Когда появилось электричество в москве: Начало электрификации Москвы

290 лет назад на улицах Москвы зажглись первые фонари

Вплоть до конца XIX века в европейских городах сохранялся так называемый старый ночной режим1. Появление искусственного освещения радикально изменило жизнь горожан — состоятельные люди теперь могли бодрствовать в ночное время, а утром спать. Иллюминацию и роль света в городском пространстве называют «вторжением в ночные часы»2. Появление освещения на центральных улицах города увеличило посещаемость публичных досуговых заведений. Неслучайно в рекламных объявлениях владельцы увеселительных заведений подчеркивали факт наличия освещения3.

Лучи света в темном городе

Еще при Екатерине II была создана управа благочиния (работала с 1782 по 1881 г.) — новая городская полиция, которая должна была заботиться об освещении улиц4. По положению 1823 г., фонари следовало зажигать между 19 и 23 часами с сентября по апрель5. В Москве и Петербурге постепенно увеличивалось количество фонарей, работавших на конопляном масле6. Масло и прочие осветительные материалы полиция получала под расписку7. В 1849 г. появились спиртовые фонари. С 1865 г. для освещения начали использовать керосин.

С 1839 г. по 1880-е гг. в основном в центральных частях столиц старые городские фонари частично заменили на газовые, более яркие, горевшие холодным, зеленовато-белым светом. А на окраинах по-прежнему оставались масляные и керосиновые фонари, свет от которых был более теплым, красновато-желтым8.

Литейный мост в Санкт-Петербурге, освещенный электрическими фонарями. 1879 г.

С 1879 г. после первых опытов электротехника П.Н. Яблочкова с освещением Дворцового моста в Петербурге и Благородного собрания и Театральной площади в Москве в города постепенно пришло электричество9. Правда, разные части города освещались неравномерно, многие районы оставались погруженными во тьму.

Писатель С.Ф. Светлов в 1892 г. писал об освещении Петербурга: «На бульварах по вечерам темно, слабо доходит свет фонарей, расположенных около тротуаров»10. В парках тоже было темно, а темнота ассоциировалась с опасностью. Светлов говорил о том, что в темное время случаются грабежи, а «гуляя по бульвару и парку, можно натолкнуться на сцены не совсем приличные»11. В Москве улицы электрифицировались еще медленнее. В 1904 г. даже Тверская местами была погружена во мрак12.

Фонари на Красной площади. Гравюра конца XVIII века.

Свет до последнего посетителя

Со временем ситуация стала меняться. Особенно в парках и садах, где устраивались гуляния и представления для увеселения публики. Они создавали разительный контраст темным улицам города, полным реальных и мнимых опасностей. Еще до распространения электричества, антрепренеры, начиная с «пионеров» садовой антрепризы, много заботились об освещении садов. В середине XIX в. Московский сад «Эрмитаж» Мореля на Божедомке и «Эльдорадо» Педотти в Сущевской части «конкурировали в устройстве грандиозных гуляний с фейерверками и иллюминацией»13.

С распространением газового, а затем и электрического освещения время работы садов заметно увеличилось — некоторые сады закрывались на рассвете, когда уезжал последний посетитель. В 1880 г. электрическое освещение появилось в московском Зоологическом саду14. В 1889 г. «в изобилии осветился электрическим светом» Сокольнический круг15. В Петербурге в 1886 г. А. Лейферт в Крестовском саду «ввел то, чего не хватает во многих загородных увеселительных садах — освещение. Ночью светло, словно днем»16. Судя по выдаваемым разрешениям на электрическое освещение, большинство садов в обеих столицах электрифицировали в конце 1890-х гг.17

Крестовский сад. «Петербургский дневник театрала». 1904 г.

Про петербургский «Аквариум» писали, что «иллюминация сада и фейерверки удались как нельзя лучше»18 и что сад, «фантастически освещенный массою разноцветных электрических лампочек, доставляет немалое удовольствие погулять и подышать свежим воздухом под звуки оригинального румынского оркестра г-на Саввы Падуриано»19. Московский «Эрмитаж» «блестяще иллюминирован», в саду «почти феерическое освещение от своей электростанции»20. Авторы, воспевавшие свет и преувеличивавшие количество огней, порой вызывали иронию коллег. «Театр и искусство» писал о бенефисе директоров петербургской «Зоологии» Баумвальда и Гольца: «поставлена феерия, сожжен бриллиантовый фейерверк, гармонизирующий с полной иллюминацией сада в 5000 огней. Непонятно, почему распорядители ограничились цифрой в 5000; с одинаковым правом можно было назвать и 500 000, афиша все бы вынесла»21.

Сад Буфф. 1904 г.

Иллюминация увеселительных садов была сама по себе источником развлечений и ярких впечатлений. Один из главных устроителей «разумных развлечений» Петербурга А.Я. Алексеев-Яковлев увлекался фигурной иллюминацией. Он активно украшал световыми гирляндами «подопечные» ему сады, например, сад Народного дома Николая II, привлекая этим публику22. Освещение «Эрмитажа» Лентовского произвело яркое впечатление на К.С. Станиславского, написавшего об этом в воспоминаниях: «Весь сад залит десятками, а может быть, и сотнями тысяч огней, рефлекторов, щитов и иллюминационных шкаликов»23. Известный шансонье А.З. Серполетти вспоминал про сад «Альгамбра», работавший в 1883-1886 гг. в Петровском парке: «Площадь освещалась фонарем системы Яблочкова, дававшим максимум 1000 свечей, что для Белокаменной было зрелищем удивительным»24.

Б. Фарамонд. Фейерверк.

Фейерверки под строгим присмотром

Наряду с иллюминацией популярным «световым» развлечением были «фейерверки». Обычно их запускали по воскресеньям и праздникам, и во время бенефисов в качестве «апофеоза» — заключительного аккорда садовых гуляний25. Художник А.Н. Бенуа описывал, как в детстве, в конце 1870-х гг., ждал фейерверка в саду «Тиволи» при пивоваренном заводе «Новая Бавария»: «Мы с противоположного берега пруда целых два часа ждали, как взорвется то сколоченное и выпиленное из досок чудище, что стояло на воде и должно было изображать турецкое военное судно, но, в конце концов, было объявлено, что фейерверк отсырел и отложен»26.

Фейерверки были частой причиной возгораний, поэтому перед предполагаемым фейерверком антрепренеры должны были известить брандмайора, пожарная команда в случае чего была наготове27. Чины полиции наблюдали за тем, чтобы во время фейерверков «в саду не сжигали фугасов, бураков, ракет, брандскугелей, марсова огня и всего того, что может причинить шум и беспокойство обывателям»28. Если в садах было слишком много деревянных строений или деревянные строения были на соседних участках, местная администрация могла запретить фейерверки29.

Н. Маковский. Иллюминация в Кремле. 1883 г.

«Света больше, света!»

Люди быстро привыкали к хорошему. Нехватка света в увеселительном саду нередко порождала чувство дискомфорта и нарекания у посетителей и служащих сада. А.З. Серполетти вспоминал про сад «Эсперанс» на Сокольническом кругу: «Тускло освещенный высокими столбами, на которых возгорали керосиновые лампы, издававшие вонь и наделявшие посетителей копотью — сад производил, скорее, впечатление мрачное, чем веселое»30. В 1882 г. корреспондент «Петербургского листка» сетовал, что на платные гуляньях в Летнем саду со входом 20 коп. нет освещения. Это омрачало поход в сад: «Удовольствие гулять по совершенно неосвещенным аллеям. Освещен только ресторан Балашова. Спрашивается, что означают широковещательные разноцветные афиши по всему городу?»31. «Эрмитаж» Лентовского «довольно просторен, но хорошо освещена одна средняя площадка, поэтому все бегут на огонек, теснятся и пылят на одном месте, забывая о прохладных и уютных боковых аллеях и площадках. Необходимо их побольше осветить, и тогда в саду окажется попросторнее: темные аллеи не для всех удобны, поэтому мало кто туда заглядывает. Света больше, света!»32 — писал журнал «Будильник» в 1889 г.

«Московский листок». 1910 г. N 102. С. 4.

Корреспондент «Петербургского листка» в 1893 г. с неудовольствием отмечал, что в «Аквариуме» темновато33. В 1895 г. в саду «Монплезир» на Каменноостровском проспекте темно, и официанты опасались, что публика может воспользоваться темнотой и улизнуть не заплатив. Недостающие суммы вычли бы из жалования официантов34.

В ходе осмотров представители городского управления из соображений безопасности проверяли надежность электричества и возможность зажигать все лампы одновременно. На случай перебоев с электричеством в садах должны были иметься запасные источники света — фонари «со свечами и лампами с тяжелым минеральным маслом или красным пиронафтом». После установки оборудования специалисты из управы проводили в саду «осмотр под напряжением рабочего тока»35.

С появлением освещения на улицах и в досуговых заведениях люди из низших социальных групп периодически — в праздники и выходные дни — могли приобщиться к образу жизни состоятельного «праздного» класса, «веселящихся» Петербурга и Москвы.

Чем дальше технический прогресс шел вперед, тем больше темного времени суток «колонизировали» увеселительные сады, до полуночи, продлевая время досуга посетителей. Внезапные контрасты света и темноты, знакомого и незнакомого, радости и опасности, свет фонарей вместо дневного были источником удовольствия. Сверкающие лампочки и огни, фейерверки и контрастные им темные аллеи — все это представляло собой разнообразные «световые» развлечения неискушенных горожан.

До повсеместного появления «лампочки Ильича» оставалось еще два-три десятилетия.

1. Delattre S. Les Douze heures noires. La nuit à Paris au XIXe siècle.Paris, 2000. P. 23. Цит. по Мартин А. Просвещенный метрополис. Созидание имперской Москвы, 1762-1855. М., 2015. С. 74.

2. Koslofsky C. Evening s Empire: A History of the Night in Early Modern Europe. Cambridge, 2011; Melbin M. Night as Frontier // American Sociological Review. 1978. Vol. 43. P. 3.

3. Малышева С.Ю. Досуговое пространство российского провинциального города: Казань во второй половине XIX — начале ХХ в. // Диалог со временем. М., 2010. Вып. 30. С. 306.

4. С 1788 по 1808 г. заботу об освещении передали в частные руки, потом она снова перешла под контроль полиции.

5. Бычков Н.М. Исторический очерк освещения города Москвы // Известия московской Городской думы. 1895. Вып. 1. Отд. 2. С. 6.

6. Мартин А. Просвещенный метрополис. С. 83.

7. Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга: Очерк развития освещения столицы с ее основания по 1914 г. Пг., 1914. С. 12.

8. Лапин В.В. Петербург: Запахи и звуки. СПб., 2007. С. 38; Бычков Н.М. Исторический очерк освещения города Москвы. С. 15, 30, 34-35; Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга: Очерк развития освещения столицы с ее основания по 1914 г. Пг., 1914.

9. Семенович Г.Л. Уличное освещение города С.-Петербурга. С. 25; Центральный государственный архив Москва (ЦГАМ). Отдел хранения документов (ОХД) до 1917 года. Ф. 16. Оп. 26. Д. 79126, 79197.

10. Светлов С.Ф. Петербургская жизнь в конце XIX столетия. СПб., 1998. С. 45, 46.

11. Там же.

12. Новости дня. 1904. 18 июля. С. 3.

13. Вальц К.Ф. Шестьдесят пять лет в театре. Материалы обраб. Ю.А. Бахрушиным. Предисл. И.И. Соллертинского. Л., 1928. С. 32.

14. ЦГАМ. ОХД до 1917 года. Ф. 16. Оп. 26. Д. 79329.

15. Театральный мирок. 1889. N 59. С. 2-3.

16. Петербургский листок. 1886. N 191. С. 3.

17. См., например, ЦГАМ. ОХД до 1917 г. Ф. 54. Оп. 152. Д. 142, 154; Оп. 155. Д. 159; Оп. 164. Д. 64.

18. Петербургский листок. 1886. N 208. С. 3.

19. Там же. 1897. N 197. С. 3.

20. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (ГЦТМ). Ф. 543. Д. 1. Л. 7.

21. Театр и искусство. 1908. N 29. С. 495.

22. Русские народные гулянья по рассказам А.Я. Алексеева-Яковлева в записи и обработке Евг. Кузнецова. Л., 1948. С. 131.

23. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. Собрания сочинений: В 9 т. М., 1988. Т. 1. С. 127.

24. ГЦТМ. Ф. 533. Д. 33. Л. 19.

25. Будильник. 1889. N 20. С. 5; ГЦТМ. Ф. 543. Д. 1. Л. 8.

26. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. М., 1990. С. 551.

27. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб.). Ф. 569. Оп. 14. Д. 25А. Л. 11.

28. ЦГАМ. ОХД до 1917 года. Ф. 46. Оп. 14. Д. 1469. Л. 11.

29. ГЦТМ. Ф. 533. Д. 33. Л. 5.

30. Там же. Л. 10.

31. Петербургский листок. 1882. N 148. С. 2.

32. Будильник. 1889. N 18. С. 5.

33. Петербургский листок. 1893. N 119. С. 3.

34. Там же. 1895. N 117. С. 3.

35. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 15. Д. 665. Л. 57.

25 декабря 1730 года в Москве появились первые уличные фонари – Москва 24, 25.12.2012

25 декабря 2012, 14:15

Чтиво

Фото: ИТАР-ТАСС

Более 280 лет назад, а точнее 25 декабря 1730 года в Москве зажглись первые уличные масляные фонари. Вместе с тем «Днем рождения» городского освещения столицы считается 25 октября того же года, когда Московский магистрат издал указ «О сделании для освещения в Москве стеклянных фонарей».

Светильников было более пяти сотен, и зажигали их с 1 сентября по 1 мая 18 ночей в месяц. Зажигать и содержать фонари в исправности должны были сами жители города.

Самые первые фонари в России появились в Санкт-Петербурге в 1706 году. Их повесили на фасадах нескольких домов около Петропавловской крепости по указу Петра Первого. Регулярное уличное освещение в тогдашней столице России было введено в 1723 году — масляные фонари установили на Невском проспекте.

Поначалу фонари давали довольно мало света, поскольку в них использовались обыкновенные свечи и масло. Однако затем на смену маслу пришел керосин, затем – в начале XIX века – газ. А в конце XIX века появились электрические лампы. Первые электрические уличные фонари в Москве заработали в 1880 году.

5 мая 1883 года, в день коронации Александра III, при помощи дуговых ламп была освещена площадь вокруг Храма Христа Спасителя. Тогда же была устроена первая электрическая иллюминация колокольни Ивана Великого, для чего власти закупили 3 тысячи 500 лампочек накаливания Томаса Эдисона.

Но лишь в 1895 году, когда Мосгордума заключила договор с «Обществом 1886 года», началось полномасштабное внедрение электричества на улицах города.

И все же к началу ХХ века Москва серьезно отставала в развитии уличного освещения от других столиц. Электричеством освещалось только несколько центральных улиц, к 1910 году в городе действовало всего 440 дуговых электрических фонарей и 6 опытных с лампами накаливания.

И вскоре развитие уличной системы освещения пришло в упадок. Причинами тому были Первая мировая война, революция 1917 года и гражданская война. Поэтому последние газовые фонари в столице были заменены электрическими лишь в 1932 году, а в конце 1930-х годов в Москве была создана независимая высоковольтная сеть наружного освещения и система централизованного телемеханического управления.

Однако с началом Великой Отечественной войны столица вновь погрузилась в темноту: необходимо было соблюдать правила светомаскировки из-за налетов немецкой авиации. Зато праздничная иллюминация города в дни Победы запомнилась москвичам надолго.

1975 год стал поворотным в развитии уличного освещения города: на проспекте Карла Маркса и площади Дзержинского были установлены 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления фирмы General Electric.

А в 1997 году, когда праздновалось 850-летие Москвы, в центре города были установлены уже 6,9 тысяч светильников General Electric.

Если же совсем вдаваться в историю, то самые первые уличные фонари загорелись в начале XV века в Лондоне. А первая система городского уличного освещения была создана в XVII веке в Амстердаме. Установить уличные фонари в столице Нидерландов решили потому, что по ночам горожане часто падали в каналы — большинство набережных Амстердама не имели перил.

В статье использованы данные из открытых источников и материалы ГУП Моссвет.

освещение иллюминация обо всем

Новости СМИ2

Музей «Огни Москвы» · Открывая заново обыденное в московских музеях «В глуши» · Городское воображение

На снимке Красная площадь и Кремль, освещенные ночью.

Панорама Московского Кремля и Москвы-реки в зимнюю ночь с яркой иллюминацией Кремлевской стены, башен и православной церкви.

На снимке экспозиция в музее «Огни Москвы», на которой показаны несколько различных источников света и другие документы, раскрывающие информацию об истории огней.

Это увеличенное изображение нескольких источников света, выставленных в Музее огней Москвы.

Городское освещение имело особую историю в Москве, особенно с постепенными кругами общегородского освещения после изобретения электричества. Ночное освещение всегда имело особое символическое значение для каждого из различных политических режимов нации, часто отражая усилия нации утвердить себя как современный и глобальный город, а также классовое неравенство, проявляющееся в неравномерном охвате обслуживания горожан. До 20 9В 0011-м -м веке большая часть московских улиц оставалась темной и небезопасной по ночам, особенно в связи с долгими городскими зимами и коротким световым днем[1]. Таким образом, изобретение электрического света оказало «глубокое влияние на русское культурное сознание»[2] и рассматривалось как «преобразующая сила» большевистской идеологии и было направлено на то, чтобы «нести просвещение в массы, превращая крестьянскую культуру в современное индустриальное общество». , и утверждение новой советской жизни в резком контрасте с «темным царством» царской эпохи» в течение 19проект электрификации 20-х годов[3]. Однако Москва не была полностью освещена электричеством до 1930-х годов и не расширялась до большего охвата до окончания Второй мировой войны за счет постепенных циклов усиленного освещения. В 1990-х годах появился еще один новый многомиллионный проект освещения центра города, который включал «яркие цветные огни и современный дизайн, чтобы придать московским небоскребам сильное ночное присутствие[4]». Сегодня Москва стала «крупным глобальным «городом света» двадцать первого века» в результате долгой истории культурно и политически символического освещения.

Учитывая такую ​​давнюю и значимую традицию, музей «Огни Москвы» может быть особенно интересным местом, где можно осязаемо ощутить многочисленные этапы освещения, через которые прошел город. Этот относительно малоизвестный музей рассказывает об истории уличного освещения в Москве и демонстрирует источники освещения из разных периодов истории Москвы. Музей был открыт в 1980 году и представляет широкий спектр осветительного оборудования, в том числе фонари из осколков, ручные фонари и светильники уличных фонарей различных форм и размеров. Уличные фонари включают масляные, керосиновые, газовые и электрические лампы, и многие из выставленных фонарей все еще работают и могут быть зажжены для удовольствия посетителей. Огни организованы в четыре разных зала относительно небольшого интерьера музея, а некоторые из них украшают экстерьер музея вдоль внутреннего двора. Многие из экспонатов являются интерактивными для семейного просмотра, а несколько дружелюбных экскурсоводов по музею дежурят, чтобы помочь посетителям пройти через богатую историю московского городского освещения. Учитывая активное использование света советским государством и его важное значение для него, знакомство с постоянно меняющимися источниками света из разных периодов российской истории должно предоставить посетителям многоуровневое представление о социально-политической и технологической хронологии города и государства. Каждый свет символизирует определенный исторический момент, в котором он использовался, а также положение и репутацию СССР на мировой арене, национальный технологический и промышленный прогресс, «статус» и потребности соседства, в котором находился свет, и нации. -широкий дух и идеология, восхитившие все население в конкретный исторический момент. Будь то поджигание растопки или керосиновой лампы, или сидение на пункте управления наружным освещением, который работал в Москве с 19С 40 по 1984 год, поездка в этот музей может стать отличным способом заново пережить эти различные моменты прошлого Москвы в едином пространстве и времени через то, что когда-то было, возможно, незамеченными и упускаемыми из виду объектами повседневной жизни.



[1] Баклер, Джули. «Москва: город света и тьмы». Города света: два века городского освещения . Эд. Сэнди Изенштадт, Маргарет Мейл Петти и Дитрих Нойманн. Нью-Йорк: Рутледж, 2014. 123–129. Google Книги . Google. Веб.

[2] См. Buckler 124.

[3] Vaingurt, 2013 qtd. in Buckler 125.

[4] См. Buckler 126.

Коммунизм — это Советская власть + Электрификация всей страны — Семнадцать моментов советской истории

Владимир Ленин, Отчет о работе Совета Народных Комиссаров. 22 декабря 1920 г.

 

Первоисточник: Полное собрание сочинений, 5-е изд. (Москва, 1975-79), Вып. 36, стр. 15-16.

… Теперь я перехожу к последнему пункту — вопросу об электрификации, стоящему в повестке дня съезда. Вы должны услышать доклад по этому вопросу. Я думаю, что мы являемся свидетелями крупной перемены, которая в любом случае знаменует собой начало важных успехов Советов. Отныне с трибуны Всероссийских съездов будут подниматься не только политики и администраторы, но и инженеры и агрономы. Это знаменует собой начало того очень счастливого времени, когда политика отступит на задний план, когда о политике будут говорить реже и короче, а больше говорить будут инженеры и агрономы. Чтобы действительно двинуть дело хозяйственного строительства, надо ввести этот обычай на Всероссийском съезде Советов и во всех Советах и ​​организациях, газетах, органах пропаганды и агитации, во всех учреждениях, сверху донизу.

Мы, без сомнения, научились политике; здесь мы стоим твердо, как скала. А вот с экономическими делами дела обстоят плохо. Отныне меньше политики будет лучшей политикой. Выдвигайте больше инженеров и агрономов, учитесь у них, следите за их работой и превращайте наши съезды и конференции не в пропагандистские собрания, а в органы проверки наших экономических достижений, органы, в которых мы действительно можем учиться делу. экономического развития.

Вы услышите отчет Государственной электрификационной комиссии, созданной в соответствии с постановлением ВЦИК от 7 февраля 1920 года. 21 февраля Президиум ВСНХ подписал итоговое постановление, определяющее состав комиссии, и ряд ведущих специалистов и рабочих, главным образом от ВСНХ, их более ста, а также от Наркомата путей сообщения и Наркомата земледелия, отдают всю свою энергию этой работе. Мы имеем перед собой результаты работы Государственной комиссии по электрификации России в виде этого томика, который будет роздан вам сегодня или завтра174. Я надеюсь, что этот томик вас не испугает. Думаю, мне не составит труда убедить вас в особой важности этой книги. По-моему, это вторая программа нашей партии. У нас есть программа партии, которую превосходно изложили товарищи Преображенский и Бухарин в виде книги, менее объемистой, но чрезвычайно полезной. Это политическая программа; это перечисление наших целей, объяснение отношений между классами и массами. Однако необходимо также осознать, что настало время вступить на этот путь на деле и измерить достигнутые практические результаты. Наша партийная программа не должна оставаться исключительно программой партии. Она должна стать программой нашего хозяйственного строительства, иначе она обесценится даже как программа партии. Она должна быть дополнена второй программой партии, планом работ по восстановлению всего нашего хозяйства и поднятию его на уровень современного технического развития. Без плана электрификации мы не можем вести никакой реальной строительной работы. Когда мы говорим о восстановлении сельского хозяйства, промышленности и транспорта и об их гармоничном сочетании, мы вынуждены говорить о широком хозяйственном плане. Мы должны принять определенный план. Конечно, это будет план, принятый в первом приближении. Эта программа партии не будет такой неизменной, как наша реальная программа партии, которую могут видоизменить только партийные съезды. Нет, эта программа изо дня в день будет улучшаться, разрабатываться, совершенствоваться и видоизменяться, в каждой мастерской и в каждой волости. Он нужен нам как первый проект, который будет представлен всей России как большой экономический план, рассчитанный на срок не менее десяти лет и указывающий, как поставить Россию на реальную экономическую базу, необходимую для коммунизма. Что было одним из самых мощных стимулов, которые в огромной степени умножили нашу силу и нашу энергию, когда мы сражались и побеждали на фронте войны? Это было осознание опасности. Все спрашивали, возможно ли возвращение помещиков и капиталистов в Россию. И ответ был, что это было. Поэтому мы стократно умножили наши усилия и одержали победу.

Возьмем экономический фронт и спросим, ​​можно ли экономически восстановить капитализм в России. Мы побороли сухаревский черный рынок. На днях, накануне открытия Всероссийского съезда Советов, это не очень приятное учреждение было закрыто Московским Советом рабочих и красноармейских депутатов. (Аплодисменты.) Сухаревский черный рынок закрыт, но не этот рынок так зловещ. Старый рынок Сухаревка на Сухаревой площади был закрыт, что не составило труда. Самое зловещее — «Сухаревка», которая живет в сердце и поведении каждого мелкого собственника. Вот эту «Сухаревку» надо закрыть. Что «Сухаревка» — основа капитализма. Пока она есть, капиталисты могут вернуться в Россию и стать сильнее нас. Это надо ясно осознавать. Оно должно служить главной движущей силой нашей работы, условием и критерием нашего реального успеха. Пока мы живем в мелкокрестьянской стране, в России есть более прочная экономическая база для капитализма, чем для коммунизма. Это нужно иметь в виду. Кто внимательно наблюдал жизнь в деревне по сравнению с жизнью в городе, тот знает, что мы не вырвали корней капитализма и не подорвали основы, базы внутреннего врага. Последнее зависит от мелкого производства, и подорвать его можно только одним способом: поставить хозяйство страны, в том числе и сельское хозяйство, на новую техническую базу, на основу современного крупного производства. Только электричество обеспечивает эту основу.

Коммунизм — это советская власть плюс электрификация всей страны. Иначе страна останется мелкокрестьянской, и мы должны это ясно сознавать. Мы слабее капитализма не только в мировом масштабе, но и внутри страны. Это общеизвестно. Мы это осуществили, и мы позаботимся о том, чтобы экономический базис из мелкокрестьянского превратился в крупнопромышленный. Только когда страна будет электрифицирована, а промышленность, сельское хозяйство и транспорт поставлены на техническую базу современной крупной промышленности, только тогда мы одержим полную победу.

Мы уже составили предварительный план электрификации страны; над ним работали двести наших лучших ученых и технических специалистов. У нас есть план, который дает нам смету материалов и финансов на длительный период, не менее десяти лет. В этом плане указано, сколько миллионов бочонков цемента и сколько миллионов кирпичей нам потребуется для электрификации. Для выполнения задачи электрификации с финансовой точки зрения смета составляет от 1000 до 1200 миллионов золотых рублей. Вы знаете, что мы далеки от того, чтобы покрыть эту сумму из нашего золотого запаса. Наш запас продовольствия тоже не очень велик. Поэтому расходы, указанные в этих сметах, мы должны покрыть за счет концессий в соответствии с планом, о котором я говорил. Вы увидите расчет, показывающий, как на этой основе планируется восстановление нашей промышленности и нашего транспорта.

Недавно мне довелось побывать на крестьянском празднике в Волоколамском уезде, отдаленном районе Московской губернии, где у крестьян есть электрическое освещение. На улице был устроен митинг, и один из крестьян выступил вперед и начал приветствовать это новое событие в крестьянской жизни. «Мы, крестьяне, были непросвещены, — говорил он, — а теперь среди нас явился свет, «неестественный свет, который осветит нашу крестьянскую тьму». Меня, со своей стороны, эти слова не удивили. Конечно, для беспартийных крестьянских масс электрический свет есть «неестественный» свет; но мы считаем неестественным, что крестьяне и рабочие сотни и тысячи лет жили в такой отсталости, нищете и угнетении под гнетом помещиков и капиталистов. Вы не можете выйти из этой тьмы очень быстро. Теперь мы должны попытаться превратить каждую электрическую станцию, которую мы строим, в оплот просвещения, чтобы использовать его, чтобы, так сказать, сделать массы сознательными в отношении электричества. Все должны знать, почему эти мелкие электростанции, исчисляемые десятками, связаны с восстановлением промышленности. У нас есть утвержденный план электрификации, но выполнение этого плана рассчитано на ряд лет. Мы должны выполнить этот план во что бы то ни стало, и срок его выполнения должен быть сокращен. Здесь мы должны иметь то же самое, что было с одним из наших первых хозяйственных планов, с планом восстановления транспорта — приказом № 1042, — который был рассчитан на пять лет, а теперь сокращен до трех лет. полтора года, потому что мы опережаем график. Для осуществления плана электрификации нам может понадобиться десять-двадцать лет, чтобы произвести изменения, исключающие возврат к капитализму. Это будет беспрецедентный нигде в мире пример стремительного социального развития. План надо выполнить во что бы то ни стало, а срок его приблизить.

Мы впервые поставили хозяйственную работу таким образом, что, кроме отдельных планов, возникших в отдельных отраслях промышленности, как, например, в транспортной системе, и перенесенных в другие отрасли промышленности, теперь у нас есть общий план, рассчитанный на несколько лет. Это тяжелая работа, призванная обеспечить победу коммунизма.

Следует, однако, осознавать и помнить, что мы не можем провести электрификацию с имеющимися у нас неграмотными. Наша комиссия постарается искоренить неграмотность, но этого недостаточно. Она сделала много по сравнению с прошлым, но мало по сравнению с тем, что должно быть сделано. Кроме грамотности, нужны культурные, просвещенные, образованные трудящиеся; надо довести до сознания большинства крестьян предстоящие нам задачи. Эта программа партии должна быть основной книгой для использования в каждой школе. Вы найдете в нем, кроме общего плана электрификации, отдельные планы для каждого района России. Таким образом, каждый товарищ, отправляющийся в провинцию, будет иметь определенный план электрификации своего района, план перехода от темноты и невежества к нормальной жизни. И вы, товарищи, можете и должны сопоставлять представленные вам тезисы, дорабатывать и проверять их на месте; вы должны следить за тем, чтобы на вопрос «Что такое коммунизм?» спросят в любой школе и в любом кружке, ответ должен содержать не только то, что написано в программе партии, но и сказать, как нам выйти из состояния невежества.

Когда появилось электричество в москве: Начало электрификации Москвы