Eng Ru
Отправить письмо

Информация и документы по охране труда и промышленной безопасности - Naine.ru. Правила стропальщика


Пособие Для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами (стр. 1 из 20)

Пособие

Для стропальщиков

по безопасному производству

работ грузоподъемными машинами

Содержание

Раздел 1. Введение.

Квалификационная характеристика

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТРОПАЛЬЩИКОВ

ТИ Р М-007-2000

УТВЕРЖДЕНА Заместителем Министра труда и социального развития Российской Федерации

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. Настоящая Инструкция предназначена для стропальщиков всех видов грузоподъемных кранов, грузоподъемностью до 10 т, управляемых с пола, которые не подлежат регистрации в органах Госгортехнадзора, и при работе с автопогрузчиками.

1.2. Выполнение требований настоящей Инструкции является необходимым условием безопасности стропальщиков.

1.3. Стропальщиками назначаются работники не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, обученные по специальной программе, аттестованные квалификационной комиссией и получившие соответствующее удостоверение на право производства работ.

1.4. В том случае, когда обязанности стропальщика возлагаются на рабочих других профессий, они должны пройти медицинский осмотр и быть предварительно обучены и аттестованы в порядке, установленном п.1.3 настоящей Инструкции.

1.5. Аттестованному стропальщику выдается удостоверение за подписью председателя квалификационной комиссии. Данное удостоверение стропальщик должен иметь при себе и предъявлять по требованию лиц, ответственных по надзору и за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, а также по требованию крановщика.

1.6. Допуск к работе аттестованных стропальщиков, имеющих удостоверения, оформляется приказом по предприятию.

1.7. В соответствии с требованиями действующих "#M12291 1200006349Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов#S" повторная проверка знаний стропальщиков должна проводиться квалифицированной комиссией предприятия:

периодически - не реже одного раза в 12 месяцев;

при переходе указанных лиц с одного предприятия на другое;

при перерыве в работе по специальности более 6 месяцев;

по требованию инженерно-технического работника по надзору за грузоподъемными машинами или инспекторов Госгортехнадзора.

Результаты проверки знаний стропальщика оформляются протоколом, номер которого проставляется в удостоверении и подтверждается печатью предприятия.

1.8. Число стропальщиков, обслуживающих один кран, должно определяться администрацией предприятия. При работе двух и более стропальщиков, один из них назначается старшим.

1.9. В процессе работы на стропальщика возможно воздействие следующих опасных и производственных факторов:

движущиеся машины и механизмы;

перемещаемые и складируемые грузы;

повышенная запыленность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;

режущие и колющие предметы (выступающие гвозди, обрывки металлической ленты или проволоки и т.п.).

1.10. Стропальщики (в зависимости от условий работы) должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и средствами индивидуальной защиты:

комбинезоном хлопчатобумажным,

рукавицами комбинированными,

каской защитной.

При занятости на горячих участках работ дополнительно:

ботинками кожаными с металлическим носком.

На наружных работах зимой дополнительно:

курткой на утепляющей прокладке;

брюками на утепляющей прокладке;

валенками.

1.11. Стропальщики, обслуживающие грузоподъемные краны и имеющие удостоверения об аттестации, должны:

знать установленный порядок обмена сигналами с крановщиком;

знать безопасные способы строповки или зацепки грузов;

уметь определять пригодность к работе канатов, крюка, грузозахватных приспособлений и тары;

знать правила безопасного перемещения грузов кранами;

знать приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

иметь понятие об устройстве обслуживаемого крана и знать его грузоподъемность;

уметь подбирать необходимые для работы стропы (по грузоподъемности, числу ветвей, длине и углу наклона ветвей стропа к вертикали) и другие грузозахватные приспособления в зависимости от массы и характера перемещаемого груза;

уметь производить правильную обвязку и обладать навыками по правильной подвеске тары на крюк;

знать нормы заполнения тары;

знать порядок складирования грузов;

знать порядок безопасной работы грузоподъемных кранов вблизи линии электропередач.

1.12. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ стропальщик должен строго придерживаться принятой технологии переработки груза. Не допускается применять способы, ускоряющие выполнение технологических операций, ведущих к нарушению требований безопасности.

1.13. При возникновении в процессе работы каких-либо вопросов, связанных с ее безопасным выполнением, стропальщик должен немедленно обращаться к лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.14. В случае нарушения Инструкции другими рабочими стропальщик должен предупредить рабочего или сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.15. Перед использованием чалочного приспособления стропальщику необходимо убедиться в его исправности. Запрещается использовать неисправные чалочные приспособления.

1.16. В местах производства погрузочно-разгрузочных работ должны иметься схемы правильной обвязки и строповки типовых грузов, не имеющих специальных устройств (петли, цапфы, рамы). В случае отсутствия данных схем стропальщик обязан потребовать наличия их у работника, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.17. Грузозахватные приспособления (стропы, траверсы, цепи, клещи и т.д.), поступившие на предприятие из ремонта, могут использоваться стропальщиками только после предварительного осмотра. Запрещается использовать грузозахватные приспособления, не прошедшие испытания.

1.18. В процессе эксплуатации съемные грузозахватные приспособления и тара должны подвергаться периодическому осмотру в установленные сроки, но не реже чем:

траверсы - через каждые 6 месяцев;

стропы и тара - через каждые 10 дней;

клещи и другие захваты - через 1 месяц.

Результаты осмотра и испытаний съемных грузозахватных приспособлений и тары должны заноситься в журнал учета и осмотра их.

1.19. Стропальщик должен подчиняться лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.20. Во время работы стропальщики должны быть внимательны, не отвлекаться на посторонние дела и не отвлекать других лиц.

1.21. Стропальщики должны работать в плотно прилегающей спецодежде и в рукавицах. Обувь не должна иметь скользкую подошву и должна соответствовать требованиям системы стандартов по безопасности труда.

1.22. При несчастном случае стропальщик должен немедленно обратиться за медицинской помощью и сообщить о происшедшем лицу, ответственному за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

1.23. Стропальщикам запрещается привлекать к строповке грузов грузополучателей и других посторонних лиц.

1.24. При наличии у грузозахватных приспособлений (канатов, стропов) поверхностного износа проволок или оборванных прядей стропальщик должен предупредить лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, или лицо, ответственное за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, крановщика и получить разрешение на пользование данным захватным приспособлением или на его выбраковку.

1.25. Запрещается сращивать чалочные канаты и соединять оборванные цепи при помощи болтов.

1.26. Стропальщик должен знать место расположения рубильника, подающего напряжение на главные троллейные провода или гибкий кабель электрического крана, и в необходимых случаях уметь отключать кран от сети.

mirznanii.com

Конспект лекций по программе "Стропальщик"

Билет 1

1. Рабочие, допускаемые к обвязке и зацепке грузов.

2.Организация работ бригадой стропальщиков.

3.Обязанности стропальщика перед началом работы.

4.Какие работы должны выполняться по руководством лица ответственного  за  безопасное  производство работ кранами.

5.Меры безопасности при укладке и расстроповке груза

Билет 2

1. Понятие о техническом надзоре за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

2. Основные узлы и механизмы козловых кранов.

3. Общие понятия о грузозахватных приспособлениях.

4. Основные средства индивидуальной и коллективной защиты работающих.

5.Меры безопасности при строповке и перемещении длинномерных грузов.

Билет 3

1.Порядок назначения и допуска стропальщика к работе.

2.Случаи, при которых работа грузоподъемных машин запрещается.

3.Обязанности стропальщика при обвязке и зацепке груза.

4. Меры безопасности при погрузо-разгрузочных работах с помощью грузоподъемных машин.

5. Требования, предъявляемые к удостоверению стропальщика.

Билет 4

1.Сроки проведения повторной проверки знаний стропальщиков.

2.Конструктивные особенности грузозахватных приспособлений (стропов, траверс, захватов и др.).

3.Обязанности стропальщика при подъеме и перемещении груза.

4.Выбор стропов для подъема листового металла.

5.Меры безопасности при укладке и расстроповке груза

Билет 5

1. Порядок аттестации стропальщиков.

2.Схемы строповки грузов (труб, строительных деталей и конструкций).

3.Меры пожарной безопасности и средства тушения пожаров.

4.Порядок складирования грузов на открытых площадках баз и складов.

5. Классификация грузов.

Билет 6

1.Объем знаний аттестованного стропальщика.

2.Порядок складирования грузов.

3. Порядок осмотра канатных и цепных стропов и нормы их браковки.

4.Основные причины несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

5. Меры безопасности при строповке (отцепке) грузов в стесненных условиях   (вблизи стен, колонн, станков и т.п.).

Билет 7

1.Конструктивные особенности захватов, порядок их осмотра и нормы браковки.

2.Меры безопасности при выполнении строительно-монтажных работ.

3.Основные требования по охране труда на участке работ грузоподъемными машинами.

4.Правила  подбора строп.

5.Устройство блочной подвески.

Билет 8

1.Основные требования производственной инструкции для стропальщика.

2.Конструктивные особенности траверс, порядок их осмотра и нормы     браковки.

3.Первая помощь при ушибах.

4.Действия стропальщика при возникновении аварийных ситуаций при работе  грузоподъемной машины.

5.Обязанности стропальщика при обвязке и подвеске груза.

Билет 9

1.Меры безопасности при подъеме и перемещении груза двумя кранами.

2.Что должен знать и уметь стропальщик?

3.Первая помощь при термических ожогах.

4.Классификация грузоподъемных машин.

5.В каких случаях бракуется тара?

Билет 10

1.Основные требования безопасности, изложенные в проектах производства  работ кранами.

2.Основные узлы и механизмы автомобильных, гусеничных  кранов.

3.Меры безопасности  перемещения кирпича на поддонах без ограждения.

4.Порядок оповещения о несчастном случае на производстве.

5.Конструкция стальных канатов.

Билет 11

1.Понятие о параметрах грузоподъемной машины (грузоподъемность, вылет).

2.Основные меры безопасности, изложенные в технологических картах.

3.Меры безопасности при подъеме и перемещении технологического оборудования.

4.Меры и средства защиты от поражения электрическим током.

5.Требования безопасности пр работе магнитными и грейферными кранами.

Билет 12

1.Порядок проведения инструктажа по безопасности для стропальщиков.

2.Основные узлы и механизмы кранов-манипуляторов.

3.Правила складирования грузов на строительной площадке.

4. Меры безопасности, изложенные в наряде-допуске, при производстве работ стреловыми самоходными кранами вблизи линии электропередачи.

5.Оказание первой помощи пострадавшему от электротока.

Билет 13

1.Обязанности стропальщика после окончания работы

2.Правила установки грузоподъемных машин вблизи сооружений, откосов, котлованов и т.п.

3. Основные конструктивные элементы грузозахватных приспособлений  (коуши, крюки, карабины)

4. Меры безопасности при выполнении операций по строповке грузов при  сильном ветре, тумане, в ненастную погоду.

5.Правила безопасной работы с электрифицированным оборудованием

Билет 14

1.Назначение и порядок применения знаковой сигнализации при перемещении  грузов кранами

2.Выбор грузозахватных приспособлений для строповки грузов

3.Допустимые габариты штабелей, проходов и проездов между штабелями при  работе кранов.

4.Значение ограждений, предохранительных устройств, приспособлений и предупредительных надписей на участках производства ,

  работ.

5. Меры безопасности при строповке и перемещении сыпучих и кусковых грузов.

Билет 15

1.Порядок назначения сигнальщика при производстве работ кранами

2.Основные узлы и механизмы подъемников (вышек)

3.Меры безопасности при подъеме и перемещении кранами расплавленного металла и взрывоопасных грузов

4.Порядок расследования несчастных случаев на производстве

5.Что необходимо выполнить при вынужденной остановке крана с поднятым грузом

Билет 16

1.Порядок обучения и аттестации стропальщиков на производстве.

2.Основные узлы и механизмы башенных кранов.

3.Организация погрузо-разгрузочных работ кранами.

4.Основные опасные, вредные производственные факторы, и причины   несчастных случаев на производстве.

5.Меры безопасности при строповке и перемещении строительных деталей и  конструкций.

Билет 17

1.Осуществление государственного надзора за соблюдением требований  безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин.

2.Меры безопасности при строповке (расстроповке) грузов на высоте.

3.Меры безопасности при погрузке труб на автомашины.

4.Порядок подъема груза предельного веса.

5.Оказание первой помощи при переломах.

Билет 18

1.Обязанности стропальщика при производстве работ  грузоподъемными  машинами.

2.Меры безопасности при погрузке (разгрузке) железнодорожных полувагонов (платформ) грузоподъемными машинами.

3.Оказание первой помощи пострадавшему при ожогах.

4.В чем должен убедиться стропальщик перед подачей сигнала  «поднять   груз».

5.Способы кантовки грузов. Меры безопасности при выполнении работы.

Билет 19

1.Взаимодействие стропальщиков и крановщиков с лицами, ответственными за безопасное производство работ кранами.

2.Конструктивные особенности кранов мостового типа.

3.Способы хранения и поддержания в работоспособном состоянии  грузозахватных приспособлений.

4.Меры безопасности при строповке труб и  других длинномерных грузов.

5.Оказание первой помощи пострадавшему при ушибах.

Билет 20

1.Организация рабочего места стропальщика.

2.Порядок применения траверс для подъема кранами крупногабаритных и длинномерных грузов.

3.Меры безопасности при перемещении грузов кранами над перекрытиями помещений, где находятся люди.

4.Правила поведения на территории предприятия.

5.Меры безопасности при опускании груза в траншею (яму, котлован).

ponadzoru.ru

Кто такой стропальщик, что входит в обязанности стропальщика?

Главной задачей, которую выполняет стропальщик в процессе грузоподъемных работ с помощью автокранов, заключается в строповке грузов. Рассмотрим значения слова "строповка".

Под данным термином имеется в виду сочетания трех видов работ, таких как зацепка, обвязка и крепления груза благодаря наличию грузозахватных приспособлений. Под термином "строповка" подразумеваются следующие рабочие операции: обвязка, зацепка или закрепление с помощью грузозахватных приспособлений. Кроме того, строповка подразумевает подвешивания поднимаемого груза на крюк специализированной техники, и его установка в нужное положение, а так же процесс отцепления после его транспортировки.

Автокран KRUPP KMK-6140 (стрела до 70м, грузоподъемность 140тоннВ соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (ЕТКС) существует пять специально созданных тарифных разрядов стропальщиков, то есть со второго разряда по шестой. Рассмотрим несколько видов разрядов и главные направления каждого из них. Например, работник, который относится к третьему разряду, делает строповку обычных грузов масса, которых не превышает 25 тонн. Или строповку грузов, массой не более 5 тонн, которые относится к средней сложности.

Стоит ознакомиться с причинами, по которым строповке уделяются увеличенные требования безопасности труда.

Если говорить о безопасности проведения стропальных работ, то нужно сказать, что она зависит от квалифицированности и умения работника. С его помощью происходит процесс транспортировки груза на тяжеловозы и платформы, которые относятся к технике, имеющий высокий уровень опасности. В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 № 116-ФЗ, объекты, которые имеют грузоподъемные механизмы, называются производственными площадками с особо опасной работой.

Согласно проведенным статистическим подсчетам, к сожалению, нужно отметить, что каждый год на российских производствах умирает 100 крановщиков и стропальщиков, причем намного большее количество остаются инвалидами. Часто все несчастные случаи происходят по вине самих работников, которые не знают или по халатности грубо нарушают все меры предосторожности. После такого числа несчастных случаев, ввели строгое обучение, аттестацию и получения разрешения к выполнению стропальных работ.

Необходимо всегда помнить о том, что если стропальщик не придерживается всех правил техники безопасности, то он подвергает опасности не только себя, но и пренебрегает здоровьем и жизнью других людей.

Каждый стропальщик, который прошел курс обучения и имеет специальное удостоверение, позволяющее выполнять стропальные работы, обязан знать о таких правилах:

  1. Необходимо знать обо всей группе знаков и сигналов между ним и крановщиком.
  2. Нужно знать производственную инструкцию.
  3. Требуется знание конструктивных особенностей, которые касаются тары, а так же грузозахватных приспособлений.
  4. Необходимо четко знать все схемы строповки или кантовки и варианты визуального определения массы любого нужного груза, а также четкий порядок его складирования.
  5. Нужно ознакомиться с порядком осмотра и нормами браковки съемной грузозахватной техники, а так же канатов и тары.
  6. Стоит четко знать нормы заполнения необходимой тары.
  7. Знание о показатели грузоподъемности стропов, значительно уменьшить риск несчастного случае во время выполнения поставленных задач.
  8. Необходимо знать о предельной длине и диаметре стропов.
  9. Технологические карты, так же помогут с легкость выполнить поставленные задачи.
  10. Знание предназначения каждой из цепей, стропов и любых других захватных приспособлений намного облегчит и обезопасит процесс.
  11. Нужно знать о мерах безопасности, а так же условиях производства, в которых будет работать стропальщик.
  12. Рекомендуется узнать о технических характеристиках всей специализированной техники.
  13. Одним из главных опасных мест являются лини электропередач, поэтому требует особого внимания в процессе выполнения поставленных задач.
  14. Стоит постоянно придерживаться всех правил безопасности не зависимо от меры опасности местности выполнения задания.

В случае допущения к выполнению любого рода грузоподъемных мероприятий, он должен в обязательном порядке знать о технической стороне машины, на которой будет выполняться поставленная задача.

Когда стропальщики проходят необходимый курс обучения, перед ними ставятся некоторые основные задачи. То есть они обязаны выучить "Типовую инструкцию по безопасному производству работ грузоподъемными машинами", "Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", а также положения о Трудовой законодательстве в области промышленной безопасности.

Стропальщик, который прошел курс обучения и получил соответствующее удостоверение, которое позволяет ему выполнять стропальные работы, должен уметь:

  • во-первых, четко определять грузоподъемность стрелового крана, по указателю, в зависимости от расположения выносных подпор, а так же от вылета тех же опор;
  • во-вторых, умело делать обвязку и зацепку разнообразных транспортированных грузов;
  • в-третьих, должен правильно делать укладку груза в транспортируемое положение, кроме того, уметь отцепить грузозахватные приспособления;
  • кроме того, он обязан применять стропы, учитывая массу и размеры груза;
  • пятое, что должен уметь определять исправности грузозахватных механизмов и тары, а так же правильно их использовать;
  • должен знать все сигналы, которые необходимо подавать крановщику во время перемещения;
  • очень важно уметь правильно применять все средства, которые нужны для тушения пожара, а так же оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему;
  • нужно не забывать о том, что сразу необходимо отключить краны от электроэнергии в случае аварии на производстве.

www.luckas.ru

Кто допускается к выполнению обязанностей стропальщика.

Программа обучения

ТЕМА № 1:

«Требования промышленной безопасности и охраны труда» - 12 вопросов

ТЕМА № 2:

«ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ» - 12 вопросов

ТЕМА № 3:

«СЪЕМНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ТАРА» - 17 вопросов

ТЕМА № 4:

«ВИДЫ ГРУЗОВ, СПОСОБЫ СТРОПОВКИ, ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПОДЪЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ» - 22 вопроса

Тема № 1:

«Требования промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ)».

Кто допускается к выполнению обязанностей стропальщика.

Лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обученные по специальной программе, сдавшие экзамен, получившие удостоверение (документ на право производства работ) и допущенные к самостоятельной работе письменным распоряжением (приказом) начальника цеха (организации, производства), с которым должны быть ознакомлены под роспись.

Порядок обучения и аттестации стропальщиков.

Проходит по специальной программе, согласованной с Ростехнадзором (РТН). Курс обучения 1 месяц.

Учебных 20 дней:

6 дней - теоретическое обучение;

13 дней – практическое обучение из них 2 дня на УПУчастке и 11дней на рабочем месте.

1 день аттестация, т.е. сдача экзамена.

Аттестацию проводит общекомбинатовская комиссия в составе 3 – х человек (не менее):

1). Председатель комиссии – специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений. Это представитель управления технического надзора (УТН).

2). Члены комиссии – представитель управления охраны труда и промышленной безопасности (УОТ и ПБ), представитель учебной организации.

Результаты аттестации оформляются протоколом с отметкой в удостоверении.

Требования, которые предъявляются к удостоверению стропальщика – снабжается фотографией, вписывается номер протокола, дата аттестации, ставится печать учебного заведения, расписываются руководитель учебного заведения, и председатель комиссии.

Удостоверение (документ на право производства стропальных работ) стропальщик должен иметь при себе и предъявлять его по требованию крановщика (оператора), специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений, специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений, инспектора РТН (Ростехнадзора).

Кому подчиняется (обращается) стропальщик по работе.

По работе стропальщик подчиняется (обращается) специалисту, ответственному за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.

Эти обязанности возлагаются на работников из числа специалистов. Могут возлагаться на мастера, начальника цеха, начальника участка, прораба, заведующего складом или бригадира, у которых должно быть удостоверение специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.

Кто и когда проводит повторную проверку знаний стропальщиков.

Повторная проверка знаний стропальщиков проводится квалификационной комиссией цеха (предприятия, организации) в составе 3-х человек, которая назначается письменным распоряжением по цеху (предприятию, организации). Председателем этой комиссии может, является начальник цеха или один из его главный специалист (заместителей).

Повторная проверка знаний стропальщиков проводится в следующие сроки:

1).Не реже 1 раза в 12 месяцев – очередная (плановая) проверка знаний.

2).При переходе с одного места работы на другое – внеочередная (внеплановая) проверка знаний.

3).По требованию специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемных сооружений, представитель УОТ и ПБ, инспектор РТН – внеочередная (внеплановая) проверка знаний.

4).При вводевдействиеновыхилиизмененных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» – внеочередная (внеплановая) проверка знаний.

Повторная проверка знаний стропальщиков должна проводиться в объёме производственной инструкции по охране труда (ОТ) для стропальщиков.

Результаты повторной проверки знаний оформляются протоколом, с обязательной отметкой в удостоверении – номер протокола, дата, подпись председателя комиссии и печать цеха.

 

Что должен знать и уметь стропальщик.

(квалификационная характеристика)

1).Знать знаковую сигнализацию.

2).Знать порядок и габариты складирования грузов.

3).Знать нормы заполнения тары.

4).Знать способы безопасной кантовки грузов.

5).Знать порядок работы стреловых самоходных кранов вблизи ЛЭП.

6).Знать правила безопасности при погрузочно-разгрузочных работах (полувагоны, автомашины, платформы).

7).Иметь понятие об устройстве подъемного сооружения (грузоподъемного крана) и уметь определять его грузоподъёмность (Q).

8).Уметь подбирать для работы съёмные грузозахватные приспособления (СГП) или тару.

9).Уметь определять пригодность СГП и тары.

10).Уметь определять массу груза.

11).Уметь выполнять строповку грузов.

и др.

!Документы и схемы, которыми руководствуется стропальщик во время работы.

1).Производственная инструкция по охране труда для стропальщиков

–основной руководящий документ! ! ! ( 2015 года)

2).Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», зарегистрированы 31.12.2013г.

3).Наряд – допуск при работе стреловых самоходных кранов вблизи ЛЭП.

4).Технологическая карта при разгрузочно – погрузочных работах: полувагоны, автомашины, платформы.

5).Проект производства работ (ППР) или технологическая карта(план организации работ – ПОР) при работе двумя подъемными сооружениями (грузоподъемными кранами).

6).Схема складирования или технологическая карта складирования при штабелировании (складировании) грузов.

7).Проект производства работ (ППР) (схема кантовки или технологическая карта кантовки) при кантовании (кантовке) грузов.

8).Схема строповки при строповке грузов.

и др.

Виды ответственности за нарушение законодательства об охране труда, которые несет стропальщик

1).Дисциплинарная ответственность – замечание, выговор, увольнение.

2).Материальная ответственность – возмещение материального ущерба, который нанес работник предприятию (организации).

3).Уголовная ответственность – может быть возбуждено уголовное дело, если по вине работника пострадал человек (люди).

Спецодежда стропальщика.

Стропальщики обеспечиваются спецодеждой по нормам для основной профессии, но обязательно они должны работать в рукавицах и в каске, на которой должна быть треугольная бирка с крюком, или красная повязка на рукаве, или жилет или любой другой отличительный знак стропальщика.

Управление подъемными сооружениями (кранами) с пола или со стационарного пульта управления.

К управлению с пола или со стационарного пульта управления допускаются рабочие основных профессий только после соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению краном.

Эти люди должны иметь удостоверение стропальщика и проходить повторный инструктаж каждые 3 месяца.

Старший стропальщик.

В том случае, когда в одной работе принимают участие несколько стропальщиков, тогда назначается старший стропальщик.

Назначается он специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений. Старший стропальщик должен иметь отличительный знак, для того чтобы крановщик понимал (а) от кого ему (ей) принимать знаковую сигнализацию.

 

Тема № 2:

«ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О Подъемных сооружениях (ГРУЗОПОДЪЁМНЫХ МАШИНАХ)».

Подъемное сооружение (грузоподъёмный кран) – это грузоподъёмная машина или механизм, которая (ый) предназначен(а) для подъёма и перемещения груза, подвешенного с помощью стропа или другого съемного грузозахватного приспособления (СГП).

Механизм подъёма груза.

Находится на грузовой тележке и состоит из электродвигателя, тормоза, редуктора, барабана с грузовыми канатами и грузозахватного органа (ГЗО).

У ПС (крана) может быть от 1-го до 3 – х механизмов подъёма. Их число зависит от грузоподъёмности (Q) ПС (крана) и его назначения.

Если у подъемного сооружения (грузоподъемного крана) 2-а или 3-и механизма подъёма, то один из них является главным (основным), а другие вспомогательными.

Грузоподъёмность таких подъемных сооружений (кранов) записывается дробью, в числителе которой указывается Q – главного (основного) подъёма, а в знаменателе Q – вспомогательных подъёмов.

Н Например: Q = 30/5 т; Q =100/20/10 т

Максимальная Q таких подъемных сооружений (кранов) определяется по главному подъёму, т.е. по числителю.

Нормы заполнения тары.

С внутренней стороны тары может быть черта, до которой эта тара заполняется, если эта черта отсутствует, то сыпучие и штучные грузы не досыпают или не докладывают до верхнего края на 100 мм, жидкие и полужидкие не доливают на 200 мм, а опасные жидкие не доливают на 300 мм.

Стальные канаты.

Стальной канат – это свивка прядей, состоящих из проволок и имеющий сердечник.

Материал сердечника:

а).органический сердечник (О.С.) – используется для холодных грузов.

б).металлический сердечник (М.С.) – используется для холодных и горячих грузов.

в).асбестовый сердечник (А.С.) – используется для холодных и при определённой t грузов.

г).искусственный сердечник (И.С.) – используется для холодных грузов.

Назначение сердечника – он служит для придания канату формы, а некоторые служат также для смазки и гибкости каната (О.С. и И.С.).

Для изготовления стропов используются канаты крестовой свивки, т.к они относятся к группе мало крутящихся канатов - это когда направления прядей и проволок в прядях противоположны

               
   
   
     
 
 
 
 

 

 

Для стропов используются канаты круглой формы.

Виды цепей и их назначение.

1). Сварная цепь – звенья цепи имеют овальную форму и свариваются сваркой.

 

 

2). Сварная якорная с распорками – звенья имеют овальную форму, свариваются сваркой, и в каждом звене

располагается распорка (перемычка). Очень прочные цепи.

 
 

 

 

3). Пластинчатая цепь – звенья состоят из параллельных стальных валиков, соединенных попарно пластинами.

 

 

 

Для изготовления стропов используют сварные и якорные цепи, но якорные реже, т.к. они очень тяжелые.

Пластинчатые цепи используют в качестве приводного устройства в механизмах (ручная таль).

Стропы и их разновидности.

Стропами называют отрезок или отрезки канатов или цепей, соединенные навесным кольцом и (или) снабжённые какими – либо концевыми элементами стропов (например: крюками, карабинами, коромыслами, кольцами, скобами, струбцинами и др.).

Все стропы можно разделить на 3 группы:

1). Пеньковые и текстильные (ленточные)

Применяют при строповке грузов с гладко обработанной поверхностью (шлифованные, полированные, деревянные и т.п. изделия).

В результате неправильного и длительного хранения пеньковые канаты покрываются плесенью, загнивают, теряют прочность и рвутся. Такие канаты бракуются.

2). Из стальных канатов.

Стропы из стальных канатов более прочны по сравнению с пеньковыми и текстильными, долговечнее, легко определить у них степень разрушения (по сравнению со стропами из цепи), но они плохо работают при резких перегибах и на острых углах грузов.

Использовать такие стропы рекомендуется с коушами.

Коуш – это металлическая обойма вокруг, которой образуется петля стропа. И она служит для предохранения петли от износа при соприкосновении с металлическими концевыми элементами.

Стропы из стальных канатов не ремонтируются, также как пеньковые и текстильные стропы !!!

3). Из цепей.

Стропы из цепей высокопрочны, более гибки (по сравнению со стальными канатами), поэтому хорошо накладываются на груз и снимаются с него, пригодны для строповки тяжёлых и горячих грузов, пригодны для грузов с острыми краями без подкладок, но они плохо выносят динамические нагрузки, очень тяжёлые, трудно обнаруживаются дефекты цепи.

Стропы из цепей могут ремонтироваться, но только аттестованным по ПТО (подъемно- транспортное оборудование) сварщиком.

По числу ветвей стропы делятся на две группы:

1).Одноветвевые стропы – это стропы, состоящие из одного отрезка (ветви).

2). Многоветвевые стропы – это стропы, состоящие из нескольких отрезков (ветвей) 2-х, 3-х или 4-х.

Стропы также бывают:

1).Бесконечный (кольцевой) – этот строп сделан как замкнутое кольцо без начала и конца.

2).Бронированный – это строп, рабочее место которого покрыто каким – то мягким материалом.

3).Комбинированный– этот строп состоит из двух отрезков стального каната и одного отрезка цепи.

4).Специальные стропы– это стропы, которые изготавливаются по индивидуальным чертежам или заказам и предназначены для работы с определённым типом грузов.

Например: это стропы (транспортирующих, пакетирующих), применяемые как «одноразовые», используемые не более 5 перегрузок пакетов длинномерных грузов (металлопроката, труб, пиломатериалов) в одном рабочем цикле, после чего утилизируются. Для них коэффициент запаса прочности не менее 5.

Обозначение стропов:

(1)СК; 2СК; 3СК; 4СК; УСК

(1)СЦ; 2СЦ; 3СЦ; 4СЦ; УСЦ

«С» – строп

«К» – канатный

«Ц» – цепной

«У» – универсальный

Цифры «1», «2», «3», «4» – указывают число ветвей.

 

Виды зажимов:

1). Г– образный

2). U – образный

и др.

При установке зажимов необходимо соблюдать следующие правила:

1).На каждую петлю должно устанавливаться определенное число зажимов, которое зависит от диаметра каната:

d каната, мм число зажимов
до 16 ≥ 3
16 – 27 ≥ 4
27 – 37 ≥ 5
> 37 ≥ 6

 

2).Между зажимами должен оставаться интервал (шаг) не менее 6 диаметров каната.

рисунок

 

L (интервал, шаг) ≥ 6dк

Например:

если dк = 20мм, то L ≥ 6 х 20мм ≥ 120мм

3).После последнего зажима должен быть оставлен свободный конец каната, длина которого не менее 6 диаметров каната.

4).Между вторым и третьим зажимами должна находиться бирка.

После изготовления строп испытывают и осматривают. При осмотре обращают внимание на шаг между зажимами, длину свободного конца каната и размер петли.

Если изменений никаких не произошло, то после этого на бирке набивают маркировку и строп записывают в «Журнал учёта и осмотра СГП и тары».

 

 

Испытание стропов.

Цель испытания – проводится, для того чтобы проверить правильность изготовления и качество выполненного ремонта (цепные стропы).

Следовательно, стропы испытываются один раз после их изготовления, и каждый раз после ремонта (цепные стропы).

Порядок испытания стропов.

Для испытания стропа берется контрольный груз, вес которого на 25%больше Q стропа.

Например:

Q стр.= 6 т

Ргруза =7,5 т

Этот груз навешивается на крюк подъемного сооружения (крана) с помощью стропа. Поднимают на высоту 50 -100мм, останавливают и делают выдержку 10 минут. По истечении этого времени груз опускают, строп с крюка ПС (крана) снимают и осматривают.

Если строп прошёл испытание, то после этого делают соответствующую запись в «Журнале учёта и осмотра СГП и тары».

!Маркировка стропов.

Маркировка стропа – это бирка, которая должна вплетаться при заплётке или находиться между зажимами у стропов из стальных канатов, или ввариваться в звено у стропов из цепей.

На бирке стропа должно быть выбито:

1). Номер стропа.

2). Грузоподъёмность (Q) стропа.

3). Дата испытания, когда он был испытан.

4). Цех (организация), которому (ой) он принадлежит.

рисунок

 

 

Если строп приобретался на заводе – изготовителе, то должна быть дополнительная информация на бирке стропа – «завод-изготовитель» и номер стропа по системе нумерации завода-изготовителя. Стропы, приобретенные, не имеющих паспорта – сертификата об их испытании к работе не допускаются.

!Нормы браковки стропов из цепей.

1).Отсутствует маркировка.

2).Бирка к стропу привязана.

3).Неразборчивая или не понятная маркировка, а особенно если плохо видна Q или она отсутствует.

4).Трещины по сварке или в любом другом месте звена.

5).Износв месте контакта звеньев более 10% от первоначального диаметра прутка.

6).Удлинение звена более 3% от первоначальной длины звена.

7).Любая другая деформация хотя бы одного звена.

 

!Нормы браковки стропов из стальных канатов.

1).Отсутствует маркировка.

2).Бирка к стропу привязана.

3).Неразборчивая или непонятная маркировка, а особенно если плохо видна Q.

4).Выдавливание проволок в нескольких прядях.

5).Выдавливание проволок в одной пряди.

 

6).Выдавливание сердечника.

7).Местное уменьшение изменение диаметра стропа.

8).Местное увеличение диаметра стропа.

9).Корзинообразная деформация.

10).Раздавливание каната.

11).Перекручивание каната.

 

12).Залом каната.

13.) Перегиб каната.

14).Износ или коррозиянаружных проволок более 40% от первоначального диаметра проволоки (измеряем одну проволоку в самом плохом месте).

15). Повреждение сваркой.

16). Изменение цвета (был пропущен электрический ток).

17). Расплелась заплетка.

18). Обрыв одной пряди.

19).По порванным проволокам.

 

Допустимое число видимых обрывов проволок зависит от участка стропа:

 

Участок стропа Число обрывов проволок
3d
6d
30d

!

d – диаметр стропа

Когда, порвется одна проволока, будет 2 конца.

Правая колонка таблицы ниже переведена в концы, т.к. на каждом участке мы будем считать концы, а потом их переведем количество проволок.

Проволоки – 8 концов

Проволок – 12 концов

Проволок – 32 конца

Например:

d = 20мм

3d=3х20мм= 60мм

Отмеряем на стропе, там, где произошел обрыв проволок 60мм и на этом участке должно быть не более 4 штук, если будет более 4-х, то строп необходимо забраковать. Если на участке 3d порвалось до 4-х проволок, но все порванные проволоки не вошли в 3d, то отмеряем участок 6d. В нашем случае, это будет:

6х 20мм=120мм

Теперь отмеряем 120мм и на этом участке не должно быть более 6 порванных проволок, если их число превышает допустимое, то строп необходимо забраковать.

И так делаем дальше по необходимости.

Захваты и их виды.

Траверсы.

Сроки осмотра СГП и тары.

СГП и тара должны осматриваться стропальщиком и

специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.

Стропальщик должен осматривать их передкаждым применением, ипослеокончанияработы (после применения).

Специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений должен осматривать:

- стропы 1 раз в 10 календарных дней;

-захваты, траверсы и тары 1 раз в месяц;

-редко используемые, он должен осматривать только перед выдачей их в работу.

При осмотре необходимо обращать внимание на нормы браковки. Поврежденные СГП и тара должны изыматься из работы и отдаваться в ремонт, если они подлежат ремонту.

Результаты и даты осмотра заносятся специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений в «Журнал учета и осмотра СГП и тары».

Тема № 4:

«Виды грузов, способы строповки.

Определение массы груза.

Может быть, несколько способов определения массы груза.

Например:

1. По маркировке на грузе (грузовая марка).

2. На упаковке груза.

3. По сопроводительным документам (паспорт, чертеж, ТТН и др.).

4. По сравнению с аналогичным грузом (сравнить необходимо размеры грузов и материал).

5. По списку грузов (таблица грузов, таблица весов).

6. Рассчитать по формуле:

m=Vρ

m – масса груза, (т), (кг)

V – объём груза, (м3)

ρ–удельный вес материала, (т/м3), (кг/м3), который можно взять в справочнике

7. Спросить у специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.

и др.

 

Кантовка грузов.

Кантовка (кантование) груза- это переворот груза из одного положения в другое.

При кантовании груза с помощью ПС (крана) стропальщик должен находиться сбоку или торца (по диагонали) груза на расстоянии – не менее, высота груза + 1 м.

При кантовании стропальщику запрещается: находиться напротив и сзади кантуемого груза.

Виды и способы кантовки.

Виды:

1. Ручное кантование – это кантование грузов вручную, вес которых до 100 кг с помощью специальных кантовальных приспособлений.

2. Механическое кантование – это кантование грузов весом более 100 кг специальными механическими кантователями.

Например: вагоноопрокидыватель.

3. Кантование подъемным сооружением ( краном) – при кантовании груза с помощью крана стропальщик должен руководствоваться проектом производства работ- ППР (схемой или технологической картой кантовки груза).

Производить кантовку «тяжелых» грузов и грузов сложной конфигурации только в присутствии и под руководством специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемных сооружений.

«Тяжелые грузы» в данном случае считаются, те масса, которых составляет 75% и более от грузоподъемности подъемного сооружения, а «грузы сложной конфигурации» - грузы со смещением центра тяжести.

Способы:

а). кантование на весу – плавное переворачивание груза.

б).кантование на бросок – переворачивание груза со свободным падением.

в). кантование на упор – переворачивание груза с упора.

Кантование основано на принудительном смещении центра тяжести груза.

Кантовальные площадки.

Кантование грузов кранами должно осуществляться только на кантовальных площадках.

Кантовальные площадки – это участки с амортизирующей поверхностью, которые необходимы для смягчения ударов при падении переворачиваемых грузов и для предохранения их от поломки.

Рекомендуемые виды кантовальных площадок:

1) Досчатая – для грузов весом до3 тонн.

2) Насыпная– для грузов весом от 3 до 6 тонн.

3) Бревенчатая – для грузов весом от 6 до 10 тонн.

4) Ямозасыпная – для грузов весом от 10 до 100 тонн.

5) Ямозасыпная с виброгасительным поясом– для грузов весом свыше 100тонн.

Все кантовальные площадки должны быть по ширине на 1 – 3 метрабольше ширины груза, а по длине в 2 раза больше длины груза. Это минимальные рекомендуемые размеры кантовальных площадок.

Кантовальные площадки, как правило, не огораживаются, т.к. ограждения мешают работать и могут служить причиной несчастных случаев.

 

Знаковая сигнализация.

Знаковая сигнализация для подъемных сооружений (кранов) общего назначения (крюковых), которая применяется стропальщиком при работе с крановщиком (оператором).

 

 

Для мостового крана:

1). Передвинуть мост в левую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой правой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.

2). Передвинуть мост в правую сторону – лицом к кабине машиниста крана, прямой левой рукой на уровне плеча, ладонью по направлению требуемого движения моста.

3). Передвинуть тележку к кабине машиниста крана.

4). Передвинуть тележку от кабины машиниста крана.

3,4 – боком к кабине машиниста крана, согнутыми в локте руками, ладонью по направлению требуемого движения тележки.

Для стрелового крана:

1). Поднять стрелу – прямой рукой, предварительно опущенной до вертикального положения вниз, ладонью вверх.

2). Опустить стрелу – прямой рукой, предварительно поднятой до вертикального положения вверх, ладонью вниз.

3). Повернуть стрелу в левую сторону – согнутой в локте правой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.

4). Повернуть стрелу в правую сторону– согнутой в локте левой рукой, ладонью по направлению требуемого поворота стрелы.

5). Передвинуть кран в левую сторону – прямой правой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.

6). Передвинуть кран в правую сторону – прямой левой рукой на уровне плеча, лицом к кабине машиниста крана, ладонью по направлению требуемого движения крана.

 

Для всех кранов:

1). Поднять груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вверх, прерывистое движение руки снизу вверх.

2). Опустить груз или крюк – согнутой в локте рукой, ладонью вниз, прерывистое движение руки сверху вниз.

3). «СТОП» или остановка(прекращение какого-либо движения крана) – одной рукой, согнутой в локте, ладонью вниз, движение руки в горизонтальной плоскости в левую и правую сторону.

4). Осторожно (200-300мм) – руки подняты вверх, ладони друг напротив друга на небольшом расстоянии.

В производственной инструкции по ОТ для стропальщиков должны быть оговорены команды для подъемных сооружений специального назначения, только в том случае, если стропальщики будут работать с такими кранами.

При возведении зданий и сооружений высотой более 36м должна применяться двусторонняя радиопереговорная связь, которая должна быть тоже внесена в производственную инструкцию.

При выполнении некоторых работ допускаются сигналы голосом или головой, но должно быть оговорено в местной инструкции для стропальщиков.

Программа обучения

ТЕМА № 1:

«Требования промышленной безопасности и охраны труда» - 12 вопросов

ТЕМА № 2:

«ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОДЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ» - 12 вопросов

ТЕМА № 3:

«СЪЕМНЫЕ ГРУЗОЗАХВАТНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ТАРА» - 17 вопросов

ТЕМА № 4:

«ВИДЫ ГРУЗОВ, СПОСОБЫ СТРОПОВКИ, ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПОДЪЕМНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ» - 22 вопроса

Тема № 1:

«Требования промышленной безопасности и охраны труда (ПБ и ОТ)».

Кто допускается к выполнению обязанностей стропальщика.

Лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинскую комиссию, обученные по специальной программе, сдавшие экзамен, получившие удостоверение (документ на право производства работ) и допущенные к самостоятельной работе письменным распоряжением (приказом) начальника цеха (организации, производства), с которым должны быть ознакомлены под роспись.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Обязанности стропальщика по окончании работы.

Пособие для стропальщиков

1.Кто допускается к работе с грузоподъемными механизмами в качестве стропальщика?

а) допускаются лица, достигшие 18 лет;

б) прошедшие курс обучения при учебном комбинате или другом учебном заведении, имеющем право на подготовку профессии стропальщика, сдавшие экзамен, имеющие удостоверение;

в) пригодный по состоянию здоровья к работе;

г) назначенный приказом по предприятию в качестве стропальщика.

Обязанности стропальщика по окончании работы.

а) подать крановщику сигнал об окончании работы;

б) очистить проходы и проезды;

в) убедиться в правильности складирования груза (груз должен находиться в устойчивом положении), в отсутствии незакрепленных деталей на штабеле;

г) сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, о неисправностях или нарушениях, которые были обнаружены во время работы;

д) при невозможности освободить проезжую часть от груза, необходимо установить ограждение, а в темное время суток установить световую предупреждающую сигнализацию.

3.Как определяется грузоподъемность крана?

а) на работающем кране устанавливается табличка, в которой указывается:

1.регистрационный номер;

2.паспортная грузоподъемность;

3.дата следующего ЧТО, ПТО.

б) грузоподъемность стрелового самоходного крана определяется по указателю грузоподъемности, который устанавливается у корневой части стрелы.

Конструкция канатов.

По виду применяемого материала канаты классифицируются:

а) стальные; б) пеньковые; в) хлопчатобумажные; г) синтетические.

По конструкции: крестовой или односторонней свивки

(Крестовая свивка: направление свивки проволочек в пряди противоположно направлению свивки прядей каната; односторонняя свивка: направление свивки проволочек и прядей между собой совпадают)

В центральной части каната находится сердечник (органический или неорганический), который служит для смазки каната

Порядок обучения и аттестации стропальщиков.

Обучение проводится в учебном комбинате или технических училищах, имеющих разрешение органов Госгортехнадзора. Первичная аттестация проводится комиссией, назначенной приказом по учебному заведению, при обязательном участии инспектора Госгортехнадзора. Повторная проверка знаний проводится не реже одного раза в 12 месяцев

на предприятии комиссией предприятия, участие инспектора при этом не обязательно.

Кроме этого, внеочередная проверка знаний у стропальщиков проводится:

а) при поступлении на новое место работы;

в) при требовании инспектора Госгортехнадзора;

г) при требовании ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов.

Требования к площадкам для складирования груза.

а) площадка должна быть выровнена и иметь уклон не более 5°;

б) свеженасыпной грунт должен быть утрамбован;

г) иметь безопасные подъездные дороги и проходы для обслуживающего персонала;

д) в зимнее время очищена от снега и наледи и посыпана песком в местах прохода и подхода стропальщиков.

7.Как определяется вылет стрелы крана?

Для этого опускают крюк без груза на землю и замеряют расстояние от оси крана до опущенного крюка.

Правила складирования груза.

Грузы складируются на площадках, предусмотренных проектом производства работ или технологическими картами. Место складирования груза указывает лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами. Площадка должна быть выровнена, очищена от мусора и иметь уклон не более 5°. Под нижнюю часть груза укладываются подкладки, а между штабелями строго по одной линии, по центру подкладки укладываются прокладки.

9.Как изменяется грузоподъемность крана с изменением вылета стрелы?

Минимальный вылет соответствует максимальной грузоподъемности крана. Максимальный вылет соответствует минимальной грузоподъемности крана.

Грузоподъемность такого крана определяется с помощью указателя грузоподъемности.

10.Габариты складирования грузов.

а) плиты перекрытий- в штабеля на подкладках и прокладках не выше 2,5 м;

б) фундаментные блоки- в штабеля на подкладках и прокладках не выше 2 м;

г) трубы диаметром более 300 мм – в штабели высотой до 3 м в седло без прокладок;

д) стеновые блоки – вертикально в кассетах в один ряд;

е) пиломатериалы - в штабеля на подкладках и прокладках высотой в половину ширины, ширина не более 4 м;

ж) кирпич на поддонах – не более 2 ярусов, максимальная высота складируемого кирпича в клетку не более 1,7 м;

з) трубы диаметром менее 300 мм - в штабеля на подкладках и прокладках высотой не более 3 м с концевыми упорами;

Минимальное расстояние между складируемым грузом и краем траншеи, котлована не менее 1 м;

Подкладки и прокладки должны иметь прямоугольную форму размером выше такелажных петель груза;

Складирование груза на площадку с сильным обледенением не допускается;

Ширина проходов между штабелями грузов не менее 1 м.

Понятие о коэффициенте запаса прочности стропов.

Это абсолютная величина, показывающая во сколько раз разрывное усилие каната больше допустимой максимальной рабочей нагрузки, возникающей в одной ветви стропов. Для стропов стальных канатных коэффициент запаса прочности должен быть не менее 6.

Для цепных стропов - не менее 4.

Для пеньковых синтетических хлопчатобумажных - не менее 8.

12.Обязанности стропальщика перед началом работы:

а) получить задание от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами;

б) подобрать грузозахватные приспособления;

в) проверить наличие бирок или клейма;

г) проверить освещенность рабочей площадки.

13. Перечислите основные приборы безопасности, устанавливаемые на грузоподъемных кранах.

а) ограничители рабочих движений:

1. ограничитель подъема крюковой подвески;

2. ограничитель поворота крана;

3. ограничитель передвижения крана;

4. ограничитель передвижения каретки крана;

5. ограничитель подъема стрелы.

б) ограничитель грузоподъемности крана;

в) указатель грузоподъемности;

г) анемометр- прибор, определяющий силу ветра;

д) креномер- прибор, определяющий угол наклона крана;

е) сигнализатор опасного напряжения;

ж) звуковой сигнал.

Требования безопасности при работе грузоподъемных кранов вблизи ЛЭП.

При работе стрелового самоходного крана на расстоянии ближе 30 м от крайнего провода линии электропередач напряжением свыше 42 В оформляется наряд-допуск, определяющий безопасное производство работ (в двух экземплярах, один из которых выдается крановщику). Место установки крана указывает лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами, с записью в вахтенном журнале крановщика. Работы в охранной зоне ЛЭП производятся только с письменного согласования с организацией, эксплуатирующей ЛЭП. Работы в опасной зоне разрешаются только при отключенной и заземленной ЛЭП. Величина опасной зоны и охранной зоны зависит от напряжения ЛЭП.

Назначение и принцип работы ОГП (ограничителя грузоподъемности).

Предназначен для отключения механизмов крана при перегрузке более 10%, срабатывает звуковой сигнал и при этом происходит отключение механизмов грузовой лебедки на подъем, а стреловой лебедки на опускание.

Порядок подъема груза.

а) осмотреть груз и убедиться, что он не примерз, не завален, не закреплен;

б) убедиться в том, что на грузе нет незакрепленных деталей;

в) произвести строповку;

г) дать команду крановщику натянуть стропы и при этом убедиться, что груз зацеплен правильно и около груза отсутствуют люди;

д) поднять груз на высоту 200-300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения ветвей каната, тормозов крана и его устойчивости.

е) дать команду на подъем груза, предварительно убедившись, что груз готов к приему, подготовлено место для его установки и отсутствуют люди на пути следования груза.

18.Общие требования к площадкам для установки кранов.

Площадка должна быть выровнена (спланирована), утрамбована с углом наклона не более 3° или менее в зависимости от паспортных данных крана. Установка крана на свеженасыпной грунт запрещается, должна быть произведена предварительная утрамбовка.

19.Правило работы крана под неотключенными контактными проводами городского транспорта.

Работа крана может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

20.Обязанности стропальщика перед горизонтальным перемещением груза.

Необходимо предварительно поднять груз на высоту не менее 0,5 м выше встречающихся на пути предметов, а также убедиться в отсутствии людей на пути следования груза.

21.Определение грузоподъемности крана по указателю грузоподъемности.

Для этого необходимо опустить стрелу без груза в то место, откуда должен быть поднят груз и сравнить показания указателя шкалы грузоподъемности с истинным весом поднимаемого груза. В случае если поднимаемый груз будет больше для данного вылета, чем указано на шкале указателей, то подъем такого груза запрещается.

22.Браковка цепей.

Цепи бракуются при износе звена на 10% и при его удлинении на 3% от первоначального габарита.

23.Опасная зона работы крана.

Опасная зона зависит от габаритов груза и высоты его подъема и складывается из: вылета стрелы плюс полтора габарита груза плюс расстояние возможного отлета груза ( при высоте поднятия груза равного 10 м горизонтальное расстояние возможного отлета груза равна 4 м ; при подъеме на 20 м равно 7 м ; от 20 м до 70 м равно 10 м).

Пособие для стропальщиков

1.Кто допускается к работе с грузоподъемными механизмами в качестве стропальщика?

а) допускаются лица, достигшие 18 лет;

б) прошедшие курс обучения при учебном комбинате или другом учебном заведении, имеющем право на подготовку профессии стропальщика, сдавшие экзамен, имеющие удостоверение;

в) пригодный по состоянию здоровья к работе;

г) назначенный приказом по предприятию в качестве стропальщика.

Обязанности стропальщика по окончании работы.

а) подать крановщику сигнал об окончании работы;

б) очистить проходы и проезды;

в) убедиться в правильности складирования груза (груз должен находиться в устойчивом положении), в отсутствии незакрепленных деталей на штабеле;

г) сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, о неисправностях или нарушениях, которые были обнаружены во время работы;

д) при невозможности освободить проезжую часть от груза, необходимо установить ограждение, а в темное время суток установить световую предупреждающую сигнализацию.

3.Как определяется грузоподъемность крана?

а) на работающем кране устанавливается табличка, в которой указывается:

1.регистрационный номер;

2.паспортная грузоподъемность;

3.дата следующего ЧТО, ПТО.

б) грузоподъемность стрелового самоходного крана определяется по указателю грузоподъемности, который устанавливается у корневой части стрелы.

Конструкция канатов.

По виду применяемого материала канаты классифицируются:

а) стальные; б) пеньковые; в) хлопчатобумажные; г) синтетические.

По конструкции: крестовой или односторонней свивки

(Крестовая свивка: направление свивки проволочек в пряди противоположно направлению свивки прядей каната; односторонняя свивка: направление свивки проволочек и прядей между собой совпадают)

В центральной части каната находится сердечник (органический или неорганический), который служит для смазки каната

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

zdamsam.ru

Билет № 13 - для стропальщика — Информация и документы по охране труда и промышленной безопасности

1.    Обязанности стропальщика после окончания работы. 

2. Правила установки грузоподъемных машин вблизи сооружений, откосов,  котлованов и т.п.

3. Основные конструктивные элементы грузозахватных приспособлений      (коуши, крюки, карабины).

4. Меры безопасности при выполнении операций по строповке грузов при     сильном ветре, тумане, в ненастную погоду.

5.Правила безопасной работы с электрифицированным оборудованием.

1.    Обязанности стропальщика после окончания работы. 

7.1. По окончании работ стропальщик должен проследить за тем, чтобы перемещаемый  груз не остался в подвешенном состоянии, надежно уложен;

7.2.Стропальщик должен внимательно осмотреть оборудование и приспособления,применяемые при погрузочно-разгрузочных работах, проверить их исправность, пригодность и надежность, уложить их в отведенные места.Пришедшие в негодность грузозахватные приспособления или тару сдать лицу  ответственному за их исправное состояние, не оставляя их на месте производства работ или на месте хранения;

7.3. После окончания работы поднять крюк грузоподъемной машины выше 2000 мм, вынуть из пульта  управления ключ, отключить рубильник.

7.4. Стропальщик должен поставить лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами о всех замеченных неисправностях грузоподъемной машины, используемых грузозахватных приспособлениях и др.

2. Правила установки грузоподъемных машин вблизи сооружений, откосов,  котлованов и т.п.

Установка стреловых кранов  должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 метра.

При необходимости установки стрелового крана на выносные опоры он должен быть установлен на все имеющиеся выносные опоры.

Стреловые краны на краю откоса котлована должны быть установлены с соблюдением расстояний указанных в таблице.

Минимальное расстояние (в м) от основания  откоса котлована ( канавы) до оси ближайших опор крана при не насыпанном  грунте.

Глубина котлована (канавы), м

 

Грунт

 

песчаный и гравийный

 

супесчаный

 

суглинистый

 

глинистый

 

лессовый сухой

 

1

 

1,5

 

1,25

 

1,00

 

1,00

 

1,0

 

2

 

3,0

 

2,40

 

2,00

 

1,50

 

2,0

 

3

 

4,0

 

3,60

 

3,25

 

1,75

 

2,5

 

4

 

5,0

 

4,40

 

4,00

 

3,00

 

3,0

 

5

 

6,0

 

5,30

 

4,75

 

3,50

 

3,5

 

3. Основные конструктивные элементы грузозахватных приспособлений

     (коуши, крюки, карабины).

Коуш представляет собой металлический желоб изогнутый в виде кольца. Выбирается в зависимости от диаметра каната и предохраняет его от преждевременного износа, залома в месте крепления.

Крюки имеют следующие разновидности  К1- с замком К2 -без замка К3- крюки с утопленным носком

Карабины Кр представляет собой продолговатое полузамкнутое кольцо с закрывающимся зевом.  делятся на навесные и прицепные навесной является неотъемлемой частью стропа , а прицепной свободно одевается на петлю стропа и при необходимости может быть снят.

Бракуются элементы грузозахватных приспособлений в случае их деформации, появлении трещин.

4. Меры безопасности при выполнении операций по строповке грузов при

    сильном ветре, тумане, в ненастную погоду.

Работа крана должна быть прекращена при скорости ветра, превышающей допустимую для данного крана, в случае когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз.

5.Правила безопасной работы с электрифицированным оборудованием.

Для защиты персонала от поражения эл.током  токоведущие части машины должны быть изолированны, ограждены или размещены в недоступных местах. Помещают в шкафы с запирающимися дверками или закрывают защитными кожухами, размещают в недоступных для прикосновения местах (троллеи на высоте) Заземляют металлические части машины, которые при повреждении изоляции могут находиться под напряжением. Стропальщикам присваивается 1 либо 2 группа электробезопасности. При управлении стропальщиком кран-балки или эл.тали следует убедиться в целостности пульта управления, целостности заземления,  кнопки вызываемых движений должны возвращаться в исходное положение. О неисправностях грузоподъемной машины докладывать своему руководителю, работать с неисправностями запрещено.

Похожие статьи:

naine.ru

Билет № 6 - для стропальщика — Информация и документы по охране труда и промышленной безопасности

1.Объем знаний аттестованного стропальщика.

2.    Порядок складирования грузов

3.    Порядок осмотра канатных и цепных стропов и нормы их браковки.

4.Основные причины несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

5. Меры безопасности при строповке (отцепке) грузов в стесненных условиях    (вблизи стен, колонн, станков и т.п.)

1.Объем знаний аттестованного стропальщика.

-установленный на предприятии порядок обмена сигналами между стропальщиком и крановщиком

- производственную инструкцию для стропальщиков;

- способы определения массы груза;

-   порядок осмотра и нормы браковки съемных грузозахватных приспособлений

 и тары;

- назначение, конструктивные особенности, грузоподъемность и порядок

применения грузозахватных приспособлений;

-  нормы заполнения тары;

- схемы строповки и кантовки грузов ;

- технологические карты складирования грузов и погрузо-разгрузочных работ; 

- порядок и габариты складирования грузов;

- технические характеристики кранов;

-основные требования безопасности при работе стреловых самоходных кранов вблизи линий электропередач;

- расположение рубильника крана;

- способы оказания первой помощи пострадавшему на производстве;

- меры безопасности и условия производства работ кранами;

-меры предупреждения воздействия опасных и вредных производственных   

 факторов;

- средства индивидуальной и коллективной зашиты и порядок их применения;

 - требования внутреннего трудового распорядка (не допускать распитие спиртных напитков, курение допускается в специально отведенных местах)

2.    Порядок складирования грузов.

Согласно карт складирования, равномерно без нарушения установленных норм и габаритов на предварительно подготовленное место. Высота штабеля не должна превышать его полуторную ширину. В штабелях должны храниться изделия одной длины. Подкладки и прокладки в штабелях располагают в одной плоскости во избежании местных перегрузок. Их длина должна быть не менее чем на 100мм больше габарита опираемой конструкции. Использоваться могут бревна, опиленные с двух сторон, металлические или железобетонные балки. Использовать прокладки и подкладки круглого сечения  запрещается.

Крупногабаритные грузы, узлы  машин, оборудование, стекло в ящиках  складируется в один ярус на подкладках.

Трубы, круглый лес в штабель с прокладками между рядами и с установкой  упоров против раскатывания.

Мелкосортный металл в слеллажах,

Листовой металл в пачках в штабель 

3.    Порядок осмотра канатных и цепных стропов и нормы их браковки.

Стропальщиками осматриваются перед началом работы, ИТР каждые 10 дней, редкоиспользуемые перед выдачей в работу.

1 Грузозахватные приспособления, изготовленные из стальных канатов, не должны допускаться к работе при обнаружении:

а) перекручивания;

б) перегиба или смятия каната;

в) обрыва;

г) выдавливания или расслоения одной или нескольких прядей;

д) выдавливания сердечника;

е) повреждений в результате температурного воздействия или электрическо¬го дугового разряда; коррозийной деформации;

ж) повреждения зaплетки каната или окантовочной проволоки.

10.2 Канатный строи подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:

  Стропы из канатов двойной свивки               3 диаметра    6 диаметров    30 диаметров

  Число видимых обрывов проволок

 на участке канатного стропа длиной                  4                   6             16

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок 30% и более, чисто обрывов проволок на шаге сивки должно быть на 50% (вдвое меньше указанного в таблице).

При уменьшении  первоначального  диаметра  наружных  проволок   в  результате износа или коррозии на 40% и более, канат бракуется.

10.3 Цепной строй подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10% от первоначального размера.

10.4 Грузозахватные приспособления из стальных канатов и цепей не должны допускаться к работе, если их элементы (крюки, общие грузовые кольца и т. д.) имеют трещины, деформации, износ свыше 10% от первоначальных размеров.

10.5 Грузозахватные приспособления  не должны допускаться к работе, если они не имеют маркировки.

4.Основные причины несчастных случаев при работе грузоподъемных машин.

Основные причины несчастных случаев при работе кранов:

1) допуск необученных рабочих к обслуживанию крана в качестве стропальщиков;

2) применение для подъема груза непригодных грузозахватных приспособлений или тары;

3) неправильная (ненадежная) строповка груза;

4) нарушение технологических карт погрузочно-разгрузочных работ;

5) несоблюдение схем и габаритов складирования грузов;

6) несогласованные действия между стропальщиками и крановщиком;

7) эксплуатация крана с техническими неисправностями;

8) перегруз крана во время подъема примерзшего, засыпанного землей, закрепленного болтами, защемленного или залитого бетоном груза, а также груза,  вес которого больше грузоподъемности крана;

9) подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;

10) обрыв грузовых и стреловых канатов;

11) неправильная установка стреловых кранов или кранов-манипуляторов;

12) неисправность кранового пути и тупиковых упоров;

13) нахождение людей в опасной зоне:

  - в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, траншее, котловане, в кабине   или кузове автомашины, вблизи стен, колонн, штабеля или оборудования при подъеме или опускании груза;

- между поворотной и неповоротной частями крана и строениями, штабелями грузов и другими предметами;

- на грузе, под грузом , на пути следования груза;

- нахождение людей в зоне действия магнитных и грейферных кранов.

5. Меры безопасности при строповке (отцепке) грузов в стесненных условиях    (вблизи стен, колонн, станков и т.п.).

Перед перемещением груза  стропальщику следует убедиться в отсутствии людей между поднимаемым грузом и стеной, колонной, оборудованием и самому выйти из опасной зоны.

Не допускается поднимать груз при косом натяжении канатов грузоподъемной машины.

Похожие статьи:

naine.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта