Оптовый рынок электрической энергии и мощности: Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)

Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке \ КонсультантПлюс

  • Главная
  • Документы
  • Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ
(ред. от 11.06.2022)
«Об электроэнергетике»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 10.09.2022)

Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 32

— Поставщик хочет взыскать задолженность за электроэнергию в целях компенсации ее потерь в рамках контракта энергоснабжения (поставки электроэнергии) для государственных и муниципальных нужд

— Поставщик хочет взыскать задолженность за электроэнергию в целях компенсации ее потерь в отсутствие контракта энергоснабжения (поставки электроэнергии) для государственных и муниципальных нужд

1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.

Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности — субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Покупатели электрической энергии — субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя всеми поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.

Факт предоставления и получения мощности подтверждается организациями коммерческой и технологической инфраструктуры в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации.

Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию с учетом необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 11.06.2022 N 174-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения ее надежного функционирования на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства и реконструкции объектов электроэнергетики, определенные документами перспективного развития электроэнергетики.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии, определенных по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций на основании заключенных в установленном порядке договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям или соглашений о порядке взаимодействия, заключенных с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 11.06.2022 N 174-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.

В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.

Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Субъекты оптового рынка — производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется надбавка, в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляют перечисление безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях которых осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), за счет средств, полученных в виде безвозмездных целевых взносов от субъектов оптового рынка — производителей электрической энергии (мощности), указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют финансовое обеспечение (возмещение) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в размере, определенном в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Субъекты оптового рынка — производители электрической энергии (мощности), указанные в абзаце первом настоящего пункта, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце втором настоящего пункта, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заключить соглашение (договор) о безвозмездных целевых взносах, которое должно содержать в том числе обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов и срок исполнения указанного обязательства, размер безвозмездных целевых взносов и срок их перечисления, а также другие существенные условия, установленные Правительством Российской Федерации.

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.06.2017 N 129-ФЗ)

2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность:

производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии и мощности за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора:

в отношении электрической энергии — ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;

в отношении мощности — ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности;

самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности.

В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей располагаемой мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.

Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.

При заключении отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности цена электрической энергии и (или) мощности и иные условия таких договоров определяются их участниками самостоятельно.

Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, формируются критерии оптимизации режима оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора.

Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность. Цены (тарифы) на мощность формируются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Поставщики мощности свободны в определении цены на мощность, указываемой в ценовых заявках в отношении объектов по производству электрической энергии. В случае установления регулируемых цен (тарифов) на мощность должны выполняться требования, указанные в статье 23 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении:

генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;

атомных электростанций в части обеспечения требований проекта, технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной энергии, а также соответствующих международных норм и правил.

Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении:

тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме;

гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности;

тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, вырабатываемой с использованием в качестве основного топлива нефтяного (попутного) газа или продуктов его переработки.

(абзац введен Федеральным законом от 09.03.2010 N 26-ФЗ)

В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями — владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.

Указанный объем производства электрической энергии принимается на оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей порядке в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.

Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.

В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, второй, третьей очередях), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами оптового рынка.

В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу надежности функционирования Единой энергетической системы России, невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных технологических параметров функционирования Единой энергетической системы России, системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике режимами работы без учета результатов таких торгов.

Равновесные цены электрической энергии определяются на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии в ценовых зонах оптового рынка с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности на оптовом рынке в расчетный период определяются коммерческим оператором оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами оптового рынка процедур.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии путем оплаты мощности квалифицированных генерирующих объектов в объеме производства электрической энергии такими объектами на основе использования возобновляемых источников энергии продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, определенным правилами оптового рынка и заключаемым между поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности с участием организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка. Правительство Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики целевых показателей объема производства и потребления электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах, определяет существенные условия указанных договоров, в том числе условия о цене поставляемой мощности, а также о периодах поставки, в течение которых покупка мощности таких объектов на оптовом рынке по установленной в указанных договорах цене является обязательной.

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности формируются организациями коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми они располагают на момент формирования таких цен. При получении данных, которые относятся к предыдущим периодам и по которым цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности сформированы, но не более чем за предыдущие три года, цены покупки и продажи и стоимость электрической энергии и мощности, проданных в текущем и (или) последующих расчетных периодах, определяются для субъектов оптового рынка, участвующих в торговле в эти периоды, с учетом указанных данных в порядке, установленном правилами оптового рынка. Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в предыдущих расчетных периодах, изменению и перерасчету не подлежат.

(в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 394-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Коммерческий оператор оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах на электрическую энергию и на мощность, а также предоставление указанной информации третьим лицам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Предоставленные советом рынка и коммерческим оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на оптовом рынке за расчетный период. Предоставленные советом рынка данные о нерегулируемых прогнозных свободных ценах на электрическую энергию (мощность) являются официальным источником информации, используемой субъектами оптового и розничных рынков для прогнозирования объема и стоимости электрической энергии (мощности), а также официальным источником информации, используемой при государственном регулировании цен (тарифов).

(в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 394-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.

Порядок организации оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.

Субъекты оптового и розничных рынков в соответствии с перечнем и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, предоставляют в совет рынка информацию о величинах, влияющих на изменение цен на оптовом и розничных рынках.

(абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(п. 2 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Величина фактических потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, оплачивается этими сетевыми организациями в установленном правилами оптового рынка порядке. При этом такие сетевые организации обязаны заключить в соответствии с указанными правилами договоры купли-продажи электрической энергии и мощности в целях компенсации потерь.

Стоимость потерь электрической энергии, возникших в сетях сетевых организаций и учтенных в равновесных ценах на электрическую энергию, не учитывается при определении обязательств по оплате электрической энергии участников оптового рынка — покупателей электрической энергии.

(п. 3 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии определяются правилами оптового рынка с учетом положений статьи 30 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Правила оптового рынка могут предусматривать распределение на конкурентной основе для экспорта и импорта прав на использование ограниченной пропускной способности межгосударственных электрических линий среди субъектов оптового рынка. Порядок распределения указанных прав, определение их стоимости, механизмы распределения средств от продажи указанных прав, порядок определения потерь в электрических сетях и оплаты этих потерь, а также порядок определения организаций, осуществляющих такие действия, из числа организаций коммерческой и (или) технологической инфраструктур и другие особенности устанавливаются правилами оптового рынка.

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

5. Предусмотренные федеральными законами об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью положения об условиях совершения крупных сделок и о порядке их одобрения, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, не распространяются на сделки, заключение которых в соответствии с правилами оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

(п. 5 введен Федеральным законом от 26.07.2010 N 187-ФЗ)

Статья 31. Субъекты оптового рынка и его организация
Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия организаций коммерческой инфраструктуры

Основные принципы функционирования оптового рынка

Основные принципы функционирования оптового рынка

Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ), в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике» от 23.03.2003 №35-ФЗ, представляет собой сферу обращения особых товаров — электрической энергии и мощности — в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации. В торговле на оптовом рынке электроэнергии принимают участие крупные производители и крупные покупатели электрической энергии и мощности, а также иные лица, получившие статус субъекта оптового рынка и действующие на основе правил оптового рынка, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом «Об электроэнергетике», а также правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка.

Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении к торговой системе и регламентами оптового рынка, разрабатываемыми и принимаемыми Ассоциацией «НП Совет рынка».

Правилами оптового рынка регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено Федеральным законом «Об электроэнергетике». Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается также в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В случаях и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации, на оптовом рынке регулируются отношения, связанные с оборотом иных необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией товаров и услуг.

Основные принципы организации ОРЭМ

Основными принципами организации оптового рынка являются:

• свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 Федерального закона «Об электроэнергетике»;

• свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по правилам оптового рынка;

• свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии;

• учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или) производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических электростанциях;

• взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;

• обязательность приобретения мощности субъектами оптового рынка в порядке и в случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Основными принципами организации оптового рынка являются:

• Федеральный закон от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»

• Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010г. № 1172 «Правила оптового рынка электрической энергии и мощности»

• Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике»

• Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004г. № 861 «Об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям»

отчетов и анализов | Федеральная комиссия по регулированию энергетики

  • Просмотры рынка

  • Состояние рынков

  • Специальные анализы

  • Обзор рынка

19 мая 2022 г. — Летний рынок электроэнергии и оценка надежности 2022:  Презентация персонала | Отчет

21 октября 2021 г. — Рынок зимней энергии и оценка надежности 2021/2022 | Презентация | Отчет

20 мая 2021 г. — Летний рынок электроэнергии и оценка надежности 2021:  Презентация персонала | Отчет

15 октября 2020 г. — Оценка зимнего рынка энергии 2020/2021:  Отчет | Обновленный отчет | Презентация (представленная)

21 мая 2020 г. — Летний рынок энергии и оценка надежности 2020: Отчет | Подкаст

17 октября 2019 г. — Оценка рынка зимней энергии 2019/2020:  Презентация (представленная) | Презентация (полная версия) 

16 мая 2019 г. – Летняя оценка рынка электроэнергии и надежности 2019: Отчет | Презентация персонала

18 октября 2018 г. — Оценка рынка зимней энергии 2018/2019: (как представлено) | Презентация (полная версия)

17 мая 2018 г. — Летний рынок электроэнергии и оценка надежности 2018: Отчет | Презентация персонала

19 октября 2017 г. — Оценка рынка зимней энергии 2017/2018: (как представлено) | Полная версия

15 июня 2017 г. — Летний рынок электроэнергии и оценка надежности 2017 года: Отчет

20 октября 2016 года – Зимняя оценка рынка энергии 2016/2017:  Отчет

15 октября 2015 г. – Оценка зимнего рынка электроэнергии 2015/2016: отчет

14 мая 2015 г. – Летняя оценка рынка электроэнергии и надежности 2015: отчет

 

21 апреля 2022 – 2021 Отчет о состоянии рынков | Отчет

18 марта 2021 — 2020 Презентация персонала Отчета о состоянии рынков | Отчет

19 марта 2020 г. – Состояние рынков в 2019 году:  Отчет

18 апреля 2019 года – Состояние рынков 2018 года: Отчет | Презентация

19 апреля 2018 г. – Состояние рынка в 2017 году:  Отчет | Презентация

13 апреля 2017 г. – Состояние рынков за 2016 год: Отчет (пересмотренный март 2018 г.)0013

 

17 декабря 2020 г. — Предварительные наблюдения за августовским тепловым штормом в Калифорнии в 2020 г. : презентация

1 апреля 2014 г. — Зима 2013/2014 гг. Юго-западная холодная погода в феврале 2011 года: Отчет | Презентация

16 декабря 2010 г. — Анализ сделок на рынке физического газа 2009 г.: Анализ

1 июля 2008 г. — Рынки электроэнергии на Западе и Юго-Востоке: Анализ

19 июня 2008 г. — Себестоимость производства электроэнергии: анализ

Май 2019 г. — Национальная версия

Май 2018 г. — Национальная версия

Октябрь 2018 г. — Национальная версия

Апрель 2 июнь 2017 – 13 Национальная версия 900 Восточная версия | Центральная версия | Западная версия

, ноябрь 2016 г. — Национальная версия | Восточная версия | Центральная версия | Западная версия

, апрель 2015 г. — национальная версия

, октябрь 2015 г. — национальная версия | Восточная версия | Центральная версия | Западная версия

, январь 2014 г. – Национальная версия | Северо-восточная версия | Версия для Среднего Запада | Юго-восток | West

Май 2014 г.  – восточная версия | Центральная версия | Западная версия

, ноябрь 2014 г. — Восточная версия | Центральная версия| Западная версия

 

Рынки электроэнергии США 101

Начиная с 1990-х годов многие штаты США решили отменить регулирование своих систем электроснабжения, чтобы создать конкуренцию и снизить затраты. Этот переход, известный как реструктуризация, потребовал от электроэнергетических компаний продать свои генерирующие активы и привел к созданию независимых поставщиков энергии, которым принадлежали генераторы. Поскольку каждый новый независимый поставщик энергии не мог экономически эффективно создать свою собственную инфраструктуру линий электропередач, электроэнергетические компании сохранили эти активы и превратились в передающие и распределительные компании, деятельность которых по-прежнему регулируется.

Наибольшее влияние дерегулирования оказали изменения в розничных и оптовых продажах электроэнергии с созданием возможности выбора для розничных потребителей и оптовых рынков.

Дерегулирование розничной торговли: выбор клиента

В дерегулированных районах потребители электроэнергии имеют возможность выбрать поставщика электроэнергии (известный как выбор клиента ), а не покупать электроэнергию у местной электроэнергетической компании. Это вводит конкуренцию за розничные цены на электроэнергию. Поскольку в регионе может существовать множество поставщиков электроэнергии с выбором покупателя, розничные торговцы электроэнергией предлагают конкурентоспособные цены для привлечения клиентов. Для клиентов, которые решили не выбирать независимого поставщика электроэнергии, их местная коммунальная служба по-прежнему обязана обеспечивать их электроэнергией, которую коммунальная служба будет покупать у генераторов.

Для потребителей выбор поставщика, отличного от местной коммунальной компании, имеет как плюсы, так и минусы. Розничная конкуренция может помочь снизить счета за электроэнергию для клиентов и позволить им адаптировать потребление энергии к своим предпочтениям, например, выбрав поставщика экологически чистой энергии. Однако независимые компании часто требуют от клиентов подписать контракты, которые могут зафиксировать их в установленной цене на электроэнергию на несколько лет (контракты с поставщиками электроэнергии обычно предлагают клиенту фиксированную плату — доллары за киловатт-час электроэнергии — в течение определенного периода времени). ). Хотя фиксированные ставки могут быть выгодны для одних клиентов, они также могут негативно повлиять на других, если ставка, на которую они соглашаются, окажется выше, чем ставка, установленная местной коммунальной службой. Кроме того, важно отметить, что выбор клиента применим только к той части счета за коммунальные услуги, которая составляет часть производства, поскольку услуги по передаче и распределению по-прежнему предоставляются местной коммунальной компанией, поскольку эти услуги являются естественной монополией (как обсуждалось выше). Следовательно, только часть тарифов на электроэнергию в этих районах устанавливается на конкурсной основе.

Дерегулирование оптовой торговли: создание конкурентных оптовых рынков

В отличие от регулируемых штатов, которые планируют инвестиции, дерегулируемые штаты используют рынки для определения того, какие электростанции необходимы для производства электроэнергии. Поскольку коммунальные предприятия и конкурентоспособные розничные торговцы в дерегулируемых регионах не производят собственную электроэнергию, они должны приобретать электроэнергию для своих клиентов в другом месте. Централизованные оптовые рынки, на которых производители продают электроэнергию, а предприятия, обслуживающие нагрузку, покупают ее и продают потребителям, обеспечивают экономически эффективный метод осуществления этого (более подробно обсуждается в следующем разделе). Примечательно, что при такой структуре инвестиционный риск на электростанциях ложится на поставщиков электроэнергии, а не на потребителей, в отличие от регулируемых рынков.

После дерегулирования региональные передающие организации ( МРК ) заменили коммунальные предприятия в качестве сетевых операторов и стали операторами оптовых рынков электроэнергии. Эти RTO развивались с течением времени.

Поскольку многие RTO управляют оптовыми рынками, охватывающими несколько штатов, они регулируются FERC (за исключением Texas RTO, Совета по надежности электроснабжения Техаса или ERCOT). FERC осуществляет надзор за всеми оптовыми сделками с электроэнергией в двух крупных взаимосвязанных сетях: восточном и западном.

В то время как регулируемые коммунальные предприятия основывают розничные тарифы на регулируемой норме прибыли на инвестиции (как описано выше), нерегулируемые розничные коммунальные предприятия покупают электроэнергию по рыночным оптовым ценам, а затем продают эту электроэнергию потребителям по рыночным розничным ценам, учитывая конкуренцию со стороны другие ритейлеры. МРК обычно управляют тремя видами рынков, которые определяют оптовые цены на эти услуги: рынки энергии, рынки мощности и рынки вспомогательных услуг.

Рынки энергии

Рынки энергии — это аукционы, которые используются для ежедневной координации производства электроэнергии. На энергетическом рынке поставщики электроэнергии предлагают продавать электроэнергию, вырабатываемую их электростанциями, по определенной цене предложения, в то время как организации, обслуживающие нагрузку (сторона спроса), делают ставки на эту электроэнергию для удовлетворения спроса на энергию своих клиентов. Объемы предложения и заявки упорядочены в порядке возрастания цены предложения. Рынок « очищает », когда количество предлагаемой электроэнергии соответствует объему спроса, и производители получают эту рыночную цену за мегаватт-час произведенной энергии.

RTO обычно управляют двумя энергетическими рынками: рынками на сутки вперед и в режиме реального времени. Рынок на сутки вперед , на который приходится около 95% сделок с электроэнергией, основан на прогнозируемой нагрузке на следующий день и обычно происходит накануне утром, чтобы дать производителям время подготовиться к работе. Остальные транзакции на энергетическом рынке происходят на рынке в режиме реального времени , который обычно запускается один раз в час и один раз каждые пять минут для учета изменений нагрузки в реальном времени, которые должны быть постоянно сбалансированы с предложением.

RTO используют энергетические рынки, чтобы решить, какие единицы отправлять или запускать и в каком порядке. На рынке «на сутки вперед» МРК составляют список генераторов, доступных для отправки на следующий день, и упорядочивают их от самых дешевых до самых дорогих в эксплуатации. Например, поскольку ветряные электростанции работают без топлива, они могут предложить 0 долларов на рынке энергии и быть отправленными первыми. Диспетчерские установки по минимальной стоимости позволяют рынку удовлетворить спрос на энергию по минимально возможной цене. В периоды высокого спроса оптовые цены соответственно растут, потому что для удовлетворения электрической нагрузки необходимо отправить больше дорогостоящих единиц.

Базовые цены оптового рынка обычно отражают цену на электроэнергию, когда она может свободно передаваться без ограничений по передаче по территории МРК. Когда это невозможно, МРК учитывают перегрузку линий электропередачи, позволяя ценам различаться в зависимости от местоположения. В результате в районах с высоким спросом и ограниченными электрическими ресурсами цены обычно выше, чем в районах с обильной выработкой по отношению к нагрузке.

Рынки мощности

Североамериканская корпорация по обеспечению надежности электроснабжения (NERC), независимая организация, обеспечивающая надежность сети, требует от розничных продавцов электроэнергии поддерживать достаточно генерирующих мощностей для удовлетворения прогнозируемой нагрузки, а также резервный запас для поддержания надежности сети. Некоторые МРК проводят аукцион мощности, чтобы предоставить розничным торговцам способ закупать свои потребности в мощности, а также дать производителям возможность возместить фиксированные затраты, т. е. затраты, которые не меняются в зависимости от производства электроэнергии, которые могут не покрываться только энергетическими рынками.

Аукцион рынка мощности работает следующим образом: производители устанавливают свою цену предложения в размере, равном стоимости поддержания своей станции в рабочем состоянии в случае необходимости. Как и на энергетическом рынке, эти ставки располагаются от самой низкой к самой высокой. Как только предложения достигают необходимого количества, которое все розничные торговцы должны приобрести вместе, чтобы удовлетворить ожидаемый пиковый спрос плюс резервную маржу, рынок «очищается», или предложение удовлетворяет спрос. В этот момент производители, которые «очистили» рынок или были выбраны для предоставления мощности, получают одну и ту же клиринговую цену, которая определяется ценой предложения последнего производителя, использованного для удовлетворения спроса.

Платежи производителям на рынке мощности, по сути, являются вознаграждением за то, что этот генератор готов работать и поставлять электроэнергию в случае необходимости. Следовательно, если генераторы не могут работать в то время, когда они востребованы, с них может взиматься плата в соответствии с требованиями к производительности.

Рынок вспомогательных услуг

МРК используют рынок вспомогательных услуг для вознаграждения других атрибутов, которые не охватываются рынками энергии или мощности.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности: Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)