Содержание
Виды деятельности естественных монополий \ Акты, образцы, формы, договоры \ КонсультантПлюс
- Главная
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Виды деятельности естественных монополий
Подборка наиболее важных документов по запросу Виды деятельности естественных монополий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
- Конкуренция:
- Анализ состояния конкуренции
- Антимонопольное законодательство
- Антимонопольный комплаенс это
- Вертикальные соглашения
- Группа лиц
- Ещё…
- ОКВЭД:
- 10.71
- 10.72
- 32 50
- 33.12 ОКВЭД
- 43.21 ОКВЭД
- Ещё…
Формы документов: Виды деятельности естественных монополий
Судебная практика: Виды деятельности естественных монополий
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 5 «Доминирующее положение» Федерального закона «О защите конкуренции»Это обусловлено тем, что рынок услуг, составляющих технологическую часть естественно-монопольного вида деятельности, не может рассматриваться в отрыве от рынка услуг естественной монополии, и потому хозяйствующих субъект, являющийся субъектом естественной монополии, занимает доминирующее положение на обоих рынках. «
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Виды деятельности естественных монополий
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Адвокатская монополия в России: pros & cons
(Петрякова А.В.)
(«Адвокатская практика», 2020, N 5)Согласно ст. 34 Конституции РФ в Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Это означает, что в целом государственная политика Российской Федерации антимонопольна и направлена на развитие конкуренции. В этом суть Концепции противоречит основам экономической политики государства. Есть исключения в антимонопольном законодательстве для отдельных видов деятельности субъектов естественных монополий, но эти виды (сферы) деятельности перечислены в ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях» ; деятельность в области права не относится к сферам деятельности субъектов естественных монополий и не может относиться, исходя из определения естественной монополии, данного в ст. 3 указанного Закона. Более того, положения п. 3 ст. 4 указанного Закона подчеркивают ориентацию государства на поощрение конкуренции на рынке: не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Экономическая концентрация под влиянием государственного администрирования
(Дюкарев В.В., Мигачева Е.В.)
(«Безопасность бизнеса», 2020, N 5)В соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Правительством Российской Федерации 30 июня 2004 г. N 331, основными функциями ФАС России являются создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям, предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа, а также обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий. Указанное в конечном счете напрямую связано с влиянием государства на экономическую концентрацию.
Нормативные акты: Виды деятельности естественных монополий
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий \ КонсультантПлюс
Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 4
— Организация оспаривает привлечение к ответственности за нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка технологического присоединения к электрическим, тепловым и иным сетям
— Потерпевший оспаривает прекращение производства по делу (отказ в возбуждении дела) о нарушении организацией правил недискриминационного доступа, порядка технологического присоединения к электрическим, тепловым и иным сетям
1. Настоящим Федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
(в ред. Федерального закона от 10. 01.2003 N 16-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
абзац исключен. — Федеральный закон от 26.03.2003 N 39-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
железнодорожные перевозки;
услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
(в ред. Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
услуги по передаче электрической энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по передаче тепловой энергии;
(абзац введен Федеральным законом от 26.03.2003 N 39-ФЗ)
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
(абзац введен Федеральным законом от 31. 12.2005 N 199-ФЗ)
захоронение радиоактивных отходов;
(абзац введен Федеральным законом от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры;
(абзац введен Федеральным законом от 06.12.2011 N 401-ФЗ)
ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 132-ФЗ)
2. В соответствии с реализуемой по решению Правительства Российской Федерации демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
(п. 2 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
3. Не допускается сдерживание экономически оправданного перехода сфер естественных монополий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, из состояния естественной монополии, определяемого в соответствии с абзацем вторым части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, в состояние конкурентного рынка.
(п. 3 введен Федеральным законом от 10.01.2003 N 16-ФЗ)
Естественная монополия
Цели обучения
- Какие рыночные цены возникнут при наличии эффекта масштаба?
- Как монопольная цена ограничивается угрозой входа?
Естественная монополия Ситуация, возникающая, когда одна фирма может эффективно обслуживать весь рынок, поскольку средние издержки одной фирмы ниже, чем двух фирм. возникает, когда одна фирма может эффективно обслуживать весь рынок, потому что средние издержки одной фирмы ниже, чем двух фирм. Пример проиллюстрирован на рисунке 15.3 «Естественная монополия». В этом случае средние общие издержки одной фирмы ниже, чем если бы две фирмы разделили выпуск продукции между собой. Монополист хотел бы установить цену в pm , что максимизирует прибыль. Монопольная цена может быть или не быть устойчивой . Монопольная цена не является устойчивой, если она ведет к входу на рынок, подрывая тем самым монополию. Осуществимость входа, в свою очередь, зависит от того, являются ли затраты на вход невозмещаемыми (« невозвратные ») и насколько быстро может произойти вход. Если монопольная цена не является устойчивой, монополия может участвовать в предельном ценообразовании , что на жаргоне означает ценообразование для сдерживания (ограничения) входа.
Исторически сложилось так, что Соединенные Штаты и другие страны регулируют продукты и поставки естественных монополий, такие как электричество, телефония и водоснабжение. Непосредственная проблема с регулированием заключается в том, что эффективная цена, то есть цена, максимизирующая выгоды от торговли, требует субсидии извне. Мы видим потребность в субсидии на рис. 15.3 «Естественная монополия», потому что цена, максимизирующая выгоды от торговли, равна p 1 , что устанавливает спрос (предельную стоимость) равным предельным издержкам. Однако при этой цене средние общие издержки превышают цену, так что фирма с такой регулируемой ценой потеряет деньги. Есть две альтернативы. Продукт может быть субсидирован: субсидии используются для почтовых и пассажирских железнодорожных перевозок в Соединенных Штатах и исторически для многих других продуктов в Канаде и Европе, включая авиалинии и производство самолетов. В качестве альтернативы можно было бы ввести регулирование, чтобы ограничить цену до p 2 , самая низкая цена безубыточности. Это более распространенная стратегия, используемая в Соединенных Штатах.
Рисунок 15.3 Естественная монополия
Существуют две стратегии ограничения цены: регулирование ценовым пределом. прибыльность фирм., что ограничивает прибыльность фирм. Оба эти подхода вызывают некоторую неэффективность производства. В обоих случаях увеличение средних издержек может привести к дополнительной прибыли для фирмы, заставляя регулируемые фирмы заниматься ненужной деятельностью.
Ключевые выводы
- Естественная монополия возникает, когда одна фирма может эффективно обслуживать весь рынок.
- Исторически Соединенные Штаты и другие страны регулировали естественные монополии, включая электричество, телефонию и водоснабжение.
- Эффективная цена обычно неустойчива из-за снижения средней стоимости.
- Эффективные цены могут быть достигнуты с помощью субсидий, которые использовались, например, в почтовых и пассажирских железнодорожных услугах в Соединенных Штатах и исторически для некоторых продуктов в Канаде и Европе, включая авиалинии и производство самолетов. В качестве альтернативы можно было бы ввести регулирование, чтобы ограничить цену средней себестоимостью, самой низкой ценой безубыточности. Это более распространенная стратегия в Соединенных Штатах.
- Двумя распространенными стратегиями ограничения цены являются регулирование максимальной цены, которое напрямую устанавливает максимальную цену, и регулирование нормы прибыли, которое ограничивает прибыльность фирм. Оба эти подхода вызывают некоторую неэффективность производства.
Естественные монополии
A Естественная монополия представляет собой особый тип монополии, который может возникнуть, когда существуют чрезвычайно высокие фиксированные издержки распределения, например, когда для обеспечения поставок требуется крупномасштабная инфраструктура. Примеры инфраструктуры включают кабели и сети для электроснабжения, трубопроводы для газо- и водоснабжения, а также железнодорожные и подземные сети. Эти затраты также являются невозвратными, и они сдерживают вход и выход.
В случае естественных монополий попытка усилить конкуренцию путем поощрения новых участников рынка может привести к потере эффективности. Общество потеряло бы эффективность, если бы новому игроку пришлось дублировать все фиксированные факторы, то есть инфраструктуру.
Может быть, более эффективно позволить только одной фирме поставлять на рынок, потому что допущение конкуренции означало бы расточительное дублирование ресурсов .
Эффект масштаба
При естественных монополиях экономия от масштаба очень значительна, так что минимальный эффективный масштаб не достигается до тех пор, пока фирма не станет очень большой по отношению к общему размеру рынка.
Минимальный эффективный масштаб (MES) — это самый низкий уровень производства, при котором используются все эффекты масштаба. Если MES достигается только при относительно высоком выпуске продукции, вполне вероятно, что немногие фирмы смогут конкурировать на рынке. Когда MES может быть достигнута только тогда, когда одна фирма использовала большую часть доступной экономии за счет масштаба, тогда никакие другие фирмы не могут выйти на рынок.
Коммунальные предприятия
Естественные монополии распространены на рынках «основных услуг», которые требуют дорогостоящей инфраструктуры для доставки товара или услуги, например, в случаях водоснабжения, электричества и газа, а также в других отраслях, известных как коммунальные услуги .
Поскольку существует потенциал для использования монопольной власти, правительства склонны национализировать или жестко регулировать их.
Регулирующие органы
Если коммунальные предприятия находятся в частной собственности, как в Великобритании после приватизации в 19В 80-е годы у них обычно есть собственный специальный регулятор, который следит за тем, чтобы они не злоупотребляли своим монопольным статусом.
Примеры регулирующих органов включают Ofgem, регулятор энергетики, и Ofcom, регулятор телекоммуникаций и средств массовой информации. Регуляторы могут ограничивать цены или уровень получаемой прибыли.
Железные дороги как естественная монополия
Железные дороги часто считаются типичным примером естественной монополии. Очень высокие затраты на прокладку путей и строительство сети, а также затраты на покупку или аренду поездов препятствуют или сдерживают появление конкурента.
Для общества расходы, связанные с созданием и эксплуатацией конкурирующей сети, были бы расточительны.
Предотвращение расточительного дублирования
Лучший способ обеспечить конкуренцию без необходимости дублирования инфраструктуры — разрешить новым операторам поездов использовать существующие пути; следовательно, была введена конкуренция без дублирования затрат. Это называется открытием инфраструктуры.
Этот подход часто используется для решения проблемы приватизации естественных монополий и поощрения большей конкуренции, например:
- Телекоммуникации, сеть предоставляется BT
- Газ, сеть предоставлена National Grid (ранее Transco)
В условиях естественной монополии средние совокупные издержки (ATC) продолжают снижаться из-за постоянного эффекта масштаба. В этом случае предельные издержки (МС) всегда ниже средних общих издержек (АТС) во всем диапазоне возможного выпуска.
Прибыль
Чтобы максимизировать прибыль, естественный монополист взимает Q и получает сверхнормальную прибыль. Если предприятие не регулируется и находится в частной собственности, прибыль, скорее всего, будет чрезмерной.