Основное количество солнечной энергии в мировом океане запасает: 11 класс. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Проверочные тесты. — Тест 7

Тест по теме «Экология»

Тест 1.

Тема «Экологические
факторы. Условия среды»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1.
Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, называют
факторами:

а)
абиотическими

б)
биотическими

в)
экологическими

2.
Соответствие между организмами и средой их обитания проявляется в такой форме:

а)
строение ласта морских млекопитающих

б)
длинная шерсть у домашней кошки

в)
высокая молочная продуктивность у коров

3.
Антропогенный фактор — это:

а)
воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных

б)
воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

в)
изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием
деятельности человека.

4.
К экологическим факторам относятся:

а)
абиотические

б)
биотические

в)
антропогенные

г)
верны все ответы

5.
К биотическому фактору относится:

а)
свет

б)
влажность

в)
состав почвы

г)
паразитизм

6.
Косвенное влияние на организмы оказывает:

а)
свет

б)
рельеф

в)
тепло

г)
влажность

7.
Строительство плотины можно рассматривать как пример фактора:

а)
абиотического

б)
биотического

в)
антропогенного

г)
вообще не экологического

8.
Опыление растений насекомыми это пример фактора:

а)
абиотического

б)
биотического

в)
антропогенного

9.
К абиотическим факторам относятся:

а)
свет и ветер

б)
паразитизм и хищничество

в)
влажность и загрязнение

г)
состав почвы и симбиоз

10.
Изменяющиеся во времени и пространстве абиотические факторы среды называются:

а)
абиотическими условиями

б)
биотическими условиями

в)
экологическими условиями

г)
антропогенными условиями

11.*
В процессе окисления жиров воду получает

а)
платяная моль и верблюд

б)
корова и собака

в)
пшеница и береза

г)
бабочка и паук

12. *
Экологические факторы, оказывающие наибольшее влияние на численность
современных пресмыкающихся:

а)
абиотические

б)
биотические

в)
антропогенные.

г)
абиотические и биотические

13.*
Какой продукт человеческой деятельности будет дольше всего перерабатываться в
круговороте веществ:

а)
бумага

б)
полиэтилен

в)
жесть

г)
ткань хлопчатобумажная

14.*
В условиях урбанизации происходят следующие изменения абиотических факторов:

а)
повышение температуры и скорости ветра

б)
снижение температуры и скорости ветра

в)
повышение температуры и кислотности

г)
снижение температуры и кислотности

15.*
Температура остается постоянной в среде:

а)
почвенной

б)
водной

в)
наземно-воздушной

г)
нет правильного ответа

16.*
Наиболее вредное воздействие на живые организмы может оказывать

а)
инфракрасное излучение

б)
излучение в сине-зеленой части спектра

в)
излучение в желто-красной части спектра

г)
ультрафиолетовое излучение

17. *
К абиотическим факторам окружающей среды относят:

а)
рельеф, климат, температуру, свет, влажность, соленость воды

б)
растительный опад, минеральный состав почвы, влажность

в)
соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет

г)
газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными
отходами

18.*
К биотическим факторам окружающей среды относят:

а)
растительный опад, минеральный состав почвы, влажность

б)
соленость воды, отмершие части водных растений и останки животных, свет

в)
гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами

г)
газовый состав атмосферы, загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными
отходами

19.*
К антропогенным факторам окружающей среды относят:

а)
соленость воды, минеральный состав почвы и газовый состав атмосферы

б)
растительный опад, влажность, влажность, соленость воды

в)
гибель растений и животных от инфекций, вызванных микроорганизмами

г)
загрязнение почвы, воздуха и воды промышленными отходами

Часть II.

Выберите правильные суждения

1.
Пределы температурной выносливости у различных организмов одинаковы.

2.
Вода – составная часть каждого живого организма.

3.
Свет Солнца служит единственным источником энергии для живой природы.

4.
Среди животных наибольший диапазон температур выдерживают земноводные.

5.
Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное
влияние на организмы.

6.
Свет служит сигналом к перестройке протекающих в организме процессов, что
позволяет им наилучшим образом отвечать на происходящие изменения внешних
условий.

7.
Любой экологический фактор имеет определенные пределы положительного влияния на
живые организмы.

8.
Ветер оказывает непосредственное влияние на организмы.

9.
Загрязняющие вещества не могут передаваться по цепям питания

10.
Загрязнение природы приводит к снижению видового разнообразия и нарушению
устойчивости биоценозов.

Тест 2.

Тема «Общие
закономерности влияния экологических факторов на организмы»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1.
Закон минимума был сформулирован:

а)
Ю. Либихом

б)
В. Докучаевым

в)
В. Вернадским

г)
А. Опариным

2.
Ограничивающие факторы для популяции могут быть связаны с недостатком:

а)
воды

б)
тепла

в)
пищи

г)
со всеми этими факторами

3.
Толерантность — это способность организмов:

а)
выдерживать изменения условий жизни

б)
приспосабливаться к новым условиям

в)
образовывать локальные формы

г)
приспосабливаться к строго определенным условиям

4.
Какие из абиотических факторов лимитируют распространение жизни в океане, но
обычно не лимитируют распространение жизни на суше?

а)
минералы, азот

б)
минералы, кислород

в)
свет, азот

г)
свет, кислород

5.
Популяция, которая занимает в составе биоценоза определенное положение,
называется:

а)
жизненной формой

б)
экологической нишей

в)
экотипом

г)
ареалом

6. *
Действие экологических факторов на живые организмы в качестве раздражителей:

а)
вызывает приспособительные изменения у организмов

б)
обусловливает невозможность существования организмов в данных условиях

в)
вызывает структурно-функциональные изменения у организмов

г)
свидетельствуют об изменениях других факторов среды

7.*
Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при
его значениях;

а)
минимальных

б)
максимальных

в)
оптимальных

г)
минимальных и максимальных

8.*
Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

а)
одновременно и совместно друг с другом

б)
одновременно и изолированно друг от друга

в)
совместно друг с другом, но в определённой последовательности

г)
изолированно друг от друга и в определённой последовательности

9.*
Экологические факторы, ограничивающие распределение живых организмов в условиях
тундры;

а)
недостаток тепла

б)
недостаток влаги и тепла

в)
недостаток пищи и влаги

г)
избыток влаги и недостаток пищи

10. *
Экологические факторы, ограничивающие распространение живых организмов в
условиях пустыни;

а)
избыток тепла

б)
недостаток влаги и пищи

в)
избыток тепла и недостаток пищи

г)
отсутствие почвы и недостаток пищи

Часть II.

Выберите правильные суждения

1.
Толерантность особи остается неизменной в течение всей жизни.

2.
Высокая специализация организмов — это приспособленность к строго определенным
условиям.

3.
Организмы с широким диапазоном толерантности, как правило, имеют больше шансов
в борьбе за существование.

4.
Любой фактор, влияющий на живые организмы, может стать либо оптимальным, либо
ограничивающим, в зависимости от силы своего воздействия.

5.
Плавная кривая соответствует узкому диапазону толерантности.

6.
Любой организм может существовать лишь в определенном температурном интервале.

7.
Лимитирующим фактором для организмов всегда является температура.

8.
Экотипы характеризуются различными границами стойкости к температуре, свету или
другим факторам.

9.
Кривая толерантности имеет форму гиперболы.

10.
Успешное выживание живых организмов зависит от комплекса условий.

11.
Экологические факторы оказывают постоянное воздействие на живые организмы, но
действуют изолированно друг от друга.

12.
Интенсивность экологического фактора, наиболее благоприятную для
жизнедеятельности организма, называют биологическим оптимумом.

13.
Пределы чувствительности организмов к отклонению от оптимума по какому-либо из
факторов не зависят от интенсивности действия других факторов.

14.
Существование каждого вида ограничивается тем из факторов, который наиболее
отклоняется от оптимума.

Тест 3.

Тема «Экологические
ресурсы»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1.
Вещества и энергию, вовлекаемые организмами в процессы их жизнедеятельности
называют:

а)
питательными веществами

б)
экологическими ресурсами

в)
энергетическими ресурсами

г)
пищевыми ресурсами

2.
Элементы минерального питания животные получают из:

а)
воды

б)
почвы

в)
пищи

г)
воздуха

3.
Отложение жира у животных служит приспособлением к жизни в течение длительного
времени без:

а)
света

б)
соли

в)
воздуха

г)
воды

4.
Для растений ресурсами не являются:

а)
вода и минеральные соли

б)
солнечная энергия

в)
органические вещества

г)
углекислый газ

5.
Для животных ресурсом является:

а)
солнечная энергия

б)
углекислый газ

в)
кислород

6.
Элементы минерального питания растения получают из:

а)
почвы и воды

б)
почвы

в)
почвы и воздуха

г)
воздуха и воды

7.
К ресурсам относят:

а)
энергию

б)
пространство

в)
пищу

г)
все ответы верны

8.
Цепи питания — это:

а)
связи между видами, в результате которых последовательно извлекаются материалы
и энергия из исходного пищевого вещества;

б)
генетические связи между особями вида;

в)
обмен веществ в клетках тела организма

9.
Все виды, образующие пищевую цепь существуют за счет органического вещества,
создаваемого:

а)
бактериями

б)
грибами

в)
животными

г)
растениями

10.*
Основное количество солнечной энергии в Мировом океане запасает:

а)
фитопланктон

б)
зоопланктон

в)
рыбы и морские млекопитающие

г)
крупные придонные водоросли

11.*
Организмы, которые создают органические вещества из неорганических с
использованием энергии Солнца, называют:

а)
продуценты

б)
консументы

в)
редуценты

г)
паразиты

12.*
Какой организм относят к гетеротрофам:

а)
береза

б)
капуста

в)
заяц

г)
клубника

13.*
Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому
последующему звену пищевой цепи называется:

а)
цепью питания

б)
правилом экологической пирамиды

в)
круговоротом веществ

г)
миграцией атомов

14.*
Первичные консументы в экосистемах:

а)
растительноядные насекомые

б)
травоядные млекопитающие

в)
все растительноядные животные

15. *
Вторичные консументы в экосистемах:

а)
все плотоядные животные

б)
хищные насекомые

в)
крупные плотоядные млекопитающие

16.*
Правильно составленная пищевая цепь:

а)
листья → тля → божья коровка → паук → скворец → ястреб

б)
тля → листья → божья коровка → паук → скворец → ястреб

в)
ястреб → скворец → паук → божья коровка → тля → листья

17.*
Длина пищевой цепи в экосистемах ограничивается на каждом трофическом уровне:

а)
количеством пищи

б)
потерей энергии

в)
скоростью накопления органического вещества.

Часть II.

Выберите правильные суждения

1.
Тело зеленого растения создается из молекул неорганических веществ.

2.Солнечное
излучение — это энергетический ресурс.

3.
Хлорофилл — бесцветный пигмент, который участвует в процессе фотосинтеза.

4.
Концентрация углекислого газа в атмосфере существенно не влияет на скорость
фотосинтеза.

5.
К биогенным элементам относят: кислород, углерод, свинец, азот, ртуть.

6.
В экосистеме биогенные элементы могут быть использованы лишь однократно.

7.
Энергия излучения, преобразованная в процессе фотосинтеза в химическую энергию
соединений углерода, проделывает свой земной путь лишь однажды.

8.
Ресурсы могут расходоваться и исчерпываться.

9.
Для процесса фотосинтеза необходимы только вода и солнечная энергия.

10.
Азот, фосфор, серу, магний и другие элементы животные получают из воды и
воздуха.

Тест 4.

Тема «Адаптация
организмов к различным условиям существования»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1.
Сходные жизненные формы имеют:

а)
дельфин и щука

б)
сумчатая летяга и сумчатый крот

в)
крот и белка

г)
змея и крокодил

2.
Разные виды, ведущие сходный образ жизни и занимающие сходное положение в
структуре природных сообществ имеют близкие типы строения и объединяются в
группы называются:

а)
жизненными формами

б)
морфологическими приспособлениями

в)
адаптацией организмов

г)
популяцией

3.
Внешнее сходство, возникающее у представителей разных неродственных видов в
результате сходного образа жизни, называют:

а)
конвергенцией

б)
параллельной эволюцией

в)
жизненной формой

г)
морфологической адаптацией

4.
К средам жизни не относят:

а)
водную

б)
почвенную

в)
живые организмы

г)
щелочно-кислотную

5.
Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является
изменение:

а)
количество пищи

б)
влажности воздуха

в)
длины дня

г)
климата

6.
Конвергенцией называется:

а)
расхождение признаков в процессе эволюции

б)
схождение признаков в процессе эволюции

в)
объединение нескольких популяций в одну

г)
образование изолированной группы внутри популяции

7.
Гадюка и дождевой червь относятся к:

а)
сходным жизненным формам

б)
одному классу животных

в)
одному типу животных

г)
одному семейству животных

8.
Линька животных является процессом:

а)
направленным

б)
хаотическим

в)
циклическим

г)
нет верного ответа

9.
Активность в течение всего года проявляет:

а)
медведь

б)
уж

в)
жаба

г)
лось

10.
К циклическим процессам не относится:

а)
приливно-отливный ритм перемещения животных, обитающих в зоне прилива

б)
ежегодное сбрасывание листвы листопадными деревьями

в)
землетрясения и наводнения

г)
смена дня и ночи

11.*
Из перечисленных биологических явлений суточным биоритмам подчиняются:

а)
открывание и закрывание цветков у растений

б)
миграции лососевых рыб на нерест в реки

в)
открывание и закрывание раковин у морских моллюсков

г)
распускание почек и листопад у деревьев и кустарников

12.*
Из перечисленных биологических явлений приливно-отливным биоритмам подчиняются:

а)
открывание и закрывание устьиц на листьях у растений

б)
миграции лососевых рыб на нерест в реки

в)
открывание и закрывание раковин у морских моллюсков

г)
распускание почек и листопад у деревьев и кустарников

13. *
Из перечисленных биологических явлений годичным биоритмам подчиняются:

а)
открывание и закрывание устьиц на листьях растений

б)
миграции лососевых рыб на нерест в реки

в)
открывание и закрывание раковин у морских моллюсков

г)
изменение склонности к кровотечениям у оперированных больных

Часть II.

Выберите правильные суждения

1.
Изменения внешнего строения организмов — пример адаптаций к условиям жизни.

2.
Смена времен года не является периодически повторяющимся процессом.

3.
Циклическими изменениями называются те, которые повторяются через равные
промежутки времени.

4.Направленными
изменениями называются те, которые плохо предсказуемы.

5.
Хаотическими изменениями называются те, которые изменяются неопределенно, плохо
предсказуемы.

6.
Способность организмов к циклическим изменениям возникла в процессе эволюции
путем искусственного отбора.

7.
Майский жук вылетает из куколки лишь после появления листьев или цветков на
растениях определенного вида.

8.
Миграции — это частичные переселения в иные климатические области.

9.
Чрезвычайно суровые условия (очень холодные зимы, длительные засухи и т. п.)
могут приводить к гибели части особей.

10.
Многие виды птиц, млекопитающих, рыб сохраняют активность в течении всего года.

Тест 5.

Тема «Межвидовые
отношения организмов»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1.
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое — либо преимущество,
не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

а)
протокооперацией

б)
паразитизмом

в)
комменсализмом

г)
аменсализмом

2.
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов
становится обязательным для другого партнера, называются:

а)
комменсализмом;

б)
мутуализмом

в)
протокооперацией

г)
нейтрализмом

3.
В желудке и кишечнике млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие
брожение. Это является примером:

а)
хищничества

б)
паразитизма

в)
комменсализма

г)
симбиоза

4.
Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за
счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называются:

а)
хищничеством

б)
симбиозом

в)
аменсализмом

г)
паразитизмом

5.Если
рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:

а)
взаимополезных отношений

б)
полезнонейтральных отношений

в)
полезновредных отношений

г)
взаимовредных отношений

6.
Самоизреживание у елей — пример:

а)
внутривидовой конкуренции

б)
межвидовой конкуренции

в)
комменсализма

г)
старения популяции

7.
Отношения типа «паразит — хозяин» состоят в том, что паразит:

а)
не оказывает существенного влияния на хозяина

б)
всегда приводит хозяина к смерти

в)
приносит определенную пользу

г)
приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина

8. Некоторые
грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений
называется:

а)
паразитизмом

б)
симбиозом

в)
комменсализмом

г)
сапрофитизмом

9.
Хищники в природном сообществе:

а)
уничтожают популяцию жертв

б)
способствуют росту популяции жертв

в)
оздоравливают популяцию жертв и регулируют ее численность

г)
не влияют на численность популяции жертв

10.
Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между:

а)
волками в стае

б)
организмом — хозяином и паразитическими червями

в)
рыжими и черными тараканами

г)
мышевидными грызунами и лисами

11.
Примером конкуренции являются отношения между:

а)
хищниками и жертвами

б)
паразитами и хозяевами

в)
особями одного вида

г)
живыми организмами и абиотическими факторами

12.
Примерами комменсализма являются:

а)
взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи

б)
отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми
бактериями

в)
взаимоотношения пенницилловых плесневых грибов и некоторых бактерий, для
которых выделяемые грибами антибиотики губительны

13.
Примерами симбиоза являются:

а)
отношения между рыжими и черными тараканами

б)
отношения водоросли и гриба в лишайнике

в)
отношения между волками и зайцами

14.*
Насекомые, взрослые особи которых ведут свободный образ жизни, а личинки
развиваются в теле хозяина, питаясь его тканями, называются:

а)
микропаразитами

б)
макропаразитами

в)
симбионтами

г)
паразитоидами

15.*
Примерами макропаразитов являются:

а)
муха цеце, блоха

б)
гельминты, трипосомы

в)
клещ, заразиха

г)
гриб головня, дизентерийная амеба

16.*
Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:

а)
основным хозяином

б)
промежуточным хозяином

в)
переносчиком

г)
паразитоидом

17.*
Организмы, ведущие сходный образ жизни и обладающие сходным строением:

а)
не конкурируют между собой

б)
обитают рядом и используют одинаковые ресурсы

в)
обитают рядом, но используют разные ресурсы

г)
обитают рядом и активны в одно и то же время

18. *
Жизненный цикл возбудителя малярии протекает:

а)
в пресной воде → в слюнных железах малярийного комара → в крови человека;

б)
в клетках печени человека → в крови человека → в кишечнике комара

в)
в крови человека → в слюнных железа комара → в кишечнике комара

г)
в слюнных железах комара → в крови комара → в крови человека

19.*
Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находят там
благоприятные для себя условия и не являются при этом паразитами хозяина норы.
Это явление называется:

а)
паразитизм

б)
протокооперацией

в)
квартиранством

г)
акклиматизацией.

Часть II.

Выберите правильные суждения

1.
Внутривидовые отношения — механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности
популяций.

2.
Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.

3.
Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

4.
Явление паразитизма широко распространено во всех царствах живой природы.

5.
Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественного
местообитания человеком.

6.
Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух
родственных видов.

7.
Территориальное поведение у животных — способ регуляции численности популяции.

8.
Организмы двух видов одинаково реагируют на повышении плотности их популяции.

9.
Паразитизм — одна из форм биотических взаимоотношений.

10.
Хищничество, как правило, полезно для популяции жертв.

Тест 6.

Тема «Колебания
численности организмов. Экологическая регуляция»

Часть I.

Выберите один правильный ответ

1.
Совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, которая длительно
существует в определенной части ареала относительно от других совокупностей
того же вида, называют:

а)
родом

б)
породой

в)
популяцией

г)
сортом

2.
В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:

а)
паразитизма

б)
накопление отходов жизнедеятельности

в)
хищничества

г)
суровой зимы

3.
Число особей на единицу площади (объема) жизненного пространства показывает:

а)
видовое разнообразие

б)
плодовитость

в)
плотность популяции

г)
обилие популяции

4.
Какая из популяций наиболее жизнеспособна?

а)
в которой большинство особей закончили размножение

б)
большинство составляют особи молодые и закончившие размножение

в)
особей всех возрастных групп

г)
большинство составляют молодые и размножающиеся особи

5.
Численность популяции из года в год остается примерно одинаковой, потому что:

а)
каждый год погибает примерно одинаковое количество особей

б)
организмы прекращают размножение, когда численность популяции превысит средний
уровень

в)
смертность и рождаемость примерно одинаковы

6.
Популяции угрожает гибель, если ее численность:

а)
максимальна

б)
минимальна

в)
колеблется

г)
постоянна

7.
Изменение численности организмов называется:

в)
нарушение равновесия

б)
динамика популяции

в)
колебание численности

г)
рождаемость и смертность

8.
Многие виды в природе состоят из ряда:

а)
семейств

б)
популяций

в)
отдельных особей

г)
разнообразных групп

9.
Причина колебания численности популяций – это:

а)
наследственная изменчивость

б)
естественный отбор

в)
соотношение между рождаемостью и гибелью особей в популяции

г)
взаимоотношения между родителями и потомством

10.*
Если n — число организмов, t — время, то формула Dn ⁄ Dt означает:

а)
среднюю скорость изменения числа организмов во времени

б)
скорость роста популяции в процентах

в)
скорость изменения числа организмов за единицу времени на определенной
территории

11.*
Наиболее устойчивыми являются популяции состоящие из:

а)
одного поколения

б)
двух поколений

в)
трех поколений

г)
несколько поколений и потомков каждой из них

12.*
Старые особи составляют большую долю в популяциях:

а)
быстро растущих

б)
находящихся в стабильном состоянии

в)
со снижающейся численностью

13. *
Если скорость роста популяции равна нулю, то:

а)
популяция увеличивается и ожидается высокая активность хищников

б)
популяция уменьшается вследствие накопления мутаций

в)
популяция достигает максимальных размеров

14.*
Соотношение особей популяции по возрастному состоянию называют:

а)
возрастным спектром популяции

б)
физиологической плодовитостью

в)
экологической рождаемостью

г)
средней продолжительностью жизни особей в популяции

Часть II.

Выберите правильные суждения

1.
Каждая популяция в той или иной степени изолирована от других популяций данного
вида.

2.
Безграничный рост численности губителен для любой популяции так как приводит к
подрыву ее жизнеобеспечения.

3.
Популяция однородна: составляющие ее особи практически не отличаются друг от
друга.

4.
Потеря популяцией определенной части особей, как правило, компенсируется за
счет более интенсивного размножения.

5.
Возрастная структура популяции определяется внешними условиями и не зависит от
жизненного цикла вида.

6.
Популяция, состоящая из неодинаковых особей, более устойчива.

7.
Каждая популяция имеет четко очерченные границы.

8.
Экологическая рождаемость зависит от абиотических факторов и состава популяции.

9.
Смертность не ограничивает рост численности популяции.

10.
С динамикой популяций тесно связаны микроэволюционные процессы.

Ключ к тестовым заданиям

Тест 1.

Часть I

1В,
2А, 3В, 4Г, 5Г, 6Б, 7В, 8Б, 9А, 10В, 11А, 12В, 13Б, 14В, 15Г, 16Г, 17А, 18В, 19Г

Часть II

2,
3, 5, 6, 7, 10

Тест 2.

Часть I

1А,
2Г, 3А, 4Г, 5Б, 6А, 7В, 8А, 9А, 10Б

Часть II

2,
3, 4, 6, 8, 10, 12, 14

Тест 3.

Часть I

1Б,
2В, 3Г, 4В, 5В, 6А, 7Г, 8А, 9Г, 10А, 11А, 12В, 13Б, 14В, 15А, 16А, 17Б

Часть II

1,
2, 4, 7, 8.

Тест 4.

Часть I

1А,
2А, 3А, 4Г, 5В, 6Б, 7А, 8В, 9Г, 10В, 11А, 12В, 13Б

Часть II

1,
3, 5, 7, 9, 10.

Тест 5.

Часть I

1В,
2Б, 3В, 4Г, 5Б, 6А, 7Г, 8Б, 9В, 10В, 11В, 12А, 13Б, 14Г, 15В, 16А, 17В, 18Б,19В

Часть II

1,2,3,4,7,9,10

Тест 6.

Часть I

1В,
2Г, 3В, 4Г, 5В, 6Б, 7Б, 8Б, 9В, 10А, 11Г, 12В, 13В, 14А

Часть II

1,2,4,6,8,10

 

 

Тесты с ответами «ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ»

1.Соотношение особей популяции по возрастному состоянию называют:
а) средней продолжительностью жизни особей в популяции
б) возрастным составом популяции +
в) физиологической рождаемостью
г) экологической рождаемостью
д) генерацией

2. Последовательная смена во времени одних биоценозов другими на опре-деленном участке земной поверхности называется:
а) сукцессией; +
б) синузией;
в) климаксом;
г) консорцией;
д) конфигурацией.

3. Бентос — это:
а) совокупность водных растений и беспозвоночных животных;
б) зарастающий водоем, в котором увеличивается численность водных растений;
в) совокупность организмов-обитателей дна водоема; +
г) природная единица деления дна океана;
д) почвенные животные

4. Территория с присущим ей комплексом экологических факторов среды, зани-маемая сообществом, называется:
а) экотопом;
б) биотопом;
в) биоценозом;
г) экологической нишей;
д) биогеоценозом +

5 .Термин “экосистема” был впервые введен:
а) К. Мебиусом;
б) Ч. Элтоном;
в) А. Тэнсли; +
г) Ю.Одумом.
д) В.Н. Сукачевым

6. Примером биогеоценоза может служить:
а.) аквариум с живущими в нем рыбами;
б) большой по площади участок леса +
в) засохшее дерево;
г) космический корабль;
д) живое дерево
7. Количество энергии, передаваемой с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1%
б) 10% +
в) 5%
г) 15%
д) 90 %

8. С помощью ядохимикатов не удается уничтожить насекомых-вредителей, так как:
а) ядохимикат не обладает максимально возможной специфичностью
б) часть популяции насекомых-вредителей устойчива к яду +
в) ядохимикат легко разрушается
г) к ядохимикату насекомые вырабатывают противоядие
д) ядохимикат практически не влияет на популяцию насекомых

9. Озоновый слой в верхних слоях атмосферы:
а) задерживает тепловое излучение Земли
б) является защитным экраном от ультрафиолетового излучения +
в) образовался в результате промышленного загрязнения
г) способствует разрушению загрязнителей
д) задерживает тепло у поверхности Земли

10. Для популяции нехарактерны следующие свойства:
а) структурированность
б) интегрированность составных частей (целостность) +
в) авторегуляция
г) вычленение морфологически отличающихся частей, в ее строении
д) адаптивность

11. Саморегуляция в биоценозе направлена на
а) уменьшение видового разнообразия
б) возвращения к норме +
в) увеличение видового состава
д) на уменьшение энергетических затрат
г) верны все ответы

12. Типичной структурой биоценоза является структура, состоящая из
а) консуменотов и редуцентов
б) продуцентов и консументов
в) продуцентов, консументов и редуцентов +
г) консументов и деструкторов
д) возможны разные варианты

13. Основная часть азота поступает в почву в результате:
а) деятельности азотфиксирующих бактерий и синезеленых водорослей +
б) деятельности бобовых растений
в) под действием электрических разрядов во время гроз
г) растворения азота атмосферы в дождевой воде
д) извержения вулканов

14. Популяция может увеличивать свою численность экспоненциально (то есть численность популяции увеличивается с возрастающей скоростью):
а) когда ограничена только пища
б) при освоении новых мест обитания +
в) только в случае отсутствия хищников
г) только в лабораторных условиях
д) только в случае отсутствия конкурентов

15. Число особей вида на единицу площади или на единицу объема жизненного пространства показывает:
а) видовое разнообразие
б) плодовитость
в) плотность популяции +
г) обилие популяции
д) численность популяции

16. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют:
а) одну популяцию одного вида
б) две популяции одного вида
в) две популяции двух видов +
г) одну популяцию двух видов
д) две группировки в популяции

17. Продукцией (продуктивностью) экосистемы называется
а) ее суммарная биомасса
б) прирост этой биомассы за единицу времени +
в) суммарная биомасса продуцентов
г) суммарная биомасса консументов
д) биомасса продуцентов и деструкторов

18. Устойчивость экосистемы при увеличении ее сложности, как правило
а) снижается
б) не изменяется
в) возрастает +
г) подвержена колебаниям
д) не зависит от степени сложности

19. Ограничивающие факторы для популяции могут быть связаны с не-достатком
а) воды
б) тепла
в) пищи
г) света
д) со всеми этими факторами +

20.В результате взаимодействия хищник-жертва
а) происходит вымирание популяции жертвы
б) резко снижается численность популяции жертвы
в) резко увеличивается численность популяции хищника
г) усиливается естественный отбор в обеих популяциях +
д) верны все ответы

21. Агроценоз отличается от естественного биогеоценоза
а) меньшим количеством популяций
б) необходимостью дополнительных затрат энергии
в) преобладанием искусственного отбора
г) высокой численностью доминирующего вида
д) верны все ответы +

22. Взаимодействие растений и клубеньковых бактерий является примером
а) паразитизма
б) симбиоза +
в) конкуренции
г) комменсализма
д) амменсализма

23. Наибольшую биомассу в биоценозе луга имеют:
а) зеленые растения +
б) травоядные животные
в) плотоядные животные
г) бактерии гниения
д) грибы

24. Стабильный тип динамики численности характеризуется
а) малой амплитудой и длительным периодом колебаний численности +
б) сезонными изменениями обилия, связанными с периодичностью размножения
в) резко неустойчивой численностью с глубокими депрессиями, сменяющимися вспышками “массового размножения”
г) общей длиной цикла до 4—5 лет
д) неизменной численностью популяции

25. Равномерный тип распределения организмов в пространстве обусловлен:
а) резкой неоднородностью среды
б) выраженной социальной структурой, действующей на основе активного
сближения особей +
в) размножением
г) высокой конкуренцией

26. Репродуктивный потенциал — это
а) предельная в данных условиях величина популяции
б) уравновешенность процессов рождаемости и смертности в соответствии с наличными пищевыми и иными ресурсами среды
в) показатель мгновенной удельной скорости роста популяции +
г) соотношение плодовитости (рождаемости) и смертности в популяции
д) вероятность оставления потомков

27. Популяции угрожает гибель, если ее численность
а) максимальна
б) минимальна +
в) колеблется
г) гибель популяции не зависит от ее численности
д) верны все ответы

28. Пастбищная пищевая цепь начинается с
а) бактерий
б) растений +
в) животных
г) грибов
д) возможны разные варианты

29. Бактерии, обитающие в почве, могут
а) связывать атмосферный азот
б) образовывать азотсодержащие органические вещества
в) выделять азот в атмосферу
г) участвовать в разложении азотосодержащих веществ
д) выполнять все эти функции +

30. Экологическая единица, состоящая из различных организмов и их физиче-ского окружения, называется
а) ниша
б) популяция
в) экосистема +
г) сообщество
д) верны все ответы

31. Для гетеротрофных организмов нехарактерным является
а) получение энергии за счет окисления органических веществ
б) использование кислорода
в) самостоятельный синтез пищи +
г) наличие хорошо развитых ферментативных систем
д) ни один из ответов не верен

32. Основное количество солнечной энергии в Мировом океане запасает
а) фитопланктон +
б) зоопланктон
в) рыбы
г) крупные придонные водоросли
д) морские млекопитающие

33. Для животных ресурсом не является:
a) вода
б) органические вещества
в) солнечная энергия +
г) кислород
д) используются все эти ресурсы

Поделиться с друзьями:

Adblock
detector

Использование силы океана

Науки о Земле, энергетика

Фото: Grempz

Мировой океан — огромный неиспользуемый источник чистой, надежной и предсказуемой возобновляемой энергии. Может ли эта энергия помочь заменить ископаемое топливо и решить проблему изменения климата?

Люди веками пытались использовать энергию океана, начиная с французского инженера по имени Пьер-Симон Жирар в 179 году.9. По данным Международного энергетического агентства, постоянный удар волн и приливы и отливы, а также другие свойства океана, если их использовать, могут производить от 20 000 до 80 000 тераватт-часов электроэнергии. Это больше, чем текущее потребление энергии в мире, составляющее почти 20 000 ТВтч

.

По оценкам Исследовательского института электроэнергетики, только волны, разбивающиеся о побережье США, могут генерировать 2640 ТВт-ч в год. Но поскольку судоходство, рыболовство, военно-морские операции или заботы об окружающей среде имеют приоритет в определенных областях, количество энергии, которое можно «восстановить», оценивается в 1170 ТВт-ч в год, что составляет почти треть от количества электроэнергии, потребляемой США каждый год.

Энергия присуща движению океанских волн, разнице температур между теплыми поверхностными водами и более холодными глубинными водами, разнице солености пресной и соленой воды, а также морским течениям и приливам. По оценкам Международного энергетического агентства, мощность волн потенциально может производить от 8 000 до 80 000 ТВтч в год; тепловая энергия океана может производить 10 000 ТВтч; осмотическая мощность (из-за различий в солености) может производить 2000 ТВт-ч, а приливы и морские течения могут производить 1100 ТВт-ч. Тепловая энергия океана, осмотическая энергия, морские течения и некоторые виды волновой энергии могут производить базовую мощность, то есть постоянное и надежное электричество.

Фото: Стив Кори

Районами с наибольшим потенциалом энергии волн являются северо-запад Тихого океана и Аляска в США, а также Великобритания и Шотландия. Приливно-отливные волны, бегущие вдоль побережья Китая, Кореи и некоторых частей Европы, наиболее перспективны для динамической приливной энергии (см. ниже), в то время как тропические океаны вдоль экватора являются лучшими местами для использования тепловой энергии океана.

Исследователи разработали множество конструкций и устройств для использования энергии океана. Вот несколько примеров.

Волновая энергия

Точечный буй-источник

Точечный амортизирующий буй – Плавучий буй крепится к стабилизирующему основанию на морском дне. Когда буй качается вверх и вниз вместе с волнами, он приводит в движение генератор в шахте, которая соединяет буй с основанием, вырабатывая электричество. Электричество перекачивается к устройству сбора, которое подает электричество в сеть на берегу.

Поверхностный аттенюатор — это устройство имеет несколько рычагов, которые плавают на поверхности. Волны волн создают изгибающее движение в суставах, связанных с гидравлическими насосами, приводящими в действие генератор, производящий электричество. Электричество подается на берег по кабелю под водой.

Колеблющийся водяной столб   – Бетонная конструкция с закрытой камерой и отверстием ниже уровня моря. Когда волны входят через отверстие, уровень воды в камере поднимается, нагнетая воздух над ней через турбину, соединенную с верхним отверстием в камере. Воздушный поток приводит в движение турбину, вырабатывающую электричество. Когда волна спадает, воздух засасывается обратно в нижнюю камеру, вращая турбину в противоположном направлении и вырабатывая электричество.

Переливное устройство  – Эта конструкция может быть на берегу или плавать вдали от берега. Он улавливает волны, разбивающиеся о него, в накопительный резервуар. Затем волны проходят через турбину в желобе, который вырабатывает электричество, когда волны проходят через него обратно в море.

Волновой ковер . Гибкая мембрана простирается вдоль дна океана и перемещается вверх и вниз по мере того, как волны набегают на нее, выталкивая морскую воду в выпускную трубу через вертикальные насосы, соединенные с нижней стороной мембраны. Вода под давлением из трубы приводит в действие турбину на берегу, которая может вырабатывать электричество. Ковер захватывает 90 процентов энергии волн (по сравнению с солнечными панелями, которые захватывают только 20 процентов солнечной энергии).

Преобразователь перенапряжения колебательной волны

Осциллирующий волновой преобразователь   Устройство имеет один конец, прикрепленный к конструкции или морскому дну, а другой конец перемещается под воздействием волн. Движение заставляет поршень двигаться внутрь и наружу, направляя воду под давлением по трубопроводу к береговой турбине, которая вырабатывает электричество.

Тепловая энергия океана

Семьдесят процентов солнечной энергии, поступающей на Землю, приходится на океан, и большая часть захватывается поверхностными слоями океана в виде тепла. Разница температур между теплыми поверхностными водами и более холодными глубинными водами, которая обычно составляет не менее 20°C, может генерировать электричество.

И теплая, и холодная морская вода закачиваются в теплообменники, разделяющие различные жидкости. Аммиак, имеющий низкую температуру кипения комнатной температуры, подают в один теплообменник. Теплая морская вода в соседнем теплообменнике кипятит аммиак, образуя пар. Пар под давлением проходит через трубу, чтобы запустить турбину, соединенную с генератором, вырабатывающим электричество. После того, как пары аммиака покидают турбину, они по трубе спускаются в камеру, окруженную трубками с холодной морской водой. Пары аммиака охлаждаются и снова становятся жидкостью, чтобы продолжить цикл.

Осмотическая сила

Осмотическая технология

основана на природном явлении, заключающемся в том, что вода с низкой концентрацией соли ищет более высокую концентрацию соли. Когда воды разной солености встречаются в устье реки и объединяются для достижения одинаковой солености, они выделяют энергию. Осмотические электростанции воспроизводят это явление с помощью осмоса — резервуар с пресной водой отделен от резервуара с соленой полупроницаемой мембраной, которая пропускает пресную воду, но не соленую. Пресная вода втягивается в сторону соленой воды, выравнивая соленость и повышая давление воды в резервуаре с соленой водой. Это давление используется для привода турбины, которая производит электричество.

Приливы и течения

Приливная плотина в Нампхо, Южная Корея. Фото: Дэвид Стэнли

Приливная плотина  – Плотиноподобное сооружение построено у залива, лагуны или реки. Во время прилива плотина удерживает воду. Когда шлюзовые ворота открываются, чтобы впустить воду, турбины на шлюзовых воротах вырабатывают электричество по мере прохождения воды. Когда лагуна заполняется, процесс меняется на обратный, вырабатывая больше электроэнергии.

Динамическая приливная мощность – Плотина длиной 30 и более километров построена перпендикулярно берегу и оснащена множеством турбин. Барьер, параллельный береговой линии на дальнем конце плотины, помогает усилить давление воды по обеим сторонам плотины. Вода под давлением проходит через турбины плотины. На 40-километровой плотине могут быть установлены 2000 турбин по 5 МВт каждая, производящих 10 ГВт электроэнергии, что достаточно для питания миллионов домов.

Турбина приливных течений  – Высокая турбина (очень похожая на ветряную турбину), прикрепленная к основанию, размещается на морском дне. Приливные течения двигают роторы, вырабатывая электричество. Когда отлив уходит, роторы меняют направление и продолжают генерировать электричество. Электричество подается в сеть на берегу по кабелю.

 

Энергия океана обладает значительным потенциалом в качестве возобновляемого источника энергии, однако она отстает от других форм возобновляемой энергии на десятилетия, поскольку сталкивается с многочисленными проблемами.

Устройства из стали или конструкции из бетона должны выдерживать постоянные удары волн и коррозию соленой воды.

«В океане все сложно. Это неумолимая среда. Часть проблемы заключается в том, что океан грубее, потому что энергия плотнее», — сказал Клаус Лакнер, старший научный сотрудник Центра устойчивой энергетики Ленфест Института Земли и директор Центра отрицательных выбросов углерода и профессор устойчивой инженерии в Университете штата Аризона. . Хотя Лакнер не работает напрямую с энергией океана, он много думал о ее потенциале в качестве решения проблемы изменения климата.

Если необходимо расширить океанскую энергетику, устройства не должны использовать труднодоступные материалы или быть слишком сложными; они должны быть просты в обслуживании и экономичны. По данным Северо-Западного национального морского центра возобновляемой энергии, который исследует технологию энергии волн, «ключевые технологические проблемы связаны не только с производством и выходом электроэнергии, но и с механическими системами, швартовкой и якорной стоянкой, живучестью и надежностью, предсказуемостью (прогнозирование волн) и интеграция вырабатываемой электроэнергии в существующую электрическую сеть».

Поверхностный шумоглушитель

Во всем мире существуют сотни различных конструкций для преобразования волновой энергии, но лишь немногие из них были протестированы.

«Мы еще не уверены, какой тип преобразователя волновой энергии является лучшим», — сказал Тед Бреккен, доцент кафедры энергетических систем Орегонского государственного университета и содиректор Wallace Energy Systems and Renewables Facility. «Это сложно, потому что некоторые могут улавливать больше энергии, а другие могут быть дешевле или надежнее. Важна не только способность эффективно преобразовывать энергию. Мы должны смотреть на цену/выгоду».

С точки зрения стоимости, энергетическая отрасль океана зависит от общего энергетического рынка. «Сейчас энергия волн в три-пять раз дороже энергии ветра», — сказал Бреккен. «Поскольку фрекинг и природный газ относительно недороги, всем другим видам энергии трудно конкурировать».

Также необходимо учитывать воздействие на окружающую среду. Химические вещества, используемые в антикоррозионных покрытиях или смазках для механизмов, могут попасть в океанские воды. Движущиеся части устройств могут нанести вред местным или мигрирующим животным; и даже статические установки могут изменить поведение при размножении и кормлении, если животные попытаются избежать этих устройств. Запутывание в тросах или креплениях также представляет угрозу для дикой природы. Электромагнитные поля, создаваемые вокруг кабелей, могут вызывать изменения в поведении, миграцию или размножение. Шум от устройств также может мешать поведению и влиять на слух или нервы, поскольку звук легко распространяется в воде. Освещение устройств, необходимых для управления кораблями или самолетами, может привлекать существ, влияя на их нормальное поведение.

Устройства могут привлекать диких животных так же, как и этот обычный буй.

Бреккен и его коллеги изучали воздействие на окружающую среду устройств для преобразования энергии волн, таких как утечки масла, электромагнитные поля, само физическое устройство и швартовные канаты. И поскольку все, что находится в воде, колонизируется, они рассмотрели влияние «биологического обрастания» на поведение местной морской жизни. «Мы не обнаружили ни одной вещи, которая оказала бы серьезное воздействие на окружающую среду», — сказал он. «Эффекты были довольно типичны для других проблем морских судов, таких как лодки и навигационные буи. Таким образом, стратегии борьбы с ударами аналогичны… например, доставка вещей в сухой док, чтобы очистить их, или закапывание или экранирование линий для борьбы с электромагнитными полями».

Экосистемы также могут быть затронуты. Изменяя или удаляя энергию из физической среды, устройства могут изменять поток воды, что может влиять на качество воды, высоту волн, доставку питательных веществ и естественный перенос наносов, обеспечивающий защиту побережья. Эти воздействия могут в конечном итоге нарушить пищевые сети и стабильность экосистемы.

Столкновение с волнами может повлиять на перенос наносов. Фото: НАСА

Лакнер обеспокоен последствиями изменения местных течений, на которых могут основываться целые экосистемы. «К тому времени, когда вы вытащите некоторую долю энергии из волн, вы окажете влияние на океанские течения», — сказал он. «Пострадать могут целые районы. Волны приходят издалека. Если перехватить их на полпути, скажем, на Гавайях, волны у берега будут меньше. … А с тепловой энергией океана вы выносите холодную воду на поверхность, изменяя состояние поверхности, что повлияет на питательные вещества и углекислый газ».

«В некоторых местах энергия океана может быть невероятно выгодной, — сказал Лакнер. «Но глупо думать, что мы сможем управлять этим миром. Мы достигнем точки, когда… мы будем выходить за пределы того, что приемлемо для окружающей среды».

Были предприняты и отложены различные попытки использования энергии океана. В Португалии первая в мире коммерческая волновая электростанция закрылась в 2009 году, потому что ее было слишком сложно обслуживать. Небольшая экспериментальная осмотическая электростанция в Тофте, Норвегия, была остановлена ​​в 2014 году из-за экономической нецелесообразности. Ocean Power Technologies, компания, занимающаяся разработкой энергии волн, планировала крупномасштабный проект по энергетике волн у побережья Орегона в 2014 году, но не смогла собрать достаточно денег.

Но есть и несколько историй успеха.

Крупнейшая в мире приливная плотина работает на озере Сихва в Южной Корее с 2011 года. Электростанция протяженностью 12,7 км производит 254 МВт электроэнергии.

Турбина в Странгфорд-Лох. Фото: HandW

Первая в мире приливная турбина коммерческого масштаба была установлена ​​в 2008 году в Странгфорд-Лох, большом морском заливе в Северной Ирландии. С тех пор турбинная установка мощностью 1,2 МВт производит электроэнергию.

В 2016 году на испытательном полигоне волновой энергии военно-морского флота в заливе Канеохе, Гавайи, начались испытания первого в США проекта по созданию волновой электростанции. Он состоит из двух буев разной конструкции на расстоянии от полумили до мили от берега; один производит 18кВт электроэнергии, а другой производит 4кВт.

И есть планы на новые крупные проекты.

Китай опубликовал пятилетний план по использованию энергии океана за счет приливов, волн и разницы температур. Проект динамической приливной энергетики стоимостью 40 миллиардов долларов, предложенный голландскими инженерами, планируется вдоль побережья между Сямэнь и Шаньтоу. Цель состоит в том, чтобы построить плотину длиной от 60 до 100 километров, содержащую 4000 турбин для выработки 15 ГВт электроэнергии.

Британская компания MeyGen разрабатывает первую в мире многотурбинную приливную энергетическую установку. Первоначально четыре турбины будут размещены в проливе к северу от Шотландии. В случае успеха в ближайшие 10 лет планируется установить еще 100 турбин, что достаточно для производства 39 электростанций.8 МВт электроэнергии.

США инвестировали около 334 миллионов долларов в исследования в области морской энергетики за последние 10 лет, но, по данным Совета по морской энергии, Великобритания и Европа вложили более 1 миллиарда долларов.

Бреккен сказал, что у Министерства энергетики США есть активная гидроэнергетическая программа, которая размещает запросы на предложения, предлагает поддержку в разработке технологий и способствует сотрудничеству между университетами, но сумма в долларах для энергии океана намного меньше, чем для других возобновляемых источников энергии. источники энергии. Управление по энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии Министерства энергетики также продвигает инновации в отрасли с помощью своей премии «Энергия волн», целью которой является разработка более эффективных устройств преобразования энергии волн и снижение их стоимости.

«Нам нужна достаточная поддержка отрасли и компаний, чтобы выжить достаточно долго, чтобы спустить свою продукцию на воду», — сказал Бреккен. «Нам нужны годы опыта в воде».

Лакнер считает, что мы не сможем получить достаточно энергии из океана, чтобы справиться с изменением климата, не оказывая критического воздействия на окружающую среду и климат, поскольку океаны играют фундаментальную роль в регулировании глобального климата. «Если есть место, где можно заставить энергию океана работать, и это будет способствовать общей декарбонизации общества на 5–10 процентов, это будет хорошо», — сказал он. «В некоторых местах это может быть оптимальным источником энергии, но его недостаточно для удовлетворения потребностей человека в потреблении. Он не будет достаточно большим, чтобы играть важную роль в борьбе с изменением климата».

Тем временем Программа сотрудничества в области технологий океанских энергетических систем, межправительственное сотрудничество между странами, направленное на развитие экологически чистой энергии океана, направлена ​​на увеличение мощности океанской энергии для удовлетворения 25 процентов мировых потребностей к 2050 году, что позволит сэкономить почти один миллиард тонн. выбросов CO2.

Сохранить


Теги:

Энергияокеанские теченияокеанывозобновляемая энергияводные вопросыэнергия волн

Солнечная энергия и круговорот воды

Часть A: Солнечная энергия и круговорот воды

Упрощенный гидрологический или круговорот воды. Кликните по изображению для увеличения. Источник: NWS JetStream (дополнительная информация)
 

Чтобы начать исследование энергетического баланса Земли, вы начнете с подробного изучения знакомого процесса, известного как круговорот воды. Водоснабжение Земли рециркулируется в непрерывном процессе, известном как водный или гидрологический гидрологический цикл: процесс испарения, вертикального и горизонтального переноса пара, конденсации, осадков и потока воды с континентов в океаны., цикл. Молекулы воды непрерывно перемещаются из места в место в этом цикле. Круговорот воды важен для погоды и климата и, в конечном счете, для всей жизни на Земле.

Круговорот воды в основном определяется энергией солнца. Эта солнечная энергия управляет циклом, испаряя воду из океанов, озер, рек и даже из почвы. Другая вода перемещается из растений в атмосферу в процессе транспирации. Когда жидкая вода испаряется или испаряется, она образует водяной пар и облака, где капли воды в конечном итоге набирают достаточную массу, чтобы выпасть обратно на Землю в виде осадков. Затем осадки становятся поверхностными стоками или грунтовыми водами и возвращаются – в течение различных временных масштабов – обратно в поверхностные резервуары. Круговорот воды, по сути, представляет собой замкнутую систему, а это означает, что объем воды, который сегодня находится в гидросфере, равен тому количеству воды, которое всегда присутствовало в системе Земли.

Начните эту лабораторную работу, просмотрев следующую короткую анимацию НАСА, демонстрирующую путь одной молекулы воды в круговороте воды. Во время просмотра анимации составьте список и отслеживайте все места, которые проходит молекула. Примечание. В анимации НАСА изображение резервуаров с водой, таких как подземные водоносные горизонты водоносные горизонты: подземные водные резервуары, которые образуются в пространствах и трещинах между камнями, песком или гравием, где вода проходит относительно легко, было упрощено. чтобы показать молекулярные пути.

Для просмотра этого видео включите JavaScript и рассмотрите возможность обновления веб-браузера до
поддерживает HTML5 видео

Предоставлено НАСА/Центром космических полетов имени Годдарда Источник: НАСА

Нажмите «Анимация водного цикла», чтобы просмотреть анимацию в новом окне.

Как обсуждалось ранее, круговорот воды не только перераспределяет воду вокруг Земли, но также поглощает и перераспределяет солнечную энергию между местами. Скрытый нагрев Скрытый нагрев: энергия, необходимая для перехода вещества в более высокое состояние (твердое в жидкое или жидкое в газообразное). Та же самая энергия высвобождается из вещества при изменении состояния на противоположное (из газа в жидкость или из жидкости в твердое). земной атмосферы происходит, когда энергия, прежде всего солнечная, заставляет жидкую воду переходить в другую фазу. При этом жидкая вода поглощает энергию, заставляя ее испаряться с образованием водяного пара. Процесс испарения поглощает огромное количество поступающей солнечной энергии. Через процесс скрытого нагрева энергия передается в атмосферу, когда водяной пар конденсируется при образовании облаков. Например, подумайте о том, как лужа после ливня охлаждает тротуар, пока он полностью не высохнет на солнце. Поступающее солнечное излучение используется для управления процессом испарения. Как только вода уходит, тротуар начинает поглощать солнечное излучение и нагреваться. Если вы коснетесь тротуара босыми ногами, вы почувствуете это явная теплота явная теплота: избыточная лучистая энергия, переданная от поверхности Земли в атмосферу в результате процессов адвекции, теплопроводности и конвекции. 

Вторым механизмом перераспределения тепловой энергии является процесс конвекции конвекции: передача тепловой энергии путем перемещения нагретого материала из одного места в другое, что является движущей силой погоды. Вместе эти два процесса составляют значительную часть радиационного баланса Земли. Всего энергия покидает поверхность Земли в результате трех процессов: испарения и конденсации (или скрытого нагрева и охлаждения), конвекции и излучения теплового инфракрасного излучения. Из этих трех процессов 25 процентов энергии, покидающей поверхность Земли, приходится на испарение и конденсацию. Еще пять процентов покидают поверхность в результате конвекции. Выполняя следующую лабораторную работу, ищите признаки этих двух важных процессов теплопередачи.

Обзор:

В этой лаборатории вы построите физическую модель гидрологического или круговорота воды.

Показать материалы, необходимые для этой лаборатории

Скрыть

Материалы, необходимые для этой лаборатории, включают:

  • Прозрачный стеклянный или пластиковый аквариум или обувную коробку
  • Крышка для аквариума или обувной коробки, может быть из куска картона или полиэтиленовой пленки
  • Резиновые ленты для фиксации полиэтиленовой пленки, если она используется. Совет: Свяжите несколько коротких резинок вместе, чтобы получилась одна большая.
  • Пакет на молнии объемом в галлон или кварту, наполненный песком, гравием или землей
  • Теплая вода
  • Синий пищевой краситель (по желанию)
  • Крышка от банки или маленькая миска
  • Лед
  • Небольшой термостакан или пакет для льда на молнии
  • Источник света: яркий солнечный свет или лампа (40-60 Вт). При использовании лампы лучше всего подойдет настольная или зажимная лампа.
Инструкции по лабораторным работам
  1. Установите оборудование, как показано на рисунке справа или на рисунке ниже.

    Покажите мне изображение простой установки

    Скрыть

    На изображении ниже установка была изменена, чтобы включить небольшую крышку от банки для сбора осадков. Обратите внимание, что пластиковая «крышка» контейнера неплотно прилегает к коробке и удерживается на месте резиновыми лентами. Изолированную чашку заменили сумкой на молнии.

  2. Вырежьте достаточно большое отверстие, чтобы поместилась изолированная чашка в «крышке» вашего аквариума или прозрачной пластиковой обувной коробке. Или, если вы используете полиэтиленовую пленку, вы можете просто положить лед в мешочек и положить его прямо на крышку полиэтиленовой пленки.
  3. Добавьте достаточное количество воды, чтобы заполнить контейнер водой на глубину 2-5 см. Необязательно: добавьте несколько капель пищевого красителя, чтобы вода была лучше видна.
  4. Поместите мешок с песком или гравием на одном конце аквариума. Песок/гравий должен быть выше уровня воды.
  5. Добавьте маленькую крышку от банки или миску на «участок земли» поверх песка и подо льдом.
  6. Наполните чашку или пакет с застежкой льдом и поместите его в отверстие в крышке (если используется картон) или поверх полиэтиленовой пленки.
  7. Поместите сфокусированную лампу, например настольную, чтобы она нагревала воду на другом конце аквариума или ящика. Если крышка коробки прозрачная, посветите сквозь нее светом; в противном случае направьте его на воду через стенку аквариума.
  8. Включите лампу или поместите прибор на солнце и наблюдайте за круговоротом воды.

После завершения этой лабораторной работы ответьте на вопросы Обсуждение и Остановись и подумай ниже.

Обсудить

После создания модели водного цикла оцените ее эффективность и достоверность. Какие части круговорота воды были четко продемонстрированы в этой лаборатории, а какие недостаточно хорошо представлены? Как вы могли бы задокументировать и поделиться своей демонстрацией с другими студентами? Нарисуйте эскиз вашей модели круговорота воды и добавьте слова, чтобы описать процессы, происходящие в модели.

 

Остановись и подумай

  1. Свяжите каждую часть вашей модели с диаграммой круговорота воды в правом верхнем углу этой страницы. Например, лампа представляла собой солнце. Какие еще процессы в системе Земли были продемонстрированы в этой лаборатории?
  2. Что было источником энергии для круговорота воды?
  3. Как круговорот воды «транспортирует» энергию?
  4. Как вы думаете, что произойдет, если вы добавите вторую или даже третью лампу?
  5. Опишите, что, по вашему мнению, произойдет, если вы оставите водный цикл в обувной коробке в темноте на несколько часов.
    Основное количество солнечной энергии в мировом океане запасает: 11 класс. Биология. Подготовка к ЕГЭ. Проверочные тесты. — Тест 7