Содержание
Правила пожарной безопасности на предприятии в Украине 2017
Пожарная безопасность входит в комплекс мероприятий по охране труда. Основным нормативно-правовым актом по вопросам пожарной безопасности являются Правила пожарной безопасности в Украине. Какие требования пожарной безопасности установлены в Правилах, что нужно знать работодателям, чтобы не попасть под действие штрафов, — ответы в статье.
- Правила пожарной безопасности в Украине
- Другие нормативно-правовые акты по пожарной безопасности
- Правила пожарной безопасности на предприятии
- Санкции за нарушение правил пожарной безопасности
Правила пожарной безопасности в Украине
С целью приведения нормативно-правовых актов в сфере пожарной безопасности в соответствие с законодательством и уменьшения финансовой нагрузки на субъекты хозяйствования 3 октября 2017 года вступили в силу изменения в Правила пожарной безопасности Украины от 30.12.2014 № 1417 (далее — Правила № 1417). Эта редакция остаются в силе по состоянию на 01.06.2020 года.
Правила состоят из таких разделов:
1. Область применения
2. Общие положения
3. Организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности
4. Общие требования пожарной безопасности к территориям, зданиям, помещениям, сооружениям
5. Общие требования пожарной безопасности к инженерному оборудованию
6. Требования к содержанию технических средств противопожарной защиты
7. Основные требования пожарной безопасности к объектам различного назначения
8. Требования пожарной безопасности при проведении огневых, покрасочных и строительно-монтажных работ
9. Порядок действий в случае пожара
Правила № 1417 устанавливают общие требования по пожарной безопасности к зданиям, сооружениям различного назначения и прилегающим к ним территориям, другому недвижимому имуществу, эксплуатируемому оборудованию, строительным площадкам, а также во время проведения работ по строительству, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, технического переоснащения зданий и сооружений.
Зафиксированные на законодательном уровне требования пожарной безопасности обязаны выполнять — независимо от размера уставного капитала, оборота, количества сотрудников, формы собственности, сферы деятельности и других аспектов — любые субъекты, ведущие свою хозяйственную деятельность на украинской территории. Также эти Правила являются обязательными для выполнения субъектами хозяйствования, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, находящимися в Украине на законных основаниях.
Согласно правилам на каждом объекте соответствующим документом должен быть установлен противопожарный режим, который включает:
- порядок действий в случае возникновения пожара, содержание путей эвакуации;
- определение специальных мест для курения;
- порядок применения открытого огня;
- порядок использования бытовых нагревательных приборов;
- порядок проведения временных пожароопасных работ;
- правила проезда и стоянки транспортных средств;
- места для хранения и допустимое количество сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, которые могут одновременно находиться в помещениях и на территории;
- порядок уборки горючей пыли и отходов, хранения промасленной спецодежды и ветоши, очистки вентиляционных систем от горючих отложений;
- порядок отключения от сети электропитания оборудования и вентиляционных систем;
- порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы;
- порядок прохождения должностными лицами обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, а также проведения с работниками занятий по пожарно-техническому минимуму с назначением ответственных за их проведение;
- порядок организации эксплуатации и обслуживания имеющихся средств противопожарной защиты;
- порядок проведения планово-предупредительных ремонтов и осмотров электроустановок, отопительного, технологического и другого инженерного оборудования;
- порядок подбора членов пожарно-спасательного подразделения добровольной пожарной охраны и должностных лиц, ответственных за пожарную безопасность, в случае возникновения пожара и их вызова;
- порядок и способы оповещения людей, вызова пожарно-спасательных подразделений, остановки технологического оборудования, отключения подъемников, применения средств пожаротушения;
- последовательность эвакуации людей и материальных ценностей.
Другие нормативно-правовые акты по пожарной безопасности
Пожарная безопасность должна обеспечиваться путем проведения организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей, снижение возможных имущественных потерь и уменьшения негативных экологических последствий в случае их возникновения, создание условий для успешного тушения пожаров. Достижению этих целей должны способствовать законодательное урегулирование соответствующих правоотношений и положительные экономические и финансовые факторы.
Важным законодательным документом в сфере пожарной безопасности является Кодекс гражданской защиты Украины (далее – Кодекс), который регламентирует отношения, связанные с защитой от пожаров, определяет полномочия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов хозяйствования.
В соответствии со статьей 55 Кодекса обязанность по обеспечению пожарной безопасности возлагается:
- на владельцев и руководителей субъектов хозяйствования;
- на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве зданий и сооружений;
- в жилых помещениях государственного, коммунального, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов – на квартиросъемщиков и владельцев квартир, а в жилых помещениях частного жилищного фонда и других сооружениях, частных жилых домах усадебного типа, дачных и садовых домов с хозяйственными сооружениями и зданиями – на их собственников или нанимателей, если это обусловлено договором найма.
Частью 2 этой статьи установлено, что деятельность по обеспечению пожарной безопасности является составной производственной деятельности должностных лиц и работников предприятий. Указанное требование отражается в трудовых договорах (контрактах), уставах и положениях.
Этим актом также урегулирован вопрос касательно:
- начала работы недавно созданных предприятий и использования предприятием объектов недвижимости;
- определения видов пожарной охраны и установления задач охранным службам;
- государственного надзора в сфере пожарной безопасности;
- оснований для остановки работы предприятий, объектов, участков, механизмов, оборудования, транспортных средств и др.
- определения полномочий центрального органа исполнительной власти, осуществляющего надзор в этой сфере, в том числе и порядок выдачи им предписаний, постановлений и распоряжений.
Статьей 68 Кодекса предусмотрено, что в случае установления нарушения требований законодательства по пожарной безопасности должностные лица центрального органа исполнительной власти обращаются в административный суд по применению мер реагирования в виде полного или частичного приостановления работы предприятия.
Как избежать штрафов за нарушение требований пожарной безопасности
Отраслевые правила пожарной безопасности
Согласно п. 3 раздела I Правил центральные органы исполнительной власти с учетом специфических условий и особенностей по обеспечению пожарной безопасности объектов, отнесенных к сфере их управления, при необходимости могут издавать отраслевые правила пожарной безопасности. Проекты таких отраслевых правил согласовываются с ГСЧС Украины.
Например, приказом МОН Украины от 15.08.2016 № 974 утверждены Правила пожарной безопасности для учебных заведений и учреждений системы образования. Совместным приказом Администрации Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и МВД от 30.03.2016 № 239/229 утверждены Правила пожарной безопасности в области связи.
Правила пожарной безопасности на предприятии
В статье 20 Кодекса гражданской защиты указано, что относится к задачам и обязанностям субъектов хозяйствования в сфере гражданской защиты. В частности, обеспечение пожарной безопасности на предприятии предусматривает осуществление следующих мероприятий:
- проведение оценки рисков возникновения чрезвычайных ситуаций и обеспечение выполнения мероприятий в сфере гражданской защиты;
- обучение работников правилам пожарной безопасности;
- проведение объектовых тренировок и учений;
- осуществления за собственные средства мероприятий гражданской защиты;
- создание и использование материальных резервов для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- разработка мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, внедрения достижений науки, положительного опыта;
- обеспечение выполнения требований законодательства в сфере пожарной безопасности, а также требований соответствующих предписаний, постановлений и распоряжений центрального органа исполнительной власти;
- содержание в исправном состоянии средств гражданской и противопожарной защиты, недопущение их использования не по назначению;
- осуществление мероприятий по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров;
- разработка и утверждение инструкций, издание приказов по вопросам пожарной безопасности, осуществление постоянного контроля за их выполнением.
Согласно требованиям нормативно-правовых актов на предприятии должны быть разработаны и утверждены определенные организационно-распорядительные документы, направленные на предотвращение пожаров.
ТОП-3 консультации для вас:
- Как расследовать случаи заболевания медицинских работников на COVID-19
- Образцы документов для организации профилактических мероприятий против коронавируса на предприятии
- Кто отвечает за выдачу работникам СИЗ
Санкции за нарушение правил пожарной безопасности
Статьей 68 Кодекса гражданской защиты предусмотрено, что должностные лица центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор в сфере пожарной безопасности, в случае установления нарушения требований законодательства по пожарной безопасности обязаны применять санкции, определенные законом.
ГСЧС, организовывая и осуществляя государственный надзор за соблюдением требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности, составляет акты проверок, выдает предписания, постановления, распоряжения об устранении нарушений в этой сфере, а в случае создания угрозы жизни и здоровью людей, обращается в административный суд для применения мер реагирования в виде полного или частичного приостановления работы предприятий, проведения работ, выпуска и реализации пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты.
Свои полномочия ГСЧС осуществляет непосредственно, а также с помощью созданных в установленном порядке территориальных органов.
В случае нарушения требований пожарной безопасности ГСЧС уполномочена привлекать виновных лиц к ответственности. Основаниями для наложения санкций могут быть как нарушение виновными лицами требований законодательства по противопожарной безопасности, так и невыполнение законных распоряжений уполномоченных государственных органов.
Перед визитом ревизоров необходимо провести внутренний аудит и убедиться, что:
- все технические средства, например, пожарная сигнализация, исправны и нормально функционируют, готовы к использованию в любое время;
- инструктажи по правилам безопасности проведены в полном объеме и своевременно;
- на предприятии есть все заполненные должным образом документы, необходимые для обеспечения противопожарной безопасности.
Документам нужно уделить много внимания, поскольку инспекторы проверяют их особенно тщательно. Это, в частности, внутренние документы, устанавливающие противопожарный режим на предприятии, инструкции и приказы о мерах пожарной безопасности по каждому помещению, документы о проведении обучения и инструктажей по пожарной безопасности работников, схемы эвакуации персонала и посетителей и тому подобное.
Пожарная безопасность в Украине
Пожарная безопасность в Украине
Пожарная безопасность (ст. 2 Кодекса гражданской защиты Украины) — это отсутствие недопустимого риска возникновения и развития пожаров, сопровождающихся неконтролируемым процессом уничтожения или повреждения огнем имущества, во время которого возникают факторы, опасные для живых существ и окружающей природной среды.
Главой 13 Кодекса установлено, что ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности предприятия возлагается непосредственно на их владельцев и руководителей.
Обязанность по обеспечению пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, коммунального, общественного жилищного фонда, фонда ЖСК возлагается на квартиросъемщиков и владельцев квартир, а в жилых помещениях частного жилищного фонда, частных жилых домах усадебного типа, дачных и садовых домах с хозяйственными сооружениями и строениями — на их владельцев или съемщиков, если это обусловлено договором найма.
Важным является положение, согласно которому проекты стандартов, норм и правил, технических условий на изготовление продукции и выполнение работ, которые устанавливают требования к пожароопасным технологическим процессам и продуктам, должны включать требования пожарной безопасности и согласовываться с центральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор в сферах техногенной и пожарной безопасности.
При этом ведомственные нормативные акты не должны противоречить национальным стандартам, нормам и правилам.
Также должны соответствовать требованиям нормативно-правовых актов по пожарной безопасности производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в действие или эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или технического перевооружения, а также технологические процессы и продукция.
Пожарная безопасность на новых предприятиях
С целью соблюдения требований пожарной безопасности Кодексом предусмотрено, что начало работы вновь созданных предприятий, начало использования объектов недвижимости (зданий, сооружений, помещений или их частей) осуществляется субъектом хозяйствования на основании поданной декларации соответствия материально-технической базы этого субъекта требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, а для субъектов хозяйствования с высокой степенью риска — также при наличии положительного заключения по результатам оценки (экспертизы) противопожарного состояния предприятия, объекта или помещения.
Процедура подачи и регистрации декларации соответствия материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности, дающей право на начало работы вновь созданных предприятий, начало использования предприятием объектов недвижимости урегулирована постановлением КМУ от 05.06. 2013 № 440.
Создание пожарной охраны
Для тушения пожаров, предотвращения их возникновения, защиты жизни и здоровья граждан, частной, коллективной и государственной собственности, поддержание надлежащего уровня пожарной безопасности на предприятиях и в населенных пунктах, а также для оказания помощи в ликвидации последствий других чрезвычайных ситуаций создается пожарная охрана, которая делится на государственную, ведомственную, местную и добровольную.
Критерии создания государственных пожарно-спасательных подразделений (частей) оперативно-спасательной службы гражданской защиты в административно-территориальных единицах и перечень субъектов хозяйствования, где создаются соответствующие подразделения определяются постановлением КМУ от 27. 11.2013 № 874.
Перечень субъектов хозяйствования, в которых создается ведомственная пожарная охрана, и типовое Положение о такой охране утверждены соответственно постановлениями КМУ от 05.06.2013 № 397 и от 09.01.2014 № 5.
Как обеспечить противопожарный режим на предприятии
В селах, поселках, где нет пожарно-спасательных подразделений, сельские и поселковые советы по согласованию с центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере гражданской защиты, имеют право создавать пожарно-спасательные подразделения для обеспечения местной пожарной охраны, финансирование и материально-техническое обеспечение которых осуществляется за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством. Права и обязанности работников таких подразделений определяются в положении о местной пожарной охране, которое утверждается создавшим ее органом.
Также Кодексом определены порядок и условия создания органами местного самоуправления и руководителями субъектов хозяйствования пожарно-спасательных подразделений для обеспечения добровольной пожарной охраны.
Требования пожарной безопасности
Следует отметить, что основным нормативно-правовым актом по вопросам пожарной безопасности для объектов, находящихся в эксплуатации, являются Правила пожарной безопасности в Украине (далее — Правила), утвержденные приказом МВД Украины от 30.12.2014 № 1417, которые устанавливают обязательные требования по пожарной безопасности к зданиям, сооружениям различного назначения и прилегающим к ним территориям, другому недвижимому имуществу, оборудованию, эксплуатируемым строительным площадкам.
Правила являются обязательными для выполнения субъектами хозяйствования, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, находящимися в Украине на законных основаниях.
Ими предусмотрено, что пожарная безопасность должна обеспечиваться путем проведения организационных мероприятий и использования технических средств, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности людей, снижение возможных имущественных потерь и уменьшение отрицательных экологических последствий в случае их возникновения, создание условий для успешного тушения пожаров.
Руководитель предприятия должен определить обязанности должностных лиц по обеспечению пожарной безопасности, назначить ответственных за пожарную безопасность отдельных зданий, сооружений, помещений, участков, технологического и инженерного оборудования, а также за содержание и эксплуатацию средств противопожарной защиты.
Обязанности по обеспечению пожарной безопасности, содержанию и эксплуатации средств противопожарной защиты предусматриваются в должностных инструкциях, положениях о соответствующем подразделении.
Организация противопожарного режима
На каждом объекте приказом по предприятию должен быть установлен противопожарный режим, включающий порядок:
- содержания путей эвакуации;
- определения специальных мест для курения;
- применения открытого огня;
- использования бытовых нагревательных приборов;
- проведения временных пожароопасных работ;
- проезда и стоянки транспортных средств;
- определения мест для хранения и допустимого количества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, которые могут одновременно находиться в помещениях и на территории;
- уборки горючей пыли и отходов, хранения промасленной ветоши, очистки элементов вентиляционных систем;
- отключения от сети электропитания оборудования и вентиляционных систем;
- осмотра и закрывания помещений после окончания работы;
- прохождения должностными лицами обучения и проверки знаний по вопросам пожарной безопасности, а также проведения с работниками противопожарных инструктажей и занятий по пожарно-техническому минимуму;
- организации эксплуатации и обслуживания имеющихся средств противопожарной защиты;
- проведения планово-предупредительных ремонтов и осмотров электроустановок, отопительного, технологического и другого инженерного оборудования;
- сбора членов добровольной пожарной охраны и должностных лиц, вызова ночью, в выходные и праздничные дни;
- действий в случае возникновения пожара (оповещение людей, вызов пожарно-спасательного подразделения, остановка технологического оборудования, отключение лифтов, вентиляционных установок, электропотребителей, применение средств пожаротушения, последовательность эвакуации людей и материальных ценностей и т. п.).
Пожарная безопасность
- Требования пожарной безопасности
- План эвакуации
- Пожарная безопасность при эксплуатации электроустановок
- Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Работники предприятия должны быть ознакомлены с этими требованиями на инструктажах или при прохождении пожарно-технического минимума.
Также для каждого помещения должны быть надлежащим образом утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности, которые изучаются во время проведения противопожарных инструктажей, прохождения пожарно-технического минимума, а также в системе производственного обучения и вывешиваются на видных местах.
С учетом количества лиц, постоянно или временно находящихся на объектах, также должны быть разработаны и вывешены на видных местах планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а на объектах с массовым пребыванием людей — инструкции, которые определяют действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей. Для объектов, в которых предполагается пребывание людей ночью, инструкции также должны предусматривать действия в ночное время.
В помещениях на видных местах у телефонов должны быть вывешены таблички с указанием номера телефона для вызова пожарно-спасательных подразделений.
Территория объекта, а также здания, сооружения, помещения должны быть обеспечены соответствующими знаками безопасности. Знаки безопасности, их количество, а также места их установки должны соответствовать ГСТУ ISO 6309: 2007 «Противопожарная защита. Знаки безопасности. Форма и цвет».
Пожарная безопасность на объектах с массовым пребыванием людей
Ответственным за пожарную безопасность объектов с массовым пребыванием людей крайне важно предотвратить возникновение чрезвычайных ситуаций, а также предусмотреть средства для минимизации их последствий. В частности, следует обратить внимание на необходимость:
- осуществления безопасной эксплуатации электротехнического и инженерного оборудования, средств связи;
- соблюдения требований пожарной безопасности при проведении огневых и строительно-монтажных работ;
- обеспечения объекта первичными средствами пожаротушения и системами противопожарной защиты;
- регулярной уборки и вывоза мусора, недопущения устройства в помещениях и проходах свалок горючих отходов;
- обеспечения освещения противопожарного оборудования, входов в дома и сооружений;
- обеспечения правильного выбора электрооборудования (в соответствии с технологическими требованиями) и др.
Как избежать штрафов за нарушение требований пожарной безопасности
Лекция — защита труда и пожарная безопасность в Украине — Основные законодательные требования — RACIO
СОНДАНТЫ
- Основные законом требования
- Обязательства Компании
- Структура Внутренней безопасности Компании
- Тренинги, проведенные в учебном центре
- человек. ОБУЧЕНИЕ В КОМПАНИИ
- ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ЗАЩИТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
- СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА
- РАЗРЕШЕНИЯ ГОСУДАРСТВ
- ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОВЕРКИ
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Законом «Об охране труда» регулируются вопросы безопасности персонала в Украине. Закон определяет обязанности работодателя, работника и службы охраны труда по отношению друг к другу.
Эти отношения следующие:
- Обязанностью работодателей является предоставление рабочих мест, свободных от известных опасностей, которые могут нанести вред здоровью их сотрудников или каким-либо образом угрожать их жизни.
- Работники обязаны соблюдать правила техники безопасности, установленные их работодателем.
- В обязанности службы охраны труда входит организация процесса создания благоприятных условий на рабочем месте и контроль за соблюдением установленных правил.
Вопросы пожарной безопасности в Украине регулируются рядом законодательных актов. Основные из них следующие:
- Кодекс гражданской защиты Украины.
- Правила пожарной безопасности Украины.
- Государственные строительные нормы Украины (ДБН).
Кодекс определяет основные направления деятельности организаций в области пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности устанавливают более конкретные требования к противопожарной защите зданий и сооружений. Государственные строительные нормы устанавливают требования к конструкции зданий, системам эвакуации, противопожарному оборудованию.
Требования международных стандартов безопасности ISO могут применяться, но не являются обязательными в Украине. Местное законодательство имеет приоритет над международными стандартами.
2. ОБЯЗАННОСТИ ОБЩЕСТВА
Обязанности общества в области охраны труда:
В целях создания оптимальных условий на рабочих местах и выполнения требований законодательства руководство предприятия решает следующие задачи:
- Разработка и внедрение внутренней документации предприятия в области охраны труда (положений, инструкций, программ).
- Распределить задачи в области Кадровой безопасности между руководителями.
- Провести обучение руководителей в специализированном учебном центре.
- Провести обучение персонала по разработанным внутренним документам.
Обязанности предприятия в области пожарной безопасности:
В целях соблюдения Правил пожарной безопасности предприятие обязано:
- Зарегистрировать Акт о начале работ в органах пожарного надзора.
- Распределить задачи в области пожарной безопасности между руководителями.
- Провести обучение руководителей в специализированном учебном центре.
- Обеспечить здания предприятия необходимым количеством огнетушителей.
- Провести инструктаж личного состава по эвакуации.
Получить консультацию
3. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТАЦИИ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВА
В состав внутренней документации общества должны входить такие документы:
1. Положения.
1.1. Положение о системе управления охраной труда.
1.2. Положение о службе охраны труда.
1.3. Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда. 1.4. Положения об обязанностях лиц, уполномоченных трудовым коллективом по контролю за выполнением правил охраны труда.
2. Инструкции.
3. Заказы.
4. Процедуры и программы.
5. Книги учета тренировок.
1. 1. Положение о системе управления охраной труда.
Настоящее положение устанавливает цели, которые организация стремится достичь в области кадровой безопасности, способы достижения этих целей, а также методы контроля на пути достижения этих целей. Положение также устанавливает сферы компетенции руководителей и служб, а также их взаимодействие.
1.2. Положение о службе охраны труда.
В этом документе описаны обязанности и технические возможности службы охраны труда или работника, выполняющего ее функции.
1.3. Положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Настоящее положение определяет порядок проведения инструктажей для работников, а также специальных тренингов для руководителей в учебных центрах.
1.4. Положение об обязанностях уполномоченных трудовым коллективом лиц по контролю за выполнением правил охраны труда.
В соответствии с законодательством трудовой коллектив имеет право участвовать в управлении системой охраны труда предприятия. Для этого сотрудники компании избирают на общем собрании представителя, который будет контролировать действия руководителей по обеспечению безопасных условий труда и отстаивать интересы работников перед работодателем.
Такие положения определяют механизм этих взаимодействий.
2. Инструкция
В инструкции должны быть описаны основные принципы безопасного труда для конкретной профессии, если работа на этой должности связана с действиями или операциями, которые могут привести к травме.
Если должность работника не связана с профессиональным риском травматизма, то такой работник должен быть проинструктирован о видах работ или оборудовании, которые он использует.
3. Приказы
Приказы по организации закрепляют функциональные обязанности в сферах контроля, ответственности и других взаимодействий в системах охраны труда и пожарной безопасности. Приказы должны определять зоны ответственности за документооборот, инструкции, работу с оборудованием и контроль персонала.
Если в приказе не указаны обязанности, перечисленные выше, то по закону такие обязанности автоматически возлагаются на руководителя компании.
4. Процедуры и программы.
В обществе должны быть разработаны специальные программы обучения работников безопасным методам труда (такая программа должна включать перечень вопросов, подлежащих изучению, и такие вопросы раскрываются в тексте инструкции), порядок действий в случае пожарных, других процедур и программ в соответствии с основными рисками компании.
5. Книги учета тренировок.
Инструктажи, инструктажи или инструктажи, а также другие периодические мероприятия регистрируются в журналах учета за подписью лиц, принимавших участие в таких инструктажах, инструктажах или инструктажах.
Эти записи считаются доказательством того, что сотрудники ознакомлены с правилами безопасности, установленными компанией.
4. ОБУЧЕНИЕ, ПРОВОДИМОЕ В УЧЕБНОМ ЦЕНТРЕ
Руководители, отвечающие за безопасность, проходят обучение в специальных учебных центрах в соответствии с зонами их ответственности.
Наиболее распространенными зонами ответственности являются:
- Общие вопросы охраны труда (данный курс разработан для руководителей предприятий и начальников отделов)
- Пожарная безопасность
- Электробезопасность
- Безопасность автотранспорта
- Работа на складах с применением погрузочной техники
Также государством установлен перечень работ, для выполнения которых рабочие должны пройти специальную подготовку в учебном центре. Как правило, это работы с использованием технологического оборудования или производственных процессов.
Компания оплачивает обучение своих сотрудников в учебных центрах.
5. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В КОМПАНИИ
В соответствии с действующим законодательством персонал проходит обучение по охране труда и пожарной безопасности в следующих случаях:
- При приеме на работу.
- В период работы (с установленной периодичностью).
Периодичность повторных инструктажей устанавливается государством.
Работники, работа которых не связана с травмоопасностью, раз в полгода проходят обучение. Работникам, работа которых связана с риском получения травм, – каждые три месяца.
Обучение пожарной безопасности проводится один раз в год. Если предприятие выполняет пожароопасные работы или оказывает пожароопасные услуги – каждые полгода.
Тренинги по охране труда и пожарной безопасности могут проводиться совместно.
Получить консультацию
6. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА ЗАЩИТНЫМИ СРЕДСТВАМИ.
Работники, выполняющие:
- Работы, связанные с опасностью загрязнения,
- Работы на открытом воздухе обеспечиваются специальной одеждой за счет предприятия.
При выполнении работником работ, связанных с опасностью травмирования или вредными или опасными факторами, организация обязана обеспечить таких работников средствами защиты от этих факторов.
Одежда и средства защиты, выданные работнику, являются собственностью предприятия. Порядок обеспечения одеждой и средствами защиты устанавливается документом под названием: «Требования к средствам индивидуальной защиты, применяемым на производстве (НПАОП 0.00-7-17-18)»
7. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ РАБОТНИКОВ
Перечень работ и профессий, по которым работник должен проходить медицинский осмотр при приеме на работу, устанавливается государством в документе: «Порядок проведения медицинских осмотров отдельных категорий работников». работники» . (утв. Приказом МОЗ Украины от 21.05.2007 № 246)
Если работник собирается выполнять работы, указанные в приложении 5, или находиться в контакте с веществами, перечисленными в приложении 4 этого документа, он должен быть осмотрен врачебной комиссией и получить от нее разрешение на выполнение таких работ до приема на работу.
В этом документе также указывается периодичность повторных медицинских осмотров. Чаще всего это раз в год или раз в два года.
Медицинские осмотры оплачивает компания.
8. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ
Государственные разрешения бывают двух видов:
- Разрешения от государственной службы труда.
- Разрешения органов пожарной охраны.
Разрешения государственной службы по труду должны быть получены в случае использования оборудования, которое может создать повышенный риск при его эксплуатации, или в случае выполнения работ, которые могут создать повышенный риск для их исполнителей, а также третьих лиц.
Перечень такого оборудования и таких работ устанавливается государством в « Порядке выдачи разрешений на выполнение работ повышенной опасности и на эксплуатацию (использование) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности» (утв. Постановлением № № 1107 Кабинета Министров Украины от 26.10.2011)
В случае если предприятие выполняет такие работы или использует оборудование, указанное в приложениях 2 и 3 настоящего Порядка, предприятие должно получить официальное разрешение на эти работы.
Если предприятие выполняет работы или использует оборудование, указанное в Приложениях 4 и 5, предприятие обязано заявить о выполнении таких работ.
Декларация это письменное уведомление государственных органов об определенных действиях или операциях. Декларацию можно подать в электронном виде на сайте государственной службы труда.
Разрешение пожарной инспекции – это декларация, в которой предприятие гарантирует, что его помещения соответствуют правилам пожарной безопасности.
Этот вид декларации также можно подать в электронном виде на сайте Государственной службы по чрезвычайным ситуациям.
Порядок заполнения и регистрации такой декларации описан в «Порядок подачи и регистрации декларации о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства по вопросам пожарной безопасности» (утвержден Постановление Кабинета Министров Украины от 14 февраля 2018 г. № 80).
9.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОВЕРКИ
Проверка безопасности предприятий обычно проводится:
- Государственной службой труда.
- Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (органы противопожарной безопасности).
Такие проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
Периодичность плановых проверок государственной службой по труду устанавливается в зависимости от присвоенного предприятию класса риска:
- предприятия с низким классом риска – один раз в 5 лет,
- со средним классом риска – 1 раз в 3 года,
- с высоким классом риска – 1 раз в 2 года.
Периодичность плановых проверок органов пожарной охраны также устанавливается в зависимости от класса риска:
- предприятия с низким классом риска – 1 раз в 5 лет,
- со средним классом риска – 1 раз в 2 года,
- с высоким классом риска – один раз в год.
Списки компаний, подлежащих проверке в следующем году, публикуются в конце текущего года на сайте inspections. gov.ua
Компания должна быть уведомлена по почте за 10 дней до прибытия инспекторов.
Связаться со специалистом
10. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ
За нарушение требований законодательства в области охраны труда и пожарной безопасности на предприятие или его руководителей могут быть наложены штрафные санкции.
Размер такого штрафа установлен в Кодексе об административных правонарушениях. На сегодняшний день административный штраф за нарушение норм охраны труда составляет от 20 до 40 необлагаемых минимумов.
В случае серьезных нарушений, повлекших за собой несчастный случай, травмы или гибель людей, руководители компании могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Статья 271. Нарушение требований законодательства об охране труда
1. В случае причинения вреда здоровью потерпевшего на предприятие/руководителя/руководителя предприятия налагается штраф штраф в размере от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или с исправительные работы на срок до двух лет или ограничение свободы на тот же срок .
2. Если нарушение повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия, предприятие/руководитель/руководитель предприятия наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет. , либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
Статья 272. Нарушение правил техники безопасности при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью
1. Если нарушение повлекло угрозу смерти или иных тяжких последствий либо причинило вред здоровью потерпевшего, – штраф в размере ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительные работы на срок до двух лет, или ограничение свободы на срок до трех лет .
2. Если нарушение повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия – ограничение свободы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до восьми лет.
Украина — Охрана и безопасность
Обзор
Рынок охраны и безопасности Украины в настоящее время претерпевает структурные изменения из-за многочисленных проблем, включая недавний экономический спад и поддерживаемый Россией сепаратистский конфликт на востоке Украины. Всплеск преступности в определенных сегментах привел к увеличению спроса на рынке оборудования и услуг для обеспечения безопасности и охраны.
Экономический спад в стране, начавшийся в 2014 г. и закончившийся в 2016 г., привел к снижению покупательной способности покупателей, спаду в строительном секторе (основном драйвере спроса на оборудование для обеспечения безопасности) и притоку дешевых поставщиков. В этих условиях с рынка ушли самые мелкие поставщики услуг охраны и безопасности, остались только самые крупные игроки. Рецессия и снижение покупательной способности покупателей также привели к притоку дешевых конкурентов, особенно в Киеве, куда пришли некоторые региональные службы защиты и инициировали демпинг цен. В условиях сужения рынка и ценовой конкуренции сегодня спрос на относительно более дорогое западное оборудование для обеспечения безопасности существует прежде всего в нише передовых технологических решений, где дешевые поставщики неконкурентоспособны.
Основными сегментами отрасли охраны и безопасности Украины являются пожарная безопасность и технологии; услуги охраны; системы сигнализации; и системы видеонаблюдения.
Пожарная безопасность и технологии — Пожарная безопасность и технологии являются наиболее развитым сегментом в сфере безопасности и охраны Украины. Он состоит из четырех подсегментов; системы пожарной сигнализации, системы пожаротушения, программное обеспечение для автоматического обнаружения пожара, а также системы оповещения о пожаре и эвакуации. По данным Государственной службы по чрезвычайным ситуациям Украины, в настоящее время в сфере пожарной безопасности и технологий работает 2300 малых и средних компаний, что делает этот сегмент фрагментированным и конкурентоспособным. Тенденции роста в этом сегменте сильно коррелируют с тенденциями строительства коммерческой недвижимости, которая с 2013 г. находится в упадке9.0003
Самой влиятельной организацией в этом сегменте является Удостоверяющий центр ГСЧС Украины, который контролирует все аспекты лицензирования. В Украине все противопожарное оборудование и услуги подлежат лицензированию и сертификации. В зависимости от категории пожарной опасности объекта — высокой, средней или низкой — предприятиям предоставляются различные типы лицензий. Государственные строительные нормы и правила также регулируют проектирование, установку, эксплуатацию и техническое обслуживание систем пожарной безопасности.
Охранные услуги — Настоящая охрана в Украине насчитывает около 600 охранных предприятий, из них около 70-80 охранных предприятий в Киеве. Все остальные компании — это «компании-однодневки», которые охраняют один-единственный объект. В отличие от сегмента пожарной безопасности и технологий, сегмент охранных услуг в Украине сильно сконцентрирован и в нем доминирует государство. Хотя количество компаний в этом сегменте за последние годы увеличилось, несколько крупных компаний (например, компании с годовым доходом в 20 миллионов долларов и более) по-прежнему доминируют. Хотя эти крупные преимущественно киевские организации составляют лишь 15 % участников рынка, они контролируют 80 % продаж. Государство, входящее в число этих крупных организаций, контролирует 30 % рынка, что делает его крупнейшим участником рынка. В 2019 году, правительство защитило более 160 000 объектов недвижимости и имело 750 групп реагирования. Другими крупными компаниями являются «Явир-2000», «Холдинг защиты» и «Венбест». Явир-2000 охватывает 61 населенный пункт, имеет 112 групп реагирования и 35 000 клиентов. Venbest имеет 2500 сотрудников, 150 групп реагирования и производит технические решения. Холдинг Защита работает преимущественно с крупными промышленными предприятиями.
Физическая защита объектов с каждым годом ухудшается, и преобладают автоматизированные системы наблюдения и предупреждения. Спрос на услуги защиты зависит от уровня преступности и уровня доходов.
В Украине все услуги по охране подлежат лицензированию, которое регулируется «Законом Украины об услугах по охране». Лицензирование находится в ведении Министерства внутренних дел Украины, которое требует, чтобы все компании и лица, работающие в этом сегменте, были лицензированы и продемонстрировали соблюдение всех правил, связанных с предоставлением услуг по охране.
Видеонаблюдение. Точный размер сегмента видеонаблюдения невозможно рассчитать традиционными методами из-за сложности получения надежных статистических данных от правительства. Как и сегмент услуг охраны, сегмент видеонаблюдения сильно сконцентрирован, но, в отличие от услуг охраны, основными игроками здесь являются иностранные частные компании. Самым популярным оборудованием в этом сегменте являются аналоговые камеры, которые до сих пор превалируют над цифровыми камерами видеонаблюдения в Украине. Снижение покупательной способности потребителей пошло на пользу недорогим азиатским производителям многофункциональных систем, сочетающих в себе системы видеонаблюдения, контроля доступа, пожарной и охранной сигнализации. В этом подсегменте нет нормативных требований или лицензионных требований, если системы и услуги видеонаблюдения используются для производственных процессов наблюдения.
Украинский рынок охраны и безопасности обслуживается разнообразным набором отечественных и зарубежных поставщиков. Локально производятся следующие системы: системы контрразведки, системы защиты информации, устройства оптической регистрации, системы технической безопасности зданий, системы пожарной сигнализации, приемные устройства, детекторы радиации, блоки криптографической защиты. Иностранные компании поставляют оборудование и системы для индивидуальной защиты, охраны периметра, систем видеонаблюдения и видеонаблюдения, систем контроля доступа, досмотрового оборудования, противопожарных систем. На рынке активно работают французские, немецкие, польские, израильские, японские, китайские и тайваньские компании. Конкуренция со стороны дешевых поставщиков из Китая растет, но есть серьезные опасения по поводу безопасности и целостности китайских систем.