Порт джейхан: Порт Джейхан превратится в крупнейший энерготерминал Европы

Казахстан готовится к поставкам нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан

Казахстан с сентября планирует продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана, так как стремится диверсифицировать маршруты вывоза нефти и ищет альтернативные маршруты, передает Reuters.

По их данным, экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок — примерно 1,4 млн баррелей в сутки.

Отмечается, что Государственная нефтяная компания «Казмунайгаз» уже ведет переговоры с торговым подразделением Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн тонн нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий порт Джейхан.

Как отметил источник издания, подписание контракта должно состояться в конце августа, а потоки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан  начнутся через месяц. По его словам, еще 3,5 млн тонн нефти в год могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в порт Супса в Грузии.

В сочетании с потоками трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан объем будет равняться чуть более 100 тыс б/с — 8% потоков Каспийского трубопроводного консорциума.

В июле BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки с трубопровода Баку-Супса на более крупную трубу БТД. При этом новый маршрут БТД означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти в Баку из Актау, который имеет ограниченные запасные мощности.

Источники также сообщают, что совместное предприятие «Тенгизшевройл», возглавляемое нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведет переговоры о своих маршрутах по трубопроводу и железной дороге.

Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан также может быть вариантом для «Тенгизшевройла», однако источник отметил, что в случае согласия начало потоков может занять до 6 месяцев.

«Тенгизшевройл» уже начал перенаправлять небольшой объем нефти по железной дороге в Батуми в апреле, когда из-за урагана часть терминала Каспийского трубопроводного консорциума вышла из строя.

Другие источники подчеркивают, что ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, которые увеличатся в сентябре или октябре.

Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, «Баку-Тбилиси-Джейхан» вполне может принять 1,5 млн т казахской нефти в год, но для этого понадобится решить некоторые технические вопросы. 

  

«Когда иностранная нефть поступает в Азербайджан для дальнейшей транспортировки на запад по БТД, ее поначалу принимает всего один терминал компании «Азтранс», затем она следует на Сангачальский терминал, откуда берет начало БТД. Между терминалами 5 км, и соединяющая их инфраструктура рассчитана на прокачку 6 млн т нефти в год. Собственно, в 2018 году максимальная перевалка через терминал «Азтранс» в направлении Сангачала как раз составила 6 млн т. Соответственно, больше 6 млн т в год там пока что не может быть прокачано, а терминалом для поставок нефти по БТД пользуются также Россия и Туркменистан», — обратил внимание он.  

  

«Туркменистан в настоящее время увеличивает поставки по БТД, а теперь к трубопроводу хочет подключиться и Казахстан. Это означает, что необходимо расширение инфраструктуры между двумя азербайджанскими терминалами для удовлетворения запросов контрагентов. Заявленные объемы казахской нефти невелики, и пропускную способность на 1 млн т в год можно увеличить за счет насосных станций. С другой стороны, 7 млн т в год – это уже проектная пропускная способность такого крупного трубопровода, как «Баку-Супса». Казалось бы, что может быть сложного в наращивании мощности пятикилометровой трубы? Ее можно расширить и до 10 млн т в год, и до 15 млн т в год. Тем не менее, требуется время, чтобы оценить проект и дополнительные расходы совместно с Казахстаном», — подчеркнул Ильхам Шабан. 

  

«Я думаю, что если азербайджанская сторона увидит, что с правого берега Каспия в наш трубопровод идет все больше нефти – речь тут и о Казахстане, и о Туркменистане – то новая труба между терминалом «Азтранса» и Сангачальским терминалом будет построена вместе с новой компрессорной станцией. Главное, что в нынешнем состоянии танкера позволяют осуществить перевалку нефти по Каспию в озвученном объеме. Как известно, на балансе Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и России в Каспийском море имеются танкера, способные перевозить в год до 15 млн т нефти», — сообщил директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel. 

  

При этом для значительных поставок нефти по БТД Казахстану понадобится также проложить трубопровод по собственной территории. «Чтобы получать максимальную экономическую выгоду от экспорта нефти через Азербайджан, Казахстану было бы уместно соединить трубой свою нефтяную столицу Атырау с главным казахстанским терминалом вблизи Актау. Между ними приблизительно 700 км. Это позволило бы возить нефть по Каспию в Баку кратчайшим маршрутом», — заключил Ильхам Шабан.

Казахстан начал использовать альтернативные маршруты экспорта нефти

Максим Стулов / Ведомости

Нефтяные компании, работающие в Казахстане, осенью 2022 г. начали использовать альтернативные маршруты поставок нефти в ЕС, минуя транзит через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК; соединяет месторождения на западе Казахстана с портом Новороссийска). Об этом 20 октября сообщило Reuters со ссылкой на источники.

По данным агентства, «Тенгизшевройл» планирует в октябре поставить 1000 т нефти по железной дороге в Финляндию. Компания разрабатывает крупное нефтяное месторождение Тенгиз с запасами 3,2 млрд т. Ее акционерами являются американские Chevron (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), казахстанская госкомпания «Казмунайгаз» (20%) и структура российского «Лукойла» Lukarco B.V. (5%).

Другая нефтяная компания Total & Dunga, как утверждают источники Reuters, до конца года планирует отгрузить до 200 000 т нефти через каспийский порт Актау в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД; транспортирует азербайджанскую нефть через Грузию в турецкий порт Джейхан). Первые отгрузки, по их словам, начались в сентябре, за месяц было поставлено 25 000 т.

Total & Dunga разрабатывает месторождение Дунга (запасы нефти — более 100 млн т), 60% в ней принадлежит французской Total, другими участниками являются Oman Oil Company (20%) и португальская Partex (20%).

В августе источник Reuters утверждал, что Казахстан ведет переговоры с азербайджанской госкомпанией SOCAR о поставках до 1,5 млн т нефти в год через БТД.

В июне 2022 г. ЕС включил в шестой пакет антироссийских санкций эмбарго на морские поставки из России нефти с 5 декабря 2022 г. и нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 г. Восьмой пакет санкций, утвержденный в октябре, предусматривает, что одновременно с эмбарго вступит в силу потолок цен на российскую нефть. Президент Владимир Путин не раз предупреждал, что Россия не станет продавать энергоресурсы в ущерб себе: во время своего выступления на форуме «Российская энергетическая неделя» российский лидер заявил, что Россия не будет поставлять топливо тем странам, которые введут ценовой потолок на нефть. Страны ЕС при этом планируют запретить страхование и финансирование морских перевозок нефти и нефтепродуктов из России с отгрузочной ценой выше установленного лимита.

Кто владеет КТК

Акционерами Каспийского трубопроводного консорциума являются российская госкомпания «Транснефть» (управляет долей РФ в 24%), «КТК компани» (7%), Казахстан (через «Казмунайгаз» с долей 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures с долей 1,75%), Chevron (через Chevron Caspian Pipeline Consortium владеет 15%), Lukarco B. V. (12,5%), американская Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (СП «Роснефти» и Shell; владеет 7,5%), BG Overseas Holding Limited и Eni International N.A. N.V. (по 2%), Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).

В марте 2022 г. отгрузка нефти на терминале КТК в Новороссийске останавливалась из-за повреждения двух из трех действующих выносных причальных устройств (ВПУ) из-за шторма. В июне возникли новые проблемы, связанные с необходимостью разминирования акватории от бомб времен Великой Отечественной войны. А в июле транспортировка нефти по КТК и вовсе была временно приостановлена по решению Приморского райсуда Новороссийска для устранения нарушений, выявленных ранее Ространснадзором.

Еще в июле президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на фоне проблем, возникших в 2022 г. с поставками нефти по КТК, поручил «Казмунайгазу» проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута для диверсификации экспорта нефти из республики («Ведомости» писали об этом 7 июля). Тогда отмечалось, что будет изучена возможность привлечь для этого инвесторов Тенгизского проекта.

Также Токаев поручил принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь. Этот маршрут позволяет прокачать нефть с запада Казахстана, где сосредоточены крупнейшие месторождения, до границы с Китаем. 

По данным минэнерго Казахстана, экспорт нефти из республики в 2021 г. составил 67,6 млн т. По КТК, по данным консорциума, прошло 53,1 млн т казахстанской нефти (более 87% всех объемов прокачки по системе). То есть на КТК в 2021 г. пришлись 78,5% экспорта нефти Казахстана. В частности, по КТК поставляется нефть с Тенгиза (прокачано 26,6 млн т в 2021 г.), Кашагана (15,7 млн т) и Карачаганака (10,3 млн т). Поставки прочих казахстанских производителей в прошлом году составили 463 600 т.

Казахстанская нефть также транспортируется по трубопроводной системе «Транснефти» (через нефтепровод Атырау – Самара проектной мощностью 17,5 млн т в год) в смеси с российской нефтью для погрузки на танкеры в Новороссийске и балтийском порту Усть-Луга. По данным ЦДУ ТЭК, отгрузка нефти Казахстана в 2021 г. в Новороссийске составила 7,1 млн т, в Усть-Луге – 5,9 млн т. 

Альтернативный маршрут

Альтернатива транзиту нефти через Россию для Казахстана – поставка танкерами из порта Актау (проектная мощность – 11,6 млн т нефти в год) до Баку, а затем прокачка сырья по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан в Турцию и последующая поставка танкерами покупателям. Мощность трубопровода составляет 50 млн т в год. По нему также ведутся поставки нефти из Азербайджана и Туркмении. Казахстан также поставляет нефть в Китай. Транспортировка идет по магистральным нефтепроводам Кенкияк – Кумколь мощностью до 10 млн т в год и Атасу – Алашанькоу мощностью 20 млн т в год. Но по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу сейчас в основном идут поставки российской нефти (до 10 млн т в год). В 2020 г., по данным «Казмунайгаза», поставки по нему составили 12 млн т нефти, из которых 10 млн т – из России.

Аналитик «Финама» Андрей Маслов отмечает, что КТК – главный экспортный трубопровод для Казахстана и заменить его крайне тяжело. Эксперт считает, что по железной дороге казахстанские компании смогут максимально перевозить 12 000–15 000 т нефти в год, но такой способ транзита менее эффективен, чем поставки по трубопроводу или по морю. Трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, по его словам, не сможет полноценно заменить КТК, потому что он уже загружен на 60 млн т в год при мощности 62 млн т.

«В то же время через КТК идет две трети всего экспорта Казахстана», — отмечает Маслов. 

Самый быстрый способ развития азиатского направления, поясняет Маслов, это ставка на каспийский маршрут, но этот путь осложняется тем, что через Каспийское море не проложен нефтепровод, а на загрузку и выгрузку с танкеров каспийского флота нужно время. В результате компаниям, работающим в Казахстане, придется увеличивать мощности прокачки через Баку или договариваться с Азербайджаном о выкупе части мощностей трубопровода.

По мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, тестирование новых альтернативных маршрутов поставок нефти из Казахстана связано в том числе с опасениями нефтяных компаний, что казахстанскую нефть, которую они транспортируют по территории России, регуляторы ЕС могут принять за российскую.  

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен, что КТК останется для Казахстана  «генеральным маршрутом». По его словам, диверсификация поставок нефти нужна казахстанским компаниям, но любые перестройки логистики «будут затратными». 

«Ведомости» направили запросы в министерство энергетики Казахстана и «Тенгизшевройл», с представителем Total & Dunga связаться не удалось.

BTC Терминал Ceyhan Port

Maran Helen

позиция

9779381

/

Танк

156,458 MT

2017

ALIAGA
2021110-2904:48

. -10-31 16:45

Kmarin.
2022-10-30 10:40

LOVINA

Position

9308833

/

TANK

105,047 MT

2005

Sungai Udang
2022-10-7 12:34

Botas (Ceyhan) Oil Terminal
2022-10-30 21:23

VF TANKER 9

Position

9640578

/

TANK

7,020 MT

2012

Rostov-on-Don
2022-10-18 20: 20

Нефтяной терминал Ботас (Джейхан)
2022-10-31 03:17

ALSU

Положение

9808742

/

Танк

3338 MT

2022

Порт. 10-27 18:00

Tang Land

Позиция

9233595

/

BULK

75 928 MT

2001

Murmansk
2022-918 19:09

666666HAS
2022-9-28 19:09

6666666HAS
2022-9-28 19:09

666666HAS
2022-918 19:09

666666.10112016.

666666. 2022-10-23 08:54

INCE ANADOLU

Position

9527271

/

BULK

76,619 MT

2009

Ust-Luga
2022-10-8 09:43

Botas (Ceyhan) Oil Terminal
2022-10- 29 01:44

TUO FU 8

Position

9649249

/

BULK

81,721 MT

2013

Zhenjiang
2022-9-28 09:21

Toros
2022-10-31 08 :28

ВИВА ЕДИНСТВО

Позиция

9227833

/

BULK

46 492 MT

2001

TUTICORIN
2022-8-27 11:02

TORA
2022-27 0. 03.

9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000.9000 9000 9000 9000 9000 9000.

9000 9003.

9003.

9003.

.

9003 9003 9003 9.07.9000 9003.

.

9171474

/

TANK

10,378 MT

1998

AQABA INDUSTRIAL
2022-10-24 21:46

Toros
2022-10-28 00:32

TR CROWN

Position

9322762

/

BULK

53,474 MT

2005

Iskenderun
2022-10-22 05:54

Toros
2022-10-25 14:12

YOOSHI DOODA

Position

8817693

/

TANK

4,811 MT

1990

Dortyol
2022-10-19 19:06

Dortyol
2022-10-24 11:13

ERTUGRUL GAZI

Position

9859820

/

TANK

93,550 MT

2020

Dortyol
2022-10-12 06:39

Dortyol
2022-10-12 14:13

MARINA

Position

93

/

TANK

4,447 MT

1992

Dortyol
2022-10-30 21:42

Dortyol
2022-10-30 21:50

WITCH QUEEN

Position

87

/

TANK

5,771 MT

1994

Dortyol
2022-10-27 21:13

Dortyol
2022-10-30 22:04

WINTER SUN

Position

9187538

/

TANK

16,631 MT

2000

Dortyol
2022-10-29 21:29

Dortyol
2022-10-29 21:38

DENIZATI

Position

8946822

/

TANK

1,500 MT

1998

Dortyol
2022 -10-25 01:18

Dortyol
2022-10-25 05:52

ALCOR

Position

9655511

/

TANK

22,765 MT

1970

Aliaga
2022-10-28 21:50

Dortyol
2022-10-31 04:21

ENKO HASLAMAN

Position

9384978

/

MPP

3,375 MT

2006

Iskenderun
2022-10-31 05:28

ISKENDERUN ANCH
2022- 10-31 06:00

GREAT ARSENAL

Position

9159062

/

BULK

26,566 MT

1997

Odessa
2022-10-12 05:41

Iskenderun
2022-10-31 12:42

MISK M

Position

8115552

/

MPP

6,021 MT

1983

Qasr Ahmed
2022-10-20 23:27

Iskenderun
2022-10-31 10:24

KIVANC

Позиция

8020123

/

MPP

2,319 MT

1980

Famagusta
2022-10-27 17:01

Iskenderun
2022-10-31 10:48

BULK PATAGONIA

Position

9503184

/

BULK

58,723 MT

2012

Damietta
2022-10-28 18:03

Iskenderun
2022-10-30 08:11

KASSANDRA

Position

76

/

MPP

5,202 MT

1997

Ashdod
2022-10-24 13:37

ISKENDERUN ANCH
2022-10-31 15:45

ROZIE 7

Position

8121020

/

MPP

7,752 MT

1982

Iskenderun
2022-9-9 22:09

ISKENDERUN ANCH
2022-9-9 22:36

GEMINI MAESTRO

Position

9350006

/

МПП

7,448 MT

2007

Bourgas
2022-10-24 16:17

Iskenderun
2022-10-31 08:28

AMILLA

Position

9498561

/

BULK

58,444 MT

2011

Alexandria
2022-10-28 07:57

Iskenderun
2022-10-30 08:10

BW KOBE

Position

9836476

/

BULK

81,703 MT

2019

Itaqui
2022-10-1 20:38

Iskenderun
2022-10-29 07:39

ICE GLACIER

Position

8706789

/

REEFER

14,933 MT

1988

ISKENDERUN ANCH
2022-10-24 02:20

Iskenderun
2022-10-24 02:22

AGM EXPRESS

Position

8204119

/

MPP

5,271 MT

1982

Iskenderun
2022-10-23 21:51

ISKENDERUN
2022-10-31 16:19

DIAS

Положение

9248904

/

74,710 MT

74,710 MT

1111111114 2001 29012 9062 9000 9000

74,710 MT

9000

74,710 MT

9000 2

74,710. -10-18 14:44

ISKENDERUN
2022-10-25 13:07

Star Zeta

Позиция

9284477

/

52 994 MT

2003

52 994 MT

2003

52 994 MT

444003

52,994 MT 9000 3

2003

20 05:21

Iskenderun
2022-10-27 07:18

FAISAL M

Position

8921494

/

MPP

7,045 MT

1990

ISKENDERUN ANCH
2022-10-14 20:42

Iskenderun
2022-10-14 20:44

AJOS

Position

9145138

/

MPP

3,312 MT

1996

Iskenderun
2022-10-30 21:15

Koper
2022-11 -7 12:00

Jaohar Ravenna

Позиция

81

/

MPP

4,653 MT

1991

ISKENDERUN
2022-10-29 01:37

. Kendern
2022-10-29 01:37

.7003

.7003

.7003

77003

. Majestic

позиция

14

/

Bulk

43 596 MT

1994

ARZEW
2022-10-23 07:25

ISKENTUN
720221-10-23 07:25

ISKENTUN
720720-10-10-23 07:25


720720720-10-23.0002 Position

9576569

/

BULK

57,000 MT

2011

Nemrut Bay
2022-10-25 20:38

Iskenderun
2022-10-28 06:51

SNP MOON

Position

02

/

MPP

2,281 MT

1992

Famagusta
2022-10-28 15:47

Iskenderun
2022-10-29 09:04

CANARY

Position

9441271

/

BULK

57,809 MT

2009

Alexandria
2022-10-29 07:34

Iskenderun
2022-10-31 00:58

MAERSK CALIFORNIA

Position

8820195

/

CONT

25,275 MT

1992

Nemrut Bay
2017-8-28 09:16

Tuzla Port
2017-8-28 10:22

FURNESS VICTORIA

Position

9640621

/

BULK

58,648 MT

2012

Hamburg
2022-10-8 14:45

Iskenderun
2022-10-21 08:40

DEBBIE

Position

15

/

MPP

9,370 MT

1996

Ashdod
2022-10-28 12:10

Iskenderun
2022-10-30 07:01

MORAZ

Position

09

/

MPP

9,444 MT

1995

Ashdod
2022-2-28 13:49

Iskenderun
2022-3-8 00:32

GRACE

Position

9486300

/

BULK

8,108 MT

2010

Haifa
2022-10-27 22:23

Iskenderun
2022-10-29 04:55

CAROLIN G.

Position

9462500

/

MPP

3,797 MT

2008

Mersin
2022-10-30 08:04

ISKENDERUN
2022-10-30 16:26

Vega Everest

Положение

9602693

/

35 000 мт

2011


7777777777777777777777777777777777.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-117. ANCH
2022-10-31 10:30

CHEM LEADER

Position

9402835

/

TANK

16,626 MT

2011

Nemrut Bay
2022-10-29 08:45

ISKENDERUN ANCH
2022-10-31 18:30

Zuhre hanim

Позиция

8104577

/

MPP

3504 20213-10954 1981

FAMAGUSTA
2022-10954 1981

. 10-31 13:48

PRINCE AMIN

Position

9260158

/

BULK

34,656 MT

2003

Novorossiysk
2022-10-25 19:02

ISKENDERUN ANCH
2022-10- 31 00:45

Новая победа

Позиция

9159050

/

BULK

26 516 MT

1997

PIVDENNYI
2022-10-3 09:30 9003

IKEKNENDININUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNININUNINUNINUNININUNININUNININUNINUNININUNININUNININUNINUNINININUNININUNININUNININUNININUNININUNINININUNININUNINUNINININUNINN
. Lucky Trader

Позиция

9427574

/

MPP

25 028 MT

2011

ODESSA
2022-10-11 05:03

ISKENDEUNUNUNN
202-10-11 05:03

ISKENDEUNUNUNUNN
22-10-11 05:03

2022-10-10-10-10-10-10-10-10-10-10-10-10-29 12:03

.0003

Позиция

92

/

BULK

42 648 MT

1998

Kavkaz South Anch
2022-10-12 19:08

ISKENDENUNN
2022-10-12 19:08

ISKENDENUNUNN
2022-10-10-10-10-19:08

.

Position

7

3

/

MPP

3,052 MT

1970

Iskenderun
2022-10-30 07:13

Azov
2022-11-7 07:00

AFRICA SUN

Position

9359105

/

CONT

13,719 MT

2006

Ambarli
2022-10-23 17:04

ISKENDERUN ANCH
2022-10-28 04:32

SEA HORIZON

Position

7352464

/

MPP

6,874 MT

1992

Reni
2022-10-12 09:03

Iskenderun
2022-10-31 18:32

GEERT

Position

9195705

/

MPP

3,785 MT

2001

Livorno
2022-10-24 19:26

Iskenderun
2022-10-31 10:31

SEA EAGLE

Position

8410380

/

MPP

4,281 MT

1984

Mersin
2022-9-16 15:56

Iskenderun
2022-9-17 11:10

Ботас (Ceyhan)-Северный марию

.

А-БОТАС (ДЖЕЙХАН) ТЕРМИНАЛ
OPERATED BY:
Botas Petroleum Pipeline Corporation
ADDRESS: Botas Limani, P.O.Box 73, 01944 Ceyhan-Adana, Turkey
TELEPHONE: (326) 744 55 77 / 4 lines
FAX: (326) 744 55 84
РАСПОЛОЖЕНИЕ: 36° 53′ северной широты, 35° 56′ восточной долготы
О БОТАС: Головной офис Botaþ находится в Анкаре. Районное управление Анкары в Япрачике — Анкара и Джейханское районное управление в Юмурталыке — Джейхане напрямую подчиняются Генеральному управлению. Кроме того, операционное управление Dörtyol находится в Dörtyol — Ýskenderun, а операционное управление импортного терминала СПГ (сжиженного природного газа) — в Marmara Ereðlisi — Tekirdað. Первоначальный бизнес Botaþ по транспортировке сырой нефти по трубопроводам расширился, чтобы охватить транспортировку природного газа и торговую деятельность с 1987. Таким образом, компания приобрела статус торговой компании. В настоящее время компания является монополистом в импорте, распределении, ценообразовании и продаже природного газа в Турции. В 1995 году к сфере деятельности была добавлена ​​статья «осуществлять все виды деятельности, связанной с нефтью, такие как разведка, бурение, добыча, транспортировка, хранение и переработка, с целью поставки сырой нефти и природного газа из-за рубежа». Ботаха, который был определен как: «построить и построить все типы трубопроводов для нефти, нефтепродуктов и природного газа в Турции и за ее пределами; принять, купить или арендовать уже построенные трубопроводы; транспортировать нефти, нефтепродуктов и природного газа по трубопроводам, а также на покупку и продажу сырой нефти и природного газа, транспортируемых по трубопроводам».
НЕФТЕПРОВОД ИРАК-ТУРЦИЯ: Система нефтепроводов Ирак-Турция транспортирует нефть, добываемую в Киркуке и других районах Ирака, на морской терминал Джейхан (Юмурталык). Система трубопроводов пропускной способностью 35 млн тонн в год была введена в эксплуатацию в 1976 году. Пропускная способность линии была увеличена до 46,5 млн тонн в год за счет Первого проекта расширения, строительство которого было начато в 1983 году и завершено в 1984 году. завершение Второго трубопровода, параллельного первому, годовая мощность достигла 70,9Млн тонн по состоянию на 1987 год. Обслуживается двумя трубопроводами. Общая протяженность газопровода составляет 1,876 км. 1-я линия 345 км в Ираке плюс 641 км в Турции и 2-я линия 234 км в Ираке плюс 656 км в Турции. Эксплуатация трубопроводной системы была приостановлена ​​​​в августе 1990 г. в связи с эмбарго, наложенным на Ирак Организацией Объединенных Наций. Приостановка была прекращена по соглашению ООН и Ирака от мая 1996 г., и был разрешен ограниченный экспорт нефти. Работы по отгрузке нефти были начаты 16, 19 декабря.96 согласно резолюции ООН. 285 715 626 баррелей (38 747 770 тонн) нефти было транспортировано в 2000 году по трубопроводу сырой нефти Ирак-Турция в соответствии с резолюциями Организации Объединенных Наций. Всего с декабря 1996 г. по декабрь 2000 г. было транспортировано 1 008 767 195 баррелей (136 077 798 тонн) иракской нефти. Управление капитана гавани лодок и район гавани — это морской район к северу от линии между ними;
а) 36 52 12 с, 35 55 07 в) 36 50 36 с, 35 56 06 в) 36 51 30 с, 35 58 30 в г) 36 53 25 с, 35 56 41 в
д) 36 49 48 с. ш., 36 10 00 в.д. е) 36 34 40 с.ш., 35 45 00 в.д. ж) 36 40 30 с.ш., 35 39 20 в.д.
Терминал Ботас, Терминал Торос, Терминал Дельта, Терминал Дортйол, Терминал Байрактар ​​и Терминал Айгаз находятся в пределах порта Ботас.
КРЕПЛЕНИЯ: Рядом с терминалами есть 2 площадки для танкеров. Якорные стоянки танкеров;
(I) a1) 36 53 02N, 36 00 00E b1) 36 4930N, 35 57 04E c1) 36 49 00N, 35 59 40E d1) 36 52 36N, 36 02 05E
(II) a2) 36 51 50 с. ш., 36 04 50 в. д. b2) 36 50 00 с. ш., 36 05 05 в. д. c2) 36 50 00 с. ш., 36 06 52 в. д. d2) 36 51 50 с. время дня или ночи, если позволяют погодные условия. Однако суда дедвейтом более 100 000 тонн не допускаются к причалу №4 после захода солнца.
ПИЛОТАЖ: обязателен для швартовки и отшвартовки днем ​​и ночью. Пилот встретит корабли в 2 милях к югу от конца причала в районе якорной стоянки. После того, как корабль пришвартован, лоцман/мастер по погрузке остается на корабле и требует отдельной каюты.
БУКСИРОВКА: 5 буксиров для помощи в швартовке и отшвартовке. В зависимости от погодных условий и с учетом условий безопасности дополнительные буксиры могут быть выделены Ботасом или капитаном порта или запрошены судном.
ВРЕМЯ РАБОТЫ: работает круглосуточно круглый год.
ПЛОТНОСТЬ: соленая вода 1027.
ПРЕСНАЯ ВОДА: доступна на пристани. Скорость 25 тонн в час.
БУНКЕР: недоступен рядом. Доступно только баржами на якорной стоянке.
АЭРОПОРТ: В Адане на расстоянии 75 км от порта.
БАЛЛАСТ: Макс. скорость сброса балласта 5 000 м3/ч. Емкость береговых балластных цистерн 65 000 м3
Суда не должны сбрасывать в воду порта какую-либо часть содержимого своих грузовых, отстойных или балластных танков или льял, которая может загрязнить эти воды. Балластная вода должна быть заявлена ​​и подписана капитаном и доставлена ​​на терминал для этого. Судно не должно быть унесено или смыто за борт.
УТИЛИЗАЦИЯ МУСОРА: ежедневная услуга, доступная для судов у борта и на якоре.
УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ МАСЛА: доступна служба сбора . Рядом с топливными баками металлургического завода установлена ​​станция переработки отработанного масла, а для перевозки отработанного масла с корабля на нефтяную станцию ​​используются грузовики.
ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Вся информация о «Портовых правилах» и «Международном руководстве по безопасности нефтяных танкеров и терминалов» передается капитану после причаливания. Главные двигатели всех судов, находящихся у причала, должны быть готовы к немедленному использованию. Противопожарное оборудование должно быть укомплектовано надлежащим персоналом для тушения пожара и освобождения причала в случае чрезвычайной ситуации.
ПРИЧАЛ: Доступно четыре погрузочных места.

НОМЕР ПРИЧАЛА: МАКС. РАЗМЕР (дедвейт) ГЛУБИНА (м.) МАКС. LOA (м.) МАКС. СКОРОСТЬ НАГРУЗКИ м3/ч ЗАГРУЗОЧНЫЕ РЫЧАГИ
1 (Внешний Восток) 300.000 21.60 355 15.000 4x 20 в
2 (Внешний Запад) 300.000 21.60 355 15.000 4x 20 в
3 (Внутренний Восток) 150.000 16.70 300 8.500 4×16 в
4 (Внутренний Запад) 150.000 16.70 300 8.500 4×16 в

ЗАГРУЗКА: Два сорта нефти загружаются в БОТАС;
1-Киркукская смесь сырой нефти (API 36,95-35,98 и температура 80-105F)
2-Basrah Light Crude Oil (API 34.97-33.05 и температура 80-150F)
Ставки погрузки, запрошенные судном или указанные терминалом, будут пиковыми или максимальными ставками в любое время в течение периода погрузки.

B-DORTYOL BOTAS TERMINAL
OPERATED BY: Botas Petroleum Pipeline Corporation
ADDRESS: Botas Limani, P.O.Box 73, 01944 Ceyhan-Adana, Turkey
TELEPHONE: (326) 744 55 77 / 4 lines
ФАКС: (326) 744 55 84
РАСПОЛОЖЕНИЕ: 36° 51′ 42 северной широты, 36° 08′ 28″ восточной долготы (см. залив Искендерун)
ОПИСАНИЕ ПОРТА: в терминале Ботас (Джейхан). Все остальные элементы такие же, как и в терминале Ботас Джейхан 9.1148 ПРИЧАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Имеется один причал для танкеров. Суда швартуются якорями вперед и якорями кормой.
БАЛЛАСТ: вместимость макс. 15.000 тонн.


C- АЙГАЗ (ДЖЕЙХАН) ТЕРМИНАЛ
ЭКСПЛУАТИРУЕТ: АЙГАЗ А.С.
ТЕЛЕФОН: (326) 734 16 01 / 2 линии
ФАКС: (326) 734 16 03
РАСПОЛОЖЕНИЕ: 36° 45′ 05″ с.ш., 36° 10′ 10″ в.д. (см. залив Искендер)
ОПИСАНИЕ ПОРТА: 9Терминал 1149 Айгаз находится в ведении Botas.
ПРИЧАЛЬНОЕ МЕСТО: Есть 2 спальных места. Каждый причал состоит из 2 буев на корме. Корабли используют оба якоря со своего носа.
Внешний причал; Максимум. 80.000 дедвейт. Для сжиженного газа.
Внутренняя причал; макс.8.000 дедвейт. Для сжиженного газа.


D- МИЛАНГАЗ (ДОРТИОЛ) ТЕРМИНАЛ
ЭКСПЛУАТИРУЕТ: MILANGAZ TIC. ВЕ САН. В КАЧЕСТВЕ.
ТЕЛЕФОН: (326) 734 25 45
ФАКС: (326) 734 25 53
РАСПОЛОЖЕНИЕ: 36° 50′ 04″ северной широты, 36° 09′ 36″ восточной долготы (см. залив Искендерун)
ОПИСАНИЕ ПОРТА: Терминал МИЛАНГАЗ находится под управлением Управления Botas.
ПРИЧАЛЬНОЕ: Имеется 1 спальное место. Корабли используют оба якоря со своего носа.

E- ТЕРМИНАЛ BP GAZ (DORTYOL)
ЭКСПЛУАТИРУЕТ: BP GAZ A.S.
ТЕЛЕФОН: (326) 734 27 67
ФАКС: (326) 734 27 81
РАСПОЛОЖЕНИЕ: 36° 50′ 04″ с.

Порт джейхан: Порт Джейхан превратится в крупнейший энерготерминал Европы