Eng Ru
Отправить письмо

Россия и Белоруссия могут исключить Прибалтику из энергокольца БРЭЛЛ. Брэлл электрическое кольцо схема


БРЭЛЛ и энергетические объединения Европы ⋆ Geoenergetics.ru

Геоэнергетика - Аналитический онлайн-журнал

Аналитический онлайн-журнал

Геоэнергетика - Аналитический онлайн-журнал

geoenergetics.ru

Закат БРЭЛЛ СОНАР-2050

Чем для Союза обернётся разрыв энергетических связей с Прибалтикой.

Одной из мер воздействия, которые Литва считает оправданными  для давления на Беларусь по вопросу БелАЭС, является выход Литвы из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия, Литва), связывающего электрические сети входящих в него стран. Косвенно это давление и на Россию, поскольку работа энергокольца делает возможным транзит электроэнергии в Калининградскую область, не обладающую достаточными мощностями для автономной работы. Впрочем, вполне логично что БелАЭС как общий проект Союзного государства порождает и общие риски, с ним связанные.

Именно общие. Даже если оставить проблему Калининграда за скобками, остаётся необходимость работы энергосистем РФ и РБ в едином ритме. Причём граничный срок приведения угрозы в исполнение не так уж и далёк — 2025 год.

Как «Мир» ужался до БРЭЛЛ

В каком-то смысле БРЭЛЛ можно считать наследием СССР, хотя появилась она ровно спустя 10 лет после его исчезновения, в 2001 году. Почему же тогда наследие? Дело в том, что вместе с СССР исчезло много чего уникального, и спустя годы в существование иных вещей верится с трудом.

Скажем, не всем известно, что когда-то энергосети половины европейских государств работали в рамках единой энергосистемы «Мир» — инфраструктурной базы Совета экономической взаимопомощи. Соглашение о её создании было подписано в 1962 году в Праге. Система «Мир» объединяла Польшу, Болгарию, Румынию, Чехию, Словакию (тогда в виде единой Чехословакии), ГДР и, конечно, СССР, причём её суммарная установленная мощность превышала 400 ГВт. В 1979 году «Мир» и Единая энергосистема СССР начали работать в параллельном режиме, кроме того, через вставки постоянного тока существовала возможность экспорта электроэнергии в страны, не входившие ни в одну из энергосистем: Австрию, Финляндию.

Как раз экспорт и создание континентальной энергосистемы объясняют наличие избыточных энергомощностей на Украине, в Беларуси (планировавшаяся Минская АТЭЦ), на Северо-Западе России.

С ликвидацией СССР многое изменилось. Но только не в энергосистеме, которая де-факто продолжала оставаться если не общей, то единой. 8 декабря 1991 года были подписаны Беловежские соглашения. А уже 14 февраля 1992 года правительства России и 10 республик подписали договор о создании Электроэнергетического Совета СНГ. Отсутствие в этом списке прибалтийских республик не должно смущать. Ведь Совет — один из органов СНГ, к которому они не имеют отношения. Однако это не означает, что с выходом из состава СССР эти республики полностью отделились от остальных и только в 2001 году согласились на создание энергокольца. Отнюдь. В 2001 году его создание было лишь оформлено документально, прописано на межгосударственном уровне, после чего все участники соглашения получили возможность развивать генерацию с оглядкой на такой удобный инструмент экономии.

Скажем, то обстоятельство, что 7 ОЭС (объединённых энергосистем) России имеют возможность работать в параллельном режиме, позволяет в целом по стране держать на 10-12 ГВт установленных мощностей меньше, чем если бы разные регионы России опирались бы лишь на самостоятельную генерацию.

Источник: so-ups.ru

В каком-то смысле БРЭЛЛ можно считать сильно уменьшенной копией энергосистемы «Мир». Правда, если последняя была инфраструктурной основой экономического союза социалистических государств, то БРЭЛЛ — скорее попытка сосуществовать с не слишком любезными соседями. Но любезности любезностями, а дом и его инженерные сети общие.

Источник: operby.com

Снабжение электроэнергией Калининградской области происходит благодаря транзиту энергии через Литву. Однако в Литву электроэнергия попадает в основном из Беларуси — на рисунке видны 3 ЛЭП 330 кВ, а также самая протяжённая 750 кВ «Смоленская АЭС — ПС Белорусская». По ней, а также по ЛЭП «Новосокольники — Полоцк» энергия уходит в направлении бывшей Игналинской АЭС, где расходится по энергосистеме Литвы, а также уходит дальше — в Калининград и Латвию.

Как можно понять из первой иллюстрации, в работе энергокольца принимают участие ОЭС Центра и ОЭС Северо-Запада. Согласно данным Системного Оператора ЕЭС, в 2016 году работа энергокольца обеспечила следующий результат:

Источник: so-ups.ru

Скандальные соседи

Ещё не так давно эти цифры были выше. Общая потребность Латвии и Литвы в электричестве — порядка 12 млрд кВт·ч (всего один блок БелАЭС, вырабатывающий 10,5 млрд кВт·ч электроэнергии в год, практически полностью мог бы решить их проблемы). Однако прибалты отбирают из энергокольца всё меньше. Если Литва сегодня импортирует до 80% электроэнергии (около 7 млрд кВт·ч в год), то 42% импорта приходится на поставки эстонских электростанций (Эстония — единственная из трёх республик, имеющая профицит производства электроэнергии), а также на на транзит электроэнергии через  Estlink-1 и Estlink-2 — два подводных энергомоста наподобие тех, что связывают Россию с Крымом через Керченский пролив. По ним в Эстонию попадает финская электроэнергия, поставляемая затем через Латвию в Литву.

17% импорта приходится на NordBalt — ещё один энергомост через Балтику, но уже из Швеции.

Источник: modernpowersystems.com

Зелёная линия на рисунке — LitPolLink, ЛЭП из Польши. Суммарно они сократили поставки российской электроэнергии в Латвию и Литву примерно втрое от уровня 2014-2015 годов, хотя Россия пока ещё продолжает сохранять 1-е место в списке экспортёров электроэнергии в Литву.

Вторая очередь LitPolLink (вопрос о строительстве пока не решён) сократит энергетическую зависимость от России ещё сильнее. Вроде бы победа?

Буквально недавно в «свидомой» части интернета (Украина), «свядомой» части (Беларусь) и «либеральной» (Россия) можно было наблюдать бурную радость от поломки энергомоста на Крым. Автоматика отключила его на час-полтора, ликование не смолкало пару дней. Фокус внимания тут очевиден, и именно он не позволяет заметить того, о чём прекрасно известно в прибалтийских республиках: морские энергомосты — штука непредсказуемая. Плановые ремонты и обслуживание, аварийные отключения… — «вещь отличная, только каждую неделю ломается», как шутят в балтийских СМИ. Причём шутят по поводу NordBalt, а не крымского.

Про неделю, конечно, перебор, но 10-12 случаев в год продолжительностью от нескольких часов до недели — для этого энергомоста норма: «За год аналогичные соединения через Балтийское море отключаются в среднем 9,8 раза», — говорится в официальном заявлении литовской энергопередающей компании Litgrid. А ведь именно под водой проложены 1700 из 2200 МВт мощностей, гарантирующих Латвии и Литве относительную энергонезависимость.

Причина частых поломок — разные частоты работы энергосетей. В UCTE (охватывает континентальную Европу от Португалии до Адриатики) — 60 герц, в «энергоострове ЕС» (такое название получили энергосети Литвы, Латвии и Эстонии) — 50. Приходится преобразовывать переменный ток в постоянный, затем обратно, с понижением его частоты. Всё это работает через вставки постоянного тока, которых к настоящему моменту установлено 10 в Литве и 6 в Эстонии. Предположительно будет ещё 8 (6 на LitPolLink-2 и 2 на энергомосту Швеция — Латвия), и есть лишь один надёжный метод избежать отключений: полностью переделать энергосети республик на европейский манер.

Забавно, что сама Финляндия, протянувшая Литве руку помощи, при этом активно импортирует электроэнергию из РФ — чуть более 3 млрд кВт·ч в 2016 году. И примерно половину от этого объёма, если судить по сечению энергомоста, она отправляет по Estlink Литве.

Вот откуда растут ноги украинского газового реверса. По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году Финляндия нарастила импорт электроэнергии из РФ на 20%, воспользовавшись девальвацией российского рубля. Литве же, наоборот, пришлось пользоваться энергомостами, введёнными в строй в 2014-2015 годах, и сократить закупки подешевевших в валютном измерении российских киловатт·часов. Неплохой бизнес.

Есть ещё один тонкий момент. Поставки из Скандинавии зависят не только от бесперебойной работы энергомостов через Балтику, но и от погоды. В Литву идёт энергия от скандинавских ГЭС, что вполне логично, иначе Литва давно бы разорилась. Однако ГЭС — союзник ненадёжный. «В Швеции и Финляндии, где Литва закупает существенную долю электроэнергии, выпало мало снега. ГЭС не хватает воды. Гидроэлектростанции вынуждены снизить производство дешёвого электричества», — писал в марте обозреватель RuBaltic Андрей Стариков. С дефицитом воды Финляндия может справиться проверенным в 2016 году способом — нарастить импорт в РФ и перепродать Литве. Но это точно энергонезависимость?

Получается так: энергомосты, шведские и финские ГЭС — всё это работает, и неплохо, пока в резерве остаётся БРЭЛЛ. Остаётся и может в критический момент выдать Латвии и Литве энергию в случае неполадок с энергомостами.

Отсель грозить мы будем русским

В последнее время угрозы выйти из БРЭЛЛ громче всего звучат от литовских политиков и связываются со строительством атомной станции в Беларуси. Однако политики лукавят. На самом деле, устные предупреждения о необходимости расстаться с бывшей союзной энергосистемой прозвучали ещё перед принятием республик в ЕС. Затем они были подтверждены в Третьем Энергопакете (регулирует отношения стран ЕС с поставщиками энергоносителей и требует препятствовать или ограничивать допуск на рынок ЕС компаний, сосредоточивших добычу (производство) энергии и её доставку потребителю). Прибалты имеют право на поблажки, но лишь до определённого момента. Чаще всего в качестве граничного срока называется 2025 год — до этого времени Прибалтика должна подготовиться к выходу из БРЭЛЛ и работе в энергосистеме ЕС. Впрочем, пусть они сами расскажут:

Т. е. зафиксировали — впервые о выходе из БРЭЛЛ в Прибалтике заговорили примерно во второй половине 2000-х, за несколько лет до начала строительства БелАЭС.  

Отсюда следует:

  1. Увязка выхода из БРЭЛЛ со строительством станции — неуклюжая попытка привязать его к текущей повестке, пошантажировать. А возможно, не столько надавить, сколько заранее оговорить для себя причину, которой можно было бы аргументировать нежелание возмещать России и Беларуси расходы на создание дублирующей инфраструктуры. Председатель комитета Сейма Литвы по европейским делам Гедиминас Киркилас в 2015 году признавал существование проблемы: «Да, такие разговоры [выплата России компенсации в размере 2-2,5 млрд евро за выход из соглашения] имеют место, и даже проведено исследование, в котором фигурируют цифры немного поменьше, чем назвал нынешний президент России. Речь идёт примерно о миллиарде евро. Я бы не стал исключать того, что Евросоюз постарается нас убедить, чтобы мы компенсировали этот выход»;
  2. Некоторые из литовских политиков осознают все проблемы выхода из БРЭЛЛ и уже сегодня пытаются сдвинуть поставленный срок на 2030 год, однако в Литве таких явно меньшинство.

Кто от кого уйдёт

Транзит электроэнергии через Литву покрывает 40% потребности Калининградской области в электроэнергии, это основная задача БРЭЛЛ для нас. Значит ли это, что Союзное государство — заложник энергокольца? Совсем нет.

Как уже говорилось, одна из причин «сшивания» ОЭС в СССР — экономия на мощностях, необходимых для работы энергосистемы. Можно быть независимым, просто это дороже стоит.

Теперь давайте смотреть, что происходило на Северо-Западе Союзного государства с тех пор, когда прибалтийские республики стали впервые грозить выходом из энергокольца:

  1. Была выбрана площадка для строительства БелАЭС, сегодня оно уже вступает в финальную стадию. В энергии этой станции нуждается экономика Беларуси, однако строилась она ещё и с учётом потребностей БРЭЛЛ. В декабре 2008 года в одном из сообщений «Белэнерго» упоминалось, что из-за ремонта (а затем и вывода из эксплуатации Игналинской АЭС в Литве) линия «Смоленская АЭС — ПС Белорусская» работала на пределе возможностей. Долгое время так продолжаться не могло. К слову, закрытие Игналинской АЭС можно считать своего рода «малым выходом из энергокольца», ведь соглашение заключалось с учётом её мощностей.
  2. В 2013 году в Калининградской области было запланировано строительство 3 газовых ТЭС суммарной мощностью 760 МВт, резервной угольной станции (ещё 195 МВт), а также 250 км ЛЭП для выдачи мощности с этих станций в энергосистему области. В 2016 году строительство стартовало, к 2018 году, т. е. как раз к чемпионату Европы по футболу, они должны быть сданы. Топливо станции будут получать из СПГ-терминала, к тому же планируется расширение подземного хранилища газа в Калининграде до объёма 0,8 млрд кубометров. Как уточняет и. о. министра развития инфраструктуры Калининградской области Елена Дятлова, после 2020 года возможно также строительство в области объектов альтернативной энергетики, а также малых АЭС — Минэнерго пока определяется.   

Именно проведение чемпионата Европы было выбрано в качестве объяснения таких вложений в энергетику Калининградской области. Однако чемпионат пройдёт, а станции останутся, делая Калининград независимым от транзита энергии по энергокольцу.

На этом, к сожалению, вложения не закончатся. БРЭЛЛ решает проблемы не только транзита энергии в Калининградскую область, но и энергоснабжения ряда областей РФ. Скажем, энергию Смоленской АЭС по линии 750 кВ получает РБ. Понижает напряжение и отправляет в Литву. Литва передаёт Калининграду, отбирает на свои нужды и отдаёт остаток Латвии и Эстонии. Последняя, в свою очередь, экспортирует энергию в РФ. Такой вот взаимозачёт. Если от него отказаться, придётся строить ЛЭП, компенсирующие кольцо. Те самые 2-2,5 млрд евро, о которых говорилось выше.

Поэтому рассуждать в логике мексиканской дуэли применительно к энергетике изначально неверно. Независимо от того, кто инициирует прекращение действия соглашения о работе энергокольца БРЭЛЛ, проигравшими окажутся все его участники.

Так, согласно исследованию Elering, AST и Litgrid (операторы электросетей Эстонии, Латвии и Литвы), республикам Прибалтики тоже нужно будет потратиться и на ЛЭП, и на новую электростанцию мощностью примерно 0,5 ГВт. Причём Прибалтике ещё «повезло». Масштабная постсоветская деиндустриализация сильно уменьшила эти расходы.

Что дальше?

Хотя России и Беларуси размыкание энергокольца невыгодно точно так же, как и Прибалтике, следует исходить из того, что к 2025 году Латвия, Литва и Эстония станут полноправной частью энергосистемы ЕС. Этого может и не случиться. В России и Беларуси, как мы видели, станции и ЛЭП строятся, в то время как республики Прибалтики пока не могут договориться, как именно будет происходить отключение. Вполне возможно, что на практике оно затянется до 2030 года. Однако исходить и планировать развитие Союзной энергосистемы необходимо именно из срока, заявленного нашими пока ещё партнёрами. Это во-первых.

Во-вторых, интерес к сохранению БРЭЛЛ вроде бы есть у ЕС. По крайней мере, в прошлом году вице-президент Еврокомиссии по энергосоюзу Марош Шефчович обсуждал такой вариант с министром энергетики РФ Александром Новаком.

ЕС можно понять. К настоящему моменту затраты только на вставки постоянного тока для энергомостов уже достигли 1,4 млрд евро. И платят их, как можно понять, совсем не прибалты. В масштабах Европы затраты не такие уж и большие. Другое дело, что вряд ли их удастся когда-нибудь вернуть. Поэтому до 2025 года всё ещё может переиграться. Однако даже несмотря на такую возможность, республики Прибалтики следует максимально исключить из дальнейших планов развития энергосистемы Союзного государства. Наступать дважды на одни и те же грабли как минимум неразумно.

Итак, чем стоит заняться после создания маршрутов, дублирующих БРЭЛЛ, и окончания строительства резервных электростанций? Тем же, что планировалось в конце существования СССР, хотя уже и в меньшем масштабе: экспортом энергии в Европу.

Так выглядела европейская энергосистема в 2013 году. На видео обозначены суточные перетоки между странами. К настоящему моменту в основном ситуация сохраняется. Однако в ближайшие 5 лет она начнёт кардинально меняться. Причина — в атомной энергетике ФРГ. К 2022 году все атомные станции Германии будут остановлены. А значит, Германия, которая сегодня поддерживает соседей перетоками, сама превратится в импортёра электроэнергии. Кто станет её поставлять и балансировать европейский энергорынок?

Такими поставщиками могут стать БелАЭС и Балтийская АЭС (находится в Калининградской области, в настоящее время строительство приостановлено). В обоих случаях договариваться о транзите придётся с Польшей, однако следует признать, что тамошние элиты крайне редко смешивают русофобию и экономику. Заработать на транзите энергии в Германию, получив таким образом не только доход, но и определённое влияние на одного из лидеров ЕС? Почему нет?

Ситуацией хочет воспользоваться и Украина (реконструкция ЛЭП «Хмельницкая АЭС — Жешув», переключение 2-го блока ХАЭС на экспорт, достройка 3-го и 4-го блоков ХАЭС). Проект любопытный, только Украина носится с ним уже лет 10. И даже если возьмётся сегодня, то достройку 3-го блока обещает только к 2025 году, тогда как БелАЭС почти завершена, остаётся только протянуть ЛЭП и установить вставку постоянного тока.

Неплохие перспективы у Балтийской АЭС (предположительный срок сдачи — 2025 год, готовность энергоблоков порядка 25%). К этому моменту от АЭС откажется ещё и Швеция. К тому же Польша и Литва, в соответствии с договорённостями с ЕС, обязались закрыть свои устаревшие тепловые станции. Новые же, в соответствии с Парижским соглашением, энергокомпании строить не могут. Это ещё больше обострит дефицит энергомощностей в регионе.

Да, строительство приостановлено, однако не прекращено. На то, что оно будет продолжено, указывает строительство ЛЭП для станции: 170 км в текущем году.

Итого разрыв БРЭЛЛ, затеянный Прибалтикой с подачи ЕС, — это, безусловно, негатив, радоваться тут нечему. Единственная возможность извлечь из него пользу — закрепиться в энергобалансе Европы. В нём грядут серьёзные перемены, и, по счастью, они совпадают с заявленной датой «отчаливания» Прибалтики.

Сегодня против поставок энергии белорусской и российской атомных станций в Европу горячо выступает Литва. Этим летом был даже принят весьма знаковый закон о запрете экспорта энергии из РБ, а также её импорта в третьи страны. Об импорте тут совсем неспроста. Дело в том, что энергомосты работают в обе стороны. От LitPolLink можно запитать Польшу, от NordBalt — Швецию и т. д. Но это сегодня. Посмотрим, что скажет на это ЕС. Германия и Швеция начнут «тушить» АЭС, а Польша с Литвой — тепловую генерацию.

Вторая перспективная задача союзной энергетики — энергосистема ЕАЭС. Во многом она уже существует — тот самый Энергетический Совет СНГ. Энергосистемы среднеазиатских республик до сих пор синхронизированы с российской через Казахстан. Кроме того, имеются и новые наработки — проекты России с республиками (вроде наведения энергомостов с Ираном через Армению).

Однако основным проектом могло бы стать создание среднеазиатского энергокольца (ОЭС ЦА), вернее, его восстановление.

Источник: geoenergetics.ru

Делать это необходимо сразу по ряду причин: глубокая связь энергетических и водных проблем в регионе, экспансия китайского капитала в энергетику Средней Азии и попытки такой экспансии американского капитала в энергетику Армении. К тому же именно Средняя Азия может стать потребителем ветроэнергетического дивизиона «Росатома», а строителям из Беларуси стоит присмотреться к программе строительства малых ГЭС в Кыргызстане, работы там хватит надолго. Собственно, о таких планах (строить энергетические объекты за рубежом) в Беларуси уже заявили, но в партнёрах у них пока китайские компании.

Иными словами, какое бы направление работы мы ни брали (северное или южное), логика работы союзной энергетики будет одинакова — восстановление позиций, утерянных в постсоветский период, и наращивание экспортного потенциала.

www.sonar2050.org

Россия и Белоруссия могут исключить Прибалтику из кольца БРЭЛЛ

Геоэнергетика - Аналитический онлайн-журнал

Аналитический онлайн-журнал

Геоэнергетика - Аналитический онлайн-журнал

geoenergetics.ru

Электрическое кольцо БРЭЛЛ Википедия

Электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (ЭК БРЭЛЛ) — синхронный режим работы энергетических систем Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (на единой частоте тока 50 Гц), сложившийся на основе соглашения от 7 февраля 2001 года и названный по первым буквам названий этих государств. Предполагает связь линий электропередач всех пяти государств в условное Электрическое кольцо для которого установлены общие принципы организации совместной работы, обмен электроэнергией и поддержку друг друга резервами в случае аварийных ситуаций.

Управление БРЭЛЛ

Высшим органом управления Электрического кольца БРЭЛЛ является Встреча руководителей сторон соглашения об Электрическом кольце БРЭЛЛ. На этих встречах принимаются принципиальные решения по стратегическим вопросам управления работой кольца и совершенствования параллельной работы энергосистем, утверждаются нормативно-технические документы[1].

Комитет энергосистем БРЭЛЛ — рабочий орган, сформированный сторонами соглашения для реализации взаимодействия сторон соглашения, а также подготовки и согласования документов, регламентирующих параллельную работу энергосистем кольца[2].

Стороны соглашения БРЭЛЛ

Сторонами соглашения БРЭЛЛ в настоящее время являются:

БРЭЛЛ и Калининградская область России

Так как Калининградская область является субъектом-анклавом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами, её энергосистема долгое время была связана с Единой энергетической системой России через электрические сети энергосистем стран БРЭЛЛ. В связи с неоднократно декларируемыми выходами Литвы и прочих стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ к 2025 году, что могло выделить Калининградскую энергосистему на изолированную от Единой энергетической системы России работу, правительством России был инициирован комплекс мероприятий для обеспечения надёжной работы энергосистемы при таком сценарии. 1 марта 2018 года были введены в эксплуатацию Маяковская ТЭС в г. Гусеве и Талаховская ТЭС в г. Советске[3]. К концу 2018 года ожидается сдача Приморской ТЭС в г. Светлом, а в 2019 году — Прегольской ТЭС в Калининграде. Это обеспечивает безопасное функционирование энергосистемы Калининградской области в случае прекращения действия соглашения по электрокольцу БРЭЛЛ (выхода из него каких-либо стран Балтии и пр.)[4].

Примечания

См. также

wikiredia.ru

Отказ от электрического кольца БРЭЛЛ: кто быстрее

 В начале марта на востоке Калининградской области в городах Гусеве и Советске президент России Владимир Путин торжественно ввел в эксплуатацию Маяковскую и Талаховскую тепловые электростанции.

Но на этом, со слов президента, модернизация калининградской энергетики не закончится и уже осенью этого года будет запущен первый энергоблок Прегольской ТЭС, через пару месяцев начнут работу все остальные блоки, а к апрелю 2019 года Прегольская электростанция на 456 мегаватт выдаст 100% своей мощи. Летом же 2020 года в полную резервную мощь начнет работать и Приморская ТЭС в Светлом.

Все это говорит об одном: Калининградская область близка к полной энергетической независимости и вполне может опередить Прибалтику в ее планах выхода из электрокольца БРЭЛЛ (энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы).

Теперь немного предистории… Уже более 10 лет Латвия, Литва и Эстония кричат о желании «отключиться от России и синхронизироваться с Западом». По их собственным меркам окончательное и бесповоротное их отсоединение от электрокольца БРЭЛЛ должно произойти в 2025 году. Все это время в странах Балтии ждали от России первого шага – переговоров, мол, не надо, не выходите «из кольца», не оставляйте нашу Калининградскую область без света, мы готовы на любые уступки и так далее, но Москва вместо того, чтобы унижаться, взяла и за пару лет самостоятельно решила свои проблемы. Вроде бы, радоваться должны в Прибалтике, ненавистный оккупант сам сбегает, но почему-то реакция оказалась абсолютно обратной. Москва теперь в их глазах шантажист и на нее дико обижены. 

А почему все прекрасно понимают. Кричать и делать – две разные вещи. И в Прибалтике знают, что отключение от энергосистемы БРЭЛЛ станет катастрофой для их экономик, по крайней мере, сейчас точно. Ведь для полного перехода Прибалтики на европейские сети необходимо 500 миллионов евро, да и трудов невпроворот. На днях в Литве даже похвастались тем, что они близки к осуществлению своей давней мечты, заявив, что «находящаяся в Битенай трансформаторная подстанция 330 кВ будет расширена в трансформаторную подстанцию 330/110/10 кВ, а между Пагегяй и Битенай будет проложена новая современная линия электропередачи мощностью 110 кВ». Одновременно с этим указывается на то, что глава минэнергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас уже дал распоряжение о выделении почти 4 млрд евро на перевод работы энергосистемы страны на европейские стандарты...». 

Вы обратили внимание, что все снова в будущем времени?! Но даже если мы представим, что планы их и правда воплотятся в жизнь, легче им от этого все равно не станет. Выйди Прибалтика полностью из электрокольца БРЭЛЛ, она окажется в полной зависимости от ЕС, в тотальной, я бы даже сказала. И так однажды уже с ними случилось – с АЭС! Но тут, как говорится, хозяин барин. Главное, что Россия себя обезопасила со всех сторон, ни под чей каблук она прогибаться не намерена и более того, теперь сама еще пинка под зад всем жаждущим дать может.

tehnowar.ru

Балтийские сёстры и кольцо БРЭЛЛ: на словах намерены выйти, на деле хотим остаться / Baltnews

Идея о выходе стран Балтии из единого с Россией и Беларусью энергетического кольца БРЭЛЛ и синхронизация с электросетями западных стран носит явно долгоиграющий характер. Но прежде всего - это очень сложная и дорогостоящая техническая задача. BaltNews.lv попытался разобраться в ситуации с учетом разные аспектов проблемы.

В сентябре тема «развода» с восточными энергосетями вновь стала актуальной. И проблема — опять в европейском финансировании. Чтобы получить его под этот проект, Латвии, Литве и Эстонии нужно прийти к соглашению о способе синхронизации. Причем сделать это надо, как говорит заместитель председателя Еврокомиссии по вопросам энергетики Марош Шефчович, до 2019 года, когда заканчиваются полномочия нынешнего состава еврокомиссаров.

Но переговоры «балтийских сестер» упорно заходят в тупик. Подписать меморандум в июне снова не вышло. А заинтересованы ли страны Балтии вообще в этой синхронизации? Объективно, если отбросить политическую риторику?

Немного теории

Большинство генераторов электростанций, за исключением солнечных панелей, вырабатывают переменный ток. Такой же ток течет в проводах высоковольтных ЛЭП — и, гораздо меньшего напряжения, в домашних электросетях. Есть разные его виды, но в общем случае его диаграмму можно представить, как синусоиду. Такой ток характеризуется частотой, напряжением, силой тока и еще рядом параметров.

Главное: просто взять и подключить в одну цепь два генератора, вырабатывающих переменный ток — невозможно!

А любая электросеть, это в принципе — генератор с проводами до потребителя. Но даже если напряжение, сила тока и частота в двух сетях совпадают, обязательно должны совпадать и фазы! То есть, пики и спады синусоиды. Иначе, при их значительном несовпадении, оборудование просто выйдет из строя. Для этого и служит процедура синхронизации.

Если требуется подключить друг к другу две несинхронизированные магистральные линии, используется так называемая вставка постоянного тока (ВПТ). В принципе, это электроподстанция, где сначала переменный ток преобразуется в постоянный, а тот в свою очередь — снова в переменный, с нужными параметрами. Оснащена она мощными трансформаторами, выпрямителями, инверторами и прочим, очень дорогостоящим оборудованием. Пока электросети стран Балтии синхронизированы с энергетическим кольцом БРЭЛЛ, именно по такой схеме работают линии NordBalt (Литва-Швеция) и LitPolLink (Литва-Польша), а также EstLink и EstLink 2 (Эстония — Финляндия).

То есть, синхронизируясь с ЕС, страны Балтии автоматически выходят из кольца БРЭЛЛ. И теряют доступ к российскому энергетическому пространству!

И становятся частью европейской энергосистемы ENTSO-E. После этого, чтобы, например, закупить какую-то часть электроэнергии у России или Беларуси, придется строить на этом направлении ВПТ. Брать и там — и там напрямую не получится чисто технически!

«Самим не хватает — а что продаем?»

Сегодня из всех трех стран Балтии полностью обеспечивает себя электричеством только Эстония. Страна даже в плюсе: выработано 24% «лишней» энергии. А поскольку храниться на складе она, разумеется, не может, — то эта электроэнергия пошла на экспорт.

В свою очередь Латвия вынуждена, имея целый каскад ГЭС, ряд крупных ТЭС и «ветряные парки», импортировать 14% электричества.

Но самая проблемная ситуация в Литве. После закрытия «Игналины», страна импортирует около 80% необходимой электроэнергии. И в то же время именно Литва наиболее активно пиарит необходимость синхронизации. Одновременно являясь не только импортером — но и экспортируя энергию на Запад.

Конечно, это не экспорт в классическом понимании… Переток в единой электросети из страны в страну, это нормальная практика. Где-то сейчас его избыток, где-то дефицит; попросту, щелкает реле — и энергия пошла в другом направлении. Смычки с Польшей и Швецией позволяют Литве это делать. Напомним: всего при 20% собственной генерации!

Основной аргумент литовской стороны — падение цен. Как сказал вскоре после их ввода в строй глава электропередающей компании Litgrid Дайнис Вирбицкас, "воздействие новых смычек NordBalt и LitPol Link превысило наши ожидания. Мы с латышами — единственные в Балтийских и Северных странах, где рыночная цена на рынке электроэнергии в прошлом году снизилась. Новые смычки позволили диверсифицировать источники импорта электроэнергии и мы ощутили выгоду от этого с первых дней их эксплуатации…" Насколько такие заявления оправданы?

Ваш корреспондент провел небольшое исследование. Любой желающий при определенном терпении может его повторить.

Сначала надо постараться найти корреляцию между динамикой колебания оптовых цен на бирже электроэнергии Nord Pool Spot (NPS) для стран Балтии — и с теми числами, когда были задействованы LitPol Link и NordBalt, — и с теми, когда «шведская смычка» выходила из строя.

А ломалась она в прошлом году часто. Сразу скажу: зависимости между работой «смычек» — и колебаниями цен замечено не было. Тогда надо взять ту же ценовую динамику — и сравнить ее с колебаниями температуры воздуха в регионе и со временем года. Здесь корреляция прослеживается довольно четко. Рынок как бы резонирует, «дышит», в ответ!

«Искушение русским током»

По данным Litgrid из импортированных Литвой в феврале этого года 78% электроэнергии, 26% пришло из Латвии, Эстонии и Финляндии, 23% из Швеции и «немногим более половины — из третьих стран». То есть, называя вещи своими именами, 51% энергодефицита был покрыт через кольцо БРЭЛЛ. Легко подсчитать, что от общего энергопотребления это составит 40 — 42% без малого.

Но на самом деле процент российской энергии в этих «78 процентах» выше.

Так, в число российской можно добавить и изрядную часть «финской электроэнергии», которая поступает из Финляндии через Эстонию. А в Финляндию она импортируется из России через самую мощную в мире вставку постоянно тока в Выборге (передаваемая мощность — более 1400 МВт; работает с 1981 года). Сама страна большую часть года не покрывает собственной генерацией своих потребностей, закупая недостающее электричество у Швеции и РФ.

То есть, сначала, через ВПТ в Выборге, российская электроэнергия поступает в Финляндию. А потом, через ВПТ на «смычке» EstLink — в Эстонию. После чего начинает фигурировать в сводках уже как «финская». Таким образом, из всей импортированной Литвой в феврале электроэнергии, можно безоговорочно считать европейскими шведские 23% — и часть эстонских 24% положительного энергобаланса! В то же время и Латвия, при дефиците собственной генерации, поставляет в Литву «транзитное» электричество. В Латвию и Эстонию оно подается также напрямую из России.

Еще в 2013 году системные энергооператоры трех «балтийских сестер» пытались договориться об ограничении российской «электрической экспансии». Предусматривалось, что, во-первых, «…продавцы электроэнергии из России и Белоруссии могут продавать электричество в страны Балтии (при помощи соединений между Эстонией и Россией, Латвией и Россией, Литвой и Беларусью, а также Литвой и Калининградом) только при помощи биржи электроэнергии Nord Pool Spot (NPS)». А во-вторых, что «…в соответствии с методикой, согласованной с системными операторами стран Балтии, всё полученное из третьих стран электричество NPS направляет в регион на границе между Литвой и Белоруссией. На эстонской и латвийской границах с Россией возможностей торговли не существует».

Однако, если посмотреть динамическую схему на сайте компании "Augstsprieguma tīkls", видно, что прямой переток энергии до сих пор происходит. И очень наглядно, как он может мгновенно изменить направление на прямо противоположное.

В этом — основная особенность кольца БРЭЛЛ. «Поставщики электроэнергии не могут влиять ни на режим поставки, ни на маршрут, ни на объемы транзита через конкретную страну». Поэтому направление, откуда формально поступила электроэнергия, не является показателем ее происхождения! И если мгновением раньше энергия в Литву поступала через Белоруссию, то уже через секунду тот же поток может быть перенаправлен через Эстонию и Латвию. Этот принцип закладывался в энергосистему БРЭЛЛ изначально; фактически она была и есть — часть единой энергосистемы СССР. Она и создавалась, как единое и эффективное целое!

С учетом вышесказанного, можно с большой долей вероятности предположить, что до 60 — 70% импортированной Литвой электроэнергии — это всё та же «розетка Москвы»… Попросту говоря, Литва экспортирует в Швецию российскую электроэнергию.

Напрашивается естественный вывод. ОБЪЕКТИВНО Литва заинтересована в создании дополнительных энергосмычек с Западом. Заметьте, не в синхронизации — а именно в прокладке новых кабелей и строительстве ВПТ! Иначе страна сразу превращается в энергетическую окраину и теряет роль транзитера.

«И дорого — и "не надо"»…

Смычка NordBalt стоила 550 миллионов евро. Финансировал проект частично Евросоюз, а частично — его участники, Литва и Швеция. Мгновенная максимальная мощность — или, чтобы было понятней, «пропускная способность» кабеля, — 700 МВт. Смычка LitPolLink, мощностью в 500 МВт, обошлась в 370 млн. евро. Ее строительство также велось «вскладчину». Евросоюз оплатил €193,7 млн. Оставшиеся расходы взяли на себя компании, занимающиеся эксплуатацией электросетей Литвы (Litgrid) и Польши (PSE). Поэтому о полном финансировании проекта из европейских денег никто и не говорит!

Проведем несложный расчет… Если в январе нынешнего года Литва потребила, как сообщалось, рекордные за последние 3 года 980 ГВт, то средний объем энергодефицита — 784ГВт (80%). Чтобы передать такое количество энергии, обеим смычкам пришлось бы работать безостановочно, на полной своей мощности и только «на прием», 27,2 дня. Практически весь месяц и только для того, чтобы обеспечить потребности страны!

Что практически нереально: любое оборудование нуждается в техобслуживании, а иногда просто выходит из строя. К тому же рабочая мощность всегда оказывается ниже проектной. Про экспорт транзитного электричества тоже придется забыть. Необходима прокладка новых кабелей, в тех же ценах. Плюс затраты на синхронизацию…

По такой же схеме и в ценах того же порядка строились оба энергомоста Эстония — Финляндия: EstLink и EstLink-2. Строительство второго обошлось в 320 миллионов. Суммарная мощность в 1000 МВт (350 + 650), что способно обеспечить целиком потребности этой, подчеркну, ЭНЕРГОНЕЗАВИСИМОЙ страны, которая дает 100% своей генерации и может свободно пользоваться российским электричеством.

Поэтому Эстония также заинтересована в стабилизации ситуации на нынешнем уровне.

А в чем заинтересована в этой ситуации Латвия? Вот какими соображениями поделился с BaltNews.lv Ивар Зариньш, депутат Сейма, до этого работавший в области энергетики.

Депутат Сейма Ивар Зариньш ("Согласие").

© BaltNews.lv

Депутат Сейма Ивар Зариньш ("Согласие").

Как политик, он считает, что основная проблема Латвии здесь — это отсутствие энергетической стратегии. Выгодная, знакомая нам по очень многим областям ситуация. Можно принимать сегодня одни, завтра — другие решения. Можно ставить перед собой прямо противоположные цели. Например, с одной стороны — дешевая электроэнергия «для народа», а с другой стороны, требующая крупных капиталовложений энергонезависимость страны или дотационная «зеленая энергетика».

Типичная «ситуация мутной воды» очень удобна, привычна и понятна. Вырывая из контекста один — или другой, действительно актуальный аспект, всегда можно продвинуть нужное решение.

Можно писать «проекты» с нулевым или даже отрицательным результатом — и получать под них финансирование. В свою очередь, единая стратегия — это определение «целевого коридора» и последовательной цепочки шагов.

Если ставка на энергонезависимость, это один план действий, если — на дешевое электричество для конкурентоспособного производства, то — совсем другой!

Если некий баланс между ними — то четкое понимание, как далеко мы можем сделать шаг в ту, или иную сторону! Всё остальное, что туда не входит, просто отсекается!

Если Латвия примет участие в масштабном и очень дорогом проекте по синхронизации, то энергетическая стратегия у страны неизбежно появится. Нынешняя стабильная схема энергопотоков — и всего 14% энергодефицита — позволяют не принимать такого решения. Поэтому, сделаю вывод, Латвия будет делать всё, чтобы не договориться со своими «сестрами» по этому вопросу.

Цена вопроса — и суть ответа

Безусловно, оптовая (розничная зависит совсем от иных факторов…) цена на электроэнергию зависит и от диверсификации рынка. Даже при строительстве энергомостов с Западом, вклад каждой из стран-участниц проекта составляет около 100 миллионов евро. После грядущей синхронизации оплачивать строительство ВПТ на восточном направлении, даже частично, Евросоюз, разумеется, не будет. Но своими силами создавать такие подстанции, это слишком дорого.

Так строительство подстанций с обеих сторон кабеля NordBalt обошлось более чем в 200 млн. евро. В сущности, эти подстанции — это и есть одна ВПТ. Только выпрямители и инверторы разнесены в ней по разным берегам моря, а между ними проложен длинный кабель, по которому течет постоянный ток.

Стоимость самой синхронизации, по оценке Ивара Зариньша, могла бы составить порядка миллиарда евро!

А вот, что говорится по поводу ВПТ в Выборге: «Передачу электроэнергии постоянным током выбрали по экономическим соображениям. Если бы использовалась обычная линия с переменным током, электрические системы СССР и Финляндии было бы необходимо синхронизировать. Затраты на синхронизацию превысили бы экономический эффект от экспорта».

То есть, ни состоятельная Финляндия, ни могучий СССР не посчитали в своё время экономически целесообразным решать эту задачу.

Но даже если европейские деньги позволят это осуществить… Чтобы сохранить диверсифицированный рынок после синхронизации, нужна была бы сеть ВПТ во всех трех странах, для работы на восточном направлении. Общие затраты на нее могли бы составить также порядка миллиарда евро.

Из всего, вышесказанного, можно сделать простой и естественный вывод: все три «балтийские сестры» экономически не заинтересованы в выходе из БРЭЛЛ. «Пока можно не делать, то лучше и не делать!» Нынешнее статус-кво объективно всех устраивает.

И те, кто принимает решения, это отлично понимают. Поэтому «договориться» никак не получается. Другое дело — обещания, мелкое лоббирование интересов западных компаний и еще один аспект антироссийской риторики. Но это, действительно, уже совсем иная тема.

 

baltnews.lv

Электрическое кольцо БРЭЛЛ Вики

Электрическое кольцо Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (ЭК БРЭЛЛ) — синхронный режим работы энергетических систем Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (на единой частоте тока 50 Гц), сложившийся на основе соглашения от 7 февраля 2001 года и названный по первым буквам названий этих государств. Предполагает связь линий электропередач всех пяти государств в условное Электрическое кольцо для которого установлены общие принципы организации совместной работы, обмен электроэнергией и поддержку друг друга резервами в случае аварийных ситуаций.

Управление БРЭЛЛ[ | код]

Высшим органом управления Электрического кольца БРЭЛЛ является Встреча руководителей сторон соглашения об Электрическом кольце БРЭЛЛ. На этих встречах принимаются принципиальные решения по стратегическим вопросам управления работой кольца и совершенствования параллельной работы энергосистем, утверждаются нормативно-технические документы[1].

Комитет энергосистем БРЭЛЛ — рабочий орган, сформированный сторонами соглашения для реализации взаимодействия сторон соглашения, а также подготовки и согласования документов, регламентирующих параллельную работу энергосистем кольца[2].

Стороны соглашения БРЭЛЛ[ | код]

Сторонами соглашения БРЭЛЛ в настоящее время являются:

БРЭЛЛ и Калининградская область России[ | код]

Так как Калининградская область является субъектом-анклавом Российской Федерации, полностью отделенным от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами, её энергосистема долгое время была связана с Единой энергетической системой России через электрические сети энергосистем стран БРЭЛЛ. В связи с неоднократно декларируемыми выходами Литвы и прочих стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ к 2025 году, что могло выделить Калининградскую энергосистему на изолированную от Единой энергетической системы России работу, правительством России был инициирован комплекс мероприятий для обеспечения надёжной работы энергосистемы при таком сценарии. 1 марта 2018 года были введены в эксплуатацию Маяковская ТЭС в г. Гусеве и Талаховская ТЭС в г. Советске[3]. К концу 2018 года ожидается сдача Приморской ТЭС в г. Светлом, а в 2019 году — Прегольской ТЭС в Калининграде. Это обеспечивает безопасное функционирование энергосистемы Калининградской области в случае прекращения действия соглашения по электрокольцу БРЭЛЛ (выхода из него каких-либо стран Балтии и пр.)[4].

Примечания[ | код]

См. также[ | код]

ru.wikibedia.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта