Показатели уровня надежности оказываемых услуг сетевых организаций
В соответствии со статьей 25 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении регулируемых видов деятельности (за исключением транспортировки, поставок газа) регулирование цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) преимущественно в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в том числе на основе метода обеспечения доходности инвестированного капитала, в частности с применением метода сравнения. При этом цены (тарифы) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул и зависят от исполнения такими организациями показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, которые устанавливаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальными сетевыми компаниями, осуществляется только в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, в том числе с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала. Такие организации обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Комплексная система сбора, передачи, обработки и проверки достоверности исходных данных, используемых для определения фактических показателей уровня надёжности оказываемых услуг сетевых организаций.
minenergo.gov.ru
Единая техническая политика – надежность электроснабжения
Надежность энергоснабжения является важнейшей составляющей жизнеобеспечения современной среды обитания людей, эффективного функционирования общественного производства. Перебои в электроснабжении по масштабам ущерба могут быть причислены к наиболее опасным видам бедствий, наносящим удар по национальной экономике и по благополучию людей. Поэтому обеспечение надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики требует особого внимания при любой форме экономических отношений в обществе.
Согласно Доктрине энергетической безопасности Российской Федерации перед электроэнергетической отраслью стоят задачи снижения экономических, техногенных и природных угроз через формирование единой системы нормативно-правового и нормативно-технического регулирования вопросов надежности и безопасности электроэнергетики.
В настоящее время, в связи со значительным износом производственных фондов, связанных с их естественным старением, государственной политикой ограничения роста тарифов на электроэнергию и ограниченности финансовых ресурсов на поддержание требуемого уровня технического состояния электроэнергетических систем и объектов электроэнергии встал вопрос о повышении эффективности, как государственного управления топливо-энергетическим комплексом, так и концентрации ограниченных операционных и инвестиционных ресурсов субъектов электроэнергетики в точке максимальной отдачи.
В качестве инструмента эффективности рассмотрим внедрение риск-ориентированного управления, включая оценку, планирование и осуществление технических воздействий на электроэнергетические системы и объекты электроэнергетики при требуемом уровне надежности, с учетом лимитов финансирования – формирование программы технического перевооружения и реконструкции и программы технического обслуживания и ремонтов.
Риск-ориентированное управление состоит из оценки текущего технического состояния производственных фондов, расчета риска возникновения аварийной ситуации, возможных последствий от возникновения рисков отказов, определение необходимого воздействия и приоритезации перечня воздействий на оборудование в целях обеспечения требуемой надежности энергосистем оптимальным способом.
В целях оценки эффективности использования операционных и инвестиционных затрат и обеспечения необходимого уровня надежности электроснабжения потребителей субъекты электроэнергетики должны использовать единые методические указания (подходы) к расчету показателей текущего технического состояния, оценки рисков и новых подходов к управлению производственными активами.
Система принятия решений о приоритетности, а также необходимом и достаточном виде воздействий на оборудование, основанная на данных о реальном техническом состоянии и рисках (с учетом вероятности отказа функционального узла и единицы основного технологического оборудования и последствий такого отказа), позволит сконцентрировать ограниченные операционные и инвестиционные ресурсы в точке максимальной отдачи. В средне- и долгосрочной перспективе эффективное распределение финансовых средств на эксплуатацию, а также на модернизацию основных производственных фондов, находящихся в критическом и неудовлетворительном состоянии и в целях повышения надежности станет центральной задачей обеспечения национальной энергетической безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики.
Важную роль во внедрении риск-ориентированного управления играет сбалансированность нормативно-правовых и нормативно-технических актов отрасли электроэнергетики.
В настоящее время значительное число действующих нормативных требований в сфере обеспечения надежности и безопасности энергосистем и к входящим в их состав объектам не способствуют, либо ограничивают внедрение принципов риск-ориентированнного управления, часть из них устарели, нуждаются в отмене или пересмотре.
В рамках проекта планируется сформировать сбалансированную систему нормативно-правового и нормативно-технического регулирования в электроэнергетике в соответствии с риск-ориентированным управлением и предлагаемым подходом к управлению производственными активами энергосистемы России. Это позволит создать условия, путем снятия ограничений и стимулирования использования новых подходов к управлению производственными активами субъектов электроэнергетики.
minenergo.gov.ru
Вступил в силу Федеральный закон по совершенствованию требований к надежности и безопасности в электроэнергетике
Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в части совершенствования требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики», ранее принятый 7 июня 2016 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации и одобренный 15 июня 2016 г. Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Закон направлен на наделение Правительства Российской Федерации и уполномоченных им федеральных органов исполнительной власти полномочиями, направленными на установление обязательных требований надежности и безопасности в сфере электроэнергетики.
В отличие от правил работы энергорынка, технические основы функционирования электроэнергетических систем, объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок до недавнего времени не были закреплены в законодательстве. На нормативном уровне отсутствуют критерии принятия технических и инвестиционных решений по ключевым системообразующим вопросам электроэнергетики, не определены долгосрочные и краткосрочные системные параметры функционирования и развития российской электроэнергетики.
Целый комплекс отраслевых отношений, связанных с обеспечением надежной и безопасной работы энергосистемы, остался нерегламентированным и выпал из сферы регулирования законодательства об электроэнергетике. При этом Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» ориентирован только на обеспечение безопасности продукции, а электроэнергетика выведена из-под сферы законодательства о техническом регулировании.
Кроме того, чрезвычайно актуальными для электроэнергетики остаются проблемы легитимности нормативно-технической базы, унаследованной с дореформенного периода, ее несоответствия современному уровню развития техники и технологий.
Проведенная в последние годы реструктуризация отрасли затруднила осуществление в электроэнергетике единой технической политики, направленной на повышение эффективности, надежности и обеспечение технологической совместимости всех ее звеньев. Как показывает анализ ситуации в электроэнергетике, обретение генерирующими и сетевыми компаниями организационной самостоятельности существенно осложнило традиционные технологические связи.
Вследствие этого количество аварий, имеющих системное значение, не уменьшается, а их негативные последствия для потребителей – возрастают.
Отсутствие в электроэнергетике общеобязательных технологических правил в рыночных условиях функционирования отрасли приводит к несогласованным, разрозненным действиям со стороны большого числа собственников, которым, в том числе, принадлежат смежные, работающие в едином режиме объекты электроэнергетики, что значительно снижает надежность электроэнергетического режима всей энергосистемы.
Все это свидетельствует об актуальности регулирования указанной сферы.
Подписанный Президентом Российской Федерации закон направлен на решение указанной задачи. В соответствии с ним Правительству Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органам исполнительной власти предоставляются полномочия по установлению обязательных требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, в том числе требований к режимам и параметрам работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, релейной защите и автоматике, устойчивости и надежности электроэнергетических систем и планированию их развития, подготовке работников в сфере электроэнергетики к работе на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках.
Также законопроектом предусматривается уточнение предмета федерального государственного энергетического надзора и ограничения его только вопросами безопасности объектов электроэнергетики.
Таким образом, создана основа для решения многолетней проблемы оптимизации системы технического регулирования в электроэнергетике, что, в конечном счете позволит повысить безопасность эксплуатации объектов электроэнергетики и надежность электроснабжения потребителей, обеспечить внедрение прогрессивных технологий в отрасли.
minenergo.gov.ru
Централизованная система противоаварийной автоматики нового поколения повысит надежность Объединенной энергосистемы Северо-Запада
В Филиале АО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемы Северо-Запада» (ОДУ Северо-Запада) введена в промышленную эксплуатацию Централизованная система противоаварийной автоматики (ЦПСА) Объединенной энергосистемы Северо-Запада. Разработка алгоритмов функционирования и программного обеспечения установленного в ОДУ программно-аппаратного комплекса ЦСПА велась АО «НТЦ ЕЭС».
Централизованные системы противоаварийной автоматики обеспечивают в автоматическом режиме сохранение устойчивости энергосистемы при возникновении в ней аварийных ситуаций. ЦСПА в реальном времени осуществляют расчет и изменение уставок (параметров настройки) в части объемов управляющих воздействий, соответствующих текущему электроэнергетическому режиму работы энергосистемы. Применение ЦСПА позволяет увеличить точность управляющих воздействий противоаварийной автоматики, расширить область допустимых режимов работы энергосистемы и тем самым повысить надежность электроснабжения потребителей.
ЦСПА – уникальная разработка отечественных энергетиков, ведущаяся со времени появления в отрасли первых ЭВМ в 1960-х годах. Идеологом создания и развития ЦСПА было Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы. Сейчас ЕЭС России под руководством Системного оператора оснащается централизованными системами уже третьего поколения. С 2014 года такая ЦСПА работает в ОЭС Востока, в опытной эксплуатации в настоящее время находятся системы в ОЭС Средней Волги, Юга, Урала и в Тюменской энергосистеме. Объединенная энергосистема Северо-Запада ранее не оснащалась централизованными системами противоаварийной автоматики предыдущих поколений.
ЦСПА имеют двухуровневую структуру, предусматривающую установку программно-аппаратных комплексов верхнего уровня в диспетчерских центрах филиалов АО «СО ЕЭС» объединенных диспетчерских управлений, а низовых устройств – на объектах электроэнергетики. В ЦСПА ОЭС Северо-Запада для установки низовых устройств выбраны подстанция 750 кВ Ленинградская и Ленинградская АЭС. Проект низового устройства на подстанции Ленинградская уже реализован, на Ленинградской АЭС оно появится в 2021 году.
Установленный в диспетчерском центре ОДУ Северо-Запада программно-технический комплекс верхнего уровня ЦСПА выполнен на базе мультисерверной системы и обеспечивает повышенное быстродействие и надежность его функционирования. На верхнем уровне ЦСПА в режиме реального времени происходит циклический сбор информации, расчет управляющих воздействий и выбор настроек низовых устройств. Обмен информацией между верхним и нижним уровнями ЦСПА осуществляется по взаимно резервируемым цифровым каналам передачи данных. При возникновении аварийной ситуации в энергосистеме микропроцессорные комплексы на энергообъектах обеспечивают реализацию управляющих воздействий в соответствии с принятыми от верхнего уровня настройками.
ЦСПА нового поколения обладает расширенным функционалом, включающим более совершенный алгоритм расчета статической устойчивости энергосистемы, а также алгоритм выбора управляющих воздействий по условиям обеспечения динамической устойчивости (устойчивости энергосистемы в процессе аварийных возмущений) и новый алгоритм оценки состояния электроэнергетического режима энергосистемы.
Основа алгоритма заключается в расчете управляющих воздействий с использованием подробной математической модели системообразующей сети. В модели учитывается текущий баланс энергосистемы и фактическое состояние ЛЭП и оборудования. В расчетном процессе поочередно моделируются аварийные возмущения для сложившейся схемы электрической сети и при необходимости для каждого из них выбираются наиболее эффективные и при этом минимально необходимые из доступных управляющих воздействий. Тем самым достигается адаптивность автоматики – самонастройка к любой ремонтной схеме сети.
minenergo.gov.ru
Модернизация централизованной системы противоаварийной автоматики повышает надежность работы ОЭС Востока
В Филиале ОАО «СО ЕЭС» «Объединенное диспетчерское управление энергосистемами Востока» (ОДУ Востока) введена в промышленную эксплуатацию новая версия централизованной системы противоаварийной автоматики (ЦСПА) Объединенной энергосистемы Востока с подключением к ней противоаварийной автоматики Бурейской ГЭС.
Модернизация ЦСПА и подключение в качестве ее низового устройства локальной автоматики предотвращения нарушения устойчивости (ЛАПНУ) Бурейской ГЭС позволят минимизировать объем управляющих воздействий в энергосистеме на отключение потребителей в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах электроэнергетики.
ЦСПА ОЭС Востока введена в промышленную эксплуатацию в 2014 году. Первоначально в качестве низовых устройств для нее использовались ЛАПНУ Зейской ГЭС и ЛАПНУ Приморской ГРЭС. После проведенной филиалом ПАО «РусГидро» – «Бурейская ГЭС» модернизации аппаратной и программной базы ЛАПНУ ее подключение к ЦСПА также стало возможным.
«Успешный ввод в эксплуатацию ЛАПНУ Бурейской ГЭС в составе ЦСПА ОЭС Востока позволил вывести автоматическое противоаварийное управление в энергообъединении на качественно новый уровень. Число пусковых органов увеличилось с 16 до 81, ЦСПА охватила две трети контролируемых сечений в ОЭС Востока, существенно минимизирован объем управляющих воздействий на отключение потребителей в случае возникновения аварий в энергосистеме», – отметила директор по управлению режимами – главный диспетчер ОДУ Востока Наталья Кузнецова.
Для подключения комплекса противоаварийной автоматики Бурейской ГЭС специалистами ОДУ Востока в 2017–2018 годах выполнен комплекс мероприятий, включавший в себя подготовку и настройку испытательного полигона ЦСПА, настройку его сетевого взаимодействия с ЛАПНУ Бурейской ГЭС. По разработанной ОДУ Востока и согласованной с Филиалом ПАО «РусГидро» – «Бурейская ГЭС» программе проведены испытания работы ЛАПНУ в качестве низового устройства ЦСПА, а также мониторинг и анализ расчетных моделей, мониторинг каналов связи и обмена информацией между ЦСПА и ЛАПНУ, настройка сетевого взаимодействия и программного обеспечения.
ЦСПА ОЭС Востока относится к семейству централизованных систем противоаварийной автоматики третьего поколения. По сравнению с предшествующими поколениями они обладают расширенным функционалом, включающим более совершенный алгоритм расчета статической устойчивости энергосистемы и алгоритм выбора управляющих воздействий по условиям обеспечения не только статической, но и динамической устойчивости – устойчивости энергосистемы в процессе аварийных возмущений. Также новые ЦСПА функционируют на основе нового алгоритма оценки состояния электроэнергетического режима энергосистемы. Каждая ЦСПА имеет двухуровневую структуру: программно-аппаратные комплексы верхнего уровня устанавливаются в диспетчерских центрах ОДУ, а низовые устройства – на объектах диспетчеризации.
Кроме ОЭС Востока ЦСПА третьего поколения успешно функционируют в ОЭС Северо-Запада и ОЭС Юга. В опытной эксплуатации находятся системы в ОЭС Средней Волги, Урала и в Тюменской энергосистеме.
minenergo.gov.ru
Александр Новак: «Ввод в эксплуатацию новых мощностей должен создать необходимый уровень системной надежности»
30 июля, Республика Крым. – Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак провёл совещание по вопросам реализации проекта по строительству Балаклавской ПГУ-ТЭС и Таврической ПГУ-ТЭС и строительству объектов внешней инфраструктуры электростанций, реализуемых в рамках мероприятий федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».
Министр напомнил, что в текущем году в регионе планируется ввести 940 МВт новых мощностей (Балаклавская ПГУ-ТЭС и Таврическая ПГУ-ТЭС), а также 120 МВт - в рамках реконструкции Сакской ТЭЦ.
«Ввод в эксплуатацию новых мощностей должен создать необходимый уровень системной надежности, что поспособствует развитию региона, прохождению безаварийного санаторно-курортного сезона и осенне-зимнего периода», - сказал Александр Новак.
Глава энергетического ведомства России отметил, что были актуализированы графики завершения строительства объектов внешней инфраструктуры, включающие мероприятия по оформлению необходимых разрешений на ввод этих объектов в эксплуатацию.
«Своевременный пуск первой очереди ТЭС напрямую зависит от готовности внешней инфраструктуры – отводов газотранспортной системы и схема выдачи электрической мощности станций», - подчеркнул Министр.
На совещании были заслушаны доклады ответственных исполнителей о ходе реализации основных мероприятий на объектах электростанций.
В рамках рабочей поездки в Республику Крым Александр Новак также проинспектировал ход строительства Балаклавской ПГУ-ТЭС и Таврической ПГУ-ТЭС.
minenergo.gov.ru
Минэнерго России утвердило перечень энергосистем и энергорайонов, характеризующихся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения в 2017 – 2022 годах, и перечень мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких энергосистемах и энергорайонах
Минэнерго России подготовлен приказ «Об утверждении перечня энергосистем и энергорайонов, характеризующихся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения в 2017 – 2022 годах, и перечня мероприятий по снижению рисков нарушения электроснабжения в таких энергосистемах и энергорайонах» от 28.11.17 №1125.
Документ подготовлен на основании анализа ожидаемых режимов работы энергосистем, схемно-режимной ситуации и включает важнейшие для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей мероприятия.
К энергосистемам и энергорайонам, характеризующимся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения отнесены следующие:
- Дагестанская энергосистема;
- энергосистемы Республики Крым и г. Севастополя;
- Центральный энергорайон Якутской энергосистемы;
- Бодайбинский и Мамско-Чуйский энергорайоны Иркутской энергосистемы.
Следует отметить, что по результатам исполнения мероприятий приказа прошлого года Воркутинский и Интинский энергорайоны энергосистемы Республики Коми исключены из перечня энергорайонов, характеризующихся режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения. Благодаря принятым мерам, в том числе, удалось повысить надежность работы оборудования Воркутинской ТЭЦ-2, о чем свидетельствует снижение технологических нарушений в работе станции.
Всего Приказ включает в себя 26 мероприятий, согласованных с субъектами электроэнергетики, ответственными за выполнение мероприятий, по срокам выполнения и объемам выполняемых работ.
Долгосрочный период (2017-2022 годы) позволит компаниям эффективнее планировать свою производственную деятельность и включать соответствующие мероприятия в инвестиционные программы.
Мероприятия настоящего приказа направлены, в том числе, на обеспечение надежности работы оборудования и энергоснабжения потребителей в период прохождения максимума нагрузки, что является одной из самых приоритетных задач для Минэнерго России.