Eng Ru
Отправить письмо

Киотский протокол. Киотский протокол и сша


«Забота» о климате по-американски. США и Киотский протокол | Ирина Лем

10 минут бодрым голосом гордо раздается речь перед главами почти 150 стран на климатическом саммите в Париже о том, что США сделали для экологии. Теперь уже не в роли спасителя-демократа, а в роли спасителя планеты. Позже в твиттере Обама напишет, что благодаря американскому лидерству мы достигли нового соглашения. Исторический поворот, огромное достижение по изменению климата - громкие высказывания.

Речь была пронизана такими же громкими словами об огромных инвестициях в чистую энергетику, увеличенная в 3 раза генерация энергии за счет ветряных источников, в 20 раз - за счет солнечной энергии. Одежда из вторсырья, машины-гибриды, сортировка мусора, социальная реклама по ТВ - США решают общемировые экологические проблемы. Идеальная страна, где думают о будущем планеты.

Если бы не одно «но» - США не ратифицировали Киотский протокол, который и регулирует выбросы углекислого газа, а Америка занимает второе место по количеству выбросов. В Париже подписано новое соглашение об уменьшении выбросов парниковых газов, которое придет на смену Киотскому протоколу. Вступит в силу в 2025. Есть ли толк от этих документов - покажет время.

Реальная картина в США, как и в Канаде, от общего потепления климата далека. Компания Google пару лет назад внезапно убрала из открытого доступа карту льдов Арктики. Владимир Полеванов, академик РАЕН, с большим трудом нашел карты - с периода 2000 года до 2013 температура Канады и севера США понизилась на 7 градусов. Не хватает тепла, чтобы растаял снег.

Владимир Полеванов, 2015:

Движемся мы, как и двигались, в сторону наступления нового ледникового периода - пятого по счету. Никаких противопоказаний, чтобы он не наступал - нет.

Вопрос упирается в техногенную катастрофу в США - апрель 2010 года, месторождение Макондо, принадлежащее США, в 80 км от побережья Луизианны, в море попало около 2 млн.тонн нефти, позже в море сбросили сотни тонн коагулянтов. В результате нефть осела на дно. Пляжи спасли, но нанесли удар по главному климатообразующему фактору Северного полушария - Гольфстриму. Прошло 5 лет, но теплое африканское течение не восстанавливается, сегодня оно переносит на 30% меньше тепла.

Это лишает смысла всю борьбу с глобальным потеплением, и киотский протокол скорее носит политический характер.

Экологическое последствие техногенной катастрофы - погода в Европе и на Атлантическом побережье США. Этой зимой порты были закрыты в 1/4 времени. Жуткие метели, замерзли Ниагарский водопад и Венеция. Метели в Лондоне, которых там никогда не было. Большие снежные покровы в Германии.Ученые, на основе изотопных исследований льдов, охватили временной промежуток всех 4 ледниковых периодов. И пришли к выводу, что глобальное потепление временное, оно всегда предшествует ледниковому периоду.

Войны на арабских территориях - одна из сторон климатического передала мира. Через несколько лет в северной Америке и Европе может не остаться плодородных земель.Сахара вновь станет обводненной с мягким климатом. Не так давно, во время революции в Каире, толпа была разогнана тропическим ливнем, которого не было там 100 лет. Ливень посреди пустыни, в Сахаре.

В Древнем Египте земли были плодородными и климат мягким. Города Сирии, которые сегодня взрывают боевики, когда-то тоже утопали в зелени. Современная Ливия станет благодатым раем, там чудовищные запасы подземных вод, которых хватит чтобы обеспечить всю Сахару. Ливия становилась монополистом на воду, поэтому там была прямая агрессия

Пока идет передел планеты, температура тем временем изменяется.

Возможные варианты изменение климата

Ученые утверждают, что существенное изменение климата возможно в ближайшее время - к 2040 году изменится полностью. С грядущими изменениями в ближайшие 25-30 лет мы можем справиться. А дальше?В северной Европе, на Аляске, в Канаде, Индии и России - бесконечные дожди и наводнения.В засушливые пустыни превратятся южная Европа, Латинская Америка, Азия, Ближний Восток, Африка и центральная часть США.Погодные доказательства:8 сентября 2015 - песчаная буря на Ближнем Востоке, температура пропитанного песком воздуха - 40 градусов. пострадало несколько тысяч человек. Одновременно в Казани - ураган с градом, 19 человек постарадало.31 августа 2015 Дальний Восток - тайфун, за несколько часов выпала месячная норма осадков. В это же время в Сибири и на Байкале горят леса. Причина - аномальная жара.

Примеры многочислены. Перемены происходят на ваших глазах.

www.vsetut.ru

Киотский протокол. Справка - РИА Новости, 15.11.2008

Киотский протокол - дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами. Открыт для подписания 16 марта 1998 года. Подписавшие его страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление.

Киотский протокол - дополнительный документ к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1992). Подписан в Киото (Япония) в декабре 1997 года 159 государствами. Открыт для подписания 16 марта 1998 года.

Вступил в силу 16 февраля 2005 года после того, как его ратифицировали страны, суммарная квота которых по выбросам "парниковых" газов превышает 55 % (по состоянию на 1990 г).

Подписавшие его страны договорились о необходимости сокращения выбросов парниковых газов, которые вызывают глобальное потепление. Документ предусматривает, что в период с 2008 по 2012 годов общий объем выбросов в атмосферу двуокиси углерода, метана и других промышленных газов должен быть сокращен на 5,2% по сравнению с уровнем 1990 года. Каждое государство получает определенные квоты на выброс в атмосферу вредных газов. Если какая либо страна не использует полностью свои лимиты, то она имеет право их продать. По мнению экспертов ООН, такой механизм должен способствовать поступлению в развивающиеся страны значительных ресурсов, которые они могут использовать для борьбы с негативными тенденциями, вызванными изменением климата.

Согласно Протоколу, Евросоюз должен сократить выбросы на 8%, Япония и Канада - на 6%, страны Восточной Европы и Прибалтики - в среднем на 8%, Россия и Украина - сохранить среднегодовые выбросы в 2008-2012 годах на уровне 1990 года. Страны Евросоюза в одностороннем порядке обязались сократить на 20% выбросы парниковых газов к 2020 году. Развивающиеся страны, а также Китай и Индия обязательств на себя не брали.

Соединенные Штаты Америки заявили о неучастии в протоколе до 2013 года.

США и европейские страны придерживаются по этому вопросу разных точек зрения: в США считают, что сохранение климата должно обеспечиваться развитием современных технологий, а не введением ограничений на выбросы углекислого газа, которые предусматривает Киотский протокол.

Протокол ратифицирован 162 странами мира (совокупно ответственными за более чем 61 % общемировых выбросов), в том числе всеми странами Европейского Союза.

Россия подписала Киотский протокол в марте 1999 года, но тогда не ратифицировала. 22 октября 2004 года Госдума РФ одобрила проект ФЗ "О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата", 27 октября   Совет Федерации, 5 ноября   Президент РФ. 18 ноября 2004 года Постоянный представитель РФ А.Денисов передал на хранение Генеральному секретарю ратификационную грамоту протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Для России протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации.Россия по выбросам парниковых газов занимает третье место в мире после США и Китая. Квота эмиссий РФ на 2008 2012 годы составляет 3,32 миллиарда тонн СО2 эквивалента, но по оценкам развития экономики в стране на ближайшие годы она вряд ли будет выбрана. Россия готова поделиться своей квотой с Европой, где сейчас спрос на квоты составляет 250 350 миллионов тонн. Российские компании подготовили уже около 50 проектов совместного осуществления, которые сейчас находятся на рассмотрении в секретариате Киотского протокола.

ria.ru

Протоколы Киотских мудрецов - Bellona.ru

За несколько часов безмолвного созерцания я так и не увидел пятнадцатый камень. Пришлось сменить несколько позиций и даже привстать над «пейзажем».

…Прочитав кучу статей, выслушав кучу мнений относительно Киотского протокола, я сразу так и не понял: надо России ратифицировать его или нет? Такое впечатление, что каждый, кто знакомится с протоколом, видит в нем лишь то, что хочет увидеть он сам. Точь-в-точь как посетители Рёандзи: одни видят в камнях абстракцию карэ-сансуй, другие — нечто большее, чем просто шедевр ландшафтного дизайна.

Что такое Киотский протокол?

В любом источнике на эту тему можно прочитать, что «Киотский протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, подписанный в 1997 году 84 государствами, устанавливает порядок сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов, в первую очередь, CO2. Их накопление, по мнению многих ученых, — причина одной из основных экологических проблем современности и, вероятно, ближайших десятилетий — глобального потепления».

Киотский протокол был открыт для подписания 16 марта 1998 года. Он содержит юридические обязательства по целевым показателям выбросов газов для развитых стран на период после 2000 года. За период с 2008 по 2012 год данные обязательства позволят снизить общие выбросы шести основных парниковых газов на 5%. Однако изменения климата — это не только повышение температуры. Изменения касаются и других климатических явлений.

Не только сильную жару, но и сильные внезапные заморозки, наводнения (вспомним прошлогоднее наводнение в Европе!), сели, смерчи, ураганы объясняют эффектом глобального потепления. Климатическая система слишком сложна, чтобы ожидать от нее равномерного и одинакового изменения во всех точках планеты. И главную опасность ученые видят сегодня именно в росте отклонения от средних значений — значительных и частых колебаний температуры.

Рост средней температуры, изменения климата не проходят для экосистемы бесследно. Условия существования живых организмов меняются, и это, в свою очередь, ведет к труднопрогнозируемым последствиям, вымиранию одних видов и внезапному распространению других. (Не отсюда ли и рост мутаций среди определенных микроорганизмов? Например, появление вируса атипичной пневмонии?)

Большинство ученых считают, что климатические изменения происходят из-за усиления парникового эффекта в результате накопления в атмосфере парниковых газов, прежде всего, углекислого газа и метана. Эти газы действуют как «пленка» и отражают назад тепловое излучение Земли, не дают ей остывать. Действительно, за последние десятилетия концентрация в атмосфере CO2 выросла на треть, метана — в 2,5 раза,– это очень серьезное изменение химического состава атмосферы. Причины этого понятны — главный парниковый газ – CO2 в основном выбрасывается в атмосферу при сжигании угля, нефти и газа, а сейчас человечество за день сжигает столько топлива, сколько его образовывалось в недрах Земли за тысячи лет. Если бы не океан и наземные экосистемы, поглощающие CO2 из атмосферы, то его концентрация возрастала бы вдвое быстрее, чем сейчас наблюдается.

Мировое сообщество уже предприняло ряд согласованных мер. В 1988 году Генеральной Ассамблеей ООН учреждена Межправительственная группа экспертов по проблеме изменения климата (МГЭИК) — форум тысяч ученых, которые в своем последнем докладе (2001 г.) делают однозначный вывод – разбалансировка глобальной климатической системы в результате человеческой деятельности является одной из главных причин наблюдаемых и прогнозируемых изменений климата. В 1992 году в Рио-де-Жанейро была подписана Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК), а в 1997 году принят Киотский протокол РКИК, в 1998-1999 годах подписанный всеми ведущими странами, включая и Россию, и США. Теперь, согласно процедуре ООН, дело за ратификацией протокола.

Киотский протокол представляет собой международное соглашение между Европой, Японией и Канадой, которое юридически обязывает страны ограничить и снизить поступление парниковых газов в атмосферу. США, поразмыслив, этот протокол подписывать отказались, и он фактически в силу так и не вступил. Заинтересованные страны устремили свои взоры в сторону России. Однако России, как всегда, было не до глобальных проблем человечества: свои одолевали. Вечные политические дрязги, перманентно стопорящиеся экономические реформы, застывшая промышленность… (Кстати, по причине ступора в промышленности в России резко улучшилась экологическая ситуация – это признали почти все.)

Однако времена изменились. По сообщениям в СМИ, российское правительство уже наметило план мероприятий по доработке нормативных документов к ратификации Киотского договора. Более того, подготовленный доклад якобы уже передан на рассмотрение в Государственную думу, а слушания пройдут уже в мае.

Нужно ли России ратифицировать протокол?

Главное в протоколе — количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению выбросов парниковых газов в атмосферу в 2008-2012 годах. Важно подчеркнуть, что сейчас речь идет только об этих годах, с 2013 года будут новые обязательства, новая ратификация и т.п.

Согласно Киотскому протоколу, основные загрязнители — ведущие индустриально развитые страны – должны взять на себя обязательство снизить в период с 2008 по 2012 год выбросы углекислого газа на 8% по сравнению с 1990 годом. Однако документ вступит в силу лишь тогда, когда он будет ратифицирован в странах, чья квота составляет в сумме не менее 55% мировых выбросов. На сегодняшний день протокол ратифицирован в 106 странах (страны ЕС, Япония, Канада, Китай, Бразилия, почти все страны Восточной Европы. Отказались участвовать в протоколе до 2013 года только две страны – США и Австралия). Их совокупная квота (43%) не дотягивает до этой цифры. Необходимый процент обеспечит ратификация протокола Россией. Сейчас сложилась ситуация, когда именно наш голос оказался решающим. По условиям Киотского протокола, в отсутствие США, без России он никогда не вступит в силу. Именно в этом геополитическая подоплека ратификации. Даже отвлекаясь от сути протокола, ясно, либо Россия должна поддержать мировое сообщество, прежде всего лидеров энергоэффективности – ЕС и Японию, либо пойти за президентом Бушем.

Есть мнение, что главная польза от ратификации Киотского протокола для России и в том, что сегодня это реальная возможность включиться в мировой процесс разрешения экологических проблем и совершенствования энергетики, пока это еще не требует существенных затрат. Низкий уровень выбросов позволяет России постепенно готовиться к переходу на новые энергетические технологии. Тем более что механизм совместного осуществления обязательств по Протоколу может быть использован для финансирования российских экологических программ.

Возможно, сейчас снижение выбросов CO2 и не так актуально для России в целом. Но пройдет время, промышленность и транспорт будут развиваться, и постепенно придет осознание необходимости перестраивать все то, что было создано в последние годы. К этому времени в других странах уже будут разработаны и внедрены достаточно эффективные технологии, позволяющие сокращать выбросы и утилизировать CO2. И тогда Россия вновь окажется отброшенной в прошлое.

Почему США не подписали протокол?

По мнению спецпредставителя Госдепартамента США Харлана Уатсона, подписание Киотского протокола нанесет его стране экономический ущерб. Так, по его словам, США в случае подписания этого протокола потеряли бы инвестиции, вложенные в энергетическое оборудование. К тому же повысился бы общий уровень потребительских цен в стране. А такое развитие событий американские власти никак не устраивает – в США и так не хватает инвестиций. При этом г-н Уатсон не отрицает, что США больше всех в мире выбрасывают в атмосферу парниковых газов — 22-23% от всего глобального их объема. Правда, США пообещали ООН, что в ближайшие 10 лет сократят свои выбросы на 18%.

Какова позиция правительства России

по Киотскому протоколу?

Все говорит о том, что политический выбор сделан. М.М.Касьянов, выступая 2 сентября 2002 года на Всемирном саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге, заявил: «Россия готовится к его ратификации, которая, как мы надеемся, произойдет в самом недалеком будущем». Относительно недавно, 17 января, выступая на совместной российско-американской пресс-конференции, руководитель Росгидромета А.И.Бедрицкий, который является официальным представителем России в РКИК ООН, еще раз подтвердил эти намерения.

Вот лишь некоторые аргументы за подписание протокола.

У России разрешенный уровень выбросов парниковых газов на 2008-2012 годы – 100% от уровня 1990 года (у стран ЕС в целом – 92%, у Японии – 94%, у США предполагалось 93%). Это дает полную уверенность в том, что разрешенный уровень мы не превысим: сейчас выбросы примерно на 25% ниже, и все прогнозы Минэкономики и Минэнерго, даже самые радужные, говорят, что мы не сможем развиваться столь бурно, чтобы превысить разрешенный уровень выбросов.

Если Россия не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать «свободную» часть другой стране. К подобному сотрудничеству с Россией уже проявили интерес многие страны – ряд стран ЕС, Япония, Норвегия, Канада. При этом принципиально важно, что парниковые газы — не загрязняющие вещества (ведь пьем же мы пиво и воду с CO2, и ничего), поэтому торговля разрешениями на их выбросы это не торговля здоровьем собственного населения, как это было бы, если бы были квоты на выбросы, скажем, диоксинов.

Другая возможность Киотского протокола, это то, что развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем «делить» полученный в 2008-2012 годах эффект, «передавая» друг другу полученные «единицы снижения выбросов». Такие проекты получили название проектов «совместного осуществления». Дело в том, что в России потенциал энергоэффективности и энергосбережения реализован в совсем небольшой части, в то время как в странах Европейского Союза и в Японии он почти полностью исчерпан (при современном уровне технологий).

Хорошие примеры сотрудничества

В свете российского сотрудничества с ЕС уже накопилось немало практических предложений по Киотскому протоколу. Только три примера.

В ряде регионов, например в Архангельской и Ленинградской областях, подготовлено более 10 российско-шведских энергетических проектов. Требуется придание им статуса проектов Киотского протокола, но фактически нет работоспособной системы рассмотрения и принятия проектов, способной это сделать.

Россия пропустила уже три раунда тендера климатических проектов голландской системы ERUPT, при этом проекты и желающие есть, но нет официального решения об участии России в данной системе. Кстати, совсем недавно в поддержку участия России в этой системе в правительство обратились представитель президента по Северо-Западному федеральному округу и министр энергетики.

Еще один источник средств, причем не заемных, а грантовых, — Экспериментальный углеродный фонд Мирового банка, аккумулировавший уже около 500 млн. долларов (в основном европейских партнеров). Однако там нет ни одного российского проекта, так как нет официального решения на участие в нем России.

Такие разные мнения…

В интервью нашему корреспонденту М.М.Циканов, заместитель министра экономического развития и торговли, отметил, что ратификация протокола принесет России только «политические выгоды». Более того, в долгосрочной перспективе ратификация протокола может негативно сказаться на российском ТЭКе, в частности, приведет к сокращению внутреннего потребления угля и, следовательно, к закрытию шахт.

Также Мухамед Циканов сообщил, что с 1990 года Россия уменьшила свои выбросы и имеет неизрасходованную квоту в

3 млрд. тонн в год. Однако она не может продать эту квоту из-за отсутствия рынка. Потенциальные покупатели – нынешние члены «клуба» крупнейших загрязнителей атмосферы – превысили свои квоты в общей сложности лишь на 300 млн. тонн, и именно таким может быть объем потенциального спроса на российские квоты. Сделка могла бы быть выгодной и в этих объемах, так как цена 1 тонны квоты оценивается примерно в 200 долларов — именно столько стоит снижение выбросов производства на 1 тонну. Однако западные партнеры не торопятся выкладывать миллиарды долларов за воздух. По словам Циканова, перспективы продажи российской квоты обсуждались с правительствами Японии и Великобритании, но представители этих стран выразили готовность обсуждать вопросы покупки лишь в теоретическом плане.

По мнению замминистра, реализация природоохранных функций Киотского протокола возможна только в том случае, если договор ратифицируют три страны, обеспечивающие более 50% выбросов — США, Россия и Китай. Ратификация протокола одной Россией бессмысленна.

Начальник управления экологии и энергосбережения ОАО «Газпром» А.А.Соловьянов подчеркнул, что после РАО «ЕЭС России» самое большое количество парниковых газов выбрасывают предприятия «Газпрома». Только в 2002 году в атмосферу было выброшено около 232 миллионов тонн парниковых газов. По словам А.А.Соловьянова, «Газпромом» утверждена программа энергосбережения на период с 2003 по 2004 год. Ее реализация позволит сократить к 2012 году выбросы парниковых газов на 8,6 миллиона тонн. Он убежден, что вступление в силу Киотского протокола даст возможность «Газпрому» привлечь необходимые инвестиции на осуществление программы и модернизацию оборудования.

По словам В.Н.Киселева, вице-президента ОАО «СУАЛ-Холдинг», ситуация относительно Киотского протокола сегодня похожа на басню Крылова «Лебедь, рак и щука». Исполнительная и законодательная власти России и бизнес хотят одного и того же – чтобы ратификация Киотского протокола была выгодна экономике нашей страны, но при этом тянут в разные стороны. Он предложил А.И.Вольскому, президенту РСПП, «возглавить этот зоопарк».

Н.Л.Рациборинский, советник МИД РФ, считает, что сторонники ратификации Киотского протокола должны сейчас обратить особое внимание на США и те страны, которые ратифицировали Киотский протокол, но не взяли не себя конкретные обязательства. К ним, прежде всего, относятся Китай, Индия, Мексика, чья экономика интенсивно развивается. «Если Россия ратифицирует Киотский протокол, и он вступит в силу, то, по положению на сегодняшний день, стороны протокола будут контролировать меньше трети выбросов, — считает Н.Л.Рациборинский. – Поэтому необходимо вернуть США в Киотский протокол».

По мнению А.М.Мастепанова, начальника департамента Министерства энергетики РФ, в основе отказа США от Киотского протокола лежат чисто экономические причины. В настоящее время в Соединенных Штатах уже в принципе не рассматриваются варианты, при которых уровень выбросов 2010 года был хотя бы сопоставим с уровнем выбросов 1990 года. В исследовании Департамента энергетики США «Сценарии снижения выбросов углерода» наиболее оптимистичным (предусматривающим максимально возможное снижение объема выбросов за счет энергосбережения) является вариант, при котором рост выбросов в 2010 году по отношению к 1990 году составит «лишь» 11%. По оценкам Департамента энергетики США, объем необходимых инвестиций, направляемых ежегодно на реализацию этого высокоэнергоэффективного варианта, будет составлять 50-90 млрд. долларов.

Ну что, увидели пятнадцатый камень? Вроде, всем хорош Киотский протокол: и проблемы многие поможет решить, и Россию к мировому сообществу приблизит… А с другой стороны – зачем снова ссориться с США? Да и экономических выгод (по меньшей мере, сиюминутных) не наблюдается…

Поскольку проблем, подобных ратификации Киотского протокола, у нас еще предвидится немало (интегрирование в Европейские и международные институты, реформирование многих отраслей народного капиталистического хозяйства, болезненное становление малого предпринимательства и тому подобное), мы решили выносить на суд читателей статьи по наиболее острым экологическим темам. Есть тема, есть различные взгляды на нее. А что думаете вы, наши читатели, по этому поводу?

bellona.ru

Киотский протокол - это... Что такое Киотский протокол?

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.[1]

Содержание

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, Ch5, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Сан-Марино.

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 540 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[6]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[5][7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[9].

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

См. также

Примечания

Ссылки

dvc.academic.ru

Киотский протокол - это... Что такое Киотский протокол?

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.[1]

Содержание

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, Ch5, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Сан-Марино.

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 540 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[6]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[5][7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[9].

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

См. также

Примечания

Ссылки

dal.academic.ru

Киотский протокол - это... Что такое Киотский протокол?

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.[1]

Содержание

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, Ch5, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Сан-Марино.

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 540 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[6]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[5][7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[9].

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

См. также

Примечания

Ссылки

biograf.academic.ru

Киотский протокол - это... Что такое Киотский протокол?

Участники Киотского протокола по состоянию на декабрь 2011 года,     Страны, подписавшие и ратифицировавшие соглашение      Страны приложения I & II      Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол      Страны, ещё не принявшие решения      Страны, вышедшие из конвенции

Киотский протокол — международное соглашение, принятое в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.[1]

Содержание

Детали соглашения

Период подписания протокола открылся 16 марта 1998 года и завершился 15 марта 1999 года.

Количественные обязательства

Киотский протокол стал первым глобальным соглашением об охране окружающей среды, основанным на рыночном механизме регулирования — механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов. Первый период осуществления протокола начался 1 января 2008 года и продлится пять лет до 31 декабря 2012 года, после чего, как ожидается, на смену ему придёт новое соглашение.

Страны Приложения B Протокола определили для себя количественные обязательства по ограничению либо сокращению выбросов на период с 1 января 2008 года по 31 декабря 2012 года. Цель ограничений — снизить в этот период совокупный средний уровень выбросов 6 типов газов (CO2, Ch5, гидрофторуглеводороды, перфторуглеводороды, N2O, SF6) на 5,2 % по сравнению с уровнем 1990 года.

Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны:

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали.

Механизмы гибкости

Протокол также предусматривает так называемые механизмы гибкости:

  • торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;
  • проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Механизмы гибкости были разработаны на 7-й Конференции сторон РКИК (COP-7), состоявшейся в конце 2001 года в Марракеше (Марокко), и утверждены на первой Встрече сторон Киотского протокола (MOP-1) в конце 2005 года.

MOP-1, Монреаль

Пленарный зал 11-й конференции сторон РКИК

Первая встреча сторон Киотского протокола состоялась в Монреале (Канада) с 28 ноября по 9 декабря 2005 года. Она стала одновременно одиннадцатой Конференцией сторон РКИК (COP-11 — англ. Conference of Parties to the UNFCCC). Поэтому с формальной точки зрения в Монреале параллельно проходили два мероприятия: COP-11 и COP/MOP-1.

МОР-2, Найроби

Вторая встреча сторон Киотского протокола (КП) — КС-12/СС-2 и двенадцатая Конференция сторон РКИК состоялись в Найроби (Кения). Важных решений по вопросам климата в ходе этих встреч принято не было.

Третья встреча сторон Киотского протокола и одновременно Тринадцатая Конференция сторон Рамочной Конвенции ООН об изменении климата прошла с 3 по 14 декабря 2007 года.

Страны, участвующие в подписании протокола

По состоянию на 25 ноября 2009 Протокол был ратифицирован 192 странами мира (на эти страны совокупно приходится 63,7 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.[2]

Страны, подписавшие протокол

Абсолютное большинство, практически все страны.

Страны, подписавшие, но не ратифицировавшие протокол

США

Страны, не подписавшие протокол

Афганистан, Андорра, Ватикан, Сан-Марино.

Страны, вышедшие из протокола

Канада[3]

Будущее протокола

В 2011 году на конференции ООН по изменению климата в Дурбане была достигнута договорённость о продлении действия Киотского протокола до принятия нового соглашения, хотя, по оценке «Гардиан», вероятно, что лишь страны ЕС и немногие другие будут участвовать в продлённом протоколе[4].

Киотский протокол и Россия

Федеральный закон «О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата» был принят Госдумой РФ 22 октября 2004 года и одобрен Советом Федерации 27 октября 2004 года. Президент РФ Владимир Путин подписал его 4 ноября 2004 года (под № 128-ФЗ). Протокол вступил в силу 16 февраля 2005 года, через 90 дней после официальной передачи документа о ратификации его Россией в Секретариат РКИК 18 ноября 2004 года (для вступления его в силу была необходима ратификация государствами, на долю которых приходилось бы не менее 55 % выбросов парниковых газов).

В течение первого года действия Киотского протокола, 2005, его механизм на территории России так и не начал действовать — создание национальной биржи по торговле квотами на выбросы парниковых газов фактически было приостановлено на неопределённый срок, отсутствовали и проекты совместного осуществления по замене оборудования российских предприятий на более эффективное и экологически чистое. Причина состояла в отсутствии документов, необходимых для создания национального реестра выбросов парниковых газов.

В марте 2006 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен вопрос о реализации положений Киотского протокола. Министерству экономического развития и торговли вместе с другими федеральными органами власти было поручено в течение двух месяцев подготовить концепцию проекта законодательного акта, регулирующего вопросы реализации в Российской Федерации Киотского протокола. Кроме того, в течение одного месяца должен быть подготовлен документ, регулирующий применение статьи 6 Киотского протокола, согласно которой Россия может привлекать инвестиции в проекты совместного осуществления.

В мае 2007 года правительство РФ утвердило постановление № 332, которое определило Минэкономразвития в качестве координационного центра по подготовке и утверждению заявок на проекты совместного осуществления.[5]

К началу 2008 года на официальном сайте РКИК ООН были представлены порядка 50 проектов совместного осуществления из России. В России работают международные компании, такие как консультанты CAMCO и Global-Carbon, орган по проведению независимой экспертизы проектов по сокращению выбросов (детерминации) SGS, а также один из крупнейших покупателей квот шведский концерн Tricorona Ab (Трикорона ОАО).[источник не указан 540 дней]

К 2009 году в Минэкономразвития поступило около 125 заявок от российских компаний с углеродным потенциалом в 240 млн т СО2 — эквивалента, что в денежном выражении составляет примерно 3,5 — 4 млрд евро. Однако ни одна из заявок не была утверждена. «Новая газета» сообщает, ссылаясь на источник в правительстве России, что причиной затягивания с реализацией механизма торговли квотами является обида В.Путина на то, что Германия и Франция не посодействовали вступлению России в ВТО, что они обещали сделать в обмен на подписание Россией Киотского протокола.[6]

В октябре 2009 года было принято постановление Правительства РФ № 843, которым полномочия по участию в действиях, ведущих к получению, передаче или приобретению единиц сокращения выбросов парниковых газов, было возложено на Сбербанк РФ. В обязанности Сбербанка вошли проведение конкурсов и дальнейшая экспертиза заявок. По результатам экспертизы заявок решение об утверждении проектов принимает Минэкономразвития РФ. В дальнейшем по проекту проводится независимый аккредитованный мониторинг, который подтверждает объем сокращений выбросов за определенный период. После этого по договору купли-продажи (ERPA — Emission Reductions Purchase Agreement) компания получает через Сбербанк денежные средства от покупателя углеродных единиц. Наделение Сбербанка полномочиями оператора углеродных единиц подверглось критике.[5][7]

В конце июля 2010 году Минэкономразвития утвердило первые 15 проектов совместного осуществления, сокращение выбросов при реализации данных проектов составит 30 млн т СО2-эквивалента, а в ноябре 2010 г. Сбербанк закончил экспертизу 58 заявок на 75,6 млн т, поданных на второй конкурс.[5]

В декабре 2010 г. была осуществлена первая продажа углеродных квот российской компанией. Японские компании Mitsubishi и Nippon Oil — партнеры компании «Газпромнефть» по освоению Еты-Пуровского месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе получили квоты, образовавшиеся за счет того, что «Газпромнефть» проложила с месторождения трубопроводы, по которым попутный газ вместо его сжигания транспортируется на перерабатывающие мощности компании СИБУР, в обмен на компенсацию «Газпромнефти» в виде технологий и оборудования.[8]

Во втором периоде обязательств по Киотскому протоколу Россия участвовать не планирует[9].

Предприятия России, успешно применившие механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов

2007 год: ОАО Уральская Сталь впервые в металлургической отрасли России успешно применила механизм Киотского протокола по сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов.

См. также

Примечания

Ссылки

med.academic.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта