Когда в москве появилось электричество: Начало электрификации Москвы

как шла электрификация Москвы / Новости города / Сайт Москвы

Городское хозяйство

Фото: Главное архивное управление города Москвы

Пульт управления в машинном зале ТЭЦ № 16. Автор В. Ахломов. 1967 год.

Можно ли представить современный город без электричества? Оно приводит в движение троллейбусы, трамваи и метро, питает энергией промышленные предприятия, освещает улицы, общественные и жилые здания. Как же без него обходились раньше? И как оно вошло в нашу жизнь?

Городское освещение до электричества

Согласно исследованиям историка Петра Сытина, освещение улиц в Москве ввели указом сената 1730 года. Он предписывал ставить стеклянные фонари на столбах на расстоянии 10 саженей (около 25 метров) один от другого. Горел в них пеньковый фитиль, пропитанный конопляным маслом, а содержать фонари надлежало домовладельцам.

К началу XIX века город имел уже около семи тысяч таких светильников. Правда, нормативы скорректировали: на больших улицах фонарные опоры ставили через 100 метров, в переулках — через 50. Вскоре изменилась и конструкция: пять тысяч фонарей прикрепили к стенам зданий, а столбы оставили только там, где не было строений поблизости; при этом фонари располагались не сверху, а сбоку — на длинных кронштейнах.

Пожар во время Отечественной войны 1812 года уничтожил большинство фонарей, но к 1825 году их «поголовье» даже превысило довоенный уровень и составило около 7,6 тысячи.

Середина XIX столетия — время экспериментов: в 1849 году в Москве поставили 100 так называемых варшавских светильников, где вместо конопляного горело лампадное масло. В 1852 году на улицах появилось порядка 130 спирто-скипидарных фонарей. Их посчитали настолько успешными, что за десять лет число таких фонарей достигло 2,3 тысячи. Но скоро их победил керосин: в 1865 году в городе насчитывалось 9,2 тысячи фонарей с этим горючим.

Нашлась и другая удобная альтернатива маслу: в 1865–1867 годах в Москве построили газовый завод, и уже через год на Садовых улицах установили 3,1 тысячи газовых фонарей. В течение следующих 20 лет их стало почти в три раза больше.

Электрическое освещение: трудное начало

Первые электрические лампы — всего 32! — осветили в 1883 году Кремль, террасу возле храма Христа Спасителя и Большой Каменный мост. Питала их небольшая станция на Винно-соляном дворе на Болотной набережной. Из-за её малой мощности в следующие годы электрическое освещение развивалось слабо: в 1891 году по всему городу горело чуть больше 40 дуговых фонарей.

В 1896–1897 годах «Акционерное общество электрического освещения 1886 года» (основано в Санкт-Петербурге по инициативе братьев Сименс) построило на Раушской набережной (дом 8) Московскую городскую электростанцию № 1 (МОГЭС-1, сейчас — ГЭС-1 имени П.Г. Смидовича). Сперва ГЭС-1 освещала Петровку, Кузнецкий Мост и другие центральные улицы. Например, на Тверской улице от Иверских ворот до Тверской заставы (участок длиной три километра) находилось около 100 фонарей. В конце 1900-х годов электрические светильники сменили керосиновые на Пресне, в переулках Замоскворечья и в некоторых других районах.

ГЭС-1 оборудовали по последнему слову техники, и она могла давать городу ток для 30 тысяч ламп накаливания в 16 свечей. Но к 1905 году газовый завод окончательно перешёл в ведение города, и Москва долго не решалась перейти от своего газового освещения к покупному электрическому. Первое преобладало над вторым как по числу фонарей, так и по их общей мощности вплоть до конца 1920-х годов. Большая часть центра города в пределах Садового кольца освещалась преимущественно газовыми фонарями.

От световой революции — к революции без света

В 1910-х годах электрификация стала постепенно набирать обороты: новые лампы устанавливали на площадях, бульварах, улицах и в переулках, а также вдоль трамвайных путей. К началу 1913 года улицы освещали 440 дуговых фонарей и почти 1300 ламп накаливания. Для сравнения: газовых фонарей с усовершенствованными горелками в городе насчитывалось почти девять тысяч, а на окраинах осталось 11 тысяч керосиновых ламп.

Масштаб использования разных источников уличного освещения можно оценить и по-другому: общая протяжённость улиц с электрическими фонарями составляла всего 19 километров, а длина «керосиновых» улиц — порядка 340 километров. Неудивительно, что городская управа констатировала «слишком слабую освещённость огромного большинства городских улиц и площадей, а равно всех бульваров и скверов».

Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая Гражданская война лишь усложнили ситуацию: множество фонарей вновь было уничтожено. По официальным данным, в 1924 году в городе насчитывалось около пяти тысяч газовых и керосиновых светильников, чуть более сотни дуговых электрических фонарей осталось на главных улицах, а в переулках Замоскворечья и ещё нескольких районах — порядка 3,2 тысячи ламп накаливания.

Безоговорочная победа электричества

Усиленная индустриализация Советского Союза приносила свои плоды: в 1932 году газовые фонари полностью уступили место электрическим, и к концу 1930-х на улицах города их насчитывалось уже около 40 тысяч.

В годы Великой Отечественной войны Москва вновь погрузилась во мрак: из-за постоянных бомбёжек действовал режим полного затемнения. Его отголоски звучали ещё долго: например, почти десять лет после войны единственным памятником архитектуры, который подсвечивали по ночам, был Кремль. Установку для его контурной подсветки и настенные гирлянды смонтировали в 1947 году, в честь 800-летия столицы.

Во второй половине ХХ века прошла реконструкция освещения всех важнейших городских магистралей. В начале 1950-х годов на улицах появились высокие мачты-кронштейны художественного литья, увенчанные светильниками с зеркальными отражателями. А в 1955 году начали устанавливать фонари новой конструкции — стеклянные плафоны с люминесцентными лампами дневного света. Первые такие светильники украсили 1-ю Брестскую улицу, а к концу 1960-х годов они были уже повсеместно.

В 1975 году на проспекте Карла Маркса (сейчас — улица Охотный Ряд) и площади Дзержинского (сейчас — Лубянская площадь) разместили зарубежные консольные светильники с натриевыми лампами высокого давления. Их необычный оранжевый свет стал настоящей визитной карточкой Москвы.

С начала XXI века активно внедряют светодиодные системы освещения (LED-технологии). Во-первых, они отличаются большей яркостью и меньшим энергопотреблением по сравнению с лампами накаливания, что экономит бюджетные средства. Во-вторых, LED-светильники могут менять цвет, позволяя разнообразить художественное освещение города. Сегодня архитектурная подсветка есть на всех центральных улицах и вылетных магистралях столицы.

Количество фонарей за последние полвека значительно выросло: в конце 1950-х годов в Москве их насчитывалось более 75 тысяч, в 1985 году — уже свыше 160 тысяч. К концу 2015 года столицу «населяли» более 540 тысяч уличных светильников, которые освещали не только дороги и дворы, но и памятники архитектуры и городские парки.

Электричество в домах и не только

В повседневную жизнь москвичей электричество вошло в начале XX века. Оно стало символом прекрасного будущего, когда человек благодаря новому виду энергии освободился бы от тяжёлого физического труда. К примеру, народные гулянья во время пасхальных праздников в Манеже в 1901 году проводились под девизом «Царство цветов, растений и электричества». Поэтому помещение Манежа не только декорировали, но и снабдили горящими электролампами.

В мемуарах московского губернатора Владимира Джунковского описана иллюминация Москвы к столетию войны 1812 года: «Наиболее людные улицы были буквально залиты многоцветными огнями. Масса домов сияла электрическими лампочками, расположенными по архитектурным линиям домов. Особенно красиво выделялось высокое здание Румянцевского музея (сейчас — Дом Пашкова. — Прим. mos.ru). Роскошно иллюминованы были дома по Софийской набережной».

Появление первых электрических ламп в быту произвело фурор. Люди осознавали наступление новой эпохи, а слово «электричество» стало символом прогресса. Жители буквально атаковали московского обер-полицмейстера просьбами разрешить электрификацию частных владений. В заявках указывали подробные технические характеристики электроснабжения, вплоть до схемы разводки проводов по комнатам. В 1904 году фабрикант Н.М. Зимин провёл электрическое освещение в своём доме на Большой Алексеевской улице, и вечерами его освещали 73 лампы накаливания мощностью 3,5 ватта каждая.

Писатель Юрий Олеша вспоминал: «Это были не такого типа лампы, какие мы видим теперь — разом зажигающиеся в наивысшей силе света, — а медленно, постепенно достигающие той силы свечения, которая им была положена… Я помню толпы соседей, приходивших к нам из других квартир смотреть, как горит электрическая лампа… Свет, конечно, светил голо, резко, как теперь в какой-нибудь проходной будке. Но это был новый, невиданный свет! Это было то, что называли тогда малознакомым удивительным малопонятным словом “электричество”!»

К 1913 году электрическое освещение существовало и в ряде муниципальных учреждений — в городской хлебопекарне, снабжавшей больницы, в домах дешёвых квартир на 2-й Мещанской улице, в Бутырской амбулатории на углу Палихи и Тихвинской улицы, в пятиэтажном здании ночлежного дома имени Ф.Я. Ермакова в 1-м Дьяковском переулке (около Каланчёвской площади).

Ток бежит по проводам — люди едут по делам

В последней четверти XIX века самым популярным видом общественного транспорта в Москве была конка — трамваи на конной тяге: в середине 1890-х они перевозили до 25 миллионов пассажиров в год. Но к концу столетия лошадей стало вытеснять электричество. Например, в 1899 году под электрический привод переоборудовали маршрут конки на Долгоруковской линии от Страстной площади (сейчас — Пушкинская площадь) через Бутырскую заставу до Петровского парка. С этого момента началось быстрое развитие электрического трамвая.

С 1902 года в Московской городской думе обсуждался вопрос о постройке центральной электрической станции городского трамвая. Для её строительства выделили принадлежавший городу участок набережной на Берсеневке у Малого Каменного моста (так называемый Второй Винно-соляной двор). Место выбрали по двум причинам: во-первых, для работы паровых турбин была нужна вода, во-вторых, по реке доставляли топливо — уголь.

В 1902 году городская дума создала специальную комиссию по оборудованию электрических дорог, а возглавил её Владимир Ольденборгер, один из наиболее компетентных муниципальных инженеров. После рассмотрения ряда проектов одобрение получил план архитектора Николая Васильевича Башкирова. Электростанцию возвели в два этапа в 1904–1908 годах. Промышленный корпус представлял собой вытянутое здание с четырьмя трубами по углам. Фасад украсили декором в русском стиле. Так на Болотной набережной появилась вторая городская электростанция — ГЭС-2. Она обслуживала электрические трамваи, и одно время её так и называли — Трамвайная.

Справочник-путеводитель «По Москве» 1917 года сообщал читателю: «Городские трамваи получают ток с собственной центральной электрической станции… Станция вырабатывает переменный ток напряжением 6600 вольт; подземными кабелями этот ток передаётся на девять подстанций, расположенных в разных частях города; на подстанциях переменный ток высокого напряжения перерабатывается в постоянный ток напряжением 600 вольт; с подстанций постоянный ток передаётся подземными кабелями на рабочие провода; отсюда через дугу моторного вагона он поступает в мотор и приводит вагон в движение; отработанный ток через рельсы попадает на подземные кабели и отводится к подстанциям».

В 2015 году ГЭС-2 вывели из эксплуатации, а годом позже Правительство Москвы приняло решение отреставрировать историческое здание электростанции и разместить в нём музейно-образовательный комплекс «Академия современного искусства».

Электричеством снабжаются не только трамваи, троллейбусы и метро, но и пригородные поезда. Благодаря движущей силе их и прозвали электричками. Переоснащение железнодорожных путей в Москве началось в 1929 году, а завершился этот процесс лишь в середине 1950-х. Сейчас электропоезда ежедневно перевозят внутри города более 10 миллионов пассажиров.

В согласии со временем… и водой

В городском хозяйстве электричеству нашлось много областей применения. Например, в связи с развитием трамвайной сети для контроля интервалов движения в разных районах установили электрические часы, работающие синхронно. Книга «Современное хозяйство города Москвы» сообщала: «Часы приводятся в действие от центральных часов, установленных в здании городской думы на Воскресенской площади» (сейчас — площадь Революции.Прим. mos.ru).

К 1912 году электричество стало использоваться на Мытищинской насосной станции городского водопровода. Здесь установили генераторы для работы насосов, а также устроили электрическое освещение во всех зданиях на территории водокачки — машинных залах, служебных и жилых помещениях для рабочих. Пламенные (газовые) фонари оставили лишь для наружного освещения.

В 1902 году в систему сооружений первой городской водопроводной станции — Рублёвской (на реке Москве в 45 километрах выше города) — вошёл Воробьёвский резервуар. Это хранилище ёмкостью 170 тысяч кубометров играло важную роль в регулировании водоснабжения, и в нём установили приборы электрической сигнализации для контроля уровня воды.

Развитие московской энергосистемы

К 1917 году мощность электростанций Москвы и Московской губернии составляла 93 мегаватта. В декабре 1920 года Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) одобрила план, который предусматривал увеличение общей мощности электростанций столицы в три с половиной раза — до 340 мегаватт.

В 1922 году вступила в строй Каширская государственная районная электростанция (ГРЭС), которая через линии передачи длиной 120 километров стала снабжать электросети Москвы. Три года спустя заработала Шатурская ГРЭС, а ещё через год была организована центральная диспетчерская служба московской энергосистемы.

В 1931 году пленум ЦК ВКП(б) принял постановление о сооружении в Москве крупных теплоцентралей (ТЭЦ). В 1933 году на ГЭС-1 установили первую отечественную теплофикационную турбину на 12 мегаватт, и общая производительность предприятия увеличилась до 120 мегаватт. В 1937 году максимум мощности московской энергосистемы впервые в истории достиг одного гигаватта.

К 1940 году запустили Угличскую и Рыбинскую гидроэлектростанции (ГЭС), которые играли большую роль в электроснабжении столицы, особенно в годы Великой Отечественной войны.

К концу 1960-х годов московская энергосистема объединяла электростанции общей мощностью шесть гигаватт. В конце 1970-х столицу снабжали 20 электростанций, включая Конаковскую и Волжскую ГЭС. Внутри города располагались подстанции, которые распределяют электроэнергию по районам.

Есть такая профессия — родину освещать

Электрическая энергосистема — сложный технический комплекс, для его обслуживания и управления нужны квалифицированные специалисты. В Москве их готовили ещё в начале XX века. Например, в ремесленном училище К.Т. Солдатёнкова на Донской улице, открытом в 1909 году, имелось электротехническое отделение. Оно выпускало техников для промышленных предприятий и муниципальных служб, использующих электричество. А в 1911 году воспитанники ремесленного училища городского сиротского приюта имени Бахрушиных впервые получили профессию «мастер электрического цеха».

В 1921 году было создано Московское объединение государственных электрических станций (Мосэнерго). Сейчас это крупнейшая территориальная генерирующая компания России и один из крупнейших производителей тепла в мире. В её составе работают 15 электростанций общей мощностью 13 гигаватт, а также 17 районных тепловых электростанций. Мосэнерго снабжает светом и теплом более 17 миллионов человек, проживающих в столице и пригороде. Предприятия компании поставляют свыше 60 процентов электроэнергии и более 80 процентов тепловой энергии, потребляемой в столичном регионе.

Подробно ознакомиться с историей компании можно на сайте её музея. Но прежде всего нужно поздравить сотрудников Мосэнерго с профессиональным праздником — Днём энергетика, который отмечается 22 декабря.

При подготовке текста использованы материалы Центрального государственного архива Москвы

Теги

освещение электроснабжение

Сферы

Городское хозяйство

Все новости

Как московский свет негасимым стал. История уличного освещения столицы | Город | Недвижимость

Елена Воронова

Примерное время чтения: 6 минут

8044

Первое электрическое освещение Красной площади. 1896 год. РИА Новости

Попробуйте как-нибудь ночью на даче сходить в ближайший лес, да чтобы ночь была тёмная и чтобы ещё вблизи не было хорошо освещённых населённых пунктов. И вы получите отличное представление о том, в каких условиях передвигались москвичи по улицам столицы, скажем, 500 лет назад.

Правда, передвигались в такую пору только люди лихие да отчаянные, приличные же горожане ложились спать с заходом солнца: всё равно ведь ничего не видно, а свечи — слишком дорогое удовольствие, да и с лучиной много не наработаешь. А если уж надо выйти ночью по какой надобности, то пользовались личными средствами освещения: факелами да фонарями. Мысль о том, чтобы освещать улицу, никому и в голову не приходила.

Уличное освещение появилось в Москве только в первой половине XVIII века, когда царица Анна Иоанновна повелела установить столбы для фонарей. Свет появился в Кремле, Белом и Земляном городе (это снаружи Кремля и Китай-города), в самом Китай-городе и Немецкой слободе. Правда, масло экономили: фонари зажигали только в самые тёмные, безлунные ночи. Да и фонарщики масло нещадно воровали.

Электрическое освещение появилось в российской столице в 1883 году, когда около Кремля установили новые светильники, да ещё в тот же памятный год по случаю коронации царя Александра III засияла площадь возле храма Христа Спасителя, а 3500 лампочек накаливания господина Эдисона осветили колокольню Ивана Великого. Тверская стала первой улицей в столице, полностью освещённой электричеством. Прогресс завоёвывал город.

Модель уличного газового фонаря. Конец XIX века. Экспонат хранится в Музее истории и реконструкции Москвы. Фото: РИА Новости/ М.Шабельников

И стало окончательно ясно, что без электричества обойтись никак невозможно.

Электрификация страны началась, как и полагается, в столице, которой тогда был Санкт-Петербург. В городе на Неве было организовано «Общество электрического освещения 1886 года». С самого начала существования новой компании встал вопрос об электрификации Москвы, и уже через год после своего основания общество принялось за организацию освещения пассажа на Тверской улице (поэтому 1887 год считается датой образования всей энергосистемы Московского региона).

В уставе общества было сказано, что оно имеет право «как производить электроэнергию, транспортировать её, так и реализовывать». И ещё через год началось строительство первой в Москве электростанции.

Люди непосвященные ни за что не поверят, что затейливое здание красного кирпича в старорусском стиле по адресу Георгиевский переулок, 3, стр. 3, где сейчас располагается выставочный зал «Новый Манеж», — это она и есть, та самая первая Георгиевская паровая электростанция (раньше там располагался Георгиевский монастырь).

Георгиевская электрическая станция. Ныне — Новый Манеж. Фасад со стороны Государственной думы. Фото: Commons.wikimedia.org

Проект здания с вариациями на тему древнерусских традиций разработал архитектор Владимир Шер. Оборудование станции состояло из четырёх паровых машин  и шести котлов, дававших пар при 10 атмосферах. Мощность электростанции составляла (внимание!) 100 киловатт. Сейчас это мощность не самого сложного и мощного электродвигателя, используемого, например, в качестве привода насосов в промышленности. Однако этого хватало на освещение домов и улиц в центре. Наибольшее количество энергии потребляли два театра, — Большой и Малый — а также Московский университет, который тогда располагался на Моховой улице.

Но довольно быстро стало ясно, что даже такое передовое сооружение, как Георгиевская электростанция, не справляется с нагрузкой. Расположение в центре города, конечно, облегчало доставку энергии потребителю, но расширение мощностей по этой же причине было весьма затруднительно: негде было поставить новые котлы и двигатели. Кроме того, ежедневно станции требовалось огромное количество воды, которую требовалось подвозить.

В 1895 году мощность станции достигла своего предела: 1500 кВт. Этого хватало на 800 абонентов и 25 тысяч ламп накаливания. В городе начали появляться и другие электростанции: Московская городская, Раушская, Трамвайная (она питала током городские трамваи). Даже два вокзала обзавелись своими электростанциями: Ярославский и Брестский (ныне Белорусский).

Торговые ряды на Красной площади между Никольской и Ильинкой в 1884 году. Репродукция 1961 года Е.Леонова. Фото: РИА Новости

После революции в октябре 1917 года за дело взялась новая власть. Пришедшие к власти коммунисты выдвинули новый тезис: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». И с установлением советской власти, и с электрификацией большевики справились.

А Георгиевская электростанция стоит и по сей день. После того как она перестала выполнять своё первоначальное предназначение, в ней устроили магазины, позднее — проводили выставки и электротехнические съезды, она использовалась как станция техобслуживания правительственных машин и как гараж. Лишь в 1995 году в здании станции открыли выставочный зал.

история Москвыэлектричествоосвещение улиц

Следующий материал

Самое интересное в соцсетях

Новости СМИ2

Глазное яблоко Московской электростанции

Глазное яблоко Московской электростанции

Смотрите последние видео на
YouTube. com

DVD-диски Cryptome предлагаются
Криптом. Пожертвуйте 25 долларов на два DVD
Коллекция Cryptome из 46 000 файлов за 12 лет с июня 1996 г. по июнь 2008 г.
(~6,7 ГБ). Нажмите Paypal или почтовый чек / MO, выписанный на имя John Young, 251 West.
89th Street, New York, NY 10024. Коллекция включает в себя все файлы
cryptome.org, jya.com, cartom.org, eyeball-series.org и iraq-kill-maim.org,
и 23000 (обновлено)
страницы досье контрразведки, рассекреченные армией США
и Командование безопасности с 1945 по 1985 год. DVD-диски будут отправлены куда угодно.
по всему миру без дополнительных затрат.

15 ноября 2006. Добавлена ​​электростанция №12.

13 ноября 2006 г.

http://www.mosenergo.ru/eng/index.php?id=8&word=history

Мосэнерго: энергетическая история России

История Мосэнерго тесно связана с историей страны.
Корпоративная история компании восходит к 1887 году. Это был год, когда
Акционерное Общество Электроосвещения, основанное выдающимся инженером
и предприниматель Карл Сименс заключили первый контракт на
обустройство освещения в Москве.


1910 План освещения Москвы . Источник:
Мосэнерго

Новая отрасль российской экономики динамично развивалась. Было поздно
в 1888 году первая Георгиевская центральная электростанция дала Москве
с электричеством. В 1897 году Московская городская электростанция МГЭС-1 Раушская
(в настоящее время филиал Мосэнерго ГЭС-1), за ним МГЭС-2
Трамвайная спущена на воду 15 февраля 1907 года. Развитие поколения на
рубеж 20 века стал предпосылкой быстрого экономического роста
российской экономики.

После революции 1917 года все энергетические компании были национализированы.
Электрический отдел Высшего совета народного хозяйства был
поручено управлять сектором. В декабре 1917 г. поступили предложения о дальнейшем
развития электроэнергетики Москвы. Эти предложения стали
в основе плана ГОЭЛРО уникальная программа энергосистемы
развития всей страны. В Московской области план ГОЭЛРО предусматривал
на строительство Каширской ГРЭС (ныне № ГРЭС-4) и Шатурской
ГРЭС (ГРЭС-5). Краснопресненская ТЭЦ (ныне ТЭЦ-12), ТЭЦ-6 и ТЭЦ-8,
филиалов ОАО «Мосэнерго». План ГОЭЛРО
реализация обеспечила индустриализацию народного хозяйства. В качестве
в результате Советский Союз стал ведущей мировой державой.

В 1993 году производственное объединение АО «Мосэнерго» было преобразовано в
Открытое акционерное общество.

В апреле 2005 года в соответствии с планом реформирования электроэнергетики 13 компаний
выделены в состав ОАО «Мосэнерго» по видам деятельности: сетевая, ремонтная,
реализации и др. Генерирующие активы остались в ОАО «Мосэнерго», за исключением 4
отдельные электростанции ГРЭС-4, ГРЭС-5, ГРЭС-24 и Загорская ГАЭС,
сейчас принадлежат оптово-генерирующим компаниям.

http://www. mosenergo.ru/eng/index.php?id=1

О

ОАО «Мосэнерго» — крупнейшая территориальная генерирующая энергетическая компания (ТГК-3).
России. Электростанции ОАО «Мосэнерго» производят около 5% тепловой и
8% электроэнергии этой страны.

В 2005 году ОАО «Мосэнерго» прошло сложную процедуру реструктуризации.

С 1 апреля выделено 13 организаций, каждая из которых ведет свою деятельность.
от вертикально интегрированной ОАО «Мосэнерго».

После разделения «Мосэнерго» остается крупнейшим поставщиком электроэнергии в регионе
Российской Федерации. ОАО «Мосэнерго» как дочерняя компания РАО «ЕЭС России»
по существу непременная составная часть Единой энергетической системы
Россия.

Энергосистема Компании представляет собой комплекс из 17 тепловых электростанций.
генерирующие энергию и мощность, имеющие общий режим работы и опирающиеся на
общий резерв мощности и централизованное оперативно-диспетчерское управление
система. Установленная электрическая мощность Общества составляет 10,6 тыс.
МВт, установленная тепловая мощность 34,2 тыс. Гкал/ч (39.8 тыс. МВт).

Наряду с электростанциями работу электростанции обеспечивают
15 филиалов — Энергосбыт, ИТ-Центр, Энергосвязь, заводы, проектирование, обслуживание,
настройка и другие ветки.

На тепловых электростанциях ОАО «Мосэнерго» работает 112 турбин (104 ТЭЦ,
6 газотурбинных установок и 2 детандера), 117 энергетических котлов
и 115 пиковых водонагревателей.

Сфера деятельности ОАО «Мосэнерго» распространяется на электроэнергетику и производство электроэнергии.
и его поставка на оптовый рынок и конечным потребителям через ОАО
Мосэнергосбыт, теплогенерация, реализация тепловой энергии конечным потребителям г. Москвы
и Московской области, в том числе по передаче тепла через ОАО «Москва».
Сети теплосети.

Глазное яблоко

№ 1

Одна из первых московских электростанций, построенная в 1911 году. В центре.
плана осветительного кабеля выше.


План завода № 1 (повернуто на 180 градусов по сравнению с фото вверху, река внизу.)


Заводская секция № 1

Чертежи от Мосэнерго

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

№ 9

№ 10

№ 11

№ 12

История электрификации Москвы / Новости / Сайт города Москвы

Коммунальные службы

Фото: Главное архивное управление Москвы

Пульт управления в двигателе помещение ТЭЦ-16 Фото В. Ахломова, 1967 г.

Можно ли представить современный город без электричества? Электричество приводит в движение троллейбусы, трамваи и метро, ​​питает заводы и освещает улицы, офисы и жилые дома. Как люди обходились без него? Как электричество стало частью нашей жизни?

Городское освещение до введения электричества

Согласно исследованиям историка Петра Сытина, уличное освещение в Москве было введено указом Сената от 1730 г. По указу столбы со стеклянными светильниками должны были быть установлены на расстоянии 10 сажен (около 25 метров) друг от друга. В лампах были конопляные фитили, обработанные конопляным маслом, и домовладельцы должны были следить за фонарными столбами в своем районе.

К началу 19-й век, в городе было около 7000 фонарных столбов. Однако в стандарты были внесены поправки, увеличившие расстояние между фонарными столбами до 100 метров на основных магистралях и до 50 метров в переулках. Вскоре после этого изменилась и конструкция фонарных столбов: 5000 фонарей закрепили на стенах зданий, а фонарные столбы оставили только на участках без построек поблизости и закрепили не на вершинах столбов, а на длинных плечах, направленных вверх и вниз. улицы.

Большинство фонарных столбов было уничтожено московским пожаром во время Отечественной войны 1812 года, но к 1825 году количество фонарных столбов даже превысило довоенный показатель и достигло почти 7600 штук.

Середина 19 века ознаменовалась массой экспериментов: в 1849 году в Москве было установлено 100 ламп, в которых вместо конопляного масла использовалось ламповое масло (по этой причине их обычно называли варшавскими лампами). В 1852 году в городе появилось около 130 ламп, сжигающих спирт и скипидар для освещения улиц, и они оказались настолько удачными, что за десять лет число этих ламп увеличилось до 2300. Однако вскоре керосин стал предпочтительным маслом для системы уличного освещения Москвы: в 1865 г.200 фонарных столбов горели керосином.

В то время была найдена еще одна удобная альтернатива нефти: в 1865–1867 годах в Москве был построен газовый завод и уже через год на улицах, именуемых (каждая) Садовой, было установлено 3100 газовых фонарных столбов. За следующие 20 лет количество газовых фонарных столбов почти утроилось.

Электрическое освещение: Проблемы с прорезыванием зубов

В 1883 году первые 32 электрические лампы осветили Кремль, террасу у храма Христа Спасителя и Большой Каменный мост. Электричество обеспечивала небольшая электростанция при Винно-соляном бондовом складе на Болотной набережной. Его ограниченная мощность оказалась препятствием для развития электроосвещения в Москве, поэтому в 1891, в городе было лишь немногим более 40 фонарных столбов с дуговыми электродуговыми лампами.

Московская городская электростанция № 1 (МОГЭС-1, ныне Смидовичская ГЭС № 1) построена в 1896–1897 гг. на Раушской наб., 8 при электрическом освещении – 1886 г. Акционерное общество (создано в Санкт-Петербурге по инициативе братьев Сименс). Сначала станция обеспечила электроэнергией улицы Петровка и Кузнецкий мост, а также другие центральные улицы. Например, на трехкилометровом участке Тверской улицы между Иверскими воротами и Тверской заставой было около 100 фонарных столбов. В конце 1900-х годов электрическое освещение вытеснило керосиновое в районе Пресни, по переулкам Замоскворечья и других районов Москвы.

ГЭС-1 была оснащена самым современным оборудованием и могла вырабатывать электроэнергию для питания 30 000 электрических ламп накаливания, яркость каждой из которых эквивалентна 16 свечам. К 1905 году газовый завод полностью перешел под контроль города, и власти долго тянули с переходом с газа на электричество, которое им предстояло купить для освещения городских улиц. Господство газового освещения по количеству фонарных столбов и их общей мощности продолжалось до конца 19 века.20 с. Большая часть центра города в пределах Садового кольца имела в основном газовое уличное освещение.

От революции в освещении к революции с приглушенным светом

В 1910-е годы электрификация стала постепенно набирать обороты: новые фонари устанавливались на площадях, бульварах, улицах и переулках, а также вдоль трамвайных путей. К началу 1913 года улицы города освещали 440 дуговых электрических ламп и почти 1300 электрических ламп накаливания. Для сравнения: их было около 9.000 газовых фонарных столбов с усовершенствованными горелками в городе, а окраины были освещены 11 000 керосиновыми лампами.

Существует и другой способ сравнения соотношения различных источников уличного освещения: общая длина улиц с электрическим освещением составила всего 19 км, а с керосиновыми фонарями — около 340 км. Неудивительно, что городская управа сообщила, что «подавляющее большинство улиц и площадей, а также бульваров и скверов имеют крайне плохое освещение».

Первая мировая война, революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война только усложнили дело, так как многие фонарные столбы были разрушены. По официальным данным, в 1924 г. в городе насчитывалось около 5000 газовых и керосиновых фонарей, при этом на основных магистралях оставалось чуть более 100 дуговых электрических ламп, а на переулках Замоскворечья и некоторых других районов — около 3200 электрических ламп накаливания.

Триумф электричества

Ускоренная индустриализация в Советском Союзе начала приносить плоды: в 1932, все газовые фонари были заменены на электрические, количество которых к концу 1930-х годов увеличилось примерно до 40 тысяч.

В годы Великой Отечественной войны (1941–1945) Москва вновь погрузилась во тьму. Из-за непрекращающихся бомбардировок город приходилось постоянно отключать, что вызывало долгосрочные последствия. Например, в течение почти десяти лет после окончания войны Кремль был единственной архитектурной достопримечательностью, которая освещалась ночью. Инсталляция, предназначенная для освещения контуров и стен Кремля, была изготовлена ​​в 19 году.47 к 800 -й годовщине основания Москвы.

Во второй половине 20 го века было обновлено освещение всех основных улиц города. Высокие декоративные чугунные мачты, увенчанные зеркальными отражателями, впервые появились в начале 1950-х годов. В 1955 году начались работы по установке уличных фонарей новой конструкции, изготовленных из стекла и снабженных люминесцентными лампами (дневного света). 0235 Брестская улица, к концу 1960-х эти фонари стали постоянным элементом города.

В 1975 г. на проспекте Карла Маркса (ныне улица Охотный ряд) и площади Дзержинского (ныне Лубянская площадь) установлены подвесные светильники иностранного производства с натриевыми лампами высокого давления. Их необычное оранжевое свечение с тех пор стало визитной карточкой Москвы.

Системы освещения на основе технологии LED (светоизлучающих диодов) активно внедряются с начала 21 ст в., в основном за счет двух факторов: во-первых, они ярче и энергоэффективнее ламп накаливания, а это позволяет городу сократить бюджетные расходы; Во-вторых, светодиодные фонари могут менять цвет, что позволяет городским властям разнообразить освещение города. Сегодня власти Москвы освещают все здания вдоль улиц в центре города и все выездные магистрали.

Количество уличных фонарей в Москве резко увеличилось за последние 50 лет: в конце 1950-х годов было более 75 000 огней, а в 1985 году их число превысило 160 000. К концу 2015 года в Москве насчитывалось более 540 000 уличных фонарей, призванных освещать многие улицы города, дворы, памятники архитектуры и парки.

Электричество в домах и других местах

Электричество стало частью повседневной жизни москвичей в начале 20 века. Это символизировало их замечательное будущее, время, когда людям не придется выполнять тяжелую физическую работу благодаря этому новому типу энергии. Например, народное гуляние в Манеже во время пасхальных праздников в 1901 прошел под девизом «Царство цветов, растений и электричества». По этой причине, помимо богато украшенного интерьера, Манеж освещался электрическими лампочками.

В своих воспоминаниях московский губернатор Владимир Джунковский описывает, как Москва была освещена к празднованию столетия войны 1812 года: «Очень многолюдные улицы были буквально залиты разноцветными огнями. Многие здания сверкали электрическими огнями, установленными вдоль их архитектурных очертаний. Высокое здание Румянцевского музея (ныне Дом Пашкова – mos.ru ) выделялись, как и эффектно подсвеченные здания вдоль Софийской набережной».

Появление первых электрических лампочек в домах произвело настоящий фурор. Люди поняли, что наступила новая эра, и слово «электричество» стало символом прогресса. Горожане буквально осаждали московского обер-полицмейстера, прося у него разрешения на электрификацию их домов. В их заявках содержались подробные спецификации источников питания, в том числе схемы электропроводки в комнатах. В 1904 января фабрикант Николай Зимин установил в своем доме на Большой Алексеевской улице электроосветительное оборудование, которое ночью освещалось 73 электрическими лампочками мощностью 3,5 Вт.

Писатель Юрий Олеша писал: «Это были не те лампы, которые мы имеем сейчас — лампы, которые сразу дают максимальный свет, — скорее они постепенно и медленно набирали ожидаемую силу света… Помню, толпы людей из других квартир приходили посмотреть на их первая светящаяся электрическая лампочка… Конечно, это было жесткое свечение голой лампочки – похожее на то, что мы видим сегодня в каком-нибудь подъезде. Но это был новый, невиданный доселе свет! Назначено было «электричество» — слово в то время малоизвестное, увлекательное и малопонятное!»

К 1913 г. электроэнергией стал пользоваться ряд муниципальных учреждений, таких как: городская пекарня, снабжавшая больницы хлебом; дешевые общежития на ул. Мещанская, 2 и ; Бутырская поликлиника на углу улиц Палихи и Тихвинской; пятиэтажное здание Ермаковской ночлежки по адресу: ст. Дьяковский переулок, 1 (рядом с Каланчевской площадью).

Электричество в проводах ускоряет путешествие

В последней четверти 19 века конки были самым массовым видом общественного транспорта Москвы, перевозившим в середине 1890-х годов до 25 миллионов пассажиров в год. К концу века лошадей стало вытеснять электричество. Например, в 1899 году была проложена электропроводка на конке Долгоруковской линии, идущей от Страстной площади (ныне Пушкинская площадь) до Петровского парка через Бутырскую заставу. Это событие дало старт электрическому трамваю в Москве.

В 1902 году Московская городская дума начала рассмотрение вопроса о строительстве центральной городской трамвайной электростанции. Для этой цели городские власти выделили участок набережной района Берсеневки у Малого Каменного моста (в просторечии именуемый Вторым Винно-Соляным Хранилищем), находившийся в собственности города. Выбор этого земельного участка был обусловлен двумя причинами: во-первых, вода требовалась для питания паровых турбин, а во-вторых, река использовалась для перевозки угля.

В 1902 году Городская дума создала специальную комиссию по электрификации железнодорожных путей во главе с Владимиром Ольденборгером, одним из самых компетентных городских инженеров. После рассмотрения ряда проектов город утвердил план архитектора Николая Башкирова. Новая электростанция строилась в два этапа с 1904 по 1908 год. Он располагался в продолговатом здании с четырьмя трубами по углам и оформлен в русском стиле. Так на Болотной набережной появилась вторая электростанция города – ГЭС-2. Станция снабжала электроэнергией электрические трамваи и некоторое время даже называлась Трамвайной электростанцией.

В путеводителе 1917 года Достопримечательности Москвы говорится: «Городские трамваи питаются от электричества, которое подается от специально построенной электростанции… Станция вырабатывает 6600 вольт переменного тока; подземные кабели затем ведут его к девяти подстанциям, расположенным в разных частях города, где переменный ток высокого напряжения преобразуется в постоянный ток напряжением 600 вольт; далее постоянный ток проводится по подземным кабелям от подстанций к проводам; оттуда он течет через электрическую дугу ведущей тележки к ее двигателю и приводит тележку в движение; отработанный электрический заряд возвращается к подземным кабелям по рельсам и направляется на подстанции».

В 2015 году ГЭС-2 была выведена из эксплуатации, а через год Правительство Москвы приняло решение о реконструкции исторического здания, преобразовав его в музейно-просветительский комплекс, Академию современного искусства . .

Не только на электричестве работают трамваи, троллейбусы и метро, ​​а также пригородные поезда, которые своим названием в русском языке — электрички — обязаны этому типу движения. Проект электрификации железнодорожных путей в Москве стартовал в 1919 г.29 и был завершен только в середине 1950-х годов. Сегодня электрички ежедневно перевозят по городу более 10 миллионов пассажиров.

В гармонии со временем… и водой

Существует множество областей применения электричества в экономике города. Например, развитие трамвайного сообщения потребовало установки синхронизированных электрических часов в различных районах для контроля интервалов обслуживания. В книге «Современная экономика Москвы » говорится: «Часы настроены на синхронность с центральными часами, установленными в здании городской думы на Воскресенской площади» (ныне площадь Революции — 9).0230 mos.ru ).

В 1912 году Мытищинская водонапорная станция, снабжавшая город водой, начала использовать электричество. Они установили генераторы для работы насосов, а также электрическое освещение во всех зданиях, расположенных на территории станции, включая машинный зал, офисы и жилые дома для рабочих. Единственные оставшиеся газовые лампы использовались для наружного освещения.

В 1902 г. Воробьевское водохранилище вошло в состав сети сооружений первой городской водопроводной станции – Рублевской, расположенной в 45 км от города вверх по Москве-реке. Этот резервуар емкостью 170 000 кубометров играл важную роль в регулировании водоснабжения и был оснащен электрическими сигнальными устройствами для контроля уровня воды.

Развитие Московской электросети

В 1917 году мощность всех электростанций, действующих в Москве и Московской губернии, составляла 93 МВт. В декабре 1920 года Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) утвердила план увеличения суммарной мощности городских электростанций в 3,5 раза, до 340 мегаватт.

Введенная в эксплуатацию в 1922 году Каширская государственная районная электростанция (ГРЭС) начала поставлять электроэнергию в энергосистему Москвы по линиям электропередач протяженностью 120 километров. Через три года была введена в эксплуатацию Шатурская ГРЭС, а еще через год создана центральная диспетчерская служба по контролю за работой Московской энергосистемы.

В 1931 году Пленум ЦК ВКП(б) принял решение о строительстве в Москве крупных тепловых пунктов (ТЭЦ). В 1933 году на ГЭС-1 была установлена ​​первая отечественная теплофикационная турбина мощностью 12 МВт, в результате чего общая выработка электроэнергии электростанцией достигла 120 МВт. В 1937 году мощность Московской энергосистемы достигла рекордной отметки в 1 гигаватт.

К 1940 году были введены в эксплуатацию Угличская и Рыбинская ГЭС. Оба завода сыграли большую роль в электроснабжении Москвы, особенно в годы Великой Отечественной войны (1941-1945).

К концу 1960-х годов суммарная мощность всех электростанций, объединенных в Московскую энергосистему, достигла шести гигаватт. В конце 1970-х годов город получал энергию от 20 электростанций, в том числе от Конаковской и Волжской, а также от различных подстанций, распределявших электроэнергию по районам города.

Профессия некоторых людей — освещать свою страну

Электроэнергетическая сеть представляет собой сложный инженерный комплекс, для обслуживания и управления которым требуются квалифицированные специалисты. В Москве специалистов в этой области готовили уже в начале 20 9 г.0234-й гг., например, на электротехническом факультете Солдатёнковского промышленного училища на Донской улице, открытого в 1909 г., готовили техников для промышленных предприятий и коммунального хозяйства, использующих электричество. В 1911 году учащиеся ремесленного училища при Бахрушинском городском приюте первыми получили квалификацию мастера электроцеха.

В 1921 году была создана Московская корпорация государственных электростанций (Мосэнерго). Сегодня это крупнейший территориальный генерирующий объект России и одна из ведущих теплогенерирующих компаний мира. В его состав входят 15 электростанций общей мощностью 13 гигаватт и 17 тепловых электростанций.

Когда в москве появилось электричество: Начало электрификации Москвы