Содержание
Вопрос — АСУТП РТОП. Вопросы.
Boka17
#1
Коллеги, как вы работаете с этой АСУТП РТОП?
Отдельной темы не нашел, пишу в общей.
Как решаете проблемы? На сколько мне известно, с этой системой должны работать все центры. У нас, за пару лет мучений (иначе не скажешь) много вопросов…
Мой первый вопрос — работа с ЗИП. Постараюсь сформулировать вопрос кратко.
Я хочу занести свою железку, допустим, Модулятор КРМ СП-200. Он имеет децимальный номер АИЦТ.467761.006 и серийный номер №1000.
При внесении своего модулятора, я должен выбрать «тип элемента комплекта» по справочнику. Если там нет необходимой позиции, то её надо создать.
Почему я вижу в справочнике типы элементов, созданные ВСЕМИ пользователями, всей страны??? Причем, созданные без системы, как угодно, с ошибками Создать свою запись не могу — название «Модулятор» уже занято. Отредактировать чужую ошибку — тоже не могу! Система не сохраняет изменения.
Например, кто-то задал для модулятора тип учета «партия» — этот тип годится для деталей «насыпом» — транзисторы, лампы …. а модулятор имеет серийный номер и должен учитываться как экземпляр. И всё — я не могу отредактировать это.
Приходится придумывать новые сущности с названиями, чтобы не пересекаться с другими. Очень не удобно.
Пытался задать вопрос в техподдержку, однако он (вопрос) прошел через длинную цепочку посредников и ответ (через пару месяцев) был совсем не о том, что спрашивал.
12.2020″ data-time-string=»09:01″ title=»08.12.2020 в 09:01″ itemprop=»datePublished»>08.12.2020
#2
АСУ ТП создана не для удобства персонала на объектах, а для загрузки их работой, результаты которой красивыми табличками отображаются на компьютерах вышесидящих клерков. При этом полезная нагрузка информации и ее достоверность не играют роли, главное объем. Все это версталось программистами (как известно, у них получаются наиболее неудобные для пользователя интерфейсы), максимально далекими от РТОП. Иные, более приоритетные цели создания АСУ ТП, выходят за рамки обсуждения.
Victor
#3
На все Ваши вопросы по АСУТП РТОП ответит Рябова Светлана.
Ведущий инженер
Дирекция информационных технологий
Телефон: +7 (495) 601-06-54 доб. 24-73
Моб.: +7 (916) 659-94-44
[email protected]
По всем вопросам, связанным с АСУТП РТОП всегда звоним ей.
Евгений Ал
#4
zztop написал(а):
АСУ ТП создана не для удобства персонала на объектах, а для загрузки их работой, результаты которой красивыми табличками отображаются на компьютерах вышесидящих клерков. При этом полезная нагрузка информации и ее достоверность не играют роли, главное объем. Все это версталось программистами (как известно, у них получаются наиболее неудобные для пользователя интерфейсы), максимально далекими от РТОП. Иные, более приоритетные цели создания АСУ ТП, выходят за рамки обсуждения.
Нажмите для раскрытия…
Разрешите не согласится.
Мне система очень нравится:
— Задача руководителей объектов (вед. инженеров) — своевременно и в полном объёме вносить информацию (решена).
— Задача руководителей (до самого верха) — не приставать к службе ЭРТОС со всякими справками, отчётами и так далее.
Всё можно взять из АСУТП РТОП. Фильтрация там наимощнейшая, можно вывести всё что угодно и в любом виде. Например:
— все средства Центра с заводским номером заканчивающимся на цифру «5», в порядке убывания даты ввода — пожалуста.
— захотел посмотреть у каких средств закончится ресурс в этом месяце — пожалуйста.
И много много другого!!!
Пытаемся приучить отделы филиала:
— нужны инвентарные номера средств — идите в АСУТП РТОП;
— нужна информация по средствам, объектам — идите в АСУТП РТОП.
Это правда идёт тяжеловато.
kochetov
#5
в должностные то обязанности инженерам внесли заполнение системы, теперь надо внести остальным обязанности смотреть в ней эту требуемую информацию.
12.2020 в 12:48″ itemprop=»datePublished»>09.12.2020
#6
kochetov написал(а):
в должностные то обязанности инженерам внесли заполнение системы, теперь надо внести остальным обязанности смотреть в ней эту требуемую информацию
Нажмите для раскрытия…
Евгений Ал написал(а):
Разрешите не согласится.
Мне система очень нравится:Нажмите для раскрытия…
Тот самый случай, когда оба правы со своей колокольни.
99% залога успешности системы в первичном вводе информации. Спросите у ведущих — стало работать проще или тяжелее. Те же 99% ответят, что тяжелее. Таким образом изнасилована сама идея автоматизации — упрощение процесса и избавление от бумажного поноса.
Мне кажется смешной сама постановка вопроса, что надо кого-то заставлять работать в системе, которая упрощает его же работу.
Это как раз и говорит об оторванности АСУ ТП РТОП от жизни. Автор вопроса об операциях с запчастями тысячу раз прав, что система, по крайней мере, в этой части не продумана и неработоспособна.
Хотя, для демонстрации могущества информационных технологий система вполне пригодна. «Нажал на конпку- чик-чирик и все уж тут как тут.» Была такая забавная песенка.
Еще раз напомню притчу о компьютеризации покоса травы путем привязки системного блока к древку косы. Косить стало тяжелее, но в отчет о внедрении компьютеров в сенокос успешно составлен.(((
Boka17
#7
Victor написал(а):
На все Ваши вопросы по АСУТП РТОП ответит Рябова Светлана.
Ведущий инженер
Дирекция информационных технологий
Телефон: +7 (495) 601-06-54 доб. 24-73
Моб.: +7 (916) 659-94-44
[email protected]Нажмите для раскрытия…
Спасибо за контакты — постараюсь связаться напрямую.
А по поводу системы в целом — я за, но только не в таком состоянии…. Бумажные журналы никто не отменял, вот и пишет сменный инженер в бумагу (5 минут) и в асутп 15 (!) минут одно и то-же по событию или работам. Такое впечатление, что разработчики даже не спрашивали реальных пользователей
, а делали по наитию. Назвать интерфейс дружественным нельзя. Многие вещи просто выводят из себя не логичностью действий — почему ввод пароля нельзя завершить ентером?! Только мышкой клик. А выбор даты в любом календаре? Надо сделать неимоверное число манипуляций, скролингов, кликов…. а нельзя было дефолтной датой ставить текущую? Вот из таких «мелочей» и складывается негативный образ системы, а обучить/объяснить это людям, которые «на Вы» с компьютером невозможно. Про зависания вообще молчу.
#8
Boka17 написал(а):
Спасибо за контакты — постараюсь связаться напрямую.
Нажмите для раскрытия…
Из опыта общения напрямую. Рябова Светлана- хороший человек. Но от нее мало что зависит. Каждую запятую в программе она должна согласовать с Заказчиком, написавшим ТЗ. Вот где ступор. Все наши замечания разбились об эту стену.
Мы философски, по схеме хоть шерсти клок, используем что дают. Некоторые опции полезны, но ведущим инженерам мои слова сочувствия.
Boka17
#9
VIRGA написал(а):
.. Но от нее мало что зависит. Каждую запятую в программе она должна согласовать ….
Нажмите для раскрытия…
Я и не строю иллюзий, что все замечания мигом устранят. Приходится по крупицам выжимать хоть что-то из данного инструмента.
Тем более, что требуют «заполнять, создавать» всё там — планы работ, ЗИП, журналы.
Будем продолжать забег на стометровку в мешках и с костылями
01.2021″ data-time-string=»08:37″ title=»20.01.2021 в 08:37″ itemprop=»datePublished»>20.01.2021
#10
Как вам новая указивка о необходимости ввода данных по неисправностям, планируемому к вводу оборудованию и заполнению паспортов аэродрома (причём в последнем случае нужных разделов в АСУ ТП еще нет). Так и будем гонять туда-сюда гигабайты и тратить уйму времени для галочки?
Vasilich
#11
Самое смешное, что информацию по неисправностям (событиям) мы регулярно вносим в АСУ ТП, только на другой странице (АСУ ТП РТОП). Что, нельзя это всё оттуда брать. Электронный Оперативный журнал у нас пока ведут только сменные инженеры Службы, да и то параллельно с бумажным журналом. На двух объектах частично ведут (т.е. некоторые техники ведут, некоторые — нет). Я к заполнению АСУ ТП подхожу по остаточному принципу, т.е. все ТО, неисправности заношу не в «темпе лёта», а где-то в конце месяца или в начале следующего (такие крайние сроки у нас в приказе определены).
#12
Boka17 написал(а):
Спасибо за контакты — постараюсь связаться напрямую.
А по поводу системы в целом — я за, но только не в таком состоянии…. Бумажные журналы никто не отменял, вот и пишет сменный инженер в бумагу (5 минут) и в асутп 15 (!) минут одно и то-же по событию или работам. Такое впечатление, что разработчики даже не спрашивали реальных пользователей
, а делали по наитию. Назвать интерфейс дружественным нельзя. Многие вещи просто выводят из себя не логичностью действий — почему ввод пароля нельзя завершить ентером?! Только мышкой клик. А выбор даты в любом календаре? Надо сделать неимоверное число манипуляций, скролингов, кликов…. а нельзя было дефолтной датой ставить текущую? Вот из таких «мелочей» и складывается негативный образ системы, а обучить/объяснить это людям, которые «на Вы» с компьютером невозможно. Про зависания вообще молчу.
[/QU
Согласен на 100%Нажмите для раскрытия…
01.2021″ data-time-string=»10:30″ title=»22.01.2021 в 10:30″ itemprop=»datePublished»>22.01.2021
#13
Проблема возникла не сейчас, а пару лет назад. Разработчики несколько раз пытались «учесть замечания и предложения » с мест. Устраивались разные видеоконференции и т.п. Но ничего из предложений не применялось. По-моему, из-за отсутствия ответа на главный вопрос — для чего это все делается. Если только как дань моде — тогда да. Если для того, чтобы упростить жизнь ИТР на местах — тогда нет. Все бы ничего, но ситуация на объектах близится к критической из-за «цифрового загрязнения». Ведущие инженеры отстраняются от процесса технического обслуживания по причине банальной нехватки времени, расходуемого на заполнение бесчисленных форм . И это уже по настоящему опасно.
Руслан1978
01.2021″ data-time-string=»12:22″ title=»25.01.2021 в 12:22″ itemprop=»datePublished»>25.01.2021
#14
zztop написал(а):
Как вам новая указивка о необходимости ввода данных по неисправностям, планируемому к вводу оборудованию и заполнению паспортов аэродрома (причём в последнем случае нужных разделов в АСУ ТП еще нет). Так и будем гонять туда-сюда гигабайты и тратить уйму времени для галочки?
Нажмите для раскрытия…
«Справка об аэродроме» спрятана в «Общие данные». Выбирайте тип документа «Общие данные» рядом слева нажимайте «треугольничик» в нем ищите «Справка об аэродроме». Без 100гр не разобрался
— Сообщение автоматически объединено: 01.2021″ data-time-string=»12:22″ title=»25.01.2021 в 12:22″>25.01.2021 —
Справку о наличии, состоянии и планах по поддержанию в эксплуатационной готовности средств РТОП и АС в виде таблицы exel подкрепил .
Последнее редактирование:
Yustas
#15
Когда все это закончиться?! За одну неделю уже четвертая инструкция! Теперь заполнение в АСУТП информации по радиопомехам! Зачем?!
01.2021″ data-time-string=»13:52″ title=»25.01.2021 в 13:52″ itemprop=»datePublished»>25.01.2021
#16
Yustas написал(а):
Когда все это закончиться?! За одну неделю уже четвертая инструкция! Теперь заполнение в АСУТП информации по радиопомехам! Зачем?!
Нажмите для раскрытия…
Должен Вас разочаровать. Н И К О Г Д А! Все только начинается. Дополнительные модули в АСУ ТП РТОП будут множится как тараканы. На подходе кроме уже действующей СУБП (безопасность полетов-акты отказов и оценка рисков) уже грядет СУОТ (охрана труда-оценка рисков). И везде формы для заполнения. Опять все скинут на ведущих инженеров объектов.
Цифровое загрязнение провоцируется легкостью издания указивок нажатием на несколько клавиш компьютера и Богом данного копипаста. . Об организации рабочего времени инженеров никто не думает.
С тоской вспоминаю годы советской власти. Когда входящие указивки приходили максимум по 1 шт в месяц. Их нужно было печатать на пишмашинке. Теперь через систему ПРАКТИКА сливаются в день по 10 штук. Срочно надо на объектах вводить инженера-заполняльщика форм. Только вопрос: а откуда появятся данные для ввода в формы ?
Vasilich
#17
Всем привет!
А каким боком ведущий объекта касается заполнения форм СУБП? Максимум в его обязанностях в рамках техучёбы ознакомлять ИТП объекта с оперативной информацией по СУБП, месячным анализом состояния БП, квартальными бюллетенями о состоянии РТОП и АС.
СЭД Практика лучше пайдоксы, в ней всё понятнее. Опять же за листками ознакомления на КДП не надо бегать, и обратно относить. Правда создавать документы в пайдоксе пока не приходилось, но ведущим это не особо и надо.
Вся эта АСУ ТП, как и многие АСУ ТП ещё советского времени — игрушки. Так что писать туда можно, ну не то, чтобы что попало, но и сильно не заморачиваться.
А вот, сдаётся мне, с защитой информации там не очень. Кто-нибудь пробовал зайти в неё откуда-нибудь со стороны?
kochetov
#18
а теперь еще и данные о помехах будем вносить
Vasilich
01.2021″ data-time-string=»05:58″ title=»26.01.2021 в 05:58″ itemprop=»datePublished»>26.01.2021
#19
Помехи одолевают! Особенно на ЛККС от автомобильных «глушилок» ГЛОНАСС/Navstar.
kochetov
#20
если только радионадзор на них натравить, надо подумать как направленную антенну сделать чтобы вверх смотрела спутников то много
Инженер АСУ ТП
05.03.2021
Инженер АСУ ТП (автоматизированных систем управления технологическими процессами) — это специалист, который создает, вводит в эксплуатацию и проводит сопровождение АСУ ТП. Он занимается настройкой и конфигурированием программного обеспечения входящих в АСУ ТП технических комплексов под определенные направления автоматизации, выполняет пусконаладку систем АСУ ТП, разрабатывает схемотехнические решения и подбирает необходимое оборудование.
Чем занимается инженер АСУ ТП
В функционал специалистов данной профессии входят:
-
проведение изысканий для усовершенствования применяемого автоматизированного и роботизированного оборудования; -
подготовка технических заданий на подготовку средств автоматизации для производственных линий и отделов компаний; -
анализ эффективности применяемых средств автоматизации и роботизации, устранение выявленных недостатков; -
контроль за правильностью эксплуатации оборудования, входящего в структуру АСУ ТП.
Наиболее востребована профессия инженера АСУ ТП в промышленности, приборостроении, машиностроении и строительстве.
Структура систем АСУ ТП
В состав программно-технических комплексов АСУ ТП входят три уровня оборудования, соединенные передающими данные и команды управления сетями:
-
к нижнему (полевому) относятся датчики производственных линий, механизмы исполнения и сенсоры.
-
средний уровень состоит из программируемых логических контроллеров и терминальных модулей (PLC, PAC, RTU и других), передающих информацию от высшего уровня к полевому. Управление контроллерами осуществляется при помощи предварительно написанных циклических алгоритмов (прием данных – обработка – выдача управляющих команд). Чаще всего программируемые логические контроллеры задействуются в работе станков с ЧПУ;
-
на высшем уровне проводятся визуализация, мониторинг и сбор данных, которые осуществляются диспетчером через персональный компьютер. При этом, если контролируется работа локального агрегата, для компьютеров разрабатывается ПО человеко-машинного интерфейсе (HMI-панели), а для контроля над системой агрегатов, машин и механизмов используются комплексы диспетчеризации (SCADA-системы), для которых инженером АСУ ТП также создается программное обеспечение.
Программируемые логические контроллеры, контроллеры для управления сервоприводами, телеметрические и ПК-совместимые контроллеры, предназначенные для автоматизации технологических процессов, также работают на базе ПО, созданного инженером АСУ ТП.
Как стать инженером АСУ ТП
Обучение профессии инженера АСУ ТП можно пройти на курсах, предлагаемых ЦРК БИ (ЦЕНТР РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКЕ) НИУ ВШЭ. В рамках данных курсов любой желающий сможет научиться работать с аппаратными и программными средствами систем АСУ ТП, с технологиями проектирования систем, со средами программирования и метриками оценки трудоемкости разработки ПО.
← Назад к списку
Промышленные системы управления (ICS) | Институт SANS
Блог
4 апреля, 2022
А. Взгляд на ICS612: ICS Cybersecurity Depth: Часть 2
Блог
24 января 2022
ICS Cyber Rolision, Active Health & Saver : Части 1–5
Блог
19 ноября 2021 г.
Управление рисками ICS на основе последствий
Блог
20 июня 2022 г.
Michael J. Assante ICS ICS Security Lifetime Achievement Award
Блог
3 марта 2021
Библиотека систем промышленного контроля
SANS necs yerenencaut Ретроэнкабулятор, а теперь поздоровайтесь с Гиперэнкабулятором! Когда мы в SANS ICS Security не занимаемся инновациями, мы инкубируем! Оцените совершенно новый уровень инкабуляции в этом видео.
Помните, ребята, с HyperEncabulator по-прежнему эффективно предотвращается боковая возня.
Форум сообщества SANS ICS
Примите участие в форуме сообщества SANS ICS, где специалисты ICS обсуждают текущие события в области безопасности, делятся советами, задают вопросы и общаются с другими людьми, увлеченными защитой нашей критически важной инфраструктуры.
Никогда больше не пропустите ни одно общественное мероприятие, отличную возможность трудоустройства или последние бесплатные ресурсы, созданные преподавателями-практиками SANS ICS.
Присоединяйтесь к сообществу ICS
Джеффри Ширер
Сертифицированный инструктор
Джефф является экспертом в предметной области (SME) для сертификации Global Industrial Cyber Security Professional (GICSP) и инструктором курса ICS612: ICS Cybersecurity In-Depth.
Узнать больше
Просмотреть всех инструкторов Стать инструктором
SANS.
edu Graduate Certificate in ICS
Разработанный для работающих специалистов в области информационной безопасности и ИТ, сертификат выпускника в области промышленных систем управления Security — это высокотехнический сертификат. — по 12-часовой программе, ориентированной на обучение прикладным технологиям, используемым для защиты и обеспечения безопасности промышленных систем управления, операционных технологий и киберфизических систем.
Узнать больше
О безопасности промышленных систем управления
Безопасность ICS — это структура безопасности, которая защищает эти системы от случайных или преднамеренных рисков. Учебная программа SANS ICS представляет собой практические учебные курсы, ориентированные на атаку и защиту сред ICS. Эти курсы дают как специалистам по безопасности, так и инженерам систем управления знания и навыки, необходимые им для защиты наших критически важных инфраструктур. Узнать больше
Почему важна инициатива ICS?
- Огромные успехи достигаются в промышленных приложениях путем обмена и анализа данных, но нам нужны профессионалы, которые могут решить проблемы безопасности.
- Подготовка имеет решающее значение, поскольку инциденты с АСУ происходят все чаще и повреждают системы.
- Системы управления широко распространены и требуют вашего внимания — не бывает слишком маленьких систем.
- Современные знания ICS и навыки безопасности могут помочь обеспечить безопасность наших критически важных систем.
- Совместное обучение приводит к результатам — эффективная безопасность требует интеграции специалистов по кибербезопасности, персонала службы поддержки ICS и инженеров.
Инженерные рабочие станции, используемые в качестве вектора начального доступа во многих атаках на АСУ ТП: опрос
Организации более уверены в своей способности обнаруживать нарушения ОТ Среды технологий (OT) по-прежнему высоки, организации все больше уверены в своей способности обнаруживать вредоносную активность, и лишь небольшой процент организаций признают, что пострадали от взлома, согласно опросу, проведенному Институтом SANS по заказу компании Nozomi, занимающейся промышленной кибербезопасностью. Сети.
Отчет о кибербезопасности OT/ICS за 2022 год (PDF) основан на опросе 332 человек, представляющих организации всех размеров на всех континентах.
Менее 11% респондентов заявили, что сталкивались с кибервторжением в прошлом году, по сравнению с 15% в 2021 году, и 24% были уверены, что их системы не были взломаны, по сравнению с 12% в 2021 году. 35% не знали, были ли взломаны системы их организации, что по-прежнему является значительным улучшением по сравнению с 48% в предыдущем году.
Более половины респондентов заявили, что они уверены, что смогут обнаружить вторжение в течение 24 часов, а более двух третей считают, что они могут перейти от обнаружения к сдерживанию в течение 6-24 часов.
В предыдущем отчете скомпрометированные рабочие станции инженеров были шестым наиболее распространенным вектором первоначальной атаки, на который указали 18% респондентов. Однако в то время эксперты выражали обеспокоенность по поводу уязвимых инженерных рабочих станций и потенциального воздействия, связанного со скомпрометированными устройствами.
За последний год процент атак с использованием инженерных рабочих станций в качестве начального вектора доступа увеличился до 35%, и теперь это третий по распространенности вектор после ИТ-компрометации и съемных носителей.
Однако, похоже, многие организации осознают, что инженерные системы, в том числе инженерные рабочие станции и ноутбуки с инструментами, подвергаются наибольшему риску взлома, за ними следуют операторские и серверные активы, работающие под управлением Windows и других коммерческих операционных систем.
«Инженерные рабочие станции имеют программное обеспечение системы управления, которое используется для программирования или изменения логических контроллеров и других настроек или конфигураций полевых устройств. Этим важным активом также может быть мобильный ноутбук — по сути временное устройство — используемое для обслуживания инженерных устройств, которые могут перемещаться по объектам или в другие места за пределами защиты сегментированной сети предприятия», — поясняется в отчете.
Узнайте больше об угрозах для промышленных организаций на
Конференция SecurityWeek по кибербезопасности ICS
Программы-вымогатели остаются главной проблемой, что неудивительно, учитывая, что промышленные организации становятся мишенью многих киберпреступных групп. Примерно такой же процент респондентов также обеспокоен спонсируемыми государством кибератаками, за которыми следуют негосударственные атаки (хактивизм и киберпреступность, кроме программ-вымогателей), а также риски цепочки поставок и третьих лиц.
Количество респондентов, сообщивших об увеличении бюджета на кибербезопасность ICS/OT, значительно увеличилось по сравнению с предыдущим годом, и почти все организации в настоящее время проводят аудит безопасности, отслеживают безопасность OT и инвестируют в обучение и сертификацию.
Связано: вооруженные ПЛК могут взламывать инженерные рабочие станции при атаках на промышленные организации
Твитнуть
Эдуард Ковач (@EduardKovacs) — пишущий редактор SecurityWeek.