Михаил карисалов жена: Михаил и Елена Карисаловы в интервью Tatler о коллекции антиквариата, меценатстве в России и истории своего знакомства

Михаил и Елена Карисаловы в интервью Tatler о коллекции антиквариата, меценатстве в России и истории своего знакомства

В Пушкинском музее гендиректор «Сибура» Михаил Карисалов — меценат уровня «Платинум». 11 июня он празднует свой день рождения.

На бирке три буквы: ИЗД. «Императорский Зимний дворец, – расшифровывает мне Михаил Карисалов. – Эрмитажный комод дилеры продают, как раз перед вашим приходом прислали фотографию». В нашу прекрасную эпоху диджитала путь человека, желающего продать фамильный императорский стол, укоротился до двух шагов – достать номер мобильного телефона генерального директора «Сибура» и отправить ему вотсап. А достать много проще, чем сто лет хранить в целости комод с заветными буквами. Карисаловы известны в узких кругах обладателей антиквариата лет тридцать. Но в последнее время особенно ими любимы – с тех пор как в 2012-м Михаил впервые явил миру сокровища своей семьи. Показал Боровиковского, Брюллова, Тропинина, Маковского в Екатерининском дворце Царского Села, попутно подарив музею столик-бобик в стиле жакоб и порфировую вазу Колыванской фабрики.

Дальше Михаил продемонстрировал в Музее А.С. Пушкина свою русскую наборную мебель и отблагодарил институцию письмами Тургенева – включая одно-единственное письмо, сохранившееся из переписки Ивана Сергеевича с младшей дочерью Александра Сергеевича. В музее «Павловск» были представлены карисаловские античные вазы, в Историческом музее – серванты мастера Гамбса, того самого, за стульями которого охотился Остап Бендер (стульев в коллекции Михаила, кстати, нет). Накануне нашей встречи все в том же Историческом музее закончили показывать резную кость – сто двадцать ларцов-теремков из кости моржа, икон из бивней мамонта и иного искусства мастеров Русского Севера. По итогам коллекция музея на Красной площади, само собой, пополнилась «приличным», как формулирует сам Михаил, количеством резных шкатулок.

Отдыхающая от выставок часть монументального собрания Карисаловых квартирует в специальном семейном хранилище подле Адмиралтейства в родном для семейства Петербурге. В московском доме Михаила и его жены Елены нет ломберных столиков с маркетри и апулийских амфор с сатирами. Зато об искусстве, что там есть, не надо проводить ликбез ни гостям, ни корреспонденту светского журнала. В холле стоит «Космический носорог» Сальвадора Дали. Карисалов выменял скульптуру у товарища по счастью собирать русскую мебель, владельца галереи «Три века» Андрея Руденцова: Елена, с тех пор как шестнадцать лет назад познакомилась на отдыхе в Испании с творчеством Дали, им интересуется. Сам Михаил ценит Эрнста Неизвестного – убедительного вида бронзовые кулаки мирно стоят у простенка в столовой. Над Неизвестным висит «Ломаный стол» Николя де Сталя. Французского художника русских кровей и трудной судьбы Елена полюбила на выставке в Музее Пикассо, когда Карисаловы отдыхали в Антибе: их дача находится рядом с музеем. «У де Сталя очень активные мазки, – разъясняет свои чувства Елена. – Благодаря им картина под разными углами выглядит по-разному. Она живая. А вот как жить с наборной мебелью, мне совершенно непонятно».

Двухэтажный дом в Малом Знаменском переулке Елена оформляла самостоятельно. В середине двухтысячных им с Михаилом очень нравился стиль ар-деко. «Но в чистом виде мы его не хотели, немножко осовременили, – рассказывает хозяйка. – Так, чтобы интерьер расслаблял». В их первой московской квартире, съемной, на Якиманке, было иначе. Тогда Елена обожала сериал «Секс в большом городе», так что активно использовала в декоре черно-белые фотографии, как в квартирах Шарлотты и Кэрри. Конечно, не арт-хаус Дианы Арбус, а снимки доброго советского классика Владимира Лагранжа. «Все эти автоматы газированной воды, ребята, играющие в классики, девочки в платочках, завязанных так, как мне завязывала мама, возвращали меня в детство», – вспоминает Елена. Потом были другие съемные дома и другие любимые авторы. Когда появилось собственное жилье и захотелось оформить кинозал, вспомнили, что Михаил уважает фильмы о «Крестном отце». Перелистали недавно купленный Еленой альбом Стива Шапиро, который фотографировал Марлона Брандо, Роберта Де Ниро, Аль Пачино на многочисленных съемочных площадках саги. Набриолиненные мафиози в перерывах между дублями корчили веселые рожи – Карисаловым так понравилось, что у них теперь два десятка снимков Шапиро, некоторые подписаны мастером специально для Елены.

Есть в ее личной коллекции и обязательные Аведон, Демаршелье, Ритц, Тестино. «Кому-то дарят бриллианты, машины, дома, а мой супруг мне дарит авторов, которых я очень люблю, – рассказывает Елена. – В основном это происходит так: я хожу по выставке или листаю дома чей-нибудь альбом и начинаю вздыхать: «Ты посмотри, какая работа! Как это красиво!» А потом на значимую для нас дату я получаю эту работу».

Елена и Михаил Карисаловы в гостиной своего дома в Малом Знаменском переулке. На Елене: костюм из вискозы и эластана, GUCCI; кольцо из белого золота с бриллиантами, CARTIER. На Михаиле: шерстяной пиджак, BRIONI.

Снимков уже столько, что Елена решила пойти по стопам мужа. В Барыковском переулке, что за музеем Ольги Свибловой, на месте служебной постройки Барыковской богадельни для бедных престарелых женщин, возведено трехэтажное «пространство красоты», названное Still, что по-английски значит «стоп-кадр». Экспозицию мэтров западного глянца Карисалова собирается менять каждые полтора месяца. Еще в ее планах – время от времени устраивать персональные выставки отечественных мастеров. «Много лет мы сотрудничаем с Димой Исхаковым, работали с Эстер Гельман, которая популяризировала в России фотографию новорожденных. Недавно, до нашей с вами съемки, работая над открытием Still, я познакомилась с Данилом Головкиным. Так вот выяснилось, что ни у одного из них не было серьезной выставки, с напечатанным каталогом. Я хочу им в этом помочь».

Помимо красоты души в Still занимаются и красотой тела, для чего придуманы «иммерсивные процедуры». «Очень много таких пространств существует на рынке, – признает Елена. – Но после закрытия Inochi на Пречистенке, куда я раньше ходила, меня везде что-то не устраивало». В Still есть, например, закрытый от посторонних глаз кабинет на втором этаже, куда с парковки ведет отдельный вход. В обычных кабинетах хватило бы места не только для обнаженных красавиц Херба Ритца, но и для микеланджеловского Давида. «Если бы цель была только заработать деньги, можно было нарезать шесть кабинетов по три квадратных метра, – рассказывает Елена. – А мы сделали на каждом этаже два, но по пятнадцать. Хотелось создать комфортное пространство, в котором можно было бы делать процедуры комплексно. В Москве ведь ни у кого нет времени».

Торжественное открытие уже работающего спа, совмещенное с вернисажем фотоколлекции Елены Карисаловой, пройдет 15 октября не где-нибудь, а в Пушкинском музее, что от их дома через дорогу. С соседями у коллекционеров прекрасные отношения. Михаил – меценат ГМИИ высшего уровня «Платина» (кроме него этот титул носит только медиамагнат Иван Таврин, и даже Марианна Любимовна Сардарова – меценат всего лишь золотой). Последняя по времени щедрота Карисалова – восемь десятков античных реликвий, включая тринадцать бронзовых шлемов из древнегреческих провинций. Провенанс у шлемов блестящий, как они сами: описаны искусствоведами Эрмитажа и были выставлены два года назад подле египетских божков из коллекции императрицы Марии Федоровны в Павловске. «Антика, конечно, абсолютно не наше, – рассказывает Михаил. – Мы с Еленой решили предложить их Марине Девовне (Лошак, директор ГМИИ. – Прим. «Татлера»). Ведь когда говорят «Пушкинский музей», имеют в виду в первую очередь импрессионистов и антику. Такого большого дара у Пушкинского музея ни разу не было».

«Кому-то дарят бриллианты, машины, дома, а мой супруг мне дарит фотографии».

Шлемы мирового уровня собрала мама Михаила Ирина Ивановна Карисалова, преподаватель фортепиано музыкальной школы в Ленинградской области. Наборную мебель, резную кость, Боровиковского и Тропинина тоже начала коллекционировать она. «У мамы была дикая страсть, – вспоминает сын. – Она искренне во все влюблялась, все время искала что-то новое. Это заряжает, когда рядом с тобой человек вот так «горит», он, может быть, по-своему немного сумасшедший. Мама такая была во всем. C культа искусства легко переключалась на культ еды».

Тут надо сказать, что Карисалов – грек (и охотно шутит над тем, что «выглядит не очень русским»). Дед Михаила, Иван Георгиевич Карисалиди жил в Сочи, куда его родители с пятью детьми переехали из Салоник в начале двадцатых. При Сталине Карисалиди были депортированы вместе с другими греками Причерноморья в Красноярский край. После смерти вождя Иван Георгиевич не вернулся в Сочи, а поехал восстанавливать Ленинград. Там стал крупным строительным руководителем, познакомился с бабушкой Михаила Галиной Николаевной Михайловой, коренной петербурженкой, блокадницей (ее дневниками военного времени Карисалов не так давно дополнил собственное переиздание «Блокадной книги» Гранина и Адамовича). «Бабушка была чрезвычайно строгих правил, а дедушка любил семью, друзей, музыку, еду, – рассказывает Михаил. – Готовили в буквальном смысле тазами. Говорили всегда громко и все одновременно, часто по-гречески».

С самого детства мама и бабушка водили Михаила в театры, на выставки, знакомили с реставраторами, коллекционерами. «Конечно, я тоже во все это влюбился», – говорит Карисалов. Культурная столица в восьмидесятые была еще и столицей советских антикваров. В Институте физики Земли работал доктор физико-математических наук, создатель теплофизики почв Абрам Филиппович Чудновский, которого московский собиратель Георгий Костаки назвал как-то «коллекционером номер два», вторым после себя. Ножки кроватей дома у Чудновского были подпилены – чтобы на стенах можно было повесить больше картин. Была еще профессиональная мистификаторша Валентина Голод, в честь столетия которой уже при губернаторе Яковлеве дали бал в Юсуповском дворце и которая при жизни заказала себе могильную плиту с датой рождения на семь лет позже паспортной. Голод во время блокады, говорят, была особо приближена к кинооператору первого секретаря Ленинградского обкома Жданова и собрала посредством этого значительную часть своей коллекции. В легендарной квартире номер пять в доме двадцать четыре по улице Восстания Валентина Михайловна помимо прочего держала целую малахитовую комнату и вообще умела поглаживанием руки определять качество бронзы. Да что там поглаживания! В перестроечном Ленинграде имелся даже коллекционер по кличке Распылитель. Он служил уничтожителем клопов и тараканов, во время работы присматривал в коммуналках ценные вещи, а затем убеждал хозяев с ними расстаться. Впрочем, как вспоминают свидетели, по доброй воле.

Шерстяной костюм, хлопковая футболка, все BRIONI.

Карисалов, дитя коммунальной квартиры, застал и Чудновского, и Голод, и понемногу стал собирать сам – старину, как мама, а не авангард и не андеграунд, как многие в то время. «Новое искусство – очень интересный этап истории нашей страны, но является ли оно наследием, достоянием? – объясняет Михаил. – Авангард наверняка, а вот остальное… Не хочу никого обидеть, но лично я сомневаюсь. Сравнения с импрессионистами, скажем, оно не выдерживает, согласитесь. Сейчас активно ругают академический стиль, придумали даже название «салонное искусство». Но вот Шишкина и Айвазовского я понимаю, а советское или современное искусство не очень». Пока Карисалов все это говорит, мы фланируем по его столовой в Малом Знаменском. Внезапно на пути появляется совершеннейший концептуализм:«Вот сказал вам, что не люблю, а это Сидур. Глаша меня на него подсадила, и в каком-то смысле мне понравилось».

Глашей Михаил зовет жену Елену, потому что «ей это очень идет». Что касается супружеских отношений, Карисалов – сам антиквариат. В том смысле, что относится к Елене так, как – хочется думать – относились к женам во времена Тургенева с Айвазовским. Не сводит с нее глаз, пока Елена отвечает на мои вопросы, со словами «Любимая, можно я дополню» дополняет, целует в плечо, называет «худыриком». За трогательное прозвище стоит поблагодарить руководителя предвыборного штаба Сергея Собянина Константина Ремчукова. Как-то раз Карисаловы и Ремчуков вместе с прочими ценителями икон были на выставке в Музее имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре. После осмотра экспозиции отправились в трапезную. «Ремчуков по-русски вкусно закусывал, Глаша не то чтобы отставала, а даже эпизодически выходила вперед, – со смехом рассказывает Михаил. – В какой-то момент Константин Вадимович наклоняется ко мне и говорит: «Ты знаешь, я давно наблюдаю и заметил: худырики все эти – очень прожорливые».

Елена и Михаил познакомились шестнадцать лет назад в Петербурге. Она работала продавцом в модном бутике в шопинг-молле, он увлекался ездой на мотоцикле и приехал покупать модные рваные джинсы, которые подошли бы под байкерскую куртку. «На куртке сзади было вышито: «Если ты это читаешь, значит моя телка свалилась», – рассказывает Михаил. – Видимо, Глаша прочитала и сделала выводы». Отец Елены, тогда Яковлевой, был машинистом поезда метро, мама работала на трех работах, побывала и лаборанткой, и воспитателем в детском саду. Яковлевы жили на окраине города, зато в отдельной квартире. В первый же месяц знакомства Карисалов повез Елену в Павловск. «Какую он мне провел экскурсию по дворцу!» – вспоминает она.«Очень старался завоевать», – комментирует Михаил.

На рубеже девяностых он окончил Ленинградский техникум советской торговли. «Мне это действительно очень нравилось, – вспоминает Карисалов. – Была пищевая микробиология, достаточно интересный предмет. Еще организация торговли, а это наука в каком-то смысле не проще организации заводов. Я с интересом погрузился в «пищевку» и достаточно долго проработал в Ленинградской области: сначала в переработке, затем уже в полноценном выпуске продуктов». Петербургские старожилы, помнящие Распылителя, до сих пор хранят нежные мемуары и о маргарине «Смак», и о тушенке «Кухня Любовь Петровны» карисаловского ООО «Облконсервпром».

Где консервы, там и порт. На рубеже нулевых лучший друг Михаила Виталий Баранов, в будущем многолетний заместитель гендиректора «Газпром нефти» Александра Дюкова, познакомил с ним пищевика Карисалова. Дюков тогда был председателем совета директоров Петербургского нефтяного терминала и отбыл в Москву наводить порядок в «Сибуре», крупнейшем нефтехимическом холдинге страны и по совместительству одном из крупнейших должников «Газпрома». Позвал в команду и Карисалова.

Так в двадцать девять лет Михаил стал самым молодым членом новой команды руководителей «Сибура» – директором службы материально-технического снабжения и капитального строительства. Теперь холдинг стоит под двадцать миллиардов долларов, его совет директоров возглавляет Леонид Михельсон, номер три в списке «Форбс». Председатель правления Дмитрий Конов в этом списке в прошлом году дебютировал с полумиллиардом долларов капитала, а Карисалов тогда же сел в его кресло гендиректора. Интересуюсь, что будет куплено в собрание семьи первым делом, когда «Форбс» его тоже посчитает: за спасение «Сибура» в нулевые его топ-менеджеры были премированы пакетами акций. «Это ваш худший вопрос, – улыбается нефтехимик-коллекционер. – Мне кажется, до списков еще достаточно далеко».

«На куртке сзади было вышито: «Если ты это читаешь, значит моя телка свалилась».

Человек, выросший на Невском, в Москве, конечно, тоже хотел жить «на прямой улице». Во-первых, как мы помним из Есенина, жизнь на московских изогнутых улицах до добра не доводит. Во-вторых, на прямых улицах жили все уважающие себя столичные коллекционеры. Иван Морозов – на Пречистенке (в его доме сейчас занимается художествами Зураб Церетели). Георгий Костаки – на проспекте Вернадского. Сергей Щукин – в Большом Знаменском, его особняк видно из карисаловских окон. В доме, откуда родом эрмитажный Пикассо и пушкинский Матисс, теперь резиденция министра обороны и штаб военно-патриотического движения «Юнармия». А вот в Малом Знаменском оборону пока держит Пушкинский музей. Буквально за стеной дома Карисаловых как раз сейчас заканчивается реконструкция памятника архитектуры, доходного дома Стуловых, после чего, как формулируют Михаил и Елена, они с Мариной Девовной Лошак станут полноценными соседями. Предшественник их собственного особняка пал при сталинской реконструкции Москвы, но был воссоздан в начале двухтысячных по акварелям Карла Ивановича Кольмана, сделанным после пожара 1812 года, чем особенно гордится нынешний хозяин.

В сотне шагов от дома Карисаловых – Боровицкая башня. В паре десятков – Пятьдесят седьмая школа, где с сентября учится старший сын Карисаловых, семилетний Михаил, и храм Священномученика Антипы, важный для вселенной «Татлера» еще и потому, что разве что там теперь можно встретить в Москве его патронессу, бывшую жену одиннадцатого русского форбса, жительницу Лондона Ирину Абрамович. Карисалов с сыном ходят в храм по утрам каждое воскресенье. Впрочем, сейчас Миша вместе с полуторагодовалым братом Колей отдыхает на Кап д’Антибе. Карисаловы купили там дом десять лет назад. «Стратегически удобное место: Канны и Ницца близко. Удобно выезжать в необходимые места, – смеясь, рассказывает Елена. – У нас есть друзья, у которых дом в Сен-Тропе, так они в Монте-Карло или Канны на ужин лишний раз уж точно не поедут». Сами Карисаловы легки на подъем. В июле, к примеру, вывезли в Антиб друзей из обеих российских столиц на шестнадцатилетие знакомства. «Чуть повеселились, – делится подробностями Михаил. – Три месяца готовили, потом за шесть часов выстрелили». В тот день Россия играла с Хорватией, так что главным украшением праздника стали расставленные возле столов телеэкраны.

Однако более всего Карисаловы ценят Антиб за инфраструктуру для детей. На лазурных каникулах старший сын Елены и Михаила ежедневно занимается шахматами с чемпионкой Франции. Плюс водные лыжи, уроки французского и английского. На родине Карисалова-младшего, конечно, учат любить культуру. Эту важную миссию помогают реализовывать Юлия Зверева, создательница детского клуба «Музейный ключик», и научные сотрудники центра эстетического воспитания «Мусейон» все той же Марины Лошак. На год для Миши составляется программа посещения музеев. «Если он идет в дом Корнея Чуковского в Переделкино, то накануне читает Корнея Чуковского, если в Музей шахмат на Гоголевском бульваре, изучает, кто такие Карпов и Каспаров», – объясняет образовательную модель папа.

Кожаное платье, DIOR; шерстяная водолазка, CÉLINE; кожаные ботинки с искусственным жемчугом, JIMMY CHOO; сотуар из белого золота с жемчугом и бриллиантами, CARTIER; кольцо из белого золота с жемчугом и бриллиантами, GRAFF.

«Недели две в году» Карисаловы стараются проводить на острове Валаам. Михаил с начала двухтысячных входит в Патриарший попечительский совет по восстановлению Валаамского монастыря, вместе с губернаторами Ленинградской области и Республики Карелия, председателем совета директоров КХЛ Геннадием Тимченко, председателем попечительского совета Фонда апостола Андрея Первозванного Владимиром Якуниным. За свое подвижничество Карисалов награжден Святейшим Патриархом орденом преподобного Серафима Саровского, медалями Святого апостола Петра и апостола Павла. Игуменом Валаамского монастыря владыкой Панкратием семья Карисаловых благословлена иметь небольшую келью. Кроме Валаама Карисаловы регулярно бывают в Плёсе, Ярославле, Суздале.

А вот в любимых Гималаях Михаил не был уже много лет. В 2001-м провел там два месяца, на яках доехал до базового лагеря на Эвересте, а это пять тысяч сто метров над уровнем моря. Через девять лет приехал еще раз и поднялся еще выше, на Северное седло. Карисалов тогда руководил сырьевым блоком «Сибура» – крупнейшим в России комплексом по переработке попутного газа в Тобольске. Интересуюсь, как его вообще отпустили на сорок дней вне зоны действия сети. «Это был отдельный диалог с моими руководителями, – вспоминает Михаил. – Хотя «Сибур» в 2010-м уже был не про тушение пожаров, не про кризис-менеджмент, это была системная эффективная компания. Но с тех пор я такое даже близко не практиковал. Телефон я никогда не выключаю. Вообще старшие товарищи Дюков и Конов, мама, жена, мой духовник отец Сергий Филимонов из храма Державной иконы Божией Матери в Петербурге и несколько друзей в разной степени меня «сделали». Почти всегда это было или неприятно или как минимум непросто для меня, но я им всем очень благодарен».В кабинете Карисалова в штаб-квартире холдинга на улице Кржижановского висит единственное «произведение искусства» – передовица газеты «Советский спорт» от 13 апреля 1961 года. На передовице ручкой написано: «Безмерно тронут вашим вниманием к моей заслуге. Только вперед, к новым вершинам, к новым полетам, к новым свершениям! Гагарин». Первый космонавт для Карисалова – «может, не кумир, но, безусловно, очень значимая персона». Он ведь тоже «простой парень, который стал причастен к большим делам».

Шучу, что стоило бы вместо гамбсовских гарнитуров генеральш Поповых и моржовых ларцов собирать автографы знаменитостей. В музеях к собранию семьи Карисаловых выстраивались бы очереди. Отдельное хранилище не понадобилось бы, можно было бы украшать памятными эпистолами дом, жена наверняка не возражала бы. «У меня фантастический интерес к русскому промыслу, – не соглашается Михаил. – Люди творили с молитвой, при лучине. В основном это были мастера-крепостные или самоучки.
И они навсегда остались инкогнито. Русский промысел – это отражение русской души».

Но хоть мебель-то он мог бы реставрировать так, чтобы ее можно было поставить в столовой в стиле московского ар-деко и снять для «Татлера», а не по-музейному, сохраняя все ее трещинки и прочие важные для искусствоведов Эрмитажа и Пушкинского опознавательные знаки? «Если хотите, это наша миссия, – говорит Карисалов. – Разыскивать вещи, которые ранее принадлежали музеям, и возвращать в их среду обитания, на время выставки или навсегда». Елена с мужем полностью солидарна: «Мне кажется, любой творец, создающий произведение не важно какого искусства – фотографического, изобразительного, мебельного, – хочет, чтобы люди его видели. Для меня важно, чтобы эти вещи видели не только мы, владельцы».

С учетом того, что только за сентябрь 1929 года из одного лишь Эрмитажа отправили на аукционы в Германию сорок пять ящиков с картинами и мебелью, миссия Карисалова окажется выполненной не скоро. А он за полтора десятка лет отыскал, выкупил и вернул в коллекцию музея «Царское Село» десятки предметов, покинувших его стены в годы революции и нацистской оккупации. Отчего, кстати, Карисалов не откроет свой музей, как столь же любящие возвращать вещи в среду их обитания коллеги по бизнесу Минц, Ананьев, Вексельберг? Оказывается, Михаил равняется более всех на Петра Авена, а тому тоже не нужен пиар на руинах ситценабивных фабрик. «К Авену я отношусь с огромным уважением, вот он коллекционер, а я – так, на уровне, может быть, его колена, – говорит Карисалов. – Он популяризирует, рассказывает, делает книги, объединяется с другими известными коллекционерами и устраивает выставки, показывающие явления искусства во всей полноте. Настоящий подвижник. И обходится пока без собственного музея».

Куда раньше Карисаловы откроют свой ресторан – это все, чего им не хватает для полного счастья в музейном квартале. В партнеры приглашен владелец Semifreddo Group Игорь Витошинский. «Он прекрасный, добрый, любящий свое дело человек, привлек приличного повара, который будет развивать русскую кухню, – говорит Михаил. – Вкус и эстетика должны обязательно идти рука об руку. Подача в горшках меня, честно говоря, не возбуждает». Адрес для ресторана выбран, само собой, красивый: Волхонка, 11, бывший доходный дом купца Зимулина, мастерская Василия Андреевича Тропинина.

Фото: Данил Головкин, АРХИВ ЭКСПЕДИЦИИ КЛУБА «7 ВЕРШИН» НА ЭВЕРЕСТ 2010 ГОДА; АРХИВ TATLER. СТИЛЬ: Юка Вижгородская. Прически и груминг: Алена Моисеева, Владимир Акопджанов/Still Beauty Space. Макияж: Алена Моисеева. Ассистент фотографа:
Антон Гребенцов/Bold Moscow. Ассистент стилиста: Виктория Степанова. Продюсер: Анжела Атаянц.

ТегиГероиМихаил КарисаловTatler октябрь 2018ИнтервьюFeature story

«Подучившись, могу работать экскурсоводом». Михаил Карисалов о детстве в Петербурге, отношениях с мамой и искусстве по наследству

В Центре фотографии имени братьев Люмьер 24 января открывается выставка авангардиста Александра Родченко. Фотографии, среди которых знаменитые портреты Лили Брик, Владимира Маяковского, Осипа Брика, галерее предоставили коллекционеры Елена и Михаил Карисаловы.

Председатель правления ООО «Сибур» Михаил Карисалов, коллекционер и филантроп, «Меценат 2019 года» по версии Министерства культуры, меценат уровня «платина» по версии ГМИИ им. Пушкина, попечитель многих музеев двух столиц, передал весной прошлого года около 100 предметов античной коллекции II века до н. э. в дар Пушкинскому музею. Почти 20 лет в музеях Санкт-Петербурга Михаил Карисалов не только показывает предметы из семейного собрания, от антикварной мебели до северной резной кости и русских портретов XVIII–XIX веков, но и разыскивает и выкупает предметы, когда-то входившие в музейные собрания, и возвращает их в государственные музеи. Forbes Life спросил у Михаила Карисалова, что такое страсть к коллекционированию, как ленинградцу-петербуржцу адаптироваться в Москве, зачем пополнять собрания музеев и надо ли водить современных детей в музей.

Михаил, вы стали крупнейшим дарителем ГМИИ им. Пушкина в 2019 году, передав музею большое собрание предметов античности, шлемов, оружия, украшений и керамики, которое собирала ваша мама. Вы сказали, что делаете это ради памяти мамы и ради своих детей.

Все, что мы делаем, мы делаем ради семьи и детей. Моя жена родилась в Ленинграде, там же родились старшие дети, еще один ребенок — в Берлине, младшие — в Москве. Мои друзья из Ленинграда сейчас говорят, что у Карисалова в семье — москвич. Знаете, была такая машина — «Москвич»? Когда-то это прикольно звучало. Но «прикольно» я стараюсь не говорить, мама сильно ругала за «прикольно».

Но когда Марина Лошак на открытии выставки ваших дарений в Пушкинском стала вас благодарить, вы ответили ей что-то вроде «вообще чума».

Да? Возможно. Но «чума» я говорю часто. Это превосходная степень экспрессивной окрашенности. Но это приобретенное, я при маме «чума» не говорил. Мама умерла уже 9 лет назад, к сожалению.

Это мамина воля  передать собрание в музей?

Маме исполнилось бы 66 лет, она человек другого поколения. Я ее единственный ребенок. Мама была человеком эмоционально очень открытым, отзывчивым. Собрание было делом ее жизни, к вещам она была эмоционально привязана. Подарить свою коллекцию музею она не могла. А я в материальные предметы не верю. Поэтому вышло вот так.

И так вы стали успешным меценатом, коллекционером, поддерживающим музей.

Не буду ничего говорить.

Почему?

Я ничего не чувствую к этим вещам. Вот мама, Ирина Ивановна, эмоционально включалась, радовалась вещам. Но вставать в один ряд с другими дарителями не хотела. Она музыкант.

Александр Родченко, Поэт Владимир Маяковский 1924

И вы, наверное, музыкант по наследству. Вас учили играть?

Увы, как вы думаете? В семье музыкального работника, преподавателя, конечно, класс фоно был вторым, до этого были струнные. Потому что нужно развиваться многогранно, потому что нужно и на струнных, и на клавишных. Поэтому зараза была сначала скрипка, а потом фортепиано. Катастрофа.

Это трудно?

Чума.

В каком возрасте вам удалось это прекратить?

Когда стал самостоятельным. В 11 лет произошла полная потеря интереса, а к 13 и вовсе удалось все забыть. Мои 13 лет совпали с перестройкой. Началось бурление, Ленинград, город, жизнь менялись. Сейчас мне кажется, что Ленинград стал значительно тише, чем был тогда.

В своих мемуарах о рокерской жизни в перестроечной России Джоанна Стингрей пишет, как она приехала тогда еще в СССР, и Москва показалась ей болотом. А в Питере энергия била ключом, был рок-клуб.

Про рок-клуб это точно. На Рубинштейна в свои 13 лет я бывал сотни раз. Я на лестнице через дверь слушал квартирники Гребенщикова. БГ жил тогда на улице, которая носила имя Софьи Перовской. Помню, ты едешь, на канале Грибоедова выходишь, у метро с кем-то встречаешься и идешь. Конечно, прорваться в квартиру невозможно. Но ты стоишь на лестнице, что-то слышно, ты читаешь, на подоконниках стоят пачки сигарет, которые никто не берет, а на стене написано: «Боб, кури».

Представляете, 1987 год, мне 14 лет, мы живем на Васильевском острове, куда переехали из коммуналки на Невском, где рок-клуб практически за углом.

Я бывал в знаменитом ЛДМ, Ленинградском дворце молодежи, где они выступали, ну и, конечно, на Рубинштейна, в рок-клубе. Там и в разных ДК играли Гребенщиков с «Аквариумом», «Секрет», «Ноль» с Федором Чистяковым, группа «Алиса».

Меня прямо засасывало туда. Еще Пушкинская улица была местом прибежища, когда шел во Дворец пионеров имени Жданова в фотостудию. Мы изучали и фотографию, и фотографическое искусство.

А потом вы оказались в Москве?

А как же мы без Москвы. Москва — «колхоз-миллионер», как мы называли ее в моем родном городе.

Для москвичей эта шутка довольно болезненная.

Ну не я это, конечно, придумал. И я так не считаю. Друзей моих нет-нет, да подмывает на эту тему поспорить. Мне кажется, это повод для большой дискуссии, что такое культурная столица сейчас и колхоз-миллионер.

С перерывами на города Западной Сибири я живу в Москве уже почти 17 лет и не могу привыкнуть. Режет глаза эклектика, весь этот архитектурный компот. Я 29 лет жил в городе, построенном по линейке человеком с большим сердцем. Как оказалось, любить Ленинград на расстоянии еще приятнее.

В Москве много всего смешано: история, эмоции, темп. Темп московский мне нравится. Эмоции московские мне нравятся, инфраструктура, внимание к деталям, которое появилось в последнее время, нравится.

Ленинград, конечно, остается важным городом. С такой мамой, как у меня, невозможно было не полюбить, не узнать Ленинград — мы изучали отдельно стены, дома, весь архитектурный ансамбль. Город, построенный русскими императорами, знатью, до сих пор сохранил свои имперские амбиции. Он смотрится как большая причуда, ведь в отличие от большинства мировых столиц, возникавших на пересечении торговых путей или как военная крепость, Ленинград, Санкт-Петербург практически с первого своего пятилетия — парадиз, каприз, концепт, построенный на болоте.

Александр Родченко, Лиля Брик 1924

Это патриотизм, любовь к родному городу, заставляет вас  разыскивать потерянные, утраченные, украденные из музеев сокровища, выкупать их и возвращать в музеи?

На мой взгляд, это правильно: вернуть то, что покинуло родные стены когда-то, на свое прежнее место. Вещи должны жить там, для чего создавались. Вещь должна быть на своем месте. Я отношусь к этому процессу не как к романтическому увлечению, а как к важной миссии. Поэтому я разыскиваю пропавшие экспонаты и какие-то находятся.

На короткое время я увлекся фарфором. И как-то мне принесли веджвудские блюда бисквитного фарфора из собрания молочной фермы Царскосельского дворцового управления времен Александра I. Они прошли несколько инвентаризационных описей, на них остались бирки и подписи. А я, к счастью, знаю Ираиду Куртовну Ботт, замдиректора по научной работе Царскосельского государственного дворца-музея. Мы встретились — блюда вернулись в музейную коллекцию. Я подумал: как здорово!

У нас в семье коллекция русской наборной мебели. На некоторых предметах — бирки, марки музеев Петергофа, Гатчины, Аничкова дворца, Царского Села. Все их я вернул в музеи. Недавно господь послал нам три мебельных предмета из Эрмитажа. Хранитель коллекции русской мебели Эрмитажа Наталья Юрьевна Гусева их описала. В апреле 2019 года эти предметы отправились в Эрмитаж. Вот сейчас нашел у коллекционера ампирный диван из Зимнего дворца, на днях он поехал на родину.

Это предметы из коллекций, разграбленных и распроданных в первые годы революции?

Не только разграблены, большей частью проданы. Предметы из музеев активно продавались за границу до второй половины 1930-х годов. Французы, например, крайне негативно относились к тому, что советская власть распродает части национального собрания. Понятно, что это был голос эмигрантского лобби. А в Германии такого не было. Поскольку Германия была одной из сторон, когда подписывался Брестский мир и была признана Советская Россия, то тогда были легитимизированы отношения, все действия советской власти.

Германия оставалась основной площадкой сбыта ценностей, вывезенных из Советской России, вплоть до прихода к власти Гитлера, который запретил использование немецких аукционов и галерей для торговли чужим имуществом.

Например, «Возвращение блудного сына» Рембрандта не вывезли из  Эрмитажа только из-за больших размеров полотна. Крупные иностранные охотники за сокровищами в Советской России, и Галуст Гюльбекян, и Эндрю Меллон присматривались к «Блудному сыну». Из-за размеров ее было сложно транспортировать на большие расстояния, а наматывать на вал не решались. В общем, так и не решились, вывозили предметы поменьше. Они купили с десяток рембрандтов. Думаю, что если посмотреть на рынок внимательно, сегодня большая часть числится как «работа неизвестного мастера круга Рембрандта» или «мастерская Рембрандта», или «мастерская Рембрандта, предположительно такой-то».

Как вы думаете, для чего? Таким образом работы защищают от возможных претензий музеев?

Не думаю.

Почему, на ваш взгляд, мы до сих пор не могут найти ни золотого Самсона из фонтана Петергофа, ни Янтарной комнаты? Такие огромные работы…

Янтарная комната, очевидно, разобрана. И находки 1990-х годов подтверждают эту версию. Но благодаря участию Владимира Владимировича и немецких предпринимателей к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была воссоздана. (Реконструкция комнаты обошлась в $11,35 млн (70% дал бюджет, 30% — компания Ruhrgas AG, — по данным «Коммерсантъ»). А Самсона, возможно, везли на корабле, который был потоплен. А возможно, к сожалению, скульптура была переплавлена. Фашисты же были очень прагматичны. В Павловске, Пушкине и Петергофе они вырубали корабельные деревья, вывозили к себе северный лес. Я все это знаю, потому что, можно сказать, вырос в Царском Селе. Мама была влюблена в эти места, я бывал там ну раз 30 в год. Наверное, подучившись, могу работать экскурсоводом.

Вы такой же увлеченный родитель?

Это сложно, так серьезно заниматься детьми. Мои московские в Петергофе пока не бывали. А старшие, конечно, частые гости. Но эта искра увлеченности старших как-то миновала, сейчас надежда на моего тезку, восьмилетнего Мишу. Ну и слава Богу, Елена — увлеченный, крупный уже коллекционер. Правда вот материал, даже века у наших увлечений разные.

Мы живем буквально за стеной Пушкинского, Миша учится в «Мусейоне». Коля готовится пойти в следующем году.

А вдруг они решат стать художниками или искусствоведами? Вы бы хотели этого?

Не знаю. Я бы хотел, чтобы в семье все были счастливы и здоровы и жили в мире с Богом, с собой. Честно говоря, кем они будут, художниками ли, не так важно. Стать художником — неплохая возможность, почему нет?

Александр Родченко, Пожарная лестница 1925

А вас мама как ориентировала, чему учила?

Любви, доброте. Страстности. Когда я стал постарше, мама говорила: «Если тебе что-то смерть как надо, будь готов заплатить не по-детски».

Мама была со мной не раз, не два, слава Богу, в храме. Но для нее все же это была уже приобретенная воцерковленность. Я стараюсь, чтобы дети жили в этом треугольнике: дом — храм — музей, ну и 57-я школа.

Сколько времени у вас занимает любовь к искусству?

День в месяц. Остальное — работа и дети.

Сейчас, с развитием технологий, поиск, покупка, реставрация — это только вопрос профессиональной команды, экспертов, хранителей, дилеров, с кем-то я переписываюсь, не встречаясь месяцами. Это большой очень плюс по части экономии времени, конечно.

У вас своя сеть помощников в этом деле?

Конечно. Большинство музеев Ленинграда и Москвы, для которых в основном я это и ищу.

Галерея Люмьер — Александр Родченко. Из коллекции Фонда «Стилл Арт» — Галерея Люмьер

25.10.2021 — 01.09.2022

«Люмьер» представляет выставку фотографий выдающегося русского художника-авангардиста Александра Родченко из собрания Фонда «Стилл Арт», основанного Еленой и Михаил Карисалов. В экспозицию вошли работы Родченко разных лет, от первых фотографических опытов 1920-х до конца 1930-х.

На выставке представлены портреты друзей Родченко — художников, архитекторов, поэтов, писателей, кинематографистов, сотрудников журналов ЛЕФ и N овый ЛЕФ , в том числе знакомый портрет Лили Брик, использованный в рекламный плакат Ленинградского отделения Госиздата, несколько фотографий Владимира Маяковского с первой фотосессии в мастерской Родченко на Мясницкой улице (1924 г. ) и знаменитая фотография Осипа Брика, где один из объективов в его очках заменен логотипом LEF. В экспозицию вошли также семейные портреты: матери Родченко, его жены Варвары Степановой и дочери Варвары Родченко, архитектурные съемки и фоторепортажи: легендарные Балконы (1925), Пожарная лестница (1925), Лестница (1929), а также Пионер с трубой (1930) и Пионерка (1930).

Сокуратор выставки — внук Родченко Александр Лаврентьев, ведущий специалист его творчества. На выставке будут представлены 58 серебряно-желатиновых оттисков из двух альбомов музейной портфельной серии, изданных тиражом 35 экземпляров в 1994-1997 годах, собранных под руководством Варвары Родченко, Александра Лаврентьева и галериста Говарда Шиклера. Фотографии, вошедшие в портфолио и представленные на выставку Фондом «Стилл Арт», были напечатаны Александром Лаврентьевым и Юрием Плаксиным в фотолаборатории Родченко с его оригинальных негативов.

Александр Михайлович Родченко (1891–1956), один из лидеров русского авангарда, новатор в области живописи, скульптуры, книжного, плакатного, кино- и театрального дизайна, начал фотографировать в 1924 году. Подход к фотографии навсегда изменил историю этого вида искусства и повлиял не только на его современников, но и определил развитие фотографии на десятилетия вперед. использование таких приемов, как съемка с необычного ракурса (крайние точки обзора сверху или снизу), которые сразу же стали называть «родченковскими»; диагональное построение композиций, определяющее динамику и ритм фотографии; детальные и крупные планы; использованием двойной экспозиции и деликатной работой с черно-белыми контрастами, Родченко стремился, как писал Осип Брик, превратить привычную вещь в «кажущуюся невиданной конструкцию», изменить привычный взгляд человека на мир, расширить возможности «видеть вещи».

Михаил Карисалов избран Председателем Совета директоров ОАО «Нижнекамскнефтехим»

  • 30 декабря 2021, 2021
  • Анна Ларионова

МОСКВА (Маркет Репорт) — Нижнекамскнефтехим (НКНХ, входит в СИБУР Холдинг) 27 декабря провел внеочередное собрание акционеров ПАО «Нижнекамскнефтехим», на котором акционеры избрали членов Совета директоров в новом составе, говорится в сообщении компании.

Решением Совета директоров Михаил Карисалов избран Председателем Совета директоров ПАО «Нижнекамскнефтехим», Айрат Сафин — заместителем Председателя Совета директоров ПАО «Нижнекамскнефтехим».

СИБУР завершил покупку ТАИФа в октябре 2021 года и продолжает объединение нефтегазохимических бизнесов компаний.

Выручка «Нижнекамскнефтехима» за девять месяцев 2021 года составила 181,8 млрд рублей. — против 102,4 млрд руб. за аналогичный период прошлого года, что на 77,5% больше. Валовая прибыль увеличилась более чем в два раза и составила 52 млрд руб., что на 27,5 млрд руб. больше, чем за девять месяцев 2020 г. (24,5 млрд руб.).

Прибыль от продаж за девять месяцев увеличилась до 38,1 млрд руб. — против 13,3 млрд в 2020 году. Чистая прибыль увеличилась до рекордных 33,6 млрд рублей, в пандемическом 2020 году за девять месяцев компания понесла убыток в размере 2,3 млрд рублей.

На предприятии осуществляется техническое перевооружение производства галобутиловых каучуков до 200 тыс. тонн в год, строительство производства этилбензола и стирола мощностью 250 тыс. тонн в год, полипропилена 400 тыс. тонн в год и полистирола мощностью 250 тыс. тонн в год.
МРЦ

#нефтехимия

#гранулы ПК

#Соединения ПК

#ПК

#Новости

#ПП

#ПС

#ПЭ

#Казаньоргсинтез

#Нижнекамскнефтехим

#Сибур Холдинг

#МРЦ

#Таиф, Казань

#полимеры
+Добавить все теги к фильтру

  • 30 декабря 2021, 2021
  • Анна Ларионова

Семь представителей СИБУРа вошли в состав нового совета директоров Казаньоргсинтеза

МОСКВА (Маркет Репорт) — В новый совет директоров «Казаньоргсинтеза» вошли семь представителей СИБУРа, сообщает «Реальное время».

Всего акционерами избрано десять человек.

Со стороны СИБУРа в Совет директоров Казаньоргсинтеза входят: Игорь Климов, Управляющий директор по эффективности производства СИБУРа; Сергей Комышан, исполнительный директор по маркетингу и продажам СИБУРа; Павел Ляхович, управляющий директор Дирекции базовых полимеров СИБУРа; Марина Медведева, управляющий директор по бизнес-процессам СИБУРа; Алексей Шахов, директор по взаимодействию с органами государственной власти, СИБУР Холдинг; генеральный директор ТАИФ Руслан Шигабутдинов; Генеральный директор «Казаньоргсинтеза» Фарид Минигулов.

Кроме них в состав нового совета директоров ОАО «Казаньоргсинтез» избраны: Сергей Алексеев, первый заместитель генерального директора ОАО «Связьинвестнефтехим»; Помощник Президента Татарстана Ренат Галиев;
Министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов.

В октябре СИБУР закрыл сделку по приобретению 100% акций АО «ТАИФ», в которое входят «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез» и ТГК-16.

Ранее сообщалось, что «Казаньоргсинтез» (Группа ТАИФ) в 2022 году завершит модернизацию оборудования по производству поликарбонатов, что позволит выйти на проектную мощность 100 000 тонн в год.

По данным «СканПласт» Маркет Репорт, общее потребление гранулята ПК в России в январе-октябре 2021 года (без учета импорта и экспорта в Беларусь) снизилось на 15% и составило 67,3 тыс. тонн против 79,5 тыс. тонн за аналогичный период годом ранее.

ПАО «Казаньоргсинтез» — одно из крупнейших предприятий Российской Федерации (Группа компаний ПАО «ТАИФ»). Он производит 40% всего российского полиэтилена и является его крупнейшим экспортером. В настоящее время выпускаются ПЭ, поликарбонат (ПК), полиэтиленовые трубы, фенол, ацетон, бисфенол А. КОС — единственный российский производитель ПК. Всего 170 видов продукции.
МРЦ

#нефтехимия

#гранулы ПК

#Соединения ПК

#ПК

#Россия

#Новости

#Казаньоргсинтез

#Нижнекамскнефтехим

#Сибур Холдинг

#МРЦ

#Таиф, Казань
+Добавить все теги к фильтру

  • 30 декабря 2021, 2021
  • Анна Ларионова

Биаксплен подвел итоги года

МОСКВА (Маркет Репорт) — «Биаксплен» (входит в СИБУР Холдинг) обсудил с клиентами итоги года, говорится в сообщении компании.

В ходе встречи были обсуждены следующие темы: состояние рынка БОПП в 2021 году и прогноз его развития в 2022 году, текущее состояние и перспективы обслуживания клиентов, результаты опроса удовлетворенности клиентов, изменения в деятельности компании. торговая политика и логистика, инновации в упаковке и многое другое. Во встрече приняли участие представители более 30 компаний клиентов и партнеров «Биаксплен» из России и стран СНГ.

Первая часть круглого стола была посвящена изменениям на рынке полимеров и прогнозу его развития. Старший менеджер по маркетингу Дирекции базовых полимеров СИБУРа Георгий Мартиросян в своем выступлении описал изменение ситуации на российском рынке реализации товаров FMCG за последние 3 года: увеличение доли дискаунтеров в 4 раза, упрощение ассортимент и конструкции в гибкой упаковке, рост e-com продаж в 2 раза под влиянием пандемии.

Основными тенденциями, которые повлияют на упаковочную отрасль в ближайшие годы, являются спрос на фасованную продукцию, снижение затрат на производство упаковки и поставку товаров, популярность многоразовых упаковочных решений, более легкая порционная упаковка, быстрый рост на онлайн-торговля и доставка, предпочтение решениям для вторичной и вторичной упаковки, увеличение потребления гибкой упаковки в мире.

Ранее сообщалось, что Biaxplen модернизировала экструзионные линии производства немецкой Bruckner, предназначенные для производства биаксиально-ориентированных пленок (БОПП-пленок).

Ранее сообщалось, что в июле «Биаксплен» разработала металлизированную пленку марки ХБВ.М, обладающую высокими барьерными свойствами. Новая марка будет производиться на курском заводе «Биаксплена». Производственная мощность составит 500 тонн в год. Запуск производства пленки запланирован на вторую половину 2021 года.

Согласно отчету Маркет Репорт «СканПласт», расчетное потребление полиэтилена в России за первые девять месяцев 2021 года составило 1 868 160 тонн, что на 18% больше, чем в прошлом году. Увеличились отгрузки полимеров этилена всех марок. При этом отгрузки полипропилена на российский рынок в январе-сентябре 2021 года составили 1 138 510 тонн, что на 30% больше, чем годом ранее. Поставки гомополимера пропилена (гомополимер ПП) и блок-сополимеров пропилена (блоксополимеры ПП) увеличились, тогда как поставки статистических сополимеров пропилена для литья под давлением (статистические сополимеры ПП) значительно сократились.

Все пять заводов «Биаксплен» сертифицированы по системе менеджмента качества ISO 9001. Суммарная мощность производства БОПП-пленки группы составляет более 160 тыс. тонн в год. Компания активно развивает экспортные поставки пленки на рынок ЕС.

Биаксплен — дочернее предприятие нефтехимического холдинга СИБУР, лидера БОПП в России. Производственная мощность – 180 тыс. тонн в год, 8 скоростных линий. Ассортимент бренда — более 40 видов. Производственные площадки расположены в пяти регионах. Продукция экспортируется в 27 стран мира.
МРЦ

#нефтехимия

#гомополимер ПП

# ПП блок-сополимер

#Стандартный сополимер ПП

#Новости

#ПП

#Сибур Холдинг

#МРЦ

#Биаксплен

#БОПП

#полимеры
+Добавить все теги к фильтру

  • 30 декабря 2021, 2021
  • Маргарита Волкова

Импорт ПП в Россию вырос на 12% в январе-ноябре 2021 г.

МОСКВА (Маркет Репорт) — Импорт полипропилена (ПП) в Россию вырос в первые одиннадцать месяцев 2021 г. на 12% в годовом исчислении до 227,6 тыс. тонн. По данным отчета MRC DataScope, основной прирост импорта приходится на сополимеры пропилена.

Российские компании в прошлом месяце сократили закупки полипропилена, импорт составил 17,5 тыс. тонн против 22,0 тыс. тонн в октябре, сократился импорт всех марок полимеров пропилена. Таким образом, общий объем импорта полипропилена в Россию в январе-ноябре 2021 года достиг 227,6 тыс. тонн против 202,7 тыс. тонн годом ранее. Закупки всех марок сополимеров пропилена на внешних рынках увеличились, тогда как импорт гомополимеров пропилена (гомополимер ПП) сократился.

Общая структура импорта ПП по сортам за указанный период выглядела следующим образом.

Ноябрьский импорт гомополимерного полипропилена составил чуть менее 6 тыс. тонн против 8,5 тыс. тонн месяцем ранее, значительно сократились отгрузки из Азербайджана и Туркменистана. Таким образом, общий объем импорта гомополимерного полипропилена за первые одиннадцать месяцев 2021 года составил 83,4 тыс. тонн по сравнению с 85,4 тыс. тонн годом ранее.

Импорт блок-сополимеров пропилена (блок-сополимеров ПП) в прошлом месяце составил 6,4 тыс. т против 7,2 тыс. т в октябре, спрос на азиатский ПП со стороны российских компаний просел. Импорт блок-сополимеров полипропилена в Россию достиг 69800 тонн за указанный период по сравнению с 53 800 тоннами годом ранее.

Ноябрьский импорт стат-сополимеров пропилена (рандом-сополимеры ПП) сократился до 1,8 тыс. тонн с 3,1 тыс. тонн месяцем ранее, при этом основное сокращение поставок пришлось на производителей литьевого формования и трубной продукции. Общий объем импорта сополимеров пропилена этой марки в январе-ноябре 2021 года составил 37,2 тыс. тонн по сравнению с 33,2 тыс. тонн годом ранее.

Импорт прочих полимеров пропилена за указанный период составил 37,1 тыс. тонн против 30,3 тыс. тонн годом ранее.

МРК

#нефтехимия

#гомополимер ПП

# ПП блок-сополимер

#Стандартный сополимер ПП

#Россия

#Новости

#ПП

#МРЦ

#экструзия труб

#литье под давлением

#полимеры
+Добавить все теги к фильтру

  • 30 декабря 2021, 2021
  • Маргарита Волкова

Импорт полиэтилена (ПЭ) в Россию в январе-ноябре 2021 г.

сократился на 7%

МОСКВА (Маркет Репорт) — Импорт полиэтилена (ПЭ) в Россию в январе-ноябре 2021 г. сократился на 7% в годовом исчислении до 544,6 тыс. тонн. Полиэтилен высокого давления Согласно отчету MRC DataScope, наибольшее снижение импорта пришлось на полиэтилен высокой плотности (HDPE) и линейный полиэтилен низкой плотности (LLDPE).

В ноябре импорт ПЭ достиг 57,8 тыс. тонн против 44,1 тыс. тонн месяцем ранее, увеличились отгрузки всех марок полимеров этилена. Общий объем импорта полиэтилена за первые одиннадцать месяцев 2021 года составил 544 600 тонн по сравнению с 586 300 тоннами годом ранее. Основное сокращение импорта пришлось на ПЭНД и ЛПЭНП, в то время как поставки сополимеров этилена и полиэтилена низкой плотности (ПЭНП) увеличились.

Структура импорта ПЭ по сортам за указанный период выглядела следующим образом.

Ноябрь Импорт ПНД вырос до 24,8 тыс. тонн с 18,4 тыс. тонн месяцем ранее, увеличились отгрузки ПЭ из Узбекистана и Южной Кореи. Общий объем импорта этого сорта полиэтилена в январе-ноябре 2021 года составил 202,7 тыс. тонн, что на 15% меньше, чем в прошлом году. Основное сокращение отгрузок пришлось на пленочный и выдувной полиэтилен высокой плотности.

Импорт ПВД в прошлом месяце превысил 10,6 тыс. тонн, тогда как в октябре этот показатель составлял 7,6 тыс. тонн. Выросли поставки из Белоруссии и Германии. Общий объем импорта ПВД в Россию достиг 109700 тонн за первые одиннадцать месяцев 2021 года, что на 7% больше, чем в прошлом году.

Ноябрь Импорт ЛПЭНП достиг 13,4 тыс. тонн по сравнению с 9,9 тыс. тонн месяцем ранее, закупки полиэтилена пленочного качества в Южной Корее сократились. Общий объем импорта ЛПЭНП в январе-ноябре 2021 года составил 135 000 тонн, что на 14% меньше, чем в прошлом году.

В прошлом месяце импорт других полимеров этилена, включая этиленвинилацетат (ЭВА), составил 8900 тонн по сравнению с 8200 тоннами в октябре. Общий импорт прочих полимеров этилена достиг 97,2 тыс.

Михаил карисалов жена: Михаил и Елена Карисаловы в интервью Tatler о коллекции антиквариата, меценатстве в России и истории своего знакомства