Eng Ru
Отправить письмо

Химическая индустрия: плюсы и минусы. Тэк минусы и плюсы


Плюсы и минусы соглашения - UA Energy

14.08.2009, Леонид Гусак

Правительство Украины в рамках Соглашения с МВФ о предоставлении кредита Stand-by, а также в соответствии с Совместной декларацией о модернизации украинской системы транзита газа, принятой Совместной международной инвестиционной конференцией ЕС — Украина, взяло на себя ряд обязательств по реформированию внутреннего газового рынка, приведение его в соответствие с Директивой 2003/55/ЕС. Данные обязательства, по нашему мнению, содержат как положительные, так и явно отрицательные моменты для отечественных потребителей, а некоторые из них (особенно учитывая уровень ответственности украинской власти по выполнению своих обещаний) в нынешних условиях невыполнимы.

Положительные аспекты

1. Создание внутреннего газового рынка в соответствии с Директивой 2003/55/ЕС.

Директива относительно общих правил на внутреннем рынке природного газа (так называемая вторая газовая директива) была принята 26 июня 2003 г. и с 1 июля 2004 г. стала основным нормативно-правовым актом ЕС, регулирующим функционирование европейского газового рынка.

Основные ее положения, представляющие особый интерес для Украины, заключаются в следующем: требования второй газовой директивы стали частью национального законодательства стран — членов ЕС; основой для поставок газа в государства — члены ЕС являются прямые долгосрочные контракты со странами — производителями газа; c июля 2004 г. все промышленные потребители были наделены правом выбора поставщиков газа. С июля 2007 г. рынки стали полностью открыты для всех потребителей без исключения. Открытие национальных газовых рынков государств — членов ЕС расширило юридические возможности производителей газа для выхода на потребителя, минуя посредников; доступ третьим сторонам к сети (в частности, к газопроводам высокого давления) и к хранилищам природного газа; реформирование вертикально интегрированных энергетических концернов, чтобы не допускать энергетические компании одновременно и к добыче, и к доставке, и к сбыту энергоносителей. В результате крупные концерны будут вынуждены полностью отказаться от распределительных сетей. Предусмотрена передача этих сетей в управление независимым компаниям. При этом владельцы сохраняют право собственности на сети, однако не могут самостоятельно решать ряд вопросов, например, об инвестициях; возможность снижения цен на энергоносители путем создания свободной конкуренции на внутреннем энергетическом рынке.

К сожалению, в Украине не выполнено ни одно из вышеуказанных положений, кроме долгосрочного контракта с Россией на поставки газа.

Все потребители (промышленность, население, теплокоммунэнерго) зависят от одного поставщика-монополиста — НАК «Нафтогаз Украины», поэтому о свободной конкуренции нет и речи.

Правительство, правда, разрешило в конце июля шести химпредприятиям — ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» (Луганская обл.), Одесский припортовый завод (ОПЗ), ОАО «Концерн «Стирол», ОАО «Днепразот» (Днепродзержинск Днепропетровской обл.), ОАО «Ривнеазот» и ОАО «Азот» (Черкассы) — закупать импортный газ у нерезидентов. Однако из-за отсутствия доступа к сетям газопроводов высокого давления руководство этих предприятий не может это делать.

Более того, вместо передачи распределительных сетей в управление независимым компаниям (не путать с офшорными) Кабмин в начале июня принял решение о том, что государственные газораспределительные сети 42 региональных газоснабжающих компаний (обл- и горгазы) передаются на баланс дочерней компании НАК «Нафтогаз Украины».

2. Принять закон о государственных закупках в соответствии с добросовестной международной практикой и директивами ЕС, а также при необходимости обеспечить его эффективное воплощение в жизнь путем принятия подзаконных актов.

Об «эффективности» украинского закона о государственных закупках см. подробно в статье Лидии Денисенко «Гуляй, казна, за все заплачено!» («2000», № 30—31(470) от 17 — 23 июля 2009 г.).

3. Реформирование НАК «Нафтогаз Украины».

Мы неоднократно писали о необходимости разделения нефтегазового монополиста — создании юридически независимых компаний по добыче углеводородного сырья, его транспортировке и поставкам. Ведь даже сейчас отдельно взятые дочерние предприятия НАК — «Укрнефть», «Черноморнефтегаз», «Укргаздобыча», «Укртрансгаз», «Укртранснефть» и «Газ Украины» рентабельны.

Однако все финансовые потоки концентрирует огромный чиновничий аппарат «Нафтогаза» с целью их непрозрачного перераспределения в интересах правящей кланово-политической группировки.

4. Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ), безусловно, должна быть полностью независимым регуляторным органом и обладать всей полнотой власти по установлению тарифов.

В Украине же комиссия постоянно выполняет «рекомендации» то правительства, то СНБО.

Так, в августе прошлого года НКРЭ по рекомендации правительства пересмотрела отпускные цены на природный газ для населения, в результате чего с 1 сентября они возросли на 13 — 14,1% в зависимости от категории потребителей.

А с 1 декабря 2008 г., уже по рекомендации СНБО, отпускные цены на природный газ для населения, дифференцированные по годовому объему потребления и наличию или отсутствию у абонента счетчика, повышены еще на 35%.

И, наконец, в июле т. г., выполняя поручения Кабмина, НКРЭ приняла решение повысить на 20% цены на природный газ для населения (с 1 сентября) и для предприятий коммунальной теплоэнергетики (с 1 октября).

В результате только за год цены на газ для населения выросли с 315—1290 грн. до 580,3—2362,3 грн. за 1 тыс. куб. м в зависимости от объема потребления.

5. Прозрачный и конкурентоспособный режим внутренней добычи и освоения полезных ископаемых, безусловно, будет способствовать привлечению к разработке прежде всего перспективного на углеводородные залежи Черноморского шельфа таких мировых гигантов, как ExxonMobil, Chevron, TotalFina Elf, British Petroleum, Statoil, Unocal, Delta Oil и др., а не зарегистрированной тремя студентками на Британских Виргинских Островах компании Vanco Prykerchenska Limited.

Явно отрицательные аспекты

1. Несмотря на постоянные заверения премьер-министра о том, что цены на газ для населения повышаться не будут, из обязательств правительства перед МВФ следует (п. 1 краткосрочных обязательств и пп. 1, 2 среднесрочных), что в 2010 г. в Украине будет отменена система двойного ценообразования, то есть цены на газ для промышленности и населения будут одинаковыми. Это означает, что тарифы на газ для населения вырастут как минимум до $200 за 1 тыс. куб. м (почти в 3 раза).

2. Более того, обязательства предусматривают постепенную отмену жилищных и коммунальных льгот, что приведет к коллапсу платежей из-за неплатежеспособности основной части населения страны.

3. Правительство обязалось повысить цену на газ и для предприятий коммунального хозяйства — до того же уровня, как минимум до $200 за 1 тыс. куб. м. Отметим, что в настоящее время предельный уровень цен на природный газ для предприятий — производителей тепловой энергии составляет 872,78 грн. за 1 тыс. куб. м (с учетом НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку и распределение). Соответственно как минимум в два раза возрастут тарифы на теплоэнергию (на отопление и горячую воду).

4. Более того, правительство обязалось закрепить в законодательном порядке усиленный централизованный механизм установки тарифов на отопление с целью возмещения производственных затрат и потерь на районных сетях теплоснабжения.

Как наши чиновники умеют «экономически обосновывать» производственные затраты, а тем более потери, общеизвестно. Тем более когда они же являются владельцами офшорных компаний, собирающих средства за теплоэнергию.

При этом Киев и другие украинские города уже сегодня по уровню тарифов на теплоэнергию впереди Европы всей (см. статью «Тарифы в Киеве: куда, собственно, идут наши деньги?!», «Уикенд», № 30 — 31(470) от 16.07.09 г.).

Невыполнимые аспекты

Зная «обязательность» отечественной власти, можно не сомневаться, что все перечисленные «положительные аспекты» будут спущены на тормозах.

В частности, не представляется реальным, что уже в следующем году каждое промышленное предприятие получит возможность выбирать поставщика газа, к примеру, из десяти-двадцати независимых компаний. Что уж тогда говорить о частном домовладении или многоквартирном доме, то есть о населении.

И все же отметим лежащий на поверхности невыполнимый аспект.

Правительство обязалось обеспечить независимость оператора украинской газотранспортной системы (дочерняя компания НАК «Нафтогаз Украины» — «Укртрансгаз»), а также позволить ему работать на коммерческих принципах (п. 8 краткосрочных обязательств и пп. 4, 5 среднесрочных).

Основная функция жизнедеятельности ДК «Укртрансгаз» — транспортировка российского газа по территории Украины в европейские страны. Однако как компания может начать работать на коммерческих принципах в следующем году, если ОАО «Газпром» уже оплатил за услуги по транспортировке газа до конца 2010-го?

Так, в соответствии с Соглашением по урегулированию долга Украины за потребленный российский газ в 1997 — 2000 гг., подписанным в 2004 г., «Нафтогаз Украины» должен в этом году оказать «Газпрому» услугу по транзиту газа по тарифу $1,09375 за 1 тыс. куб. м на 100 км еще на $250 млн., что эквивалентно прокачке около 18,4 млрд. куб. м.

В январе «Нафтогаз Украины» договорился с «Газпромом» о покупке находящихся в ПХГ 11 млрд. куб. м природного газа на сумму $1,6 млрд. в счет услуг транзита, что означает обязательство прокачать по действующему тарифу еще около 75,9 млрд. куб. м.

И, наконец, в марте была достигнута договоренность о закупке в апреле 800 млн. куб. м российского природного газа для закачки в ПХГ по действующей во втором квартале цене $270,95 за 1 тыс. куб. м, что эквивалентно оказанию услуг по транзиту около 10,3 млрд. куб. м природного газа.

Итого общие обязательства «Нафтогаза Украины» перед ОАО «Газпром» по прокачке газа по вышеуказанным соглашениям достигли 104,5 млрд. куб. м при транспортировке за семь месяцев т. г. 46,1 млрд. куб. м.

uaenergy.com.ua

Проблемы и основные факторы развития топливно-энергетического комплекса

Топливно-энергетический комплекс России всегда играл важную роль в экономике страны. За годы реформ в связис резким падением объемов производства в других отраслях экономики его роль еще более возросла.

В течение прошедшего десятилетия ТЭК в основном обеспечивал потребности страны в топливеи энергии, сохранив тем самым энергетическую независимость России. В настоящее время преодолена тенденция спада и начался рост добычи газа, нефти и угля, производства электроэнергии, объема и глубины переработки нефти. Производственные структуры ТЭК в результате проведенных структурных преобразований, либерализации и приватизациив значительной мере адаптировались к рыночным методам хозяйствования. В результате проведенных работ по реструктуризации угольной промышленности повысилась ее экономическая эффективность, ликвидируются убыточные неперспективные предприятия. Начались реформы электроэнергетики и жилищно-коммунальной сферы. Сформированы основы регулирования хозяйственных отношений в энергетическом секторе экономики, включая вопросы недропользования, налогообложения и ценообразования.

В настоящее время ТЭК является одним из устойчиво работающих производственных комплексов российской экономики. Он определяющим образом влияет на состояниеи перспективы развития национальной экономики, обеспечивая около ¼ производства валового внутреннего продукта, ⅓ объема промышленного производства и доходов консолидированного бюджета России, примерно половину доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений.

Вместе с темв отраслях ТЭК сохраняются механизмы и условия хозяйствования, не адекватные принципам рыночной экономики, действует ряд факторов, негативно влияющих на функционированиеи развитие ТЭК.

Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса, являются:

— высокая (более 50 процентов) степень износа основных фондов;

— ввод в действие новых производственных мощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2 до6 раз;

— практика продления ресурса оборудования закладывает будущее отставание в эффективности производства. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкой производственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а также старением основных фондов. В связис этим возрастает возможность возникновения аварийных ситуаций в энергетическом секторе;

— сохраняющийся в отраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и их нерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслей ТЭК приток в них внешних инвестиций составляет менее 13 процентов общего объема финансирования капитальных вложений. При этом95 процентов указанных инвестиций приходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетикене создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чего эти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;

— деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на гази снижением доли угля. Политика поддержания относительно низких цен на гази электроэнергиюв перспективе может иметь следствием нарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствия экономических предпосылок для инвестирования в их производствои опережающего роста спроса;

— несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню. Доля добычи нефти за счет современных методов воздействия на пласти доля продукции нефтепереработки, получаемой по технологиям, повышающим качество продукции, низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовойи электроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуют современные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов, крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудование угольной промышленности устарело, недостаточно используется потенциал атомной энергетики;

— отставание развития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базы добычи углеводородов, и особеннов газовой отрасли;

— отсутствие рыночной инфраструктуры и цивилизованного энергетического рынка. Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственного регулирования их деятельности и на развитии конкуренции;

— сохраняющаяся высокая нагрузка на окружающую среду. Несмотря на произошедшееза последнее десятилетие снижение добычи и производства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК на окружающую среду остается высоким;

— высокая зависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, от состоянияи конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция к дальнейшему повышению доли нефти и газав структуре российского экспорта, вместе с тем недостаточно используется потенциал экспорта других энергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствуето продолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает отсталую структуру всей экономики России;

— отсутствие развитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере специфику функционирования предприятий ТЭК.

Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК в первой четверти XXI века, являются:

— динамика спроса на топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны, обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельной энергоемкостью, а также ценами на энергоносители;

— масштабы реализации ресурсо- и энергосберегающих технологий как в энергетическом секторе, так и в других секторах экономики;

— состояние мировой экономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в мировое энергетическое пространство;

— устойчивое развитие минерально-сырьевой базы;

— формирование благоприятного инвестиционного климата с учетом совершенствования налогового, ценового и таможенного регулирования;

— создание экономических стимулов для уменьшения воздействия энергетики на окружающую природную среду;

— масштабы использования научно-технических достижений в ТЭКи подготовка перехода к энергетике будущего.

Поставленная задача достижения качественно нового состояния ТЭК диктует жесткие требования к выбору мер государственного регулирования и взаимной ответственности всех участников процесса.

www.strategplann.ru

Химическая индустрия: плюсы и минусы

Перспективы, открывающиеся с командных высот химической промышленности, остаются весьма мрачными. DuPont сообщает о падении объема продаж во втором квартале до 7 млрд. долларов, что означает снижение на 12 %, а суммарный доход компании без учета единовременных выплат упал на 54 % до 432 млн.долларов – на остаток года компания рисует безрадостную картину.

«Создается впечатление, что во втором квартале этого года мы не достигли нижней точки экономического спада. Мы ожидаем, что в третьем квартале условия ухудшатся, – заявляет DuPont. – Мы ожидаем, что экономика США стабилизируется только к четвертому кварталу, но ощутимого улучшения не наступит». Компания полагает, что «любой подъем экономики США будет сведен на нет продолжающимся экономическим спадом в Европе, Азии и Южной Америке».

С чуть менее серьезными проблемами столкнулась компания Dow Chemical, сообщавшая о снижении продаж на 3 % до 7,34 млрд. долларов и падении на 48 % дохода, подсчитанного до вноса налогов и выплат, суммарно составившего 582 млн.долларов. «Хотя перспективы всеобщего экономического роста остаются весьма призрачными, нас ободряет, что цены на энергию и сырье для промышленности с первого квартала продолжают снижаться, – сказал финансовый директор Dow Chemicals господин Pedro Reinhard. – В США экономические условия могут стабилизироваться, но говорить о признаках улучшения преждевременно, поскольку в других частях мира продолжается экономический спад». Во втором квартале убытки Dow составили 432 млн. долларов, это ощутимый удар по компании по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда цены на энергию и сырье для промышленности были ниже, а цены на продукцию – выше.

Внезапный обвал цен на природный газ в прошлом месяце (до 3 долларов с февральского уровня в 5 – 6 долларов за млн. Btu) вкупе с тенденцией к понижению цен на нефть до 20-30 долларов, явились тем «ободряющим» фактором, на который ссылается Dow Chemical. В чем, однако, химические компании не видят никакого основания для «ободрения», так это в отношении спроса на их продукцию. Как показывает ценовой отчет агентства CW, цены с немедленным расчетом продолжают все больше отклоняться от цен форвардных контрактов, что подтверждает, насколько плох экономический климат и что влияния относительно низких цен на промышленное сырье недостаточно для формирования прибыли.

Несколько более ободряющим выглядит только что опубликованный отчет ACC «Вклад химической промышленности в экономику», в котором подробно рассмотрены наиболее существенные показатели вклада в экономику. Например, из шести новых рабочих мест, созданных в экономике США, одно приходится на «бизнес в области химии» (в добавление к общему числу уже существующих в американской экономике 6,2 млн. рабочих мест, включающих 1,04 млн. химических и фармацевтических рабочих мест, или около 5 % трудовых ресурсов США). В 2000 году отрасль с 80-миллиардным экспортом стала крупнейшим экспортером в стране, причем в экспортном секторе была занята четверть всех работающих в отрасли. На исследования и разработки был потрачен 31 млрд. долларов. С показателем валового внутреннего продукта (ВВП) на одного работающего (оценка добавленной стоимости) в 170 000 долларов бизнес в области химии занял третье место среди всех промышленных отраслей американской экономики. Добавленная стоимость в химическом бизнесе достигла в 1999 176 млрд. долларов, что составило примерно 2 % от всего американского ВВП. Статистические данные о вкладе отрасли в американскую экономику поддерживают постоянную тематику исследований АСС о пользе продукции, произведенной в химической промышленности и ее влиянии на жизнь людей.

rcc.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта