Eng Ru
Отправить письмо

Росатом принял участие в Международной конференции по вопросам реализации программ вывода из эксплуатации и восстановления окружающей среды. Крюков росатом


«Остановить накопление РАО и ОЯТ»

Об итогах первой федеральной программы по обеспечению ядерной и радиационной безопасности и целях новой программы «СР» рассказал директор по государственной политике в области радиоактивных отходов (РАО), отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов (ВЭ ЯРОО) Госкорпорации «Росатом» Олег Крюков.

— Расскажите, как идет формирование дивизиона ЗСЖЦ? Какие задачи поставлены перед подразделением?

— Сегодня можно говорить, что дивизион ЗСЖЦ уже сформировался. Его базовые предприятия — Горно-химический комбинат, «РосРАО», «Радон», Радиевый институт им. Хлопина и ФЦ ЯРБ. Основные задачи, которые были поставлены в прошлом году, – это утверждение регламентов взаимодействия с предприятиями, создание системы планирования и бюджетирования, снижение цен на услуги по хранению ОЯТ и РАО, увеличение выручки дивизиона, выход на зарубежные рынки. В этом году начаты работы над стандартизацией деятельности предприятий, которые входят в дивизион, продолжается поиск контрактов на переработку ОЯТ за рубежом. Работа идет в штатном режиме. Задачи ясны, мы их решаем.

— В каком состоянии находится законодательная база по бэкенду в России и как развивается создание единой госсистемы обращения с РАО?

— Законодательная база в области бэкенда еще формируется. Я считаю большим достижением, что у нас есть 190-й федеральный закон об обращении с РАО, который регулирует основные вопросы организации деятельности по обращению с РАО. Во-первых, в нем содержится требование об обязательном захоронении отходов и критерии приемлемости отходов для захоронения. Раньше такого не было. За прошедшие четыре года были проведены исследования и определены территории, где могут находиться пункты захоронения, что очень важно. Во-вторых, закон устанавливает порядок оплаты захоронения РАО и вводит государственное регулирование цен — тарифы. Эти тарифы были утверждены Минприроды в 2013 году. С тех пор производители РАО начали работать над уменьшением объемов образующихся отходов, стали строже относиться к своим технологиям, к учету РАО и их сортировке.

Кроме того, с 2011 года принято более 15 актов правительства Российской Федерации в области обращения с РАО, проведена первичная регистрация накопленных отходов – так называемого наследия, развивается государственная система учета и контроля РАО. Как видите, закон затронул все аспекты деятельности.

Но есть и сложности. Например, цезий-137 был отнесен к долгоживущим радионуклидам, а это совсем другие тарифы по захоронению. Пришлось провести большую работу для обоснования изменений в постановление правительства. Но такие казусы встречаются нечасто.

В целом создание единой государственной системы обращения с РАО идет в графике.

— Удалось привести цены на обращение с РАО к приемлемому уровню?

— В 2014 году разработан типовой договор на услуги по обращению с РАО, снижены цены на временное хранение, продолжается снижение цен на переработку и кондиционирование РАО. Понятно, что здесь есть предел: предприятия нашего дивизиона должны быть рентабельными, причем рентабельными в условиях непростой экономической ситуации.

Если говорить о захоронении, то, как вы помните, тарифы там устанавливает государство. А вот снизить затраты на подготовку и перевозку отходов к местам захоронения предприятия-производители могут сами, организовав эти работы самостоятельно, а могут обратиться в наш дивизион — к «РосРАО» и «Радону».

— Где аккумулируются деньги, которые компании платят за захоронение РАО?

— Средства аккумулируются в специальном резервном фонде госкорпорации и перечисляются на счет, открытый в Центральном банке России. Они будут расходоваться на строительство пунктов захоронения и услуги по захоронению в соответствии с инвестиционной и производственной программой национального оператора.

— Как идет наполнение этого фонда? Все ли предприятия отчисляют средства?

— Да, абсолютно все предприятия, которые производят РАО, платят в соответствии с заключенными договорами. Сумма зависит от объема и класса отходов. Ежегодно «Росатом» утверждает по всем предприятиям прогноз образования РАО на следующий финансовый год и устанавливает норматив отчислений в резервный фонд.

Пост сдал – пост принял

— Какие у дивизиона основные планы до конца года?

— Нужно завершить все мероприятия в рамках первой ФЦП по обеспечению ядерной и радиационной безопасности — это, пожалуй, основная наша задача. Кроме того, продолжим наращивать выручку дивизиона, заключать зарубежные контракты и снижать затраты на хранение и утилизацию РАО и ОЯТ. Это тоже очень важная, актуальная задача, которая поставлена генеральным директором госкорпорации.

— Не возникает проблем с закрытием первой ФЦП?

— Программа была направлена на решение наиболее острых вопросов и, завершая ее в этом году, мы стремимся выполнить все поставленные перед нами задачи. Некоторым мероприятиям уделяется особое внимания, чтобы уложиться в срок, прежде всего это касается объектов капитального строительства. Мы понимаем, что успешное окончание первой ФЦП ЯРБ — главное условие принятия второй. Правительство, население страны и общественные организации должны быть уверены, что мы способны решить сложные задачи.

— Расскажите подробнее про вторую федеральную программу.

— Она рассчитана на 15 лет — с 2016 по 2030 год. Эта программа, так же как и первая, направлена на решение проблем ядерного наследия, и проблем достаточно весомых. Новая ФЦП должна в итоге решить большую часть проблем наследия. Но самое главное, проекты, реализуемые в рамках второй ФЦП ЯРБ, должны остановить накопление РАО и ОЯТ. У нас сейчас образуется больше облученного топлива, чем перерабатывается. Вот в ходе реализации второй ФЦП нужно создать такие мощности, которые позволят развернуть этот тренд в другую сторону.

— Есть вероятность, что часть мероприятий перекочует из первой ФЦП во вторую?

— Перенести не получится. Это разные программы, одна заканчивается — начинается вторая. Но прежде мы должны отчитаться за выполнение первой ФЦП.

— Проект второй целевой программы уже существует?

— Концепция утверждена в апреле этого года, а сама программа должна быть утверждена правительством в августе. С точки зрения финансирования она будет емче: срок больше, да и планы амбициознее. Обе ФЦП реализуются при участии нескольких государственных заказчиков, а «Росатом» — госзаказчик-координатор.

Два ключевых проекта будущей программы – это вторая очередь опытно-демонстрационного центра по переработке ОЯТ и строительство подземной исследовательской лаборатории в Нижне-Канском гранитоидном массиве. Сейчас на ОДЦ сдается пусковой комплекс мощностью всего 5 т ОЯТ в год. Это такие больше камеры, где будут оттачивать технологии переработки облученного топлива. Вторая очередь выйдет уже на 250 т в год. Есть возможность увеличить мощность до 400 т, но вопрос пока обсуждается.

Среди важных мероприятий второй ФЦП — вывод из эксплуатации объектов наследия и реабилитация территорий. Важно, что после этих работ значительные площади станут пригодными для организации новой деятельности и новых бизнесов.

Обоюдный интерес

— Как вы оцениваете перспективы «Росатома» на рынке «бэкенда» за рубежом?

— Перспективы есть, есть успешный опыт. «РосРАО» вышло на международный уровень, выиграв тендер на создание опытной установки для отработки технологии очистки от трития загрязненных вод аварийной АЭС «Фукусима-1» в Японии. У нас несколько совместных проектов с немецкой Nukem, входящей в контур «Росатома». Недавно принято решение, что Nukem будет помогать компании «ФЦ ЯРБ» на зарубежном рынке, а мы, в свою очередь, предложим немцам разные сценарии работы на российском рынке бэкенда. По большей части наши интересы концентрируются в Европе.

Вообще, выход на международную арену — достаточно сложная задача для сферы ЗСЖЦ. Например, для строительства объектов по обращению с ОЯТ и РАО нужно провести общественные слушания — это требование закона и в России, и за рубежом. Понятно, что в другой стране заниматься обращением с РАО и ОЯТ еще сложнее, так как надо доказать, что мы у себя работаем безопасно и эффективно. И очень хорошо, что у нас уже есть опыт.

— Влияет ли политика на деятельность дивизиона и сотрудничество России с другими странами в сфере ядерной и радиационной безопасности?

— Никакого замедления темпа работ мы не заметили. Например, в сферу деятельности нашего дивизиона входит сотрудничество с европейскими странами-донорами, такими как Дания, Норвегия, а также ЕБРР по утилизации ядерного наследия на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Здесь налицо взаимная заинтересованность: проблемы ядерного наследия носят трансграничный характер, и их решение соответствует национальным интересам всех стран. Работы на Крайнем Севере и Дальнем Востоке мы планируем завершить к концу 2017 года, к этому моменту основные задачи обеспечения безопасности объектов ядерного наследия будут решены.

Справка:

ФЦП «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года» — первый, подготовительный этап комплексного решения проблем обеспечения ядерной и радиационной безопасности: обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов, а также совершенствования систем обеспечения и контроля. Это этап выявления проблем и поиска современных и эффективных решений. Второй этап, рассчитанный на 2016 — 2030 годы, предусматривает развертывание инфраструктуры для вывода ядерно и радиационно опасных объектов из эксплуатации и реабилитации загрязненных территорий. Государственными заказчиками программы определены госкорпорация «Росатом», Минобрнауки, Минпромторг, Ростехнадзор и ФМБА.

www.rosatom.ru

Правление

Полномочия Правления

Правление является коллегиальным исполнительным органом Госкорпорации.

В состав Правления входят: генеральный директор, являющийся членом Правления по должности; заместители генерального директора.

Деятельностью Правления руководит генеральный директор Госкорпорации.

Члены Правления назначаются на должность и освобождаются от должности Наблюдательным советом Госкорпорации по представлению генерального директора Госкорпорации и работают на постоянной основе.

В соответствии с Федеральным законом «О государственной Госкорпорации по атомной энергии «Росатом» Правление Госкорпорации осуществляет следующие полномочия:

  • представляет на утверждение Наблюдательного совета Госкорпорации предложения по основным направлениям деятельности и финансово-экономическим показателям деятельности Госкорпорации на очередной год;
  • определяет позицию акционера-Госкорпорации по вопросам деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Госкорпорации, за исключением вопросов, которые относятся к компетенции Наблюдательного совета Госкорпорации;
  • разрабатывает проекты программы деятельности Госкорпорации на долгосрочный период и финансового плана деятельности Госкорпорации, предусматривая при этом объем расходования и направления использования средств специальных резервных фондов Госкорпорации;
  • подготавливает предложения о направлениях использования прибыли Госкорпорации;
  • подготавливает предложения о создании филиалов, об открытии представительств и о создании учреждений Госкорпорации;
  • утверждает перечень проектов, которые финансируются за счет средств специальных резервных фондов Госкорпорации;
  • утверждает порядок направления части прибыли подведомственных предприятий, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, в доход Госкорпорации;
  • одобряет годовой отчет Госкорпорации до представления его Наблюдательному совету Госкорпорации;
  • утверждает годовую бухгалтерскую отчетность учреждений Госкорпорации;
  • осуществляет иные полномочия, возложенные на Правление решениями Наблюдательного совета Госкорпорации.

www.rosatom.ru

Россия преодолела кризис, связанный с ядерным наследием (РИА "Новости")

Одним из достижений российской атомной отрасли за последние годы стало успешное проведение по всей стране работ, связанных с ликвидацией ядерного наследия советских времен. О том, какие новые технологии применяют отечественные атомщики для обеспечения экологической безопасности, в интервью РИА "Новости" рассказал директор по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов Госкорпорации "Росатом" Олег Крюков.

— В нынешнем году завершается Федеральная целевая программа "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года", но она как новая программа, называемая ФЦП ЯРБ-2, будет продлена до 2030 года. В чем необходимость программы? Что вы считаете основными результатами ее первой части и что надо будет сделать в рамках второй?

— В начале 2000-х годов стало понятно, что проблемы, связанные с ядерным наследием советских времен, прежде всего с большим количеством накопившегося за несколько десятилетий отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО), необходимо решать, что мы не можем больше работать по принципу "отложенных решений", так как состояние отдельных объектов и общий объем отложенных решений стало трудно контролировать. Была разработана федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности, целью которой было комплексное решение возникших проблем.

И сейчас уже можно сказать, что действующая ФЦП ЯРБ-1 успешно завершается. Более того, работы по программе не только будут полностью завершены, но завершены с перевыполнением — в целом почти на 10 процентов. В рамках ФЦП удалось сделать многое — вывезено и размещено на долговременное хранение или на переработку 28,5 тысячи отработавших тепловыделяющих сборок реакторов различного типа, как энергетических, так и исследовательских. Вывезено около 800 отработавших топливных сборок с атомных подводных лодок. Дальний Восток нашей страны теперь полностью свободен от отработавшего ядерного топлива атомных субмарин.

Решена задача по реабилитации 2,7 миллиона квадратных метров загрязненных радионуклидами территорий, это более чем на миллион квадратов больше, чем планировалось по программе. Важным результатом стало создание стратегического мастер-плана решения проблем загрязненного радионуклидами Теченского каскада водоемов в Челябинской области.

Что касается вывода из эксплуатации ядерно- и радиационно опасных объектов, то здесь прежде всего отмечу завершившийся в Северске вывод из эксплуатации первого отечественного двухцелевого промышленного уран-графитового реактора ЭИ-2.

Самым главным итогом первой ФЦП ЯРБ-1 стало то, и это надо особо подчеркнуть, что кризис, связанный с ядерным наследием в нашей стране, преодолен. Все объекты, которые десять лет назад вызывали тревогу у специалистов, сегодня приведены в безопасное состояние.

Программа получила серьезное научное обоснование и сопровождение. В реализации мероприятий программы принимали участие более 400 организаций нашей страны при экспертной поддержке специалистов и ученых Росатома и Российской академии наук. Без преувеличения, мероприятиями этой программы была охвачена вся страна

За это время было создано около 50 уникальных технологий обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. И теперь, получив колоссальный опыт работы с объектами наследия, мы готовы приступить к выполнению следующей ФЦП ЯРБ-2, которая становится продолжением первой и началом планомерного решения накопленных проблем.

— Какие основные целевые показатели заложены в ФЦП ЯРБ-2?

— Назову некоторые. Предстоит вывезти 83 тысячи отработавших топливных сборок и переработать 3 тысячи тонн отработавшего ядерного топлива. Планируется вывести из эксплуатации 82 ядерно- и радиационно опасных объекта. Надо будет законсервировать семь промышленных уран-графитовых реакторов. В планах также реабилитация 4,3 миллиона квадратных метров территории.

И, наконец, должно быть завершено создание наиболее сложных объектов инфраструктуры единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами, без которых не может быть достигнута цель создания этой системы — обеспечение эффективного и безопасного обращения с радиоактивными отходами в нашей стране в целом.

— Международные эксперты отмечают, что Россия — одна из немногих стран, имеющих технологии безопасного обращения с отработавшим ядерным топливом реакторов АЭС. При этом они, прежде всего, отмечают не имеющие аналогов в мире уже построенные и возводимые комплексы по хранению и переработке ОЯТ на Горно-химическом комбинате в Железногорске. В чем заключается особая роль ГХК?

— Горно-химический комбинат в советское время производил оружейный плутоний, необходимый для обеспечения безопасности страны. Сейчас перед ГХК стоит новая задача — стать современным центром по обращению с отработавшим ядерным топливом энергетических реакторов. Я убежден, что через некоторое время Горно-химический комбинат станет главным центром по решению этой задачи.

Для этого есть все основания. Прежде всего, у ГХК накоплен большой опыт централизованного хранения отработавшего топлива. Мы начинаем уходить от "мокрого" хранения ОЯТ в бассейнах с водой к "сухому" варианту, где отсеки с ОЯТ охлаждаются воздухом.

— В чем преимущества нового варианта?

— Технология "сухого" хранения отработавшего топлива основана на пассивном принципе обеспечения безопасности — даже в случае потери источников энергоснабжения будут сохранены все условия безопасного хранения ОЯТ за счет естественной конвекции охлаждающего потока воздуха. "Мокрое" хранилище требует более тщательного обслуживания, ведь если вода по каким-то причина исчезает из бассейна, то это серьезный инцидент, который теоретически может привести к последствиям типа фукусимской аварии. Кроме того, тут есть и экономическая составляющая — хранение топлива в "сухом" хранилище почти в пять раз дешевле, чем в мокром.

— Это технологии хранения отработавшего топлива, а что вы скажете о его переработке?

— На ГХК строится опытно-демонстрационный центр по переработке отработавшего ядерного топлива. Это инновационный радиохимический завод, отличительной чертой которого является полное отсутствие жидких технологических сбросов за счет создания замкнутого водооборота и отверждения образующихся радиоактивных отходов. По экологическим показателям он будет превосходить другие перерабатывающие предприятия, действующие как в России — завод РТ-1 на производственном объединении "Маяк", так и за рубежом — французские заводы на мысе Ла Аг. Если мы посмотрим, что происходит у французов, там часть жидких низкоактивных отходов, загрязненных радионуклидами, в частности тритием и долгоживущим изотопом йода, сбрасывается в океан. На ГХК ничего подобного не будет.

— Понятна ли экономика этого объекта?

— Конечно, себестоимость нашей новой технологии заранее была просчитана — она будет полностью конкурентоспособной и привлекательной для заказчиков. Одна из причин того, что Ла Аг серьезно, раза в полтора, недозагружен — это высокая стоимость переработки на этом предприятии.

В нынешнем году мы должны сдать пусковой комплекс опытно-демонстрационного центра с исследовательскими горячими камерами, рассчитанными на переработку до пяти тонн ОЯТ реакторов ВВЭР-1000 в год. Отработка процесса переработки в исследовательских камерах нужна для того, чтобы в 2020 году завершить строительство второй очереди опытно-демонстрационного центра производительностью 250 тонн ОЯТ в год с обоснованными технологическими и стоимостными параметрами, а также отработать технологии фракционирования минорных актинидов (опасных радиоактивных элементов, накопившихся в ядерном топливе при работе в реакторах АЭС — ред.) для существенного снижения радиотоксичности захораниваемых отходов.

— Одно из главных событий для атомной отрасли России в этом году — открытие на комбинате производства так называемого ядерного МОКС-топлива.

— Да, в 2014 году на Горно-химическом комбинате впервые в мировой практике создан завод по фабрикации смешанного уран-плутониевого топлива (МОКС-топлива) для прототипа коммерческого реактора на быстрых нейтронах БН-800 четвертого блока Белоярской АЭС.

Для России это первый шаг по промышленному вовлечению потенциала плутония в ядерный топливный цикл. До этого наша страна повторно использовала только часть продуктов переработки — регенерированный уран для производства ядерного топлива реакторов РБМК и получаемый при переработке ОЯТ на заводе РТ-1 производственного объединения "Маяк", а плутоний отправлялся на склад. Именно этот плутоний и был использован для стартовой загрузки реактора.

Помимо производства МОКС-топлива для быстрых реакторов, на новом заводе на ГХК сможем вести работы по фабрикации РЕМИКС-топлива.

Оно предполагает использование смеси изотопов урана и плутония для топлива реакторов на тепловых нейтронах, причем повторное использование такого топлива, рецикл, может быть осуществлено многократно, в отличие от французского варианта МОКС для "тепловых" реакторов, где возможен лишь однократный рецикл.

Новое производство будет действовать в целом в очень важной сфере — в переработке отработавшего ядерного топлива, где вопрос использования продуктов переработки чрезвычайно важен. Уникальная площадка, созданная на ГХК, сочетает три "передела" — хранение, переработка ОЯТ и производство топлива из продуктов переработки и, по сути, является интегрированным заводом по рециклированию отработавшего топлива. Скажу, что в мире такой второй площадки нет.

Горно-химический комбинат, по сути, переквалифицируется. Но специалисты комбината успешно осваивают новые направления — здесь сказывается то преимущество, что мы находимся в рамках госкорпорации, благодаря чему передача знаний от одного направления к другому проходит быстро.

— Следом за реактором БН-800 рассматривается возможность строительства коммерческого энергетического реактора на быстрых нейтронах БН-1200. Напрашивается идея создать производство топлива для этого реактора также на ГХК.

— Не исключаю такой возможности. Думаю, что если будет принято решение строить БН-1200, то ГХК будет иметь приоритет с точки зрения расположения производства. Потому что у комбината уже будет и опыт таких работ, да и территориально разносить такие производства нецелесообразно.

— Мы говорили об обращении с отработавшим ядерным топливом. Вторая большая часть работы на вашем направлении — утилизация радиоактивных отходов, накопленных в России за многие десятилетия. Как здесь обстоят дела?

— В соответствии с действующим федеральным законом "Об обращении с радиоактивными отходами" все они должны быть захоронены. В течение двух лет, в 2013 и 2014 годах, по всей стране проводилась первичная регистрация радиоактивных отходов, накопленных до вступления в силу этого закона, и мест их размещения. Результаты первичной регистрации переданы в правительство. После их утверждения правительством начнется планомерная и аккуратная работа по захоронению всех накопленных отходов.

Одновременно строятся пункты централизованного захоронения для вновь образующихся отходов АЭС, предприятий топливного цикла и организаций, использующих источники ионизирующего излучения в своей деятельности.

— Сколько таких пунктов планируется построить в стране?

— Есть несколько видов пунктов захоронения радиоактивных отходов. Для РАО первого и второго класса достаточно одного пункта захоронения. Для РАО третьего и четвертого классов таких пунктов будет несколько, и первый из них уже построен на территории Уральского электрохимического комбината в Новоуральске. Кроме того, будут созданы пункты для захоронения отходов добывающих предприятий и полигоны для захоронения очень низкоактивных РАО.

— Не секрет, что в ряде регионов эти планы у некоторых людей вызывают опасение и даже страхи.

— Да, на сей счет существуют самые разные фобии. Но вот какая парадоксальная, на первый взгляд, вещь — практика и у нас и за рубежом показывает, что наибольшим опасениям подвержены люди, проживающие в отдалении от объектов атомной энергетики. А у тех, кто проживает рядом с такими объектами, страхов меньше. Почему? Потому что у них больше объективной и достоверной информации об атомной энергетике — или их родственники, или знакомые работают на наших предприятиях.

Мы занимаем позицию открытости по отношению к обществу. Наша дирекция методично отвечает на все вопросы, которые люди нам присылают. Кроме того, мы выезжаем на места в регионы, где планируется строительство пунктов захоронения и других объектов инфраструктуры, и добиваемся результатов — уже согласовано строительство большинства таких пунктов.

И я считаю, что, объясняя обществу необходимость строительства таких пунктов, мы должны быть терпеливы. Хотя иногда отдельные люди попросту провоцируют конфликты в собственных интересах, сознательно и грубо искажая информацию, запугивая и намеренно вводя население в заблуждение.

— Может, свою роль сыграла и терминология, которую в свое время выбрали не слишком удачно? И теперь эта вывеска "пункты захоронения радиоактивных отходов" отпугивает людей, не понимающих сути вашей работы? "Пункты экологической переработки…" звучало бы более подходяще.

— Согласен! На будущее это надо учесть.

www.rosatom.ru

Олег Крюков, директор по государственной политике в области РАО, ОЯТ и ВЭ ЯРОО ГК "Росатом": «Область «бэк-энда» является относительно новой для стран – пользователей атомной энергии»

- Олег Васильевич, в прошлом году был создан национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами (НО РАО). Какие задачи возложены на НО РАО?

- Сегодня мы создаем в стране единую государственную систему обращения с РАО, суть которой – обязательная окончательная изоляция отходов и исключение потенциального влияния РАО на окружающую среду в России. НО РАО можно назвать ключевым игроком этой системы. По сути – это в чистом виде производственно-экологическая организация, основной задачей которой как раз является создание этой системы.

- Какие полномочия и функции переходят к национальному оператору?

- Как я уже говорил, главная функция – создание самой системы. Причем не правильно говорить, что эта функция переходит. Такой системы до сих пор, по сути, не было. ФГУП «НО РАО» должен стать и уже становится заказчиком проектирования и сооружения объектов окончательной изоляции, обязан их эксплуатировать, размещать в них РАО, вести непрерывный мониторинг на протяжении всего периода потенциальной опасности размещенных в нем РАО.

Второе важнейшее направление – это государственный учет и контроль всех радиоактивных веществ и отходов. Эта система была передана НО РАО в январе этого года. Таким образом, предприятие будет не только принимать отходы на изоляцию, но и отслеживать их путь с момента возникновения.

- Как идет финансирование? Из каких источников? Только ФЦП?

- Не только. ФЦП – это, скорее, частный случай. Из нее в настоящее время финансируются только работы по проектированию подземной лаборатории в Нижне-Канском гранитоидном массиве. Основу для системы финансирования заложил федеральный закон №190. Суть ее в том, что с 15.07.2011 (момента вступления закона в силу) финансовая ответственность за окончательную изоляцию ложится на производителей и собственников РАО. То есть предприятия, деятельность которых ведет к образованию РАО, перечисляют деньги в специальный фонд, из которого впоследствии выделяются средства на окончательную изоляцию радиоактивных отходов.

- А РАО, образовавшиеся до этого? И как отделить одно от другого?

- РАО, образовавшиеся после 15.07.2011, будут иметь статус накопленных и находиться в собственности государства. С целью отделения зерен от плевел – накопленных РАО от вновь образованных – в настоящее время госкорпорация ведет работы по их регистрации. По сути, это большая ревизия, в ходе которой предстоит сделать поверку объемов и видов всех хранящихся в России РАО и условий их хранения.

- Кто проводит эту ревизию?

- В регионах формируются комиссии, состоящие из представителей региональной власти, госкорпорации, организаций, на балансе которых находятся РАО, и представителей надзорных органов – Ростехнадзора, Минприроды. Важно, кстати, что по итогам обследования комиссиями будут подписаны акты, на основании которых в правительство будут представлены материалы для принятия решения об отнесении отходов к той или иной категории.

- Можно несколько вопросов по международному сотрудничеству: сколько объектов по обращению с ОЯТ и РАО в рамках глобального партнерства сдано в эксплуатацию?

- Страны «Группы восьми» вместе с еще 16 странами, присоединившимися к глобальному партнерству с момента его учреждения в Канаде, строят и оснащают объекты инфраструктуры по обращению с ОЯТ и РАО. Главная цель – реабилитация береговых баз в районах: губы Андреева, поселка Гремиха, бухте Разбойник, губы Сайда. Уже 25 объектов готово, все эти объекты существенно улучшили экологическую ситуацию на Северо-Западе России. Они позволяют снять радиационную нагрузку на персонал и повысить безопасность всего региона. И главное – все объекты отличает высокий уровень безопасности, использование качественных материалов и оснащение высокотехнологичной техникой последнего поколения.

- Какие еще объекты необходимо возвести?

- В 2014 году будет построен комплекс по кондиционированию и хранению ТРО. Объект в целом представляет собой уникальный пример эффективного международного сотрудничества. Комплекс обеспечит долговременное хранение 155 реакторных отсеков АПЛ, 25 блоков с отсеками судов атомного технологического обслуживания, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, атомных ледоколов, а также 100 000 кубометров РАО. С 2014 мы будем готовы принимать и перерабатывать РАО со всего региона. Прием и переработка будет осуществляться по схеме: из пунктов хранения ТРО поступает в Сайду, перерабатывается, ставится на хранение до тех пор, пока не появится пункт окончательной изоляции.

- Создание международных центров по выводу из эксплуатации – насколько это реальная перспектива?

- Международные центы по ядерным исследованиям – распространенное явление в странах Западной Европы. Область «бэк-энда» является относительно новой для стран – пользователей атомной энергии. Я считаю, что кооперация в данном направлении нескольких государств, конечно, позволяет генерировать инновационные технологии в кратчайшие сроки. И что еще более важно – распределять высокие затраты между бюджетами нескольких стран.

- Можете привести успешный и показательный пример такого центра?

- В прошлом году мы посетили хранилище ОЯТ в Швеции. Швеция сделала ставку не на переработку, а на долговременное глубокое захоронение ОЯТ с использованием «капсульной технологии». Запаянные в медных 25-тонных капсулах, герметично залитые бетонитом ядерные отходы будут погребены на глубине более 500 метров среди гранитной породы. Шведы активно привлекают международную общественность к данным работам, пропагандируя свой способ обращения с ОЯТ, а также привлекая зарубежные финансовые ресурсы в научные разработки на территорию хранилища.

- Именно Россия является одним из мировых лидеров в области переработки ОЯТ. У нас может быть создан такой центр?

- В Железногорске сейчас успешно строится опытно-демонстрационный центр по переработке ОЯТ. Это будет уникальный объект, на котором можно будет отработать технологии переработки ОЯТ реакторов. А главное, там будут отрабатываться технологии регенерации топлива. Думаю, на базе железногорского объекта возможно создать международный центр по распространению и внедрению знаний в области переработки ОЯТ во всех странах, заинтересованных в регенерации топлива.

www.atomic-energy.ru

Состав НТС № 5 по направлению «Замыкающая стадия ядерного топливного цикла»

2016

Председатель НТС № 5: 1. Мясоедов Борис Федорович заместитель академика-секретаря Отделения химии и наук о материалах РАН, руководитель секции «Химические науки», академик РАН, доктор химических наук (по согласованию)

Заместители председателя НТС № 5: 2. Крюков Олег Васильевич директор по государственной политике в области ОЯТ, РАО и ВЭ Госкорпорации «Росатом»

3. Корогодин Владислав Игоревич директор по управлению жизненным циклом ЯТЦ и АЭС Госкорпорации «Росатом»

4. Абрамов Александр Анатольевич заместитель директора по государственной политике в области ОЯТ, РАО и ВЭ Госкорпорации «Росатом»

Ученый секретарь НТС № 5: 5. Хаперская Анжелика Викторовна старший менеджер Проектного офиса «Формирование системы обращения с ОЯТ» Госкорпорации «Росатом», кандидат химических наук

Члены НТС № 5: 6. Ананьев Алексей Владиленович первый заместитель директора АО «ВНИИХТ», доктор химических наук

7. Верещагин Павел Михайлович начальник лаборатории АО «ВНИПИпромтехнологии», кандидат технических наук

8. Веселов Евгений Иванович директор НТЦ ФГУП «РАДОН», доктор технических наук

9. Винокуров Сергей Евгеньевич старший научный сотрудник ГЕОХИ РАН, кандидат химических наук (по согласованию)

10. Волк Владимир Иванович главный научный сотрудник АО «ВНИИНМ», доктор технических наук

11. Гаврилов Петр Михайлович генеральный директор ФГУП «ГХК», доктор технических наук

12. Глаговский Эдуард Михайлович директор института перспективных ядерных технологий НИЯУ «МИФИ», доктор технических наук (по согласованию)

13. Глинский Марк Львович заместитель генерального директора ФГУ ГП «Гидроспецгеология», кандидат технических наук (по согласованию)

14. Гупало Татьяна Александровна начальник ЦТПИ АО «ВНИПИпромтехнологии», доктор технических наук, профессор

15. Давиденко Николай Никифорович заместитель директора по проектированию и разрешительной деятельности Филиала АО «Концерн Росэнергоатом» по реализации капитальных проектов, доктор технических наук, профессор

16. Дорофеев Александр Николаевич руководитель Проектного офиса «Формирование единой государственной системы обращения с РАО» Госкорпорации «Росатом», кандидат технических наук

17. Ершов Борис Григорьевич заместитель директора ИФХЭ РАН, член-корреспондент РАН, доктор химических наук (по согласованию)

18. Захарова Елена Васильевна заведующая лабораторией ИФХЭ РАН кандидат технических наук (по согласованию)

19. Иванов Евгений Анатольевич заместитель генерального директора, директор отделения радиационной безопасности, РАО, ОЯТ и ВЭ и охраны окружающей среды АО «ВНИИАЭС», кандидат технических наук

20. Иванов Константин Владимирович руководитель Проектного офиса «Формирование системы обращения с ОЯТ» Госкорпорации «Росатом»

21. Калмыков Степан Николаевич заведующий кафедрой Радиохимии Химического факультета МГУ, доктор химических наук (по согласованию)

22. Каримов Рауиль Сайфуллович директор ОАО «Свердниихимаш», кандидат технических наук

23. Колупаев Дмитрий Никифорович заместитель генерального директора ФГУП «ПО «Маяк», кандидат технических наук

24. Комаров Евгений Алексеевич старший менеджер Управления по выводу из эксплуатации ЯРОО Госкорпорации «Росатом»

25. Кудрявцев Евгений Георгиевич начальник Управления Ростехнадзора, кандидат химических наук (по согласованию)

26. Линге Игорь Иннокентьевич заместитель директора ИБРАЭ РАН, доктор технических наук (по согласованию)

27. Магомедбеков Эльдар Парпачевич директор Института материалов современной энергетики и нанотехнологий РХТУ, кандидат химических наук (по согласованию)

28. Николаев Артем Николаевич ведущий научный сотрудник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», кандидат технических наук

29. Пименов Александр Олегович заместитель директора – генерального конструктора по инженерно-технической поддержке ОИАЭ АО «НИКИЭТ», кандидат технических наук

30. Свинаренко Сергей Иванович технический директор АО «ТВЭЛ»

31. Смирнов Валерий Павлович научный руководитель ООО «НПФ Сосны» доктор технических наук (по согласованию)

32. Соболев Андрей Игоревич заместитель директора по науке ФГУП «РосРАО», доктор технических наук, профессор

33. Степанов Сергей Илларионович заведующий кафедрой технологии редких элементов и наноматериалов на их основе Института материалов современной энергетики и нанотехнологий РХТУ, доктор химических наук, профессор (по согласованию)

34. Стефановский Сергей Владимирович советник генерального директора ФГУП НПО «Радон», начальник лаборатории ИФХЭ РАН, доктор химических наук

35. Тананаев Иван Гундарович советник генерального директора по науке ФГУП «ПО МАЯК», член-корреспондент РАН, доктор химических наук

36. Точилин Сергей Борисович генеральный директор АО «СХК»

37. Усанов Владимир Иванович главный научный сотрудник АО «ГНЦ РФ-ФЭИ», доктор технических наук

38. Федоров Юрий Степанович заместитель директора АО «Радиевый институт имени В.Г. Хлопина», доктор химических наук

39. Федосеев Владимир Анатольевич генеральный директор АО «Красная Звезда»

40. Чекмарев Александр Михайлович профессор кафедры технологии редких элементов и наноматериалов на их основе Института материалов современной энергетики и нанотехнологий РХТУ, член-корреспондент РАН, доктор технических наук (по согласованию)

41. Шадрин Андрей Юрьевич главный специалист - научный руководитель - главный технолог объединенного проекта «Разработка базовых технологий переработки ОЯТ и обращения с РАО» Частное учреждение ИТЦП «ПРОРЫВ», доктор химических наук

42. Шарафутдинов Рашет Борисович заместитель директора ФБУ «НТЦ ЯРБ» кандидат технических наук (по согласованию)

43. Шафрова Наталья Павловна советник генерального директора АО «Атомпроект»

44. Юдинцев Сергей Владимирович заведующий лабораторией ИГЕМ РАН, член-корреспондент РАН, доктор геолого-минералогических наук (по согласованию)

www.rosatom.ru

Состав НТС № 4 по направлению «Технологии атомного машиностроения»

2016

Председатель НТС № 4: 1. Дуб Алексей Владимирович первый заместитель Генерального директора АО «Наука и Инновации», советник генерального директора ГНЦ РФ АО «НПО «ЦНИИТМАШ», доктор технических наук, профессор

Заместитель председателя НТС № 4: 2. Скоробогатых Владимир Николаевич заместитель генерального директора – директор института материаловедения ГНЦ РФ АО «НПО «ЦНИИТМАШ», кандидат технических наук

Ученый секретарь НТС № 4: 3. Козлов Павел Александрович заместитель заведующего отделом материаловедения ГНЦ РФ АО «НПО «ЦНИИТМАШ», кандидат технических наук

Члены НТС № 4: 4. Архипов Олег Петрович директор отделения целостности конструкций АО «НИКИЭТ», кандидат технических наук

5. Балюра Константин Иванович руководитель направления Дирекции по операционной деятельности АО «Атомэнергомаш»

6. Гурович Борис Аронович заместитель руководителя КЯТК по реакторным материалам и технологиям НИЦ «Курчатовский институт», доктор технических наук, профессор (по согласованию)

7. Зубченко Александр Степанович заместитель генерального директора по научной работе АО «ОКБ «Гидропресс», доктор технических наук

8. Исаков Александр Владимирович начальник отдела технологической подготовки производства - главный технолог АО «СвердНИИхиммаш»

9. Казанцев Родион Петрович заместитель начальника конструкторско-технологического отдела АО «ЦКБМ», кандидат технических наук

10. Каштанов Александр Дмитриевич начальник лаборатории ФГУП ЦНИИ КМ «Прометей» НИЦ «Курчатовский институт», кандидат технических наук (по согласованию)

11. Корниенко Константин Арнольдович руководитель управления инновационного развития АО «Концерн Росэнергоатом»

12. Крюков Александр Михайлович главный научный сотрудник ФБУ «НТЦ ЯРБ», доктор технических наук (по согласованию)

13. Огурцов Анатолий Петрович советник генерального директора АО «Атомэнергомаш», кандидат технических наук

14. Рогожин Владимир Михайлович заместитель директора по производству и комплектным поставкам АО «ОКБМ Африкантов»

15. Терехов Виктор Михайлович заместитель директора по операционной деятельности – главный технолог ПАО «ЗиО-Подольск», доктор технических наук

16. Тренькин Владимир Борисович главный конструктор – начальник Департамента оборудования атомного машиностроения АО «ИК ЗиОМАР»

17. Уренский Николай Александрович главный инженер АО «Красная Звезда»

18. Чебышов Сергей Борисович руководитель направления Дирекции по атомной энергетике АО «Атомэнергомаш», доктор технических наук

19. Чернобаева Анна Андреевна ведущий научный сотрудник ЯТК НИЦ «Курчатовский институт», профессор, доктор технических наук (по согласованию)

www.rosatom.ru

Росатом принял участие в Международной конференции по вопросам реализации программ вывода из эксплуатации и восстановления окружающей среды

Госкорпорация «Росатом» представила национальный доклад на Международной конференции по глобальным вопросам реализации программ вывода из эксплуатации и восстановления окружающей среды, прошедшей под эгидой Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ) в Мадриде (Испания).

Участие в конференции приняли около 650 делегатов со всего мира.

Российскую делегацию возглавлял директор по государственной политике в области радиоактивных отходов, отработавшего ядерного топлива и вывода из эксплуатации ядерно и радиационно опасных объектов Госкорпорации «Росатом» О.В. Крюков. В своем выступлении он представил результаты выполнения Федеральной целевой программы по ликвидации ядерного наследия и обеспечению экологической безопасности атомных объектов. «В начале 2000-х годов стало понятно, что проблемы, связанные с ядерным наследием советских времен, прежде всего с большим количеством накопившегося за несколько десятилетий отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО), необходимо решать, что мы не можем больше работать по принципу  «отложенных решений». С этой целью была разработана и принята федеральная целевая программа по обеспечению ядерной и радиационной безопасности на период 2008 – 2015 годы. И сейчас уже можно сказать, что данная программа завершена. В рамках ФЦП удалось сделать многое. Вывезено и размещено на долговременное хранение или на переработку 28,5 тыс. отработавших тепловыделяющих сборок реакторов различного типа, как энергетических, так и исследовательских. Вывезено около 800 отработавших топливных сборок с атомных подводных лодок. Дальний Восток нашей страны теперь полностью свободен от отработавшего ядерного топлива атомных субмарин».

О.В. Крюков также привел в качестве одного из наиболее значимых проектов в рамках ФЦП завершение работ по консервации озера Карачай в Челябинской области. До начала закрытия озера его площадь составляла примерно 36 гектар, а суммарная активность накопленных РАО превышала 120 млн. Кюри. В целом же, с 2008 года, в рамках федеральной целевой программы, Росатомом была произведена рекультивация свыше 270 га земли в разных регионах России.

Кроме того, О.В. Крюков рассказал о том, что Росатом первым в мире завершил вывод из эксплуатации промышленного реактора. Он также упомянул работу и достижения АО «ВНИИНМ», выведшего из эксплуатации исследовательского корпуса «Б», и Национальный исследовательский центр «Курчатовский Институт», реализовавшего проект вывода из эксплуатации исследовательских реакторов МР и РТФ.

В заключение своего доклада О.В. Крюков рассказал о том, что в России с 2016 года действует новая федеральная целевая программа, направленная на продолжение деятельности, начатой в рамках первой ФЦП, с гораздо более амбициозными целями и задачами.

В рамках панельной сессии, состоявшейся после представления национальных докладов США, Франции и России, также выступили директор по дезактивации и выводу из эксплуатации Комиссариата по атомной и альтернативным видам энергии Франции Лоранс Пикетти и помощник секретаря по вопросам окружающей среды Министерства энергетики США Моника Регалбуто. В рамках конференции с докладами выступили и другие представители Госкорпорации «Росатом».

В рамках конференции была организована выставочная экспозиция. Многочисленным посетителям стенда Росатома была предоставлена максимально полная информация по работе Госкорпорации в сфере всего спектра работ на заключительной стадии жизненного цикла объектов использования атомной энергии.

www.rosatom.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта