Ватерли́ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне.
Многие коммерческие суда имеют на борту отметку под названием грузовая марка (также известна под названиями Load line, Plimsoll line). Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть нагружено. При загрузке судна оно опускается глубже в воду и отметка становится ближе к поверхности воды.
До того, как эта отметка стала обязательной, много судов было потеряно по причине перегрузки. Иногда причиной перегрузки является стремление в получении дополнительной прибыли от перевозки, а иногда разница в плотности воды — в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться.
Британским политиком Сэмюэлем Плимсолем был предолжена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона.
Часто встречается сокращение КВЛ, расшифровываемое как «конструктивная ватерлиния».
Wikimedia Foundation. 2010.
ГОСТ 1062-80 Размерения надводных кораблей и судов главные. Термины, определения и буквенные обозначения, ГОСТ от 29 мая 1980 года №1062-80
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 мая 1980 г. N 2435 срок введения установлен с 01.07.1981 г.ВЗАМЕН ГОСТ 1062-68Настоящий стандарт устанавливает применяемые в науке, технике и производстве термины, определения и буквенные обозначения главных размерений надводных кораблей и судов.Термины, установленные стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической, учебной и справочной литературе.Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять в случаях, исключающих возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.В стандарте приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.В стандарте имеется справочное приложение, содержащее чертежи, поясняющие определения главных размерений.Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая форма - светлым.
| | | |
Термин | Буквенное обозначение | Определение |
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ |
1. Главные размерения судна Главные размерения | - | Совокупность конструктивных, расчетных, наибольших и габаритных линейных размеров судна. Примечания: 1. Для многокорпусных судов определения главных размерений, кроме габаритных, относятся к каждому корпусу в отдельности. 2. Для судов неводоизмещающего типа: глиссирующих, на воздушной подушке и на подводных крыльях определения главных размерений относятся к случаю плавания в водоизмещающем режиме |
2. Конструктивные размерения судна Конструктивные размерения | - | Размеры судна, характеризующие конструктивную ватерлинию и ее положения по высоте |
3. Расчетные размерения судна Расчетные размерения | - | Размеры судна, характеризующие расчетную ватерлинию и ее положение по высоте |
4. Наибольшие размерения судна Наибольшие размерения | | Наибольшие размеры корпуса судна, определяемые по его теоретической поверхности
|
5. Габаритные размерения судна Габаритные размерения | - | Габаритные размеры судна с учетом постоянно выступающих частей |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ КОРПУСА СУДНА, ПЛОСКОСТИ И ЛИНИИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНЫХ РАЗМЕРЕНИЙ СУДНА |
6. Теоретическая поверхность корпуса судна Теоретическая поверхность корпуса | - | Поверхность судна, проходящая по наружным кромкам днищевого, бортового и палубного набора основного корпуса, надстроек, фальшборта и козырька. Примечание. Для судов с неметаллической наружной обшивкой теоретическая поверхность корпуса - наружная поверхность обшивка* без учета местных утолщений. Для металлических судов, не имеющих набора, теоретическая поверхность корпуса - внутренняя поверхность наружной обшивки без учета местных утолщений |
________________* Текст соответствует оригиналу. - Примечание "КОДЕКС". |
7. Плоскости для установления главных размерений судна | - | Взаимно перпендикулярные плоскости: диаметральная плоскость, основная плоскость и плоскость мидель-шпангоута судна. Примечание. Положение плоскостей для установления главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента |
8. Линии для установления главных размерений судна | - | Линии пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута и плоскостями, параллельными основной плоскости; линия пересечения диаметральной плоскости с основной плоскостью судна, а также бортовая линия верхней палубы, носовой и кормовой перпендикуляры судна. Примечание. Положение линий для установки главных размерений принимается при посадке судна без крена и дифферента |
9. Диаметральная плоскость судна ДП | - | Вертикальная продольная плоскость симметрии теоретической поверхности корпуса судна |
10. Плоскость мидель-шпангоута судна Плоскость мидель-шпангоута | - | Вертикальная поперечная плоскость, проходящая по середине длины судна, на базе которой построен теоретический чертеж |
11. Основная плоскость судна ОП | - | Горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку теоретической поверхности корпуса судна в плоскости мидель-шпангоута |
12. Мидель-шпангоут судна Мидель-шпангоут | - | Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна с плоскостью мидель-шпангоута |
13. Основная линия судна ОЛ | - | Линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна |
14. Ватерлиния судна ВЛ | - | Линия пересечения теоретической поверхности корпуса судна горизонтальной плоскостью |
15. Конструктивная ватерлиния судна КВЛ | - | Ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному предварительным расчетом полному водоизмещению судна и нормальному водоизмещению корабля |
16. Расчетная ватерлиния судна Расчетная ВЛ | - | Ватерлиния, соответствующая осадке судна, для которой определяются его расчетные характеристики. Примечание. При определении расчетных характеристик в качестве расчетной ватерлинии принимают:
для кораблей - ватерлинию, соответствующую нормальному водоизмещению; для судов - ватерлинию, соответствующую осадке по центру круга грузовой марки |
17. Бортовая линия верхней палубы судна Бортовая линия ВП | - | Линия пересечения теоретических поверхностей борта и верхней палубы судна или их продолжений при закругленном соединении палубы с бортом |
18. Носовой перпендикуляр судна НП | | Линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю носовую точку конструктивной ватерлинии судна |
19. Кормовой перпендикуляр суднаКП | | Линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через точку пересечения оси баллера с плоскостью конструктивной ватерлинии. Примечание. При отсутствии баллера кормовой перпендикуляр судна - линия пересечения диаметральной плоскости судна с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей на расстоянии 97% длины по конструктивной ватерлинии от носового перпендикуляра судна. Для кораблей кормовой перпендикуляр - линия пересечения диаметральной плоскости с вертикальной поперечной плоскостью, проходящей через крайнюю кормовую точку конструктивной ватерлинии корабля. Для судов и кораблей, имеющих погруженную транцевую корму, в качестве кормового перпендикуляра допускается принимать вертикаль, проходящую через нижнюю точку боковой проекции среза транца |
ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ СУДНА |
20. Длина судна по конструктивной ватерлинии Длина по КВЛ | | Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна (черт.1, 3 и 5 справочного приложения) |
21. Длина судна по расчетной ватерлинии Длина по расчетной ВЛ | | Расстояние между точками пересечения носовой и кормовой частей расчетной ватерлинии с диаметральной плоскостью судна. Примечание. Для одновальных водометных судов и одновинтовых судов с тоннельной кормой кормовая точка конструктивной или расчетной ватерлинии принимается в диаметральной плоскости на линии пересечения плоскости выходного отверстия водометной трубы или тоннеля с плоскостью конструктивной или расчетной ватерлинии |
22. Длина судна между перпендикулярами Длина между перпендикулярами | | Расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами судна (черт.1 и 3 справочного приложения). Примечание. Для кораблей, у которых кормовой перпендикуляр проходит через точку пересечения конструктивной ватерлинии с диаметральной плоскостью, термин "Длина судна между перпендикулярами" не применяется |
23. Наибольшая длина судна Наибольшая длина | | Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна в носовой и кормовой оконечностях (черт.1 и 3 справочного приложения) |
24. Габаритная длина судна Габаритная длина | | Расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними точками носовой и кормовой оконечностей корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей (см. черт.2 справочного приложения) |
25. Ширина судна по конструктивной ватерлинии Ширина по КВЛ | | Наибольшая ширина конструктивной ватерлинии судна (черт.4 справочного приложения) |
26. Ширина судна по расчетной ватерлинии Ширина по расчетной ВЛ | | Наибольшая ширина расчетной ватерлинии судна |
27. Ширина судна на мидель-шпангоуте Ширина на мидель-шпангоуте | | Ширина конструктивной ватерлинии на мидель-шпангоуте |
28. Наибольшая ширина судна Наибольшая ширина | | Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками теоретической поверхности корпуса судна (черт.4 справочного приложения) |
29. Габаритная ширина судна Габаритная ширина | | Наибольшее расстояние, измеренное перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса судна с учетом постоянно выступающих частей |
30. Высота борта судна Высота борта | | Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до бортовой линии верхней палубы судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения) |
31. Осадка судна по конструктивную ватерлинию Осадка по КВЛ | | Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной ватерлинии судна (черт.1, 3 и 4 справочного приложения) |
32. Осадка судна по расчетную ватерлинию Осадка по расчетную ВЛ | | Вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от основной плоскости до плоскости расчетной ватерлинии судна |
________________* Не допускается использовать термины и индексы буквенных обозначений, принятые в стандарте, для размерений судов, не относящихся к главным.Если в документе или его разделе используется только один вид размерений, включая и главные, то соответствующие буквенные обозначения, принятые в стандарте, могут применяться без индексов.
| |
Ватерлиния судна | 14 |
Ватерлиния судна конструктивная | 15 |
Ватерлиния судна расчетная | 16 |
ВЛ | 14 |
ВЛ расчетная | 16 |
Высота борта | 30 |
Высота борта судна | 30 |
Длина габаритная | 24 |
Длина между перпендикулярами | 22 |
Длина наибольшая | 23 |
Длина по КВЛ | 20 |
Длина по расчетной ВЛ | 21 |
Длина судна габаритная | 24 |
Длина судна между перпендикулярами | 22 |
Длина судна наибольшая | 23 |
Длина судна по конструктивной ватерлинии | 20 |
Длина судна по расчетной ватерлинии | 21 |
ДП | 9 |
КВЛ | 15 |
КП | 19 |
Линии для установления главных размерений судна | 8 |
Линия верхней палубы судна бортовая | 17 |
Линия ВП бортовая | 17 |
Линия судна основная | 13 |
Мидель-шпангоут | 12 |
Мидель-шпангоут судна | 12 |
НП | 18 |
ОЛ | 13 |
ОП | 11 |
Осадка по КВЛ | 31 |
Осадка по расчетную ВЛ | 32 |
Осадка судна по конструктивную ватерлинию | 31 |
Осадка судна по расчетную ватерлинию | 32 |
Перпендикуляр судна кормовой | 19 |
Перпендикуляр судна носовой | 18 |
Плоскости для установления главных размерений судна | 7 |
Плоскость мидель-шпангоута | 10 |
Плоскость мидель-шпангоута судна | 10 |
Плоскость судна диаметральная | 9 |
Плоскость судна основная | 11 |
Поверхность корпуса судна теоретическая | 6 |
Поверхность корпуса теоретическая | 6 |
Размерения габаритные | 5 |
Размерения главные | 1 |
Размерения конструктивные | 2 |
Размерения наибольшие | 4 |
Размерения расчетные | 3 |
Размерения судна габаритные | 5 |
Размерения судна главные | 1 |
Размерения судна конструктивные | 2 |
Размерения судна наибольшие | 4 |
Размерения судна расчетные | 3 |
Ширина габаритная | 29 |
Ширина наибольшая | 28 |
Ширина на мидель-шпангоуте | 27 |
Ширина по КВЛ | 25 |
Ширина по расчетной ВЛ | 26 |
Ширина судна габаритная | 29 |
Ширина судна наибольшая | 28 |
Ширина судна на мидель-шпангоуте | 27 |
Ширина судна по конструктивной ватерлинии | 25 |
Ширина судна по расчетной ватерлинии | 26 |
Главные размерения судов без выступающих частей
- условное обозначение мидель-шпангоута.
Главные размерения судов с постоянно выступающими частями
Главные размерения судов с транцевой кормой и конструктивным дифферентом
- условное обозначение мидель-шпангоута.
Главные размерения судов с различными формами шпангоутов в наиболее широкой части КВЛ
Главные размерения судов с водометными движителями и тоннельной кормой
Примеры определения теоретических линий и носового перпендикуляра
Текст документа сверен по:официальное изданиеМ.: Издательство стандартов, 1980
Ватерли́ния (нидерл. waterlinie) — линия соприкосновения спокойной поверхности воды с корпусом плавающего судна. Ватерлиния определяется формой судна, его средней плотностью, а также степенью волнения воды в данном бассейне.
Многие коммерческие суда имеют на борту отметку под названием грузовая марка (также известна под названиями Load line, Plimsoll line). Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть нагружено. При загрузке судна оно опускается глубже в воду и отметка становится ближе к поверхности воды.
До того, как эта отметка стала обязательной, много судов было потеряно по причине перегрузки. Иногда причиной перегрузки является стремление в получении дополнительной прибыли от перевозки, а иногда разница в плотности воды — в зависимости от её температуры и солёности осадка судна может существенно меняться.
Британским политиком Сэмюэлем Плимсолем был предолжена система универсальной маркировки судов, которая позволила определять максимальную загрузку корабля в зависимости от времени года и региона.
Часто встречается сокращение КВЛ, расшифровываемое как «конструктивная ватерлиния».
Wikimedia Foundation. 2010.
КВЛ — аббревиатура.
Калинингра́д, до 4 июля 1946 года — Кёнигсберг (нем. Königsberg), (до 1255 года — Твангсте) — город в России, административный центр Калининградской области.
Ю́рий Никола́евич Клински́х (Хой) (27 июля 1964, Воронеж — 4 июля 2000, Воронеж) — советский и российский музыкант, певец, автор песен, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа».
Калифо́рния (англ. California, произносится [kælɨˈfɔrnjə] слушать) — штат США, расположенный на западном побережье страны, на берегу Тихого Океана.
Алекса́ндр Васи́льевич Колча́к (4 ноября [16 ноября] 1874 года, Санкт-Петербург — 7 февраля 1920, Иркутск) — русский военный и политический деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900—1903), флотоводец (1915—1917), вошедший в историю как руководитель Белого движения во время Гражданской войны в России.
Колу́мбия (исп. Colombia), официальное название Респу́блика Колу́мбия (исп. República de Colombia [reˈpuβlika ðe koˈlombja]) — государство на северо-западе Южной Америки, с территориями в Центральной Америке.
Влади́мир Влади́мирович Кличко́ (укр. Володимир Володимирович Кличко; 25 марта 1976, Семипалатинск, Казахская ССР) — украинский боксёр-профессионал, выступавший в тяжёлой весовой категории.
Вита́лий Влади́мирович Кличко́ (укр. Віталій Володимирович Кличко; род. 19 июля 1971 года, село Беловодское, Киргизская ССР, СССР) — украинский политик, Киевский городской голова (с 5 июня 2014 года), глава Киевской городской государственной администрации (с 25 июня 2014 года), Народный депутат Украины 7-го созыва (12 декабря 2012 — 5 июня 2014), где был главой фракции «УДАР» в Верховной Раде, Советник президента Украины (2005—2006 — вне штата, 2006—2008 — в штате), кандидат наук в области физического воспитания и спорта, лидер украинской политической партии «УДАР» (Украинский демократический альянс за реформы) с 2010 по 2015 год и Блока Петра Порошенко «Солидарность» с 2015 года, продюсер (совместно с братом и Сильвестром Сталлоне) мюзикла «Рокки».
«Клуб Винкс» (итал. Winx Club) — фантастический мультсериал производства Rainbow S.r.l. в сотрудничестве с Rai Fiction, созданный по замыслу итальянского аниматора Иджинио Страффи.
Клеопа́тра VII Филопа́тор (др.-греч. Κλεοπάτρα Φιλοπάτωρ; 69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов).