Eng Ru
Отправить письмо

§ 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий. К естественной монополии относится отрасль


59. Какое из представленных соотношений при использовании ресурсов труда и капитала обеспечивает получение максимальной прибыли …

; ;;

Фирма достигнет состояния равновесия, если отношения предельной производительности каждого ресурса к его цене будут равны. Факторы производства будут комбинироваться в соответствии со следующим правилом: предельный продукт труда  MRPL деленный на цену труда  PL должен равняться предельному продукту капитала MRPK деленному на цену капитала PK: .

59а. К воспроизводственным пропорциям относятся пропорции между … - производством средств производства и производством предметов потребления, потреблением и накоплением

промышленностью и сельским хозяйством

производством средств производства и производством предметов потребления

спросом на товары и их предложением

потреблением и накоплением

В воспроизводстве как непрерывно возобновляемом процессе производства отдельные части общественного продукта выполняют различную функциональную роль. Воспроизводственные пропорции отражают возможности роста экономики и ее эффективности. Наиболее важны три пропорции: между производством средств производства и производством предметов потребления; между потреблением и накоплением; между элементами основного капитала.

Соотношение между спросом на товары и предложением товаров отражает ситуацию на товарном рынке, а не процесс воспроизводства.

Пропорциональность между промышленностью и сельским хозяйством характеризует отраслевую, а не воспроизводственную структуру экономики.

61А. К естественной монополии относится отрасль …

 предоставляющая жилищно-коммунальные услуги

 

 производящая автомобильную продукцию

 

 предоставляющая страховые услуги

 

 производящая хлебобулочные изделия

61Аа. Ключевым фактором формирования второго технологического уклада (1830 – 1880 гг.) является (-ются) …

 паровой двигатель

 

 электродвигатель

 

 текстильные машины

 

 двигатель внутреннего сгорания

Решение: В формировании первого технологического уклада ключевую роль сыграли текстильные машины, второго – паровой двигатель и технологии на его основе, третьего – электродвигатель, четвертого – двигатель внутреннего сгорания.

61в. Координация деятельности конкурирующих взаимозависимых фирм в форме кооперативной и некооперативной стратегии, осуществляется в условиях … - олигополии

совершенной конкуренции

олигополии

монополистической конкуренции

монополии

Олигополистическое взаимодействие конкурирующих фирм направлено на координацию их деятельности с целью максимизации отраслевой прибыли.

В условиях монопольного рынка действует одна фирма.

В условиях монополистической конкуренции фирмы не являются взаимозависимыми: небольшие по объему фирмы производят дифференцированную продукцию, что способствует созданию легальной монополии, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов.

В условиях совершенной конкуренции фирмы не являются взаимозависимыми, поскольку поставляют на рынок однородную продукцию, цена на которую – величина постоянная.

61г. Корректирующий налог при регулировании отрицательных внешних эффектов позволяет …- повысить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

поднять предельные частные затраты до величины предельных внешних выгод

повысить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

снизить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

снизить предельные частные затраты до уровня  предельных внешних выгод

Введение корректирующего (пигулианского) налога как способ регулирования отрицательных внешних эффектов может устанавливаться как в отношении производимых благ, так и в отношении вредных выбросов. Их введение приводит к росту предельных частных издержек до уровня предельных общественных издержек.

При наличии отрицательных внешних эффектов предельные частные издержки ниже уровня предельных общественных издержек, поэтому введение налога позволяет их увеличить и тем самым учесть величину внешнего эффекта.

studfiles.net

§ 7. Понятие естественной монополии

Естественная монополия - это особое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса потребителей эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения видно, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Естественной монополии присущ "эффект масштаба", который выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства. Нецелесообразно, скажем, иметь сеть параллельных газопроводов, принадлежащих конкурирующим хозяйствующим субъектам, поскольку затраты на их строительство и дальнейшую эксплуатацию настолько велики, что в условиях конкурентной борьбы будут расти издержки и, соответственно, цены на услуги по транспортировке газа. Такая ситуация не отвечает интересам и хозяйствующих субъектов, и потребителей оказываемых ими услуг.

Естественная монополия характеризуется также неэластичным спросом. В обычных экономических отношениях при существенном возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей резко снижается. В условиях же естественной монополии спрос неэластичен, т.е. практически не зависит от увеличения цены. Неэластичный спрос можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном росте цены на сливочное масло потребители могут использовать заменители этого товара - маргарин, масло растительное, что приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители не могут резко уменьшить объем ее потребления, потому что электроэнергия является, по сути, безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополизирована не вся соответствующая отрасль экономики, а лишь ее передающие сети. Например, в газовой отрасли естественной монополией является только транспортировка газа по трубопроводам, но не добыча, переработка, хранение или реализация. В электроэнергетике естественной монополией также считается не производство и продажа электроэнергии, а лишь ее передача по сетям и оперативно-диспетчерское управление.

В мировой практике для обозначения деятельности естественных монополистов используются различные термины. Так, в Германии естественной монополией называют ситуацию, когда одно предприятие способно лучше удовлетворить определенный рынок при более низких, но обеспечивающих рентабельность ценах, чем два или более предприятий (железнодорожный и трубопроводный транспорт). Во Франции существуют публичные службы, осуществляющие свою деятельность в интересах всего общества (здравоохранение и образование, железнодорожный транспорт, энергоснабжение и проч.). В законодательстве Великобритании специальной терминологии нет, однако также особо регулируется деятельность, которую дешевле вести с помощью одной компании, чем нескольких или многих компаний (канализация и водоснабжение, передача и распределение электроэнергии, транспортировка газа и железнодорожная инфраструктура).

Субъектами естественной монополии (или естественными монополистами) являются юридические лица, занятые производством или реализацией товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главным критерием для признания организации естественным монополистом считается именно осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого не обязательно быть собственником сетей (линий электропередач, трубопроводов и т.п.). Законодательство не содержит и специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" в качестве субъектов государственного регулирования называются коммерческие и некоммерческие организации. Следовательно, можно сделать вывод, что естественными монополистами могут быть любые юридические лица. Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.

В законодательстве о естественных монополиях широко используется термин "потребители". К ним относятся любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Нужно учесть, что понятие "потребитель" здесь используется в широком смысле; оно не совпадает с трактовкой, установленной в гражданском законодательстве, в частности в Законе о защите прав потребителей.

Деятельность естественных монополистов контролируется одновременно несколькими органами власти. Так, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) устанавливает порядок ценообразования на товары и услуги монополистов, Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение монополистами законодательства на предмет злоупотреблений. Принятие нормативных актов отнесено к компетенции Министерства экономического развития и торговли РФ. Государственный контроль в этой сфере направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечение доступности реализуемых ими товаров для потребителей и эффективное функционирование самих монополистов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественной монополии.

Споры и разногласия, возникающие между субъектами естественной монополии, их потребителями и органами исполнительной власти субъектов РФ в связи с установлением регулируемых цен (тарифов) подлежат обязательному урегулированию в досудебном порядке Федеральной службой по тарифам.

studfiles.net

§ 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно "подвижными". Иными словами, по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики, однако формально эти сферы определяются только на уровне закона. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" на сегодняшний день в нашей стране легализованы семь рынков естественной монополии.

1. Естественной монополией являются железнодорожные перевозки. В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой, грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор. Железнодорожные перевозки состоят из большого количества различных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и проч.).

Основная задача государственного тарифного регулирования - сокращение перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте, в том числе за счет сближения уровня тарифов, действующих в различных видах сообщения.

2. К естественной монополии относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов - производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. При наличии довольно большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются Азовский морской порт, Московский западный порт, Хабаровский речной порт <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Государственное регулирование в этой сфере призвано обеспечить финансовую сбалансированность деятельности субъектов естественных монополий с учетом покрытия затрат на осуществление соответствующих видов деятельности и инвестиционных затрат в развитие объектов инфраструктуры морских портов при обеспечении конкурентоспособности российских портов. Ставки портовых сборов устанавливаются исходя из валовой вместимости судов (брутто-регистровый тоннаж) и дифференцируются в зависимости от типов судов и видов плавания.

Тарифы на услуги, оказываемые в речных и морских портах, являются предельно максимальными, поэтому субъекты естественной монополии вправе применять тарифы на уровне или ниже предельно максимального.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации (уменьшение пассажирооборота, критическое состояние материально-технической базы). Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и др.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт. Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов необходимо для того, чтобы довести уровень аэропортовых сборов и тарифов до уровня экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

3. Естественную монополию составляют услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи <1>, т.е. внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугороднего телефонного соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"; Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"; Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637.

Субъектами естественной монополии в этой сфере являются ФГУП "Почта России", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ОАО "Дагсвязьинформ", ОАО "Уралсвязьинформ" и др.

4. В нефтяной отрасли естественной монополией является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам <1>. Нефтепроводы подразделяются на магистральные и промысловые. Магистральный нефтепровод (или "главная труба") предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления, т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочной нефтебазы, пункта налива. Магистральные и промысловые нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и проч.). Однако законодательного разграничения между этими трубопроводами пока нет. С одной стороны, для их различия можно применять СНиПы и ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились. Хотя зачастую нефтепроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические характеристики магистральных. С другой стороны, в некоторых регионах существует только один нефтепровод, и, даже если он является промысловым, деятельность его владельца, очевидно, можно признать естественной монополией.

--------------------------------

<1> Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980.

Несколько лет назад в Государственной Думе рассматривался проект Закона "О магистральном трубопроводном транспорте". Планировалось, что его действие будет распространяться не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов). В законопроекте было определено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривался как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделялось по отдельным объектам. Предусматривались некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности стандартизация оборудования, лицензирование деятельности операторов, которые оказывают услуги по транспортировке углеводородов. Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем не были определены.

Транспортировка нефти и нефтепродуктов состоит из нескольких технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута, сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).

5. В газовой промышленности к естественной монополии относится транспортировка газа как по магистральным, так и по распределительным трубопроводам <1>. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему компании "Газпром" и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В нашей стране практически весь газ добывается на севере Западной Сибири, а большинство основных потребителей расположены в европейской части. Поэтому трубопроводный транспорт является единственным экономически оправданным способом доставки природного газа. Субъекты естественной монополии в этой сфере - газотранспортные организации, эксплуатирующие магистральные трубы, и газораспределительные организации, владеющие распределительными сетями. В настоящее время государством устанавливаются тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, магистральным газопроводам-отводам, газораспределительным сетям, а также на снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям <2>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162.

<2> Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, утв. Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1.

6. Естественной монополией являются услуги по передаче электрической и тепловой энергии <1>, которые представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами. Эти услуги оказываются посредством совокупности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и проч. Субъектами естественной монополии в данной сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. В частности, государство устанавливает размеры платы за услуги по организации функционирования и развития Единой энергетической системы для РАО "ЕЭС России"; индикативные цены и тарифы на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке электроэнергии для ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и др.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".

7. Сферой деятельности естественных монополистов являются и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике <1>. Они представляют собой комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются системный оператор Единой энергетической системы России (ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой") и другие субъекты, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений (ОАО "Иркутская электросетевая компания", ОАО "Башкирэнерго", ЗАО "Новосибирский диспетчерский центр").

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854.

8. Еще одна сфера естественной монополии - это услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Они являются федеральной собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из федерального бюджета. К объектам инфраструктуры внутренних водных путей относятся гидротехнические сооружения, в частности шлюзы, порты, судостроительные и судоремонтные предприятия и пр. Поскольку на содержание и развитие внутренних водных путей нужны инвестиции, в виде дополнительного источника финансирования в 2006 г. были введены сборы за их использование (например, маячный, навигационный, корабельный сборы; плата за аварийно-спасательное обеспечение, стоянку судов на якоре, лоцманскую проводку судов и пр.) <1>.

--------------------------------

<1> Приказ ФСТ России от 25 апреля 2006 г. N 85-т/4 "Об утверждении ставок сборов с судов на внутреннем водном транспорте".

studfiles.net

1. Понятие естественной монополии

1.1 История возникновения и развития естественных монополий

Монополиями называют(от моно… и греч. Poleo – продаю) крупные хозобъединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), которые находятся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной), осуществляют контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.

Естественная монополия возникает по объективным причинам. Монополия отражает ситуацию, когда спрос на определенный товар в наилучшей степени удовлетворяет одной или несколькими фирмами. В ее основе лежат особенности технологий производства и обслуживания потребителей. В этой ситуации нет конкуренции как таковой. Например, энергообеспечение, связь, телефонные услуги и так далее. В этих отраслях существует единственное национальное предприятие, следовательно, они занимают монопольное положение на рынке.

«Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции по причине технологических особенностей производства»[].

Понимание о естественных монополиях зародилось в западной экономической науке в 40-е гг. XX в. и вошло в учебники по теории естественных монополий и не подвергалось сомнению на протяжении многих десятилетий. При наличии экономии от масштаба производства у фирмы является нисходящей. Источниками экономии в монополии являются постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях значительны. При увеличении объема выпуска издержки распределяются на большее количество товара и, поэтому, они снижаются.

Отраслевой рынок относится к сфере естественной монополии тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна тогда, когда отрасль состоит из единственной организации.

Причины возникновения и существования естественной монополии:

• технологии, которые обладают положительным эффектом масштаба при любом объеме выпуска;

• экономия на разнообразии у многопродуктовой компании, которая выпускает разнообразную продукцию на одних и тех же производственных мощностях;

• небольшая ёмкость рынка, которая не обеспечивает даже минимально эффективный выпуск продукции.

Самой главной причиной совокупности факторов является то, что размер предприятия может быть оптимальным лишь при крупных единовременных вложениях капитала. Ограничения в этом случае создают особенности технологии производства, позволяющие изменять масштаб производства в соответствии с размерами рынка.

1.2 Естественные монополии в России

Основными признаками естественной монополии являются следующие[]:

1.При отсутствии конкуренции деятельность субъектов естественных монополий эффективнее, так как происходит существенная экономия на масштабах производства и высокими условно-постоянными издержками(например, транспорт). Затраты на перевозку пассажира или доставку груза будут меньше, при условии, что, чем больше пассажиров или грузов перевозятся в определенном направлении.

2.Высокие барьеры входа на рынок, так как фиксированные издержки, которые связанны со строительством сооружений, таких как дороги или линий связи, настолько высоки, что организация аналогичной параллельной системы, выполняющей такие же функции как например, строительство дорог, трубопровода и прокладка железнодорожного полотна проблематична, навряд ли окупиться.

3. Невысокая эластичность спроса, так как спрос на продукцию или услуги, которые производятся субъектами естественной монополии, меньше зависят от изменения цены, чем спрос на другие виды товаров (услуг), т.к. их нельзя заменить другой продукцией. Эти товары удовлетворяет другие отрасли промышленности или потребности населения. К ним можно отнести электроэнергию. Допустим, при росте цены на автомобили многие потребители откажутся от приобретения собственного автомобиля, и ,следовательно, пересядут на общественный транспорт, то даже если произойдет значительный рост тарифов на электроэнергию навряд ли приведет к отказу от ее потребления, т.к. заменить ее эквивалентным энергоносителем практически невозможно.

4. Сетевой характер организации рынка, то есть наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, посредством которых производится оказание определенной услуги, в том числе наличие организованной сети, для которой необходимо Управление и контроль из единого центра в реальном масштабе времени.

Как отметила Меркулова Ю.: «Существуют два типа естественных монополий[]:

А) Природные монополии. Сама природа возводит барьеры для конкуренции. Допустим геологи нашли месторождение уникальных полезных ископаемых и фирма монополист закупила права на тот земельный участок, где находится это месторождение, следовательно, никто другой не может использовать данное месторождение, т.к. закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

Б) Технико-экономические монополии. Это монополии, которые возникают по техническим или экономическим причинам, связанных с проявлением эффекта масштаба.»

Будет нерациональным создание в городе двух подвода газа, сетей канализации или электроэнергии в квартиры. Так же невозможно проложить в одном городе кабели двух конкурирующих телефонных компаний, т.к. им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

Самыми масштабными монополиями являются энергетические и транспортные, где эффект масштаба особенно подталкивает к росту размеров компании путем снижения средних затрат на производство продукции. Это проявляется в создании в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы-монополиста несколько небольших фирм приведет к большим затратам на производство и, следовательно, к росту цен. Потребитель, естественно, в этом не заинтересован.

Электроэнергетика.

В России электроэнергетическая естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

По мнению доктора экономических наук А. Городецкого и кандидата экономических наук Ю. Павленко - "необходимо полнее использовать преимущества единой централизованной энергосистемы как более устойчивой формы организации энергетического хозяйства. Организация производства электрической энергии, при которой в одних руках сосредоточены генерирующие мощности, передающие и распределительные сети, предоставляет больше возможностей для экспансии на внешние рынки. Не случайно подобная схема успешно работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии"[].

Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999 г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.

"Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа[].

Железнодорожный транспорт.

На долю ж/д приходится приблизительно 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями – ж/д, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса[].

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах)[].

studfiles.net

§ 1. Естественные монополии - Рынок. Предпринимательство. Бизнес - Каталог статей

Глава VIII. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В МОНОПОЛИИ

 

 

 

 

Понятие и критерии монополии

 

Монополия и конкуренция, являющиеся, по сути, словами-антонимами, тем не менее регулируются одной отраслью права - конкурентным (или антимонопольным) правом.

При этом легальное определение "монополия" отсутствует в российском законодательстве, которое оперирует такими категориями, как "монополистическая деятельность" и "естественная монополия".

При слове "монополия" воображение обычно рисует гигантские промышленные предприятия, "Газпром", "РЖД" или другие системообразующие стратегические компании, оказывающие влияние на экономику всей страны.

Между тем мало кому известно, что монополизм - отнюдь не удел огромных корпораций, а стать монополией в ее юридическом аспекте в соответствии с действующим законодательством может и предприятие малого бизнеса, причем как по собственному желанию, так и вне зависимости от такового по решению компетентных органов.

Основными нормативными актами, регулирующими монополистическую деятельность и конкуренцию, являются:

- Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изменениями и дополнениями), далее - Закон о монополиях;

- Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями), далее - Закон о защите конкуренции.

Закон о монополиях определяет субъектов естественных монополий как хозяйствующих субъектов, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, то есть такого состояния товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров (ст. 3 Закона о монополиях).

Проще говоря, естественная монополия - это совокупность факторов, сложившихся на определенном товарном рынке, обеспечивающих большую эффективность рынка в монопольном, чем в конкурентном состоянии, в том числе безальтернативность товаров монопольных производителей.

Именно безальтернативностью во многом и обусловлен естественный характер монополий.

К деятельности субъектов естественных монополий относится деятельность в таких сферах, как транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги связи, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, а также некоторые другие сферы деятельности.

Казалось бы, вышеперечисленная деятельность имеет слабое отношение к малому и среднему бизнесу, но на самом деле компании малого и среднего бизнеса составляют значительную часть естественных монополистов в России.

Например, если посмотреть реестр естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения, то, помимо многочисленных предприятий ЖКХ местного значения, в нем можно обнаружить немало "обычных" предприятий - совхоз, звероводческое племенное хозяйство, птицефабрики, текстильный комбинат, завод ЖБИ и другие заводы, аэропорты, санатории и даже исправительную колонию.

В реестр субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса включены мясоконсервный комбинат, многочисленные заводы и комбинаты, торговый комплекс, совхоз, хлебокомбинаты, судоходная компания, леспромхоз и другие компании, не имеющие прямого отношения к данной сфере деятельности.

Главными критериями при определении монопольности являются не масштаб (величина компании), размер ее доходов, объем производства и другие внешние факторы, а эффективность деятельности на определенном рынке в отсутствие конкуренции и безальтернативность производимых товаров, порождающие стабильность спроса и незначительную зависимость от изменения цены на этот товар.

Например, небольшой завод - собственник теплосетей, от которых осуществляется обеспечение тепловой энергией городского общежития, при определенных обстоятельствах вполне может попасть по заявлению его жильцов или по собственному желанию в реестр естественных монополий. При этом выручка завода от данной деятельности (плата потребителей) может составлять менее 1% от общего размера выручки по всем видам деятельности.

При этом Закон (ст. 3 Закона о монополиях) напрямую связывает эффективность монополии в отсутствие конкуренции с технологическими особенностями производства (с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства). Таким образом, если монополия лица на определенном товарном рынке связана не с технологическими особенностями, а с иными факторами, например недобросовестной конкуренцией, получением каких-либо льгот и преимуществ относительно других участников рынка, такая монополия, очевидно, не может быть признана естественной и не будет регулироваться положениями Закона о монополиях.

 

Регулирование деятельности естественных монополий

 

Органами, регулирующими деятельность естественных монополий, являются:

- Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с ценами (тарифами) в сферах деятельности объектов естественных монополий;

- Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) в части осуществления функций по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).

Реестры субъектов естественных монополий ведутся ФСТ России и доступны на ее официальном сайте в сети Интернет.

Как ранее упоминалось, отнесение деятельности компании к деятельности естественных монополий и включение ее ФСТ России в соответствующий реестр возможно на основании:

- заявлений самих предприятий о включении в реестр;

- обращений заинтересованных лиц (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц) о включении предприятия в реестр;

- самостоятельного решения ФСТ России в отношении конкретного предприятия или нескольких предприятий на основании материалов, содержащих информацию об обстоятельствах, которые могут повлечь включение в реестр.

Осуществление компанией деятельности, относящейся к деятельности естественных монополий, и включение ее в соответствующий реестр влечет для компании определенные обязанности в части раскрытия информации, согласования определенных действий с регулирующими органами и обязанности, связанные с подчинением регулированию деятельности естественных монополий уполномоченными органами.

Основные обязанности компаний, признанных естественными монополиями:

- заключать договоры с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование, при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары;

- представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии текущие отчеты о своей деятельности, проекты планов капитальных вложений;

- предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование на недискриминационных условиях;

- вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности;

- обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, подлежащей регулированию, в т.ч. сведениях о ценах (тарифах) на регулируемые товары (работы, услуги), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством РФ, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть Интернет, и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.

Исходя из конституционного принципа свободы экономической деятельности государство не должно вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства.

Однако применительно к субъектам естественных монополий в силу их особого правового статуса, возможности их влияния на широкий круг лиц законом допускается определенное вмешательство в их хозяйственную деятельность, установление некоторых ограничений посредством осуществления государственного регулирования их деятельности.

Государственное регулирование деятельности естественных монополий осуществляется посредством реализации уполномоченными государственными органами двух методов:

- ценовое регулирование - определение (установление) цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.

Ценовое регулирование применяется государством в сфере железнодорожных перевозок, услуг, оказываемых в транспортных терминалах, портах, аэропортах, использовании инфраструктуры внутренних водных путей, транспортировки нефти и нефтепродуктов, электросвязи и почтовой связи, электроэнергетике, тепло- и водоснабжении, водоотведении, ЖКХ, торговле и в некоторых других областях.

Так, например, Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 N 530 утверждены Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости и перечень таких товаров. Согласно данному Постановлению Правительство РФ может устанавливать предельные розничные цены на продовольственные товары первой необходимости (картофель, рис, хлеб, мясо, яйца, сахар, соль и др.) на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на продовольственные товары составит 30% и более.

Содержание

vuzirossii.ru

Естественные монополии

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ

1. Понятие естественной монополии

2. Субъектный состав отношений

3. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

4. Методы государственного регулирования деятельности

5. Государственный контроль в сферах

6. Ответственность за нарушение законодательства

1. Понятие естественной монополии

В настоящее время отношения на рынках, признаваемых естественными монополиями, регулируются Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Естественная монополия означает такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров.

Из этого определения можно видеть, что естественная монополия представляет собой в большей степени экономическую, нежели юридическую категорию. Основные характеристики рынка естественной монополии заключаются в следующем:

"эффект масштаба" выражается в существенном снижении издержек в расчете на единицу продукции по мере увеличения объемов ее производства;

неэластичный спрос. В обычных экономических отношениях при возрастании цены на товар или услугу спрос потребителей снижается. В условиях естественной монополии спрос неэластичен, т.е. при увеличении цены он подвержен незначительным изменениям.

Неэластичность спроса можно проиллюстрировать на следующем примере. При существенном увеличении цены на сливочное масло потребители могут использовать заменитель этого товара - масло растительное. Это приведет к резкому падению спроса на сливочное масло. При значительном повышении цены на электроэнергию потребители могут уменьшить объем ее потребления, но незначительно. Это обусловлено тем, что электроэнергия является практически безальтернативным источником энергии.

Для некоторых сфер естественных монополий характерен также сетевой характер организации рынка. Он означает, что монополией является не вся отрасль экономики, а лишь ее передающие "сети". Например, сеть железных дорог, сеть трубопроводов, сеть линий электропередач, система теплоснабжения.

2. Субъектный состав отношений

на рынках естественной монополии

1. Субъекты естественной монополии - это юридические лица, занятые производством (реализацией) товаров (услуг) в условиях естественной монополии. Главный критерий для признания организации естественным монополистом - это осуществление деятельности в условиях естественной монополии. Для этого необязательно быть собственником "сетей" (электрических, трубопроводных и т.п.). Закон не содержит специальных требований относительно организационно-правовых форм субъектов естественных монополий. В Указе Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 220 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации" прямо назывались коммерческие и некоммерческие организации как субъекты государственного регулирования. Таким образом, можно предположить, что субъектами естественных монополий могут быть и те, и другие.

2. Потребители - это любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (услуги), производимые (реализуемые) субъектами естественных монополий. Понятие "потребитель" здесь используется в широком смысле слова, оно не совпадает с трактовкой, данной в Законе РФ "О защите прав потребителей".

3. Федеральные органы государственной власти по регулированию естественных монополий. Первоначально система этих органов была сформирована еще в середине 90-х годов ХХ в. Так, указами Президента РФ были образованы: Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК России), в ведении которой находилось регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе; Федеральная служба по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС России), которая занималась деятельностью естественных монополий, оказывающих услуги общедоступной электрической и почтовой связи; Федеральная служба по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ России), ведающая соответствующими вопросами на железнодорожном транспорте, а также в деятельности транспортных терминалов, портов и аэропортов.

В дальнейшем эта структура существенно изменилась. Вторым этапом стало формирование всего двух государственных органов по регулированию деятельности естественных монополистов: ФЭК России - в области энергетики; МАП России - в области связи и транспорта.

Затем Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. N 777 в ведение Федеральной энергетической комиссии были переданы вопросы транспорта. Это было обусловлено тем, что с 2001 г. на уровне Правительства РФ обсуждалась возможность создания на базе ФЭК России единого тарифного органа по регулированию естественных монополий.

В связи с произошедшими изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти естественные монополии регулируются следующими государственными органами: Федеральной службой по тарифам в части установления контроля за ценами и Федеральной антимонопольной службой в части контроля за соблюдением естественными монополистами законодательства. Принятие нормативных актов в этой сфере отнесено к компетенции Минэкономразвития России.

3. Сферы деятельности субъектов естественных монополий

Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно подвижными. Это означает, что по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики. Но формально эти сферы определяются только на уровне закона.

1. Железнодорожные перевозки.

В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой. Грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор.

Железнодорожный транспорт составляет основу транспортной системы Российской Федерации, он осуществляет около 85% грузооборота и около 40% пассажирооборота всех видов транспорта (без учета трубопроводного).

Современные проблемы: существенный износ основных производственных фондов и убыточность пассажирских перевозок в дальнем и пригородном сообщениях.

В 2001 г. была создана специальная Комиссия Правительства РФ по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте, которая определяла основные принципы унификации железнодорожных тарифов и формировала единую политику Правительства РФ в этой области регулирования. В настоящее время ее планируется упразднить.

Железнодорожные перевозки состоят из большого количества разных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и платы за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и пр.).

2. Услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

Услуги транспортных терминалов - это производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов. К ним относятся только те операции, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика грузов. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов, они включают в себя производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.

При наличии большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются ОАО "Азовский морской порт", ГУП "Московский западный порт", ОАО "Хабаровский речной порт" и др.

Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации. Основной показатель объема транспортной работы в авиации - это пассажирооборот. За последние 10 лет он уменьшился в три раза, а число ежегодно перевозимых пассажиров уменьшилось в четыре раза. Гражданская авиация, являясь транспортом общего пользования, практически недоступна для широкого круга пользователей (услугами авиации пользуется не более 5% населения).

Состояние материально-технической базы критическое, т.к. 90% парка воздушных судов морально устарело. Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и пр.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт.

Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов имеет целью приведение уровня аэропортовых сборов и тарифов к уровню экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.

3. Услуги общедоступной электрической и почтовой связи .

mirznanii.com


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта