Олега кулика: Подлинная история Олега Кулика, который был человек-собака страшная | Публикации

Подлинная история Олега Кулика, который был человек-собака страшная | Публикации

Характерный вопрос – а почему Кулик голый? Он эксгибиционист? Ответ – одетая собака – это неестественно

Собакой Олег Кулик был не всегда. Перед тем, как
окончательно идентифицировать себя с псом и залаять, он делал гуманистические
этюды на тему «Животные тоже люди». То, погрузившись в воду, он читал Священное
Писание рыбам – явная отсылка к святому Франциску, который нес слово Божье
птицам.

То на Даниловском рынке в образе Христа дико мычал по
убиенному мясниками поросенку, свидетельствуя о том, что это невинное существо
– тоже дитя Божье.

То, в конце концов, основал партию животных и появлялся в
публичных местах в качестве кандидата от нее в президенты России с рогами на
голове.

Еще Кулик сделал в этом направлении акцию «Подарки от
Пятачка» в галерее «Риджина» — профессиональные забойщики скота на глазах у
публики неожиданно забили милую свинью, до этого гулявшую по галерее и
принимавшую ласки, сюсюканье и пищу из рук гостей. Потом из нее тут же сделали
шашлыки и накормили присутствующих. Оставшееся мясо раздали. Пафос этой
жестокой акции прост – вы, господа, мясо в магазине покупаете, колбасу кушаете
– посмотрите, откуда все это берется. Будьте честными. А то животных все любят
погладить. Публика, надо сказать, и шашлыки съела, и мясо унесла — время-то
какое – начало 90-х.

В общем, эта религиозно-зеленая деятельность приносила
Кулику некоторое удовлетворение, но полного счастья не было. Да и социум вместе
с профессиональным сообществом на нее реагировали несколько вяло. Зеленые и
вегетарианские проблемы в середине 90-х волновали разве что уж совсем
ненормальных энтузиастов, а религиозные могли возбудить общество исключительно
в финансово-политическом аспекте, но уж никак не в столь изысканном, как поиск
неофитов в мире челюстноротых позвоночных.

Да и размашистые акции коллег по цеху современного искусства
– Александра Бренера и Анатолия Осмоловского – безбашенно вторгавшиеся в
пространство политики и в действительно актуальных тогда проблем социума,
подтверждали, что главный нерв современного искусства находился в другом месте.
Короче, нужно было менять концепцию.

Это и произошло 25 ноября 1995 года, когда возле галереи
Гельмана на Малой Якиманке потрясенному миру была явлена акция «Бешеный пес,
или последнее табу, охраняемое одиноким Цербером» — там впервые появился
Кулик-собака.

Акция была проведена совместно с Бренером – это он держит
Кулика на цепи, как бы передавая ему эстафету. И право на безумную агрессию.
Какие бы смыслы в это действо не вкладывал сам Кулик, оно было прочитано
однозначно – озверевший от скотской жизни россиянин с дикой энергией кидается
на все, что движется – на публику, на прохожих, на машины. Это был прямо-таки
символ. Вы же помните – ну, там первоначальное накопление, приватизационные
конкурсы, алюминиевые войны, бесконечные убийства, бандиты как хозяева жизни.
Разборки, стрелки, наезды, подставы и прочие богатые по смыслам понятия, прочно
вошедшие в жизнь даже вполне интеллигентных граждан. А еще дикая непримиримость
в политике, такая холодная гражданская война, временами, как в октябре 1993,
переходящая во вполне горячее состояние. И нищета, а в магазинах-то уже все
есть.

Короче, было от чего озвереть россиянину. И этот персонаж –
голый мужик, с агрессией бойцового кобеля, мода на которых появилась как раз
тогда, бросающийся на любой раздражитель – был совершенно адекватен
времени.

Кулик потом рассказывал, что ему было страшно – все-таки
раньше он голым по проезжей части не скакал. Но исполнил он все прекрасно – в
течение получаса на улице перед галерей стояла пробка, машины дико сигналили,
водители матерились, но наружу не выходили – им было тоже страшно. И даже
привыкшей ко всему арт-публике было страшно тоже – я это помню — так перла из
Кулика эта какая-то первичная, жуткая и слепая агрессия.

Напугав собой-собакой Родину, Кулик бодро выехал за ее
рубежи, и там его приняли с пониманием. За границами, если опять же помните,
российского человека тогда тоже воспринимали не очень – и мафия российская,
вышедшая на широкую международную арену, и взбрыки нашей внешней политики вроде
поддержки родной до боли Сербии или не менее родного Ирака, конечно,
сказывались. Да простой российский турист в малиновом пиджаке с чуть
растопыренными пальцами, случайно выпивший в баре на каком-нибудь испанском
курорте и просто от тоски слегка погромивший обстановку – вот и готовый образ,
так удачно коррелирующий с куликовским.

В общем, Кулик поехал в Швейцарию, в Цюрих, и там стал
охранять вход в Кунстхалле, где шла выставка российского искусства. Т.е. по
логике любого охраняющего что-нибудь россиянина, он туда никого не пускал.
Гавкал, рычал, кусал, бросался – но не давал этим поганым иностранцам на
поругание русское искусство. Ведь иностранец – он что? Даже если просто
посмотрит, и уже ведь осквернит. Взглядом своим порочным, мнением
высказанным, желанием тут же чего купить, гадина такая.

Кончилось тем, что Кулик, мало кого разбирая, основательно
тяпнул за ногу жену культур-атташе Германии. Как он сам рассказывал, его
поразила ее реакция. Ну, опыт-то у него уже был, он много кого перекусал. Так
вот, по его наблюдениям, если кусаешь отечественную или, если уж что-то не
сошлось, южно-европейскую женщину, то она первым делом отдергивает пострадавшую
конечность и вторым делом начинает голосить в высокой октаве. Тут этого не
было. Немецкая дипломатша ни ноги не отдернула, ни голос в действие не ввела, а
напряглась и пошла дальше, бестия белокурая, как-будто ничего не случилось. Но
в полицию Кулика все равно забрали.

Переосмыслив это дело по-своему, Кулик провел в Берлине
акцию «Я люблю Европу, она не любит меня».

Дело происходило так. На поляне по кругу стояли двенадцать
полицейских – по числу тогдашних членов ЕС – с собаками в намордниках, от
греха. Меж ними ползал Кулик и агрессивно приставал со своей любовью к собакам
– не к полицейским. Собаки, мало чего понимая, на Кулика по-честному злились и
жутко гавкали, одна даже лапой его хрястнула по репе до крови. Смысл акции,
кажется, ясен и объяснений не требует.

Проведя в таком активном творческом формате несколько лет,
Кулик присмирел – в конце концов, и бойцовская собака за это время стареет. Он
стал делать медитативные постеры, но животные там тоже есть.

Из серии «Музей природы или Новый рай»

Или инсталляции, где животные, собственно, живые куры,
сидящие в клетке над фигурой Л. Н. Толстого, вовсю на него гадят, утверждая тем
самым примат природного над человеческим.

Последнее же время Кулик отпустил бороду, ударился в буддизм
и разговаривает с посторонними буддистскими коанами. Имеет право, в конце
концов, он многим заплатил за свой покой. К тому же, стало понятно, почему он
так любит животных, а то были серьезные подозрения, в зоофилии, типа.

 

Автор: Вадим Кругликов

Олег Кулик о «Большой матери»: «Я не делал пародии. Эта скульптура — моя исповедь»

Новости

Художник Олег Кулик на выставке «Безответственная живопись» в ГУМ-Red-Line. 2019.

Фото: ГУМ-Red-Line

Звезда русской арт-сцены, художник Олег Кулик объяснил смысл своей скульптуры, внешний вид которой заставил депутатов Госдумы обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело

The Art Newspaper Russia

21. 04.2022

Художник Олег Кулик вчера был вызван в Следственный комитет, чтобы дать разъяснения по поводу скульптуры «Большая мать», которая была показана на прошедшей в выходные ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе. Ранее писатель Захар Прилепин, член СФ Алексей Пушков, депутат Госдумы Александр Хинштейн усмотрели в этом произведении пародию на скульптуру Родины-матери на Мамаевом кургане в Волгограде. Господин Хинштейн отправил заявления в прокуратуру и Следственный комитет с требованием возбудить дело по статье «Осквернение символов воинской славы России, совершенное публично».

Скульптура Олега Кулика «Большая мать» на ярмарке «Арт Москва» в Гостином Дворе.

Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

По нашей просьбе Олег Кулик объяснил, что хотел сказать своей работой:

«Пока идет следствие, открыто уголовное дело по факту об осквернении символов воинской славы (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). Будет заключение экспертной комиссии СК, было ли оскорбление воинской чести и славы. Личное приняли за общее. Сегодня написал следователю объяснительную. Если бы я мог предположить хотя бы десять процентов интерпретации, которую сейчас вкладывают в мою работу, я бы ее не только не показывал, но и ее даже не начинал. Скульптура „Большая мать“ была выставлена в 2018 году. Делалась она почти три года и была болезненным изживанием травмы, связанной с расставанием с любимой женой. У меня жизнь исчезла, не то что какие-то символы или вопросы окружающих людей. Я обнаружил себя в энергетическом тупике, не мог работать. Я всегда был трудоголиком и человеком без тормозов, но вдруг оказался человеком, который затормозил и надолго.

Эта скульптура — моя исповедь, попытка самоанализа и в каком-то смысле терапия. Мне казалось, это получилось, хотя сегодня у меня возникли сомнения.

Я не делал пародии. На три года ни у одной пародии не хватит энергии. Меч, вложенный в руки самой архаичной из Венер, был просто выразительным символом власти. Во время работы он претерпел не одну трансформацию: сначала была плеть, которая сложно связывала всех персонажей, потом возник изогнутый кинжал-ятаган, но он привнес неожиданные смыслы, напрямую отсылая к восточным богиням смерти. Прямой меч давал необходимую остроту и законченность композиции, но он, конечно, не отсылал конкретно ни к „Свободе на баррикадах“ Делакруа, ни к Вучетичу.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах)». Фрагмент. 1830. Фотo: Louvre

Дэмиен Хёрст. «Истина». 2012. Фрагмент.

Фото: ТАСС

Боги Шива, Вишну и Брахма поклоняются Кали. Ок. 1740 г., школа Басоли.

Фото: Музей искусства, Лос-Анджелес

Франц фон Штук. «Амазонка». 1897-1900.

Фото: Christie’s

Фрагмент фронтона здания суда в Риме.

Фото: Jebulon/Wikimedia Commons

Мою работу можно считать политичной, только если рассматривать гендерные политики, столкновение мужского и женского начал, энергий активных и пассивных. Но и в этом смысле она максимально субъективна и сосредоточена на нашей взаимной безжалостности друг к другу и тотальном отсутствии эмпатии. Во мне самом как будто живут несколько мужчин, которые тянут в разные стороны и не дают определиться, понять в повседневной жизни, хочу я примирения или столкновения, готов уступить или нет. В жизни я знал много сильных женщин, начиная с матери, и, как все мальчики, вынужденно считал это нормой, хотя внутренне сопротивлялся. Феминизм и воинствующая „новая этика“ особенно остро поставили всех нас, мужчин и женщин, перед сложным выбором, как решать проблему взаимного недовольства, амбиций, взаимного непонимания.

Скульптура — трудный вид искусства, тяготеющий к декоративности или идеологии. Особенно она трудна для передачи сложных психологических состояний и внутренних травм.

Однако я видел общечеловеческое содержание в своей работе и был доволен конечной визуализацией собственных интимных переживаний.

Именно их интимность так долго не позволяла мне показывать работу публично. Только в 2018 году я решился показать ее на выставке в Москве, в выставочном пространстве „Рихтер“. Неожиданная интерпретация и упрощенная политизация мужской травмы выглядит непониманием задачи, которую я ставил перед собой. Хотя я вынужден согласиться, что в этом есть авторская непроработанность смыслов, некоторая формальная двусмысленность и, главное, невнимательность к текущему политическому контексту. P. S. Я действительно родился в СССР в городе Киеве, в апреле 1981 года переехал в столицу страны Москву и с тех пор живу здесь, дома, и считаю себя российским художником».

Венера Виллендорфская. 25 000 лет до н.э.

Фото: Ziko van Dijk

Люсьен Фрейд. «Спящая соцработница». 1995.

Фото: The Lucian Freud Archive

Фернандо Ботеро. «Сидящая женщина». 1997.

Фото: © Fernando Botero

Художественная традиция использования фигуры женщины-воительницы восходит к древним цивилизациям. Богиня победы Ника (в римской мифологии — Виктория) с копьем или лавровым венком, Фемида, богиня правосудия (иногда меч ее опущен, а иногда воздет), как и «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа (1830), статуя Свободы в США (1876) или скульптуры Евгения Вучетича, обращаются к одной и той же традиции.

Вторая составляющая образа — тучное женское тело как символ плодородия, еще более древний символ. Начиная с Виллендорфской Венеры (и десятков других неолитических скульптур) и до рубенсовских женщин, кустодиевских красавиц, пышных дам Фернандо Ботеро, «Спящей социальной смотрительницы» Люсьена Фрейда (1995) изображение дородной женщины воспринимается художниками как символ продолжения жизни и изобилия, а его трактовка ставит перед ними сложные и интересные для воплощения в разных материалах художественные задачи.

Подписаться на новости

Олег Кулик

«Пегас» из советских блокбастеров оказался дореволюционным

Легендарная антикварная скульптура Пегаса, появившаяся в целом ряде советских кинофильмов, как выяснилось, создана до революции и связана с именем одного из отцов-основателей русского кинематографа, Александра Ханжонкова

14. 10.2022

Российский исследователь расшифровал письменность острова Пасхи

Последователь Юрия Кнорозова предложил свою версию чтения языка кохау ронго-ронго, используя экспонаты из петербургской Кунсткамеры

29.09.2022

Виктор Мизиано: «Проблема молодых кураторов — отсутствие авторских позиций»

Куратор и теоретик современного искусства, основатель и главный редактор «Художественного журнала» Виктор Мизиано рассуждает об актуальном состоянии кураторства и художественной инфраструктуры в России, а также о собственном кураторском кредо

03.10.2022

Возвращение импресарио: Дягилев в Третьяковке

Третьяковская галерея к юбилею Сергея Дягилева подготовила зрелищную выставку, а в будущем планирует открыть именной зал великого антрепренера и куратора

04.10.2022

Хроники рода Медичи: от ссудной лавки до Святого престола

Впервые в русском переводе издана трилогия про знаменитую флорентийскую династию олигархов и понтификов. Марчелло Симонетта внимательно рассматривает семейные рецепты, с помощью которых деньги конвертировались в искусство, а искусство — во власть

07.10.2022

Фермер нашел византийскую мозаику во время посадки олив

Специалисты считают, что найденная в лагере беженцев в Газе древность — «самая красивая напольная мозаика», обнаруженная на территории Палестины

28.09.2022

Музеи Кремля планируют показать выставку про фальсификацию материальной истории

Музеи Московского Кремля переверстали выставочные планы и готовятся к открытию своего нового пространства в Средних торговых рядах на Красной площади

30.09.2022

Кулик Олег – Галерея Джампаоло Аббондио

Художник, скульптор, перформер, фотограф, куратор и основатель политического движения, направленного на защиту окружающей среды и видов животных, Олег Кулик (Киев, 1961) признан одним из самых радикальных художников, присутствующих на российской и международной панораме. «Nihil inhumanum a me Alienum puto», — утверждает Кулик, модифицируя цитату римского драматурга Теренция (Humani nihil a me Alienum puto) в заявлении, подготовленном для его монографии. Художник заявляет, что не считает себя чуждым бесчеловечному. Это утверждение можно понимать как одно из следствий его художественного исследования, и через него мы можем определить более специфические характеристики его творчества, производства, уходящего корнями в социальный и культурный контекст советской и постсоветской России. Универсальный характер его послания можно обнаружить в признании конфликта между культурой и природой, спровоцированного процессом цивилизации современного человека. Своими работами русский художник восходит к дионисийскому отношению отождествления человека и животного, к возврату к животным истокам человечества. Чтобы удовлетворить эту потребность, Кулик создал своего рода альтер-эго, представленное фигурой собаки. Его самые знаменитые и зрелищные перформансы изображают художника полностью обнаженным, лающим на толпу («Четвертое измерение», Венский сецессион, 1997), или водили по улицам Роттердама на поводке («Собака Павлова», «Манифеста I», Роттердам, 1996). Установив связь со знаменитым спектаклем Йозефа Бойса «Я люблю Америку, Америка любит меня», Кулик также на две недели был заперт в фальшивой тюремной камере («Я кусаю Америку, а Америка кусает меня», Deitch Projects, Нью-Йорк, 1997). как способ осудить кризис, охвативший современное американское общество.

Олег Кулик, Евротрэш #1, 1993, c-print на алюминии и оргстекле, 120х80см, издание 2/9.

Олег Кулик, Семья будущего, 1997, ч/б печать на дибонде, 60х60см, тираж 4/9.

Олег Кулик, Семья будущего, 1997, c-print на дибонде, 60х79,5см, тираж 3/9.

Олег Кулик, Затмение 1, 1999, бумага, шелкография, 70х96см, тираж 6/25.

Олег Кулик, Дома, 1999, бумага, шелкография, 70х96см, тираж 6/25.

Олег Кулик, Затмение 1, 1999 г., цифровая печать в рукотворной раме из обмундирования русского солдата, 116х84см, тираж 1/6.

Олег Кулик, Новый рай (Жираф), 2000/2001, ч/б печать на алюминии и оргстекле, 60х100см, издание 2/12.

Олег Кулик, Распятие, 2005, c-print на алюминии и оргстекле, 110х293см, издание 3/9.

Олег Кулик, СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ (Сетки), 2019, полимерная глина, железная сетка, (В) 130,5 х (Д) 72,5 х (Ш) 80см.

Олег Кулик, Новая проповедь, 1994 г., светоструйная печать на алюминии и оргстекле, 221х150 см, издание 4/9.

Олег Кулик, Семья будущего, 19 лет97, ч/б печать на дибонде, 60х60см, тираж 4/9.

Олег Кулик, Семья будущего, 1997, c-print на дибонде, 60х55см, тираж 8/9.

Олег Кулик, Красная площадь, 1999, бумага, шелкография, 70х96см, тираж 6/25.

Олег Кулик, Государственная Российская библиотека, 1999, бумага, шелкография, 70х96см.

Олег Кулик, Брак, 1999, световая печать на алюминии и оргстекле, 211х150см, тираж 1/9.

Олег Кулик, Новый рай (Зебры), 2000/2001, ч/б печать на алюминии и оргстекле, 60х72см, издание 2/12.

Олег Кулик, SUNLIGHT (Парашютисты), 2019, каски, полимерная глина, светодиоды, железная проволока, специфический монтаж.

Олег Кулик, СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ (Сетки), 2019, полимерная глина, железная сетка, (В) 130,5 х (Д) 72,5 х (Ш) 80см.

Олег Кулик, Собака Павлова, 1996, c-print на алюминии и оргстекле, 120х81см, тираж 5/9.

Олег Кулик, Семья будущего, 1997, ч/б печать на дибонде, 60х60см, тираж 9/9.

Олег Кулик, Dead Monkeys, 19 лет98, ч/б фотографии на алюминии, композиция 100х75см каждая, тираж 7/10.

Олег Кулик, Тройка, 1999, бумага, шелкография, 70х96см, тираж 6/25.

Олег Кулик, У церкви, 1999, цифровая печать в рукотворной рамке из обмундирования русского солдата, 116х84см, тираж 1/6.

Олег Кулик, Лолита против Алисы, 2000, струйная печать на баритовой бумаге, наклеенной на диасек и оргстекло
, 116,8см, тираж 10.

Олег Кулик, Новый рай (Леопард), 2000/2001, ч/б печать на алюминии и оргстекле, 60×77,5см, тираж 1/12.

Олег Кулик, СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ (Затмение), 2017, полимерная глина, железная основа, металлическая сетка, (В) 228 х (Д) 97 х (Ш) 61,5см.

Олег Кулик, СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ (Сетки), 2019, полимерная глина, железная сетка, (В) 132 х (Д) 71,5 х (Ш) 19см.

Российскому художнику Олегу Кулику грозит уголовное преследование за «реабилитацию нацизма» скульптурой, показанной в «Арт-Москве»

Российскому современному художнику Олегу Кулику грозит уголовное преследование по обвинению в «реабилитации нацизма» за его скульптурную инсталляцию Большая Мать , которая была показана ранее в этом месяце на ярмарке Арт-Москва. Это последний признак идеологического подавления в России с тех пор, как 24 февраля президент Владимир Путин отдал приказ о вторжении в Украину.

В среду Кулика вызвали на допрос в Следственный комитет, российский аналог ФБР, известного своими идеологическими делами. Артист, родившийся в Киеве, впервые прославился в 1990-х годах своим исполнением роли бешеного пса.

Президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что «деназификация» является целью того, что официально именуется «специальной военной операцией России» на Украине.

В течение многих лет Кремль превращал победу России над нацистской Германией в священное событие, которое во все большей ритуальной форме отмечается во время ежегодного праздника 9 мая, посвященного Дню Победы.

Работа Кулика подверглась критике после того, как воинствующие прокремлевские политики заявили, что она издевается над возвышающимся памятником Родина-мать зовет , расположенный в комплексе в Волгограде, посвященном Сталинградской битве во время Второй мировой войны.

Александр Хинштейн, депутат Государственной Думы, нижней палаты парламента, пожаловался в прокуратуру и Следственный комитет и осудил работу в своем Telegram-канале: «Те, кто совершил этот гнусный поступок, должны быть привлечены к ответственности по всей строгости закон!»

Позже он добавил: «Не знаю, какие счеты у этого «художника» с Родиной, но игнорировать такие выходки считаю недопустимым» и «Очень надеюсь, что г-н Кулик лишится возможности предъявить свое «искусство» на российских выставках и будет заниматься оформлением учреждений уголовно-исполнительной системы».

Скульптура Кулика изображает мясистую, обнаженную женскую фигуру с поднятой вверх рукой, держащей меч — жест, который предположительно привел к параллелям с «Родина-мать зовет » . В четверг он рассказал нашей сестринской газете The Art Newspaper Russia , что работал над скульптурой в течение трех лет, прежде чем она была впервые выставлена ​​в 2018 году, и никогда не предвидел таких последствий.

«Если бы я мог представить себе хотя бы 10% той интерпретации, которая сейчас делается по моему произведению, я бы не только не показывал, но даже и не начинал», — сказал он. Он был вдохновлен «болезненным восстановлением после травмы, связанной с расставанием с любимой женой».

«Эта скульптура — моя исповедь, попытка самоанализа и, в некотором смысле, терапии. Мне показалось, что получилось, хотя сегодня у меня были сомнения», — добавил он.

Также на этой неделе Государственная Третьяковская галерея резко закрыла ретроспективу работ художника-нонконформиста Гриши Брускина, в которую вошла Смена сцены , инсталляция о взаимоотношениях общества и власти, показанная на Венецианской биеннале в 2017.

Олега кулика: Подлинная история Олега Кулика, который был человек-собака страшная | Публикации