Eng Ru
Отправить письмо

Охрана труда и БЖД. Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту автомобилей


Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автомобиля.

2. Общие требования безопасности

2. К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются лица, имеющие соответствующую квалификацию, получившие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, прошедшие проверку знаний по управлению грузоподъемными механизмами.

2.2. Слесарь, не прошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже одного раза в три месяца), не должен приступать к работе.

2.3. Слесарь обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные на предприятии.

2.4. Продолжительность рабочего времени слесаря не должна превышать 40 ч. в неделю. Продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

2.5. Слесарь должен знать, что наиболее опасными и вредными производственными факторами, действующими на него при проведении технического обслуживания и ремонта транспортных средств, являются:

- автомобиль, его узлы и детали;

- оборудование, инструмент и приспособления;

- электрический ток;

- освещенность рабочего места;

2.5.1. Автомобиль, его узлы и детали – в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.

2.5.2. Ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления – применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Слесарю запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.

2.5.3. Электрический ток – при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрометаллизация кожи, электроудары и т. д.).

2.5.4. Освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата – недостаточная (избыточная) освещенность вызывает ухудшение (перенапряжение) зрения, усталость.

2.6. Слесарь должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.

2.7. В соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты слесарю выдаются.

2.8. Слесарь должен соблюдать правила пожарной безопасности, уметь пользоваться средствами пожаротушения.

2.9. Слесарь во время работы должен быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры.

2.10. О замеченных нарушениях требований безопасности на своем рабочем месте, а также о неисправностях приспособлений, инструмента и средств индивидуальной защиты слесарь должен сообщить своему непосредственному руководителю и не приступать к работе до устранения замеченных нарушений и неисправностей.

2.11. Слесарь должен соблюдать правила личной гигиены. Для питья пользоваться водой специально предназначенных для этой цели устройств.

2.12. Невыполнение требований инструкции, разработанной на основе настоящей типовой инструкции и других документов организации, содержащих требования охраны труда, должно рассматриваться как неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей и он должен нести ответственность в соответствии с трудовым законодательством РФ.

3. Требования безопасности перед началом работ.

3.1. Перед началом работы слесарь должен:

3.1.1. Надеть специальную одежду и застегнуть манжеты рукавов.

3.1.2. Осмотреть и подготовить свое рабочее место, убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы.

3.1.3. Проверить наличие и исправность инструмента, приспособлений, при этом:

- гаечные ключи не должны иметь трещин и забоин, губки ключей должны быть параллельны и не закатаны;

- раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях;

- слесарные молотки и кувалды должны иметь слегка выпуклую, без трещин и наклепа поверхность бойка, должны быть надежно укреплены на рукоятках путем расклинивания завершенными клиньями;

- рукоятки молотков и кувалд должны иметь гладкую поверхность;

- ударные инструменты (зубила, крейцмейсели, бородки, керны и пр.) не должны иметь трещин, заусенцев и наклепа. Зубила должны иметь длину не менее 150 мм;

- напильники, стамески и прочие инструменты не должны иметь заостренную нерабочую поверхность, быть надежно закреплены на деревянной ручке с металлическим кольцом на ней;

- электроинструмент должен иметь исправную изоляцию токоведущих частей и надежное заземление.

studfiles.net

Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств

Инструкция по охране труда для слесарей по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств

1. Общие требования безопасности.

1.1

К проведению технического обслуживания, ТР и КР автомобилей, агрегатов, прицепного подвижного состава допускаются лица, обученные по профессии слесаря по ремонту транспортных средств, водителей автотранспортных средств, прошедших медицинское освидетельствование, вводный и первичный инструктаж.

1.2 В соответствии с исполняемой работой, в зоне работы подъемных механизмов и цехах АРМ слесарь обязан: пользоваться необходимыми средствами индивидуальной защиты и исправными инструментами.

1.3

ТО и ремонт автомобилей, агрегатов выполняется в соответствии с действующими положениями о техническом обслуживании и ремонте автомобильного транспорта,

1.4 Слесарь по ремонту транспортных средств должен выполнять порученный вид работы, который указан в наряде.

1.5

При переводе с одной работы на другую с использованием нового оборудования, слесарь обязан ознакомиться с конструкцией, методами безопасной работы и получить конкретное задание, расписаться в журнале выдачи сменных заданий.

1.6 Слесарь обязан содержать в чистоте и порядке рабочее место, детали и узлы, не загромождать проходов и проездов.

1.7

При обнаружении неисправности, отказа оборудования сообщить непосредственному руководителю.

1.8 Работник обеспечивается средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, обуви, предохранительных приспособлений, инструментом.

2.

Требования безопасности перед началом работы.

2.1 Слесарь обязан пройти профилактический осмотр, надеть чистую исправную спецодежду, получить задание, пройти инструктаж и расписаться в журнале выдачи заданий.

2.2

Проверить наличие и исправность необходимого оборудования, инструмента и приспособлений.

2.3 Подготовить рабочее место к выполнению работы, убрать мешающие предметы, узлы и агрегаты.

2.4

Убедиться в исправности подъемного механизма.

2.5 Проверить исправность осветительных приборов (переносной лампы).

3.

Требования безопасности во время работы.

3.1 При постановке автомобиля на ремонт или обслуживание, автомобиль необходимо поставить на ручной тормоз, заглушить двигатель, включить пониженную передачу, перекрыть подачу топлива (для дизеля), при ремонте на площадке подложить под колеса не менее двух упоров (башмаков).

3.2

После постановки автомобиля на ремонт необходимо вывесить на рулевое колесо табличку «Двигатель не запускать - работают люди».

3.3 При ремонте и обслуживании автомобилей на электромеханическом подъемнике на пульт управления вывесить табличку «Не включать – работают люди».

3.4 При ремонте и обслуживании зафиксировать подъемник в рабочем (поднятом) положении предохранительными упорами (штангами).

3.5

Слив масла и охлаждающей и тормозной жидкости производить в специальную тару.

3.6 Места пролива масла, охлаждающей жидкости, тормозной жидкости засыпать песком, опилками, тщательно убрать и протереть место пролива.

3.7

При снятии на смотровых канавах и площадках задних и передних мостов, рессор, колес – следует предварительно подставить под раму автомобиля козелки, а под колеса не менее двух упоров (башмаков).

3.8 Все ремонтные и смотровые работы при поднятом кузове автомобиля – самосвала проводить после предварительной установки под поднятый кузов дополнительного упора.

3.9

При работах, связанных с проворачиванием коленчатого вала, необходимо дополнительно проверить выключение зажигание, подачу топлива (для дизелей) и установку рычага переключения передач в нейтральное положение.

3.10 Гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов. Губки ключей должны быть строго параллельны и не иметь трещин и забоин, и рукоятки – заусенцев.

3.11

Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

3.12 Ударные инструменты (зубила, крайцмейсели, просечки, бородки, керны) не должны иметь трещин, заусениц, наклепа. Для предохранения рук от повреждения, на зубило надевают предохранительную шайбу. Кувалды, молотки должны иметь бойки с гладкой слегка выпуклой поверхностью, не косой, не сбитой, без сколов, выбоин и трещин, заусенец. Для предупреждения травмирования рук длина инструмента не должна быть менее 150.

3.13

При резательных работах пользоваться ручной ножовкой с исправной рукояткой, ножовочными полотнами, не имеющими надломов и трещин.

3.14 Пользоваться отвертками, лезвия которых должны быть оттянуты и расплющены до толщины, необходимой для вхождения их без зазора в прорезь головки винта или шурупа.

3.15

Острогубцы не должны иметь выщербленных рукояток, трещин и заусенцев. Губки острогубцев должны быть острыми, без повреждений, а губки плоскогубцев должны иметь несработанную насечку.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

3.16

Приступать к работе и техническому обслуживанию без отметки о профилактическом осмотре, получении задания и инструктажа по ТБ.

3.17 Пользоваться, при выполнении работ не исправными СИЗ, оборудованием, инструментом и приспособлениями.

3.18

Применять для мытья узлов, деталей, агрегатов – бензин, дизельное топливо.

3.19 Проводить ремонт при работающем двигателе.

3.20

Работать на подъемниках без дополнительных страховочных упоров.

3.21 Производить без применения подъемно-транспортных механизмов, специальных захватов трехстропных ремней – снятие и установку агрегатов, узлов массой более 20 кг.

4.

Требования безопасности по окончании работы.

4.1 По окончании работы убрать рабочее место, инструмент, приспособления.

4.2

Отключить питание приборов, электроинструментов, механизмов.

4.3 Доложить мастеру о выполнении задания, о замечаниях по работе приспособлений, механизмов.

4.4

Снять спецодежду, тщательно вымыть руки, принять душ.

Полезная информация:

ohrana-bgd.narod.ru

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобилей и тракторов

Инструкция по охране труда для слесаря по ремонту топливной аппаратуры автомобилей и тракторов

1. Общие требования безопасности

1.1. К обслуживанию топливной аппаратуры допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр и годные по состоянию здоровья выполнять работы по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, имеющие квалификацию слесаря соответствующего разряда, прошедшие обучение и проверку знаний по охране труда и получившие удостоверение.

1.2. Рабочее место слесаря должно быть оборудовано достаточной, принудительной приточно-вытяжной вентиляцией, ящиками для хранения обтирочного материала, первичными средствами тушения пожара, умывальником с горячей и холодной водой, моющими средствами и полотенцем.

1.3. Хранение топливной аппаратуры должно производиться на стеллажах, в шкафах и др. устройствах, не допускающих попадания пыли на прецизионные пары.

1.4. Электрооборудование помещения должно быть выполнено в соответствии с требованиями безопасности электроустановок для данной категории помещений.

1.5. Слесари по ремонту и обслуживанию топливной аппаратуры должны работать в выданной спецодежде и пользоваться средствами индивидуальной защиты.

1.6. Слесари должны знать и строго выполнять меры безопасности при работе с горючими и опасными жидкостями, не допустить использование их не по назначению, соблюдать меры пожарной безопасности, уметь оказывать помощь пострадавшим при несчастных случаях.

1.7. Слесарь обязан знать и выполнять правила внутреннего трудового распорядка, содержать свое рабочее место, помещение и оборудование в чистоте и порядке, не допускать нахождения в нем посторонних лиц.

1.8. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры обязан знать и соблюдать требования настоящей инструкции. Лица, нарушившие требования безопасности, несут ответственность согласно Правилам трудового внутреннего распорядка.

1.9. В случаях, не предусмотренных настоящей инструкцией, обращаться к непосредственному руководителю, работ.

2. Требования безопасности до начала работы

2.1. Слесарь должен прибыть на работу в установленное распорядком время. Переодеться в рабочую спецодежду.

2.2. Проверить состояние рабочего места, исправность и эффективность работы вентиляции, используемого оборудования, наличия моющих средств и др.

2.3. Выявленные недостатки устранить самостоятельно до начала работы или доложить руководителю цеха, механику о неисправностях и добиться устранения их.

2.4. Ознакомиться с предстоящими заданиями на смену и приступить к их выполнению.

3. Требования безопасности во время работы

3.1. При ремонте и регулировке топливной аппаратуры, снятой с машин и тракторов:

3.1.1. Топливная аппаратура (баки, трубопроводы, карбюраторы, насосы, фильтры, запорная арматура) должны быть очищены от грязи и вымыты в моющих средствах (керосине) в специальном помещении, оборудованном приспособлениями для мойки деталей.

3.1.2. Обслуживание и ремонт аппаратуры проводить в соответствии с утвержденным технологическим процессом с использованием исправного ручного инструмента, приспособлений и стационарного оборудования.

3.1.3. Особую осторожность проявлять при ремонте топливной аппаратуры, работающей на этилированном (ядовитом) бензине. Аппаратура должна быть тщательно промыта в керосине или специальных моющих жидкостях, просушена. Работу выполнять при работающей принудительной вентиляции.

3.1.4. Неисправные и выбракованные детали и использованный обтирочный материал хранить в специальных местах вне рабочего места слесаря.

3.2. Слесарю запрещается:

3.2.1. Работать с немытыми деталями и оборудованием, особенно карбюраторных двигателей.

3.2.2. Продувать с помощью рта каналы и отверстия трубки и др., пользоваться открытым огнем для прогревания и оттаивания (в зимнее время) засоренных трубопроводов.

3.2.3. Использовать для мытья деталей и рук бензин и дизельное топливо.

3.2.4. Оставлять неубранными пролитые горючие жидкости на стеллаже, верстаке или на полу.

3.2.5. Оставлять без надзора помещение и рабочее место с включенным электрооборудованием, освещением.

3.2.6. Курить в помещении для ремонта топливной аппаратуры.

3.2.7. Заводить руку (кисти рук) в зону распыла топлива при регулировке форсунок и насосов на стендах во избежание ранения выбрасываемой под высоким давлением жидкостью.

3.3. Требования безопасности при обслуживании и ремонте топливной аппаратуры непосредственно на автомобилях и тракторах.

3.3.1. Ремонт и обслуживание необходимо производить в специально отведенных местах (боксе, столике, площадке) с достаточным отоплением и освещением.

3.3.2. Топливная аппаратура должна быть очищена от пыли, грязи, после чего производится разборка (снятие) и необходимый ремонт.

3.3.3. До снятия или разборки отдельных узлов топливной аппаратуры необходимо перекрыть питающие трубопроводы и слить оставшееся топливо в специальные емкости.

3.3.4. При снятии топливной аппаратуры использовать только исправный инструмент. Нельзя применять раскручивание гаек с помощью зубила, молотка методом ударов (от искрообразования может произойти загорание или взрыв).

3.3.5. Продувку аппаратуры и топливопроводов производить с помощью сжатого воздуха (насосом, компрессором и др.). Для отогревания замерзших трубопроводов и приборов в зимнее время необходимо использовать горячую воду.

3.4. При попадании этилированного бензина на открытые участки тела необходимо удалить его с помощью ватного тампона, бинта, а затем смыть теплой водой с мылом. При попадании горючих жидкостей в плазме необходимо сразу же промыть их обильным количеством 5-процентного водного раствора борной кислоты и направить пострадавшего в медпункт.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1. Слесарь обязан:

4.1.1. Немедленно прекратить работу, выключить оборудование и принять меры к предотвращению гибели людей и тушению загорания.

4.1.2. Горящую электропроводку и оборудование напряжением свыше 36 В тушить с помощью углекислотных порошковых огнетушителей, песка, с использованием кошмы, брезента и других малогорючих материалов.

4.1.3. Сообщить об аварии или несчастном случае руководителю цеха, механику, и принять меры по оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

4.1.4. При авариях и тяжелых несчастных случаях до прибытия руководителя цеха принять меры к охране места происшествия.

5. Требования безопасности по окончания работы

5.1. Слесарь обязан:

5.1.1. Прибрать инструмент, приспособления в установленные места, выключить оборудование.

5.1.2. Убрать узлы, детали ремонтируемой топливной аппаратуры в установленные места, загрязненную ветошь (обтирочный материал) сложить в специальный металлический ящик.

5.1.3. Привести рабочее место (помещение) в требуемое санитарное состояние. Вымыть руки с мылом в теплой воде, снять рабочую одежду.

5.1.4. Выключить все электроприборы, закрыть верстаки и ящики с инструментом, закрыть при необходимости помещение на замок или передать рабочее место сменщику.

Разработал

Согласовал

trudova-ohrana.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта