Eng Ru
Отправить письмо

Обслуживаемый и необслуживаемый аккумулятор, в чём разница и какой лучше? Герметизированные необслуживаемые аккумуляторы


Гелевые аккумуляторы, мультигелевые и AGM

Виды аккумуляторов для ИБП

Впервые озадачившись выбором аккумулятора для ИБП, наши клиенты сталкиваются с тем, что в классификацию даже такой простой вещи производители смогли внести существенную путаницу.

В связи с этим возникает множество вопросов, к примеру:

  • Какая батарея лучше: свинцово-кислотная или гелевая?
  • Чем мультигелевый аккумулятор отличается от гелевого?
  • Что такое AGM VRLA?

Для удобства поиска в нашем интернет-магазине мы обозначаем аккумуляторы так, как их маркирует производитель - чтобы вы могли легко найти нужную модель. Но если вы пока не определились с конкретной моделью и просто пытаетесь понять: какую аккумуляторную батарею для ИБП лучше приобрести, то вам поможет эта статья.

Виды аккумуляторов для ИБП и термины

Прежде всего нужно запомнить, что ВСЕ аккумуляторы, выпускаемые на данный момент промышленностью для ИБП являются свинцово-кислотными. Еще одни "пугающие" аббревиатуры  - VRLA и SLA - обе относятся к аккумуляторам, которые применяются в источниках бесперебойного питания. Также такие батареи называются необслуживаемыми и герметизированными.

VRLA расшифровывается как Valve Regulated Lead Acid, в вольном переводе это означает Регулируемые клапаном свинцово-кислотные.

SLA означает Sealed Lead Acid, т. е закрытые (герметизированные) свинцово-кислотные.

Необслуживаемые - означает, что в АКБ этого вида не требуется следить за уровнем электролита и доливать воду, как, например, в автомобильных.

Обозначение герметизированные (герметичные)  говорит о том, что из батареи этого типа не прольется электролит, даже если она опрокинется набок или будет испытывать тряску. Также герметичность позволяет эксплуатировать их в жилых помещениях: горючие пары, выделяющиеся в процессе работы аккумулятора, остаются "запертыми" внутри, и только при нарушениях условий работы может открыться аварийный клапан. 

И все эти определения - не разные типы аккумуляторов, а один и тот же: VRLA / SLA необслуживаемые герметизированные (герметичные). Именно этот тип получил наиболее распространение в источниках бесперебойного питания. В других системах могут использоваться стартерные обслуживаемые и стартерные необслуживаемые, но о них мы сегодня говорить не будем.

Гелевые и AGM

Для того, чтобы достичь герметичности и устранить необходимость в обслуживании аккумуляторов для ИБП производители применяют две различные технологии: GEL (Gelled Electrolite)  и AGM (Absorptive Glass Mat). Обе технологии обеспечивают рекомбинацию газов для сохранения объема электролита и его "связывание" во избежание выплескивания.

VRLA аккумуляторы

 В гелевых аккумуляторах жидкий электролит доведен до желеобразной, вязкой консистенции путем добавления в него соединений кремния. В результате электролит не выплескивается при тряске, и не вытекает при незначительных повреждениях корпуса. Эта технология появилась первой, именно поэтому многие по старинке все герметичные необслуживаемые аккумуляторы называют гелевыми.

Распространено также бытовое название "гелИевые аккумуляторы", что в корне не верно. Газ гелий не имеет никакого отношения к аккумуляторным батареям.

Благодаря вязкому состоянию в гелевых АКБ происходит рекомбинация газов:

  • В результате химической реакции вода в батарее распадается на водород и кислород.
  • Ионы водорода и кислорода остаются в замкнутом пространстве батареи и, перемещаясь по микропорам и трещинам в геле, соединяются и снова образуют воду.
  • Вода впитывается гелем, восстанавливается первоначальный объем электролита.

В итоге мы имеем батарею, в которую не нужно доливать воду, поскольку она практически не испаряется. Кроме того, не происходит газовыделение, поэтому АКБ может использоваться в жилых помещениях. 

 В AGM-аккумуляторах пространство между пластинами заполнено стекловолокнистыми матами, которые впитывают в себя электролит.

AGM аккумулятор внутри

На фото - вскрытый AGM-аккумулятор, в котором можно рассмотреть те самые "Glass Mat" - стекловолоконные маты.

Благодаря этому достигаются практически те же цели, что и в гелевых: электролит не выплескивается и в порах наполнителя происходит рекомбинация газов, т. е. перед нами такая же необслуживаемая герметичная батарея, как и гелевая.  Разве что при повреждении корпуса электролит, скорее всего, вытечет и повредит расположенное рядом оборудование. Именно поэтому в дорогих телекоммуникационных системах часто предпочитают использовать АКБ типа GEL VRLA.

Технология AGM - более новая, чем GEL.

Обратите внимание, что:

  • И GEL, и AGM батареи являются свинцово-кислотными.
  • Это две разные технологии.

А как же мультигелевые?

Мультигелевые аккумуляторы, по сути не являются отдельным типом источников питания. Чаще всего производители и торговые точки используют это название для AGM батарей.

Например, на фото ниже - аккумулятор Luxeon LX12120MG 12Ah (обратная сторона). В очень многих интернет-магазинах он продается под маркой "мультигелевый", о чем свидетельствует и маркировка "MG" в наименовании, однако производитель на самой батарее указывает что это: "Технологія: AGM, необслуговуєма батарея" (укр.) (Технология AGM, необслуживаемая батарея).

Мультигелевая AGM батарея

А учитывая что цена на мультигелевые аккумуляторы всегда ниже чем на гелевые, и это при том, что гелевая технология довольно дорогая - в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело именно с AGM.

Отличия гелевых и AGM аккумуляторов

ПоказательГелевыеAGM
Циклический ресурсВ 2-3 раза выше, чем в AGM (около 600 циклов) за счет вязкого электролита. Пластины остаются покрытыми им во время глубокого разряда, поэтому меньше подвержены коррозии.Около 300 циклов заряд-разряд.
ЗарядОчень требовательны к точности заряда, его превышение может привести к вспучиванию батареи. Не так критичны к заряду, хотя превышение напряжения при заряде также может привести к кипению и вздутию батареи.
СаморазрядВеличина саморазряда небольшая, поэтому  подходят для применения там, где разряд происходит малыми токами в течение долгого периодаСаморазряд интенсивнее, чем у гелевых.
ПерегревПерегрев может вызвать взрыв батареи.Перегрев не так критичен, но тоже опасен.
Глубокий разрядХорошо выдерживают глубокий разряд.Желательна эксплуатация при глубине разряда не более 30%.
Пусковой и максимальный токНеспособны дать большие токовые величины, особенно стартовые, из-за высокого внутреннего сопротивления.Пусковые токи больше.
Короткие замыканияОчень чувствительна к коротким замыканиям.Менее чувствительна.
ЭксплуатацияВ любом положении, кроме "вверх дном", мелкие повреждения корпуса не вызывают утечку электролита, за счет вязкости последнего.В любом положении, кроме "вверх дном".

Или коротко, в картинке:

Типы аккумуляторов для ИБП

Итак, в общем гелевые аккумуляторы прослужат дольше, чем  AGM, в системах:

  • где чаще происходит цикл разряд-заряд,
  • где чаще допускается глубокий разряд,
  • где до разряда проходит долгое время,
  • где может быть критичным пролив электролита во время случайного повреждения корпуса.

Так как эти батареи более капризны и дороже стоят, в остальных случаях их можно с успехом заменить AGM АКБ.

А главное, - обязательно обращайте внимание на технические характеристики конкретной модели, которые заявлены производителем, они могут существенно отличаться для аккумуляторов разных торговых марок и ценовых категорий.

lantorg.com

Инструкция по эксплуатации стационарных свинцово-кислотных герметизированных необслуживаемых аккумуляторов технологии dryfit Sonnenschein

1. Назначение.

1.1. Стационарные свинцово-кислотные герметизированные не обслуживаемые аккумуляторы, регулируемые клапаном избыточного давления, предназначены для комплектования батарей, используемых в качестве установок резервного питания в системах электроснабжения потребителей высокого уровня ответственности. Аккумуляторы могут эксплуатироваться в режиме постоянной подзарядки, обеспечивая питание нагрузки постоянным током в аварийных ситуациях, и в циклическом режиме, который представляет собой последовательное чередование разрядов и зарядов.

2. Технические данные.Аккумуляторная батарея А 704/280 состоит из 28 элементов, каждый из которых имеет следующие габаритные размеры (250х232х327) и вес 39 кг.Емкость аккумуляторной батареи составляет 280 А*ч.Напряжение аккумуляторной батареи – 110 В.Аккумуляторы должны иметь не менее 95% номинальной емкости на первом цикле, и 100% номинальной емкости  - не позднее 5 цикла. Монтаж элементов в помещении аккумуляторной батареи выполняется на стеллажах.  3. Эксплуатация.Стационарные свинцово-кислотные герметизированные не обслуживаемые аккумуляторы с электролитом в связанном состоянии и регулируемые клапаном избыточного давления не требуют долива воды в течении всего срока службы.Вскрытие аккумуляторов и долив в них воды запрещен!Используемый для герметизации аккумуляторов клапан избыточного давления не может быть вскрыт без разрушения.При эксплуатации стационарных аккумуляторных батарей следует соблюдать требования действующих норм и правил. Напряжение заряда/разряда следует измерять на концевых выводах батареи.2.1. РазрядЗависящее от величины разрядного тока и времени разряда конечное напряжение не должно быть ниже рекомендуемой величины значения емкости (Сн) при различных временах разряда и до различных значений конечного напряжения. Все данные приведены к номинальной температуре 200С.10 мин. – С = 84,5 А*ч, U(4В Блок)=3,2В,30 мин. – С = 139,0 А*ч, U(4В Блок)=3,2В,1 час – С = 170,0 А*ч, U(4В Блок)=3,3В,3 часа – С = 234,0 А*ч, U(4В Блок)=3,4В,5 часов – С = 261,5 А*ч, U(4В Блок)=3,4В,10 часов – С = 280,0 А*ч, U(4В Блок)=3,6 В.Напряжение окончания разряда, измеренное на выводах аккумуляторной батареи, должно соответствовать количеству элементов в батарее умноженному на рекомендуемое производителем конечное напряжение разряда отдельного элемента. Без согласования с производителем запрещается снимать с аккумуляторов больше номинальной емкости. После полного или частичного разряда следует сразу приступить к заряду батареи.

2.2. Заряд (параллельно-резервный режим)    В параллельно резервном режиме работы потребители, источник постоянного тока и аккумуляторная батарея подключены всегда параллельно друг другу. При этом напряжение на выпрямителе является и напряжением заряда батареи и напряжением потребляющего оборудования. В этом режиме источник постоянного тока всегда в состоянии обеспечить максимальный ток потребителя и заряда батареи. Батарея разряжается тогда, когда не работает источник постоянного тока. Напряжение заряда в параллельно-резервном режиме работы следует установить 2,25В/эл. при температуре окружающей среды 200С. Выставленное зарядное напряжение измеряется на концевых выводах батареи. Оно должно соответствовать произведению количества последовательно соединенных элементов в батарее на напряжение заряда отдельного элемента.

4. Техническое обслуживание.Содержите аккумуляторы чистыми и сухими для исключения поверхностных токов утечки. Пластиковые детали аккумуляторов должны протираться тканью, смоченной исключительно в чистой воде без каких либо чистящих средств и растворителей.Каждые 6 месяцев необходимо измерять и записывать в аккумуляторный журнал:- напряжение на батареи в целом,- напряжение подзарядки отдельных элементов/блоков,- температуру поверхности отдельных элементов/блоков,- температуру в аккумуляторном помещении,Ежегодно следует измерять и записывать в аккумуляторный журнал:- напряжение на батареи в целом,- напряжение подзарядки всех элементов/блоков,- температуру поверхности всех элементов/блоков,- температуру в аккумуляторном помещении,- сопротивление изоляцииЕжегодно следует измерять и при необходимости корректировать:- напряжение заряда батареи с учетом количества элементов,Ежегодно следует проводить:- визуальный осмотр резьбовых соединений,- проверку момента затяжки резьбовых соединений,- проверку расположения аккумуляторов,- проверка вентиляции.

5. Неисправности.

При обнаружении неисправности батарей или зарядного устройства необходимо связаться с сервисной службой регионального представительства EXIDE Technologies. Все измерения связанные с эксплуатацией аккумуляторной батареи должны быть отражены в аккумуляторном журнале. Форма аккумуляторного журнала прилагается.

6. Меры безопасности.

1. Работники обслуживающие электрооборудование аккумуляторных помещений должны иметь группу III.2. Электролит едок. При нормальной эксплуатации контакт с электролитом невозможен. При разрушении корпуса желеобразный электролит может быть также опасен как и жидкий.3. Металлические части аккумуляторов всегда находятся под напряжением. Не кладите посторонние металлические предметы на аккумуляторы.4. Запрещается курить в аккумуляторном помещении, входить в него с огнем, пользоваться электронагревательными приборами.5. На дверях аккумуляторного помещения должны быть надписи «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Запрещается курить».

АБ, инструкция, аккумуляторы

Всего комментариев: 0

ukrelektrik.com

Обслуживание герметизированных АКБ. Нюансы и непонятки

makSSim 31-05-2010 01:52

Даже как-то неудобно поднимать снова темы (основательно избитые) про зарядку т.н "необслуживаемых" мото-АКБ, но изводит мне мозг одна писулька на корпусе. Обьясню по порядку: имею необслуживаемую батарейку китайского производства, которая со временем начала хандрить. Я был просто уверен, что она всяко-хитро-гелево-неразборно-необслуживаемая, но фиг- наклеечка с китайским словом "ду нот опен" оказалась не наклейкой вовсе, а обычной плотно пригнанной крышкой на шесть банок, в которых живут обычные свинцовые пластинки и обычный (потерявший плотность) электролит. Для восстановления ёмкости использую стандартный метод- заряд малым током (менее 10% емкости) до восстановления плотности 1.27-1.28 и напряжения 12.5-12.6 вольт. Батарейка немного нагрелась (это нормально), стоит под зарядкой и, побулькивая, набирает плотность. А вот теперь ВОПРОС: на корпусе АКБ категорическая надпись "НИКОГДА не открывайте крышку ПРИ ЗАРЯДКЕ" ! Приблизительно так: NEVER REMOVE CAP AT CHARGING !" Именно с восклицательным знаком. А что плохого в открытых крышках? Гараж проветривается, капли электролита попадают наружу?- да и фиг с ними-газетку постелил. Вот сижу и ломаю голову- толи я неспешно убиваю батарею, толи ещё что. Я конечно не электрик, но работаю в автосервисе и с электриками "чай пил", и каких-то элементарных навыков немного усвоил. Ну не делаю я сейчас ничего такого, что выходит за рамки обычного обслуживания кислотных АКБ. Но червячёк сверлит, типа, может у них под давлением зарядка должна происходить, так от этой мысли мне смешно как-то... Или это просто обычная иностранная перестраховщина, типа надписи "нельзя помещать в СВЧ- печь птиц и домашних животных" ? Инфы по батареям (устройству и т.д.) прочитал много, но почему нельзя снимать крышку, так и не понял.

RZ296 31-05-2010 21:36

Может быть, дело в том, что у необслуживаемой АКБ в крышке находится катализатор, который водород и кислород объединяет обратно в воду- то есть, если не будет крышки, плотность при зарядке будет неконтролируемо расти за счет испарения воды?

VOKHA 31-05-2010 22:54

Перестраховка. Забей.

------------------Лучше переесть, чем недоспать

Max115 01-06-2010 08:36quote:но почему нельзя снимать крышку, так и не понял.Потому же почему у них кошек нельзя сушить в микроволновке. О том что кислота может делОв натворить, у них даже не догадываются.makSSim 01-06-2010 17:12

А так забавная фигня- уровень электролита при эксплуатации всегда будет понижаться и запрет на возможность его проконтролировать, приведёт к выходу АКБ из строя раньше положенного срока, т.е. снова иди в магазин за очередной "батарейкой"? Плюс ещё агрессивнейшая пропаганда со стороны производителей и дилеров о "новейших технологиях" и "необслуживаемости" супер аккомуляторов... правда никто не упоминает, что свинцово-кислотные батареи принципиально не менялись лет, наверное, уже сто Улыбаюсь.

Max115 01-06-2010 17:35

Принцип не поменялся, технологии и состав уже далеко не той давности Дразнюсь даже сама кислота уже почти только на половину кислота Улыбаюсь

makSSim 02-06-2010 15:50

Всё, разобрался. У меня аккум с т.н. "связанным электролитом", то есть жидкость не "плещется", а впитана в специальные "мешочки", в которые обёрнуты пластины. Поэтому и запрещается разгерметизировать корпус при зарядке, чтобы не увеличилось испарение (электролит же без запаса!). А уж как в некоторых банках оказалось жидкости аж на сантиметр выше пластин- скорее всего "национальные особенности" .

guns.allzip.org

что это такое и чем отличается от обслуживаемого или герметизированного АКБ, какой лучше

Нынешние аккумуляторы требуют к себе гораздо меньше ухода, не нужно постоянно проверять уровень электролита, менять его. Эти необслуживаемые изделия более долговечны, они герметичны, не боятся вибрации.

За последние двадцать лет техника изготовления автомобильных батарей ощутимо продвинулась вперед. фото1Если раньше нужно было регуляроно проверять уровень электролита, то нынешние изделия требуют к себе гораздо меньше ухода.

Изготовители назвали аккумуляторы необслуживаемыми и утверждают что им не нужен контроль над уровнем электролита. Но такая оценка может привести к иллюзии автолюбителей. О том что значит «необслуживаемый аккумулятор» и о его характеристиках мы и расскажем.

Что это такое и какой лучше?

Представление о необслуживаемом аккумуляторе появилось с выходом на рынке автомобильных кальциевых батарей. В этих изделиях положительные и отрицательные электродные решетки изготовляются из сплава свинца с кальцием.

В обслуживаемых батареях, применявшихся ранее, свинцовые пластины были с добавлением сурьмы. Сурьма добавлялась для упрочнения свинца и в то же время она была катализатором гидролиза воды в электролите. Такая реакция является, по сути, распадом воды на водород и кислород под влиянием электрического тока. И выглядит это как испарение. Поэтому и появилось такое выражение «выкипание» воды из электролита.

Изготовители вместо сурьмы стали использовать кальций, и это решение оказалось очень удачным. С появлением таких аккумуляторов отпала необходимость доливать воду.

Необслуживаемый аккумулятор — что это такое? — это герметизированная батарея, без прямого доступа к банкам и пластинам, (чаще всего кальциевая или гибридная).фото2

Вследствие малого саморазряда все необслуживаемые стартерные батареи наполняются в заводских условиях электролитом и их герметизируют. Технология таких аккумуляторов предполагает продолжительное время хранения в заряженном состоянии.

В любом случае надо иногда проверять уровень ее напряжения, его показатель должен быть не менее 12,5 вольт. Если напряжение ниже обозначенного, то следует подзарядить батарею. Изготовителями предусматривается, что делать это придется не чаще одного раза в полгода, а с гибридными решетками период между зарядом увеличивается до полутора лет.

Разумеется, хранить батареи нужно в сухом прохладном месте с температурой до +16 градусов. Следовательно, аккумулятор, изготовленный 12 месяцев назад и прошедший один цикл зарядки, может также успешно храниться и второй год.

Как отличить обслуживаемый АКБ или нет?

Неразборный аккумулятор является батареей закрытого вида, его корпус герметичен и автовладелец не сможет посмотреть ее внутренние элементы. Если его перевернуть, то из него не польется электролит.

По внешнему виду, необслуживаемую батарею можно определить по следующим признакам:

  1. Наличие смотровых глазков на поверхности и отверстий для выхода газа. Для контроля зарядки на таких моделях обычно устанавливается гидрометр и глазок для проверки уровня электролита.фото3
  2. Отсутствие наверху пробок. Если таковые имеются, и их можно выкрутить, чтобы посмотреть состояние и уровень электролита, проверить его плотность, то это обслуживаемый аккумулятор.
  3. Внутреннее строение пластин. В обслуживаемых аккумуляторах, где в качестве решеток – свинец и сурьма, электролит закипает при 12,5В, и из-за этого закрывать плотно банки нельзя во избежание их разрыва. В гибридных – применяются кальциево-свинцовые пластины, которые дают реакцию закипания лишь при 14,5 В.
  4. Маркировка. На аккумуляторах наносятся обозначения, которые позволяют узнать их главные характеристики, нужные при покупке: емкость, тип батареи, ток холодного запуска и другие.

Маркировка батарей подразделяется на две категории:

  1. Обозначения согласно ГОСТ.
  2. Маркировка согласно DIN

По ГОСТу маркировка аккумулятора обозначает к примеру: 6СТ-55А3

  • 6-количество банок в корпусе.
  • СТ – назначение аккумулятора (Стартерная).
  • 55 – емкость в Ампер-часах.
  • А – общая крышка.
  • З – заливка электролитом.

В приложенном паспорте на батарею разрешается указывать дополнительную информацию.

По стандарту DIN обозначение состоит из 3 групп цифр:

  • В первой группе заложена емкость батареи.
  • Во второй группе цифр – технологические особенности.
  • В третьей группе заложена величина пускового тока.

Обозначение 574 012 068 расшифровывается следующим образом:

5 – цифра, означающая значение емкости (5 – до 100 Ампер-час, 6 – от 100 до 200 Ампер-час, 7 – свыше 200Ампер-час).

74 – емкость 74 Ампер-час.

012 – вид корпуса, размер, тип установки, размещение выводов.

068 – пусковой ток 680 Ампер.фото4

Производители указывают в маркировке аккумулятора не емкость, а ток при холодном запуске. Также на батареях указывается дополнительный код, обозначающий место и дату изготовления батареи.

Характеристики

Закрытый герметичный корпус — это то, чем отличается обслуживаемый аккумулятор от необслуживаемого. Устройство таких батарей следующее:

  • Отрицательно и положительно заряженные решетчатые свинцовые пластины.
  • Банки – отдельные емкости с находящимися в них пластинами.
  • Электролит.
  • Корпус с клеммами, обычно без пробок, но со смотровыми глазками.

Решетчатая конструкция насыщается электролитом и создает химическую реакцию. Для разделения заряженных электродов внутри корпуса установлен сепаратор.

Корпус батареи изготовлен из надежного материала для обеспечения целостности внутренней конструкции и отличается устойчивостью к химическому влиянию.фото5

Одним из критериев при покупке аккумулятора служит длительность его использования. Гарантированная работа необслуживаемых стартовых батарей составляет 5-6 лет.

Чтобы грамотно использовать такое изделие, нужно соблюдать некоторые условия:

  1. Заряд батареи производить строго по инструкции. Необслуживаемые аккумуляторы чувствительны к перепадам напряжения. Оно при зарядке не должно превышать 14,5 вольт.
  2. Иметь исправную работу бортовых приборов автомобиля.
  3. Учитывать перепады температуры. В сильные морозы желательно снимать аккумулятор, так как при малом заряде электролит может замерзнуть и вспучить банки.
  4. Учитывать особенности вашего типа езды.

Важно! при поездках по городу аккумулятор может не успевать подзаряжаться от генератора. Соответственно, в таких случаях выбирать батарею нужно с увеличенной емкостью.

Полезное видео

Информативное видео по данной теме:

 

Заключение

Суммируя вышесказанное, можно отметить следующие моменты: покупать стартерную батарею нужно исходя из модели автомобиля, и конечно, из условий, в которых он будет эксплуатироваться. Выбирая аккумулятор, преимущество нужно отдавать продукции известных брендов. Однако только вам выбирать какой аккумулятор лучше для вашего авто.

Сейчас изготавливается много новых видов батарей, которые необходимы не только для того, чтобы завести автомобиль, поддержать работу печки и освещения, но и призваны обеспечить все увеличивающиеся потребности электроники.

Следовательно, от правильного выбора аккумулятора для автомобиля, будет зависеть его отлаженная работа, а отсюда – ваше удобство и безопасность.

 

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

akkummaster.com


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта