Eng Ru
Отправить письмо

Транснефть вице президент


Ассоциация специалистов - ПАО «Транснефть»

Пражский клуб развивает экспертные возможности

Фото: Архив "Транснефть-медиа"

В Будапеште состоялось шестое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН). Встреча получилась рабочей и предметной, участники обсудили результаты работы трех постоянных экспертных групп - по поставкам, по энергоэффективности и по юридическим вопросам.

Заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (ее еще называют Трубопроводным, или Пражским клубом) в Будапеште предваряла встреча президента "Транснефти" Николая Токарева с министром национального развития Венгрии Миклошем Шестаком и президентом крупнейшего в стране нефтегазового холдинга "МОЛ Групп" Жолтом Хэрнади. Компания "МОЛ" в этот день праздновала свое 25-летие, что стало хорошим поводом подвести итоги многолетнего сотрудничества и наметить планы на будущее.

- Мы с удовольствием поздравили венгерских коллег, которые являются нашими надежными партнерами на протяжении многих лет, - отметил Николай Токарев. - Обсудили многие вопросы - и технические, и коммерческие, ведь за годы совместной работы у нас четко сложилось видение того, как должно быть организовано взаимодействие двух компаний и в чем его приоритеты.

Курс на эффективность

Ключевой темой заседания Трубопроводного клуба стало представление результатов работы трех постоянных экспертных групп - по энергоэффективности, юридическим вопросам и поставкам. Первой группе, созданной в сентябре 2015 года, была поручена оценка текущего уровня энергоэффективности компаний и поиск новых путей его повышения. Для этого научно-исследовательский институт "Транснефть" разработал методику бенчмаркинговых исследований энергоэффективности. Она позволяет сравнивать разные трубопроводы, перекачивающие различную по своим химическим свойствам нефть, и применима для всех компаний - членов Ассоциации. Со следующего года начнутся и сами исследования, которые будут проводиться дважды в год и по итогам которых будут даны рекомендации по повышению энергоэффективности транспортировки нефти.

- В течение года нам практически удалось выстроить систему, которая позволит проводить анализ и делать соответствующие выводы о работе наших трубопроводных систем, - подвел промежуточные итоги работы группы вице-президент "Транснефти" Павел Ревель-Муроз. - Мы уже проработали алгоритм действий всех членов Ассоциации и экспертов группы и на следующем заседании планируем рассмотреть первые итоги бенчмаркинга за первое полугодие 2016 года.

Экспертная группа по юридическим вопросам уже подготовила договор между МАТН и "НИИ Транснефть" на разработку и окончательное внедрение методики бенчмаркинга энергоэффективности.

Другая экспертная группа по поставкам, созданная на прошлом заседании объединения, уже успела провести первую встречу. Как рассказал вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов, ее участники обсудили перспективы спроса на нефть в Европейском регионе в 2017-2018 годах. Кроме того, российская компания представила коллегам прогноз качественных параметров нефти сорта "Дружба - Юралз" в 2017-2018 годах. Как известно, из-за планомерного роста объемов высокосернистой нефти, сдаваемой в систему магистральных нефтепроводов "Транснефти", содержание серы на западном направлении российского экспорта постепенно растет.

- Мы рассказали коллегам о комплексе мероприятий, реализуемых компанией для стабилизации качественных показателей нефти на экспортных направлениях, - пояснил Сергей Андронов. - В свою очередь, европейские коллеги высказали обеспокоенность перспективой дальнейшего увеличения содержания серы в российской экспортной смеси, что может привести к снижению потребления нефти, поставляемой на НПЗ Европы по трубопроводу "Дружба".

Помимо вопросов качества члены "Пражского клуба" обсудили планы загрузки своих трубопроводов в 2017 году. Особенно это касалось магистрального нефтепровода "Дружба" - связующего звена для большинства участников объединения, по которому российская нефть доставляется в страны Европы. Стороны заверили, что никаких проектов или внештатных мероприятий по реконструкции или ремонту, способных повлиять на нормальную работу "Дружбы", не запланировано. Вместе с тем члены рабочей группы договорились оптимизировать планирование работы этой трубопроводной системы и заблаговременно информировать российскую сторону об объемах загрузки своих транспортных мощностей с учетом планово-ремонтных работ.

Лучшие в профессии

Помимо действующих членов Трубопроводного клуба в будапештском заседании приняли участие представители украинского "Укртранснафта" и хорватского "ЯНАФ". Обе компании ранее получили приглашение вступить в МАТН, и "Укртранснафта", до этого не раз посещавшая заседания Ассоциации в качестве гостя, уже подала заявку на членство в объединении. Николай Токарев приветствовал этот шаг украинской компании.

- Украинский участок нефтепровода "Дружба" и успешная работа наших коллег являются для большинства присутствующих на встрече компаний не только залогом эффективной работы собственных предприятий, но и гарантом энергетической безопасности стран, связанных между собой нефтепроводом "Дружба", - сказал президент "Транснефти". - Несмотря на непростую политическую ситуацию в мире, украинские коллеги четко выполняют свою работу, обеспечивая бесперебойную работу наших систем. Уверен, что их профессионализм и опыт внесут значительный вклад в работу Ассоциации и ее постоянных экспертных групп.

Важным результатом работы МАТН стало и увеличение числа участников другого интернационального проекта - международного конкурса "Лучший по профессии". Конкурс проводится уже несколько лет, и в нем традиционно участвуют нефтепроводные компании России, Белоруссии, Казахстана и Украины. Теперь по инициативе "Транснефти" ряды конкурсантов пополнят работники компаний, состоящих в ассоциации транспортировщиков нефти, а именно словацкой "Транспетрол", венгерской "МОЛ", чешской "МЕРО ЧР" и Китайской национальной нефтегазовой корпорации.

Вице-президент "Транснефти" Борис Король рассказал о подготовке к ближайшему международному конкурсу "Лучший по профессии - 2017", который состоится в августе следующего года. Местом его проведения был выбран город Омск. "Транснефть" уже направила новым участникам положение конкурса. Всем сторонам предстоит большая организационная работа по подготовке самого мероприятия, включая определение круга участвующих в нем профессий. Борис Король предложил коллегам собраться в Москве на установочное совещание, создать рабочие группы по всем профессиям и разработать для каждой из них соответствующий регламент.

Заявка на Ганновер

Подведя итоги проделанной работы, члены МАТН обсудили планы объединения на ближайшие два года. Вице-президент "Транснефти" Михаил Маргелов отметил, что на этом этапе развития объединение вполне готово поделиться успехами своей работы с операторами нефтепроводных систем других стран, тем самым расширяя круг задач Ассоциации и ее участников, а также работая над положительным имиджем и признанием объединения другими членами международного энергетического сообщества.

- Полагаем, что наиболее эффективным способом распространения информации будет участие в крупной профильной международной выставке или форуме с экспозицией и докладом о деятельности Ассоциации, - сказал он.

В качестве площадки для презентации международного объединения транспортировщиков нефти по предложению российской компании была выбрана Ганноверская ярмарка "HANNOVER MESSE", которая пройдет с 24 по 28 апреля 2017 года. В этой крупнейшей международной выставке высоких технологий в прошлом году приняли участие 5200 компаний со всего мира, из них 23% представляли энергетический сектор. "Транснефть" ежегодно участвует в этом мероприятии, представляя свою экспозицию на оригинальном стенде с использованием современных мультимедийных технологий.

- В 2017 году мы планируем оформить стенд площадью 100 кв. м, рядом с которым могла бы расположиться и экспозиция Международной ассоциации транспортировщиков нефти, - предложил Михаил Маргелов.

Трубопроводный клуб постепенно обретает собственный уникальный облик. Если на прошлом заседании был презентован ее логотип, который станет защищенным торговым знаком объединения, а также веб-сайт организации, то сейчас было принято решение о выпуске карты МАТН, на которой будут отображены трубопроводные системы всех ее членов.

Рабочий механизм

Финальным аккордом заседания "Пражского клуба" стало подписание президентом "Транснефти" Николаем Токаревым и управляющим директором "МОЛа" Шандором Фашимоном нового соглашения о сотрудничестве, которое охватывает как технические, так и организационные вопросы учета и оформления нефти, транспортируемой в Венгрию из Российской Федерации. Документ заменит устаревшее соглашение 1998 года.

Шандор Фашимон высоко оценил как работу всего объединения, так и ведущую роль компании "Транснефть".

- Я считаю, что форма и содержание Ассоциации как раз соответствует XXI веку, - сказал он. - Наша организация протянулась от Китая до Чехии, и без России ее просто невозможно себе представить. Безусловно, "Транснефть" - очень важный партнер для нас, это связующее звено между Европой и Азией.

- Для нас главным итогом заседания является то, что Ассоциация в очередной раз подтвердила свой статус рабочего органа, - отметил Михаил Маргелов. - Это не просто клуб по интересам или встреча старых друзей, но надежный, работающий деловой механизм, который в современных непростых условиях реально приносит пользу всем участникам Ассоциации.

Следующие заседания МАТН пройдут уже в 2017 году, в мае членов Трубопроводного клуба примет Минск, а в сентябре Астана.

Справка

Международная ассоциация транспортировщиков нефти была создана в декабре 2014 года в Праге по инициативе чешской компании "МЕРО ЧР", поэтому члены ассоциации неформально называют ее сегодня "Пражским клубом".

Сейчас в состав МАТН входят "МЕРО ЧР" (Чехия), "Транснефть" (Россия), "Транспетрол" (Словакия), "МОЛ" (Венгрия), "Гомельтранснефть-Дружба" (Беларусь), "КазТрансОйл" (Казахстан), Китайская национальная нефтегазовая корпорация, а также Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) в статусе наблюдателя.

Кстати

Программа пребывания представителей "Транснефти" в Венгрии не ограничилась только рамками заседания. Они также посетили принадлежащий компании "МОЛ" НПЗ "Сазхаломбатта". Венгерские коллеги провели для гостей небольшую экскурсию по НПЗ, показали диспетчерскую и рассказали о том, как обеспечивают диспетчеризацию поставок нефти на завод.

Другим важным событием уже в рамках двустороннего сотрудничества компаний "Транснефть" и "МОЛ" стал торжественный ввод в эксплуатацию новой системы измерения количества и показателей качества нефти (СИКН) на пункте сдачи нефти (ПСН) "Фенешлитке". ПСН, расположенный в двадцати километрах от венгерско-украинской границы, обеспечивает учет нефти, поставляемой из России по нефтепроводу "Дружба" в Венгерскую Республику.

Старый узел учета, введенный в строй в 1993 году, устарел и морально, и физически, и уже не отвечал современным требованиям по учету. "Транснефть" предложила венгерской стороне три варианта реконструкции, и коллеги выбрали полную замену измерительных линий и блока контроля качества. Модернизация системы выполнялась совместно специалистами компании "Транснефть" и венгерской "МОЛ". Новая система позволит вести учет, мониторинг и контроль транспортируемого сырья с применением новейших технологий, отвечающих всем современным требованиям и стандартам.

На торжественный ввод в строй нового СИКН собрались все компании, участвующие в транспортировке нефти из России в Венгрию. Российскую делегацию возглавил заместитель вице-президента - директор департамента учета и планирования грузопотоков компании "Транснефть" Игорь Кацал.

- В новой СИКН применен целый ряд технических решений, в частности, мультивязкостные расходомеры, двухступенчатая система фильтров, автоматизированное оформление актов приема-сдачи нефти, протоколов поверки и контроля метрологических характеристик, - отметил он. - Хочу отметить, что работа наших специалистов проходила в традиционно позитивной атмосфере взаимного понимания и товарищеской поддержки. Мы всегда подчеркиваем, что название нашего нефтепровода - "Дружба" - это не только официальное обозначение, но и выражение самой сути нашего сотрудничества, не потерявшего своей актуальности за более чем полвека истории трубопроводной системы. Сегодня это сотрудничество выходит на новый уровень.

www.transneft.ru

Некоторые сообщения вице-президента ПАО «Транснефть» Сергея Андронова для СМИ

Вице-президент ПАО «Транснефть» Сергей Андронов принял участие в заседании Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН) в г. Астане (Республика Казахстан). В кулуарах мероприятия он ответил на ряд вопросов представителей СМИ.

О прогнозе экспорта нефти

Трубопроводный экспорт российской нефти в 2017 году снизится по отношению к 2016 году, когда он составлял 237,8 млн тонн, сообщил Сергей Андронов в беседе с журналистами.

«В целом по году предполагается, что трубопроводный экспорт будет ниже уровня 2016 года», - сказал он. Причинами, по словам Сергея Андронова, являются договоренности с ОПЕК и увеличение внутренних объемов нефтепереработки.

Вице-президент ПАО «Транснефть» также отметил, что график трубопроводного экспорта нефти на четвертый квартал не предполагает роста по сравнению с третьим кварталом.

О поставках нефти в Китай

Китай просит российскую сторону о меньшем, чем предполагалось, объеме прокачки нефти в 2018 году по отводу от ВСТО - нефтепроводу Сковородино - Мохэ, с переносом объемов на порт Козьмино, сообщил Сергей Андронов.

Он напомнил, что с 1 января 2018 года по данному маршруту поставки должны быть в объеме 30 млн т. «Но из-за задержки окончания реконструкции НПЗ на территории КНР, который должен получать нефть по этому нефтепроводу, наши коллеги из Китая просят рассмотреть вопрос сохранения на 2018 год определенного объема нефти через порт Козьмино», - пояснил вице-президент ПАО «Транснефть».

По словам Сергея Андронова, по нефтепроводу Сковородино - Мохэ обсуждаются поставки в следующем году в объеме не менее 28 -28,5 млн т. «Соответственно 2-1,5 млн т могут быть поставлены через порт Козьмино», - добавил он.

«Нами проведен анализ поступивших заявок компаний на 2018 год по ВСТО и исходя из имеющейся технической возможности, будем совместно с Минэнерго РФ, «Роснефтью» и CNPC обсуждать итоговые цифры по вышеозвученным направлениям. Безусловно, основная наша цель, максимизировать объемы поставок по нефтепроводу Сковородино - Мохэ», - отметил Сергей Андронов.

Как напомнил вице-президент ПАО «Транснефть», предполагается, что в 2018 году через территорию Казахстана поставки российской нефти в Китай составят 10 млн т.

Сергей Андронов также сообщил, что определение маршрутов и объемов транспортировки на 2018 год в рамках исполнения межправсоглашения России и Китая состоится в третьей декаде сентября в Пекине, параллельно с межправкомиссией Россия-Китай.

Об объемах сдачи нефти в нефтепроводы Заполярье - Пурпе и Куюмба - Тайшет

Нефтяные компании актуализировали заявки на поставки нефти по нефтепроводу Заполярье-Пурпе, в 2017 году объем составит около 4,7 млн тонн, сообщил Сергей Андронов.

«Сдача нефти в нефтепровод Заполярье - Пурпе в 2017 году ожидается на уровне чуть менее 5 млн тонн - 4,7 млн тонн», - сказал он.

По словам вице-президента ПАО «Транснефть», в нефтепровод Куюмба-Тайшет объем сдачи нефти составит на уровне 1 млн тонн.

О поставках нефти на НПЗ Белоруссии

ПАО «Транснефть» в четвертом квартале поставит на НПЗ Белоруссии 4,5 млн тонн нефти, график поставок на 2017 год составляет 18 млн тонн, сообщил в беседе с журналистами Сергей Андронов.

«В четвертом квартале на НПЗ Белоруссии поставки нефти предполагаются на уровне 4,5 млн тонн, что соответствует годовому объему в 18 млн тонн», - сказал он.

О поставках дизельного топлива на Украину

ПАО «Транснефть» планирует поставить на Украину 2,5 млн тонн дизельного топлива в текущем году.

«Прогнозный объем поставок дизтоплива на Украину в 2017 году составит 2,5 млн тонн, что существенно больше уровня 2016 года. Текущие поставки составляют порядка 250 тыс. тонн в месяц», - сообщил Сергей Андронов, отвечая на вопросы журналистов.

www.transneft.ru

Интервью вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Михаила Баркова радиостанции Business FM о юридическом обосновании принципа «качай или плати»

 Мы обсуждаем юридическое обоснование принципа «качай или плати», обязательства нефтяных компаний по поставкам в магистральный нефтепровод Заполярье – Пурпе и заполняемость нефтепроводной системы ВСТО на фоне заключения таких договоров. Мой гость – Михаил Барков, вице-президент компании «Транснефть». Михаил Викторович, здравствуйте.

Михаил Барков: Здравствуйте!

Существует форма договора на поставку энергоресурсов, основанная на принципе «качай или плати». Непонятно, насколько она вообще легитимна, ведь нельзя же брать деньги за неоказанные услуги, и какова практика «Транснефти»?

Михаил Барков: Слово «легитимность» в данном случае не совсем справедливо употреблять. В российском праве этого термина – «качай или плати» – в чистом виде не существует. Если мы поднимем соответствующие законодательные акты, начиная с Гражданского кодекса, и пройдемся по отдельным постановлениям или регламентам, близким к вопросу, то этого термина мы не увидим.

Хотя в целом существующая российская правовая система дает возможность использовать подобные схемы (это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации № 218 от 29.03.2011 г. «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» – Прим. ред.).

Можно привести такой пример. Термин «холдинг» употребляется во всем мире, его очень широко используют журналисты, особенно экономические. При этом термин «холдинг» – не правовой. В Российской Федерации его не существует, однако он широко применяется. Мы понимаем, что за этим термином стоит система существующих правоотношений, и существуют де-факто «холдинги» «Роснефть» или «Транснефть», но де-юре их нет.

Так вот, возвращаясь к термину «качай или плати». В последнее время мы стараемся использовать в большей степени этот принцип, потому что он логичен. Вы правы, здесь возникает вопрос: если услуга не оказана, почему за нее надо платить? Однако если под эту услугу реализован проект, проведено определенное финансирование, предусмотрены определенные финансовые и иные обязательства и потом кто-то отказывается от этой услуги, то мы, соответственно, несем убытки – почему мы должны терпеть эти убытки? Тем более что это и в интересах того, кто первоначально нам обещал, что в установленное время и на определенных условиях оговоренные объемы нефти пойдут по конкретному направлению…

 Здесь самый важный вопрос возникает: что все-таки побуждает компанию использовать такой принцип – «качай или плати»?

Михаил Барков: Побуждает мировая практика, которая давным-давно использует данный принцип, и мы к этому приходим. В Российской Федерации он сейчас применяется в самой крупной частной нефтепроводной компании, которая работает на территории нашей страны, – это КТК (Каспийский трубопроводный консорциум). Там этот принцип успешно используется практически с самого основания КТК. Напомню, что «Транснефть» является доверительным управляющим российским пакетом акций консорциума. Так вот, принцип «качай или плати» в КТК плодотворно применяется и не вызывает сомнений у акционеров КТК, которых более десяти.

Компания «Транснефть» не изобретает ничего нового – это мировая практика, вытекающая из логики рыночных отношений. Мы госкомпания, основной пакет акций которой принадлежит государству. При этом, по Гражданскому кодексу, «Транснефть» является коммерческой организацией и полностью погружена в рыночные, коммерческие отношения.

Почему мы должны терять очень крупные средства из-за того, что кто-то пообещал, а потом это обещание не выполнил? А происходить может именно так – мы под эти обещания осуществим мощнейшие капитальные вложения, построим инфраструктурные крупные проекты, под эти обещания будут работать люди и так далее. А потом некто нам скажет: «Вы знаете, мы пошутили». Мы так работать, естественно, не хотим, поэтому внедряем этот принцип и будем его внедрять как можно шире, потому что он, повторю, вытекает из логики рыночных отношений.

 Как к нему нефтяные компании относятся?

Михаил Барков: Конечно, не все относятся положительно, потому что люди, разумеется, считают свою прибыль и расходы. В рыночной ситуации негативным фактором может послужить любое повышение тарифа, или, допустим, произошла ошибка в оценке месторождений и объемов, которое оно может дать. Однако могут быть и другие причины нашего недовольства. Не буду называть компанию, которая решила воспользоваться другим маршрутом транспортировки, нежели тот, о котором первоначально договаривались. Но мы-то здесь причем? Мы же вложились... При этом та компания не хочет платить по своим обязательствам и обещаниям, а это прямые убытки для нас. «Качай или плати» – это подход в рамках рыночной логики и здравого смысла.

Поэтому мы считаем, и наше мнение подтверждено практикой, что постепенно все нефтяники будут с пониманием относиться к этому принципу и соблюдать его.

 А сейчас этот принцип, в каком направлении больше актуален? Восток или Запад?

Михаил Барков: В большей степени он актуален для тех месторождений, которые сейчас вводятся в эксплуатацию. В частности, упомянутая вами магистраль Заполярье – Пурпе связывает ряд недавно открытых месторождений, которые уже разрабатываются и обустраиваются с учетом действующей системы магистральных нефтепроводов. Существующие научные тесты и методы дают возможность определить контуры и параметры месторождения, но наличие нефти в нем и всего того, что с ней связано, – это в какой-то степени карточная игра. Как там будет складываться ситуация, не всегда можно предугадать. Например, Кашаганское месторождение – ожидалось, что с него еще в 2012 году начнутся серьезные поступления. Сейчас же говорят, что серьезные объемы нефти оттуда будут поступать, скорее всего, через год, а то и через два.

Компании, которые сейчас рискуют, разрабатывая новые месторождения, конечно, хотели бы иметь запасные варианты. Они могут сказать: «Не получилось – ну, извините! Мы пойдем в другое место, а то, что вы построили в тяжелейших условиях высокозатратный инфраструктурный проект – это ваши проблемы, сами разбирайтесь».

«Транснефть» – коммерческая компания, тариф которой очень жестко лимитируется, а кредиты, которые мы берем под проекты, надо выплачивать. Поэтому мы тоже считаем свои деньги.

 Ну, это все в основном на ВСТО же завязано?

Михаил Барков: Да, ВСТО – это восточное направление

 То есть получается, если нефтяные компании, скажем так, «недодают» нефть…

Михаил Барков: Если они недодадут или недопрокачают, то они все равно будут платить так, как если бы они прокачали в тех объемах, которые были указаны в договорах до начала прокачки.

 Это понятно. А может ли это нарушить обязательства России по поставкам в Китай?

Михаил Барков: Вы знаете, об этом говорить сейчас преждевременно. Предположу, что те объемы, которые были законтрактованы ранее, вполне могут быть перекачаны. Дополнительные объемы, под которые сейчас делается расширение системы, тоже будут, скорее всего, перекачаны. Хотя элемент риска все же существует. Думаю, что те крупные нефтяные компании, которые сейчас задействованы на восточном направлении, вполне справятся с этими вопросами.

www.transneft.ru

Клуб практиков - ПАО «Транснефть»

Международная ассоциация транспортировщиков нефти включила в свои ряды китайскую компанию

В Братиславе прошло пятое заседание Международной ассоциации транспортировщиков нефти (МАТН), получившей неофициальное название "Пражский клуб". Объединение трубопроводных компаний из разных стран становится реальным экономическим инструментом и привлекает все больше компаний, в том числе - с других континентов.

Инициатива создания глобального объединения транспортировщиков нефти изначально принадлежала чешской компании "МЕРО ЧР". Именно поэтому члены ассоциации между собой называют его сегодня "Пражским клубом". Клуб должен был объединить операторов нефтепроводной системы "Дружба", которая была создана еще СССР для снабжения своих союзников и сателлитов в Восточной Европе. Новые времена диктуют и новые идеи для объединения.

Теперь компании входят в клуб трубопроводчиков из практических интересов, исходя из потребностей своего бизнеса. "Транснефть" вошла в Пражский клуб два года назад в качестве крупного игрока и одного из основателей объединения: присутствие российской компании послужило стимулом к развитию для остальных членов объединения.

С самого начала участие в Пражском клубе стало для "Транснефти" улицей с двусторонним движением. Объединившись с коллегами, флагман отрасли также открыл для себя новые возможности. К примеру, у каждой компании имеются свои наработки в области безопасности транспортировки нефти, внутритрубной диагностики и защиты окружающей среды. Кроме того, новое объединение стало платформой для обсуждения вопросов унификации технических стандартов и вопросов энергоэффективности. Ассоциация - это не только инструмент развития мирового рынка транспортировки нефти, но и весьма демократичная структура, не имеющая ничего общего с закрытым элитным клубом. Ограничений на вступление для нефтетранспортных компаний практически не существует. В уставе организации подчеркивается, что вступить в нее может нефтетранспортная компания любого государства.

На братиславском заседании клуба его ряды пополнила "Китайская национальная нефтегазовая корпорация" (CNPC Pipeline Company). Удивляться активности азиатских коллег и партнеров не приходится.

Еще один важный нюанс: деятельность "Пражского клуба" находится вне политики. Его представители отмечают, что цель глобального объединения транспортировщиков нефти - обмен техническими данными и инновациями и повышение энергоэффективности, и его работе не имеет смысла искать какую-то политическую подоплеку.

В частности, МАТН уже разработала свои механизмы бенчмаркинга энергоэффективности компаний. Новые методики будут опробованы, в первую очередь, на членах клуба.

В Братиславе Совет правления ассоциации учредил две постоянные экспертные группы. Одна из них - по юридическим вопросам - займется унификацией правовых норм и стандартов в сфере трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. Инициатором создания другой экспертной группы, которая будет заниматься поставками, выступила компания "Транснефть".

Группа займется мониторингом и оценкой спроса на нефть и нефтепродукты в Европейском регионе и других странах до 2020 и 2035 годов. На основании полученных данных будут рассматриваться планы загрузки трубопроводной и нефтеперерабатывающей инфраструктуры участниц МАТН, развития портовой инфраструктуры и модернизации НПЗ.

Первая встреча экспертной группы по поставкам должна пройти в октябре этого года в Москве. От этого заседания члены клуба ждут новых предложений для взаимовыгодного сотрудничества, обмена инновационными решениями внутри ассоциации.

Справка

Нефтепроводная система "Дружба" - крупнейшая в мире система магистральных нефтепроводов, построенная в 1960-е годы для доставки нефти из Волгоуральского нефтегазоносного района в Венгрию, Чехословакию, Польшу и ГДР. Маршрут нефтепровода проходит от Самары до Брянска, затем до Мозыря, после чего разветвляется на два участка: северный, который пролегает по территории Белоруссии, Польши, Германии, Латвии и Литвы, и южный, который проходит по территории Украины, Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. В нефтепроводную систему "Дружба" входит 8900 км трубопроводов (из них 3900 км проходят по территории России), 46 насосных станций, 38 промежуточных насосных станций, резервуарные парки которых вмещают 1,5 млн куб. м³ нефти. По нефтепроводу "Дружба" ежегодно экспортируется 66,5 млн тонн нефти, в том числе по северной ветке - 49,8 млн тонн. Российский отрезок трубопровода эксплуатируется дочерней структурой компании "Транснефть" - "Дружба".

Гости Братиславы возложили венок к мемориальному комплексу "Славин" - месту упокоения тысяч советских воинов, погибших во время кровопролитных боев за освобождение Словакии в 1945 году. Фото: Архив "Транснефть - Медиа"

Павел Ревель-Муроз, вице-президент компании "Транснефть":

Участие в Пражском клубе - это живая работа, она позволяет нам и нашим партнерам эффективнее эксплуатировать системы трубопроводного транспорта. Чем чаще мы будем встречаться, тем лучше: общение стимулирует возникновение новых идей и новых проектов. Ассоциация - это именно та площадка, где будут решаться, обсуждаться и продвигаться отраслевые вопросы.

Например, на прошлом заседании в сентябре была создана рабочая группа по оценке энергоэффективности компаний, входящих в ассоциацию. Разработана единая методика проведения бенчмаркинга энергоэффективности: мы проведем расчеты за 2016 год, и уже по их результатам будем делать выводы.

Наша компания по направлению энергоэффективности сертифицирована по международному стандарту ISO 50001 "Система энергетического менеджмента. Требования и руководство по применению". Бенчмаркинг эффективности работы нашей компании с точки зрения энергоэффективности проводился компанией KPMG. В результате по уровню потребления энергоресурсов при транспортировке нефти и нефтепродуктов "Транснефть" остается одной из самых эффективных по сравнению с американскими нефтяными компаниями -ExxonMobile и ConocoPhillips и др. В этой сфере есть уже действующие документы и есть документы, которые требуют разработки, адаптации и проверки. Рассчитываем, что эта тема будет рассмотрена на одном из заседаний Пражского клуба.

Другой актуальный вопрос для взаимодействия в рамках ассоциации - внутритрубная диагностика. Наше сервисное предприятие "Транснефть - Диаскан" проектирует и изготавливает диагностические приборы и проводит работу по диагностике трубопроводов. Имея богатый опыт, более 20 лет, мы оказываем такие услуги партнерам, в частности Казтрансойлу, "Гомельтраснефть Дружба", коллегам из Чехии, Словакии, КТК: проводим диагностику трубопроводов, которые эксплуатируют компании, выдаем данные о техническом состоянии.

Важная часть - взаимодействие специалистов всех уровней. Мы пригласили представителей компаний из Пражского клуба на научную конференцию молодых специалистов "Транснефти" в 2018 году. Эта площадка специально создана для того, чтобы молодые люди могли встретиться, познакомиться, обсудить проблемы и найти решения тех или иных вопросов в нашей отрасли.

Наши партнеры из Казахстана, Белоруссии уже принимают участие в конкурсе "Лучший по профессии". Со следующего года к нему присоединятся коллеги из компаний МЕРО, Транспетрол, МОЛ. Это позволит оценить уровень подготовки специалистов, определить новые направления работы и в итоге повысит профессиональный уровень работников и надежность работы трубопроводного транспорта в целом.

Научная конференция и конкурс профмастерства неразрывно связаны с нашей отраслью: молодые инженеры предлагают на конференции свои теоретические разработки, а на конкурсе проводится соревнование среди рабочих специальностей. В этих проектах участвуют сотрудники, выполняющие реальную работу. Взаимодействие с нашими коллегами в рамках ассоциации позволяет беспрепятственно обмениваться опытом и развиваться, а это - бесценно.

Михаил Маргелов, вице-президент компании "Транснефть":

Международная ассоциация трубопроводного транспорта со штаб-квартирой в Праге была создана для информационного обмена, важного для эффективности любого бизнеса. Первоначальная идея - собрать воедино всех, кто сегодня представляет составные части бывшего советского нефтепровода "Дружба".

В составе Пражского клуба - компании из Венгрии, Чехии, Словакии, Белоруссии, постоянно присутствуют украинские коллеги, пока не ставшие формальными участниками ассоциации. Примкнули в МАТН Казтрансойл и Каспийский трубопроводный консорциум. Продолжаются переговоры с компаниями стран бывшей Югославии, с австрийцами, немцами. Проведены переговоры с Petrobras, национальной нефтяной компанией Бразилии, и с национальной нефтяной компанией Мексики. Им тоже интересен европейский и азиатский опыт организации трубопроводного транспорта. На братиславском заседании клуба в члены ассоциации была принята китайская нефтяная компания CNPC.

"Транснефть" - крупнейшая в мире компания, занимающаяся транспортировкой нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам. Соответственно, мы должны все знать про всех: от этого зависит наш бизнес и стратегия нашего развития. Мы являемся ответственными участниками рынка, отвечаем за качество того продукта, который перемещаем, за своевременность поставки, за соблюдение условий, которые выдвигает покупатель товара. Поэтому хотелось бы понимать, что от нас ждет потребитель на том конце трубы, допустим, в Восточной Европе, или в Азии, или в портах отгрузки, которыми являются у нас Усть-Луга и Приморск на Балтике, Новороссийск на Черном море и порт Козьмино на Тихом океане.

Большинство компаний, входящих в ассоциацию, являются представителями государств - членов Европейского союза. Взаимодействие в нашем общем формате помогает синхронизировать понимание административных особенностей и законодательства в нефтетранспортной отрасли. Каждая компания - монопольный трубопроводный транспортировщик нефти в своей стране, а вопросы антимонопольного законодательства в ЕС обсуждаются постоянно. И здесь значительную помощь может оказать Пражский клуб - как площадка для интеллектуальных дискуссий, в том числе и с еврочиновниками, депутатами Европарламента.

Участники ассоциации проявляют интерес к научным разработкам, которые сосредоточены в НИИ "Транснефть". Мы смогли сохранить научную базу и максимально открыты для партнеров - членов ассоциации, а они, в свою очередь, предлагают свои идеи и наработки. У нас нет взаимоотношений старшего и младшего брата. И это наши коллеги по Пражскому клубу очень ценят.

"Транснефть" странным образом оказалась под санкциями, мы удивлены этому чрезвычайно. Компания успешно взаимодействует с американскими, британскими, итальянскими, голландскими компаниями в проекте Каспийский трубопроводный консорциум - и там никто ни про какие санкции не вспоминает. Нам очень важно, чтобы наши восточноевропейские партнеры знали, что факт нахождения "Транснефти" в санкционном списке никоим образом не отразится на нашем совместном бизнесе. Наша компания в политику не играет, мы занимаемся экономикой.

Наша протянутая рука действительно протянута для рукопожатий. Ассоциация создана для того, чтобы работать вместе: как известно, успех - это всегда результат совместных усилий.

www.transneft.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта