Большая Энциклопедия Нефти и Газа. Генерирующая и сетевая мощностьСетевой тарифОсновные группы компаний и организаций в структуре электроэнергетики в России:
1 группа. Генерирующие компании Генерирующие компании - крупные компании, активами которых являются электростанции разных типов. Всего было учреждено 20 новых тепловых генерирующих компаний, а также 1 генерирующая компания, производящая электрическую энергию и мощность на большинстве гидроэлектростанций России. Кроме того, существует 1 компания, управляющая всеми атомными электростанциями в стране. Так, атомными электростанциями управляет Росэнергоатом, почти всеми гидроэлектростанциями владеет РусГидро. Среди тепловых электростанций - 6 оптовых генерирующих компаний (ОГК), управляющих крупными тепловыми станциями - ГРЭС, суммарная установленная мощность каждой из таких компаний более 8 ГВт. Электростанции каждой ОГК находятся в различных регионах России. Также создано 14 территориальных генерирующих компаний, которым принадлежат среднего размера ТЭС и ТЭЦ.Электростанции и теплоэлектроцентрали, принадлежащие одной ТГК,расположены на одной территории (1 регион или ряд соседних регионов страны). Кроме указанных генерирующих компаний, существует ещё несколько достаточно крупных генкомпаний, которые не контролировались РАО ЕЭС на момент начала реформы, а поэтому не сменили собственника.Речь о четырёх так называемых «назависимых» АО-энерго: Татэнерго, Башкирэнерго, Новосибирскэнерго, Иркутскэнерго. Эти компании лишь формально (путём учреждения своих дочерних компаний) выполнили требование закона о разделении конкурентных и монопольных видов деятельности. Например, Татэнерго учредила «генерирующую компанию»,«сетевую компанию» и Татэнергосбыт - как дочерние компании, управляющие соответственно генерирующими активами, сетевыми активами и энергосбытовой деятельностью на территории республики Татарстан. Аналогично поступили и другие компании из этой четвёрки.Многие из остальных генерирующих активов контролируются государством, поскольку находятся на так называемых территориях неценовых зон (ввиду серьёзного дисбаланса объёма генерирующих мощностей и спроса на электрическую энергию, либо ввиду замкнутости и небольшого размера территориальных энергосистем). К «нерыночным» территориям относятся удалённые от центральных регионов страны, обладающих развитой электроэнергетической инфраструктурой, территории: территория Дальнего востока, Камчатки, Чукотки, о. Сахалин, большая часть территории Якутии, Калининградская область, а также территории республики Коми и Архангельской области. Правда, генерирующие мощности двух последних регионов находятся всё же в частных руках - принадлежат ТГК-2, ТГК-9, ОГК-3. 2 группа. Электросетевые компанииЭлектросетевые компании представлены во-первых, компанией-гигантом: Федеральной сетевой компанией (ФСК), которой принадлежат так называемые магистральные сети - то есть линии электропередач (ЛЭП) высокого напряжения (преимущественно 220 кВ, 330 кВ, 500 кВ). Условно говоря, это транспортные артерии, связывающие различные энергосистемы в масштабах огромной территории страны, то есть обеспечивающие возможность перетока значительных объёмов электроэнергии и мощности на дальние расстояния, между удалёнными крупными эенргосистемами. ФСК, таким образом, имеет стратегическое значение не только для электроэнергетической отрасли, но и для экономики всей страны. Поэтому она контролируется государством, которому принадлежит почти 80% акций компании.Во-вторых, электросетевые компании представлены крупными межрегиональными распределительными сетевыми компаниями (МРСК), объединёнными в единый холдинг - Холдинг МРСК. Время от времени появляются предположения о будущем объединении региональных МРСК, но пока Холдинг имеет сложную корпоративную структуру: региональные МРСК и собственно головная холдинговая компания, которой принадлежат крупные пакеты акций региональных «дочек». Такая сложная структура - не лучшая форма организации с точки зрения управления, региональные МРСК обладают определённой долей самостоятельности, усложняются и многие процедуры в связи с «многокорпоративностью» по своей сути единой организации. Дочерними компаниями Холдинга МРСК являются:
Ввиду слабой управляемости и низкого уровня контроля за деятельностью малых ТСО со стороны муниципальных и региональных властей, других государственных органов, а также ввиду слабой мотивации текущих собственников развивать и поддерживать в требуемом состоянии электросети своих ТСО, всё чаще появляются предложения о поглощении малых сетевых компаний компаниями структуры МРСК. Это, с одной стороны, безусловно идёт в разрез с идеями реформы отрасли (рост числа участников и развитие конкуренции), но с другой стороны, в условиях российской действительности (неэффективность малых собственников, настроенных на краткосрочное пользование доставшимся активом с максимальной краткосрочной отдачей в ущерб инвестиционному развитию) может оказаться и эффективным. 3 группа. Энергосбытовые компанииГлавными представителями этой группы компаний отрасли являются эенргосбыты -наследники империи РАО ЕЭС. Это «осколки» вертикально-интегрированных АО-энерго, получившие особый статус - статус гарантирующего поставщика. Ввиду такой специфики энергосбытовой сегмент, пожалуй, на сегодня является самым нереформированным сегментом из всех.Кроме гарантирующих поставщиков существуют и независимые энергосбытовые компании. Это, в первую очередь, компании, осуществляющие поставку электрической энергии и мощности крупным потребителям непосредственно с оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ). Кроме таких компаний, существуют и те, которые осуществляют деятельность по купле-продаже электрической энергии на розничных рынках. Но таких компаний значительно меньше ввиду особенностей правил рынка. 4 группа. Компании, осуществляющие управление режимами единой энергосистемы России Это,в первую очередь, Системный оператор Единой энергетической системы России (СО ЕЭС), а также его территориальные подразделения. Системный оператор несёт важную «интеллектуальную» нагрузку с технологической точки зрения. Он управляет электроэнергетическими режимами в энергосистеме. Его команды обязательны к исполнению для субъектов оперативно-диспетчерского управления (в первую очередь, для генерирующих и электросетевых компаний). В пределах технологически изолированных территориальных энергосистем управление режимами осуществляет отдельная компания, на которую возложены функции по оперативно-диспетчерскому управлению в местной энергосистеме. Это может быть сетевая организация.(Такая ситуация может быть в изолированных энергорайонах, например, на северных территориях, в Якутии.) Группа 5. Компании, отвечающие за развитие и функционирование коммерческой инфраструктуры рынка (ОРЭМ и розничных рынков) На сегодняшний день это, во-первых, некоммерческое партнёрство «Совет рынка» (НП Совет рынка), а, во-вторых, его дочерние компании: ОАО «АТС» - он же коммерческий оператор и ЗАО «ЦФР» - центр финансовых расчётов, осуществляющий расчёт и зачёт встречных финансовых обязательств и требований. НП Совет рынка, как ясно из его названия, имеет форму некоммерческого партнёрства, членами которого являются все участники оптового рынка электрической энергии и мощности (ОРЭМ). Он разрабатывает и дорабатывает договор о присоединении к торговой системе оптового рынка, обязательный к заключению всеми участниками ОРЭМ. Этот договор с учётом приложений - регламентов ОРЭМ определяет правила, порядок функционирования ОРЭМ, детально описывая различные процессы, порядок расчётов и т.п. Договор о присоединении должен соответствовать Правилам оптового рынка, утверждённым Постановлением Правительства РФ, а также иным нормативно-правовым актам. При внесении изменений в Правила ОРЭМ вносятся и изменения в договор о присоединении. Важные решения принимает и утверждает наблюдательный совет Совета рынка. Совет рынка также осуществляет разработку правил функционирования розничных рынков (в пределах своих полномочий), отвечает за развитие отрасли на основе баланса интересов субъектов электроэнергетики. ОАО «АТС» является коммерческим оператором оптового рынка. Он организует работу рынка и взаимодействие участников рынка. ЗА «ЦФР» проводит финансовые расчёты на рынке. Группа 6. Организации, осуществляющие контроль и регулирование в отраслиКонтроль и регулирование в отрасли в пределах своих полномочий осуществляют различные органы исполнительной власти: как Российской федерации, так и её субъектов. Непосредственное влияние на процессы в отрасли оказывает Минэнерго. Весомую роль играют Федеральная служба по тарифам (ФСТ), Минэкономразвития, непосредственно Правительство РФ, а также Ростехнадзор, государственная корпорация Росатом и др. Со стороны субъектов федерации на розничном рынке в регулировании отрасли участвуют органы исполнительной власти в области регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии, комитеты по тарифам и т.п.). Группа 7. Потребители электрической энергии, мелкие производители электрической энергии Это множество различного масштаба предприятий, организаций - субъектов экономики РФ, а также граждан страны, осуществляющих потребление электрической энергии для собственных нужд. С точки зрения современной структуры отрасли всех потребителей можно разделить на потребителей розничных рынков (самая многочисленная группа) и потребителей оптового рынка. Потребителями оптового рынка могут стать лишь крупные предприятия, к тому же осуществившие ряд необходимых мероприятий: установку АИИС КУЭ (автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учёта электрической энергии), совершивших ряд организационных мероприятий для получения статуса субъекта ОРЭМ и получения допуска к торговой системе ОРЭМ. Поскольку все эти мероприятия требуют финансовых вложений, то их эффективность для каждого конкретного потребителя следует проверять отдельно. Поскольку рынок электрической энергии и мощности в России начал функционировать совсем недавно, а стимулов для активного развития мелких электростанций по существу не создано до сих пор, малые производители электрической энергии представлены, главным образом, промышленными предприятиями, имеющими в собственности небольшие (по масштабам ОРЭМ) тепловые электрические станции, чаще ТЭЦ, которые были построены во времена существования СССР в целях удовлетворения собственных производственных потребностей в энергоресурсах (электрическая и тепловая энергия). Поскольку производство во многих секторах экономики со времён распада СССР существенно сократилось, такие предприятия получили возможность реализовывать излишки генерируемой электрической энергии и мощности другим потребителям. Эти предприятия становятся поставщиками на розничных рынках. Ввиду изменений в Федеральный закон №35-ФЗ, которые были внесены в июле 2010 года, уже с 2011 года многие из этих произодителей будут обязаны осуществлять куплю-продажу электрической энергии и мощности на ОРЭМ. Тем самым количество розничных производителей, которое и сейчас невелико, сократится до незначительного числа. www.sumabenergy.ru генерирующая мощность - это... Что такое генерирующая мощность? генерирующая мощность generating supplyБольшой англо-русский и русско-английский словарь. 2001.
Смотреть что такое "генерирующая мощность" в других словарях:
dic.academic.ru Что значит Установленная генерирующая мощность? Установленная генерирующая мощностьКонституционное право России → Юридический словарь → Слова на букву «У» юридического словаря → Что означает термин Установленная генерирующая мощность в юридическом словаре? установленная генерирующая мощность - электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта; Источник: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (редакция от 29.06.2012) "Об электроэнергетике" Самые просматриваемые слова
Ссылки на определение понятия «Установленная генерирующая мощность»:
Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Установленная генерирующая мощность». Полученная информация поможет вам понять, что такое Установленная генерирующая мощность. Если по вашему мнению определение термина «Установленная генерирующая мощность» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова. Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Установленная генерирующая мощность», но и по ошибочному запросу «ecnfyjdktyyfz utythbhe/ofz vjoyjcnm». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска. Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Установленная генерирующая мощность» Ключевые слова страницы: Установленная генерирующая мощность, это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение www.constitutum.ru Структура - генерирующая мощность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1Структура - генерирующая мощностьCтраница 1 Структура генерирующих мощностей в СССР характеризуется очень большим процентом базовых станций и сравнительно небольшим пиковых. При дефиците в системе пиковых мощностей на переменный режим работы приходится переводить энергоблоки базовых тепловых электростанций, что неэкономично. [2] Структура генерирующих мощностей при расчете аварийного резерва является заданной. [3] Структура генерирующих мощностей в энергосистеме по вариантам должна отличаться тем, что при наличии рассматриваемой ТЭЦ ( схема комбинированного энергоснабжения) соответственно снижается установленная мощность заменяемых КЭС ( для соблюдения баланса по электроэнергии) и установленная мощность теплоснабжающих котельных ( для соблюдения баланса по тепловой энергии) по сравнению с вариантом раздельного энергоснабжения. [4] Структура генерирующих мощностей отражает соотношение различных типов станций ( КЭС, ТЭЦ, ГЭС, АЭС и др.) и размещенных на них основных агр егатов в рассматриваемом производственном энергетическом объединении. Увеличение доли гидростанций и атомных электростанций ведет, естественно, к снижению потребности в органическом топливе. [5] Структура генерирующих мощностей в энергосистеме по вариантам должна отличаться тем, что при наличии рассматриваемой ТЭЦ ( схема комбинированного энергоснабжения) соответственно снижается установленная мощность заменяемых КЭС ( для соблюдения баланса по электроэнергии) и установленная мощность теплоснабжающих котельных ( для соблюдения баланса по тепловой энергии) по сравнению с вариантом раздельного энергоснабжения. [6] Структура генерирующих мощностей энергосистемы, технический уровень оборудования электростанций, топливный баланс энергосистемы, состав потребителей и режим потребления энергии и другие отмеченные выше факторы являются динамичными и существенно меняются во времени. В связи с этим меняется уровень и структура полной себестоимости энергии в энергосистемах. [7] Структура генерирующих мощностей современных энергообъединений является сложной. Энергообъединения включают в себя разнообразные электростанции, технико-экономические особенности которых ( табл. 10.1) должны учитываться как при проектировании развития энергообъединения, так и при организации его эксплуатации. [8] Оптимизация структуры генерирующих мощностей производится дважды. При оптимизации ТЭК переменными величинами являются искомая производительность топливодобывающих и топливоперерабатывающих предприятий или их групп, мощности разных типов электростанций, пропускная способность магистральных трубопроводов и линий электропередачи, значение межрайонных потоков топлива по транспортной сети общего назначения ( железные дороги и пр. [9] Оптимизация структуры генерирующих мощностей осуществляется в тесной связи с оптимизацией топливно-энергетического комплекса страны в целом, с использованием линейной математической модели комплекса, одним из блоков которой является модель ЕЭС. [10] В структуре генерирующих мощностей резко преобладают ТЭС. Доля АЭС значительно возросла в первой половине 60 - х годов. Однако затем за 10 лет ( 1966 - 1975 гг.) мощностей на АЭС было введено значительно меньше, чем в предыдущие 5 лет. Доля ГЭС в рассматриваемый период практически не изменилась; масштабы их строительства были крайне незначительными. [11] По структуре генерирующих мощностей различают энергосистемы: теплоэлектрические, гидроэлектрические и смешанные. [13] Под структурой генерирующих мощностей понимают состав и долю мощностей электростанций определенного типа в общем балансе, которые обеспечивают выработку или прирост выработки электроэнергии. [14] Возможности оптимизации структуры генерирующих мощностей, резервов и режимов производства обеспечивают снижение капитальных и текущих издержек и повышение надежности энергоснабжения региона. [15] Страницы: 1 2 3 4 www.ngpedia.ru Генерирующие мощности - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2Генерирующие мощностиCтраница 2 Отсюда следует, что для обеспечения эффективной конкуренции требуются значительные избыточные генерирующие мощности, а также соответствующая им пропускная способность электрической сети. Причем интенсивность конкуренции повышается с ростом количества производителей ( поставщиков) энергии на данном рынке. [16] Например, в электроэнергетике конкуренция вынуждает совершенствовать производство, и в результате существующие генерирующие мощности модифицируются или заменяются на более экономичные; кроме того, строятся электростанции с комбинированным циклом. [17] Страны капиталистического лагеря, особенно такие, как Франция и Англия, в которых основные генерирующие мощности и линии электропередачи объединены едиными управлениями ( Электрисите де Франс, Центральное энергетическое управление), также ведут объединение электростанций в энергосистемы. [18] Матрица инциденций дает возможность сформировать уравнения покрытия заданной мощности нагрузки i - x узлов Раагр t за счет указания, какие генерирующие мощности P Q и какие мощности ЛЭП лэп / свя заны с / - м узлом нагрузки. [19] Вода закачивается в высоко расположенные резервуары в периоды малой нагрузки сети, обычно ночью, и приводит в действие турбины в течение периодов пиковых нагрузок. ГАЭС замещают, таким образом, значительные дополнительные генерирующие мощности и хранилища топлива. [20] Предлагаемый механизм ценообразования способствует экономии электроэнергии в силовых и осветительных установках и одновременно стимулирует использование сэкономленной энергии в технологических агрегатах, где она замещает органическое топливо. Следовательно, энергокомпания сможет обеспечивать электрификацию региона при относительно меньших затратах в новые генерирующие мощности. [21] Инвестирование может осуществляться и в объекты, где технологами выступают электрики: ТЭЦ и генерирующие мощности традиционные и нетрадиционные, включая возобновляемые; отдельные частные подстанции различного напряжения и ЛЭП; электроцеха и электроремонтные цеха. [23] Постепенно, по мере роста спроса на электроэнергию, в эксплуатацию вводились более крупные генерирующие мощности. [24] Баланс реактивной мощности составляют в несколько этапов, учитывая относительно большое влияние нагрузок электрической сети. Вначале, применительно к исходному совмещенному графику реактивной нагрузки энергообъединения, составляется приходная часть баланса: выделяются регулирующие станции, определяются генерирующие мощности отдельных станций и компенсирующих устройств. По этим материалам уточняется потокораспре-деление реактивной мощности и величина реактивных потерь мощности в электрической сети. Затем вносятся необходимые коррективы в расходную часть баланса реактивной мощности и в графики реактивной нагрузки. В соответствии с этими изменениями вносятся поправки в приходную часть баланса реактивной мощности. [25] При этом сети 220 - 275 кВ, ранее являвшиеся основными, продолжают эксплуатироваться в условиях ограниченного развития: к этим сетям не присоединяются новые генерирующие мощности, а в отдельных случаях ВЛ этого класса напряжения используются в сети 110 - 150 кВ до полного физического износа. [26] Выход из синхронизма является весьма редким видом нарушения работы систем. Если, однако, синхронизм оказывается нарушенным и обратное втягивание машин в него, несмотря на работу разного рода устройств, не наступает, систему приходится автоматически делить в определенных, заранее установленных местах на несинхронно работающие части так, чтобы в последних были по возможности сбалансированы генерирующие мощности и мощности, потребляемые нагрузками. [27] В российской промышленности имеются большие резервы экономии электроэнергии. Это касается ряда процессов в электрометаллургии, силового аппарата и освещения производственных и административных зданий. При этом удельные капиталовложения в энергосбережение в 3 - 5 раз ниже, чем в дополнительные генерирующие мощности. [28] Системы должны эксплуатироваться так, чтобы выходы из синхронизма были по возможности исключены. Это, в частности, достигается применением быстродействующих защит, использованием комплексов устройств противоава-рийной автоматики. Если, однако, синхронизм оказывается все же нарушенным, систему приходится автоматически делить в определенных, заранее установленных местах на несинхронно работающие части, так чтобы в последних были по возможности сбалансированы генерирующие мощности и мощности, потребляемые в нагрузках. [29] Осуществляемая реструктуризация электроэнергетики оставляет за бортом потребителя с его проблемами надежного и качественного электрообеспечения, обслуживания и ремонта электрооборудования. Остается открытым вопрос о разработке государственного плана рыночной электрификации, ориентированного не на субъекта электроэнергетики, а ставящего более общую задачу - обеспечить электроэнергией всю территорию страны, каждого жителя любого отдаленного поселения, гармонично увязав генерирующие мощности от 1000 МВт до 1 кВт и раскрепостив потребителей, сооружающих мини - ЭС. Существующие и разрабатываемые законы об электроэнергетике, энергосбережении, энергоаудите и нормировании, правах потребителя не отражают интересы потребителей электрической энергии и электротехнической продукции. [30] Страницы: 1 2 3 www.ngpedia.ru Структура - генерирующая мощность - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 4Структура - генерирующая мощностьCтраница 4 Расчет потребности в электрической энергии и мощности выполняется для определения объема вводов и структуры генерирующих мощностей, выявления степени сбалансированности энергосистемы по мощности и энергии, выбора схемы и параметров электрических сетей, обеспечивающих выдачу мощности энергоисточников и режимы их работы. [46] Общая потребность в топливе энергообъединения определяется планируемыми объемами отпуска электроэнергии, теплоты; структурой генерирующих мощностей; характеристиками оборудования электростанций и сетевых предприятий; структурой топливоснабжения; показателями отдельных видов и марок топлива. [47] В соответствии со складывающейся структурой топливного баланса и техническим прогрессом в производстве электроэнергии формируются структуры генерирующих мощностей энергообъединений и основные энергетические связи между ними. [48] На ближайшую перспективу кроме указанной выше ( см. § 2.5) тенденции к изменению структуры генерирующих мощностей прогнозируется также некоторое снижение в среднем по стране числа часов использования установленной мощности за счет разуплотнения графиков нагрузки. [49] При одной и той же расчетной надежности электроснабжения значение необходимого аварийного резерва мощности зависит от структуры генерирующих мощностей, среднегодовой продолжительности внеплановых простоев ( аварийности) оборудования и конфигурации графика электрической нагрузки энергосистемы. [50] Данная задача решается на более низком иерархическом уровне по территориальному признаку, чем задача оптимизации структуры генерирующих мощностей. Она решается для отдельных ОЭС страны. Оптимизация развития электростанций производится вслед за оптимизацией структуры генерирующих мощностей, и в качестве исходных данных используются найденные для каждого энергоузла соотношения генерирующих мощностей, отличающихся энергоресурсами и типом оборудования. Считаются заданными располагаемые объемы для каждого вида энергоресурса и замыкающие затраты на топливо. Заданы площадки, которые могут быть использованы при сооружении электростанций, и предельные мощности электростанций, ограниченные размерами площадок, санитарными нормами и техническим водоснабжением. Известны технические и экономические характеристики существующих электрических станций и основных электрических сетей как для строящихся энергообъектов, так и тех, решение о сооружении которых уже принято. [51] Конфигурация суточных и недельных графиков электрической нагрузки энергосистем и их объединений оказывает определенное влияние на структуру генерирующих мощностей по типам электростанций. [52] В ряде случаев при большой недельной неравномерности режимов электропотребления и большом удельном весе АЭС в структуре генерирующих мощностей становится необходимым рассмотрение также режимов работы электростанций в воскресный день декабря. [53] Полученное сокращение резерва распределяется между системами на основе инженерного анализа баланса мощности, энергетических перетоков и структуры генерирующих мощностей; в первую очередь сокращается резерв в системах, выдающих мощность. [54] Страницы: 1 2 3 4 www.ngpedia.ru ЭЭф::ЭнергоснабжениеК субъектам электроэнергетики в соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003 относятся лица (организации), осуществляющие производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Функционирование энергосистемы Российской Федерации основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии.
К организациям технологической инфраструктуры относятся: компания, управляющая единой национальной электрической сетью (Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ПАО «ФСК ЕЭС»)), организация, осуществляющая диспетчерское управление (Акционерное общество «Системный оператор Единой энергетической системы» (АО «СО ЕЭС»)), оператор энергетических сетей в России – 37 дочерних и зависимых общества, в том числе 14 межрегиональных и магистральную сетевую компанию Публичное акционерное общество «Российские сети» (ПАО «Россети»). В коммерческую инфраструктуру входит Акционерное общество «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии» - АО «АТС» и его дочерняя организация Акционерное общество «Центр финансовых расчетов» - сокращенно АО «ЦФР». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию.
Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии установленными постановлением Правительства Российской Федерации №643 от 24.10.2003 Правилами работы оптового рынка электроэнергии и мощности и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности. Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Ассоциация «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью», сокращенно Ассоциация «НП Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.
В соответствии с федеральным законом №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона "Об электроэнергетике"» совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (2011 год) группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается. Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).
В существующем сегодня виде оптовый рынок электроэнергии функционирует с 1 сентября 2006 года, когда постановлением Правительства Российской Федерации были введены новые правила функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности).
Оперативно-диспетчерское управление в единой энергосистеме России осуществляет Системный оператор (АО «СО ЕЭС»). Главная функция Системного оператора – контроль за соблюдением технологических параметров функционирования энергосистемы. Для исполнения этой функции Системный оператор может отдавать обязательные к исполнению команды генерирующим и сетевым компаниям, потребителям с регулируемой нагрузкой. Также Системный оператор контролирует очередность вывода в ремонт генерирующих и сетевых мощностей, осуществляет контроль за исполнением инвестиционных программ генерирующими и сетевыми компаниями.
Системный оператор участвует в обеспечении функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности: осуществляет актуализацию расчетной модели, на основе которой Коммерческий оператор производит расчет объемов и цен торговли на оптовом рынке электроэнергии, проводит конкурентный отбор мощности (КОМ) и обеспечивает функционирование балансирующего рынка – торговли отклонениями от плановых объемов производства и потребления электроэнергии.
Сетевые организации осуществляют два основных вида деятельности - передачу электрической энергии по электрическим сетям и технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, энергетических установок генерирующих компаний и объектов электросетевого хозяйства иных владельцев к электрическим сетям. Оба эти вида деятельности являются естественно-монопольными и регулируются государством.
Регулирование включает не только установление в той или иной форме соответствующих тарифов (платы) за оказанные с надлежащим качеством услуги, но и обеспечение недискриминационного доступа потребителей услуг сетевых организаций к электрическим сетям.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Договор на оказание услуг по передаче является публичным, то есть его существенные условия определяются Правительством РФ. Публичные договоры являются обязательными для заключения со стороны сетевой организации по обращению потребителя услуг.
Договор на оказание услуг по передаче должен содержать следующие существенные условия:
energo-ef.com |