Eng Ru
Отправить письмо

Урок по познанию мира на тему "Солнце-источник света и тепла". Главный источник света и тепла на земле


Урок на тему "Солнце источник света и тепла на земле"

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного оразования детей

«Станции юных натуралистов» МО – Пригородный район РСО-Алания

Творческое объединение «Экологическая безопасность»

1 год обучения

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

к разделу «Что такое экология»

Тема занятия «Солнце источник света и тепла на Земле

»

Руководитель творческого объединения -

Токова Эльмира Камболатовна

с.Октябрьское, 2017 г.

Цель урока: формировать представления про солнце и солнечную систему, зависимость существования живой природы от солнечного света и тепла, учить устанавливать связи между живой и неживой природой.

Ожидаемые результаты: ученики должны иметь представления про значения Солнца для живой природы, понимать, структуру солнечной системы.

Оборудование: предметные картинки по теме урока.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока:

І Организационный момент

ІІ Актуализация опорних знаний

Доклад синоптиков

Игра «Живое –неживое»

Цель игры: закрепить знаний про живую и неживую природу.

Учитель показывает картинки с изображением разных природных объектов, увидевши неживой объект на картинки учащийся хлопают в ладоши, живой объект сидят молча.

Что относиться к живой природе ?

Что относиться к неживой природе ?

ІІ Мотивация учебной деятельности

Отгадывание загадки

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаєш,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(солнце)

А к какой природе относиться солнышко?

Дидактическое упражнение

Цель: определить значение солнца для всего живого на земле.

«Ассоциативный куст»

Составление схемы по ответам учеников на проблемный вопрос:

Как вы думаете, что даёт солнце живой природе?

Примерные ответы детей:

hello_html_50d86323.gif

ІІІ Сообщение темы урока

Как вы думаете, какой будет тема сегодняшнего урока?

Сегодня мы поговорим о Солнце как источнике света и тепла на Земле

ІV Восприятие и осознание нового материала

Закройте глазки и попытайтесь вспомнить, всегда ли мы видим Солнце одинаковым?

  • Представьте раннее утро, Солнце восходит на небе, какое оно?

  • А теперь вечер, солнышко садится за горизонт, как оно выглядит в этот момент.

Фото «Восход-Закат Солнца».

Посмотрите на фото и определите, на какой картинке вы видите закат? А где восход? Полдень? Какое бывает Солнце? (разное)

А теперь узнаем, что о Солнце говорят ученые. Для этого поработаем в группах. Каждая группа берёт свой бортовой журнал, находит рабочий лист №1, читает задание и выполняет его.

Тексты для обсуждения в группах:

  • Солнце – ближайшая к Земле звезда. Это огромный огненный шар. Нам оно кажется маленьким кружочком потому, что оно от нас очень далеко. На самом деле Солнце во много – много раз больше Земли. Представь, что пшеничное зернышко – это Земля, а большой арбуз – это Солнце. Примерно во столько раз Солнце больше Земли.

  • Солнце находится в центре Солнечной системы. Вокруг него движутся планеты. У каждой планеты своя орбита (путь движения). Планеты никогда не сталкиваются друг с другом. В Солнечную систему входят девять планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Планеты и Солнце напоминают дружную семью.

infourok.ru

Солнце – главный источник энергии на Земле

28.10.2012

Солнце – главный источник энергии на Земле

Солнце – единственная звезда нашей планетной системы. Почти идеальная сфера, которая больше Земли в 110 раз и в 330 тысяч раз тяжелее! Среднее расстояние от Земли до Солнца – примерно 150 млн. километров, а это значит, что свет от него до нашей планеты доходит за 8 минут 20 секунд.

Но даже без знания всех этих фактов, еще в доисторические времена, многие народы почитали Солнце Богом. Но и если отбросить всю эту божественную составляющую, кто сегодня будет спорить, что без него по-прежнему не представима жизнь на Земле. Да чего там, когда Солнце скрыто за облаками, то и жизнь кажется какой-то унылой.

Солнце способно дарить не только тепло и свет, но и радость жизни.

Но воспевая, изображая, обожествляя и исследуя наше светило, человечество также всегда стремилось использовать его. Лучи света – это же даровая энергия, причем бесплатная и постоянная. Так за чем же дело стало...

Оказывается, использовать эти лучи можно лишь двумя способами – по крайней мере, на сегодняшний день. Первый – это получать электричество с помощью, например, кремниевых панелей. И второй способ – использовать непосредственно солнечное тепло. Каким образом? Для этого придумано очень много оригинальных и необычных устройств.

Солнечные панели.

Их часто, хотя и неправильно, именуют солнечными батареями. Солнечные панели уже давно хорошо узнаваемые и распространённые во всем мире, а их область применения – от крыш домов до космических станций, от судов до автомобилей.

Есть также солнечные коллекторы, которые часто путают с панелями, хоть это два совершенно разных устройства. Действительно, они оба работают от Солнца, но отличаются друг от друга, как двигатель внутреннего сгорания от двигателя водородного.

Солнечные панели и солнечные коллекторы на крыше одного дома.

Солнечные панели превращают свет в электрический ток, в то время как солнечные коллекторы превращают его же в тепло. Основой панелей служат кремниевые пластинки. К ним подключаются аккумуляторы, инвертор, контроллер и иногда многое другое – проще говоря, устройство это не из простых.

Солнечные коллекторы.

Коллекторы же сделаны из обычного металла и к ним подведена лишь только жидкость-теплоноситель, которая циркулируя через коллектор, нагревается. В итоге эта жидкость кипятит, скажем, бак с водопроводной водой. Устройство это, как видим, гораздо проще, хотя и технологичней чем, скажем, выкрашенный краской бачок летнего дачного душа.

Плоский солнечный коллектор состоит из следующих элементов:

  • кофр, в который заключены все детали устройства;
  • абсорбер – элемент, поглощающий солнечные излучения;
  • термоизолирующий слой;
  • теплоноситель;

Это четыре основные части коллектора. Но конечно главное здесь не их количество, а то каким образом все они вместе работают.

Давайте сначала узнаем, как изготавливают солнечные коллекторы. Сперва сваривают абсорбер, который служит основой будущему устройству. Он похож на батарею, только наоборот – батарея излучает тепло от внутреннего источника, а абсорбер забирает тепло от внешнего источника – Солнца.

Проверяют готовые абсорберы на наличие микротрещин путем помещения их в небольшую емкость с жидкостью. Для этого применяется простой дедовский способ – если при давлении в 10 атмосфер, на поверхности детали не появляются пузырьки, то она готова к использованию.

Затем одобренный абсорбер покрывают специальным селективным покрытием (оптическое покрытие, способное поглощать солнечный свет). В специальной вакуумной камере происходит ионно-плазменное распыление, в результате которого абсорбер покрывается на вид слегка радужной синеватой тонкой пленкой, состоящей из нескольких слоев, каждый из которых имеет разный коэффициент преломления.

В итоге, в результате такого физического явления, как интерференция достигаются необходимые физические свойства. Волны, поступающие на поверхность и излучающие – как бы складываются и, собственно, излучение становится минимальным. Получаемое покрытие обладает двумя важными свойствами – поглощение энергии солнечного излучения и минимальное собственное тепловое излучение.

Затем абсорбер помещают в пластиковый кофр с термоизоляцией, накрывают сверху прозрачным стеклом и коллектор готов. Естественно, сердце всего этого устройства – абсорбер и специальное прикрытие, без которого солнечный коллектор, как автомобиль без топлива. Именно это покрытие способно удерживать до 95% солнечной энергии, переводя её в тепло.

Солнечные коллекторы – это простейший способ нагревать воду. Ничего особенного не требуется – только само устройство и Светило, а дальше всё произойдет само собой. Но на этом механизмы, которые используют энергию солнца, не заканчиваются.

Солнечный парус.

Одно из самых гениальных и амбициозных «солнечных» устройств было изобретено в одном из российских научных институтов. Казалось бы, если существуют космические корабли, то у них должны быть и паруса. Именно эта мысль натолкнула отечественных ученых на изобретение солнечного паруса – устройства, использующего для перемещения в космосе обыкновенный солнечный свет.

Принцип действия солнечного паруса действительно напоминает работу обычных морских парусов. Как мы знаем, их наполняет ветер, что позволяет судно двигаться. Солнечный же парус наполняют фотоны света, бомбардируя зеркальную поверхность паруса и отражаясь от неё, они сообщают ему импульс, что позволяет такому кораблю в условиях космоса лететь, причем с всевозрастающей скоростью. Есть только два важных условия – корабль должен быть как можно меньше, а парус – как можно больше.

Есть также солнечные коллекторы, которые часто путают с панелями, хоть это два совершенно разных устройства. Действительно, они оба работают от Солнца, но отличаются друг от друга, как двигатель внутреннего сгорания от двигателя водородного.

Блестящая поверхность солнечного паруса.

Материал, из которого сделан парус – тончайшая полимерная пленка толщиной всего пару микрон. Вся сила, которая создается площадью солнечного паруса, составляет всего на всего 4 грамма. Но при постоянном длительном воздействии, можно добиться ускорения, которое способно привести к скоростям, близким к скорости света!

Такие паруса и прицепленные к ним миниатюрные космические аппараты хотели когда-то использовать для полета на Марс. Весь путь должен был занять 500 дней, причем без применения топлива для движения, поскольку всё делает Солнце.

Существовал и другой вариант. Расположить такие паруса на орбите Земли и отражать солнечный свет на ночные города. Это привело бы к существенно экономии электроэнергии, да и светло было бы почти как днем.

Но, к сожалению, оказавшись в космосе, космический аппарат так и не смог развернуть все лепестки солнечного паруса. Но идея жива по сей день, и очень соблазнительна благодаря своей простоте и перспективности.

Солнечная печь.

В небольшом французском городке Фонт Ромео на юге Франции расположено необычное здание с очень простым и лаконичным названием – «Солнечная печь». Выбор места для строительства этого здания был не случаен, ведь именно в этих местах круглый год практически гарантировано: либо ясное небо, либо небольшая облачность. Здесь также почти никогда не бывает дождей и пасмурной погоды.

Здание было возведено в 70-х годах прошлого столетия и представляет собой действительно большую солнечную печь – второе название строения. Но даже без официальных громких эпитетов, глядя на эту фантастическую необычность, дух захватывает.

Вообще в мире существует всего две большие солнечные печи. И, что примечательно, вторая расположена в Узбекистане. И несмотря на огромное расстояние между ними, принцип работы обеих печей одинаковый.

Здание «Солнечная печь» во Франции.

Одни зеркала (гелиостаты) отражают солнечный свет, а другие зеркала (концентраторы) фокусируют лучи в одной точке, в которой в результате достигается температура более 3000 градусов Цельсия! Чтобы стало понятно, какое это пекло, скажем, что в природе практически не существует материала, который бы нельзя было расплавить в солнечной печи.

Большая солнечная печь Франции – здание с параболическим зеркалом (гелиоконцентратором), напротив которого находиться поле с зеркальными квадратами (гелиостатами). Размер каждого из них 7x6 метров, а общая площадь составляет более 2800 квадратных метров. Задача гелиостатов очень простая – они отображают солнечный свет на большое параболическое зеркало, фактически посылая на него огромный солнечный зайчик.

Парабола здания размером 50х40 метров, состоит из 9000 зеркал, каждое из которых индивидуально сориентировано с помощью четырех винтов. Во время строительства более двух лет ушло лишь на то, чтобы сфокусировать каждое зеркало под нужным углом. Это позволило достичь мощности в 1 Мегават – именно столько способны дать собранные от нее в пучок солнечные лучи.

В здании Солнечной печи расположены лаборатории с миниатюрными печами. Здесь ученые проводят бесконечные эксперименты и плавят под воздействием солнечных лучей самые разные материалы. Такие печи способны расплавить что угодно – дерево, камень и даже сталь. Если сила солнца настолько очевидна в малых печах, то можно себе только представить, что же будет в фокусе большого параболического зеркала.

Конечно, этого можно добиться и в обычных печах, однако в солнечной печи это происходит за секунды. Кроме того, раскаляются образцы от солнца, а значит, сплавы получаются без примесей – чистейшие металлы, керамика, композиты. И самый важный аргумент – за энергию (солнечный свет) никто ничего не платит.

Солнце – основа любой энергии на нашей планете.

Солнце – это первый самый мощный и по-прежнему самый доступный источник энергии на нашей планете. Его согревающее тепло может ощутить каждый – стоит в ясный день только протянуть руку или посмотреть вверх.

Различные устройства способны усилить световое излучение многократно. Но кроме уже известных нам солнечных панелей, коллекторов, концентраторов и парусов, по сути, все источники энергии на Земле – это тоже Солнце. Каменный уголь образован из древних растений, а они никогда бы не выросли без живительных лучей нашей единственной звезды. Тоже самое говорят и о нефти с газом. И даже футуристичные ветряки не стали бы вращаться, если бы не ветер, за который, как и за весь климат на Земле отвечает наше светило.

В погоне за всё более и более востребованными энергоресурсами, человечество уже изыскало множество путей. Но возможно всё, что нам надо – это перестать смотреть вниз в толщи земли, а обратить свой взгляд наверх – на наше Солнце.

vsemneniya.com

Тема: Источник света и тепла

Познание мира

Тема: Источник света и тепла

Цели и задачи:1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание представлений о Солнце, как ближайшей к Земле звезде, о его размерах и расстоянии от Земли до Солнца, значение Солнца для всего живого на Земле.2.Развивать у школьников умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать и обобщать факты. Создать условия для развития речи и самостоятельной исследовательской деятельности.3.Воспитывать уважение к истории и традициям предков, формировать правильную самооценку, взаимодействие и солидарность в коллективе.

Ход урока:

  1. Вводно-мотивационный этап Психологический настрой

Учитель: - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в космическое путешествие на летающем аппарате НЛО, а вы будите его пилотами.

Внимание! Всем пилотам занять свои места!

Игра «Старт» - Пристегнуть ремни! – Есть пристегнуть ремни! - Включить зажигание!

-Включить мотор! 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,0 Старт!

  1. Операционный этап «Погода».

—Какой сегодня день? —Какое число и месяц? —Какое состояние неба?

—Был ли ветер, когда вы шли в школу? А осадки?

2. Отгадывание загадок. • Днем в небе гуляет, а вечером на землю садится. (Солнце)

• Постоянного места не имеет, День и ночь бродит, Весь мир обходит. (Солнце)

• Красивое, хорошо, на все смотрит, а людям на себя смотреть не разрешает. (Солнце)

3. Игра «Дары солнца».На доске нарисовать большое солнышко. Дети должны пересчитать, что солнышко дарит земле. Например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста. Все перечисленное детьми подписать на лучиках солнца.

  1. Работа над новой темой.

а) Я, как главный научный консультант, предлагаю сначала выяснить, к каким объектам природы относится Солнце? – ( Неживая природа. )Оно находится на небе и видно только днем. Какие еще объекты относятся к неживой природе?

А какие мы относим к живой природе?

Вывод: Солнце - объект неживой природы.

Что случилось бы, если бы вдруг исчезло солнце?

—А что случилось бы с живой природой?

—В какую пору суток солнце греет больше всего?

—Почему утром и вечером оно дает мало тепла?

—Видно ли солнце, когда небо затянуто тучами?

—Почему в облачный день прохладнее? Сделай вывод нужно ли нам солнце, почему?

б) Пилот «Словарик»: Я, как специалист по словарям нашла в словаре значение слова «солнце», «СОЛНЦЕ - центральное тело Солнечной системы, раскаленный плазменный шар.

в) Образ солнца используют в своих произведениях писатели и поэты всех времен и народов.

Плачет бедный воробей. Выйди, Солнышко, скорей!

Нам без Солнышка обидно. В поле зернышка не видно! ,

Как в детстве, оно для тебя и меня Останется солнышком милым. .Мусатов.

У подсолнуха забота- Ни минуты без заботы, Пока солнышко стоит:

Как радар за самолетом, Он за солнышком глядит. Посмотри кругом: небо ясное

Голубым шатром пораскинулось, Золотой венец солнца красного

Весь в огнях горит над дубравою. Кто еще знает какие произведения?

1 пилот «Исследователь» - Я провел наблюдение за появлением Солнца на земле. Оно всходит с Востока и несет свет и тепло, а когда заходит на Запад, становится темно и прохладно, наступает смена дня и ночи. А в зависимости от высоты Солнца и движения вокруг него Земли, происходит смена времен года.

2 пилот «Исследователь» - Я провела такой опыт. Посадила два отростка. Первый поставила в хорошо освещенном помещении, а второй поставила в темной комнате. Вывод на лицо. Только при свете растения могут расти хорошо, а в темноте они погибают. Значит, все живое на Земле зависит от Солнца.

3. пилот «Исследователь» - Я взял для своего опыта зеркало и навел его на солнечный луч. На потолке я увидел яркое пятно «солнечный зайчик». Это говорит нам о том, что солнечный свет отражается в предметах и показывает нам краски предметов. Задание 5. Рассмотреть.

  1. Обобщение знаний.Пилоты, мы достаточно собрали информации о Солнце? Тогда давайте пошлем отчет на Землю. Для этого на своих компьютерах составьте алгоритм «Солнце - источник света и тепла» Примерный алгоритм. (Выбирается из работ учащихся командиром) Солнце.

Плазменная звезда.

Неживой предмет природы.

Дает тепло и свет для роста и жизни всего живого на Земле.

Издревне почитается людьми и находит отражение в их творчестве.

Лучи солнца отражают и рассеивают предметы.

Пилоты, все ли согласны с этим алгоритмом? Есть дополнения?

Пилоты нам пора возвращаться домой на Землю.

  1. Рефлесия. —Что такое Солнце? —Далеко или близко оно от нас?

—Что дает человеку солнце? —Одинаково ли светит и греет солнце в разные части суток?

—В разные поры года? —Кому, кроме людей, еще необходимо солнце?

—Необходимо ли солнце растениям? —Какие загадки вы запомнили?

• Игра « Крестики-Нолики».

□ Утром и вечером солнце находится низко над землей и дает мало тепла.

□ Солнце всегда греет одинаково.

□ Тучи задерживают тепло солнечных лучей.

□ Без тепла прорастают семена, цветут растения, созревают плоды.

□ В полдень солнце поднимается высоко и дает больше тепла.

□ Солнце необходимо всему живому. • Напиши ответы на вопросы.

1. Когда дни менее короткие — зимой или летом?_________

2. Если небо закрыто тучами, есть ли за ними солнце?______

3. Если небо закрыто тучами, светит ли оно?______________

4. Что дает Земле свет и тепло?_________________________

5. Когда солнце сильнее греет — в полдень, утром или вечером?

6. Объясни выражение: «Солнце светит, солнце сияет - вся природа воскресает».

• Загадки.1) В небе я тружусь, Знает меня каждый. Я на все смотрю,На меня же — нельзя. (Солнце)

2) Все его любят, все его ждут, а кто посмотрит — Каждый кривится. (Солнце)

3) Греет, греет, припекает, Всех в воду загоняет. (Солнце)

• Правила загара на солнце.Правило 1. Не перегревайся!

Правило 2. В первые дни загорай на солнце не больше 10 минут.

Правило 3. Лучше всего загорать до 11 часа утра и после 17 часа дня.

Правило 4. Защищай главу от солнечных лучей.

Учитель (подытоживает). Жизнь на Земле без Солнца невозможна: если перестанет светить Солнце, то зеленые растения погибнут, так как они не могут жить без тепла и света; животным и людям нечем будет питаться. Все живое замерзнет от невыносимой стужи. Тем не менее, этого не произойдет, так как Солнце - звезда, которая излучает в пространство много тепла и света. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли, но на небе мы видим Солнце маленьким, поскольку расстояние к нему от Земли - 150 млн. км. Температура солнечной поверхности - 6000 градусов, а возле центра - 15 млн. градусов. Ученые подсчитали, что Солнце будет светить еще миллиарды лет.

Оцени себя за урок . Оценивание с комментированием. Д/З составить рассказ о солнце.

infourok.ru

Урок онлайн. Солнце. Солнечная система — Современные уроки биологии

Роль Солнца была замечена еще в древности. В религиях всех народов мира, мифах и сказках Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, лучезарный бог Гелиос у древних греков, Дажьбог и Ярило у древних славян. 

Древние Египтяне хорошо знали о том, что солнце - это "источник жизни для множества стран и народов". Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.

Содержание урока:

1. Солнце - основа жизни на Земле.

2. Солнце - ближайшая к нам звезда.

3. Солнечная система. Планеты:

3.1. Планеты земной группы;

3.2. Планеты-гиганты.

4. Другие небесные тела Солнечной системы.

 

 

 

 

1. Солнце - основа жизни на Земле.

Роль Солнца была замечена еще в древности. В религиях всех народов мира, мифах и сказках Солнце занимало всегда главное место. У всех народов Солнце – главное божество, например Ра у древних египтян, лучезарный бог Гелиос у древних греков, Дажьбог и Ярило у древних славян.  

Древние Египтяне хорошо знали о том, что солнце - это "источник жизни для множества стран и народов". Его свет и тепло дают жизнь всему на Земле.

Восходит - и все оживает, Заходит и все умирает. Ты - жизни мерило и первопричина ее...

Такими словами начинается знаменитый "Гимн солнцу", созданный фараоном-реформатором Эхнатоном.

Гимн Солнцу

Тысячелетиями Солнце представлялось чем–то незыблемым, совершенным, могущественным и на ранних стадиях развития человечества было скорее предметом поклонения, чем исследования.  

Но уже в культуре первых цивилизаций Солнце стало не просто предметом поклонения. Люди внимательно следили за светилом и понимали, что смена времен года и урожаи на полях зависят от Солнца. По Солнцу путешественники находили свой путь среди бескрайних просторов на суше и на море.  

Жрец древнего культа, воздевающий к небу руки и приносящий хвалу небесному светилу за милость к живущему на Земле, — так ли он заблуждался? И заблуждался ли вообще? Солнце, безусловно, не могущественный бог, а только лишь плазменный шар, небольшая по космическим масштабам звезда. Если бы такая же по размерам звезда находилась на том же расстоянии, что и Сириус, мы бы не смогли даже увидеть ее свет.  

Но находящееся на расстоянии 150 миллионов километров от Земли Солнце — главный источник энергии для абсолютного большинства совершающихся на Земле процессов. Не от милости всемогущего бога Солнца, но от лучистой энергии звезды зависят рост и развитие, да и само существование всего живущего на Земле.

Роль Солнца в жизни Земли и человека

Смотреть. Роль Солнца в жизни Земли и человека. Время данного отрезка в фильме: 0.00 - 3 минуты 10 секунд

Записать в тетрадь

Значение Солнца для Земли:

Солнце - главный источник энергии (света и тепла) на Земле

Энергия Солнца приводит в движение огромные массы воздуха (образование ветра)

Энергия Солнца вызывает круговорот воды в природе

Смена времен года и климат обусловлены распределением солнечной энергии на земном шаре

Благодаря Солнцу развиваются и живут организмы

Солнце - источник энергии

Использование энергии Солнца в деятельности человека:

Заполнить по памяти на основе просмотренного фрагмента фильма или ранее полученных знаний.

 

2. Солнце - ближайшая к нам звезда.

Со́лнце — центральная и единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль. Масса Солнца составляет 99,8% от суммарной массы всей Солнечной системы. Свет от него доходит до нас за 8 мин.  

Общие сведения о Солнце: Радиус - 696 000 км Радиус Солнца в 109 раз, а масса – в 330 000 раз больше радиуса и массы Земли. Среднее расстояние от Земли - 149,6 млн. км Период вращения - 25,380 суток В центре Солнца температура составляет 15 млн. градусов,  температура поверхности - 5 780 К Возраст - около 5 млрд. лет

3 В путешествие по Солнечной системе3 В Путешествие по Солнечной системе

 

Записать в тетрадь

Солнце - звезда, раскаленный газовый шар.

Вспомните, как систематизируют звезды по величине и по температуре (цвету).

Дайте характеристику Солнцу как звезде:

Солнце - _________________________________________________

Внутреннее стоение Солнца  

3. Солнечная система. Планеты.

Солнечная система состоит собственно из Солнца, а также планет, с их спутниками, комет, астероидов, пыли, газа и мелких частиц.

Как мы уже говорили, в Солнце сосредоточена практически вся масса Солнечной системы – 99,8%, и своей гравитацией Солнце удерживает вокруг себя все остальные объекты Солнечной системы. Хотя известные нам планеты находятся на сравнительно небольшом расстоянии от Солнца, существует большое число объектов, которые вращаются вокруг него, находясь на очень большом удалении.  

По современным оценкам, размер Солнечной системы составляет не менее шестидесяти миллиардов километров, при этом споры между астрономами о том, до каких пределов на самом деле простираются границы Солнечной системы, продолжаются. Согласно данным современной астрономии, своим гравитационным полем Солнце способно удерживать тела на гигантском расстоянии, которое более чем в 200 тысяч раз превышает расстояние от Солнца до Земли.  

ПЛАНЕТА (от греч. planētēs — блуждающий) - небесное тело, вращающееся вокруг звезды и получающее от нее свет и тепло

В настоящее время считается, что в Солнечную систему входит 8 больших планет (Плутон, ранее считавшийся девятой планетой, был исключён из списка планет из-за своего слишком маленького размера).  

Эти планеты, по степени удаления от Солнца - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Самой большой из планет является Юпитер, но даже он намного меньше Солнца по размерам и массе.

Планеты Солнечной системы

 

Планеты Солнечной системы

Солнечная система

Сравнение размеров планет Солнечной системыСравнение размеров планет Солнечной системы  

Объект

радиус орбиты, млн. км.

орбитальный период обращения

радиус, тыс. км

период обращения вокруг своей оси, земных дней

температура поверхности, градусы Цельсия

Солнце

-

-

695

24,6

 

Меркурий

58

88 дней

2,4

58,6

 

Венера

108

225 дней

6,1

243 (обр)

 

Земля

150

365 дней

6,4

1

 

Марс

228

687 дней

3,4

1,03

 

Юпитер

778

12 лет

71

0,41

 

Сатурн

1429

29 лет

60

0,45

 

Уран

2871

84 лет

26

0,72 (обр)

 

Нептун

4504

165 лет

25

0,67

 

 

Использованы материалы сайта http://www.solsys.ru/index.htm

biology-online.ru

Урок по познанию мира на тему "Солнце-источник света и тепла"

Тема «Солнце – источник света и тепла»

Цели: дать понятие о Солнце как источнике света и тепла;

определить, что Солнце является центром Солнечной системы;

рассказать о значении Солнца для жизнедеятельности на Земле;

развивать умение высказывать свои мысли, доказывать, делать выводы;

воспитывать товарищество, ответственность, сотрудничество в группах;

Тип урока: урок - исследование

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный

I Организационный момент

Психологический настрой учащихся.

- Когда-то давным-давно человек посмотрел в небо и увидел звёзды. Видимо-невидимо больших и маленьких звёзд. И все ему загадочно подмигивают. И спросил человек: «А что такое звёзды? Почему так неровно рассыпаны они по небу? Почему день сменяется ночью, а весна летом?» Эти и многие другие вопросы волновали древних людей и продолжают волновать нас с вами. Поэтому сегодня на уроке мы продолжим изучать космос.

Окружающий нас мир интересно познавать.

Его тайны и загадки мы готовы разгадать!

(деление на группы по принципу: земля, вода, воздух)

2. Повторение пройденного материала.

Игра «Продолжи»

1. Звезда - это … (солнце)

2. Невооружённым глазом на небе видно (3000 звёзд)

3. Спутник Земли - это … (луна)

4. Солнце и планеты образуют … (Солнечную Систему)

5. Окружающий Землю мир - … (Вселенная)

6. Прибор для изучения звёзд (телескоп)

7. Что ближе к Земле: Солнце или Луна? (Луна)

8. По какой звезде можно ориентироваться ночью (Полярная)

9. Одежда для космонавтов (скафандр)

I Вызов интереса

Деление на группы было по принципу: земля, вода, воздух. Почему я выбрала именно эти объекты неживой природы? Чего еще не хватает в этом списке?

- Катится по голубому блюдечку золотое яблочко. (Солнце)

- Не огонь, а больно жжет, не фонарь, а ярко светит, не пекарь, а печет. (Солнце)

-Я приготовила вам музыкальный клип.

( муз.клип «Пусть всегда будет солнце» )

-Сформулируйте тему урока.(Солнце - источник света и тепла)

-А какие цели мы поставим? Что нам нужно знать о Солнце? Для чего нам нужны эти знания?

II Реализация

3. Стратегия «Мозговой штурм». Работа в группах.

- Что вы знаете о Солнце?( работа в группах). Не забываем о критериальном оценивании.

-Презентация работ. Формативное оценивание (бутербродики).

4. Самостоятельная работа по учебнику.

- Прочитай текст, выдели самые главные мысли о Солнце.

(Солнце освещает и согревает нашу планету. Без солнечного света

и тепла была бы невозможна жизнь на Земле.)

5.Физминутка. Талисман олимпийских игр «Зайка».

6.Работа в парах.(Приложение 1)

- Используя текст, впиши недостающие данные:

Солнце - ближайшая к Земле ... (звезда). Это огромное ... (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму ... (шара). Диаметр Солнца в ... (109) раз больше диаметра Земли. Масса Солнца в ... (330 тысяч) раз больше массы нашей планеты. Расстояние от Земли до Солнца- ... (150миллионов) километров.

- Сформулируйте кратко полученные знания о Солнце.

7. Опыт: на стол ставится настольная лампа. Дети подходят к ней как можно ближе. Хорошо ли виден свет лампы? (хорошо) А теперь отойдите в другой конец комнаты. Что происходит со светом лампы? (Свет стал не таким ярким).Так происходит и с солнечными лучами. Солнечный свет доходит до нас и мы хорошо видим Солнце, потому что оно находится близко к Земле. Остальные звезды мы можем видеть только на фоне темного неба, так как они находятся очень далеко от Земли и их свет не способен превратить ночь в день.

infourok.ru

свойства, источники света, распространение света

 

Когда-то в древности люди считали, что наша способность видеть обусловлена некими лучами, исходящими из глаз и как-бы «ощупывающими» поверхность предметов. Каким бы смешным сегодня не казалось подобное представление, задумайтесь – а вы знаете, что такое свет? Откуда он берется? Как мы воспринимаем его, и почему разные предметы имеют разный цвет?

Включите лампочку и поднесите к ней руку. Вы ощутите исходящее от лампочки тепло. Соответственно, свет – это излучение. Всякое излучение переносит энергию, однако далеко не всякое излучение мы можем воспринимать зрительно. Сделаем вывод, что свет – это видимое излучение.

Свойства света

Опытным путем установлено, что свет имеет электромагнитную природу, поэтому можно дополнить наше определение следующим образом: свет – это видимое электромагнитное излучение.

Свет может проходить сквозь прозрачные тела и вещества. Поэтому свет солнца проникает к нам через атмосферу, хотя при этом свет преломляется. А встречаясь с непрозрачными предметами, свет отражается от них, и мы можем воспринимать этот отраженный свет глазом, и таким образом видим.

Часть света при этом впитывается предметами, и они нагреваются. Темные предметы нагреваются сильнее светлых, соответственно, большая часть света впитывается ими, а отражается меньшая. Поэтому эти предметы выглядят для нас темными.

Больше всего света впитывают предметы черного цвета. Именно поэтому летом в жару не стоит одевать черные вещи, потому что можно получить тепловой удар. По этой же причине летом мамы обязательно надевают детям светлые головные уборы, которые нагреваются значительно меньше, чем волосы, имеющие более темный цвет.

Источники света

Тела, от которых свет исходит, называются источниками света. Различают естественные и искусственные источники света. Самый известный абсолютно всем жителям нашей планеты естественный источник света – это Солнце.

Солнце – это не только источник видимого света, но и тепла, вследствие которого и возможна жизнь на Земле. Другие естественные источники света – это звезды, атмосферные явления типа молнии, живые существа, такие как светлячки, и так далее.

Благодаря человеку существуют также и искусственные источники. Раньше для людей основным источником света в темное время был огонь: свечи, факелы, газовые горелки и так далее. В наше время наиболее распространенными являются электрические источники света. Причем они подразделяются в свою очередь на тепловые (лампы накаливания) и люминесцентные (лампы дневного света, газосветовые лампы).

Распространение света

Еще одно свойство света – это прямолинейное распространение. Свет не может огибать препятствия, поэтому за непрозрачным предметом образуется тень. Тень часто является не совсем черной, потому что туда попадают различные отраженные и рассеянные лучи света от других предметов.

Однако, если на пути распространения света возникает непрозрачная преграда, то лучи света не смогут пробиться сквозь нее. Именно поэтому возникают солнечные затмения, когда луна в своем движении оказывается между солнцем и Землей.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Электромагнитная индукция: применение индукции Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspОтражение света: законы отражения

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Вопрос: Составь рассказ по плану. 1. Какой главный источник света и тепла на земле ? 2. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении ? 3. Что переносит движущийся воздух (ветер) ? 4. Почему выпадает дождь ? 5. Нужны ли свет и тепло Солнца растениям и животным ? Зачем ? 6. Зачем свет и тепло Солнца людям ? 7. Умеют ли люди обходиться без солнечного света и тепла ?

Составь рассказ по плану. 1. Какой главный источник света и тепла на земле ? 2. Что происходит с воздухом при нагревании и охлаждении ? 3. Что переносит движущийся воздух (ветер) ? 4. Почему выпадает дождь ? 5. Нужны ли свет и тепло Солнца растениям и животным ? Зачем ? 6. Зачем свет и тепло Солнца людям ? 7. Умеют ли люди обходиться без солнечного света и тепла ?

Ответы:

1)главный источник тепла и света это-солнце. Без Солнца жизнь на Земле невозможна. Солнце-звезда, на которой огромная температура, поэтому люди не могут там побывать 2)не знаю 3)тоже не знаю 4)дождь - это как правило осадки. Дождь выпадает потому что в облаках дождь-это вода, а в облаках она находиться в твердом состоянии и когда температура воздуха поднимается, вода в облаке тает и падает на землю 5)Свет и тепло- неотъемлемая часть нашей жизни. Ведь растения питаются солнечным светом, а животным нужно тепло и некоторые животные-тревожные, им нужны растения, а растения без света не живут. 6) Людям нужно тепло, ведь тепло-это энергия. А энергия-это жизнедеятельность людей. 7)Люди никогда не умели и не умеют обходиться без тепла, ведь без тепла люди вымрут

cwetochki.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта