Eng Ru
Отправить письмо

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления. Разница между оперативным управлением и оперативным ведением


Право хозяйственного ведения и право оперативного управления: отличия

Основной разновидностью вещных прав являются права хозяйственного ведения и оперативного управления. В рамках развитых правопорядков эти права ранее не были так известны. Юридические лица обладают и наделены такими правами. Юрлица имеют право на хозяйственные субъекты и могут применять имущество, которое передавалось от лица собственника.

В государстве существует плановая регулируемая экономика, поэтому вещные права и нашли свое место. Государство является одним единственным собственником, которое в своем распоряжении имеет основную массу имущества. Одновременно распоряжаться имуществом государство просто физически не может, но в это же время оно хочет иметь в своем владении это имущество.

В результате оно было вынуждено создавать такие предприятия, за которыми закреплялись имущественные, но с небольшими ограничениями. В итоге с 1960 года это право стало официальным с официальным названием. Позже это стало называться правом оперативного управления имуществом, которое стало принадлежать госбюджетным и другим подобным предприятиям.

Подробно о данной норме права

Рыночная экономика стала развиваться, появился сильный частный сектор, поэтому появились явные недостатки, которые были хорошо скрыты в прежних условиях хозяйствования. Первый и главный недостаток заключается в том, что юридические лица могли злоупотреблять своими полномочиями, то есть экономической свободой, которая была им предоставлена. Обычно делалось это для того, чтобы взять выгоду.

Но выгода эта будет не для собственника и не для организации. Делалось это для передачи предоставленного имущества в руки частного сектора, причем для собственника такая передача была убыточной. Поэтому владение чем либо сузили, чтобы можно было контролировать ситуацию. Собственник смог сам полноценно контролировать то, что делают не собственники, то есть юридические лица.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления является тем элементом, который существовал ранее. И даже при модификации экономики эти элементы сохранились. Собственник является единственным лицом, которое может в полной мере распоряжаться имуществом, при условии, что существуют рыночные отношения. Право ведения и управления выступают в роли неких производных, которые определены правами собственника.

Каждый субъект наделен каким-либо определенным характером и видом деятельности. Наделение это происходит в зависимости от объема и содержания. Правом хозяйственного ведения наделено предприятие, как и коммерческая организация. Так же характерно тем, что оно в меньшей мере наделено определенным содержанием и объемом имущества. Право оперативного управления может принадлежать любым некоммерческим структурам или казенным предприятиям.

К таким объектам, которые наделены этими правами, можно отнести любые имущественные комплексы. Они висят на балансе юридических лиц. Если имущество находится в виде имущества, плодов или продукции, то в законе есть оговорка, что предприятие может управлять всем этим только на основе пунктов договора.

На видео-право хозяйственного ведения и право оперативного управления:

Учредители обладают правами распоряжения этой собственностью, то есть юридические лица правами собственности не наделяются. Учреждения и предприятия не могут выступать в виде субъектов права.

Право оперативного управления или хозяйственного ведения появляется только в том случае, если собственник осуществил фактическую передачу имущества, если другого способа не установлено государством или правовыми актами. Например, на смете будет указана дата утверждения баланса предприятия. Всеми обязанностями наделяются предприятия, которые становятся ответственными за все имущество. Перед лицом собственника будет отвечать само предприятие, в чьих руках находится управление.

Право хозяйственного ведения

право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Под этим термином понимают то, что государство или другое муниципальное предприятие имеет полное право распоряжаться, владеть и пользоваться имуществом, которое предоставил публичный собственник в рамках закона или других правовых актах. Все имущество находится в собственности учредителя на основании закона. Собственность не подлежит делению на части, а также владению трудовых коллективов и работников. Предприятие является единым. Другой термин позволяет называть его унитарным.

Муниципальные унитарные и государственные предприятия попадают под эту категорию. В этом случае казенные предприятия могут иметь имущество, которое закреплено федеральными органами. В результате руководитель наделен правом оперативного управления.

Когда имущество передается во владение унитарного предприятия, то собственник или учредитель перестает фактически обладать имуществом. Также он не может в полной мере владеть и пользоваться имуществом, а в некоторой степени даже распоряжаться им. Когда предприятие распоряжается своим имуществом, то оно будет рассчитываться только за те долги, которые возникли в момент его пользования. За те долги, которые создал собственник, отвечает только предыдущий хозяин. Пока унитарное предприятие полностью может существовать как юридическое лицо, то государство изъять его не может. право оперативного управления

Какими правами обладает собственник в отношении предприятия, которое было передано.

  1. Он может создать не собственника. Это означает, что он может назначить директора, утвердить устав.
  2. Ликвидация и реорганизация. При наличии этих условий предприятие может быть изъято. Но в этом случае все интересы кредиторов должны соблюдаться в полной мере.
  3. Может проводить контроль того, чтобы имущество могло использоваться по прямому назначению. Иногда можно проводить проверки, которые помогут выявить род деятельности.
  4. Иметь прибыль, а точнее некоторую часть от всей прибыли, которую приносит предприятие.

Для реальности осуществления подобных прав необходимо соблюдать закон, который контролирует деятельность унитарных и муниципальных предприятий. Из вышеизложенных полномочий собственника сложно сказать, что подобные предприятия в полной мере имеют свободу в своей деятельности.

Без подтверждения собственника продать, передать во временное пользование, отдать в качестве залога имущество невозможно.

Если имущество является движимым, то самостоятельное распоряжение законом возможно. Ограничением является только специально созданные акты или пункты закона.

Если предприятие передают из рук одного публичного собственника в другие руки публичного собственника, то право хозяйственного ведения остается в силе.

трансакционные издержки и спецификация прав собственностиДля тех кто хочет знать и понимать, что собой понимает трансакционные издержки и спецификация прав собственности, стоит прочесть данную статью.

Так же будет интересно узнать, что такое методы правового регулирования предпринимательского права, всё самое главное указано в данной статье.

Какие существуют источники российского предпринимательского права, подробно указано здесь: http://ruleconsult.ru/grazhdanskoe/korporativnoe/istochniki-predprinimatelskogo-prava.html

Право оперативного управления

Под этим правом понимают право казенного учреждения или предприятия полностью распоряжаться, пользоваться и владеть имуществом собственника, но в рамках закона.

Распоряжение должно быть в пределах того, для чего назначено было предприятие и в соответствии с какими целями.

Какие субъекты попадают под право владения:

  • казенные или унитарные учреждения, которые можно отнести к категории коммерческих;
  • предприятия, которые получают финансирование от собственника, и относятся к некоммерческим структурам.

Собственник имеет полное право создавать объекты оперативного управления, может определять, в каких объемах назначать правоспособность, а также утверждать документы и назначать руководителей. Ликвидации и реорганизации предприятие подлежит без согласия иных руководителей.

Собственник дает четкие указания для руководителей по поводу того, в каких целях использовать предприятие, как использовать предоставленное имущество. Отдельные объекты, которые входят в состав, собственник может направить в нужное для него русло для реализации. Он может распределять это имущество на несколько нужных ему фондов. Если средства числятся в одном фонде, то использовать их для развития другого нельзя.

Если какое-либо имущество было применено не по назначению, то собственник имеет полное право для изъятия, он может распоряжаться им так, как ему угодно. Но стоит сказать, что изъять имущество можно только, если это позволяет сделать закон.

Если образовались долги, то ответственность за это понесет собственник. Возникает субсидиарная ответственность. В случае рассмотрения казенного предприятия и финансируемого собственником наблюдается ряд различий.

Если собственник дал свое согласие, то казенное предприятие имеет право распоряжаться вверенным ему имуществом. Самостоятельное участие в процессе гражданского оборота такие предприятия принимать не могут. Казенное предприятие может только распоряжаться готовой продукцией, если обратное законом не запрещается.

Распределять доходы собственник может самостоятельно. Согласовывать такие действия с руководителем он не должен. Такое невозможно в случае с унитарным предприятием. Все имущество, находящееся в обороте, лежит на плечах казенного предприятия, отвечать за него будет именно оно.

Что касается учреждения, которое финансирует собственник, то им распоряжаться может только собственник. Никакие действия без его согласия невозможны. Все денежные средства должны расходоваться только в соответствии со сметой. От взыскания кредиторов имущество предприятий забронировано.

Подобные права в законе имеют основные отличия, которые нужно четко различать. Так для права хозяйственно ведения характерно то, что объектами могут быть имущественные комплексы. Эти же имущественные комплексы характерны и для права оперативного управления. В качестве субъектов в хозяйственном ведении выступают любые предприятия государственного и муниципального образца. К оперативному управлению относят казенные учреждения и предприятия.

Возможно вам так же будет интересно узнать про понятие и принципы предпринимательского права.

Интересно так же знать, есть ли кпп у индивидуальных предпринимателей. Для того, что бы узнать об этом стоит прочесть данную статью.

Не мало важной будет наличие информации, которая касается того, можно ли  узнать есть ли в наличии  долги по налогам физического лица. Всё более подробно расписано здесь.

А вот какой он, налоговый период по налогу на прибыль, подробно указано здесь в статье.

Если говорить о правах, которыми наделены участники, то нужно хорошо изучить каждое право в отдельности. Для этого важно понять, что может делать собственник и руководитель или кредитор в той или иной сложившейся ситуации. Главное, чтобы все действия происходили в рамках закона.

ruleconsult.ru

ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ - Сейчас.ру

Л. КУЛИКОВАЛ. Куликова, консультант Высшего Арбитражного Суда РФ.Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления? Чем отличается доверительное управление имуществом (траст) от оперативного управления?Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме правомочий, получаемых субъектами этих прав от собственника на закрепленное за ними имущество.Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного управления могут быть только юридические лица, существующие в специальных организационно - правовых формах - "предприятия" и "учреждения".Субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть государственное или муниципальное унитарное предприятие (ст. ст. 113 - 114 ГК РФ) как разновидность коммерческих организаций.Субъектом права оперативного управления могут быть как унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК РФ), принадлежащие к категории коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК РФ), относящиеся к некоммерческим структурам, а также предприятия, относящиеся к частным собственникам.Право хозяйственного ведения, принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению, осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность, в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления, которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности учреждениям, либо казенным предприятиям.В соответствии со ст. 294 ГК РФ право хозяйственного ведения - это право государственного или муниципального унитарного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.В этом случае сам собственник уже не может осуществлять в отношении фактически выбывшего из его обладания имущества правомочия владения и пользования (а в значительной мере - и правомочие распоряжения).В отношении такого имущества собственник - учредитель сохраняетправомочия, предусмотренные п. 1 ст. 295 ГК РФ, т.е. он вправе создать предприятие - несобственника (назначить директора, утвердить устав и определить объем правоспособности), реорганизовать и ликвидировать его (с соблюдением прав и интересов его кредиторов), осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.Осуществление правомочий, принадлежащих унитарному предприятию, может быть дополнительно ограничено специальным законом или даже иными правовыми актами.В соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ из правомочия распоряжения изъята возможность без предварительного согласия собственника (в лице соответствующего комитета по управлению имуществом) распоряжаться недвижимостью (продажа, сдача в аренду, в залог, внесения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ).Предприятие распоряжается самостоятельно движимым имуществом, если только законом либо иным правовым актом не будут предусмотрены соответствующие ограничения.Вместе с тем Кодекс не предусматривает возможности для учредителя - собственника произвольно ограничивать правомочия по владению и пользованию закрепленным за унитарным предприятием имуществом, в частности, изымать его без согласия предприятия (если речь не идет о его ликвидации или реорганизации).В этой связи указание на возможность изъятия у федерального предприятия имущества, используемого им не по целевому назначению, содержащееся в п. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.94 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности", не соответствует Гражданскому кодексу, а потому не подлежит применению (п. 5 ст. 3 ГК РФ).Право оперативного управления в соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ - это право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.Собственник - учредитель вправе изъять имущество у субъекта права оперативного управления только в трех предусмотренных законом случаях (излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению), и распорядиться им по своему усмотрению.Никаким имуществом, кроме готовой продукции, казенное предприятие не вправе распорядиться без согласия собственника.В силу п. 2 ст. 297 ГК РФ собственник устанавливает и порядок распределения доходов казенного предприятия, не согласуя его с самим предприятием.Учреждения вообще лишены права распоряжения, в том числе и отчуждения закрепленным за ним имуществом или имуществом, полученным по смете (кроме денежных средств, расходуемых по смете в соответствии с целевым назначением).Правовое положение учреждения, как финансируемой собственником некоммерческой организации, имеет ту особенность, что допускает осуществление предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами, то есть с закрепленным в них разрешением собственника.Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса доходы от такой деятельности и приобретенное за их счет имущество поступают в "самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе".К праву учреждения на полученное им таким образом имущество применяются правила статьи 295 Гражданского кодекса.Таким образом, результаты хозяйственного использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, в виде плодов, продукции и доходов, включая имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договорам или иным основаниям, поступают соответственно в хозяйственное ведение предприятия или учреждения (пункт 2 статьи 299 Гражданского кодекса).Предприятие или учреждение ни при каких условиях не может стать субъектом права собственности, поскольку все имущество полностью остается объектом права собственности учредителя.Следует провести четкую границу между понятиями "доверительной собственности" (траста) и "доверительного управления".Доверительное управление является способом осуществления собственником принадлежащих ему правомочий, одной из форм реализации правомочия распоряжения, но не установлением нового права собственности на данное имущество.Институт доверительного управления не имеет ничего общего с институтом "доверительной собственности" ("траста"), попытка внедрения которого была предпринята в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2296 "О доверительной собственности (трасте)".При доверительном управлении управляющий использует имущество своего подопечного, не становясь собственником этого имущества и не в своих интересах, а в интересах собственника или назначенного им выгодоприобретателя, причем только в пределах, установленных законом и договором.Управляющий осуществляет юридические и фактические действия на четких обязательственных основах.Поскольку Гражданский кодекс установил в сфере, на которую распространяется Указ, иной правовой режим (не доверительную "собственность", а доверительное "управление"), Указ утратил силу.Доверительное управление является институтом обязательственного, а не вещного права.Основанием возникновения управления имуществом всегда является договор.Право оперативного управления - особая разновидность вещных прав (статьи 216 Гражданского кодекса) юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.Имущество, передаваемое в доверительное управление, должно принадлежать учредителю на праве собственности.Носители права оперативного управления или хозяйственного ведения не могут быть учредителями доверительного управления, поскольку уже осуществляют вторичные правомочия собственника.ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"от 30.11.1994 N 51-ФЗ(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)УКАЗ Президента РФ от 24.12.1993 N 2296"О ДОВЕРИТЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ (ТРАСТЕ)"ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.02.1994 N 96"О ДЕЛЕГИРОВАНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОУПРАВЛЕНИЮ И РАСПОРЯЖЕНИЮ ОБЪЕКТАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ"Бизнес-адвокат, N 2, 1997

ДОГОВОР ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА  »
Комментарии к законам »

www.lawmix.ru

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Право оперативного управления и хозяйственного ведения считаются возможностью использования чужого имущества на юридических основах. Возникает отношение, в котором участвуют:

  • Тот, кто пользуется чужим объектом;
  • Тот, кто владеет им и передал право пользоваться другому участнику.

Чтобы осуществить это, потребуется оформить основное положение относительно юридических лиц, которые не являются собственниками. Это необходимо для того, чтобы они самостоятельно принимали участие в гражданском обороте.

Что такое право хозяйственного ведения?

Право хозяйственного ведения — это возможность распоряжаться, владеть, а также пользоваться недвижимостью или другим имуществом владельца на основании закона РФ или по другим локальным нормативным документам. Например, унитарная компания по ведению бизнеса не может собственноручно распоряжаться недвижимостью, однако может распоряжаться другим движимым объектом. Учитывая это, владелец имущества, который закрепил его, сохраняет возможность на ликвидацию, реорганизацию предприятия, а также может контролировать, каким образом распоряжаются переданным им объектом.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения

Унитарным предприятием считается организация, которая была подана на основе уполномоченных органов разного правления. Учредительным документом призвано называть уставом, который утверждается владельцем компании. Имущество, которое передается унитарной компании, зачисляется непосредственно на баланс. В дальнейшем владелец этого самого имущества не сможет больше пользоваться или распоряжаться им.

Собственник, а также учредитель в одном лице обязан;

  • Утвердить устав по унитарному предприятию;
  • Назначить директора;
  • Ликвидировать или заняться реорганизацией по причине убыточного бизнеса;
  • Контролировать переданное имущество и хранить его в безопасности;
  • Иметь часть прибыли от использования объекта.

Право оперативного управления

Под оперативным управлением понимается возможность, согласно которой предприятие может использовать закрепленное за ним имущество владельца на основании закона РФ. Сюда входят задания, цели и назначение текущего имущества. Субъектами текущего права бывают как унитарные компании, которые могут быть отнесены к коммерческим , так и созданными учреждениями собственников, которые можно отнести к некоммерческим компаниям. Помимо этого, собственник имеет возможность ликвидировать, а также реорганизовывать созданные учреждения без особого согласия.

Источники хозяйственного права

Под источниками права понимаются юридические акты разнообразных государственных органов, в которых содержатся текущие нормы законодательства. Все зависит от текущей юридической силы, источников хозяйственной возможности и так далее. Их можно разделить на три базовые категории:

  • Акты, предназначенные для субъектов Российской Федерации;
  • Для властей местного значения;
  • Федеральных властей;
  • Властей бывшего СССР.

Принципы хозяйственного права

Основные принципы по хозяйственному праву считаются основополагающие начала, которые распространяются целиком на комплекс правовых мер. Именно это способствует регулированию текущей деятельности. Для подобной отрасли присутствуют следующие принципы:

  • Созданные для целенаправленного воздействия для того, чтобы достичь общий интерес по хозяйственной деятельности субъектов;
  • Равноправие субъектов, вне зависимости от текущей степени правовых отношений;
  • Экономической свободы, в том числе присвоение дополнительных бонусов для предпринимательской деятельности относительно компаний;
  • Принцип на основании добросовестной конкуренции. Сюда относится и защита от недобросовестности и монополизма;
  • Принцип законности. Речь идет об экономической эффективности в отношении интересов государств, а также общих интересов иных лиц и запретов закона.

Отличия право хозяйственного ведения и оперативного управления

Хозяйственное ведение означает то, что вам передано имущество для ведения дальнейшей деятельности. В будущем вы можете использовать его по своему усмотрению. Можете продать или распоряжаться. Однако решение принимается не самостоятельно, а вместе с органами управления предприятия.

Под оперативным управлением понимается предоставление вещи, которая может быть передана в пользование на определенный срок. То есть, нельзя распоряжаться ее, продавать и так далее.

Регистрация права хозяйственного ведения недвижимого имущества

Статья 131 ГК РФ рассказывает о регистрации и ведении по недвижимому объекту. Для начала все необходимо зарегистрировать в Едином государственном реестре. Сюда относятся и сделки, которые должны быть совершены. Как гласит статья 8 ГК РФ, право на имущество, которое подлежит непосредственно государственной регистрации, возникает с момента по соответствующим на него условиям, если другое не предусматривается законодательством. Зарегистрировать деятельность с чужими объектами может каждый владелец, если собственник предоставит соответствующую возможность.

 

Рекомендуем ознакомиться

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста

Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
  • +7 (499) 350-88-72 — Москва и обл.;
  • +7 (812) 309-46-73 — Санкт-Петербург и обл.;
  • +7 (800) 511-81-04 — все регионы РФ.

classomsk.com

Чем отличается право хозяйственного ведения от права оперативного управления

Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов?

Факты о праве хозяйственного ведения

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено — движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения;
  2. назначать руководство государственной компании;
  3. осуществлять реорганизацию предприятия;
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

к содержанию ↑

Факты о праве оперативного управления

Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов:

  1. казенными предприятиями;
  2. частными организациями;
  3. автономными и бюджетными учреждениями.

Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом:

  1. в пределах, которые установлены законодательством РФ;
  2. в соответствии с задачами, поставленными собственником;
  3. с учетом специфики имущества.

Собственник госпредприятия вправе:

  • изымать из основных фондов имущество, используемое не по назначению;
  • распределять доходы фирмы;
  • осуществлять прочие правомочия, что определены законом.
к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Право хозяйственного веденияПраво оперативного управления
Что общего между ними?
Оба механизма применяются в целях организации управления государственным имуществом
В чем разница между ними?
Реализуется государственными предприятиямиРеализуется казенными предприятиями, частными, автономными, бюджетными учреждениями

thedifference.ru

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления

Использование имущества государственных предприятий может осуществляться в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления. В чем особенности обоих механизмов

Факты о праве хозяйственного ведения

Под правом хозяйственного ведения понимается механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками. Например, руководству предприятия может быть разрешено задействовать недвижимое имущество, но запрещено движимое. Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения государство, имеет право

  1. осуществлять контроль над тем, как менеджмент фирмы реализует право хозяйственного ведения,
  2. назначать руководство государственной компании,
  3. осуществлять реорганизацию предприятия,
  4. использовать часть прибыли от применения активов.

Если собственник обнаружит, что имущество в порядке хозяйственного ведения используется не по назначению, то может изъять его из основных фондов предприятия.

Факты о праве оперативного управления

Под правом оперативного управления понимается механизм, в рамках которого распоряжение государственным имуществом осуществляется следующими основными типами субъектов

  1. казенными предприятиями,
  2. частными организациями,
  3. автономными и бюджетными учреждениями.

Данные субъекты вправе распоряжаться государственным имуществом

  1. в пределах, которые установлены законодательством РФ,
  2. в соответствии с задачами, поставленными собственником,
  3. с учетом специфики имущества.

Собственник госпредприятия вправе

  • изымать из основных фондов имущество, используемое не по назначению,
  • распределять доходы фирмы,
  • осуществлять прочие правомочия, что определены законом.
к содержанию

Главное отличие права хозяйственного ведения от права оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.

Рассмотрев, в чем разница между правом хозяйственного ведения и правом оперативного управления, зафиксируем выводы в таблице.

jurist.qip.ru

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ И ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Режим оперативного управления

является системой правоотношений, возникающих между собственником - учредителем учреждения и учреждением по поводу владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным собственником учреждению.

ПРАВО ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ— предоставленное государственным и муниципальным унитарным предприятиям ограниченное право владения, распоряжения и пользования предоставленным им имуществом, в том числе право на получение части прибыли от использования имущества, а также право с согласия собственника продавать, сдавать в аренду и в залог недвижимое имущество.

 

Сравнительные характеристики права хозяйственного ведения и  оперативного управления                   

Право хозяйственного ведения

Право оперативного управления 

1. Субъекты вещного права                  

Государственные и            муниципальные унитарные      предприятия (ст. ст. 114,    294 ГК РФ)                  

Государственные и муниципальные   унитарные предприятия (казенные   предприятия) и учреждения         (частные учреждения, бюджетные и  автономные государственные или    муниципальные учреждения)         (ст. ст. 115, 120 ГК РФ)         

2. Собственник имущества                  

РФ, ее субъекты и            муниципальные образования    (ст. 114 ГК РФ)             

РФ, ее субъекты и муниципальные   образования (ст. 115 ГК РФ), а    также физические и юридические    лица (ст. 120 ГК РФ)             

3. Правомочия субъектов в отношении переданного им имущества 

Распоряжение движимым        имуществом без согласия его  собственника.                Распоряжение недвижимым      имуществом с согласия        собственника имущества (п. 2 ст. 295 ГК РФ)              

Распоряжение имуществом с         согласия его собственника.        Если в соответствии с             учредительными документами        учреждению предоставлено право    осуществлять приносящую доходы    деятельность, то доходы,          полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет        имущество поступают в             самостоятельное распоряжение      учреждения (ст. 298 ГК РФ).       Казенное предприятие              самостоятельно реализует          производимую им продукцию (п. 1   ст. 297 ГК РФ)                    

4. Права собственника в отношении имущества         

Собственник имеет право на   получение части прибыли от   использования имущества,     переданного в хозяйственное  ведение (п. 1 ст. 295 ГК РФ)

Собственник имущества вправе      изъять лишнее, неиспользуемое     либо используемое не по           назначению имущество и            распоряжаться им по своему        усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК РФ).  Собственник вправе распределять   доходы казенного предприятия      (только для казенных предприятий) (п. 2 ст. 297 ГК РФ)             

5. Ответственность собственника               

Если несостоятельность       (банкротство) унитарного     предприятия вызвана          действиями собственника      переданного ему имущества,   то на него в случае          недостаточности имущества    предприятия может быть       возложена субсидиарная       ответственность по его       обязательствам (п. 7 ст. 114 ГК РФ)                      

Собственник несет субсидиарную    ответственность по обязательствам такого предприятия при            недостаточности имущества (п. 5   ст. 115 ГК РФ). Указанное правило не распространяется на            учредителей автономного           учреждения                       

 

С учетом установленных различий права хозяйственного ведения и оперативного управления следует отметить, что первое предоставляет больше прав предприятию по владению, пользованию и распоряжению переданным ему имуществом, чем второе. Юридические лица, созданные на праве оперативного управления, не могут распоряжаться переданным им имуществом без согласия его собственника. Данное правило не является исключением и для нового вида учреждения - автономного (п. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

 

 

 

 

 

introdcional.livejournal.com

Оперативное и неоперативное проведение в 1С 8.3 (8.2)

В системе 1С Предприятие существует два вида проведения документов: оперативное и неоперативное. Рассмотрим, чем они отличаются.

оперативное и неоперативное проведение

 Что такое проведение?

В общем, с точки зрения пользователя проведение — это процесс «утверждения» документа в системе 1С. Пока документ не проведён, он не имеет никакой силы и не влияет на учёт предприятия.

С технической точки после проведения в системе образуются образуются проводки и движения — записи регистров, пока документ не проведен, записей быть не должно (бывают и исключения).

Оперативное и неоперативное проведение документов 1С

  • Оперативное проведение  значит проведение документа в данный момент. То есть операция отражается в учете в реальном времени. При оперативном проведении система всегда автоматически устанавливает дату документа.
  • Неоперативное проведение  означает отражение операции прошлым периодом, пусть даже на одну секунду.

Режим проведения и контроль остатков в типовых конфигурациях 1С

В типовых конфигурациях фирма 1С грамотно подошла к вопросу реализации контроля остатков в документах.

В режиме неоперативного проведения система НИКОГДА не контролирует остатки.

Это достаточно логичный подход, если хозяйственный документ вводится задним числом, это уже не нормальная ситуация с точки зрения учета, и система перекладывает ответственность за остатки в прошлом периоде на пользователя.

Другие статьи по 1С:

К сожалению, мы физически не можем проконсультировать бесплатно всех желающих, но наша команда будет рада оказать услуги по внедрению и обслуживанию 1С. Более подробно о наших услугах можно узнать на странице Услуги 1С или просто позвоните по телефону +7 (499) 350 29 00. Мы работаем в Москве и области.

programmist1s.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта