Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема. Какое топливо меньше всего загрязняет воздухБензин или дизель больше портит экологию?Мировые продажи автомашин с дизельными двигателями упали в прошлом году на 17% по сравнению с 2016 годом. Причиной тому главным образом распространившееся мнение об их экологической вредности. Представители отрасли утверждают, что современные дизели на самом деле исключительно чистые, и обвиняют правительства и борцов за охрану окружающей среды в предубеждениях. Действительно ли дизельные двигатели опаснее бензиновых или их просто демонизируют в прессе, разбиралась Русская служба Би-би-си. Меньше, но хужеОднозначного ответа нет, говорят независимые эксперты. Все зависит от конкретной марки автомобиля. И дизельные, и бензиновые двигатели переводят химическую энергию в механическую путем сжигания топлива, но делают это по-разному. Дизель потребляет в целом меньше горючего и, соответственно, выбрасывает в атмосферу меньше двуокиси углерода, чем бензиновый двигатель такой же мощности. Но выделяемые им мельчайшие частицы сажи считаются особо вредными для человека. "Они проникают очень глубоко в легкие, вызывая раздражение, оседают на поверхностях, с которых кровь поглощает кислород, и способны попадать в саму кровь. Это повышает риск инсульта, сердечных приступов и астмы, особенно у людей, которые к ним предрасположены", - говорит Мэтью Локхэм, исследователь токсичных воздействий загрязнения атмосферы из университета Саутгемптона. Однако новейшие дизели оборудуются специальными фильтрами. "Фильтры задерживают до 99% мельчайших частиц, так что для современных дизелей этой проблемы больше не существует", - утверждает глава независимого исследовательского центра Emissions Analytics Ник Молден. Возглавляемая им группа известна тем, что тестирует машины на ходу, тогда как автопроизводители проводят в основном стендовые испытания и на их основании получают сертификаты. Кроме частиц сажи, дизели по сравнению с бензиновыми моторами выбрасывают больше двуокиси азота, продолжительный контакт с которой ухудшает функцию легких и провоцирует аллергию. К счастью, современные технологии позволяют добиться хорошего результата и здесь. Экологический стандарт "Евро-6", вступивший в силу в сентябре 2015 года, предусматривает снижение выбросов двуокиси азота вдвое для дизельных машин, выпущенных позже этого срока. Британская ассоциация автопроизводителей и автодилеров в связи с этим утверждает, что современные дизели в экономическом отношении в основном соответствуют бензиновым по воздействию на окружающую среду. Группа Emissions Analytics замечает, что ситуация все же не столь однозначна. Дело в том, что на дороге выбросы двуокиси азота резко, порой в 15 раз, превышают результаты стендовых испытаний. В целом, по оценке экспертов, бензиновые двигатели все-таки чище, но очень многое зависит от конкретн kaktus.media причины, защита атмосферы, влияние человекаСодержание статьи Если рассматривать экологические проблемы, то одной из самых актуальных является загрязнение воздуха. Экологи бьют тревогу и призывают человечество пересмотреть своё отношение к жизни и потреблению природных ресурсов, ведь только защита от загрязнения воздушной среды позволит улучшить ситуацию и предотвратить серьёзные последствия. Выясните, как решить столь острый вопрос, повлиять на экологическую обстановку и сохранить атмосферу. Природные источники засоренияЧто такое загрязнение воздуха? В данное понятие входит внесение и попадание в атмосферу и все ее слои нехарактерных элементов физического, биологического или химического характера, а также изменение их концентраций. Что загрязняет наш воздух? Загрязнение воздушной среды обусловлено множеством причин, и все источники условно можно разделить на естественные или природные, а также искусственные, то есть антропогенные. Начать стоит с первой группы, к которой относятся загрязнители, порождённые самой природой:
Искусственные источникиК загрязнению воздуха в России и других развитых странах часто приводит влияние антропогенных факторов, обусловленных деятельностью, которую осуществляют люди. Перечислим основные искусственные источники, вызывающие загрязнение воздушного бассейна:
Какие вещества наиболее часто загрязняют воздухВеществ, загрязняющих воздух, невероятно много, и экологи постоянно открывают новые, что связано со стремительными темпами развития промышленности и с внедрением новых производственных и перерабатывающих технологий. Но наиболее часто в атмосфере обнаруживаются такие соединения как:
Теперь вы знаете, какие вещества загрязняют воздушный бассейн наиболее часто. Но это лишь их небольшая часть, в атмосфере содержится масса самых разных соединений, и некоторые из них даже неизвестны учёным. Печальные последствияМасштабы влияния загрязнения атмосферного воздуха на здоровье человека и всю экосистему в целом просто огромны, и многие их недооценивают. Начать стоит с экологии.
Загрязнённая атмосфера крайне негативно влияет на здоровье человека. Выбросы попадают в лёгкие и вызывают сбои в работе дыхательной системы, тяжелейшие аллергические реакции. Вместе с кровью опасные соединения разносятся по организму и сильно его изнашивают. А некоторые элементы способны провоцировать мутацию и перерождение клеток. Как решить проблему и сохранить экологиюПроблема загрязнения атмосферного воздуха очень актуальна, особенно если учесть, что экология сильно ухудшилась за последние несколько десятков лет. И решать ее нужно комплексно и несколькими путями. Рассмотрим несколько эффективных мероприятий по профилактике загрязнения атмосферного воздуха:
Как обезопасить атмосферный воздух от загрязнений? Если всё человечество борется с ним, то есть шансы на улучшение экологии. Зная суть проблемы загрязнения атмосферы, ее актуальность и основные пути решения, нужно сообща и комплексно бороться с загрязнением. Рекомендуем к прочтению: vtorothodi.ru Как сжигать топливо, не загрязняя атмосферу. Фото | МненияПотребовались новые идеи для предотвращения климатических изменений. Самой значительной и многообещающей из них стала концепция водородной энергетики. Апологеты водорода считали, что с его помощью можно решить чуть ли не все проблемы, связанные с вредным воздействием человека на окружающую среду. Логика у них была исключительно простая: при сжигании водорода образуются только пары воды и ничего больше. Поэтому автомобили на водородном топливе не вырабатывают углекислый газ, не загрязняют окружающую среду. Главной причиной климатических изменений в этой концепции считалось именно увеличение доли углекислого газа в атмосфере Земли. В качестве основного источника нового топлива рассматривался природный газ (метан), из которого путем каталитической конверсии предлагалось производить водород. Однако проблема заключалась в том, что при конверсии природного газа одновременно с водородом производится все тот же углекислый газ (CO2). В качестве одного из возможных способов утилизации углекислого газа рассматривался опыт норвежской компании Statoil, которая предложила закачивать его в отработанные скважины нефтяных и газовых месторождений. Считалось, что повышение содержания CO2 в атмосфере может привести к необратимым изменениям климата, в то время как его закачка в отработанные углеводородные месторождения безопасна и не имеет отрицательных последствий. Однако это не так, так как приводит к дисбалансу природного равновесия, во внутреннем пространстве нашей планеты. То есть в концепции водородной энергетики предполагалось, что вопросы экологического равновесия могут быть решены достаточно прямолинейно. И что при переводе городского транспорта на водородное топливо проблемы, связанные с загрязнением воздуха выхлопными газами просто исчезнут. Но оказалось, что все не так просто. Во-первых, получение водорода — это реакция, требующая затрат энергии. А это значит, что в том месте, где производят водород, для получения необходимой энергии нужно сжигать какое-то другое топливо, что неизбежно сопровождается выбросами углекислого газа. Т.е. выбросы, которые были бы получены в городской черте при использовании традиционных автомобильных топлив, просто выносятся за пределы города, где будет осуществляться получение водорода. В итоге интегральный планетарный баланс выбросов не меняется. Во-вторых, водородная энергетика по определению является затратным мероприятием. Автомобили с двигателем на водороде будут стоить дороже традиционных, водород в виде автомобильного топлива — дороже бензина, а создание полноценной инфраструктуры водородных заправок потребует огромных материальных вложений. Таким образом, при использовании традиционных технологий получения водорода эти обстоятельства значительно уменьшают шансы перейти на водородное топливо даже в отдаленной перспективе. Использование водорода в энергетике может быть выгодным только в том случае, если получаемый одновременно с водородом из природного газа углерод будет востребован и его рыночная цена будет окупать все затраты, связанные с получением водорода для энергетического использования. Одной из технологий экономически оправданного получения водорода для использования в энергетике является разработанная в Объединенном Институте Высоких температур РАН технология совместной переработки биомассы и природного газа. В качестве биомассы может быть использован торф, сельскохозяйственные или древесные отходы и т. д. Реализация данной технологии позволит одновременно с водородом получать углерод в том виде, в котором он может быть использован в промышленном производстве, а значит — сделает ненужным сооружение дорогих и ненадежных систем захоронения двуокиси углерода (CO2).
Использовать чистые углеродные материалы, получаемые по разрабатываемой технологии, можно в металлургии. Так, например, дефицит в углеродных материалах высокой чистоты в металлургическом производстве Западной Европы оценивается в несколько миллионов тонн. А по своим свойствам углеродные материалы, получаемые по разрабатываемой технологии, полностью отвечают металлургическим требованиям. Кроме того, данные материалы не дороже кокса и значительно дешевле, чем принятые в нашей стране и за рубежом углеродные материалы подобного состава. Металлургическое производство, являющееся одним из главных потребителей топливно-энергетических ресурсов в стране, может быть значительным потребителем энергоресурсов, получаемых из биомассы. В конце 1930-х годов примерно 30-35% всего металлургического кокса в СССР производилось из торфа. Но в последующие годы торф, как сырье для производства металлургического кокса, был полностью заменен коксующимися углями. За последние годы цена кокса значительно выросла. Тем не менее, коксующихся углей не хватает. Идет активный поиск возможностей вовлечения в оборот новых месторождений коксующихся углей. При этом, как известно, производство кокса из углей считается одним из самых экологически неблагополучных. В то время как торф относится к биомассе, т.е. к «частично возобновляемым источникам энергии». Содержание вредных примесей в торфе значительно меньше, чем в угле. И получение кокса из торфа сопряжено с гораздо меньшей нагрузкой на окружающую среду, чем при использовании для этих целей коксующихся углей. Таким образом, реализация данной технологии позволит получить значительный экономический эффект. Оценки показывают, что срок окупаемости одной установки по производству углеродного композита, при выпуске последнего до 20-30 тыс. тонн в год (при реализации получаемого углеродного композита по ценам, существующим в настоящее время), не превысит полутора лет. И это без учёта стоимости водорода, получаемого одновременно с углеродным композитом. www.forbes.ru источники, последствия и профилактические мерыОдно из главных условий сохранности здоровья и долголетия человека – чистый воздух. К сожалению, в современных реалиях во многих уголках планеты добиться соблюдения этого ключевого требования кажется невыполнимой миссией. Но так ли невозможно сделать воздух, которым мы дышим, чище? И что именно загрязняет атмосферу больше всего? Все источники, негативным образом влияющие на состояние воздушного бассейна, экологи разделяют на антропогенные и естественные. Наибольший урон окружающей среде наносит именно первая категория – факторы, связанные с деятельностью человека. Загрязнения атмосферного воздуха, происходящие по естественным причинам, не только незначительны по мировым масштабам, но и являются самоустраняющимися по своей природе. Промышленность, которая убиваетИсточником загрязнения воздуха «номер один» в развивающихся и некоторых развитых странах является промышленность. Львиная доля выбросов в атмосферу приходится на предприятия энергетики, цветной и чёрной металлургии. Менее вредными для воздушного бассейна, но всё-таки опасными считаются такие отрасли, как нефтедобыча и нефтепереработка, машиностроение. В местах концентрации промышленного производства в атмосфере в значительных количествах присутствуют фенолы, углеводороды, ртуть, свинец, смолы, оксид и диоксид серы. В развитых странах загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами стало насущной проблемой ещё столетие назад. Именно поэтому процесс создания экологического законодательства там начался раньше, чем в других государствах. Так, первыми отслеживать выбросы предприятий начали Нидерланды, приняв соответствующие законы в 1875–1896 годах. В США за акт, контролирующий чистоту воздуха, проголосовали в 1955 году. В Японии закон о мониторинге и ограничении вредных выбросов появился в 1967, в Германии (ФРГ) – 1972. Когда прелести цивилизации вредят?Транспорт, будучи необходимым условием функционирования современного общества, одновременно является и главной угрозой здоровью человека. Все машины, использующие для работы разные виды топлива, в той или иной степени загрязняют атмосферу. Например, автомобиль активно поглощает кислород из воздуха. Взамен же он выделяет углекислый газ, водяной пар и токсичные вещества (окись углерода, углеводороды, окислы азота, альдегиды, сажу, бензапирен, двуокись серы). Тот вклад, который вносят в загрязнение воздуха отдельные виды транспорта, выглядит следующим образом:
Каждая страна по-своему решает проблему, связанную с загрязнением атмосферного воздуха. Показательным в этом плане является опыт Дании. После Второй Мировой войны жители маленькой скандинавской страны, улицы которой наводнили автомобили, стали возмущаться загазованностью. Когда же грянул нефтяной кризис 70-х годов, датским властям ничего не оставалось, как пойти на поводу у общественности. В стране была создана развитая велосипедная инфраструктура, на покупку и пользование автомобилем введён огромный налог. Идея пришлась местным жителям по душе: массовыми стали акции «Копенгаген без машин» и «Воскресенья без авто». Сейчас Дания – самая велосипедная страна мира, входящая в тройку наиболее чистых и благополучных для человека государств. Ветер, солнце и вода – наши лучшие друзья?Масштабное загрязнение атмосферного воздуха вредными веществами вызвано работой теплоэнергетических предприятий. Функционирование энергоустановок на угле, дизеле, мазуте, керосине и бензине сопровождается выбросом опасных соединений тяжёлых металлов, угарного газа, углерода, азота. За городом, как правило, скапливаются отвалы золы, оставшейся при сжигании угля. Уменьшить золообразование позволяет использование жидкого топлива, но на количестве выбросов азота и оксида серы подобная замена никак не сказывается. На атомных электростанциях происходит загрязнение воздуха аэрозолями, радиоактивными газами и йодом. Все виды традиционного топлива, безусловно, вредные. Пожалуй, условно безобидным является газ. Как избежать экологической катастрофы? Сделать воздух чище позволяют альтернативные энергоисточники. В пользу использования энергии приливов-отливов, ветра и солнца говорит и другой аргумент – ограниченность запасов газа и нефти. Передовым опытом в области энергетики могут похвастаться Китай, Индия, США, Япония, ЕС. На альтернативные источники в этих странах приходится до 20% всего объёма выработки энергии. В прибрежных регионах строят приливные электростанции, в южных странах – солнечные. ГеоТЭС, вырабатывающие энергию из природного тепла планеты, размещают у термальных источников. Будущее за экофермамиСельскохозяйственное производство наносит больший урон водоёмам, земле и деревьям, чем воздуху, но всё-таки считается одним из основных источников загрязнения атмосферы. В результате использования в животноводческих фирмах навоза происходит выброс аммиака. Опасность для человека, животных и растений представляют также применяемые в сельском хозяйстве ядохимикаты. Решением проблемы могли бы стать агрокомплексы нового типа, работающие без использования гербицидов и пестицидов. Внедрение концепции экологически чистых ферм полным ходом идёт в европейских странах, Канаде, США. Успешные хозяйства по производству здоровой продукции действуют в России. Загрязнение пыльными бурямиСреди естественных источников наибольший вклад в загрязнение воздуха вносит явление выветривания почвы. Сильная запылённость характерна для территорий с низкой степенью увлажнённости земли и слабо развитой растительностью. Глобальное загрязнение воздуха пылью происходит в пустыне Такла-Макан, Гоби, Сахара, локальное – в монгольском и среднеазиатском регионе. В Европе пылевые облака, меняющие состав и качество пограничного слоя атмосферы, доминируют в юго-восточной и восточной части. Скорость и ареал распространения загрязнения зависит от размера частиц. Мелкая пыль удерживается в воздухе 1,5–3 недели, разносится по всему полушарию. Крупные частицы распространяются на сотни километров, оседают в течение нескольких часов или дней. Как выветривание почвы влияет на здоровье человека? Если крупные частицы наш организм способен отфильтровывать, то мелкая пыль без труда проникает через верхние дыхательные пути и оседает в лёгких. Согласно исследованиям ВОЗ, повышение в воздухе содержания взвешенных частиц на 10 мкг/м3 приводит к росту смертности на 0,5–1 %. Пыльные бури вредят не только человеку. Они опасны для всей планеты. Скопление сотен тысяч пылевых частиц мешает нормальному оттоку избыточного тепла от Земли. Как решают проблему ветровой эрозии почв? Для предотвращения пыльных бурь создают систему ветрозащитных кулис и лесополос, проводят сельскохозяйственные мероприятия с целью повышения сцепления частиц почвы. Вулканизм и лесные пожарыИзвержение вулкана – редкое явление, сопровождающееся катастрофическими последствиями. Ежегодно в ходе стихийного бедствия атмосфера пополняется 40 млн т веществ. Среди газов, выделяемых вулканами, большая часть приходится на водяной пар. Извержения являются одной из причин повышения концентрации двуокиси углерода в атмосфере. Загрязнённый воздух опасен и тем, что выделяемый вулканом оксид серы, вступая в реакцию с водой, превращается в серную кислоту. В жаркий период остро стоит проблема лесных пожаров. Причиной возгорания может быть как солнечная активность, так и несоблюдение правил безопасности человеком. В ходе стихийного бедствия происходит загрязнение атмосферного воздуха аэрозолями, парами, токсичными газами. Лесные пожары – второй после океана источник выброса хлористого метила. Происходит и опосредованное загрязнение воздуха: из-за уничтожения растительного покрова уменьшается продуцирование кислорода. Остальные источники загрязненияНезначительно на степень загрязнённости воздуха в мире влияют океаны и моря. В процессе испарения в атмосферу из воды попадают кристаллы морских солей (бромистый калий, хлористые кальций, магний, натрий). Доля веществ, обогащающих воздушные массы, заметно возрастает во время шторма. Само по себе испарение морских солей не опасно, однако вместе с ними в воде могут быть и другие, токсичные, соединения. Таким образом, загрязнение воздуха неразрывно связано с экологическим состоянием океана. Помимо веществ, имеющих земное происхождение, в атмосфере присутствует и космическая пыль. Учёные подсчитали, что каждый год на нашей планете оседает 40 тысяч тонн таких частиц. Это значит, что пыль из космоса – мизерный источник загрязнения воздуха, не вызывающий серьёзных проблем. Впрочем, если её количество возрастёт, она сможет существенно влиять на климатические условия Земли. Наконец, как бы банально это ни звучало, воздух ежедневно загрязняется под воздействием курящих людей. В состав сигарет входит порядка 400 веществ, среди которых аммиак, нитробензол, формальдегид, толуол и многие другие токсичные соединения. Все они неизбежно попадают в воздух вместе с табачным дымом и не растворяются, а оседают, к примеру, на почве. Можно провести аналогию с пассивным курением и заключить, что от него страдает наша планета, и выход тут единственный – бросать курить уже зависимым людям и не допустить вовлечения в этот процесс подрастающих поколений. Итак, основные источники загрязнения атмосферного воздуха связаны с деятельностью человека. К антропогенным факторам, ухудшающим состояние воздушного бассейна, относится промышленное производство, транспорт, теплоэнергетика. Степень влияния каждой из этих причин в разных регионах в мире заметно отличается. Среди природных источников экологическому состоянию атмосферы больше всего грозит выветривание почвы. legkopolezno.ru Автомобили и загрязнение воздухаАвтомобиль — верный помощник, без которого немыслим привычный образ жизни. Но мало кто осознаёт, какой вред наносит атмосфере даже одна малолитражка. С первым поворотом ключа в замке зажигания автомобиль начинает загрязнять окружающую среду. И после, с каждым километром выбрасывает в воздух всё больше токсичных веществ. А ведь воздействие на экологию начинается ещё в процессе производства железного коня и продолжается вплоть до его утилизации. С первым поворотом ключа автомобиль начинает загрязнять окружающую среду, фото WEB Побочными продуктами переработки топлива в процессе работы двигателя являются вредные выбросы. Их принято делить на первичные и вторичные. Первичные представляют собой вещества, попадающие непосредственно в атмосферу. Вторичные же являются результатом взаимодействия первичных выбросов друг с другом и с прочими летучими соединениями. Наибольший процент присутствующих в воздухе вредных частиц приходится на вторичные загрязнители. Твёрдые частицы (сажа, смог, металлы) имеют небольшие размеры — менее десятой доли диаметра волоса. Но именно потому они представляют наибольшую угрозу для человека. При вдохе они беспрепятственно проникают в лёгкие, вызывая впоследствии бронхиты и другие заболевания. Главным источником такого загрязнения выступают выхлопы дизельных двигателей. Основными компонентами их состава являются оксиды углеводородов, а также простого углерода и азота. Вместе с ними в атмосферу выбрасываются канцерогенные (провоцирующие рак) вещества, альдегиды, сажа, бензол и прочие компоненты. Состав выхлопных газов автомобиля, фото WEB Углеводороды под действием света реагируют с оксидами азота. В результате реакции образуются вещества, которые в большой концентрации создают смог. В самой атмосфере их уровень в норме, но эти газы скапливаются в приземном слое. Попадая в организм, они раздражают бронхи, провоцируя кашель, а нередко даже удушье. При длительном воздействии снижается ёмкость лёгких, ухудшается кровоснабжение органов. Оксиды азота и сами по себе вызывают раздражение органов дыхания, ослабляют иммунную защиту организма. Кроме того, они задерживают в нижнем слое атмосферы твёрдые частицы. Побочными продуктами переработки топлива являются вредные выбросы, фото WEB Окись углерода образуется при сгорании ископаемых видов топлива и бензина. Этот ядовитый газ, не имеющий запаха, блокирует поступление кислорода в головной мозг, сердце и остальные органы. Беременные женщины, дети и люди с хроническими заболеваниями особенно чувствительны к воздействию этого вещества. Электростанции и автомобили выбрасывают в воздух диоксид серы при сжигании серосодержащих видов топлива. Это вещество также находится в атмосфере в виде мелкодисперсных частиц, представляющих большую опасность для здоровья. Беременные женщины и дети особенно чувствительны к воздействию выхлопных газов, фото WEB Органы по охране окружающей среды сделали оценку экологической ситуации и её влияния на человеческий организм. По результатам исследований, вынесено предположение, что большинство раковых заболеваний провоцируют токсичные вещества, содержащиеся в воздухе. Они же вызывают врождённые дефекты и приобретённые хронические заболевания. Как бы ни было, очевидно, что ухудшение состояния экологии несёт большую угрозу здоровью человека. Изобретение улучшенных топливных систем, переход автотранспорта на экологичные виды топлива — первый шаг на пути к оздоровлению экологии. Но и каждый житель планеты способен сам внести свой вклад, преодолев лишний километр пешком или на велосипеде. Или просто доехав на работу в метро. Виктория Романова, Россия, Москва Здесь может быть Ваша реклама! vlv-mag.com естественные и искусственные источники загрязненияЗдравствуйте, мои дорогие школьники! Приветствую вас на страницах блога «ШколаЛа». Сегодня в рубрике «Проекты» важная тема, посвящённая проблеме современности. Загрязнение воздуха – глобальный вопрос, с которым пришлось столкнуться человечеству. Кто виноват в том, что за последние 200 лет уровень концентрации вредных веществ возрос на 30 процентов, а загрязнение окружающей среды привело к нарушению экологии и изменению климата на планете? Можно ли остановить этот процесс и как защитить нашу Землю? Будем разбираться. Почему и от чего загрязняется атмосфера?Загрязнение атмосферного воздуха – попадание в него химических, физических и биологических веществ, которые оказывают влияние на качество атмосферы. Это основная причина изменения естественного состояния окружающей среды. Происходит загрязнение воздуха из-за природных процессов, но больше всего в результате деятельности человека. Поэтому источники вредных выбросов делят на:
У природных источников минеральное или растительное происхождение. ВулканыПри их извержении в воздух выбрасывается огромное количество газов, твёрдых частиц и пепла, водные пары и пыль, которые держатся в атмосферных слоях на протяжении нескольких лет. Факты. В 1883 году при извержении вулкана Кракатау в воздух поднялась чёрная туча высотой 27 километров, на 80 километров ввысь было выброшено 150 миллиардов пыли и пепла. Газы, песок и пыль развеялись на расстояние в 827000 километров. Лесные и торфяные пожарыДым от горения лесов загрязняет атмосферный воздух и распространяется на большие площади. Гарь от торфяников наполняет воздух мелкими взвешенными частицами. Факты. В 2010 году по причине торфяных пожаров в столице России сложилась чрезвычайная экологическая ситуация. Предельно допустимые нормы загрязняющих веществ были превышены в десятки раз. Жители Москвы из-за смога не могли свободно дышать и пользовались респираторами и противогазами. Многие были вынуждены покинуть город. Пыльные буриОни бывают при сильном ветре, который поднимает с земли и переносит на далёкие расстояния обломки горных пород. Смерчи и ураганы засоряют атмосферный воздух тоннами пыли. Факты. В 1928 году в Украине мощный ветер поднял вверх 15 миллионов тонн чернозёма и перенёс его на высоте 750 метров на запад. Слой земли осел в Прикарпатье, Румынию и Польшуна площади 6 миллионов квадратных километров. Искусственные загрязнители атмосферного воздуха – наиболее опасные. Они могут быть твёрдые, жидкие и газообразные. Бытовые отходыПоявляются при сжигании топлива в помещениях, например, при приготовлении пищи, дым от печного отопления, а также то, что осталось от потребления человеком, проще говоря, бытового мусора. ПроизводственныеПолучаются в результате работы промышленности и представляют собой выбросы от технологических процессов. Особо опасными из них являются радиоактивные вещества, источниками которых служат взрывы атомных бомб, работа предприятий, где используются радиоактивные компоненты, атомные станции и реакторы. ТранспортныеИсточниками таких загрязнителей являются автомобили, воздушные и морские суда, поезда. Факты. В 1900 году в мире было всего 11 тысяч автомобилей, в 1950 их стало 48 миллионов, к 1980 годуколичество увеличилось до 330 миллионов, а сегодня их насчитывается порядка 500 миллионов. В отработанных машинами газах содержится примерно 280 вредных для атмосферного воздуха компонентов. Чем загрязняется воздух?Учёные выделили основные загрязнители атмосферного воздуха, которые больше всего негативно влияют на здоровье человека. Оксид углеродаГаз без цвета и запаха, который ещё называется «угарный». Он образуется при неполном сгорании топлива при нехватке кислорода и низкой температуре окружающей среды. При попадании в организм человека он блокирует поступление кислорода в кровь. Это одна из причин частых отравлений человека, приводящая к потере сознания и смерти. Углекислый газВыделяемый нами при дыхании газ не имеет цвета, но у него кисловатый запах. Его избыточное содержание в воздухе, которым мы дышим, приводит к головным болям, депрессии и слабости. Диоксид серыБесцветный газ с резким запахом, получается при горении серосодержащего топлива, например, угля. Долгое воздействие его на человека приводит к потере вкуса, затруднению дыхания, нарушению работы сердца и отёку лёгких. Оксиды азотаОбразуются при горении, например, при работе автомобилей и теплостанций, а также получаются в процессе деятельности предприятий, которые производят азотные удобрения, кислоту и красители. Превышение допустимых норм этого газа может приводить к заболеваниям дыхательных путей и органов зрения. ОзонСчитается наиболее токсичным из всех газообразных загрязнителей. Он образуется от фотохимических процессов и содержится в выбросах промышленности, транспорта и химических растворителях. Длительное воздействие озона на человека приводит к болезням лёгких. СвинецТоксичный серебристый металл применяется для производства красок, в типографии и при изготовлении боеприпасов. Основным источником свинца служат выхлопные газы. Накопление свинца в организме приводит к нарушению умственной деятельности, влияет на печень, почки и костную систему. Факты. Россия занимает прочные позиции среди стран с плохой экологией. Лишь в 15 городах атмосферный воздух соответствует установленным нормам. 125 российских городов фиксируют превышение уровня концентрации вредных веществ в 5-10 раз. Среди самых загрязнённых городов Магнитогорск, Череповец, Челябинск, есть здесь и Москва, и Санкт-Петербург, а вот Норильск стоит в одном ряду с мировыми грязнушками Мехико, Каиром и Лос-Анжелесом. Основной источник загрязнения в России – промышленность. Как помочь природе?Деятельность человека приводит к непоправимым последствиям для жизни планеты. Ежегодно в воздух поступаетдо 20 миллиардов тонн углекислого газа. А он относится к парниковым. Повышение количества парниковых газов и аэрозолей разогревает нижний слой атмосферы и влечёт за собой изменение температуры в Мировом океане, нарушает циркуляцию. Повышение температуры может привести к таянию льдов, что поднимет уровень воды и постепенно покроет небольшие участки суши. Из-за смещения климатических зон возможны наводнения, засухи и пыльные бури. В числе экологических последствий – кислотные дожди, которые получаются из-за выбросов кислотных оксидов. Факты. Самый чистый воздух сегодня на Синайском полуострове в Египте. В списке благоприятных районов Антарктида, Чилийская Патагония, бразильский город Наталь. А вот в Китае атмосферным воздухом дышать с каждым годом всё труднее. Большие города утопают в смоге. Среди грязных стран Пакистан, Иран, Индия и Катар. Когда-то в Японии было плохо с чистым воздухом, и в 70-х годах там появились кислородные бары, где можно было подышать чистым кислородом. А вот в грязные города Китая возят чистый канадский горный воздух в баллонах по 7,7 литра. Стоит частичка свежести 15 долларов и хватает её на 15 вдохов. Охрана окружающей среды включает в себя меры по защите природы.
Если на природные явления мы можем оказать лишь небольшое влияние, то снизить воздействие человека на загрязнение окружающей среды – наша с вами прямая обязанность. Давайте будем беречь природу и постараемся не допустить того, что вы увидете на видео ниже. Надеюсь, информация оказалась для вас полезной. А также рекомендую заглянуть еще и сюда, чтобы узнать, когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды. На этом с вами прощаюсь. До новых встреч на интересных проектах. Евгения Климкович. shkolala.ru Влияние на атмосферу сжигания жидкого топлива и газаВлияние на атмосферу при использовании жидкого топлива В своё время нефть потеснила уголь и вышла на первое место в мировом энергетическом балансе. Однако это чревато определёнными экологическими проблемами. Так, в 2002 году российские предприятия отрасли выбросили в атмосферу 621 тыс. т загрязняющих веществ (твёрдые вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксиды азота и др.). Сточные воды в объёме до 1302.6 млн м³ сбрасываются в поверхностные водные объекты и на рельеф. При сжигании жидких топлив (мазута) с дымовыми газами в атмосферный воздух поступают сернистый и серный ангидриды, оксиды азота, газообразные и твёрдые продукты неполного сгорания топлива, соединения ванадия, солей натрия, а также вещества, удаляемые с поверхности котлов при чистке. С экологических позиций жидкое топливо обладает более «гигиеническими» свойствами: отпадает проблема золоотвалов, которые занимает значительные территории, исключают их полезное использование и являются источником постоянных загрязнений атмосферы и районе станции из-за уноса золы с ветрами. В продуктах сгорания жидких видов топлива отсутствует летучая зола. Применение двухтопливных гибридных камер сгорания вместо традиционных однозонных диффузионных КС с использованием частичного замещения части углеводородного топлива водородом (6% от массы углеводородного топлива) снижает расход нефтяного топлива на 17-20%, уровни выброса частиц сажи – на порядок, бензопирена – в 10-15 раз, оксидов азота – в 5 раз). В большинстве стран запрещено сжигание нефтяного топлива с сернистостью выше 0,5%, в России же половина солярки не укладывается в этот норматив, а сернистость котельного топлива достигает 3%. Сжигать нефть, говоря словами Д. И. Менделеева, все равно, что топить печь ассигнациями. Поэтому доля использования жидкого топлива в энергетике за последние годы существенно снижается. Зарождающаяся тенденция будет в дальнейшем усиливаться в связи с существенным расширением использования жидкого топлива в других областях народного хозяйства: на транспорте, в химической промышленности, в том числе в производстве пластмасс, смазочных материалов, предметов бытовой химии и т.д. К сожалению, используется нефть не лучшим образом. В 1984 году при мировом производстве нефтепродуктов 2750 млн т бензина получено 600 млн т керосина и реактивного топлива – 210, дизельного топлива – 600, мазута – 600 млн т. Хороший пример ресурсосбережения показала Япония, которая стремится максимально снизить зависимость страны от импорта нефти. Для решения этой важной экономической задачи на протяжении последних 20 лет прилагались просто гигантские усилия. Приоритетное внимание получила энергосберегающая технология. И как итог проделанной работы – для производства того же объёма валового национального продукта Японии сегодня требуется в два раза меньше нефти, чем в 1974 году. Несомненно, нововведения благоприятно сказались на улучшении экологической обстановки. Влияние на атмосферу при использовании природного газа По экологическим критериям природный газ – наиболее оптимальное топливо. В продуктах сгорания отсутствуют зола, копоть и такие канцерогены, как бензопирен. При сжигании газа единственным существенным загрязнителем атмосферы остаются окислы азота. Однако выброс окислов азота при сжигании на ТЭС природного газа в среднем на 20 процентов ниже, чем при сжигании угля. Это объясняется не свойствам самого топлива, а особенностями процессов их сжигания. Коэффициент избытка воздуха при сжигании угля ниже, чем при сжигании природного газа. Таким образом, природный газ – наиболее экологически чистый вид энергетического топлива и по выделению оксидов азота в процессе горения. Изменения в окружающей среде при транспортировке газа. Современный магистральный трубопровод представляет собой сложное инженерное оборудование, которое помимо линейной части (собственно трубопровода) включает в себя установки для подготовки нефти или газа к перекачке, насосные и компрессорные станции, резервуарные парки, линии связи, систему электрохимической защиты, дороги, идущие вдоль трассы, и подъезды к ним, а также временные жилые посёлки эксплуатационников. Например, общая протяженность газопроводов в России составляет примерно 140 тыс. км. Например, на территории Удмуртской Республики проходят 13 магистральных трубопроводов, доля выбросов которых составляет более 30% от соответствующего объёма по республике. Выбросы, главным образом метана, распределены по длине газопроводов, в основном вне пределов населённых пунктов [3, c. 487. Существенному загрязнению подвергается атмосферный воздух вследствие потерь от больших и малых «дыханий» резервуаров, утечек газа и т.д. Загрязнение атмосферы в результате аварийного выброса газа или сжигания нефти и нефтепродуктов, различных на поверхности при аварии, характеризуется значительно меньшим периодом воздействия, и его можно отнести к кратковременному. Атмосферный воздух загрязняется также в результате утечки газа через негерметичные соединения трубопровода, утечки и испарения в процессе хранения и выполнения сливно-наливных операций, потерь на газонефте- и нефтепродуктопроводах и т.д. В результате может подавляться рост растительности и повышаться предельно допустимые концентрации в воздухе. biofile.ru |