Содержание
Казахстан готовится к поставкам нефти по Баку-Тбилиси-Джейхан
Казахстан с сентября планирует продавать часть своей сырой нефти через крупнейший нефтепровод Азербайджана, так как стремится диверсифицировать маршруты вывоза нефти и ищет альтернативные маршруты, передает Reuters.
По их данным, экспорт казахстанской нефти составляет более 1% мировых поставок — примерно 1,4 млн баррелей в сутки.
Отмечается, что Государственная нефтяная компания «Казмунайгаз» уже ведет переговоры с торговым подразделением Государственной нефтяной компании Азербайджана SOCAR о разрешении на продажу 1,5 млн тонн нефти в год через азербайджанский трубопровод, по которому доставляется нефть в турецкий порт Джейхан.
Как отметил источник издания, подписание контракта должно состояться в конце августа, а потоки по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан начнутся через месяц. По его словам, еще 3,5 млн тонн нефти в год могут начать поступать в 2023 году по другому азербайджанскому трубопроводу в порт Супса в Грузии.
В сочетании с потоками трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан объем будет равняться чуть более 100 тыс б/с — 8% потоков Каспийского трубопроводного консорциума.
В июле BP Azerbaijan заявила, что перенаправит потоки с трубопровода Баку-Супса на более крупную трубу БТД. При этом новый маршрут БТД означает, что Казахстану придется полагаться на флот небольших танкеров для перевозки нефти в Баку из Актау, который имеет ограниченные запасные мощности.
Источники также сообщают, что совместное предприятие «Тенгизшевройл», возглавляемое нефтяной компанией Chevron, имеет собственное маркетинговое подразделение и отдельно ведет переговоры о своих маршрутах по трубопроводу и железной дороге.
Трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан также может быть вариантом для «Тенгизшевройла», однако источник отметил, что в случае согласия начало потоков может занять до 6 месяцев.
«Тенгизшевройл» уже начал перенаправлять небольшой объем нефти по железной дороге в Батуми в апреле, когда из-за урагана часть терминала Каспийского трубопроводного консорциума вышла из строя.
Другие источники подчеркивают, что ТШО заказывает больше железнодорожных перевозок, которые увеличатся в сентябре или октябре.
Как отметил в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан, «Баку-Тбилиси-Джейхан» вполне может принять 1,5 млн т казахской нефти в год, но для этого понадобится решить некоторые технические вопросы.
«Когда иностранная нефть поступает в Азербайджан для дальнейшей транспортировки на запад по БТД, ее поначалу принимает всего один терминал компании «Азтранс», затем она следует на Сангачальский терминал, откуда берет начало БТД. Между терминалами 5 км, и соединяющая их инфраструктура рассчитана на прокачку 6 млн т нефти в год. Собственно, в 2018 году максимальная перевалка через терминал «Азтранс» в направлении Сангачала как раз составила 6 млн т. Соответственно, больше 6 млн т в год там пока что не может быть прокачано, а терминалом для поставок нефти по БТД пользуются также Россия и Туркменистан», — обратил внимание он.
«Туркменистан в настоящее время увеличивает поставки по БТД, а теперь к трубопроводу хочет подключиться и Казахстан. Это означает, что необходимо расширение инфраструктуры между двумя азербайджанскими терминалами для удовлетворения запросов контрагентов. Заявленные объемы казахской нефти невелики, и пропускную способность на 1 млн т в год можно увеличить за счет насосных станций. С другой стороны, 7 млн т в год – это уже проектная пропускная способность такого крупного трубопровода, как «Баку-Супса». Казалось бы, что может быть сложного в наращивании мощности пятикилометровой трубы? Ее можно расширить и до 10 млн т в год, и до 15 млн т в год. Тем не менее, требуется время, чтобы оценить проект и дополнительные расходы совместно с Казахстаном», — подчеркнул Ильхам Шабан.
«Я думаю, что если азербайджанская сторона увидит, что с правого берега Каспия в наш трубопровод идет все больше нефти – речь тут и о Казахстане, и о Туркменистане – то новая труба между терминалом «Азтранса» и Сангачальским терминалом будет построена вместе с новой компрессорной станцией. Главное, что в нынешнем состоянии танкера позволяют осуществить перевалку нефти по Каспию в озвученном объеме. Как известно, на балансе Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и России в Каспийском море имеются танкера, способные перевозить в год до 15 млн т нефти», — сообщил директор Центра нефтяных исследований Caspian Barrel.
При этом для значительных поставок нефти по БТД Казахстану понадобится также проложить трубопровод по собственной территории. «Чтобы получать максимальную экономическую выгоду от экспорта нефти через Азербайджан, Казахстану было бы уместно соединить трубой свою нефтяную столицу Атырау с главным казахстанским терминалом вблизи Актау. Между ними приблизительно 700 км. Это позволило бы возить нефть по Каспию в Баку кратчайшим маршрутом», — заключил Ильхам Шабан.
Казахстан начал использовать альтернативные маршруты экспорта нефти
Максим Стулов / Ведомости
Нефтяные компании, работающие в Казахстане, осенью 2022 г. начали использовать альтернативные маршруты поставок нефти в ЕС, минуя транзит через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК; соединяет месторождения на западе Казахстана с портом Новороссийска). Об этом 20 октября сообщило Reuters со ссылкой на источники.
По данным агентства, «Тенгизшевройл» планирует в октябре поставить 1000 т нефти по железной дороге в Финляндию. Компания разрабатывает крупное нефтяное месторождение Тенгиз с запасами 3,2 млрд т. Ее акционерами являются американские Chevron (50%) и ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc (25%), казахстанская госкомпания «Казмунайгаз» (20%) и структура российского «Лукойла» Lukarco B.V. (5%).
Другая нефтяная компания Total & Dunga, как утверждают источники Reuters, до конца года планирует отгрузить до 200 000 т нефти через каспийский порт Актау в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан (БТД; транспортирует азербайджанскую нефть через Грузию в турецкий порт Джейхан). Первые отгрузки, по их словам, начались в сентябре, за месяц было поставлено 25 000 т.
Total & Dunga разрабатывает месторождение Дунга (запасы нефти — более 100 млн т), 60% в ней принадлежит французской Total, другими участниками являются Oman Oil Company (20%) и португальская Partex (20%).
В августе источник Reuters утверждал, что Казахстан ведет переговоры с азербайджанской госкомпанией SOCAR о поставках до 1,5 млн т нефти в год через БТД.
В июне 2022 г. ЕС включил в шестой пакет антироссийских санкций эмбарго на морские поставки из России нефти с 5 декабря 2022 г. и нефтепродуктов – с 5 февраля 2023 г. Восьмой пакет санкций, утвержденный в октябре, предусматривает, что одновременно с эмбарго вступит в силу потолок цен на российскую нефть. Президент Владимир Путин не раз предупреждал, что Россия не станет продавать энергоресурсы в ущерб себе: во время своего выступления на форуме «Российская энергетическая неделя» российский лидер заявил, что Россия не будет поставлять топливо тем странам, которые введут ценовой потолок на нефть. Страны ЕС при этом планируют запретить страхование и финансирование морских перевозок нефти и нефтепродуктов из России с отгрузочной ценой выше установленного лимита.
Кто владеет КТК
Акционерами Каспийского трубопроводного консорциума являются российская госкомпания «Транснефть» (управляет долей РФ в 24%), «КТК компани» (7%), Казахстан (через «Казмунайгаз» с долей 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures с долей 1,75%), Chevron (через Chevron Caspian Pipeline Consortium владеет 15%), Lukarco B. V. (12,5%), американская Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited (СП «Роснефти» и Shell; владеет 7,5%), BG Overseas Holding Limited и Eni International N.A. N.V. (по 2%), Oryx Caspian Pipeline LLC (1,75%).
В марте 2022 г. отгрузка нефти на терминале КТК в Новороссийске останавливалась из-за повреждения двух из трех действующих выносных причальных устройств (ВПУ) из-за шторма. В июне возникли новые проблемы, связанные с необходимостью разминирования акватории от бомб времен Великой Отечественной войны. А в июле транспортировка нефти по КТК и вовсе была временно приостановлена по решению Приморского райсуда Новороссийска для устранения нарушений, выявленных ранее Ространснадзором.
Еще в июле президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на фоне проблем, возникших в 2022 г. с поставками нефти по КТК, поручил «Казмунайгазу» проработать оптимальный вариант реализации Транскаспийского международного транспортного маршрута для диверсификации экспорта нефти из республики («Ведомости» писали об этом 7 июля). Тогда отмечалось, что будет изучена возможность привлечь для этого инвесторов Тенгизского проекта.
Также Токаев поручил принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь. Этот маршрут позволяет прокачать нефть с запада Казахстана, где сосредоточены крупнейшие месторождения, до границы с Китаем.
По данным минэнерго Казахстана, экспорт нефти из республики в 2021 г. составил 67,6 млн т. По КТК, по данным консорциума, прошло 53,1 млн т казахстанской нефти (более 87% всех объемов прокачки по системе). То есть на КТК в 2021 г. пришлись 78,5% экспорта нефти Казахстана. В частности, по КТК поставляется нефть с Тенгиза (прокачано 26,6 млн т в 2021 г.), Кашагана (15,7 млн т) и Карачаганака (10,3 млн т). Поставки прочих казахстанских производителей в прошлом году составили 463 600 т.
Казахстанская нефть также транспортируется по трубопроводной системе «Транснефти» (через нефтепровод Атырау – Самара проектной мощностью 17,5 млн т в год) в смеси с российской нефтью для погрузки на танкеры в Новороссийске и балтийском порту Усть-Луга. По данным ЦДУ ТЭК, отгрузка нефти Казахстана в 2021 г. в Новороссийске составила 7,1 млн т, в Усть-Луге – 5,9 млн т.
Альтернативный маршрут
Альтернатива транзиту нефти через Россию для Казахстана – поставка танкерами из порта Актау (проектная мощность – 11,6 млн т нефти в год) до Баку, а затем прокачка сырья по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан в Турцию и последующая поставка танкерами покупателям. Мощность трубопровода составляет 50 млн т в год. По нему также ведутся поставки нефти из Азербайджана и Туркмении. Казахстан также поставляет нефть в Китай. Транспортировка идет по магистральным нефтепроводам Кенкияк – Кумколь мощностью до 10 млн т в год и Атасу – Алашанькоу мощностью 20 млн т в год. Но по нефтепроводу Атасу – Алашанькоу сейчас в основном идут поставки российской нефти (до 10 млн т в год). В 2020 г., по данным «Казмунайгаза», поставки по нему составили 12 млн т нефти, из которых 10 млн т – из России.
Аналитик «Финама» Андрей Маслов отмечает, что КТК – главный экспортный трубопровод для Казахстана и заменить его крайне тяжело. Эксперт считает, что по железной дороге казахстанские компании смогут максимально перевозить 12 000–15 000 т нефти в год, но такой способ транзита менее эффективен, чем поставки по трубопроводу или по морю. Трубопровод Баку – Тбилиси – Джейхан, по его словам, не сможет полноценно заменить КТК, потому что он уже загружен на 60 млн т в год при мощности 62 млн т.
«В то же время через КТК идет две трети всего экспорта Казахстана», — отмечает Маслов.
Самый быстрый способ развития азиатского направления, поясняет Маслов, это ставка на каспийский маршрут, но этот путь осложняется тем, что через Каспийское море не проложен нефтепровод, а на загрузку и выгрузку с танкеров каспийского флота нужно время. В результате компаниям, работающим в Казахстане, придется увеличивать мощности прокачки через Баку или договариваться с Азербайджаном о выкупе части мощностей трубопровода.
По мнению замгендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, тестирование новых альтернативных маршрутов поставок нефти из Казахстана связано в том числе с опасениями нефтяных компаний, что казахстанскую нефть, которую они транспортируют по территории России, регуляторы ЕС могут принять за российскую.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен, что КТК останется для Казахстана «генеральным маршрутом». По его словам, диверсификация поставок нефти нужна казахстанским компаниям, но любые перестройки логистики «будут затратными».
«Ведомости» направили запросы в министерство энергетики Казахстана и «Тенгизшевройл», с представителем Total & Dunga связаться не удалось.
BTC Терминал Ceyhan Port
Maran Helen
позиция
9779381
/
Танк
156,458 MT
2017
ALIAGA
2021110-2904:48
. -10-31 16:45
Kmarin.
2022-10-30 10:40
LOVINA
Position
9308833
/
TANK
105,047 MT
2005
Sungai Udang
2022-10-7 12:34
Botas (Ceyhan) Oil Terminal
2022-10-30 21:23
VF TANKER 9
Position
9640578
/
TANK
7,020 MT
2012
Rostov-on-Don
2022-10-18 20: 20
Нефтяной терминал Ботас (Джейхан)
2022-10-31 03:17
ALSU
Положение
9808742
/
Танк
3338 MT
2022
Порт. 10-27 18:00
Tang Land
Позиция
9233595
/
BULK
75 928 MT
2001
Murmansk
2022-918 19:09
666666HAS
2022-9-28 19:09
6666666HAS
2022-9-28 19:09
666666HAS
2022-918 19:09
666666.10112016.
666666. 2022-10-23 08:54
INCE ANADOLU
Position
9527271
/
BULK
76,619 MT
2009
Ust-Luga
2022-10-8 09:43
Botas (Ceyhan) Oil Terminal
2022-10- 29 01:44
TUO FU 8
Position
9649249
/
BULK
81,721 MT
2013
Zhenjiang
2022-9-28 09:21
Toros
2022-10-31 08 :28
ВИВА ЕДИНСТВО
Позиция
9227833
/
BULK
46 492 MT
2001
TUTICORIN
2022-8-27 11:02
TORA
2022-27 0. 03.
9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000 9000.9000 9000 9000 9000 9000 9000.
9000 9003.
9003.
9003.
.
9003 9003 9003 9.07.9000 9003.
.
9171474
/
TANK
10,378 MT
1998
AQABA INDUSTRIAL
2022-10-24 21:46
Toros
2022-10-28 00:32
TR CROWN
Position
9322762
/
BULK
53,474 MT
2005
Iskenderun
2022-10-22 05:54
Toros
2022-10-25 14:12
YOOSHI DOODA
Position
8817693
/
TANK
4,811 MT
1990
Dortyol
2022-10-19 19:06
Dortyol
2022-10-24 11:13
ERTUGRUL GAZI
Position
9859820
/
TANK
93,550 MT
2020
Dortyol
2022-10-12 06:39
Dortyol
2022-10-12 14:13
MARINA
Position
93
/
TANK
4,447 MT
1992
Dortyol
2022-10-30 21:42
Dortyol
2022-10-30 21:50
WITCH QUEEN
Position
87
/
TANK
5,771 MT
1994
Dortyol
2022-10-27 21:13
Dortyol
2022-10-30 22:04
WINTER SUN
Position
9187538
/
TANK
16,631 MT
2000
Dortyol
2022-10-29 21:29
Dortyol
2022-10-29 21:38
DENIZATI
Position
8946822
/
TANK
1,500 MT
1998
Dortyol
2022 -10-25 01:18
Dortyol
2022-10-25 05:52
ALCOR
Position
9655511
/
TANK
22,765 MT
1970
Aliaga
2022-10-28 21:50
Dortyol
2022-10-31 04:21
ENKO HASLAMAN
Position
9384978
/
MPP
3,375 MT
2006
Iskenderun
2022-10-31 05:28
ISKENDERUN ANCH
2022- 10-31 06:00
GREAT ARSENAL
Position
9159062
/
BULK
26,566 MT
1997
Odessa
2022-10-12 05:41
Iskenderun
2022-10-31 12:42
MISK M
Position
8115552
/
MPP
6,021 MT
1983
Qasr Ahmed
2022-10-20 23:27
Iskenderun
2022-10-31 10:24
KIVANC
Позиция
8020123
/
MPP
2,319 MT
1980
Famagusta
2022-10-27 17:01
Iskenderun
2022-10-31 10:48
BULK PATAGONIA
Position
9503184
/
BULK
58,723 MT
2012
Damietta
2022-10-28 18:03
Iskenderun
2022-10-30 08:11
KASSANDRA
Position
76
/
MPP
5,202 MT
1997
Ashdod
2022-10-24 13:37
ISKENDERUN ANCH
2022-10-31 15:45
ROZIE 7
Position
8121020
/
MPP
7,752 MT
1982
Iskenderun
2022-9-9 22:09
ISKENDERUN ANCH
2022-9-9 22:36
GEMINI MAESTRO
Position
9350006
/
МПП
7,448 MT
2007
Bourgas
2022-10-24 16:17
Iskenderun
2022-10-31 08:28
AMILLA
Position
9498561
/
BULK
58,444 MT
2011
Alexandria
2022-10-28 07:57
Iskenderun
2022-10-30 08:10
BW KOBE
Position
9836476
/
BULK
81,703 MT
2019
Itaqui
2022-10-1 20:38
Iskenderun
2022-10-29 07:39
ICE GLACIER
Position
8706789
/
REEFER
14,933 MT
1988
ISKENDERUN ANCH
2022-10-24 02:20
Iskenderun
2022-10-24 02:22
AGM EXPRESS
Position
8204119
/
MPP
5,271 MT
1982
Iskenderun
2022-10-23 21:51
ISKENDERUN
2022-10-31 16:19
DIAS
Положение
9248904
/
74,710 MT
74,710 MT
1111111114 2001 29012 9062 9000 9000
74,710 MT
9000
74,710 MT
9000 2
74,710. -10-18 14:44
ISKENDERUN
2022-10-25 13:07
Star Zeta
Позиция
9284477
/
52 994 MT
2003
52 994 MT
2003
52 994 MT
444003
52,994 MT 9000 3
2003
20 05:21
Iskenderun
2022-10-27 07:18
FAISAL M
Position
8921494
/
MPP
7,045 MT
1990
ISKENDERUN ANCH
2022-10-14 20:42
Iskenderun
2022-10-14 20:44
AJOS
Position
9145138
/
MPP
3,312 MT
1996
Iskenderun
2022-10-30 21:15
Koper
2022-11 -7 12:00
Jaohar Ravenna
Позиция
81
/
MPP
4,653 MT
1991
ISKENDERUN
2022-10-29 01:37
. Kendern
2022-10-29 01:37
.7003
.7003
.7003
77003
. Majestic
позиция
14
/
Bulk
43 596 MT
1994
ARZEW
2022-10-23 07:25
ISKENTUN
720221-10-23 07:25
ISKENTUN
720720-10-10-23 07:25
720720720-10-23.0002 Position
9576569
/
BULK
57,000 MT
2011
Nemrut Bay
2022-10-25 20:38
Iskenderun
2022-10-28 06:51
SNP MOON
Position
02
/
MPP
2,281 MT
1992
Famagusta
2022-10-28 15:47
Iskenderun
2022-10-29 09:04
CANARY
Position
9441271
/
BULK
57,809 MT
2009
Alexandria
2022-10-29 07:34
Iskenderun
2022-10-31 00:58
MAERSK CALIFORNIA
Position
8820195
/
CONT
25,275 MT
1992
Nemrut Bay
2017-8-28 09:16
Tuzla Port
2017-8-28 10:22
FURNESS VICTORIA
Position
9640621
/
BULK
58,648 MT
2012
Hamburg
2022-10-8 14:45
Iskenderun
2022-10-21 08:40
DEBBIE
Position
15
/
MPP
9,370 MT
1996
Ashdod
2022-10-28 12:10
Iskenderun
2022-10-30 07:01
MORAZ
Position
09
/
MPP
9,444 MT
1995
Ashdod
2022-2-28 13:49
Iskenderun
2022-3-8 00:32
GRACE
Position
9486300
/
BULK
8,108 MT
2010
Haifa
2022-10-27 22:23
Iskenderun
2022-10-29 04:55
CAROLIN G.
Position
9462500
/
MPP
3,797 MT
2008
Mersin
2022-10-30 08:04
ISKENDERUN
2022-10-30 16:26
Vega Everest
Положение
9602693
/
35 000 мт
2011
7777777777777777777777777777777777.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-1177.-117. ANCH
2022-10-31 10:30
CHEM LEADER
Position
9402835
/
TANK
16,626 MT
2011
Nemrut Bay
2022-10-29 08:45
ISKENDERUN ANCH
2022-10-31 18:30
Zuhre hanim
Позиция
8104577
/
MPP
3504 20213-10954 1981
FAMAGUSTA
2022-10954 1981
. 10-31 13:48
PRINCE AMIN
Position
9260158
/
BULK
34,656 MT
2003
Novorossiysk
2022-10-25 19:02
ISKENDERUN ANCH
2022-10- 31 00:45
Новая победа
Позиция
9159050
/
BULK
26 516 MT
1997
PIVDENNYI
2022-10-3 09:30 9003
IKEKNENDININUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNINUNININUNINUNINUNININUNININUNININUNINUNININUNININUNININUNINUNINININUNININUNININUNININUNININUNININUNINININUNININUNINUNINININUNINN
. Lucky Trader
Позиция
9427574
/
MPP
25 028 MT
2011
ODESSA
2022-10-11 05:03
ISKENDEUNUNUNN
202-10-11 05:03
ISKENDEUNUNUNUNN
22-10-11 05:03
2022-10-10-10-10-10-10-10-10-10-10-10-10-29 12:03
.0003
Позиция
92
/
BULK
42 648 MT
1998
Kavkaz South Anch
2022-10-12 19:08
ISKENDENUNN
2022-10-12 19:08
ISKENDENUNUNN
2022-10-10-10-10-19:08
.
Position
7
3
/
MPP
3,052 MT
1970
Iskenderun
2022-10-30 07:13
Azov
2022-11-7 07:00
AFRICA SUN
Position
9359105
/
CONT
13,719 MT
2006
Ambarli
2022-10-23 17:04
ISKENDERUN ANCH
2022-10-28 04:32
SEA HORIZON
Position
7352464
/
MPP
6,874 MT
1992
Reni
2022-10-12 09:03
Iskenderun
2022-10-31 18:32
GEERT
Position
9195705
/
MPP
3,785 MT
2001
Livorno
2022-10-24 19:26
Iskenderun
2022-10-31 10:31
SEA EAGLE
Position
8410380
/
MPP
4,281 MT
1984
Mersin
2022-9-16 15:56
Iskenderun
2022-9-17 11:10
. А-БОТАС (ДЖЕЙХАН) ТЕРМИНАЛ
ЗАГРУЗКА: Два сорта нефти загружаются в БОТАС; B-DORTYOL BOTAS TERMINAL E- ТЕРМИНАЛ BP GAZ (DORTYOL) Порт джейхан: Порт Джейхан превратится в крупнейший энерготерминал Европы
|