Биодизель в россии: А нам оно надо? — Журнал «Агротехника и технологии» – Агроинвестор

Биодизель в России: технология производства из рапса, водорослей

 

Биодизель — это топливо для дизельных двигателей, получаемое путем переработки растительных масел и животных жиров. Для получения биодизеля применяют масла: рапсовое, соевое, подсолнечное, пальмовое, кукурузное, кокосовое, кунжутное, горчичное, конопляное, хлопковое, льняное, арахисовое, касторовое и другие. В странах ЕС и США технология производства биодизеля хорошо отработана, поэтому там оно дешевле минерального дизтоплива, получаемого из нефти.

Получение биодизеля

С химической точки зрения биодизель представляет собой метиловый эфир. Его получают в процессе добавления к растительному маслу метанола в соотношении 9:1. В присутствии щелочного катализатора смесь нагревают в реакторных колоннах до 60 ºС. В результате химической реакции образуется метиловый эфир, названный биодизелем, и глицерин.

Для получения биодизеля в промышленных объёмах в разных странах используют различное сырьё. Так, в ЕС наиболее перспективным для превращения в биодизель считают рапсовое масло, в США — соевое. Самым эффективным выходом с единицы площади обладает биодизель, получаемый из водорослей — на порядок больше, чем из рапса.

Достоинства и недостатки биодизеля

 

Преимущества:

  1. Биотопливо сгорает с минимальным образованием токсических отходов и сажи.
  2. При низком содержании серы обладает, в отличие от минерального дизтоплива, хорошими смазочными способностями, что продлевает ресурс работы двигателей.
  3. Биотопливо не имеет неприятного бензольного запаха, быстро разлагается микроорганизмами при случайном проливании на землю.
  4. Его производство не вызывает сложностей, характерных для нефтепереработки.
    Использование биодизеля даёт снижение объёма выделяемого углекислого газа по сравнению с традиционным топливом, что является выгодным с экологической точки зрения.
  5. Выпуск биодизеля увеличивает объёмы сельхозпроизводства в странах без добычи нефти, даёт дополнительные рабочие места.

Недостатки:

  1. Биодизель для двигателя более агрессивен к его резиновым деталям, лакокрасочному покрытию кузова.
  2. Мощность двигателя на биотопливе падает на 6-8 %, на столько же возрастает его потребление.
  3. При низких температурах образуются отложения в виде кристаллов воска, которые закупоривают аппаратуру. Поэтому в автомобилях необходима установка устройств подогрева.
  4. Хранить биодизель более 3 месяцев не рекомендуют, поскольку он разлагается.

Применение

В условиях наступления в непредсказуемом будущем пугающего дефицита нефти и нефтепродуктов производство альтернативного вида топлива воспринимается в мире положительно. Специалисты считают, что развитие производства биодизеля во многом обязано правительствам стран, таким образом поддерживающих своих сельхозпроизводителей.

Не менее 50 стран уже либо производят биодизель, либо используют его. Наибольших успехов добились Германия, Франция, Финляндия, Испания, США.

Как правило, биодизель применяют не в чистом виде, а в смеси с минеральным топливом. Это отражено в существующих стандартах ведущих стран ЕС, узаконивающих топливо с биодизелем в размере 5 % содержания последнего.

Производство и выпуск в России

 

В России нет государственной программы выпуска биодизеля, существуют лишь региональные программы. Однако интерес к этому виду топлива есть, и инициируется он, в основном, сельхозпроизводителями.

Так, Минсельхоз предполагает, что производство биодизеля может базироваться в России на рапсе, сое и подсолнечнике. Существующий потенциал страны по производству рапсового масла составляет 5,5, из которых 2,5 млн т. можно потреблять внутри страны в качестве биодизеля, 0,5 млн т. – продовольственного сырья, а 2 млн т. в виде метилового эфира — отправлять на экспорт.

Ограничивает ускоренное развитие этого направления не только наличие в стране развитой нефтедобычи. Помехой могут стать низкие урожаи.

Расчёты показывают, что при хорошей организации растениеводства и производства в нашей стране себестоимость биодизеля может быть чуть ли не вдвое меньше этого показателя для традиционного дизельного топлива.

Звоните по номеру +7 (812) 426-10-10. С нами удобно, доставка 24/7

Биодизель, микродизель, нанодизель? Почему буксует зеленая энергетика

https://ria.ru/20180810/1526259112.html

Биодизель, микродизель, нанодизель? Почему буксует зеленая энергетика

Биодизель, микродизель, нанодизель? Почему буксует зеленая энергетика — РИА Новости, 03.03.2020

Биодизель, микродизель, нанодизель? Почему буксует зеленая энергетика

Производители и поставщики биодизеля получают все большую государственную поддержку в разных странах. Стандарты ЕС требуют, чтобы в топливе содержалось не менее РИА Новости, 10.08.2018

2018-08-10T08:00

2018-08-10T08:00

2020-03-03T11:34

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1526259112.jpg?15262719851583224449

бразилиа

германия

россия

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

бразилиа, германия, россия

Наука, Бразилиа, Германия, Россия

МОСКВА, 10 авг — РИА Новости, Татьяна Пичугина. Производители и поставщики биодизеля получают все большую государственную поддержку в разных странах. Стандарты ЕС требуют, чтобы в топливе содержалось не менее десяти процентов биодобавок. Однако эффективность растительного горючего пока низка. В Международный день биодизеля РИА Новости рассказывает о перспективах этого направления энергетики.

8 июня 2018, 10:53

Химики из России научились извлекать чистый водород из биотоплива

Дорого, портит движок

Первый дизельный двигатель работал в 1893 году на растительном масле. Сейчас это считается примитивным сырьем для биотоплива первого поколения, производство которого хорошо налажено в мире. Автотранспорт в Бразилии давно работает на дизеле и этаноле из растительной биомассы. Биодизелем заправляются в Индии, США, Германии и Франции, Индонезии, Малайзии. Получают его главным образом из семян рапса, сои, кукурузы, пальмового масла, а потому конечный продукт дорог (сравните стоимость литра дизеля и литра растительного масла). Из-за высоких цен эта отрасль нуждается в государственной поддержке.

Помимо цены, у биодизеля первого поколения много других недостатков. Даже если он сделан по стандартам, его качество сильно колеблется в зависимости от сырья. Биодизель быстро загустевает при низкой температуре, поэтому в холодный период в него добавляют присадки. Но обычные — как для минерального дизеля — не подходят, значит, химическая промышленность должна наладить выпуск особых присадок.

При контакте с воздухом и металлом биодизель портится. При высоких температурах он неустойчив. В принципе, склонен к загустению, образованию осадка, и чтобы не испортить двигатель, нужны стабилизаторы. Как это топливо ведет себя при длительном хранении, пока никто не изучал. Кроме того, расход биодизеля выше.

Экологичный вариант

Из преимуществ биодизеля ученые отмечают быструю биодеградацию, отсутствие неприятного запаха, токсичных выбросов, в частности серы. Кроме того, выбросы углекислого газа в атмосферу при сгорании биодизеля (и любого биотоплива) не учитываются в общем балансе промышленных выбросов парниковых газов. Считается, что объем выделившегося CO2 равен объему, поглощенному растительностью. Таким образом, топливо из биомассы экономит ископаемые ресурсы и не усиливает парниковый эффект.

Обычно эти аргументы приводят, чтобы обосновать глобальную перспективность биотоплива в качестве альтернативы минеральному. Это верно лишь для тех стран, где мало или нет совсем собственных месторождений углеводородов. Им «растительная энергетика» позволяет укрепить энергетическую безопасность, снизив зависимость от импорта сырья. Однако и это в некоторых случаях иллюзия. К примеру, Россия, нефтегазовая держава, продает в Европу не только ископаемые углеводороды, но и сырье для биотоплива.

В поисках сырья

Биодизель — это смесь эфиров жирных кислот. Их получают из растительных и животных липидов (жиров, жироподобных веществ). Среди перспективных источников сырья для зеленого топлива плоды ятрофы и каранджи, а также лигноцеллюлоза — измельченная смесь древесных компонентов. Для России актуальна переработка отходов деревообрабатывающей отрасли, но превратить лигноцеллюлозу в горючее — задача не из простых.

17 апреля 2018, 08:00

Пластмасса вместо компоста: растительным отходам нашли применение

Выращивание сырья для биотоплива само по себе представляет проблему, особенно в странах с холодным климатом и дефицитом сельскохозяйственных земель. Еще недавно решение видели в микроводорослях. Они быстро растут, запасают много липидов, не требуют органического субстрата для жизни, питаются углекислым газом. Однако для их разведения нужны биореакторы — большие сложные аквариумы, хорошее освещение. Нужно также подобрать неприхотливые штаммы микроорганизмов, разработать режим.

Биореакторами занимались в России, но до промышленного применения дело не дошло. Нигде в мире биодизель из микроводорослей не производится в индустриальных масштабах. Не исключено, что такого вообще не будет, поскольку изобретут более совершенные методы.

Например, в качестве источника липидов рассматривают некоторые группы микробов, именуемых «масляными». Они могут брать углерод из различных источников. Их ДНК изменяют так, чтобы микробы постоянно питались углекислым газом и синтезировали больше жиров с нужными свойствами. 

У всех этих способов есть общая ахиллесова пята — на производство биодизеля тратится столько же или чуть меньше энергии, чем на выращивание сырья. Биомассу нужно сначала получить (самый трудоемкий этап), разделить на компоненты и затем переработать в топливо. В целом эффективность такой схемы очень низка. Идеальным было бы придумать цепочку процессов, вытягивающую углекислый газ из атмосферы, и производить биотопливо с максимальным использованием солнечной энергии.

© ТК «Енисей-ТВ», КрасноярскСибирские ученые нашли способ превратить канализационные стоки в биодизель

© ТК «Енисей-ТВ», Красноярск

Биотопливо АТЭС: Россия Деятельность в области биотоплива

Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров ископаемого топлива, поэтому правительство не уделяет биотопливу особого внимания. Однако обязательства по Киотскому протоколу и заинтересованность в производстве биотоплива на экспорт, особенно в Европейский союз (ЕС), могут стать основой для развития отрасли биотоплива.

Несмотря на отсутствие производства топливного этанола, в России хорошо развита промышленность по производству этилового спирта. Имеется множество ликеро-водочных заводов, производящих этанол для спиртовой, химической и фармацевтической промышленности, общей мощностью 1 млрд л. В настоящее время строятся два завода по производству топливного этанола (один в Омске, Сибирь, и еще один в Волгоградской области), а запланировано около дюжины. Некоторые источники сообщают о производстве топливного этанола в России, но официальных данных нет. Эксперты признают, что большая часть производства, вероятно, находится на экспериментальной стадии (USDA 2007).

Россия является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров зерна, особенно пшеницы, ячменя и кукурузы. Таким образом, наличие сырья не является проблемой. Однако рост цен на зерно может ограничить производство биоэтанола в России. Если цены на зерно продолжат расти, использование зерна в качестве источника биоэтанола будет экономически нецелесообразным. С другой стороны, альтернативные источники, такие как патока сахарной свеклы, могут быть вариантом. Кроме того, в России имеются обширные источники целлюлозной биомассы от крупной деревообрабатывающей промышленности. Эксперты оценивают общую биомассу древесины, доступную для производства энергии, в 800 миллионов метрических тонн (USDA 2007).

В России нет производства биодизеля, но ряд компаний недавно объявили о планах строительства заводов по производству биодизеля на основе рапса. Производство масличных культур в стране неуклонно растет: с 300 000 метрических тонн в 2005 году до ожидаемых 550 000–600 000 метрических тонн в 2006 году. тонн в долгосрочной перспективе. Как и в случае производства этанола, биодизельное топливо, производимое на предлагаемых биодизельных заводах, также предназначено для экспортных рынков в ЕС (IADB 2007).

В настоящее время в России нет ни федерального законодательства, ни стимулов для стимулирования производства и потребления топливного этанола. В декабре 2006 года группа депутатов Думы, нижней палаты Национального собрания России, подготовила законопроект, отменяющий акцизы и упрощающий регулирование моторного топлива с содержанием этилового спирта менее 10%. Это было сделано для того, чтобы сделать биоэтанол более экономически привлекательным для спиртовых заводов. Законопроект должен был быть рассмотрен Думой осенью 2007 г., но результатов пока нет (USDA). Правительство взимает акцизный сбор в размере не менее 26 рублей (1,10 доллара США) за продажу 1 литра этанола, как и для других видов алкоголя. Один только налог превышает стоимость 1 литра бензина (The Moscow Times 2008).

Премьер-министр Виктор Зубков объявил, что в 2008 году стартует государственная программа развития биотоплива в России. Она предусматривает строительство 30 новых заводов по производству этанола и модернизацию существующих мощностей. Зубков сказал, что Россия в конечном итоге будет производить 2 миллиона тонн этанола в год, если программа будет успешной, но не уточнил, когда правительство надеется достичь этой цели (The Moscow Times 2008).

Источники

  1. Российская биотопливная ассоциация (РБА)
  2. «План зеленой энергетики в Америке», Межамериканский банк развития (IADB), 2007 г.
  3. Министерство сельского хозяйства США, Иностранная сельскохозяйственная служба, отчет GAIN, июнь 2007 г.
    (PDF 69 КБ)
    Загрузите Adobe Reader.
  4. The Moscow Times , март 2008 г.

Биотопливное лобби «аморально» в связи с продовольственным кризисом и российской нефтью

T&E обвинило европейское биотопливное лобби в «циничном использовании беспокойства людей по поводу цен на топливо» после того, как оно призвало заменить импорт российской нефти биотопливом, изготовленным из продуктов питания урожай.

Новое исследование, проведенное T&E, свидетельствует о том, что сельскохозяйственные культуры нужны гораздо больше для еды, чем для топлива, и что использование биотоплива усугубит и без того тяжелый продовольственный кризис после войны в житнице Европы. Они мало что сделают, чтобы заменить бойкотированные поставки нефти из России.

Несмотря на это, европейское биотопливное лобби (во главе с ePure и Европейским советом по биодизелю) призвало заменить российскую нефть биотопливом, изготовленным из отходов и отходов, а также таких культур, как пшеница, кукуруза, ячмень, подсолнечное, рапсовое и другие растительные масла. .

В статье, написанной в соавторстве главами ePure и EBB, лобби говорит, что «для ЕС важно полностью реализовать свои цели по достижению энергетической и продовольственной независимости путем мобилизации всего биоэнергетического сектора». политики должны знать о стратегическом вкладе, который отечественное биотопливо может внести в снижение зависимости ЕС от импортируемой энергии.

ИНФОРМАЦИЯ: Столкнувшись с глобальным продовольственным кризисом, Европа ежедневно сжигает эквивалент 15 миллионов буханок хлеба в качестве топлива для автомобилей.

Правительства должны положить конец этому биотопливному безумию. Украины, две страны критичны к поставкам зерна и растительных масел. Украина и Россия вместе производят около четверти мировой торговли пшеницей и ячменем, 15% кукурузы и более 60% подсолнечного масла.

На прошлой неделе T&E опубликовала свое исследование , Еда, а не топливо: Почему биотопливо представляет угрозу для продовольственной безопасности , который показывает, как каждый день Европа превращает 10 000 тонн пшеницы – эквивалент 15 миллионов буханок хлеба, исходя из типичного 750-граммового буханки – в этанол для использования в автомобилях.

Удаление пшеницы из европейского биотоплива компенсирует более 20% свернувшихся поставок украинской пшеницы на мировой рынок. В таких странах, как Египет, который импортирует более 60% своей пшеницы, в основном из России и Украины, эти дополнительные поставки на рынок были бы спасением жизни. Напротив, даже если бы Европа удвоила количество сельскохозяйственных угодий, которые она отводит под биотопливо, это заменит менее 7% импорта российской нефти в ЕС.

Биодизель в россии: А нам оно надо? — Журнал «Агротехника и технологии» – Агроинвестор