Как проверить однофазный электродвигатель мультиметром: Как проверить однофазный двигатель мультиметром?

Содержание

Как проверить однофазный двигатель мультиметром?

Содержание

  • 1 Как проверить однофазный двигатель? Начнем с обмоток
    • 1.1 Зачем в однофазном двигателе две обмотки
    • 1.2 Учимся определять пусковые и рабочие обмотки в однофазных асинхронных двигателях
      • 1.2.1 Осмотрите изделие
      • 1.2.2 Сечение
      • 1.2.3 Завершающий этап
  • 2 Прозваниваем однофазный двигатель с помощью мультиметра
    • 2.1 Подготовительный этап проверки
    • 2.2 Непосредственная проверка двигателя мультиметром
  • 3 Проверяем однофазный коллекторный электропривод
    • 3.1 Частые неисправности
    • 3.2 Редкие неисправности
  • 4 Проверка конденсатора с использованием мультиметра
  • 5 Поломки, которые можно определить с помощью мультиметра
    • 5.1 Оборвалась обмотка
    • 5.2 Проверка на наличие короткого замыкания
    • 5.3 Проверка на наличие межвиткового замыкания
  • 6 Проверка борно
  • 7 Подведем итог

Прозвонка электродвигателя достаточно простой процесс, однако, требует знания некоторых тонкостей и внимательности от проверяющего. Какие знания понадобятся при подготовке к прозвону? Что представляет собой проверка привода с помощью мультиметра? Разберемся ниже.

Устройство однофазного двигателя

Несмотря на свое название, однофазные двигатели имеют в своей конструкции три катушки, и это минимум. Две из них расположены в статоре, из подключают параллельно. При этом непосредственно работает только одна, вторую называют пусковой. Клеммы рабочей и пусковой обмоток выводятся на корпус агрегата, с их помощью и происходит включение привода в сеть. К сети подключаются две из них, все оставшиеся выполняют коммутационные функции. Обмотку ротора делают короткозамкнутого типа.

Чтобы была возможность менять мощность прибора, катушку обмотки могут сделать из двух частей. Включаться они будут последовательно.

Определить вид обмотки (рабочая и пусковая) можно визуально, обратив внимание на сечение провода, измерив сопротивление с помощью тестера. О методах определения типа обмотки, чем они отличаются и зачем нужны в однофазном двигателе поговорим подробнее.

Схема обмоток в однофазном электродвигателе

Зачем в однофазном двигателе две обмотки

Все обсуждаемые сегодня электромоторы обладают небольшой мощностью. Магнитопровод однофазной машины содержит обмотку из двух фаз, это и есть основная (рабочая) и пусковая. Последняя не принимает участия в непосредственной работе двигателя.

Такая пара обмоток нужна, чтобы заставить ротор однофазного двигателя вращаться. Наиболее популярные из таких приводов делятся на два подтипа: электродвигатели с пусковой обмоткой и те, которые содержат в конструкции рабочий конденсатор. 

В первом случае, так сказать, не рабочая обмотка будет включаться через конденсатор во время запуска мотора, а когда агрегат придет в нормальную работу (скорость вращения станет постоянной), она сама по себе выключиться. Привод же продолжит свою работу при одной рабочей обмотке. Информация о конденсаторе, как правило, указана на специальной табличке на корпусе электродвигателя. Его характеристики непосредственно зависят от конструкции.

Однофазные асинхронные двигатели, содержащие рабочий конденсатор, всегда работают с включенной вспомогательной обмоткой. Она включена через этот самый конденсатор. Емкость такого конденсатора также зависит от его конструктивных особенностей.

Другими словами, двигатель с пусковой обмоткой характерен ее выключением после запуска. А вот при конденсаторной вспомогательной обмотке – ее постоянной работой, т.к. включение происходит через постоянно работающий (даже во время работы привода) конденсатор.

Чтобы правильно проверить работоспособность двигателя с одной фазой, знания об устройства его обмоток критически важны. Отличия между ними можно найти в сечениях проводов, количестве витков, величине сопротивления каждой из них (их можно измерить разными типами тестеров или с помощью омметра).

Учимся определять пусковые и рабочие обмотки в однофазных асинхронных двигателях

Конечно, наличие маркировки на обмотке решает эту проблему. Но зачастую в случае ремонта или замены обмоток, она не сохраняется. Как же тогда определить, что за обмотка перед вами? Вот и обсудим теоретическую и практическую стороны определения пусковой и рабочей обмоток.

Осмотрите изделие

Для наглядности возьмем двигатель, который был установлен в стиральной машине времен СССР. Сама же машинка уже давно на металлоломе.

После визуального осмотра таблички-шильдика на двигателе, как и в этом случае, вы можете не обнаружить, все же возраст мотора говорит сам за себя. В таком случае всю информацию можно найти в интернете. Оказалось, что двигатель содержит в конструкции пусковую обмотку и релейный пуск.

Из двигателя виднеются четыре провода: два красноватых, два голубоватых. Эти провода еще называются выводами обмоток.

Из-за отсутствия какой-либо маркировки, сходу определить какая обмотка пусковая, а какая рабочая невозможно. В такой ситуации нужно обратить внимание на сечение проводников.

Сечение

Посмотрите на провода, которые выходят из электромотора, а точнее на их толщину. Одна из пар будет тоньше. Это пусковая обмотка. Следовательно, пара потолще – рабочая.

Может статься, что сечения на обоих проводах одинаковые, как и в нашей ситуации. Так зрительно определить, где какая обмотка также невозможно.

Но если разница в толщине проводов заметна, не доверяйтесь лишь диаметру. Чтобы определить обмотки наверняка, измеряйте их сопротивление.

На этом этапе переходим к измерению сопротивления обмоток однофазного двигателя переменного тока.

Завершающий этап

Измерение сопротивления

Для измерения сопротивления обмоток однофазного двигателя вам понадобится мультиметр, на котором нужно выбрать прозвонку (или режим измерения Ом).

Провода, выглядывающие из электродвигателя (любая пара) соединяем с любыми выводами мультиметра, измеряем значение.

Если видите на экране цифру один, повторите измерение с любым другим концом.

Запишите сопротивление, которое показала первая выбранная пара (в данном случае вышло 16,5 Ом). После этого щупы измерительного прибора нужно прицепить к двум оставшимся выводам (вторая пара проводов) и произвести замер.

Полученные данные тоже нужно записать, а затем сравнить с первым замером.

Сопротивление исправной рабочей обмотки всегда будет иметь значение меньше, чем у пусковой. Вторая пара проводов, согласно мультиметру, показала сопротивление 34,5 Ом. Таким образом, можно смело утверждать, что первая пара проводов говорит о принадлежности к рабочей обмотке, а вторая, соответственно, к пусковой.

Обозначьте обе обмотки, что в будущем не пришлось проделывать все это заново. Удобно для этого использовать небольшую трубочку из винила.

Маркировать концы проводов (выводы) можно по современным стандартам вот так:

  • знаками U1-U2 помечают рабочую обмотку;
  • знаками B1-B2 помечают пусковую обмотку.

Такие обозначения ставятся в тех случаях, когда из двигателя видно четыре вывода, в данной ситуации. Однако, на вашем пути может встретиться двигатель, который имеет лишь три вывода. Что делать?

Итак, замеры каждого из трех выводов будут выглядеть примерно вот так: 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом. Завершив эти измерения нужно сразу приступать к другим. Важно найти вывод, который с двумя другими выводами будет показывать 10 и 15 Ом. Поздравляем! Вы наши сетевой провод. Вывод, показывающий сопротивление 10 Ом тоже сетевой, а тот, что показывал 15 Ом – пусковой. Он соединяется со вторым сетевым через конденсатор. Кстати, чтобы изменить направление вращения в таком двигателе, придется добираться до самой схемы обмотки.

Иногда измерения могут быть величиной 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом. Это норма, такие обмотки тоже существуют, их также ставили на различные бытовые приборы. Особенность такого двигателя заключается в том, что какая именно обмотка будет пусковой, а какая рабочей совершенно не имеет значения. Они одинаковы. Просто одну из них (ту, что будет пусковой) нужно подключить через конденсатор.

Вот мы и разобрались в простых методах распознавания пусковых и рабочих обмотках. Теперь вы сможете отличить составляющие двигателя даже в том случае, когда отсутствует шильдик и любая маркировка выводов. Предлагаем немного подытожить всю информацию:

  1. В случае, когда двигатель имеет четыре вывода, нужно лишь найти концы обмоток, в которых легко разобрать после замера. Провод, где значение сопротивления меньше – обмотка рабочая, больше – пусковая. Подключить все выводы очень просто: напряжение 220 В подают на те провода, которые потолще. А один из кончиков проводов пусковой на один из рабочей. При этом на какой именно кончик вывода рабочей обмотки совершенно не важно, ведь направление вращения от этого никак не зависит (так же как и, скажем, от того, какой стороной вы вставите вилку в розетку). Вращение меняется лишь от того, какой конец пусковой обмотки вы подключили. 
  2. При наличии лишь трех проводов в качестве вывода обмоток, сетевым будет тот, что показывает меньшее сопротивление, а также тот, что при соединении с другими двумя покажет сопротивление 10 Ом и 15 Ом (если измерения сопротивления каждого из них дало 10 Ом, 25 Ом и 15 Ом). Тот что показал 15 Ом на мультиметре – вывод пусковой обмотки.
  3. Если вы встретили трехпроводный вывод, и сопротивление каждого из проводов (как пример) 10 Ом, 10 Ом и 20 Ом, обе обмотки могут быть и рабочей и пусковой.

Чтобы выявить поломки электропривода в бытовых условиях достаточно использовать мультиметр. Во-первых, не у всех есть дорогое профессиональное оборудование (это скорее исключение), во вторых для определения большинства неисправностей этого прибора хватает, что называется, с головой. Тут вам не понадобится никакой специалист. 

Самая основная неисправность в однофазных двигателях – прекращение вращения. Причина такой поломки определяется достаточно просто. Мультиметр переключают в режим вольтметра и проверяют подачу напряжения, которое питает двигатель. Если с напряжением все в порядке, то неисправность заключается в самом двигателе, его электрической части. Это, конечно, говорит о необходимости проверки состояния подключения и прозвона обмоток. Для этого, зачастую, также используют мультиметр.  

Но как правильно подготовится к прозвону двигателя?

Подготовительный этап проверки

Замкните щупы мультиметра

Перед проведением диагностики нужно выполнить следующие действия:

  1. Отключить машину от питания. Если сопротивление обмотки измеряется с включенной в электросеть цепью, агрегат сломается.
  2. Замкните щупы мультиметра, выставите нулевые значения. Это называется калибровкой аппарата. 
  3. Внимательно проведите осмотр двигателя. Его могло затопить, некоторые детали могут отломаться, возможно, слышен запах горелого. В таком случае прозванивать агрегат бессмысленно, ведь поломка очевидна.

Асинхронные, однофазные и трехфазные, коллекторные – прозвон всех двигателей происходит одинаково. Методика не отличается в зависимости от разницы конструкций агрегатов, так как все различия столь основательны. Тем не менее в диагностике присутствуют некоторые детали, игнорировать которые нельзя.

Непосредственная проверка двигателя мультиметром

Наиболее распространенные поломки делятся на две основные группы:

  • присутствует контакт там, где он не должен быть;
  • отсутствует контакт там, где он должен быть.

Рассмотрим, как прозвонить однофазный электромотор переменного тока с помощью мультиметра. Он имеет две катушки, одна из которых рабочая, а вторая вспомогательная. На уровень работоспособности двигателя огромное влияние имеют уровень надежности контактов, качество изоляции и правильность намотки.

  1. Первое, что нужно сделать: проверить наличие замыкания на корпус. Тут нужно помнить о том, что все значения на мультиметре будут приблизительные. Чтобы получить точные данные, понадобится более дорогостоящие и точные устройства измерения.
  2. Значение измерений на приборе устанавливаются на максимальные.
  3. Щупы соединяют между собой. Так можно убедиться в том, что сам мультиметр исправен и правильно настроен.
  4. Затем один щуп соединяют с корпусом привода. При наличии контакта можно подсоединять и второй щуп. Отслеживайте показания.
  5. Если ничего не сбоит, коснитесь щупом вывода фаз.
  6. При качественной изоляции прибор будет показывать высокое значение сопротивления. Оно может быть в пределах даже нескольких тысяч мегаом.

Помните, что измеряя сопротивление изоляции мультиметром вы всегда будете получать высокие показания (выше допустимых норм). Это связано с тем, что электродвижущая сила прибора составляет максимум 9 В, а двигатель, как мы знаем выполняет работу с напряжением 220 В или даже 380 В. Закон Ома говорит, что величина сопротивления зависит от величины напряжения, поэтому нужно всегда делать скидку на разницу. 

Обязательной является и проверка целостности обмоток. Нужно прозвонить все концы, которые входят в клеммную коробку агрегата. Если есть обрыв, то проверку лучше остановить, ведь логики в дальнейшей диагностике нет. Сначала нужно поработать над решением этой проблемы.

Зная правила и порядок прозвона однофазного двигателя с помощью мультиметра, вы можете легко экономить на диагностике и ремонте, когда в двигателе действительно присутствуют лишь мелкие поломки. Но если вы понимаете, что все не так просто или просто не понимаете, что не так с вашим электродвигателем, лучше отнести его к профессионалу, который проведет более детальную проверку дорогостоящими и чувствительными приборами.

Чтобы определить и устранить неисправность в коллекторном двигателе, его, скорее всего, придется разобрать. 

Частые неисправности

Перед разборкой обязательно посмотрите на искрение, которое обычно происходит в контактно-щеточном механизме. В случае, когда вы заметили повышенный уровень искрения, стоит проверить контакт щеток или наличие межвиткового замыкания в самом коллекторе.

Как правило, основные причины, по которым ломаются коллекторные двигатели – это сильно изношенные щетки или почерневший коллектор. Старые щетки обычно меняют на новые. Они должны быть одинаковыми по размеру и форме. Лучше всего ставить оригинальные детали (от того же производителя, что и двигатель). Менять их достаточно просто: снимается (сдвигается) фиксатор или откручивается болт. Некоторые модели двигателей могут требовать смены не только щеток, но и щеткодержателей. Не забудьте о подключении медного поводка к контакту. 

В случае, если щетки в норме, проверьте пружины, которые их прижимают, растянув их.

При потемнении контактной части коллектора, почистите ее, используя мелкую наждачную бумагу. Ее еще называют нулевкой.

Временами на месте, где происходит контакт щеток и коллектора, образуется некая канавка. Ее нужно проточить, используя станок.

Однофазный коллекторный двигатель

Еще одной распространенной поломкой коллекторного однофазного двигателя можно назвать износ подшипников. Если корпус сильно вибрирует во время работы и подшипники бьются, они точно подлежат замене. Если запустить ситуацию, упомянутые детали будут касаться ротора и статора, что может быть чревато их неизбежной заменой. Это уже сложнее и дороже.

Редкие неисправности

Намного реже в коллекторных двигателях случаются обрывы и выгорания обмоток и мест подключения. Также редко можно встретить оплавления, замыкания ламеля пылью графита.

Чтобы избежать таких поломок, во время внешнего осмотра нужно всегда обращать внимание на:

  • цельность обмоток;
  • наличие почернения на обмотках;
  • прочность контакта ламелей коллектора с выводами проводов. Если есть необходимость, то их нужно перепаять;
  • количество графитовой пыли между ламелями коллектора. Обязательно удалите пыль, если нужно;
  • присутствие горелого запаха (это может быть изоляция).

При визуальном осмотре вы обнаружили, что обмотка статора/ротора повреждена? Сдайте ее на перемотку или просто замените новой.

К сожалению, повреждение обмотки не всегда можно увидеть невооруженным глазом, поэтому если очевидных поломок нет, прозвоните их с помощью мультиметра.

Проверка конденсатора мультиметром

Конечно, наиболее надежный способ проверить неисправный однофазный двигатель с конденсатором – использовать омметр для измерения величины сопротивления. Прибор точно покажет сопротивление конденсатора, а по этому уже можно делать выводы о том, насколько целостным является диэлектрик, от чего напрямую зависит исправность электронного устройства.

В бытовых условиях, когда точных значений от вас никто не требует, а вам нужно лишь узнать причину поломки, достаточно будет и мультиметра. 

Алгоритм проверки следующий:

  • мультиметр переключается в режим измерения Ом;
  • затем нужно выставить верхнее значение сопротивления – бесконечность;
  • произвести измерение сопротивления конденсатора на выводах. 

Если сопротивление будет низким (а это любое значение, помимо бесконечности), то устройство, которое проходит тест, сломано. Тут либо пробит диэлектрик, либо вытек электролит.

Стрелка циферблата на тестере показывает небольшое отклонение, а затем возвращается на исходную позицию? Конденсатор исправен и потихоньку набирает емкость.

Стрелка прибора, которая отклонилась, а затем зафиксировалась на одном из значений также свидетельствует о поломке электронного устройства.

Как мы уже выяснили, мультиметр – незаменимый прибор для быстрой и многопрофильной проверки двигателей на исправность. Он найдется у всех профильных мастеров и во многих домашних мастерских. С его помощью можно выявить основные виды поломок электроприборов, и двигатели не исключение.

Наиболее частыми поломками в электродвигателях и других машинах такого типа являются следующими:

  • оборвавшаяся обмотка на роторе или статоре;
  • наличие короткого замыкания;
  • наличие межвиткового замыкания.

Каждая проблема из списка выше заслуживает более близкого ее рассмотрения.

Оборвалась обмотка

В обрыве обмотки нет ничего удивительного, это самая распространенная неисправность в работе электроприводов. Произойти поломка может и в статоре, и в якоре.

Если в обмотке оборвалась одна фаза, то в этом месте тока не будет, а вот во второй фазе показатель тока будет завышен. Измерить это можно с помощью того же мультиметра в режиме амперметра.

В целом, эта поломка равнозначна потере фазы. Например, если обрыв внезапно произошел в то время, когда привод был в работе, двигатель начинает резко терять мощность и перегреваться. Если защита на агрегате работает правильно, то он отключится. Для решения проблемы, в основном, требуется перемотка.

В ситуации, когда обрыв произошел в роторе, частота колебания тока будет равна частоте колебания и скольжения напряжения. Из внешних признаков: сильное гудение и вибрирование, снижение оборотов привода.

Все это лишь причины поломок, но вот обнаружить их можно только если прозвонить каждую обмотку электромотора, измерив их сопротивление.

Пусковую и рабочую обмотку прозванивают в тех однофазных двигателях, которые работают при переменном напряжении величиной 220 В. Пусковая обмотка должна выдавать сопротивление, большее, чем у рабочей на 150%. 

Для быстрой проверки работоспособности электродвигателя, на мультиметре также можно использовать функцию, которая называется «Прозвонка». Если цепь исправна, вы будете слышать характерный звук прибора, а в некоторых моделях присутствует и световой индикатор. Но если в цепи есть обрыв, звука вы не услышите.

Проверка на наличие короткого замыкания

Одна из привычных всем поломок в электрических двигателях – короткое замыкание на корпус. Чтобы найти поломку такого рода с мультиметром, проделайте следующее:

  • установите измерение сопротивления прибором на максимальное;
  • проверьте исправность самого мультиметра, соединив его щупы между собой;
  • один из щупов подсоедините к корпусу двигателя;
  • оставшийся по очереди присоединяйте к каждой из фаз.

Если двигатель, который вы проверяли, исправен, то сопротивление будет показывать сотни и даже тысячи мегаом.  

Сделать исследование на предмет короткого замыкания в режиме «Прозвонка» еще легче. Нужно проделать те же действия, и если услышите звук (как при прозвонке обмотки), это будет свидетельствовать о наличии нарушений в целости изоляции обмотки, а также наличии короткого замыкания на корпус. 

Надо отметить, что поломка такого типа не просто носит негативное влияние на сам двигатель, но опасна для жизни людей, работающих с машиной (если нет нужных средств защиты).

Проверка на наличие межвиткового замыкания

Проверка обмоток статора на межвитковое замыкание

Последний вид поломки (из самых популярных) – это наличие межвиткового замыкания. 

Межвитковое замыкание – короткое замыкание, происходящее на одной катушке электродвигателя, между ее витками. Внешне такая неполадка проявляется в сильном гудении и заметном снижении мощности.

Обнаружение такой поломки проводится с помощью нескольких способов. Основные из них – токовые клещи и наш любимы мультиметр.  

Во время диагностики измеряется значение тока во всех фазах (обмотка статора) по отдельности. Если одна из них покажет завышенный результат, значит, там есть межвитковое замыкание.

Если вы все прозвонили согласно инструкции выше, но не избавились от подозрений в неисправности, вскройте борно электродвигателя. Это второе название клеммной коробки. Часто и густо бывает, что крепеж в коробке недостаточно крепко затянут. Провода там тоже могут отгореть. В случае использования гаек для соединения, проверьте протяжку верхней (она прикручивает проводник) гайки и осмотрите ту гайку, что служит для удержания вывода обмоток, которые уходят в двигатель.

Если следовать всем инструкциям и указаниям в статье, то мультиметром можно обнаружить большинство наиболее распространенных поломок в однофазном электродвигателе, в том числе наличие межвиткового замыкания, короткого замыкания на корпус и обрыва обмоток.

Как прозвонить электродвигатель мультиметром | Техпривод

  1. Главная

    /

  2. Справочник

    /

  3. Как прозвонить электродвигатель мультиметром

Одна из частых неисправностей электродвигателя – отсутствие вращения. Причину поломки можно определить следующим образом. Прежде всего с помощью мультиметра (в режиме вольтметра) проверяется подача питающего напряжения. Если питание подается, проблема заключается в электрической неисправности самого двигателя, соответственно, необходимо проверить целостность подключения и прозвонить обмотки. В большинстве случаев для этого используется обычный мультиметр.

Прозвонка электродвигателя мультиметром

Трехфазный электродвигатель имеет 3 обмотки, у каждой из которых по два вывода. Для измерения сопротивления обмотки мультиметр переводится в режим омметра, его щупы соединяются с парой выводов. Предел измерения — 200 Ом или меньше. Необходимо последовательно прозвонить сопротивления всех трех обмоток. Полярность омметра в данном случае роли не играет.

Как узнать, какое должно быть сопротивление у обмоток? На данном этапе это неважно – главное, чтобы сопротивления были одинаковы. Расхождения показаний по обмоткам должны быть не более 10%.

Логично, что сопротивления обмоток зависят от мощности электродвигателя. У маломощных двигателей (сотни ватт) сопротивление каждой обмотки может составлять десятки Ом, у двигателей средней мощности (несколько киловатт) – единицы Ом. У приводов мощностью десятки киловатт сопротивление составляет доли ома, и обычным мультиметром проблематично точно его измерить.

Если мультиметр показывает 0 Ом, это говорит о коротком замыкании (начало и конец обмотки замкнуты). Можно попытаться устранить замыкание в районе борно, но это удается редко. Обычно в таких случаях двигатель разбирают или перематывают. Если на одной из обмоток мультиметр показывает бесконечность, произошел обрыв, и двигатель также подлежит разборке или перемотке.

Кроме того мультиметр позволяет без труда определить замыкание обмотки на корпус. В этом случае сопротивление между обмоткой и корпусом электродвигателя будет составлять единицы Ом (при нормальной изоляции — Мегаомы).

Проверка борно

Если после прозвонки остались подозрения, нужно вскрыть клеммную коробку (борно). Часто можно увидеть, что в борно плохо затянут крепеж, или отгорели провода. Если для соединения используются гайки, нужно на каждой клемме проверить протяжку не только верхней гайки, которой прикручен питающий проводник, но и осмотреть гайку, которая держит вывод обмотки, уходящий внутрь двигателя.

При отсутствии мультиметра допускается в первом приближении проверять обмотки на обрыв при помощи универсального пробника-прозвонки. Однако, при этом невозможно определить межвитковое и короткое замыкание в обмотках.

Как определить межвитковое замыкание

Межвитковое замыкание можно определить несколькими способами, самый практичный из них – измерение токов по фазам. Если при равенстве фазных напряжений токи отличаются более чем на 15%, и при этом двигатель греется на холостом ходу, можно смело нести его в перемотку.

Выводы

Следуя инструкциям, приведенным в статье, можно при помощи мультиметра определить большинство неисправностей обмотки двигателя. Как правило, при нарушениях целостности обмотки двигатель нужно перематывать.


Другие полезные материалы:
Выбор электродвигателя для компрессора
Типичные неисправности электродвигателя
Трехфазный двигатель в однофазной сети

Подпишитесь на рассылку!

Никакого спама! Только полезная справочная информация.

Я согласен на обработку персональных данных

Как проверить однофазный двигатель с помощью мультиметра (Руководство)

Сэм Орловский

Категории Обучение

Метки Мультиметр

Содержание

  • Однофазный двигатель
  • Этапы тестирования однофазного двигателя
    • #1. Общие осмотры
    • #2. Проверка целостности и сопротивления заземления
    • #3. Проверка блока питания
    • #4. Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока
    • №4. Проверка сопротивления изоляции
    • #5. Проверка рабочего тока 
  • Часто задаваемые вопросы
    • Какие преимущества дает однофазный двигатель?
    • Каковы наиболее распространенные причины отказа однофазного двигателя?
    • Почему тестирование электродвигателя так важно?
  • Подведение итогов

Однофазные двигатели — это тип двигателей, которые в основном используются в домах, магазинах, офисах и небольших непромышленных предприятиях. Как и любой другой электрический компонент, однофазный двигатель может неожиданно выйти из строя по разным причинам. Итак, чтобы выяснить настоящую причину этой проблемы, лучше всего проверить ее с помощью электрического диагностического инструмента, такого как мультиметр, мы рассмотрим это ниже.

В общем, существует несколько основных шагов для проверки однофазного двигателя с помощью мультиметра. Эти основные шаги следующие:

  • Общие проверки
  • Проверка непрерывности Земли и сопротивление
  • Проверка электроэнергии
  • .
  • Проверка сопротивления изоляции
  • Проверка рабочей силы тока

Диагностический инструмент, который лучше всего подходит для этого типа проверки, — это мультиметр. В этой статье мы поговорим об однофазных двигателях и о том, как их проверить с помощью цифрового мультиметра.

Однофазный двигатель

Однофазный двигатель — это вращающаяся машина, работающая от электричества и способная преобразовывать электрическую энергию в механическую. Как правило, это небольшие двигатели с низким крутящим моментом. Однофазные двигатели бывают разных конструкций. Но что у них общего, так это пусковая обмотка, общее соединение и рабочая обмотка. Кроме того, они не могут создавать вращающееся магнитное поле. Вместо этого они могут создавать только альтернативное поле, что требует использования конденсатора при запуске. (1)

Кроме того, однофазный двигатель обычно используется в меньшем оборудовании и машинах с меньшей мощностью, например, в одну лошадиную силу. Холодильники, насосы, компрессоры, вентиляторы и переносные дрели входят в число предметов, подпадающих под эту категорию. Хотя однофазные двигатели механически просты, это не означает, что они безупречны. Из-за определенных факторов они могут работать медленно, перегреваться или даже в редких случаях не запускаться. Следовательно, крайне важно регулярно проверять его, чтобы проверить состояние вашего однофазного двигателя и причину его отказа.

Этапы проверки однофазного двигателя

Основная цель любого испытания двигателя переменного тока — определить состояние двигателя. Итак, давайте рассмотрим, как проверить однофазный двигатель мультиметром? Ну, это просто, если вы выполните несколько основных шагов. Вот основные шаги, которые необходимо выполнить при определении состояния вашего двигателя:

#1. Общие осмотры

Этот тест является самым простым для выполнения. Когда вы приобретете опыт обращения с двигателями и работы с ними, вы быстро поймете, что кажется правильным, а что нет. Итак, для однофазного двигателя необходимо сделать следующее:

  1. Осмотрите двигатель. Проверьте корпус и охлаждающий вентилятор или вал на наличие ожогов или повреждений.
  2. Проверните вал двигателя вручную, чтобы проверить состояние подшипника. Если вращение вала свободное и плавное, подшипник, скорее всего, в хорошем состоянии; в противном случае его следует заменить.
  3. Паспортная табличка двигателя содержит ценную информацию, которая может помочь в определении состояния двигателя. Поэтому внимательно смотрите на шильдик.

#2. Проверка целостности и сопротивления заземления

Измерьте сопротивление корпуса двигателя (корпуса) и земли с помощью мультиметра. Значения сопротивления исправного двигателя не должны превышать 0,5 Ом. Любое измерение более 0,5 Ом указывает на неисправность двигателя.

#3. Проверка блока питания

Расчетные уровни напряжения однофазного двигателя составляют 230 В или 208 В. Этот уровень варьируется в зависимости от использования американской или британской системы напряжения. Таким образом, с помощью мультиметра вы всегда должны проверять, получает ли двигатель правильное напряжение питания.

#4. Проверка сопротивления обмотки двигателя переменного тока

С помощью мультиметра измерьте сопротивление обмотки двигателя (Ом). Поскольку однофазный двигатель имеет три клеммы (S, C и R), необходимо измерить сопротивление обмотки следующих клемм: C на S, C на R и S на R.

Измеренное значение S на R должно быть равным C к S + C к R. Теперь к однофазным двигателям обычно применяется следующий метод:

  • S к R – показание в омах должно быть самым высоким показанием сопротивления.
  • C to R — показание в омах должно быть самым низким показанием сопротивления.
  • C к S – показание в омах должно быть между значениями S к R и C к R.

Любое несоответствие указывает на то, что электродвигатель либо неисправен, либо нуждается в ремонте.

#4. Проверка сопротивления изоляции

Видео | KS Tips

Одним из основных признаков неисправности двигателя является выход из строя сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции часто измеряют с помощью мегомметра или тестера изоляции между обмоткой двигателя и землей.

  1. Установите тестер сопротивления изоляции на 500 В и проверьте соединение обмотки двигателя с землей.
  2. Затем проверьте фазы от C до E, от S до E и от R до E.

Для электродвигателя в хорошем состоянии минимальное испытательное значение обычно составляет 1 МОм.

#5. Проверка рабочего тока 

Проверьте ток полной нагрузки (FLA) с помощью соответствующего измерителя или, в идеале, токоизмерительных клещей во время работы двигателя. Затем сравните его с паспортной табличкой двигателя FLA.

Отклонения от номинального FLA могут указывать на проблему с тестируемым двигателем.

Часто задаваемые вопросы

Какие преимущества дает однофазный двигатель?

Однофазные двигатели обладают многочисленными преимуществами. Однофазные двигатели дешевле в производстве, чем большинство других типов двигателей. Однофазные двигатели часто не требуют особого обслуживания, требуют небольшого ремонта и относительно просты в ремонте. Кроме того, они прослужат долгие годы, и большинство отказов однофазных двигателей происходит из-за неправильного применения, а не из-за проблем с изготовлением самого двигателя.

Каковы наиболее распространенные причины отказа однофазного двигателя?

Однофазный двигатель не запускается, нагревается, отключает устройство максимального тока или работает с перебоями по разным причинам. Основная проблема иногда может быть связана с источником питания, например, с контроллером двигателя или проводом ответвления. Другими причинами могут быть заедание ведомой нагрузки или ее термовыключатель, центробежный выключатель или конденсатор. Кроме того, сгоревший провод или неисправность обмотки, например, изношенный подшипник или деформация изоляции, могут вызвать проблемы. Их обычно заменяют, если мотору больше десяти лет и его мощность меньше одной лошадиной силы. (2)

Почему тестирование электродвигателя так важно?

Поскольку электрические дефекты часто являются основной причиной отказа двигателя, очень важно выяснить, как решить эту проблему. Вы можете использовать различное электрическое диагностическое оборудование, такое как мультиметр, для проверки однофазного двигателя. Это поможет вам определить основную причину проблемы с вашим двигателем. Это упрощает выявление и устранение проблем, которые приводят к отказу электродвигателя. Когда вы обнаружите проблему с электродвигателем, вы сможете сэкономить деньги и время, предотвратив неожиданные отключения.

Подведение итогов

Трудно визуализировать причину отказа однофазного электродвигателя. Однако использование мультиметра может помочь вам выполнить быструю проверку и определить источник проблемы. Однако вам нужно будет собрать и взвесить много данных, прежде чем поместить все это в контекст.

Более того, при тестировании однофазного двигателя никогда не потребуется электричество. В результате перед началом проверки убедитесь, что двигатель отключен от источника питания.

Взгляните на некоторые из наших статей ниже.

  • Как проверить двигатель вентилятора с помощью мультиметра
  • Как проверить конденсатор с помощью мультиметра
  • Как проверить свечу зажигания с помощью мультиметра . com/science/magnet-field
    (2) лошадиных силы – https://www.britannica.com/science/horsepower

    Ссылка на видео

    Насколько полезной была эта статья?

    Сожалеем, что это не помогло!

    Давайте улучшим этот пост!

    Пожалуйста, сообщите нам, как мы можем улучшить эту статью.

    О Сэме Орловском

    Сертификаты: B.E.E.
    Образование: Университет Денвера – Электротехника
    Проживает: Денвер Колорадо

    Электротехника – моя страсть, и я работаю в этой отрасли уже более 20 лет. Это дает мне уникальную возможность дать вам экспертные рекомендации по благоустройству дома и DIY. Я не только электрик, но я также люблю машины и все, что связано со столярным делом. Один из путей моей карьеры начался с работы разнорабочим, так что у меня также есть большой опыт в обустройстве дома, которым я с удовольствием делюсь.

    | Reach MeКатегории Learning Tags Мультиметр

    Как проверить однофазный двигатель с помощью мультиметра

    Этот сайт содержит партнерские ссылки на продукты. Мы можем получать комиссию за покупки, совершенные по этим ссылкам.

    0
    акции

    • Поделиться

    • Твит

    Когда однофазный двигатель не запускается, нагревается, отключает устройство максимального тока или работает с перебоями, могут быть различные причины, вызывающие эти симптомы. Иногда основная проблема может заключаться в источнике питания, таком как контроллер двигателя или проводник ответвленной цепи. Другой возможностью может быть заклинивание ведомого груза.

    Неисправность однофазного двигателя может быть вызвана перегоревшим проводом или неисправностью обмотки, например износом подшипника или изоляции. Чтобы выяснить точную причину этих симптомов, вы можете рассмотреть возможность использования различных диагностических инструментов; однако мультиметр считается лучшим. Поэтому в этой статье мы обсудим, как проверить однофазный двигатель с помощью мультиметра.

    Содержание:

    1. Процесс проверки однофазного двигателя мультиметром
      • Проверка электрического импульса двигателя
      • Общий осмотр
      • Проверка целостности и сопротивления заземления
      • Проверка источника питания
      • Проверка сопротивления обмотки в одной фазе двигателя
      • Проверка сопротивления изоляции
      • Проверка рабочего тока

        4

      • 4 необходимо проверить и электрический двигатель?
      • Заключение

    Процесс проверки однофазного двигателя мультиметром

    Оценить состояние однофазного двигателя относительно легко, если выполнить необходимые действия. Основная цель тестирования двигателя переменного тока — определить его состояние. Вот основные шаги, которые вы должны выполнить при проверке состояния вашего двигателя;

    • Проверка электрического импульса двигателя
    • Общий осмотр
    • Проверка сопротивления и целостности заземления
    • Проверка источника питания
    • Проверка сопротивления обмотки однофазного двигателя
    • Проверка реактивного сопротивления изоляции
    • Проверка рабочих токов
    Проверка импульса электродвигателя

    Проверка импульса электродвигателя является одной из неотъемлемых частей технического обслуживания электродвигателя. Вот некоторые важные вещи, о которых вы должны беспокоиться при тестировании вашего двигателя;

    • Проверьте, не ухудшилась ли изоляция и не ошиблись ли импульсные испытания
    • Можете ли вы диагностировать слабую изоляцию в вашем двигателе с помощью сопротивления постоянному току, мегомметра, индуктивности или HiPot?
    • Проверьте, хорошо ли работает ваш двигатель после неудачного импульсного теста.
    • Оцените, способен ли ваш двигатель работать соответствующим образом, несмотря на короткое замыкание.
    Общий осмотр

    Выполните следующие действия для однофазного двигателя:

    • Оцените внешний вид двигателя. Следует искать ожоги, любые повреждения корпуса, вала или вентилятора охлаждения.
    • Затем следует провернуть вал двигателя вручную, чтобы проверить состояние его подшипников. Проверить на вращение гладкий и свободный вал. Когда вал вращается плавно и свободно, вероятно, подшипник исправен; в противном случае вам следует подумать о замене его новым.
    • Как только это будет сделано, вы должны тщательно изучить табличку. Здесь у вас будет ценная информация, которая поможет вам выяснить фактическое состояние вашего двигателя.
    Проверка целостности и сопротивления заземления

    С помощью мультиметра проверьте сопротивление между корпусом двигателя и землей. Показания исправного мотора не должны быть более 0,5 Ом. В противном случае любое значение более 0,5 Ом указывает на то, что двигатель неисправен.

    Проверка источника питания

    230 В или 208 В — это ожидаемые уровни напряжения однофазного двигателя. Этот уровень зависит от того, используете ли вы британскую или американскую систему напряжения. Всегда следует оценивать, правильно ли подается напряжение на двигатель.

    Проверка сопротивления обмотки в одной фазе двигателя

    Используйте мультиметр для проверки сопротивления обмотки или проверки показаний двигателя в омах. Вот как вы должны измерять сопротивление обмотки в однофазном двигателе, поскольку они имеют три клеммы; S, C и R. Измерьте сопротивление обмотки C на S, C на R и S на R. Измеренные значения S на R должны быть равны C на S + C на R. Следующие правила применяются к однофазным двигателям;

    • Максимальное значение сопротивления двигателя должно быть в Омах между S и R.
    • Наименьшее значение сопротивления двигателя должно быть в Омах между C и R
    • C и S Показания в омах предлагают некоторые промежуточные значения, которые находятся между S и R, а также C и R.

    Наличие любого отклонения указывает на неисправный электродвигатель или двигатель требует ремонта.

    Проверка сопротивления изоляции

    Выход из строя сопротивления изоляции в двигателе является одним из существенных признаков, указывающих на то, что ваш двигатель неисправен. Обычно сопротивление изоляции измеряют между обмоткой двигателя и землей с помощью мегомметра или тестера изоляции. Установите настройки напряжения тестера сопротивления изоляции на 500 В, а затем оцените заземление обмотки двигателя. Оцените от C до E, от S до E и от R до E. Обычно 1 МОм является минимальным испытательным значением для электродвигателя, находящегося в хорошем состоянии.

    Проверка рабочей силы тока

    При работающем двигателе проверьте максимальный ток нагрузки с помощью подходящего измерителя, а затем сравните его с табличкой двигателя FLA. Наличие любого отклонения от табличного наименования FLA означает, что проверяемый двигатель неисправен.

    Почему необходимо проверять электродвигатель?

    Электрические неисправности часто являются основной причиной отказа двигателя; поэтому важно попытаться найти способы решения этой проблемы.

    Как проверить однофазный электродвигатель мультиметром: Как проверить однофазный двигатель мультиметром?