Eng Ru
Отправить письмо

Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей. Эксплуатация аккумуляторных батарей


Правила эксплуатации аккумуляторных батарей

Каждая аккумуляторная батарея, будь то источник питания для автомобиля или же простая батарейка, с помощью которой осуществляется работа того или иного инструмента или гаджета, нуждается в корректном использовании и уходе. Соблюдая правила эксплуатации аккумуляторных батарей, можно обеспечить длительный срок их службы — так, чтобы они, как положено, выработали свой ресурс. Известно, что к каждому электроинструменту, оснащенному батареями (а также к самим АКБ), всегда прилагается инструкция по эксплуатации, заглянуть в которую никогда не будет лишним. Здесь мы рассмотрим основные тонкости, связанные с тем, как правильно пользоваться разными видами батарей, в зависимости от сферы их применения.

Известно, что батареи для автомобиля бывают обслуживаемыми и необслуживаемыми. К обслуживаемым относятся свинцово-кислотные, а к необслуживаемым — большей частью гелевые и AGM-аккумуляторы. Они более удобны и универсальны в использовании. Поскольку жидко-кислотные батареи до сих пор находятся в приоритете у многих водителей по причине их невысокой цены и надежности, будет справедливо вначале рассказать об особенностях их применения.

Особенности применения жидко-кислотных автомобильных аккумуляторов

Проверка электролита

Если батарея вашего автомобиля заполнена внутри «банок» электролитической жидкостью, это значит, что периодически нужно будет проверять ее плотность и уровень. Время от времени придется доливать в аккумулятор дистиллированную воду. Обслуживаемые АКБ всегда имеют доступ к отсекам, и уровень жидкости нужно проверять в каждом из них.

Проверка электролита в аккумуляторе

Для чего требуется доливка дистиллированной воды? Дело в том, что у всех жидких автомобильных батарей в процессе работы происходит постепенное снижение уровня электролитической жидкости, а процент серной кислоты, наоборот, становится больше, потому что вода испаряется. Это называется повышением плотности электролита. Именно оно оказывает негативное влияние на качество функционирования батареи. Если в течение от одного до трех месяцев жидкость испаряется до критического уровня (в аккумуляторе ее становится мало, и свинцовые пластины могут оголиться), следует проверить регулятор уровня напряжения на предмет его исправности. В норме сильное падение уровня жидкости наблюдается, как правило, в течение 2-4 лет после того, как началась интенсивная эксплуатация аккумулятора после его приобретения.

Скорость, с которой испаряется жидкость внутри аккумуляторных «банок», зависит от многих факторов:

  • уровень качества самих АКБ;
  • неправильная эксплуатация аккумуляторных батарей;
  • исправность электрического оборудования автомобиля;
  • погодные условия и режимы поездок.

Проверка напряжения

Как видите, обслуживаемая автомобильная батарея требует к себе особого отношения. Кроме того, в процессе эксплуатации АКБ, раз в два-три месяца настоятельно рекомендуется проверять ее показатель напряжения, который в норме составляет от 12 до 12,8 В. При этом, важно помнить о том, что если U становится ниже 11,6 В, ваш аккумулятор срочно нуждается в полной зарядке с помощью подходящего к нему зарядного устройства.

Проверка напряжения

При эксплуатации аккумуляторных батарей жидко-кислотного типа важно также помнить о том, что скорость саморазряда у них достаточно высока по сравнению с более дорогостоящими современными аналогами. Она может достигать 10-14% в месяц, а после того, как длительность службы АКБ превышает 2 года, саморазряд становится больше, как минимум, в три раза. Если ваша батарея долго не используется, не забывайте о ее регулярной подзарядке. Хотя бы раз в 2 месяца.

О выборе правильного ЗУ

Если применяемое зарядное устройство имеет зарядное U ниже, чем 13,8 вольт, аккумулятор постоянно будет недозаряженным. Это может быстро привести к тому, что называется «хроническим недозарядом», в результате которого КПД аккумулятора и его емкость падают. Поэтому всегда следует использовать только подходящее зарядное устройство.

ЗУ для аккумулятора

Помните о том, что эксплуатация батарей при постоянном заряде не больше 50-60 процентов очень быстро приведет к потере емкости, потому что активная масса электродов внутри АКБ будет подвержена ускоренному оплыванию.

Как стареет жидко-кислотная АКБ

Чем старше становится аккумулятор вашего автомобиля, тем больше будет процент его естественного износа со временем:

  • Сечение главных элементов конструкции электрода со знаком «плюс» станет значительно меньше, что приведет к повышению сопротивления внутри аккумулятора. Новая батарея имеет гораздо меньшее сопротивление, вследствие чего и разрядное напряжение у нее намного выше.
  • Если эксплуатация АКБ осуществляется постоянно и долго, емкость ее постепенно снижается. Потому что уровень активных веществ, которые участвуют в электрохимических преобразованиях, снижается.
  • Со временем будет увеличиваться расход дистиллированной воды в процессе обслуживания аккумулятора. Через год воды потребуется в 1,5 раза больше, а через два года — в 2-3 раза больше.

Доливание дистиллированной воды в АКБ

Советы по эксплуатации

Для того чтобы ваша жидко-кислотная батарея работала как можно дольше, следует соблюдать несколько правил и руководствоваться следующими показателями:

  • Проверяйте плотность электролита в каждом отсеке АКБ. В норме она составляет 1,27 гр/см3.
  • Показатель U в разомкнутой электрической цепи при замерах мультиметром не должен опускаться ниже 12,5 вольт.
  • Следите за надежным креплением батареи в машине.
  • Если аккумулятор сильно разряжен, позаботьтесь о том, чтобы как можно скорее приступить к его полноценной зарядке.
  • Не злоупотребляйте короткими и нерегулярными «подзарядками», снижающими емкость АКБ.
  • Все работы по обслуживанию жидко-кислотной батареи выполняйте в защитных перчатках.
  • Помните о взрывоопасности жидкой кислоты и не заряжайте такой аккумулятор вблизи источников открытого огня и при высоких температурах.
  • Регулярно проверяйте состояние клемм на предмет загрязнений и белого налета в виде окисей тяжелых металлов. Почему окисляются клеммы аккумулятора, читайте здесь →

Своевременная проверка аккумулятора убережет вас от неприятных сюрпризов и продлит его срок службы.

Особенности применения гелевых автомобильных аккумуляторов

Безусловно, эксплуатация гелевых аккумуляторов может показаться гораздо более простой, если сравнивать ее с дешевыми «кислотниками».

С одной стороны это, действительно, так. Поскольку внутри такого источника тока находится не жидкость, а гель, он более безопасен в применении и не подвержен взрывоопасности. Гелевую АКБ при необходимости можно положить на бок и повернуть любой стороной, и с ней ничего не случится.

Срок эксплуатации у гелевых батарей намного больше. К тому же, они не требуют никакого обслуживания внутри: им не нужна заливка дистиллированной воды и регулярная проверка внутреннего состояния «банок». Поэтому возникает вопрос — не лучше ли сразу заплатить тысяч 10 или 15, чтобы «не париться» лишний раз?

Гелевая АКБ для авто

С одной стороны, преимущества гелевых АКБ очевидны. Однако при эксплуатации аккумулятора этого типа необходимо соблюдать ряд определенных предписаний, иначе «посадить» дорогостоящий аккумулятор можно в два счета.

Если вы приобретаете гелевую АКБ, исправность бортовой сети вашего автомобиля и его составляющих, связанных с аккумуляторным питанием, должна находится на самом высоком уровне:

  • Ток должен подаваться стабильно и точно.
  • Напряжение во всех частях бортовой электросети автомобиля не должно быть скачкообразным. Если оно «скачет», аккумулятор сразу же может необратимо выйти из строя.
  • Генератор и реле-регулятор должны работать исправно, поддерживая напряжение в гелевой батарее не больше цифры в 14,4 В.
  • Что касается реле-регулятора, многие опытные автомобилисты рекомендуют сразу установить в машину запасное реле в случае приобретения гелевой АКБ. Если одно реле вдруг «накроется», другое, в данном случае, спасет батарею.
  • Следует сразу же приобрести зарядное устройство, желательно с автоматическим режимом зарядки гелевых аккумуляторов.
  • Если вдруг напряжение в АКБ становится выше 14,4 вольт (это уже критический показатель), обязательно должен сработать регулятор напряжения.

Как видите, несмотря на все положительные характеристики и внешние удобства эксплуатации аккумулятора такого типа, гелевые батареи очень капризны и также требуют особого к себе отношения. Только в несколько ином виде. Ради них водителю придется еще дополнительно потратиться на приведение в идеальный порядок бортовой сети автомобиля.

Особенности применения щелочных батареек

Как бы удивительно это ни выглядело, но эксплуатация никель-кадмиевых аккумуляторов, иными словами, обычных батареек, на которых работают электроинструменты и прочие бытовые приборы, тоже имеет свои тонкости и особенности. Их обязательно следует знать для того, чтобы элементы питания правильно вырабатывали свой ресурс.

При эксплуатации никель-кадмиевых батареек нужно иметь в виду то, что им свойственен так называемый «эффект памяти». Если такие аккумуляторы подвергать частой и не очень длительной подзарядке, а также подключать к ним ЗУ, когда разряд их происходит не полностью, они как бы «запоминают» тот уровень заряда, который у них оставался, и работают не в полную силу. Поэтому у пользователя может сложиться впечатление, что АКБ вышли из строя. Но это не так.

Ni-Cd аккумуляторы

Чтобы избавиться от «эффекта памяти» и возвратить никель-кадмиевым батарейкам хороший уровень емкости, их обязательно следует «прогнать» с помощью нескольких циклов «заряд-разряд». Не злоупотребляйте быстрыми подзарядками и не бойтесь оставлять их разряженными. Такие элементы глубоких разрядов не боятся.

Никель-металлогидридные, или Ni-MH аккумуляторы, напротив, не любят глубоких разрядов и подвержены влиянию перепадов температур.

Если вы храните такие батарейки долго без применения, а потом вдруг появилась необходимость ими воспользоваться, они не подведут вас и будут работать полноценно, даже если вы не пользовались ими несколько месяцев. Потребуется только небольшая подготовка их к работе: восстановите их емкость, зарядив и разрядив несколько раз.

Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов с периодическим их применением может составлять до пяти лет. Хранить их нужно в теплом и сухом месте, желательно отдельно от электроинструмента или иного бытового прибора.

Когда речь заходит о понятии «щелочные аккумуляторы» с применением никелевых соединений, некоторые пользователи часто путают никель-металлгидридный аккумулятор с никель-кадмиевым. Они отличаются между собой главным образом тем, что Ni-Cd элементы — самые неприхотливые в эксплуатации, редко перегреваются, и их «старение» происходит очень медленно, что очень выгодно для пользователя.

Особенности применения литий-ионных и Li-pol батареек

Эксплуатация литий-ионных аккумуляторов также имеет свои особенности. При этом, правила эксплуатации Li-Ion и литий-полимера фактически идентичны, учитывая то, что современные технологии помогли устранить технические недостатки всей литиевой «линейки».

Как известно, первые Li-Ion батареи были довольно опасными и часто взрывались — главным образом, при перегреве. Сейчас все аккумуляторы этого типа снабжены контроллером уровня напряжения, который не позволяет U подниматься выше требуемого.

Li-Ion аккумуляторные батарейки

Для того чтобы продлить срок службы литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов, соблюдайте следующие несложные рекомендации:

  • Всегда следите за тем, чтобы заряд Li-Ion или Li-полимерных аккумуляторов составлял, как минимум, 45%. Литий не любит глубокого разряда и очень к нему чувствителен.
  • Поддерживайте этот показатель заряда стабильно, не уменьшайте его.
  • Частые подзарядки таким батарейкам, вопреки распространенному мнению, не повредят. Главный плюс любого литий-ионного и li-pol аккумулятора состоит в том, что ни у тех, ни у других нет «эффекта памяти».
  • Не допускайте их перезаряда или перегрева: они довольно чувствительны.
  • Новым Li-Ion аккумуляторам можно провести несколько циклов «заряд-разряд». Но не с целью убрать «эффект памяти», а для того, чтобы откалибровать их контроллер для его правильной и четкой работы. Подробнее о калибровке аккумуляторов читайте здесь →

Эксплуатация аккумулятора любого типа имеет особенности и нюансы, которые пользователь всегда должен иметь в виду. Это поможет больше узнать как об автомобильных аккумуляторах, так и о самых обычных батарейках, вникнуть в суть их работы и продлить срок их службы при использовании.

batteryk.com

Эксплуатация аккумуляторной батареи: советы профессионалов с фото

Пред тем, как приступить к прочтению этого материала, советуем прочесть страницу «Аккумуляторные батареи».

Если АКБ в течение трёх-четырёх месяцев не эксплуатируется, то она разряжается и нуждается в перезарядке.

Саморазряд – это свойство, которое присуще всем видам аккумуляторных батарей. У одних оно больше, у других, качественных и дорогостоящих, меньше.

Ниже вставляем две иллюстрации, на которых изображены графики саморазряда.

Первая фотография показывает саморазряд в зависимости от времени.

На второй фотографии график зависимости саморазряда от плотности электролита в аккумуляторе.

Эксплуатация АКБ автомобиляЭксплуатация АКБ автомобиля

Бывают случаи, когда подзарядка требуется даже для таких АКБ, которые эксплуатируются.

Если аккумуляторная батарея находится в нормальном состоянии и полностью заряжена, тогда плотность электролита в ней находится в пределах 1.27- 1.28 г/см3, а напряжение 12.7 вольт.

Разреженность батареи определяется по плотности электролита – чем меньше плотность, тем более разряжена батарея.

Для ориентировки отметим, что когда плотность снижается на 0.01 г/см3 , то разрядка батареи составляет 6-8%.

Ниже вкладываем график, по которому можно оценить зависимость разреженности аккумулятора от плотности электролита.

Для сверки следует взять плотность электролита с той банки, на котором она минимальная.

Совет: Если, разряженность аккумулятора, который стоит на автомобиле, летом составляет 50%, а зимой 25%, его обязательно надо снять и зарядить. Учтите, что разряженный аккумулятор зимой вполне может замерзать. При температуре окружающей среды -20°С, аккумуляторная батарея с плотностью электролита 1.2 г/см3замерзает.

Правильная подзарядка аккумулятора

Еще одним признаком для подзарядки аккумулятора является случай, когда плотность электролита в разных банках отличаются друг от друга более чем на 0.02 г/см3

Правильная зарядка батареи требует оптимальный выбор тока, который должен составлять 0.05 от ёмкости самой батареи.

Это значит, что для подзарядки аккумуляторной батареи с ёмкостью 55 Ач, оптимальным является сила тока 2.75А.

Совет: Чем ниже сила зарядного тока, тем глубже аккумулятор подзаряжается.

 

Когда батарея заряжается сильным током, тогда электролит начинает кипеть до полной подзарядки.

Со слабым током батарея может вообще не «закипеть», однако подзарядится оно лучше.

В таких случаях признаком окончания зарядки считается не-изменяющая плотность электролита.

Если электролит не кипит, и в течение 1-2 часа плотность в банках не изменяется, это значит, что аккумулятор подзаряжен полностью.

Для примера попробуем посчитать, сколько времени будет требоваться для подзарядки аккумулятора с ёмкостью 55 Ач и с плотностью электролита 1.25 г/см3. Для подзарядки будем использовать ток с силой 5 Ампер.

Из графика, который выложен чуть высшее, становится ясно, что при плотности 1.25 г/см3 батарея разряжена на 25 %, то есть потеря мощности ток составляет:

Формула потерии мощности

Исходя из этого считаем ориентировочная время подзарядки:

Формула время подзарядки

Скорее всего, у вас возникала вопрос: - Откуда появилось цифра 2 в формуле подсчета времени подзарядки?

Во время подзарядки на повышение заряда уходит не вся энергия, а лишь 50-70 %. Остальная энергия превращается на тепло и нагревает электролит, часто приводя его в кипение. Поэтому и приходится в формуле время подзарядки умножить на 2.

 

Наибольшую зарядку аккумуляторная батарея может получать прямо на автомобиле, во время езды. Генератор и реле подзарядки должны быть исправными.

Подзарядка из сети автомобиля имеет несколько плюсов:

  1. Во-первых, исключается вариант перезаряда,
  2. И во-вторых - во время езды электролит постоянно перемешивается, вследствие чего обрабатывается намного больше объема активной массы.

Напоминание: Сразу после запуска двигателя зарядка аккумулятора не начинается. Зарядка АКБ напрямую зависит от температуры электролита.

Что это значит? А это значит, что когда вы запускаете двигатель, особенно зимой, пока температур электролита в банках не станет положительным, аккумулятор не зарядится. В течение всего этого времени электричество, которое вырабатывает генератор, преобразуется в тепло.

Из вышесказанного следует, что частые кратковременные зимние переезды, могут полностью разрядит вашу аккумуляторную батарею, имея в виду тот факт, что каждый запуск двигателя отнимает часть ёмкости.

Если происходит нормальный запуск двигателя, то есть, когда автомобиль заводится с первой попытки, то 10 секунд стартера отнимают от батареи 0.83 Ач ёмкости (300А*10 секунд = 3000 А секунд = 0.83 А час). Для батареи с емкостью 55 Ач, это составляет около 1.5 процента.

  • Долгая езда по трассе, без остановки, может привести к кипению электролита.
  • Часто АКБ не восстанавливают первоначальную ёмкость после глубокой разрядки.

Признаки неисправности АКБ

  1. В процессе подзарядки плотность электролита не увеличивается, то есть батарея не заряжается.
  2. Аккумулятор не держит заряд - повышенный саморазряд.

Ниже приведены некоторые цифры о расходе электричества в вазовских автомобилях.

  • Зажигание - 2 Ач
  • Габаритное освещение - 4 Ач
  • Ближний свет - 9 Ач
  • Дальние фары – 10 Ач
  • Обогреватель заднего стекла - 11 Ач
  • Отопление (вентилятор в зависимости от скорости) 5-11 Ач
  • Дворники - 5 Ач
  • Аудио - от 5 до 15 Ач

Получается, что когда мы оставляем автомобиль с включенными габаритами на 3 часа, то мы теряем 20 % от ёмкости аккумулятора (4 А * 3 час = 12 Ач).

Если вы прочитали статью «Аккумуляторные батареи», тогда в наверно помните, что силу тока выработанным генератором автомобиля напрямую зависит от оборотов, особенно для старых советских автомобилей.

Приведем некоторые цифра характеризующий разные модели ВАЗ.

Модели 2101-2106 2108-2109 1111 2110
Ток в холостом ходу 16 24 35
В номинальных оборотах 42 55 80

От цифр следует, что продоложительная работа двигателя на холостом ходу с включенными фарами и обогревателем, вполне может стать причиной для разрядки аккумулятора.

Напоминание: Для современных автомобилей, тем более зарубежного производства, это не актуально. Они оборудованы генераторами, которые в холостых оборотах двигателя вполне способны обеспечит энергий вес автомобиль.

Как выбрать аккумуляторную батарею

Вы должны быть уверены, что АКБ подходит вашему автомобилю.

Ниже перечислены основные факторы совместимости:

  1. Форма и размеры.
  2. Ёмкость.
  3. Полярность.
  4. Способ крепления.

Вдобавок к основным факторам также следует учитывать некоторые особенности вашего автомобиля.

  • Если ваш автомобиль не новый и в нем неисправная электроника, не имеет смысла купить не-обслуживаемый АКБ, так как вам часто придется добавить дистиллированную воду в банки.

На ёмкость также следует обращать особое внимание, так как несоответствие ёмкости к требованиям производителя станут причиной преждевременной поломки генератора и стартёры.

Обязательно требуйте гарантийный талон и уточните адреса технического обслуживания по этому талону. 

Многие производители АКБ не указывают дату выпуска, так как не-обслуживаемые батареи можно хранить долго.

Требуйте проверки АКБ прямо в магазине. Удалите упаковочную пленку и убедитесь, что корпус аккумулятора не поврежден.

Пусть продавец перед вами проверит плотность электролита во всех банках. Они должны быть одинаковы и не ниже номинала более чем на 0,02 г/см3.

Проверяйте напряжение нагрузочной вилкой. Под нагрузкой в течение 10 секунд напряжение не должна опускаться ниже 11 вольт. Без нагрузки 12.5 вольт.

Если сотрудники магазина отказываются выполнять проверки, откажитесь от покупки.

Как установить батарею на автомобиле

При установке на автомобиль, убедитесь в том, что все газоотводные отверстия на батареи открыты, то есть, удалены все лишние частицы упаковки.

Клеммы смажьте вазелином.

Имейте в виду, что болтание батареи на автомобиле недопустимо. Это может стать причиной осыпания пластин в банках.

Если батарея стоит близко к коллектору, в летнее время следует установить термоизоляцию.

Обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы АКБ в основном зависит от условий эксплуатации.

  • Поездки на короткие расстояния с частым запуском двигателя (особенно в зимнее время), а также неисправный генератор или стартер могут стать причиной преждевременного выходи АКБ из строя.
  • Сила зарядочного тока не должен превышать 1/10 часть ёмкости аккумулятора.
  • Периодично проверяйте уровень и плотность электролита в банках АКБ
  • Обязательно следите за натяжением ремня генератора. Слабый ремень может разрядить аккумулятор, а тугой станет причиной для поломки генератора.
  • Если на автомобиле у вас не получается полностью зарядить АКБ, тогда один раз в неделю сделайте это с помощью зарядного устройства.

Совет: Необходимо, чтобы уровень заряженности батареи не снизился ниже отметки 75 %.

Напоминание: Отклонение величины тока подзарядки на 10 % (в любую сторону), приводит к снижению срока эксплуатации батареи на 2 раза.

Двигатель должен запускаться с полуоборота. Учтите, во время запуска двигателя проходимый через батарею ток составляет от 100 до 300 Ампера (в зависимости от температуры воздуха).

Напоминание: Сниженный уровень электролита в банках, сокращает срок эксплуатации АКБ на 30 %.

Долив воды в аккумулятор

Особенности «прикуривание» с другого аккумулятора

Правила прикуривания из аккумуляторной батареи

Для «прикуривания» с другого автомобиля требуются медные провода с широким сечением, на кончиках которого установлены качественные «крокодилы». «Крокодилы» должный обеспечить большой площадь контакта и сильный зажим. Между проводом и «крокодилом» должен быть очень хороший контакт, так как через него пройдет ток с силой до 300 Ампера.

Для правильного «прикуривания» следует соблюдать некоторые правила. Чтобы не повредить ваш или «соседский» автомобиль, выполняйте эти действия так, как написано:

  1. К клемме (+) зараженного аккумулятора соединяйте один из концов красного кабеля.
  2. Другой конец этого же кабеля присоедините к плюсу «севшего» АКБ.
  3. К массе (-) зараженного аккумулятора присоедините один из концов черного кабеля.
  4. Другой конец черного кабеля присоедините к блоку двигателя автомобиля с «севшим» аккумулятором. Постарайтесь, чтобы место соединения было как можно дальше от карбюратора или топливного насоса, так как могут быть искры, но ближе к стартеру.
  5. Убедитесь, что оба кабеля находятся в безопасном расстоянии от крутящихся деталей.
  6. Заводите двигатель автомобиля с «хорошим» аккумулятором, и пусть он работает 1-2 минуты.
  7. Запустите двигатель с «севшим» аккумулятором. Если он заведется, оставьте поработать 1-2 минуты без отсоединения проводов.
  8. Если запуск будет неудачным, повторите попытку через несколько минут.
  9. Выключите двигатель автомобиля с зараженной АКБ.
  10. В обратной последовательности выполняйте первые четыре пункта.
Эксплуатация АКБ автомобиля

Рубрики: аккумулятор, правильная эксплуатация / все

avto-fan.com

Эксплуатация и техническое обслуживание аккумуляторных батарей

Кислотные аккумуляторы используются в системах автотракторного электрооборудования и в ряде стационарных установок.

Для обеспечения максимального срока службы аккумуляторных батарей (не менее 3…5 лет, в зависимости от интенсивности эксплуата­ции) необходимо, чтобы средняя степень заряженности, при которой эксплуатируется батарея, поддерживалась не ниже 75 %, своевре­менно проводилось техническое обслуживание и электрооборудование машины находилось в исправном состоянии. Степень заряженности батареи зависит от величины регулируемого напряжения, температуры электролита, продолжительности и величины разрядных токов, длительности работы с момента ввода в действие. В зимние периоды с уменьшением естественного освещения и понижением температуры увеличиваются токи и время разряда, а зарядный ток уменьшается вследствие повышения внутреннего сопротивления батареи. Поэтому важно, чтобы в зимних рейсах температура электролита поддержи­валась выше 0 °С. Для этого батареи, установленные не под капотом, должны быть утеплены войлоком или другим кислотостойким материалом с вентиляцией для удаления гремучего газа. В районах с высокой температурой (Средняя Азия и др.) необходимо защищать аккумуляторы от перегрева.

Батареи, установленные под капотом, чаще всего выходят из строя в июле — августе, а расположенные у подножек (ЗИЛ-130) снимаются с эксплуатации как не удовлетворяющие требованиям стартерного пуска чаще в осенне-зимние периоды.

Утепляя батарею для зимней эксплуатации, более тщательно надо укрывать верхнюю часть, так как свинцовые межэлементные соединения и выводы излучают около 80 % тепла. Под батарею кладут теплоизолирующую прокладку. При отрицательных температурах электролита отдаваемая батареей емкость и зарядный ток резко снижаются. При температуре — 20 °С зарядка практически отсутствует, а отдаваемая емкость составляет около 45 % от емкости при температуре 25 °С. В то же время для пуска холодного двигателя требуется большая мощность вследствие повышенного сопротивления про­кручиванию из-за увеличенной вязкости масла. На ночь рекоменду­ется батареи снимать с машин и хранить в теплом помещении. Для сохранения ресурса батареи важно соблюдать правила пуска двигателя.

Батареи требуют периодического обслуживания:

  • контроля уровня электролита не реже одного раза в две недели и доливки дистилли­рованной воды по необходимости;
  • очистки поверхности и вентиляци­онных отверстий от пыли, грязи, увлажнений электролитом, выделяе­мым при зарядке;
  • проверки надежности крепления батареи в гнезде;
  • очистки наконечников проводов и выводов батарей от окислов, смазки их техническим вазелином с последующей плотной затяжкой контактных соединений.

Электролит с поверхности батареи удаляют чистой ветошью, смо­ченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинирован­ной соды. Окислы (зеленый налет) с наконечников проводов и выво­дов батареи удаляют ветошью, смоченной в воде. Провода, соединя­ющие батарею с «массой» и стартером, должны быть не натянуты для предупреждения порчи выводных клемм и образования трещин в мастике.

Электролит этих аккумуляторов приготовляют из аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды. Его готовят в стойкой против серной кислоты посуде (керамическая, эбонитовая, свинцовая). Причем в посуду заливают вначале воду, а затем тонкой струйкой кислоту при непрерывном перемешивании. Количество кислоты плотностью 1,83 г/см3 при 150 С, которое необходимо добавить на 1 л воды для получения электролита нужной плотности, приведено в таблице.

Таблица

Плотность электролита при 150С

Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита

Плотность электролита при 150С

Количество серной кислоты (л) плотностью 1,83г/см3 для приготовления электролита

1,255

0,305

1,300

0,405

1,270

0,345

1,310

0,425

1,280

0,365

1,320

0,450

1,285

0,375

1,340

0,495

Электролит заливают в батарею через стеклянную или свинцовую воронку. Причем его температура должна быть выше 250 С.

При работе с кислотным электролитом следует соблюдать меры предосторожности, так как серная кислота вызывает ожоги и разрушает органические материалы.

После заливки электролита следует дать возможность пластинам пропитаться электролитом. Для этого аккумуляторы нужно выдержать перед зарядкой определенное время: новые незаряженные батареи 4–6 ч, новые сухо заряженные батареи 3 ч.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Эксплуатация аккумулятора, правильная эксплуатация аккумулятора

Эксплуатация аккумулятора

Как эксплуатировать аккумуляторную батарею, что бы она долго прослужила.

Иногда при эксплуатации автомобиля возникают проблемы с его запуском. Частая причина это неисправность аккумуляторной батареи, и зачастую почти новой. Средний срок службы аккумулятора примерно 3 года, но из-за неправильной эксплуатации. Какая должна быть правильная эксплуатация аккумулятора, чтобы она прослужила как можно дольше? Что сделать, что бы она не подвела в ответственный момент? Попробуем разобраться здесь.

Есть некоторые заблуждения по поводу эксплуатация аккумулятора и самое распространённое это заряд аккумулятора от генератора автомобиля после его глубокой разрядки. Давайте разберёмся по существу. Если генератор работает идеально, то есть при холостых оборотах двигателя и включенных потребителях напряжение составляет 14,5В, то аккумуляторная батарея получает заряд током примерно 5-7А. время заряда при этом токе должно составить не менее 10 часов. Но в процессе эксплуатации такое, скорее всего не происходит.

Из-за чего аккумуляторная батарея выходит из строя.

Возможно, Вы заметили, что после работы двигателя около часа, стартер заводит двигатель, но это не говорит о том, что аккумулятор зарядился, он лишь набрал небольшую часть заряда, достаточную для работы стартера. Если аккумуляторная батарея будет эксплуатироваться в таком состоянии длительное время, то могут начаться необратимые процессы в виде образования плёнки сульфата свинца на пластинах, так называемая сульфатация. Что бы этого не допустить необходимо, контролировать степень заряда аккумулятора. При разряде на 50% в летнее время и 25% в зимнее, батарея должна быть снята с автомобиля и заряжена на стационарной зарядной установке.

Существует ещё одно заблуждение. Если аккумулятор заряжался от зарядного устройства, то он заряжен. Сильно за сульфатированный аккумулятор или имеющий короткозамкнутые пластины аккумулятор не заряжается.

Как долго заряжать аккумулятор.

Время полного заряда аккумулятора зависит от степени разряженности, способа зарядки, типа зарядного устройства и зарядного тока. Полный заряд аккумуляторной батареи определяется по плотности электролита. Батарея считается заряженной, если плотность не повысилась в течение часа заряда.

Почему садится аккумулятор в эксплуатации?

При эксплуатации автомобиля иногда возникает проблема разряда аккумулятора при отстое автомобиля длительное время. При этом многие считают виной утечку тока на потребители автомобиля или неисправность электропроводки. За всю мою практику неисправность проводки в этом случае не было ни разу. Во всех случаях проблема выявлялась в самой батарее, то есть имел место саморазряд. Причиной саморазряда может быть загрязнение корпуса аккумулятора парами кислоты из электролита, а также загрязнение электролита активной массой при разрушении пластин. Для определения загрязнения корпуса достаточно проверить ЭДС на корпусе. Для этого разместите щупы вольтметра или мультиметра, в режиме вольтметра, на корпусе батареи вблизи контактных клемм. Если корпус аккумулятора загрязнён он будет обладать токопроводностью, при этом вольтметр покажет некоторое ЭДС, величина которого при сильном загрязнении может быть равна напряжению на клеммах. Устраняется это путём очистки корпуса 10% раствором соды или нашатырного спирта. После обработки раствор смывать не нужно.

Загрязнение электролита можно увидеть при замере плотности. При большом загрязнении аккумулятор лучше сменить. Смена электролита и его промывка помогает максимум в 50% случаях, но процесс довольно трудоёмкий. Если батарее больше 2-х лет практически восстановить её не получается.

Как корректировать плотность электролита.

Не редко можно услышать или прочитать в интернете совет, что для поднятия плотности электролита необходимо добавить в него немного кислоты. Этого ни в коем случае делать нельзя. Надо учитывать, что плотность меряется только на полностью заряженном аккумуляторе. Если при заряде батареи кипит одна банка, но плотность в ней не поднимается, то в ней есть короткозамкнутые пластины и такой аккумулятор подлежит замене. Повышать же плотность электролита, скажем при подготовке к зиме, необходимо добавлением электролита плотностью 1,40, но при этом не стоит повышать на много. Чем выше плотность, тем меньше срок службы аккумулятора. Вообще изменять плотность рекомендуется только в тех районах, где температура зимой постоянно ниже 30 гр. если такая температура не держится долгое время, то плотность можно не менять.

Хранение аккумуляторной батареи.

Ещё одно самое распространённое заблуждение при эксплуатация аккумулятора: если на машине не ездить, то аккумулятор не портится. Это в корне не правильно. Срок хранения сухозаряженного аккумулятора, при соблюдении правил хранения, составляет три года. Но последнее время в продаже преобладают аккумуляторы уже залитые электролитом, а срок хранения таких батарей не более года. По этому, при покупке аккумуляторной батареи обращайте в первую очередь на дату производства. Химические процессы начинаются сразу после заливки электролита и не зависят от того установлена батарея на автомобиль или находится на складе магазина.

Если Вы не эксплуатируете автомобиль зимой, то аккумулятор следует зарядить и поставить в холодное место. При понижении температуры процессы в аккумуляторе замедляются, что несколько продлевает её срок службы.

Итог! Для долгой работы аккумуляторной батареи покупать стоит только произведённые в течение прошлого квартала, не допускать глубокого разряда, содержать батарею в чистоте и полностью заряженной и производить периодические обслуживания у специалистов.Если эксплуатация аккумулятора производится не правильно, то срок эксплуатации батареи может сократиться до года, а в некоторых случаях ещё меньше.

 

Система Orphus

«Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста выделите это место мышкой и нажмите CТRL+ENTER»

 

admin 20/06/2013"Если статья была Вам полезна, поделитесь ссылкой на неё в соцсетях"

avtolektron.ru

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Электрооборудование автомобилей

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей регламентируется инструкцией по эксплуатации «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные». На основании перечня и периодичности их проведения работы включаются в первое (ТО-1) или второе (ТО-2) техническое обслуживание автомобиля.

При ТО-1 аккумуляторную батарею очищают от пыли и грязи. Электролит, имеющийся на поверхности батареи, вытирают сухой тряпкой или ветошью, смоченной 10 %-ным раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. Проверяют надежность крепления батареи и соединения наконечников проводов с выводами батареи, окислившиеся наконечники проводов и выводы зачищают. При этом следует снимать минимальный слой металла, иначе нельзя будет надежно соединить выводы батареи с наконечниками проводов. Следует также следить, чтобы провода не были натянуты, так как это может привести к поломке выводов или крышек аккумуляторов. Наконечники проводов и выводы рекомендуется смазывать техническим вазелином.

При ТО-1 проверяют и, если необходимо, доводят до нормы уровень электролита во всех аккумуляторах.

При доведении уровня в аккумуляторы доливают дистиллиро-. ванную воду. В холодное время года во избежание замерзания воду следует доливать непосредственно перед пуском двигателя для быстрого ее перемешивания с электролитом.

Доливать электролит запрещается, за исключением случаев, когда точно известно, что понижение уровня произошло за счет выплескивания электролита.

Чрезмерно быстрое снижение уровня электролита является признаком «перезаряда» батареи из-за повышенного напряжения генератора. При перезаряде наблюдается также выбрызгивание электролита на поверхность аккумуляторной батареи. Перезаряд вреден для батарей, так как приводит к снижению их срока службы. При первых признаках перезаряда необходимо проверить исправность генераторной установки.

При ТО-2, кроме перечисленных работ, дополнительно проверяют степень заряженности аккумуляторов батареи по плотности электролита и ее работоспособность по напряжению аккумуляторов под нагрузкой. Плотность электролита замеряют денсиметром, а напряжение аккумуляторов — аккумуляторным пробником.

Промышленностью выпускается два типа пробников.

Пробник Э107 (рис. 1) предназначен для проверки работоспособности аккумуляторных батарей в целом. Он позволяет измерять э. д. с. батарей и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на кронштейне контактной ножки, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Внутри корпуса установлены два нагрузочных резистора из нихрома, соединенные параллельно. Одни концы резисторов постоянно соединены с кронштейном пробника, другие закреплены в головке винта, изолированного от контактной ножки. При завертывании контактной гайки резисторы подключаются к контактной ножке. Контактный штырь щупа соединен гибким проводом с кронштейном.

Проверку аккумуляторной батареи необходимо производить при закрытых пробках аккумуляторов. Для проверки под нагрузкой необходимо завернуть до упора контактную гайку 6. Затем острый конец контактной ножки плотно прижимают к положительному выводу батареи, а штырь щупа — к отрицательному. Иногда для обеспечения надежного контакта необходимо сделать контактами ножки и щупа царапины на поверхности выводов батареи, чтобы разрушить пленку окиси. Время выдержки батареи под нагрузкой должно быть не более 5 с. Если напряжение батареи под нагрузкой более 8,9 В, она исправна. Если напряжение упадет ниже 8,9 В, батарея неисправна или сильно разряжена. Уточнение производится измерением плотности электролита или проведением контрольного разряда.

Измерение э. д. с. проверяемой батареи производится при отвернутой контактной гайке.

Пробник Э108 (рис. 2.) предназначен для проверки работоспособности отдельных аккумуляторов в аккумуляторной батарее. Он позволяет измерять э. д. с. аккумуляторов и их напряжение под нагрузкой. Пробник состоит из вольтметра, закрепленного на контактных ножках, через которые к нему подается измеряемое напряжение. Двусторонняя шкала вольтметра позволяет производить измерения без соблюдения полярности. Внутри корпуса установлены три нагрузочных резистора 5 из нихрома, два из которых соединены параллельно. Один конец каждого резистора постоянно соединен с контактной ножкой пробника, а другой закреплен в изолированной от ножки головке винта. При завертывании контактных гаек нагрузочные резисторы подключаются к контактным ножкам. Если обе контактные гайки отвернуты, можно измерить э. д. с. аккумулятора.

Для измерения напряжения аккумулятора под нагрузкой в зависимости от его емкости заворачиваются гайки или обе сразу. Порядок включения нагрузочных резисторов в зависимости от емкости проверяемого аккумулятора указан на контактных ножках пробника. Измерение производится так же, как и пробником Э107, при закрытых пробках и с выдержкой под нагрузкой не более 5 с. Если напряжение проверяемого аккумулятора более 1.4 В, он исправен. Если напряжение упадет ниже 1,4 В, аккумулятор разряжен или неисправлен. Уточнение производится сравнением показаний всех аккумуляторов батареи и измерением плотности электролита.

Рис. 1. Аккумуляторный пробник Э107

Рис. 2. Аккумуляторный пробник Э108

По величине измеренной плотности электролита определяется разряженность аккумуляторной батареи.

Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее необходимо подзарядить. После заряда поверхность аккумуляторных батарей нейтрализуют содовым раствором и насухо протирают ветошью.

При необходимости более точного определения технического состояния определяют фактическую емкость батареи и продолжительность стартерного разряда.

Батарея считается вышедшей из строя при снижении емкости до 40% номинальной или снижении продолжительности стартерного разряда до 1.5 мин. Перед определением фактической емкости аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена, а плотность электролита откорректирована до (1,28 + 0,01) г/см3 при температуре 25 °С.

Так как продолжительность определения емкости 20-часовым режимом разряда велика, в эксплуатации разрешается проводить проверку номинальной емкости в 10-часовом режиме разряда. При этом величина емкости получается несколько меньшей, чем при 20-часовом режиме разряда.

Разряд батарей при 10- и 20-часовом режимах ведется до конечного напряжения на выводах соответственно 10,2 и 10,5 В.

При разряде температура электролита должна находиться в пределах от 18 до 27 °С.

Перед определением продолжительности стартерного разряда батарею заряжают так же, как при испытании на определение емкости. При начальной температуре электролита (25±2) °С до конечного напряжения на выводах 9 В.

При эксплуатации аккумуляторных батарей в условиях низких температур (климатические районы со среднемесячной температурой в январе от —50 до — 30 °С) при переходе с летней эксплуатации на зимнюю и наоборот производят изменение плотности электролита. Это связано с тем, что температура замерзания электролита зависит от его плотности. Так, при плотности 1,09; 1,16; 1,20; 1,24 и 1,30 г/см3 электролит замерзает при температуре —7, —18, —28, —50 и —66 °С соответственно. Поэтому в зимнее время плотность электролита повышают. В летнее время производят снижение плотности, так как эксплуатация батарей с высокой плотностью электролита, особенно при положительных температурах, приводит к уменьшению их срока службы. Операцию изменения плотности проводят при ТО-2. Уменьшения плотности электролита добиваются путем отсасывания части электролита и добавления дистиллированной воды. Для повышения плотности электролита в аккумуляторы добавляют раствор серной кислоты плотностью 1,40 г/см3.

Читать далее: Неисправности системы электроснабжения и их определение

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru

Как правильно эксплуатировать аккумулятор автомобиля

Аккумулятор – это та деталь автомобиля, без которой он не поедет. Если только не толкать его вручную или не тянуть на буксире. Пока двигатель не заведён, аккумулятор в машине главный. Поэтому важно следить за АКБ и правильно эксплуатировать. Тогда ваша аккумуляторная батарея всегда будет готова к работе и будет вас подводить. Для этого нужно придерживаться некоторых простых правил эксплуатации автомобильной аккумуляторной батареи, о которых мы поговорим сегодня. Сложного в них ничего нет. Главное, выполнять их регулярно и аккуратно. Возможно, для опытных автолюбителей информация в статье покажется неинтересной. Это неудивительно, поскольку материал рассчитан на новичков. 

Содержание статьи

Уход за автомобильным аккумулятором

Начнём с самого простого. При эксплуатации аккумулятора автомобиля на нём обязательно появляется налёт пыли, грязь, капли масла и электролита. И плёнка из этих материалов на корпусе АКБ является отличным проводником тока. В результате значительно увеличивается саморазряд аккумуляторной батареи. Чтобы этого увеличить срок службы аккумулятора автомобиля, нужно содержать его в чистоте. Ведь в необходимости регулярно мыть автомобиль никто не сомневается.

Раствор пищевой соды хорошо подходит для протирки корпуса аккумулятора

Раствор пищевой соды хорошо подходит для протирки корпуса аккумулятора

Для протирки корпуса аккумулятора лучше применяйте раствор пищевой соды. Для его приготовления растворите чайную ложку соды в стакане воды. Этот раствор наилучшим образом нейтрализует электролит.

У некоторых автовладельцев можно встретить аккумуляторы, обтянутые полиэтиленом. Так они пытаются сохранить его в чистоте. Но эксплуатировать батарею не рекомендуется. Вам самим же плёнка будет мешать обслуживать аккумулятор. Кроме того, плёнка может закрыть вентиляционные отверстия в корпусе АКБ, что создаст избыточное давление внутри батареи. Под этой плёнкой всё равно будет скапливаться электролит и влага. Но при этом плёнка будет мешать при протирке поверхности корпуса. Если хотите предохранить аккумулятор от грязи, лучше используйте чехол на АКБ. Их можно найти в магазинах или сделать самостоятельно. Кроме того, существуют чехлы, которые сохраняют аккумуляторную батарею от холода зимой. Вот можете прочитать статью про чехол для автомобильного аккумулятора.

Протирку корпуса аккумуляторной батареи можно делать, когда вы заглядываете под капот, например, проверить масло в двигателе или уровень тосола в расширительном бачке. Заодно всегда проверяйте уровень электролита в АКБ. Летом это необходимо делать хотя бы раз в месяц, поскольку из-за высокой температуры под капотом вода из электролита может испаряться. Ни в коем случае не допускайте эксплуатации АКБ с оголёнными пластинами. Чтобы проверить уровень электролита на обслуживаемом аккумуляторе отверните пробки в банках и стеклянной или пластиковой трубочкой измерьте уровень. Он должен быть на 10─15 миллиметров выше пластин.

Нужно периодически контролировать уровень электролита в АКБ

Нужно периодически контролировать уровень электролита в АКБ

Внимание! Если при проверке уровня вам нужно будет подсветить внутренности банки, никогда не используйте для этого зажигалку или спички. Только фонарик. От искры или пламени может быть мощный хлопок из-за того, что в процессе работы аккумуляторной батареи в нём может выделяться водород (электролиз воды).

На необслуживаемом аккумуляторе уровень можно проверить по меткам min и max на корпусе батареи.

Вернуться к содержанию 

Обслуживание и зарядка автомобильного аккумулятора

Для начала, скажем пару слов о том, что нужно сделать перед тем, как эксплуатировать сухозаряженные аккумуляторы. Хотя такие АКБ на автомобиль практически не встречаются. В магазинах они продаются уже с электролитом, но бывают исключения.

Сухозаряженные батареи можно встретить для мототехники и водного транспорта. Некоторые производители занимаются выпуском таких моделей. В комплекте с таким аккумулятором идёт необходимое количество электролита.

Сухозаряженный аккумулятор

Сухозаряженный аккумулятор

Вам нужно просто залить электролит в банки сухозаряженной АКБ и всё. Зарядка аккумулятора после этого не требуется. Нужно отвернуть пробки банок батареи и залить их электролитом, поставляемым в комплекте. Заливать нужно до отметки на корпусе батареи. Затем даёте аккумулятору отстояться минут 10─15. Если уровень уйдёт ниже минимальной метки, то долейте ещё. После этого пробки нужно плотно закрутить и удалить капли электролита с поверхности корпуса. Всё, АКБ можно эксплуатировать.

Большинство аккумуляторов продаются уже залитыми и заряженными. В принципе, они не нуждаются в зарядке. Но многие сомневаются, а нужно ли заряжать новый автомобильный аккумулятор после покупки. Чтобы узнать об этом подробнее, читайте статью по указанной ссылке.Перед зарядкой обязательно проверьте уровень электролита. Если нужно, то долейте дистиллированную воду, чтобы она покрывала пластины на 10─15 миллиметров.

Зарядка аккумулятора автомобиля

Перед зарядкой аккумулятор нужно снять с автомобиля, хотя возможна зарядка прямо на машине. Заряжать автомобильную батарею можно с постоянными значениями напряжения или тока. Первый способ лучше использовать, когда нужно подзарядить слегка разряженную батарею. Постоянным током лучше заряжать глубоко разряженную АКБ. Во втором случае батарея заряжается более полно, но этот процесс требует постоянного контроля с вашей стороны.

Измерьте напряжение на выводах аккумулятора мультиметром. Если значение не меньше 12 вольт, то можно просто подзарядить его в автоматическом режиме с постоянным напряжением. Такой режим есть практически у всех современных ЗУ. Если напряжение просело ниже, то лучше полноценно зарядить его в режиме постоянного тока. Конечно, если ваше ЗУ позволяет регулировать ток зарядки.

Проверка напряжения аккумуляторной батареи

После зарядки напряжение полностью заряженной автомобильной АКБ с шестью банками должно быть 12,6─12,9 вольта. При этом плотность электролита должна быть 1,27─1,29 гр./см3. Чтобы измерять плотность вам понадобиться ареометр. Он стоит недорого и продаётся в любом автомобильном магазине. Подробнее об электролите и работе с ним можно прочитать по указанной ссылке.

Внимание! Зарядка аккумулятора должна проводиться в проветриваемом помещении. Вблизи с заряжаемой батареей не должно быть открытого огня и искр. На финальной стадии процесса зарядки в АКБ идёт активное выделение водорода, образующего с кислородом взрывоопасную смесь. Если рядом будет источник открытого огня, то это может вызвать взрыв аккумулятора.

После проведённой зарядки аккумулятор можно эксплуатировать. В дополнение рекомендуем прочитать следующие материалы: как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством и сколько заряжать автомобильный аккумулятор.

Вернуться к содержанию 

Снятие и установка аккумулятора на автомобиль

В снятии и установке АКБ нет ничего сложного. Снимаются клеммы, АКБ ставится на зарядку, а затем подключается с соблюдением полярности. Подробнее о том, что это такое прямая полярность аккумулятора, можете прочитать по ссылке. Но стоит отметить один момент. Он касается владельцев достаточно дорогих машин с навороченными бортовыми компьютерами, охранными системами и дополнительной электроникой. С ними эксплуатировать аккумулятор несколько сложнее.

В этом случае снятие аккумулятора (читай обесточивание бортовой сети) может привести к сбою в работе всей дорогостоящей электроники. Поэтому некоторые в такой ситуации предпочитают заряжать батарею прямо на машине. Но это не выход, поскольку перепады и скачки напряжения также вредны для бортовой электроники. Лучше использовать портативный аккумулятор для временного питания всех систем автомобиля.

Портативный аккумулятор

Портативный аккумулятор

Вы просто подключаете крокодилы портативной АКБ к клеммам с соблюдением полярности, а после этого снимаете их с выводов штатной батареи. А после её зарядки подключаете аккумулятор в обратной последовательности и продолжаете эксплуатировать АКБ.

Вернуться к содержанию 

Хранение автомобильной аккумуляторной батареи

Когда вам это может понадобиться? Ну, например, если вы уезжаете в отпуск или командировку на длительный период. Тогда нельзя оставлять батарею подключённой к автомобилю. Если он долго будет находиться в таком состоянии, то постепенно придёт в состояние глубокого разряда. Кальциевые аккумуляторы глубокий разряд переносят очень плохо и после него безвозвратно теряют часть своей ёмкости. Что же делать?

Хранение автомобильной аккумуляторной батареи

Хранение автомобильной аккумуляторной батареи

О том, сколько служит аккумулятор автомобиля, вы сможете узнать из статьи по ссылке. В этом случае нужно снять АКБ, провести её полную зарядку и поставить на хранение отдельно от машины. Кислотный аккумулятор для автомобиля нужно хранить полностью заряженным, и при температуре 5─15С. Это оптимальный вариант. Чем выше температура окружающей среды, тем сильнее будет саморазряд. В идеале АКБ лучше поставить на подзарядку током 200 мА, который будет компенсировать ток саморазряда. В этом случае аккумулятор будет полностью заряжен и готов к эксплуатации в любой момент. Советуем также ознакомиться с нормой заряда аккумулятора автомобиля.

Вернуться к содержанию 

Техника безопасности при обслуживании автомобильного аккумулятора

Аккумулятор – это устройство, в его составе которого имеются вещества, вредные для здоровья человека. Поэтому при его обслуживании необходимо применять средства индивидуальной защиты и соблюдать правила техники безопасности.

О чём нужно помнить при эксплуатации аккумулятора автомобиля:

  • При проведении работ с электролитом обязательно надевайте резиновые перчатки и защитные очки. Электролит – это водный раствор серной кислоты. Это едкое вещество, которое оставляет ожоги при попадании на кожу и слизистые оболочки. При себе держите пищевую соду, чтобы при необходимости нейтрализовать кислоту. При попадании электролита на кожу или глаза необходимо промыть эти места водой и обратиться к врачу за медицинской помощью;
  • Как уже говорилось выше, при заряде аккумулятора выделяется водород, образующий гремучую смесь с кислородом. Поэтому рядом с местом зарядки не должно быть пламени или искр;
  • Никогда не замыкайте выводы аккумулятора напрямую. Это выведет аккумулятор из строя.

Если вы всё же не досмотрели за АКБ и она разрядилась, смотрите материал о том, как завести машину если сел аккумулятор. Советуем также прочитать материал о том, как проверить емкость аккумулятора. Это может пригодиться при оценке изношенности АКБ.

Теперь у вас есть представление о том, как эксплуатировать аккумулятор автомобиля. Если у вас есть вопросы и дополнения, оставляйте их в комментариях. Голосуйте в опросе и оценивайте материал!Вернуться к содержанию

akbinfo.ru

Техническое обслуживание свинцовых аккумуляторных батарей

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Техническое обслуживание автомобилей

Техническое обслуживание свинцовых аккумуляторных батарей

Аккумуляторная батарея служит для пуска двигателя стартером и питания всех потребителей электрической энергии при неработающем или работающем с малой частотой вращения двигателе автомобиля.

От ее исправного состояния зависит легкость пуска двигателя с помощью стартера и бесперебойная работа всех приборов электрооборудования при работе двигателя с малой частотой вращения.

Для безотказной работы батареи необходимо периодически ее осматривать, содержать в чистоте и в заряженном состоянии. Загрязнение поверхности батареи приводит к повышенному саморазряду. Окислы и грязь на зажимах значительно затрудняют пуск двигателя стартером из-за падения напряжения в соединениях.

В процессе работы автомобиля в аккумуляторной батарее появляются различные неисправности, вызванные несоблюдением Инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей.

К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: короткое замыкание пластин, трещины в стенках бака, разрушение пластин и сепараторов, ускоренный саморазряд, сульфатация пластин.

Короткое замыкание пластин вызывается выпадением активной массы пластин и скоплением ее на дне аккумулятора. Выпадение активной массы происходит вследствие перезаряда батареи или заряда ее током большой силы, а также сильной тряски при езде или наличия вредных примесей в электролите.

Признаком короткого замыкания пластин является быстрое появление из аккумулятора обильного газовыделения (“кипение” электролита) при заряде аккумуляторной батареи.

При разряде батареи током слишком большой силы, при длительном пользовании стертером и при коротких замыканиях в цепи происходит коробление пластин.

Трещины в стенках бака аккумуляторной батареи как наружные, так и внутренние (в перегородках) образуются от механических повреждений или при -замерзании электролита. В результате возможно подтекание электролита, смешивание электролита разных аккумуляторов, падение напряжения батареи, короткое замыкание, коробление или разрушение пластин.

Если установлено короткое замыкание между пластинами, необходимо слить электролит, промыть батарею дистиллированной водой и удалить выкрошившуюся активную массу, а при невозможности удаления активной массы следует разобрать батарею и заменить пластины и поврежденные сепараторы.

Ускоренный саморазряд происходит вследствие применения недистиллированной воды или загрязненного электролита, а также вследствие замыкания зажимов скапливающейся на поверхности крышек грязью или выплескивающимся из аккумуляторов электролитом.

Сульфатация происходит, если батарея часто или длительное время находится на хранении в разряженном или даже полузаряженном состоянии, эксплуатируется с пониженной или повышенной плотностью электролита, с низким уровнем электролита в аккумуляторах и если стартером пользуются не короткими, а продолжительными включениями.

В целях поддержания аккумуляторной батареи в исправном состоянии и продления срока службы необходимо своевременно обслуживать батарею и строго соблюдать правила технической эксплуатации, а именно: – содержать батарею в чистоте, систематически очищать ее поверхность от пыли, грязи и пролитого электролита; – завертывать плотно пробки наливных отверстий во избежание попадания грязи в аккумулятор и выплескивания электролита на поверхность батареи; – проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия; – укреплять батарею в гнезде на резиновой или войлочной подкладке и закреплять осторожно, без применения излишних усилий, равномерно затягивая гайки крепления, во избежание появления трещин в баках; – проверять крепление и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи, очищать их от окислов и поверхность смазывать техническим вазелином. Для предупреждения порчи выводов не допускать натяжения проводов; – систематически проверять уровень электролита в аккумуляторах, пользуясь стеклянной трубкой диаметром 4-6 мм и длиной 100— 150 мм. Для этого трубку опускать в наливное отверстие аккумулятора до упора в предохранительный щиток пластин аккумулятора (рис. 74, а), затем закрыть пальцем верхнее отверстие трубки и вынуть ее из аккумулятора. По высоте столбика электролита в трубке судят о его уровне в аккумуляторе.

Нормальный уровень электролита в аккумуляторах должен находиться выше предохранительного шитка на 10—15 см. При пониженном уровне электролита следует долить в аккумулятор дистиллированную воду, а если имела место утечка электролита, а также при очень низкой температуре окружающего воздуха вместо воды долить электролит соответствующей плотности.

Рис. 74. Проверка уровня электролита в аккумуляторе:а — проверка уровня стеклянной трубкой в аккумуляторе без внутреннего тубуса; 6 — проверка уровня без трубки визуально в аккумуляторе с внутренним тубусом; 1 — пластина; 2 — решетка; 3 — внутренний тубус; 4 — наливное отверстие

Иногда при обслуживании аккумуляторов допускаются опшоки, приводящие к замерзанию электролита и преждевременному выходу батарей из строя. Это происходит зимой во время доливки дистиллированной воды в электролит. Вода замерзает, не успев как следует перемешаться. Поэтому необходимо знать, что в холодное время года во избежание замерзания заливать воду в электролит нужно перед запуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом, а при снятой с автомобиля батареи заряжать ее в течение 50—60 мин.

В аккумуляторных батареях, у которых вентиляционные отверстия расположены рядом с пробкой и внутренняя кромка наливного отверстия находится на расстоянии 12 мм от предохранительного щитка (защитной пластины), уровень электролита при доливке дистиллированной воды в аккумуляторе устанавливается автоматически, для чего необходимо действовать следующим образом: – вывернуть пробку наливного отверстия (рис, 74, б) и плотно закрыть этой пробкой вентиляционное отверстие; – долить в аккумулятор дистиллированную воду до верхнего края наливного отверстия; – снять пробку с вентиляционного отверстия и ввернуть ее в наливное отверстие. После снятия пробки требуемый уровень электролита устанавливается автоматически.

Для подзаряда аккумуляторной батареи необходимо: присоединить положительный вывод батареи к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному;

включить батарею на подзаряд, если температура электролита в ней не выше 30 °С в холодной и умеренной зонах и не выше 35 °С в жаркой и теплой влажной зонах;

ток подзаряда численно должен составлять 1/10 емкости батареи; подзаряд батареи ведется до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи, а напряжение и плотность электролита будут оставаться постоянными в течение двух часов. Напряжение аккумуляторов батареи контролируется вольтметром четвертого класса точности 1,0 со шкалой на 3 В и ценой деления 0,02 В для батареи с открытыми перемычками; вольтметром со шкалой на 30 В и ценой деления 0,2 В для батареи с закрытыми перемычками;

во время подзаряда периодически проверять температуру электролита и следить за тем, чтобы она не поднималась выше 45 ° С в холодной и умеренной климатических зонах и выше 50 “С в жаркой и теплой влажной зонах. Если температура электролита окажется выше указанных значений, следует уменьшить зарядный ток наполовину или прервать подзаряд на некоторое время для снижения температуры электролита до 30-35 “С;

Заводы выпускают батареи с сухими заряженными пластинами. Для приведения их в рабочее состояние достаточно залить в аккумуляторы электролит нужной плотности.

Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть не ниже +25 °С в холодной и умеренной зонах и не выше + 30 С в жаркой и теплой влажной зонах, за исключением особых случаев, например при необходимости срочного ввода в эксплуатацию сухоза-ряженных батарей, хранящихся при отрицательных температурах до -30 °С. В этом случае допускается приведение их в рабочее состояние путем заливки электролита с температурой +40 ±2 Си плотностью 1,27 ± 0,01 г/см3, приготовление которого включает в себя следующие два этапа:

предварительное разведение электролита с учетом времени, необходимого для его остывания до +15 °С. При этом на 1 л дистиллированной воды добавляют 0,24 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см и получают электролит плотностью 1,20-1,21 г/см3. Хранят его в отапливаемом помещении;

окончательное приготовление электролита производится непосредственно перед заливкой его в аккумуляторы. Добавляют на 1 л полученного ранее электролита 0,13 л серной кислоты плотностью 1,83 г/см и получают электролит необходимой плотности 1,26-1,28 г/см3 при + 40 °С.

Не раньше чем через 20 мин и не позже чем через 2 ч после заливки электролита следует замерить его плотность. Если плотность электролита понизится не более чем на 0,03 г/см3 против плотности заливаемого электролита, то батареи могут быть сданы в эксплуатацию.

Существенное влияние на долговечность аккумуляторной батареи оказывает напряжение зарядного тока генератора. Повышенное напряжение приводит к чрезмерно большим токам подзаряда аккумулятора (перезаряду), понижение — к систематическому его недозаряду. Как в одном, так и в другом случае срок службы батарей значительно сокращается.

В связи с этим необходимо поддерживать напряжение генератора в тех пределах, которые указаны в разделе “Реле-регулятор”.

Корректировку плотности электролита в конце подзаряда батареи производят доливкой дистиллированной воды в случае, когда плотность его выше нормы, и доливкой раствора серной кислоты плотностью 1,4 г/см3, когда она ниже нормы.

При корректировке плотности электролита во время подзаряда батареи для учета влияния температуры на его плотность пользуются данными, приведенными в табл. 14.

После корректировки продолжают подзаряд батареи в течение 30 мин для полного перемешивания электролита, затем отключают батарею и через 30 мин производят замер его уровня во всех аккумуляторах. Если уровень электролита окажется ниже установленной нормы, в аккумулятор доливают электролит той же плотности, что указана в табл. 14. При уровне электролита выше нормы отбирают избыток электролита резиновой грушей. После подзаряда батарея готова для эксплуатации.

Подготовка новой аккумуляторной батареи к эксплуатации

Удалить из-под наливных отверстий установленные на заводе герметизирующие диски.

Залить электролит соответствующей плотности с учетом климатических условий.

Чтобы сухие пластины и сепараторы пропитались электролитом, следует батарею с залитым электролитом оставить на 4-6 ч.

Во время заряда через каждые 2 ч проверять в аккумуляторах напряжение, плотность и температуру электролита (температура должна быть не более +45 °С).

При повышении температуры электролита выше нормы снизить зарядный ток наполовину или прервать заряд, чтобы понизить температуру до +30 °С.

После наступления обильного газовыделения (“кипения”) во всех аккумуляторах при сохранении устойчивого напряжения и плотности электролита в течение 2 ч заряд следует считать законченным.

Продолжительность заряда в зависимости от типа батареи и продолжительности ее хранения колеблется в пределах: для сухозаряженных от 3 до 8 ч, для обычных от 25 до 50 ч.

Так как плотность электролита в конце заряда несколько отличается от требуемого значения, то ее доводят до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита.

После первого заряда и доводки плотности электролита аккумуляторную батарею сдают в эксплуатацию.

При необходимости экстренного ввода сухозаряженных батарей в эксплуатацию можно их устанавливать на автомобиль без предварительного заряда, но при этом плотность электролита после пропитки пластин не должна уменьшиться более чем на 0,03.

Заводку двигателя стартером в этом случае следует производить через 3 ч после заливки электролита.

Читать далее: Техническое обслуживание генераторных установок

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум

stroy-technics.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта