Eng Ru
Отправить письмо

Это называется альткотельная. Отопление в Екатеринбурге экспериментально подорожает. Альткотельная что это


Регионам дали 10 лет на «альткотельную»

Комиссия по законопроектной деятельности правительства РФ одобрила проект новой модели рынка тепла. Ожидается, что в ближайшее время документ будет рассмотрен на заседании кабмина, после чего его внесут в Госдуму РФ. Законопроект предполагает кардинальное изменение метода регулирования тарифов на тепло, в частности, используя принцип так называемой «альтернативной котельной». Метод «альткотельной», уточним, предполагает введение максимальной стоимости тепловой энергии, исходя из стоимости выработки одной гигакаллории на предполагаемой идеальной котельной с учетом стоимости транспорта и климатических условий конкретного региона. Согласно корректировкам, внесенным в проект документа, региональные органы власти получили значительно больше полномочий при переходе к новой системе, в том числе по минимизации тарифных последствий.

«Предельный уровень цены на тепловую энергию, устанавливаемый впервые, может быть утвержден ниже уровня цены «альтернативной котельной». В этом случае предельный уровень цены поэтапно доводится до предельного уровня, соответствующего цене «альтернативной котельной», в соответствии с графиком, утверждаемым однократно без последующих изменений высшим должностным лицом субъекта федерации на срок не более 5 лет, а в случаях, установленных правительством России, – на срок не более 10 лет», – говорится в официальном сообщении кабмина.

В то же время проект документа предусматривает повышение ответственности единой теплоснабжающей организации (ЕТО). В целях контроля за деятельностью ЕТО вводится новый вид муниципального контроля за выполнением инвестиционных планов, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения. Предусматривается, что целевая модель будет внедряться поэтапно на территории отдельных поселений и городских округов. При внедрении целевой модели в ценовых зонах теплоснабжения предусматривается переходный период.

«Предлагаемые изменения системы ценообразования и системы отношений в сфере теплоснабжения позволят создать необходимые условия для мотивации участников рынка теплоснабжения инвестировать в повышение эффективности систем теплоснабжения, в том числе в увеличение доли комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Это, в свою очередь, приведет к созданию рабочих мест в таких отраслях экономики, как добыча и переработка полезных ископаемых, строительство, машиностроение и металлообработка, приборостроение, и в других», – считают чиновники.

Напомним, что одной из пилотных территорий, где будет обкатан метод «альткотельной», станет Екатеринбург. Предварительные договоренности между владельцем местных тепловых сетей ПАО «Т Плюс» и региональным правительством уже достигнуты, и стороны ждут только принятия соответствующих поправок в ФЗ «О теплоснабжении». Главным опасением потребителей относительно новой модели рынка тепла является значительный рост тарифов. Дело в том, что в большинстве регионов действующий тариф на тепло оказывается сильно ниже уровня «альткотельной», что могло привести к его одномоментному повышению. Судя по всему, эти опасения были учтены и отражены в проекте закона как переходный период. К прочему, в качестве пилотных регионов изначально выбирались субъекты, где тарифные последствия будут минимальны.

Об этом заявлял и гендиректор ПАО «Т Плюс» Борис Вайнзихер во время визита в Екатеринбург. Топ-менеджер, в частности, отметил, что разница между действующим тарифом и возможным уровнем «альткотельной» в Екатеринбурге невелика и может сравняться с ней в течение ближайших 5 лет. В то же время, по словам Бориса Вайнзихера, даже при сильной разнице двух этих показателей одномоментного скачка тарифа до уровня «альткотельной» не произойдет. Повышение будет проходить поэтапно. Между тем пока в компании не могут назвать даже приблизительных показателей изменения тарифа, ссылаясь на отсутствие каких-либо конкретных методик, позволяющих сделать эти расчеты.

Гендиректор ПАО «Т Плюс» Борис Вайнзихер

Ранее вице-премьер Аркадий Дворкович озвучивал, что в 60% поселений уже сегодня тариф выше, чем предварительная альтернативная цена. Следовательно, возможно будет заморозить существующий тариф и не индексировать его в последующие годы в 60% поселений России. В остальных тариф пока ниже, и там определенный рост тарифа продолжится. В большинстве случаев эта динамика будет в пределах инфляции или плюс один процент к инфляции, в ряде случаев – плюс 2-4 процента сверх инфляции.

Участники рынка в свою очередь называют реформирование отрасли и введение долгосрочных тарифов единственным вариантом снижения катастрофического износа сетей и генерирующего оборудования. Согласно исследованиям «Фонда энергетического развития», наиболее критичными, с точки зрения выработки ресурса ТЭЦ, являются регионы УрФО, где к 2020 году 48% мощностей ТЭЦ (около 7 ГВт) достигнут паркового ресурса, а также Южного и Приволжского федеральных округов. При этом наиболее проблемными в этом плане являются Свердловская и Тюменская области, где к 2020 году доля выработки паркового ресурса достигнет 52 и 64% соответственно.

По мнению директора фонда Сергея Пикина, вероятнее всего, окончательное принятие законопроекта, вопреки ожиданиям генераторов, состоится только после избрания нового созыва Госдумы РФ. Это, в свою очередь, значительно отложит старт работы новой модели рынка тепла.

«Утверждение правительственной комиссии – это только незначительная часть работы, предстоят еще большие баталии в регионах. Именно на уровне регионов могут быть попытки не допустить принятия закона. В разных субъектах зачастую кардинально различные ситуации. Аварийность нарастает с каждым годом, а средств по методу затраты плюс зачастую не хватает даже на ремонты. Если власти будут тормозить этот процесс – в регионах с наибольшим износом оборудования могут произойти серьезные инциденты. Пока обсуждение документа шло на уровне ведомств внутри правительства. После внесения в думу подключатся регионы, депутаты нового созыва, и начнется длительный процесс пересчета прогнозных данных, рисков и прочего», – полагает Сергей Пикин.

По мнению собеседника «Правды УрФО», повсеместно запустить новую модель рынка тепла в лучшем случае удастся не раньше 2018 года, однако на пилотных территориях она может заработать уже в следующем году.

«Правда УрФО» продолжит следить за развитием событий на рынке.

pravdaurfo.ru

Это называется альткотельная. Отопление в Екатеринбурге экспериментально подорожает - Новости

Федеральные власти выбирают города для внедрения пилотного проекта расчета платы за тепло. В этих муниципалитетах со следующего года начнут считать тарифы по новой модели — по принципу «альтернативной котельной». Этот принцип определяет минимальную цену тепловой энергии для потребителей, которая окупает строительство новой котельной, альтернативной централизованному отоплению.

Среди условий для одобрения на «пилот» — выработка основного объема тепла на ТЭЦ, наличие единой теплоснабжающей организации и утвержденная схема теплоснабжения. Под эти технические требования попадает Екатеринбург. В Минэкономразвития подтвердили «Газете.Ru» существование подобных планов, заметив, что внедрять новую модель планируется с крупных городов, а потом распространить на всю страну.

В компании «Т Плюс» (входит в группу «Ренова» Виктора Вексельберга), которая обслуживает в том числе Екатеринбург, сообщили, что уже подготовили список городов для утверждения в Минэнерго. Сейчас энергетики ведут переговоры с властями регионов.

В Сибирской генерирующей компании уверены, что переход в отдельных регионах на новую схему приведет на первом этапе к росту тарифов.

«Внедрение модели приведет к тому, что регионы окажутся в одной из двух групп. В первую попадут такие, где в настоящее время тариф находится на меньшем уровне, чем при расчете по методу «альтернативной котельной». В этом случае генерирующие компании, возможно, выиграют, но потребители проиграют. Обратная ситуация сложится в регионах, где в настоящее время текущий уровень тарифов выше, чем по методу «альткотельной», — цитирует издание заместителя гендиректора «Газпром энергохолдинга» Павла Шацких.

Власти регионов, в свою очередь, опасаются роста тарифов для конечного потребителя, а также ситуации, при которой им придется искать дополнительные средства для субсидирования тарифов для населения.

66.ru

«Ъ»: Правительство согласовало новую модель регулирования на рынке тепла / Экономика и управление / РосТепло.ру

Реформу теплоснабжения растянули до 2023 года. Как стало известно «Ъ», правительство наконец согласовало новую модель регулирования на рынке тепла. Но из-за опасения слишком быстрого роста цен государство растянуло срок ее введения до 2023 года. Кроме того, при переходе к новому механизму, более привлекательному для инвесторов, потолок роста тарифов ограничится 5% в год. Участники рынка в целом оказались удовлетворены реформой, но предупреждают, что сдвиг сроков может затянуть модернизацию теплоснабжения.

Правительство определилось с внедрением новой модели тарифного регулирования на рынке тепла: 12 августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича были урегулированы разногласия между Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Минэкономики и Минэнерго, следует из его протокола (копия есть у «Ъ»). Это «Ъ» подтвердили в Минэнерго, предлагавшем модель. В Минэкономики заявили, что решения соответствуют первоначальной позиции ведомства, в ФСТ не ответили на запрос «Ъ».

Суть новой модели в том, что в крупных городах назначают единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), отвечающую за всю цепочку доставки тепла потребителю. Для ЕТО фиксируется потолок цены на тепло, определенной по принципу альтернативной котельной (стоимость тепла от собственной генерации потребителя). Если тариф ниже этого уровня, его повышают за несколько лет, если выше — замораживают. Цель новой модели — привлечь инвесторов в отрасль, где износ достигает критического уровня, а потребители уходят от центральной системы теплоснабжения на собственную генерацию.

Основной проблемой при переходе к альткотельной был резкий рост тарифов в большинстве регионов (в среднем по стране на 26%, по оценкам Минэнерго). Министерство изначально предлагало растянуть рост тарифов до 2016-2017 годов, но в мае заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко уже говорил, что переход затянется до 2020 года. Против выступала ФСТ: по ее расчетам, в некоторых случаях тариф вырастет на 400-700%. На совещании согласовали компромисс: модель будут внедрять поэтапно с 2015 до 2023 года, сказала «Ъ» представитель Аркадия Дворковича, надо избежать рисков существенного роста цен, поэтому по каждому региону решение по срокам будет приниматься отдельно. Эти решения будут принимать муниципалитеты, следует из протокола. Если при переходе к цене альткотельной ожидается рост тарифов более чем на 5%, то муниципалитеты составляют график перехода со сроком окончания не позднее 31 декабря 2022 года, поясняют в Минэнерго.

Но министерство хотело, чтобы альткотельная была единственным методом регулирования, это отстоять не удалось. ФСТ и ФАС настаивали на сохранении нынешних методов, в том числе метода «затраты плюс». В итоге правительство допустило их использование до конца переходного периода: тарифы будут регулироваться посредством индексации темпом, установленным в графиках. «Если альткотельная будет лишь одним из методов, то муниципалитеты, которые недотарифицированы, выберут альткотельную, а те, где тариф выше, выберут другие методы и таким образом поднимут тариф»,— пояснял глава «Фортума» Александр Чуваев.

У НП «Совет производителей энергии» (объединяет крупную генерацию) нет возражений по механизму перехода к альткотельной. «Существующей ситуацией в теплоснабжении недовольны все: и бизнес, и потребители, и государство,— замечает директор НП Игорь Миронов.— C переходом на регулирование по методу альткотельной крупные потребители тепла смогут рассчитывать на справедливую цену без доплаты за население, избавившись от перекрестного субсидирования». Но отсрочкой энергокомпании недовольны: в подконтрольной ОНЭКСИМу «Квадре» признают, что увеличение сроков перехода затянет модернизацию отрасли. А при наличии других тарифных методов, кроме альткотельной, в регионах выберут тот, при котором тариф будет меньше, считают в компании. В «КЭС-Холдинге» Виктора Вексельберга называют срок запуска модели «одним из наиболее критичных параметров для инвесторов» и замечают, что его сдвиг — «сильный негативный сигнал для отрасли». Срок до 2020 года был «разумным компромиссом между ожиданиями бизнеса и позицией регуляторов», считают в «КЭС-Холдинге». В Минэнерго признают, что из-за сдвига срока инвестрешения «могут быть более растянуты во времени».

Анастасия Фомичева, Газета «Коммерсантъ» №150 от 25.08.2014, стр. 7, www.kommersant.ru/doc/2552155

www.rosteplo.ru

Альтернатива старым котлам - Журнал Эксперт-Сибирь

С нового года вступили в действие поправки в закон о теплоснабжении и регулировании цен на теплоносители

Фото: ZR-PHOTONOMY.R

Речь идет о такой новации, которая предполагает новые правила рынка и которую назвали «альтернативной котельной». Термин кажется сугубо отраслевым, однако он полностью отражает суть нововведения. В основе методики так называемой «альтернативной котельной» лежит принцип экономической целесообразности. По сути метод стал продолжением реформы тепло­энергетического комплекса, подчеркивают аналитики и игроки рынка.

 

Кому выгодно

В середине прошлого года после нескольких лет дебатов и обсуждений были приняты поправки в федеральный закон о теплоснабжении, которые позволяют устанавливать новый порядок формирования цен на услуги теплоснабжения. Новелла предусматривает, что государство устанавливает предельные цены на тепло для конечного потребителя.

Но есть одна существенная деталь — методика может быть внедрена в конкретных регионах поэтапно. И самое главное — по инициативе самих субъектов федерации.

Основной страх перед новой методикой у экспертов и политиков до сих пор, как кажется, не «нейтрализован» — а не приведет ли новация к росту тарифов? И смогут ли потребители оплачивать услуги ТЭК по новой схеме?

В чем новации? «Альткотельная» ра­зительно отличается от «классической» модели формирования тарифа — «затраты плюс», когда все понесенные в прошлом периоде затраты конкретных участников рынка ТЭК на генерацию тепла и его транспорт становились основой для расчета регулятором — РЭК — текущего тарифа. Позднее методика была скорректирована таким образом, что, несмотря на фактически любой объем понесенных затрат, рост тарифов ограничивался запретом повышать тариф более чем на величину официального показателя инфляции. Таким образом, от роста тарифов оказывался защищен конечный потребитель — государство как бы ставило «принудительный заслон» для потенциального галопа цен на коммунальные блага.

Но тогда инвестпрограммы субъектов теплогенерации ставились под угрозы. Рост цен на оборудование и иные компоненты, услуги и работы подрядчиков и поставщиков существенно и негативно сказывались на объемах желаемой модернизации. Их приходилось корректировать в меньшую сторону. Поучалась палка о двух концах: не секрет, что износ большинства мощностей и инфраструктуры, например, в Красноярском крае нередко превышает 50 процентов. Износ сказывается на надежности и бесперебойности теплоснабжения потребителей. А где взять средства на реновацию теплопарка?

 

Видеть реальность

Красноярский политолог Юрий Москвич считает, что «методика «альтернативная котельная», прописанная в прошлом году в законе РФ, — это первая в нашей стране попытка найти реальный компромисс интересов инвесторов, потребителей и производителей тепла путем регулируемого внешним арбитром — государством — среднесрочного, приемлемого для потребителей и инвесторов, а не ежегодного, не­удобного для инвесторов, тарифа на тепло». По его мнению, это фактически означает «конец эпохи монополистов-производителей тепла и начало проекта модернизации всей сложившейся системы архаичных котелен».

Новый учет тарифов, их оценка и реакция на устойчивый рост — это и есть экономическая система под названием «альтернативная котельная», по мнению экс-вице-спикера Законодательного собрания края, ныне профессора университета Всеволода Севастьянова.

«Энергопроизводители постоянно стремятся наращивать свои доходы через ценообразование, мотивируя это тем, что, мол, растут в цене постоянно то вода, то грузоперевозки угля по железной дороге, а то и само топливо для регио­нального ТЭК подрастает в цене, и так далее. Аргументов бывает много, и они представляются справедливыми! — рассуждает профессор Севастьянов. — С другой стороны, при постройке новых объектов ТЭК возникает проблема амортизации. Например, она закладывается на 30 лет. И эти амортизационные расходы идут в расчет будущего тарифа как база для обоснования. Но по закону у владельцев объектов есть право существенно сократить сроки на амортизацию. Могут возникнуть и другие обязательства — например, по повышению экологической составляющей на тех же ТЭЦ. Куда относить затраты? Конечно же, в тариф! РЭК как регулятор ведут дискуссии, теплоэнергетики доказывают свою позицию и обосновывают затраты. Это сложный и конфликтный процесс. На территории громадного Красноярского края бывают разные случаи. Есть котельные, которые работают на разных видах источников — угля, электроэнергии, газа, мазута, есть смена собственников объектов ТЭК. Это тоже становится проблемой при тарифообразовании. И хорошо, если компания очень крупная и имеет возможность внутри своих объектов «перекрещивать» расходы и доходы и снижать тарифы для тех территорий, где тепло получается очень дорогим. А вот в случаях с мелкими компаниями или одиночными котельными, где тепло стоит очень дорого, там прямо беда… У них нет возможности маневра».

По его словам, Минэнерго страны при установлении предельных тарифов сталкивается с тем, что на разных территориях затраты на ТЭК разные. А разница между тарифами и возможностями населения по их оплате компенсируется государством, бюджетом края в данном случае.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой тепловых электрических станций Политехнического института СФУ Евгений Бойко считает, что альткотельная «приведет, с одной стороны, к необходимости модернизации всего комплекса либо к уходу с рынка самых неэффективных. Это некая планка, которую надо будет достигнуть всем. С другой стороны, у эффективных собственников появится ресурс для развития».

«Лучше снять очки и видеть реальность», — говорит ученый.

Советник губернатора Красноярского края, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ Анатолий Матюшенко убежден, что новая методика — единственно правильный путь развития инвестиционных возможностей теплоэнергетического комплекса и его последовательной модернизации. «В целях защиты бюджета и сокращения субсидий на тарифы теплоснабжения правительством страны было принято решение о методике «альтернативной котельной». Это метод расчета одной гигакалории для каждого населенного пункта. Что это означает? Если бы на данной территории была построена новая котельная, что называется, «в чистом поле», работающая на современном оборудовании и по современном технологиям последних достижений науки и техники, то получается расчет стоимости производства единицы тепла. В Красноярском крае такие расчеты уже произведены. Для нас основой теплогенерации является сжигание бурого угля. Мы подсчитали, что стоимость гигакалории в Красноярске не должна превышать 1 700 руб­лей. Все остальные котельные, где цена тепла выше, должны просто исчезнуть с карты города, района и так далее. Или провести модернизацию. Ряд котельных старого образца не вписываются в эти параметры. Например, ТЭЦ Сибирской генерирующей компании эти параметры выдерживают. Тем более что в краевой столице в 2013 году была принята новая схема теплоснабжения, сейчас она актуализируется».

Напомним, согласно документу, в городе будут поэтапно закрываться неэффективные и неэкологичные котельные. А потребители будут переходить на мощности ТЭЦ.

 

Полегче на поворотах

Объекты теплоэнергетики на территории Красноярского края очень разнятся: ситуации в Норильске, например, в Железногорске, Минусинске, Канске, Красноярске несопоставимы. Не говоря уже о малых населенных пунктах. К тому же, альтернативная котельная коснется и тепловых сетей. И у всех объектов разные собственники, степень износа, нужды в модернизации. Далеко не везде есть система централизованного теплоснабжения. А почти все из 60 с лишним районов края являются дотационными. По мнению Всеволода Севастьянова, новая методика и сопутствующая система теплоснабжения будет хороша тогда, когда на территории края начнут вводиться в строй новые предприятия как потребители мощностей ТЭК. Тогда снижение тарифов будет происходить на фоне роста экономики.

Какие проекты, ресурсы и компетенции могут предложить российские энергохолдинги сегодня и в будущем для модернизации теплоснабжения российских городов? Какие меры должны быть приняты для наиболее эффективной и продуктивной реализации реформы в интересах потребителей? Евгений Бойко говорит так: «Новая методика формирования тарифа стремится к наведению порядка в ТЭК. Это позволит расшатать существующие подходы и заложить инструменты и механизмы для развития всей отрасли в крае. Можно дать оценку состоянию комплекса — существующим котельным, тепловым сетям, энергоисточникам. А понимая эту оценку, можно изменить стратегию развития отрасли — в какую сторону двигаться. И тогда четко формируется задача для неэффективных источников тепла. С другой стороны, методика позволит эффективным источникам получить ресурс для развития».

Ученый при этом напоминает, что угроза есть при введении любой новации. Главная из них — то, что альткотельная не отвечает на вопросы субсидирования и финансирования и нет решения наиболее актуальных задач. Нет точного понимания в крае, в каком состоянии находится оборудование ТЭК, какова система логистики по топливу, оценка себестоимости теплопродукции и система тарифообразования.

 «Альткотельная — это только та ниточка, которую надо потянуть, посмотреть на результат, а считать, что методика решит все проблемы края в этой части, наверное, нельзя! Крупный бизнес окажется в более выигрышной ситуации», — резюмировал Евгений Бойко.

Пример застарелого конфликта при действующей системе тарифов припомнил Всеволод Севастьянов. В свое время, по его словам, после захода на территорию Богучанского района КрасЭКО, ныне АО со стопроцетным участием края вместо крупной энергокомпании, установила вместо прежнего тарифа в 1 300 руб­лей за гигакалорию почти 8 тысяч руб­лей. После вмешательства ЗС края стоимость опустили до 3 тыс. руб­лей, но рост все равно получился более, чем в два раза. И это только один пример в старой системе тарифообразования.

Фото: КОТЕЛЬНАЯ1-KVEDOMOSTI.COM

 

Долго ли, коротко ли…

Что касается сроков внедрения методики в регионе, то тут эксперты единодушны во мнении. Как пояснил «Эксперту-Сибирь» вице-спикер краевого парламента Алексей Кулеш, в стенах ЗС края такое решение еще в деталях не обсуж­далось: «Скорее, это компетенции не законодательной власти, а исполнительной и самих субъектов теплоэнергетики. Разумеется, когда эта методика получит статус рабочего проекта, мы подключимся и примем участие как минимум на этапе обсуждения. Пока это документ на бумаге без приложения к реальности!»

На недостаток законодательных решений пожаловался и красноярский общественник, председатель КРООД «Народный контроль в сфере ЖКХ» Роман Казаков. Однако он полагает, что в разных районах края надо оценивать риски внедрения методики отдельно.

Всеволод Севастьянов уверен, что у главы региона есть право — принимать новую методику «альтернативной котельной» для края или нет. Тем более что не все законодательные подзаконные акты прописаны на уровне страны и края. Процедура запущена. Но у краевых властей есть право согласиться с методикой и взять на себя, то есть на бюджет, расходы. «Решение о методике спущено на уровень регионов и становится ответственностью субъекта федерации», — говорит ученый. Согласования этих решений на уровне ЗС края может и не потребоваться.

Евгений Бойко напоминает, что государство преследовало несколько целей, одна из них — повышение эффективности субъектов ТЭК: «Вопрос в том, что внедрение методики требует ресурсов и времени. Будет установлен разумный срок, разработан алгоритм».

Анатолий Матюшенко не видит пре­град для внедрения методики: «Наша задача — максимально заместить котельные в Красноярске. Такая же история в Минусинске, например. А вот на других территориях — например, в маленьком поселке Нижний Ингаш — много источников производства тепла и разная цена на него. Там стоимость гигакалорий нужно сравнивать. На тех из них, где цена на единицу тепла будет выше теоретической цены на «альткотельной», должны провести модернизацию».

«Внешне все выглядит вполне разумно, но тревога не уходит: неужели удалось в законе снять все барьеры, препятствующие сговорам и арбитров-чиновников, и инвесторов, и производителей тепла против интересов потребителей, иначе говоря, нас с вами? Неужели коррупция и неправедный суд уже исчезли в нашей стране?» — риторически завершает макроэкономические рассуждения ученый, в прошлом, кстати, полпред президента страны в Красноярском крае, на Таймыре и в Эвенкии (1991–1998 годы), позднее — экс-замминистра регио­нальной политики и замминистра по делам федерации и нацио­нальностей правительства страны Юрий Москвич.

expertsib.ru

Новости / Российский союз промышленников и предпринимателей

Как стало известно "Ъ", правительство наконец согласовало новую модель регулирования на рынке тепла. Но из-за опасения слишком быстрого роста цен государство растянуло срок ее введения до 2023 года. Кроме того, при переходе к новому механизму, более привлекательному для инвесторов, потолок роста тарифов ограничится 5% в год. Участники рынка в целом оказались удовлетворены реформой, но предупреждают, что сдвиг сроков может затянуть модернизацию теплоснабжения.

Правительство определилось с внедрением новой модели тарифного регулирования на рынке тепла: 12 августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича были урегулированы разногласия между Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Минэкономики и Минэнерго, следует из его протокола. Это "Ъ" подтвердили в Минэнерго, предлагавшем модель. В Минэкономики заявили, что решения соответствуют первоначальной позиции ведомства, в ФСТ не ответили на запрос "Ъ".

Суть новой модели в том, что в крупных городах назначают единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), отвечающую за всю цепочку доставки тепла потребителю. Для ЕТО фиксируется потолок цены на тепло, определенной по принципу альтернативной котельной (стоимость тепла от собственной генерации потребителя). Если тариф ниже этого уровня, его повышают за несколько лет, если выше — замораживают. Цель новой модели — привлечь инвесторов в отрасль, где износ достигает критического уровня, а потребители уходят от центральной системы теплоснабжения на собственную генерацию.

Основной проблемой при переходе к альткотельной был резкий рост тарифов в большинстве регионов (в среднем по стране на 26%, по оценкам Минэнерго). Министерство изначально предлагало растянуть рост тарифов до 2016-2017 годов, но в мае заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко уже говорил, что переход затянется до 2020 года. Против выступала ФСТ: по ее расчетам, в некоторых случаях тариф вырастет на 400-700%. На совещании согласовали компромисс: модель будут внедрять поэтапно с 2015 до 2023 года, сказала "Ъ" представитель Аркадия Дворковича, надо избежать рисков существенного роста цен, поэтому по каждому региону решение по срокам будет приниматься отдельно. Эти решения будут принимать муниципалитеты, следует из протокола. Если при переходе к цене альткотельной ожидается рост тарифов более чем на 5%, то муниципалитеты составляют график перехода со сроком окончания не позднее 31 декабря 2022 года, поясняют в Минэнерго.

Но министерство хотело, чтобы альткотельная была единственным методом регулирования, это отстоять не удалось. ФСТ и ФАС настаивали на сохранении нынешних методов, в том числе метода "затраты плюс". В итоге правительство допустило их использование до конца переходного периода: тарифы будут регулироваться посредством индексации темпом, установленным в графиках. "Если альткотельная будет лишь одним из методов, то муниципалитеты, которые недотарифицированы, выберут альткотельную, а те, где тариф выше, выберут другие методы и таким образом поднимут тариф",— пояснял глава "Фортума" Александр Чуваев.

У НП "Совет производителей энергии" (объединяет крупную генерацию) нет возражений по механизму перехода к альткотельной. "Существующей ситуацией в теплоснабжении недовольны все: и бизнес, и потребители, и государство,— замечает директор НП Игорь Миронов.— C переходом на регулирование по методу альткотельной крупные потребители тепла смогут рассчитывать на справедливую цену без доплаты за население, избавившись от перекрестного субсидирования". Но с этим согласны не все: в подконтрольной ОНЭКСИМу "Квадре" признают, что увеличение сроков перехода затянет модернизацию отрасли. А при наличии других тарифных методов, кроме альткотельной, в регионах выберут тот, при котором тариф будет меньше, считают в компании. В "КЭС-Холдинге" Виктора Вексельберга называют срок запуска модели "одним из наиболее критичных параметров для инвесторов" и замечают, что его сдвиг — "сильный негативный сигнал для отрасли". Срок до 2020 года был "разумным компромиссом между ожиданиями бизнеса и позицией регуляторов", считают в "КЭС-Холдинге". В Минэнерго признают, что из-за сдвига срока инвестрешения "могут быть более растянуты во времени".

Газета "Коммерсантъ" №150 от 25.08.2014

Читайте также:Реформа не нравится энергорынку

У потребителей нашли излишки мощности: за простаивающий резерв придется заплатить электросетям

© Пресс-служба РСПП

xn--o1aabe.xn--p1ai

Реформу теплоснабжения завершат в 2023 году

Реформу теплоснабжения завершат в 2023 году

Реформу теплоснабжения завершат в 2023 году

Правительство наконец согласовало новую модель регулирования на рынке тепла. Но из-за опасения слишком быстрого роста цен государство растянуло срок ее введения до 2023 года. Кроме того, при переходе к новому механизму, более привлекательному для инвесторов, потолок роста тарифов ограничится 5% в год. Участники рынка в целом оказались удовлетворены реформой, но предупреждают, что сдвиг сроков может затянуть модернизацию теплоснабжения. Правительство определилось с внедрением новой модели тарифного регулирования на рынке тепла: 12 августа на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича были урегулированы разногласия между Федеральной службой по тарифам (ФСТ), Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Минэкономики и Минэнерго, следует из его протокола (копия есть у "Ъ"). Это "Ъ" подтвердили в Минэнерго, предлагавшем модель. В Минэкономики заявили, что решения соответствуют первоначальной позиции ведомства, в ФСТ не ответили на запрос "Ъ". Суть новой модели в том, что в крупных городах назначают единую теплоснабжающую организацию (ЕТО), отвечающую за всю цепочку доставки тепла потребителю. Для ЕТО фиксируется потолок цены на тепло, определенной по принципу альтернативной котельной (стоимость тепла от собственной генерации потребителя). Если тариф ниже этого уровня, его повышают за несколько лет, если выше — замораживают. Цель новой модели — привлечь инвесторов в отрасль, где износ достигает критического уровня, а потребители уходят от центральной системы теплоснабжения на собственную генерацию. Основной проблемой при переходе к альткотельной был резкий рост тарифов в большинстве регионов (в среднем по стране на 26%, по оценкам Минэнерго). Министерство изначально предлагало растянуть рост тарифов до 2016-2017 годов, но в мае заместитель главы Минэнерго Вячеслав Кравченко уже говорил, что переход затянется до 2020 года. Против выступала ФСТ: по ее расчетам, в некоторых случаях тариф вырастет на 400-700%. На совещании согласовали компромисс: модель будут внедрять поэтапно с 2015 до 2023 года, сказала "Ъ" представитель Аркадия Дворковича, надо избежать рисков существенного роста цен, поэтому по каждому региону решение по срокам будет приниматься отдельно. Эти решения будут принимать муниципалитеты, следует из протокола. Если при переходе к цене альткотельной ожидается рост тарифов более чем на 5%, то муниципалитеты составляют график перехода со сроком окончания не позднее 31 декабря 2022 года, поясняют в Минэнерго. Но министерство хотело, чтобы альткотельная была единственным методом регулирования, это отстоять не удалось. ФСТ и ФАС настаивали на сохранении нынешних методов, в том числе метода "затраты плюс". В итоге правительство допустило их использование до конца переходного периода: тарифы будут регулироваться посредством индексации темпом, установленным в графиках. "Если альткотельная будет лишь одним из методов, то муниципалитеты, которые недотарифицированы, выберут альткотельную, а те, где тариф выше, выберут другие методы и таким образом поднимут тариф",— пояснял глава "Фортума" Александр Чуваев. У НП "Совет производителей энергии" (объединяет крупную генерацию) нет возражений по механизму перехода к альткотельной. "Существующей ситуацией в теплоснабжении недовольны все: и бизнес, и потребители, и государство,— замечает директор НП Игорь Миронов.— C переходом на регулирование по методу альткотельной крупные потребители тепла смогут рассчитывать на справедливую цену без доплаты за население, избавившись от перекрестного субсидирования". Но отсрочкой энергокомпании недовольны: в подконтрольной ОНЭКСИМу "Квадре" признают, что увеличение сроков перехода затянет модернизацию отрасли. А при наличии других тарифных методов, кроме альткотельной, в регионах выберут тот, при котором тариф будет меньше, считают в компании. В "КЭС-Холдинге" Виктора Вексельберга называют срок запуска модели "одним из наиболее критичных параметров для инвесторов" и замечают, что его сдвиг — "сильный негативный сигнал для отрасли". Срок до 2020 года был "разумным компромиссом между ожиданиями бизнеса и позицией регуляторов", считают в "КЭС-Холдинге". В Минэнерго признают, что из-за сдвига срока инвестрешения "могут быть более растянуты во времени".Источник: Коммерсант

jkhrus.ru

Екатеринбург | Это называется альткотельная. Отопление в Екатеринбурге экспериментально подорожает - БезФормата.Ru

Фото: архив 66.ru В Москве придумали критерии для пилотного проекта по переводу городов на альтернативный способ подсчета тарифа на теплоэнергию.

Федеральные власти выбирают города для  внедрения пилотного проекта расчета платы за  тепло. В  этих муниципалитетах со  следующего года начнут считать тарифы по  новой модели  — по  принципу «альтернативной котельной». Этот принцип определяет минимальную цену тепловой энергии для  потребителей, которая окупает строительство новой котельной, альтернативной централизованному отоплению.

Среди условий для  одобрения на  «пилот»  — выработка основного объема тепла на  ТЭЦ, наличие единой теплоснабжающей организации и  утвержденная схема теплоснабжения. Под  эти технические требования попадает Екатеринбург. В  Минэкономразвития подтвердили «Газете.Ru» существование подобных планов, заметив, что  внедрять новую модель планируется с  крупных городов, а  потом распространить на  всю страну.

В  компании «Т Плюс» (входит в  группу «Ренова» Виктора Вексельберга), которая обслуживает в  том числе Екатеринбург, сообщили, что  уже подготовили список городов для  утверждения в  Минэнерго. Сейчас энергетики ведут переговоры с  властями регионов.

В  Сибирской генерирующей компании уверены, что  переход в  отдельных регионах на  новую схему приведет на  первом этапе к  росту тарифов.

«Внедрение модели приведет к  тому, что  регионы окажутся в  одной из  двух групп. В  первую попадут такие, где в  настоящее время тариф находится на  меньшем уровне, чем при  расчете по  методу «альтернативной котельной». В  этом случае генерирующие компании, возможно, выиграют, но  потребители проиграют. Обратная ситуация сложится в  регионах, где в  настоящее время текущий уровень тарифов выше, чем по  методу «альткотельной»,  — цитирует издание заместителя гендиректора «Газпром энергохолдинга» Павла Шацких.

Власти регионов, в  свою очередь, опасаются роста тарифов для  конечного потребителя, а  также ситуации, при  которой им придется искать дополнительные средства для  субсидирования тарифов для  населения.

ekaterinburg.bezformata.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта