЧЕСКИМ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ТР ТС 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»

Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо). Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.

АИ-95-К5-Евро, АИ-92-К5-Евро

14

Концентрация железа

отсутствие

мг/л

ГОСТ Р 52530

Отсутствие

15

Концентрация марганца

отсутствие

мг/л

ГОСТ Р 51925

Отсутствие

16

Объемная доля монометиланилина

отсутствие

%

ГОСТ Р 54323

Отсутствие

В качестве оксигената (октаноповышающей добавки) применяется метил-трет-бутиловый эфир, спирты (этанол – до 5%)

При введении МТБЭв бензин в количестве 11% на 10–12 °С снижается температура холодного запуска двигателя. При добавке 10% МТБЭ октановое число бензинов повышается на 2,1–5,8 ед. (по исследовательскому методу), а при добавке 20% – на 4,6–12,6 ед.

Бензин АИ-95-К5-Евро, АИ-92-К5-Евро СТБ 1656-2011

13

Объемная доля оксигенатов:

- метанол

- этанол

- изопропиловый спирт

- изобутиловый спирт

%

СТБ ЕН 13132-2006

1,0

5,0

10,0

10,0

- третбутиловый спирт

7,0

Объемная доля оксигенатов:

- эфиров (5 или более атомов С)

- других оксигенатов

%

СТБ ЕН 13132-2006

15,0

10,0

Свойства и показатели бензинов, влияющие на образование отложений в двигателе

Способность жидкого топлива сохранять свой состав и свойства в процессе хранения и транспортировки называется стабильностью. Различают физическую и химическую стабильность.

Химическая стабильностьтоплива - это его способность сохранять без изменений свой химический состав.

Химическая стабильность бензинов зависит от состава и строения входящих в них углеводородов. Наиболее склонны к окислению непредельные углеводороды.

Ароматические углеводороды склонны к образованию нагара.

В результате окисления бензинов образуются растворимые органические кислоты, смолистые вещества. Содержанием фактических смол- продуктов реакций окисления, полимеризации и конденсации определяют степень осмоления бензинов.

Способность бензина сохранять свой состав неизменным при соблюдении условий перевозки, хранения и использования оценивают индукционным периодом.

Бензин АИ-95-К5-Евро, АИ-92-К5-Евро

№ п/п

Наименование показателя

Норма по

ТР ТС 013/2011 в отношении экологического класса К5

Единица измерения

Метод испытания

Предельные значения

по СТБ 1656-2011

мини-мальное

макси-мальное

6

Стойкость к окислению

мин

СТБ ИСО 7536

360

7

Концентрация смол (промытых растворителем)

мг/100 мл

СТБ ИСО 6246

5

10

Объемная доля углеводородов:

- олефиновых

- ароматических

 

не более 18

не более 35

%

СТБ ISO 22854

 

 

18,0

35,0

11

Массовая доля кислорода

не более 2,7

%

СТБ ISO 22854

2,7

12

Объемная доля бензола

не более 1

%

СТБ ЕН 12177

1,00

Коррозионные свойства топлив

Наибольшую опасность с точки зрения коррозионного воздействия представляют: вода, водорастворимые неорганические кислоты и щелочи, сернистые соединения, а также органические кислоты.

Водорастворимые неорганические кислоты и щелочиявляются электролитами. Их капельки осаждаются на поверхности металла и вызывают электрохимическую коррозию. Неорганические кислоты и щелочи могут попасть в топливо при его очистке.

Органические кислоты(нафтеновые кислоты в частности), содержащиеся в нефти, при переработке попадают в бензины и дизельное топливо.

Нафтеновые кислоты– слабые электролиты, которые обладают невысокой коррозионной активностью, что позволяет не удалять их из нефтепродуктов. Кроме того, они оказывают благоприятное смазывающее воздействие.

В соответствии с Техническим регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 указывают

экологический класс топлива -классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.

Таблица 1 – Требования к характеристикам автомобильного бензина в соответствии с ТР ТС 013/2011 подправить)

Характеристики автомобильного бензина

Единица

измерения

Нормы в отношении экологического класса

К2

К3

К4

К5

Массовая доля серы, не более

мг/кг

500

150

50

10

Объемная доля бензола, не более

%

5

1

1

1

Массовая доля кислорода, не более

%

не

определяется

2,7

2,7

2,7

Объемная доля углеводородов, не более:

%

ароматических

не

определяется

42

35

35

олефиновых

не

определяется

18

18

18

Октановое число:

-

по исследовательскому методу, не менее

80

80

80

80

по моторному методу, не менее

76

76

76

76

Давление насыщенных паров:

кПа

в летний период

35 - 80

35 - 80

35 - 80

35 - 80

в зимний период

35 - 100

35 - 100

35 - 100

35 - 100

Концентрация железа, не более

мг/дм3

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация марганца, не более

мг/дм

отсутствие

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация свинца*, не более

мг/дм3

5

5

5

5

Объемная доля монометиланилина, не более

%

1,3

1,0

1,0

отсутствие

Объемная доля оксигенатов, не более:

%

метанола* *

Не определяется

1

1

1

этанола

Не определяется

5

5

5

изопропанола

Не определяется

10

10

10

третбутанола

Не определяется

7

7

7

изобутанола

Не определяется

10

10

10

эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле

Не определяется

15

15

15

Характеристики автомобильного бензина

Единица

измерения

Нормы в отношении экологического класса

К2

КЗ

К4

К5

других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °С)

Не определяется

10

10

10

*- для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие, ** - для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.

Бензин АИ-95-К5-Евро, АИ-92-К5-Евро по СТБ 1656-2011

5

Массовая доля серы

не более 10

мг/кг

СТБ ИСО 20846

10,0

Наличие активных сернистых соединений определяют качественным методом – испытанием на медную пластинку.Если цвет пластинки после ее нахождения в бензине при температуре 50 °С в течение 3 ч стал черным, черно-коричневым или серо-стальным, значит топливо не выдержало испытания.

8

Коррозия медной пластинки

(3 ч при 50 °С)

Класс

СТБ ИСО 2160

Класс 1

Марки бензинов

В соответствии с СТБ 1656-2011 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированные бензины. Технические условия» предусмотрены следующие марки бензинов (в зависимости от октанового числа, определенного исследовательским методом, и экологического класса, определяемого содержанием серы):

АИ-92-К4

АИ-92-К5-Евро

АИ-95-К4

АИ-95-К5-Евро

АИ-98-К5-Евро

Обозначение Бензин неэтилированный АИ-95-К5-Евро СТБ 1656-2011

Автомобильные дизельные топлива

studfiles.net

Что такое бензин Регуляр 92

Бензин марки Регуляр 92 (АИ-92) соответствует требованиям ГОСТ Р 51105-97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания». Цифра в обозначении равна октановому числу, определенному исследовательским методом.

Используется в качестве топлива для карбюраторных двигателей с внутренним сгоранием, отличающихся повышенной степенью сжатия. Может применяться и для инжекторных двигателей. А также в качестве горючего материала и при производстве растворителей и парафина.

Октановое число определяет детонационную стойкость бензина — его способность нормально сгорать в цилиндрах двигателя. Высокооктановое горючее стабильнее низкооктанового. Поэтому не рекомендуют заправлять автомобиль горючим с октановым числом ниже, чем предусмотрено производителем. Это может привести к поломке двигателя — детонация вызывает его преждевременный износ.

Бензин Регуляр-92 обеспечивает хорошую защиту от детонации и плавную работу деталей двигателя. Это самая популярная марка автомобильного топлива, применяемого в России.

Существуют зимние и летние виды бензина:

  • зимний применяется круглый год в северо-восточных и северных районах нашей страны, а с 1 октября по 1 апреля — в остальных районах;

  • летний круглый год применяется в южных районах страны; с 1 апреля по 1 октября везде, кроме северных и северо-восточных районов.

Технические характеристики

Октановое число, не менее:

 

83

92

Внешний вид

чистый, прозрачный

Плотность, кг/куб.м при 150C

725-780

Концентрация:

  • марганца

  • свинца

  • железа

отсутствие

отсутствие

отсутствие

Концентрация фактических смол,

мг/100 куб.см бензина

 

5

Индукционный период, мин.,

не менее

 

360

Испытание на медной пластине

Класс 1

Концентрация серы, мг/кг, не более

  • класс 2

  • класс 3

  • класс 4

  • класс 5

 

500

150

50

10

Как видите, один из основных показателей качества топлива — содержание серы, варьируется в зависимости от его класса. Производитель в паспорте продукции должен после обозначения октанового числа указывать класс бензина, например: АИ-92-3 (топливо 3 класса) или АИ-92-5 (топливо 5 класса).

neftepromsnab.com

Характеристики бензина

Автомобильный бензин высокого качества. Содержит антидетонационные присадки. Самая распространенная марка бензина в крупных городах РФ и Украины. Бензин производят этилированный с содержанием свинца не более 0,15 г/л и неэтилированный с содержанием свинца не более 0,013 г/л. Содержание серы — не более 0,05%. Плотность — не более 0,77 г/смА-923. Октановое число по моторному методу — 83, а по исследовательскому методу — 92. По качеству близок к европейской марке «регулар» и азиатской 92RON, но содержит на 30% больше свинца.

Бензин Аи-92 применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, при производстве парафина, чистке тканей (растворяет жиры), как горючий материал, как растворитель.

Изготавливают его в двух видах - зимний и летний:

  • зимний - для применения в течение всех сезонов в северных и северо-восточных районах, а в остальных районах с 1 октября до 1 апреля;

  • летний - для применения во всех районах, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля до 1 октября; в южных районах допускается применять летний вид бензина в течение всех сезонов.

Бензин АИ-92 содержит смесь углеводородов различного строения в виде бесцветной жидкости с пределами кипения 33-205°С.

Компонентный состав бензина аи-92 зависит, в основном, от его марки и определяется набором технологических установок на нефтеперерабатывающем заводе.

 Технические характеристики

Марка Аи-92
Октановое число, не менее: моторный метод 82,5
Октановое число, не менее: исследовательский метод 91,0
Содержание свинца, г/дм3, не более 0,010
Содержание марганца, мг/дм3, не более 18
Содержание фактических смол, мг /100 см3, не более 5,0
Индукционный период бензина, мин, не менее 360
Массовая доля серы, %, не более 0,05
Объемная доля бензола, %, не более 5
Испытание на медной пластине Выдерживает, класс 1
Внешний вид Чистый, прозрачный
Плотность при 15 °С, кг/м3 725-780

esconn.ru

Бензин Регуляр-92 (АИ-92-К5)

Регуляр-92 — одна из самых популярных марок бензина, распространенных в России. Это топливо отлично подходит для карбюраторных и инжекторных двигателей, а также Регуляр-92 используют при производстве парафина и растворителей.

Характеристики:

  • октановое число, рассчитанное по исследовательскому методу — 92,6;
  • отсутствие в составе монометиланилина — присадки, вредной для экологии и здоровья человека;
  • наивысший экологический класс топлива — К5;
  • отсутствие присадки в виде марганца, который разрушает топливную систему и наносит вред окружающей среде;
  • предел кипения от +33° до +205°С;
  • зимний и летний вид бензина, подходящего для разных районов и разных сезонов.

Соответствие стандартам качества:

  • технический регламент Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»;
  • Постановление Правительства об утверждении технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ».

Сотрудничество с ООО «ЮНИТРЕЙД» — это:

Выполнение всех договорных обязательств, даже при изменении конъюктуры рынка

Полный контроль логистических схем

Соответствие продукции ГОСТам и ТУ заводов-производителей

Поставка продукции напрямую с заводов-производителей, наши партнеры – крупнейшие вертикально-интегрированные компании России

Беспрерывная работа и немедленное реагирование на запрос Клиента

Регулярный анализ и прогнозирование рынка нефтепродуктов

unitreid-group.com

Какой бензин лучше - 21 Ноября 2011

Каким бензином лучше заправлять свой автомобиль? 92, 95, 98? Разберемся…

На что рассчитан двигатель

Современные моторы автоматически выставляют зажигание, и часто в инструкции написано, что можно заливать и 95-й, и 92-й бензин.

Двигатели со степенью сжатия 10 и менее рассчитаны на бензин с октановым числом 92. Если у Вас двигатель  со степенью сжатия 10,5-11, то ему положен 95-й.

Степень сжатия можно узнать в документации к Вашему авто или поискать в интернете.

Если «у Вас» степень сжатия 10, но двигатель на фирменном 95-м бензине все равно детонирует (в народе говорят «стучат пальчики»), то проверьте регулировку клапанов – у современных машин отсутствуют гидрокомпенсаторы в приводе клапанов. Детонация очень вредна двигателю, приводит к его разрушению. Или все равно заливайте 95-й – детонации будет меньше.

Журнал «Авторевю» провел тест и выяснил, что современные двигатели, которые могут работать и на 92-м, и на 95-м бензине в активном городском режиме эксплуатации намного экономичнее на 95-м – мотор на нем мощнее, и расход денег на 95-м получается меньше, чем на 92-м.

Если у Вас двигатель с турбонаддувом или спортивный высокофорсированный, то ему положен только 98-й бензин. Такие двигатели высоконагруженные и с небольшим запасом прочности, поэтому даже кратковременная детонация может привести к разрушению поршней, к задирам и прочее…

На что рассчитана система выхлопа

На это обычно внимания не обращают, но на самом деле это очень важно. Выход из строя катализатора приводит не только к потере денег на его замену или вырезание, но и опасен тем, что у некоторых двигателей при разрушении катализатора керамика засасывается в цилиндры, и происходит износ двигателя и последующий его капремонт.

Современные машины все Евро 4 или даже Евро 5. А в этом случае какой бензин лучше?

В РФ бензин по своим качествам делится на классы. Класс 3 бензина означает, что по международным нормам это  бензин Евро3. Такой бензин содержит много крайне вредных для катализатора примесей, в первую очередь серу до 150 мг\кг.

Двигатели Евро 4 рассчитаны на содержание серы до 50 мг\кг – на бензин стандартна Евро 4, или по-российски на бензин  4 класса.

Такой бензин производится только ведущими нефтяными заводами. Класс бензина можно узнать на заправке – это открытая информация, «Паспорта Качества» на бензин «висят» в специальном уголке.

Как я выяснил, в районе города Горячий Ключ Краснодарского края, у Роснефти даже 95 бензин 3-го класса, т.е. Евро 3.

У ЛУКОЙЛа здесь бензин и 92-й, и 95-й - 4 класса, и он идеально подходит машинам Евро 4.

Другие заправки я не рассматривал – найти качественный бензин на небрендовых заправках маловероятно.

У меня машина Тойота Хайлендер , двигатель 2AZ-FE 2,4 литра, по октановому числу вполне довольствуется  92-м, (степень сжатия 10, при езде - не стучит, мощности в спокойном регионе (не Москва) вполне хватает),  а  92-й  бензин с ЛУКОЙЛа  4 класса (Евро 4) не навредит моему катализатору.

В США, как мне удалось выяснить, аналог нашего 92-го - бензин Regular, имеет очень мало серы – около 20 мг\кг, т.е практически Евро 5.

На что рассчитана система впрыска

Сейчас много машин с экологичной системой  непосредственного впрыска топлива под высоким давлением. Разные производители называют эти системы по-разному – у Тойоты - это D4, у Фольцвагена — FSI и пр.

Такие системы впрыска требуют бензин Евро 5, причем в нем обязательно должны быть моющие присадки. У ЛУКОЙЛа такой бензин называется ЕКТО.

Октановое число таким двигателем требуется 95-е.

Если у Вас в регионе такого бензина не продают, то можно заливать простой фирменный 95-й, но раз в 30-40 т. км надо обязательно промывать на СТО специальными жидкостями систему непосредственного впрыска. Не многие автосервисы умеют это делать (именно D4 и FSI,  а не простой инжектор), ищите специалистов. Если не промывать профилактически, то через 80-100 т. км форсунки забьются намертво, скорее всего, отмыть их не удастся, и их придется менять – а цена одной до 700 долл., и их 4-6 штук.

Либо надо постоянно лить в бак высококачественные добавки – очистители с первых дней жизни машины.

 

На что рассчитано масло в Вашем двигателе

Современные синтетические моторные масла «элитного» уровня  очень чувствительны к качеству бензина, к его экологичности. Повышенное содержание серы в бензине приводит к сильному снижению щелочного числа масла, к потерю маслом своих смазывающих свойств. (Подробнее здесь. )

Поэтому если у Вас машина гарантийная, и Вам дилер заливает в двигатель то, что считает нужным, лучше перестрахуйтесь, и заправляйтесь бензином Евро 4 – только тогда масло гарантированно прослужит свой срок.

 

Успехов!

Влад Лиходиевский

lihomobil.ru

2011 год.

lihomobil.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта