Eng Ru
Отправить письмо

Альтернативная котельная. Альтернативная котельная это что


Принцип «альтернативной котельной»: за и против

Минэнерго планирует проект по переводу городов на альтернативный способ подсчета тарифа на отопление. Законопроект об «альтернативных котельных» внесен в Госдуму, и будет рассмотрен уже в этом году. Эксперты ожидают роста цен на теплоэнергию, разработчики проекта уверены в его успехе.

Концепция «альтернативной котельной»

Для функционирования новой методики в городах создадут единую теплоснабжающую организацию (ЕТО). Именно она возьмет ответственность за поставку тепла и качество услуг. Для ЕТО установят потолок тарифов: он будет рассчитываться по схеме «альтернативной котельной».

Смысл концепции в том, что цена за отопление не будет превышать стоимость тепла при эксплуатации местной котельной. Другими словами, потребитель не должен отдавать за тепло больше, как если бы он оплатил стоимость строительства котельной и ее эксплуатации. Уже в сравнении регион сможет понять, что ему выгоднее: продолжить покупать тепло у ТЭЦ или построить собственную котельную.

Внедрение данного метода рассматривается Минэнерго как реформирование отрасли, необходимость которого назрела давно. Переход на новую схему расчета с созданием ЕТО и разработкой долгосрочных тарифов должен решить кризис в энергетической отрасли.

Ценовые пределы тарифов будут определены индивидуально для каждого региона, в зависимости от различных факторов:

  • климатической зоны;
  • сейсмических особенностей местности;
  • вида топлива, преобладающего в местной системе теплоснабжения;
  • средней этажности жилых домов;
  • расстояния для транспортировки тепловой энергии.

Экономия и развитие

По мнению разработчиков, новая методика расчета цен защитит потребителя от переплат и улучшит качество производства и передачи тепла. Система вынудит поставщика к конкуренции, заставит быть продуктивнее и выгоднее наиболее эффективной «альтернативной» котельной, а также не позволит повышать стоимость теплоснабжения.

Заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко утверждает, что расчет по принципу «альтернативной котельной» не означает обязательный рост тарифов. По словам Кравченко, идея такой модели призвана изменить саму систему отношений в отрасли теплоснабжения. Одна из основных целей проекта – обновить производственные фонды, для чего необходимо привлечение в сферу долгосрочных инвестиционных проектов.

Внедрять новую модель начнут с крупных городов, после планируют распространить ее на всю страну. В Минэнерго уже есть список городов, подходящих для участия в пилотном проекте: это Екатеринбург, Норильск, Киров, Оренбург, Пермь и Ижевск. Чтобы попасть в список, нужно соответствовать определенным условиям: вырабатывать основной объем тепла на ТЭЦ, иметь единую теплоснабжающую организацию и утвержденную схему теплоснабжения. Изменения в указанных городах ожидаются с 2017 года.

Критика проекта

Эксперты отрасли не так воодушевлены новой системой, как разработчики в Минэнерго. Основные их опасения касаются экономической составляющей: переход на концепцию «альтернативной котельной» на первом этапе приведет к значительному росту тарифов в некоторых субъектах. Если после расчетов по новой схеме цена за отопление в регионе уменьшится, то в проигрыше останется поставщик. В случае же увеличения стоимости услуг, генерирующие компании выиграют, тогда как население ощутит значительный рост.

Согласно новой методике расчета тарифы увеличатся следующим образом:

  • Казань – на 78%,
  • Новосибирск – на 63%,
  • Омск – на 61,6%,
  • Челябинск – на 46%,
  • Волгоград – на 42%,
  • Екатеринбург – на 40%,
  • Уфа – на 28%,
  • Ростов-на-Дону – на 15,6%,
  • Нижний Новгород – на 3,5%.

Создатели проекта отмечают, что новая концепция не внесет изменений в нынешнюю систему субсидирования. Это означает, что скачок цен на отопление будет компенсироваться из бюджета на местах. Власти регионов также опасаются роста тарифов для населения, поскольку им придется искать дополнительные средства для субсидирования.

реформа жкх, отопление

27.04.2016, 6526 просмотров.

zavodtriumph.ru

«Альтернативная котельная» безальтернативна

Для решения проблем в теплоснабжении других вариантов, кроме внедрения «альтернативной котельной», нет. К такому выводу пришли участники конференции «Теплоэнергетика в поисках инвестиций», которая была организована медиахолдингом РБК в Москве 8 декабря 2015 года. Одним из спикеров пленарного заседания, посвященного привлечению инвестиций в отрасль, стал генеральный директор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов.

В обсуждении темы принимали участие заместитель Министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, заместитель директора департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков, генеральный директор «Т плюс» Борис Вайнзихер и другие участники рынка.

Все выступающие отметили тяжелое положение тепловой отрасли из-за недофинансирования и необходимость срочного привлечения инвестиций. По словам Михаила Кузнецова, производство и распределение тепла – на сегодняшний день последняя отрасль, которая не живет по законам рынка. Переход к методу регулирования по принципу альтернативной котельной мог бы устранить данный пробел.

С необходимостью внедрения «альтернативной котельной» согласен и представитель Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. По его мнению, это единственный вариант из существующих сегодня, который мог бы привлечь инвестиции в теплоснабжение. «Этот метод простой и понятный», – подчеркнул он.

Как утверждают представители профильных министерств Вячеслав Кравченко и Дмитрий Вахруков, главная задача ресурсоснабжающих организаций в сегодняшних условиях – это повышение внутренней эффективности. В то же время участника рынка отмечают, что существующая на данный момент система тарифообразования «Затраты плюс» стимулируют не к повышению эффективности, а наоборот к увеличению издержек, так как больший тариф получают те, кто больше тратит. Такая ситуация вытесняет с рынка высокоэффективные ТЭЦ котельными с более высокими тарифами. Внедрение новой модели рынка может устранить данный перекос и обеспечить, с одной стороны,  более справедливые условия для когенерации, а с другой стороны, обеспечить некие гарантии инвестиций.

Несмотря на общее единство участников процесса в признании необходимости «альтернативной котельной» его внедрение до сих пор не началось. Михаил Кузнецов отметил, что несмотря на то, что метод альтернативной котельной – это крайне простой метод регулирования, настолько, что его можно объяснить любому за 15 минут, тем не менее он обсуждается уже два года. По его словам, уже сегодня более 30% субъектов регулирования имеют тариф выше уровня альтернативной котельной, через еще 4-5 лет обсуждений таких субъектов уже будет 60-80%.

Генеральный директор СГК уверен, в ближайшие несколько лет государству придется решить проблемы в теплоснабжении, даже если это не будет сделано поступательно и добровольно, рано или поздно кризис в отрасли приведет к необратимым последствиям, после которых игнорировать вопросы рынка тепла будет невозможно. В пример он привел, активизацию реформы электроэнергетики после блэкаута в Москве в 2005 году.

Участники дискуссии сошлись во мнении, что если нет возможности повышать цены на тепловую энергию, нужно как минимум обеспечить гарантии.  Производители тепла должны быть защищены. Только так можно обеспечить приток инвестиций в отрасль.  

sibgenco.ru

Альтернативная котельная – Telegraph

Алексей Макрушин, Ассоциация "ЖКХ и городская среда"

Идея, лежащая в основе методики «альтернативной котельной», проста и не лишена изящества. Тепло – это универсальный товар (в отличие от той же воды, которая в разных городах имеет разный состав), а его производство и транспортировка осуществляются достаточно стандартными способами. У цены тепловой энергии есть естественный ограничитель – стоимость производства тепла самим потребителем, с использованием своей котельной или другими способами. Здесь, правда, уже есть некоторая условность, поскольку разные потребители имеют разную стоимость тепла – но если взять достаточно маленького потребителя, обеспечить его котельной на 10 МВт, подключением к газу, тепловыми сетями, то можно посчитать цену тепловой энергии, по которой ее могут получать более-менее все. Собственно, расходы на строительство этой инфраструктуры, производство тепла, потери, содержание инфраструктуры и определяют цену на тепловую энергию, которая называется ценой «альтернативной котельной». Тариф на тепло не должен быть выше этой цены, поскольку тогда дешевле построить полностью новую инфраструктуру и получать тепло по цене «альткотельной». Пока все просто. 

Следующий шаг в рассуждении – имея цену альтернативной котельной, можно полностью отказаться от регулирования рынка тепла, следя только за тем, чтобы тариф не превышал тариф альтернативной котельной. С этим тезисом уже сложнее. Сначала о бонусах – нет регулирования, это супер, по идее это должно привести к росту инвестиций. Контроль осуществляется только за надежностью поставки тепла и соблюдением технических параметров. Разумный тепловик имеет все возможности избежать ухода потребителей на собственную генерацию тепла, договорившись с ними о более низкой цене (здесь, правда, неясно как ФАС будет смотреть на ситуацию, когда монополист предлагает разным потребителям свой товар по разным ценам). 

Вопросов больше – на некоторые ответы очевидны, на некоторое ответов нет, но я бы предпочел, чтобы читатель сам над ними задумался, без моих подсказок. Если себестоимость производства тепла ниже (например, за счет ТЭЦ или уже имеющейся хорошей инфраструктуры), почему потребитель должен платить за тепло по цене альткотельной? Как вообще потребитель, тот же многоквартирный дом, будет договариваться о цене с монополистом? Если теплоснабжающая организация будет зарабатывать хорошую маржу между ценой альткотельной и себестоимостью теплоснабжения, будут ли эти средства добровольно направлены на инвестиции? Вообще, если тариф на тепло не зависит от величины инвестиций, сколько будет инвестировать частная теплоснабжающая компания? А что, если сам тариф альткотельной посчитан неправильно – например, в силу особенностей города требуется много сетей или есть большие перепады высот, приводящие к большим расходам на перекачку теплоносителя? Там, на самом деле, есть ошибка, но в другую сторону - инфляция в методике расчета тарифа альткотельной учитывается два раза...

Настоящий ад, однако, начинается дальше. Представим теперь себе, что в системе теплоснабжения несколько игроков – ТЭЦ, получившая статус единой теплоснабжающей организации (ЕТО), муниципальные сети и частные котельные (для тех, кто не в курсе – ЕТО собирает деньги со всех потребителей и из них оплачивает услуги поставщиков тепла и сетей). Конечный тариф у потребителя, по которому работает ЕТО, определен. Внимание, вопрос: по какой цене ЕТО покупает тепло у других котельных и сколько платит за его транспортировку? Правильный ответ – по договорной. Если не договорились, для сетей ЕТО берет старый тариф и индексирует его (прощайте инвестиции в сети), а с цену тепла других источников определяет нет, не регулятор, а суд. Станет ли ЕТО в таких условиях «отжимать» других поставщиков, вопрос риторический. А если муниципалитет решил передать сети в концессию, как будет формироваться цена на транспортировку тепла? Какие гарантии и стимулы к инвестициям есть у других организаций, кроме ЕТО? Что будет делать нормальный российский бизнесмен, имея фиксированный денежный поток – выводить прибыль или выделять в структуре тарифа дополнительные средства на инвестиции в муниципальные сети?

Что в итоге? Если в централизованной системе теплоснабжения работает одна организация, то тариф альткотельной мог бы быть хорошим решением, за исключением того, что инвестиции – это добрая воля поставщика тепла или результат договоренности при переходе на альткотельную. Есть, правда, еще проблема с намечающимся быстрым падением полезного отпуска и прямым сокращением выручки организации - в этих условиях фиксации тарифа может оказаться смерти подобна. Ну а в системах, где несколько организаций, прежде чем пыль рассеется, нас ждут суды и скандалы. И далеко не факт, что победу в них одержит ЕТО, с которым будут судиться не только другие поставщики, но и ушлые потребители, считающие, что тариф выше себестоимости – это грабеж населения. 

В длящихся семь лет дискуссиях уже сожжено огромное количество времени и сил, но аргументы не услышаны, и сейчас идет вялое принятие документов в редакции, предложенной авторами реформы. Десятки документов, сотни страниц текста, месяцы и годы согласований. Есть ли альтернатива этим решениям? Конечно. Но об это в следующий раз. 

telegra.ph


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта