Медведев: "третий энергопакет" создает проблемы сотрудничеству РФ с ЕС. Третий энергетический пакет есПоправки к Газовой директиве ЕС не позволят подвести Nord Stream 2 под третий энергопакет - Экономика и бизнесБРЮССЕЛЬ, 28 марта. /Корр. ТАСС Денис Дубровин/. Предложенные Еврокомиссией поправки к Газовой директиве Евросоюза не позволят автоматически подвести под нормы третьего энергопакета газопроводы из третьих стран и фактически обяжут Еврокомиссию искать соглашения с Россией по "Северному потоку - 2" (Nord Stream - 2). Об этом говорится в полученной ТАСС второй части заключения юридической службы Совета ЕС по предложенным Еврокомиссией поправкам в Газовую директиву ЕС. В первой части заключения Совета ЕС содержался вывод, что предложенные Еврокомиссией поправки о морских газопроводах из третьих стран противоречат Конвенции ООН по морскому праву. Чтобы поправки ЕК к Газовой директиве Евросоюза вступили в силу, они должны получить одобрение всех стран сообщества в Совете ЕС. Назад к мандату?"Если часть газопровода находится за пределами юрисдикции Евросоюза, и противоречащие друг другу нормы двух или более юрисдикций (государств - прим.ТАСС) применяются к одному газопроводу, заключение межправительственного соглашения для работы этого газопровода становится необходимым для снятия противоречащих друг другу требований", - говорится в документе. В прошлом году Еврокомиссия объявила, что намерена заключить двустороннее соглашение с РФ о строительстве и будущем регулировании "Северного потока-2", однако Совет ЕС не поддержал утверждение мандата ЕК на переговоры с Москвой. Тогда Еврокомиссия решила изменить европейское газовое законодательство, чтобы административным путем подвести "Северный поток-2" под нормы Третьего энергопакета. Однако пока юридические оценки этих предложений внутри самого Евросоюза не вызывают оптимизма у Брюсселя. Теперь, если страны ЕС, несмотря на все противоречия, все же одобрят предложения ЕК по новым правилам игры на европейском газовом рынке (или Еврокомиссия сможет снять эти противоречия путем дальнейшей работы над текстом), Совету ЕС придется вновь возвращаться к отвергнутому им же мандату для Еврокомиссии на переговоры с Россией по "Северному потоку-2". Москва не раз заявляла, что не видит оснований для этих переговоров, поскольку "Северный поток-2" - коммерческий проект, регулируемый международными нормами. Суверенитет - БрюсселюВ случае принятия предложенных Еврокомиссией поправок к Газовой директиве ЕС, страны сообщества должны будут делегировать Брюсселю часть своего энергетического суверенитета, лишившись права самостоятельно заключать соглашения о строительстве и использовании газопроводов с не входящими в ЕС государствами, следует из выводов юридической службы Совета ЕС. "С принятием предложенной директивы, [Европейский] союз приобретет эксклюзивные компетенции по заключению соглашений с третьими странами (не входящими в ЕС - прим. ТАСС) по строительству или использованию газопроводов в той мере, в которой они могут затронуть правила общего рынка, - отмечается в документе. - Страны ЕС более не смогут принимать на себя международные обязательства, которые могут затронуть нормы Евросоюза по третьему энергопакету". Юристы Совета ЕС также отметили, что в предложениях Еврокомиссии не прописаны четкие критерии и временные интервалы, на основании которых страны Евросоюза смогут предоставлять изъятия из действующего законодательства для уже существующих энергетических проектов. Таким образом, в редакции текста поправок, Еврокомиссии оставила вопрос об изъятиях целиком на усмотрение стран сообщества, что противоречит базовым легальным принципам ЕС, в частности, равенства всех субъектов перед законом. Противоречат нормам ООНБрюссельский портал Euractiv опубликовал 5 марта выдержки из первой части заключения юридической службы Совета ЕС по другому разделу того же пакета поправок Еврокомиссии, где речь шла о специфических нормах регулирования морских газопроводов, пересекающих исключительные экономические зоны (ИЭЗ) стран ЕС. Юристы квалифицировали предложения ЕК как противоречащие нормам ООН. "ЕС не обладает полномочиями применять энергетические нормы по разделению [активов по производству и транспортировке энергоресурсов], прозрачности и доступу независимых компаний [к транспортным мощностям], а также тарифное регулирование к трубопроводам, при эксплуатации которых исключительные экономические зоны (ИЭЗ) стран ЕС не используются, а лишь пересекаются, - пишет Euractiv. - Предложение о применении газовой директивы ЕС к ИЭЗ противоречит статьям 56 и 58 Конвенции ООН по морскому праву". Бизнес не оценилEuractiv также отметил, что инициативы ЕК по ужесточению газовых норм в отношении морских газопроводов встретили резкую критику со стороны компаний энергетического сектора ЕС. Из 34 компаний, участвовавших в рыночном тесте этих предложений, который завершился 31 января, 22 выступили против предложений ЕК. По данным здания, в поддержку инициативы ЕК высказались 12 компаний, 11 из которых базируются в Польше, крупнейшим акционером семи из них является Польша. Во всех остальных 22 заявлениях от различных европейских промышленных ассоциаций, таких как Eurogas и BusinessEurope, предложения ЕК были отвергнуты. Газовые нормы и пакетыЕК в ноябре прошлого года одобрила поправки к Газовой директиве Евросоюза. Таким образом она намерена распространить на "Северный поток - 2" и любые другие морские трубопроводы действие дискриминационного для поставщиков газа третьего энергопакета ЕС. Для вступления этих поправок в силу необходимо одобрение Совета ЕС и Европарламента. Третий энергопакет предусматривает, во-первых, обязательное отделение производственных активов энергетических компаний от транспортных и передачу транспортной инфраструктуры независимым операторам; во-вторых, резервирование до половины мощностей трубопроводов для перекачки энергоресурсов независимых компаний; в-третьих, в соответствии с требованиями транспарентности предусмотрено детальное информирование Еврокомиссии о работе объектов энергетической инфраструктуры, в том числе о порядке установления тарифов на транспортировку ресурсов. Этот документ, принятый в 2009 году, был изначально направлен на расширение контроля Брюсселя над экспортом российского газа в страны ЕС. tass.ru Третий энергетический пакет ВикипедияТретий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1] ЦельФормально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций. Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам. В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования. Законодательная базаВсе директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :
Практическая реализацияПосле вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними. На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов. Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний. Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]
По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO). Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕСЧасто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8] Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]
Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводовТретий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15] Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]
КритикаНесмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 273 дня] Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось. Судебная практика по "Третьему энергопакету"Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем. Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20] Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21] ПримечанияСсылкиwikiredia.ru Третий энергетический пакет ВикипедияТретий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1] Цель[ | код]Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций. Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам. В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования. Законодательная база[ | код]Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :
Практическая реализация[ | код]После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними. На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов. Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний. Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]
По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO). Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС[ |ru-wiki.ru Третий энергетический пакетТретий энергетический пакет англ Third Energy Package — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям газопроводами, ЛЭП и тпСодержание
ЦельФормально пакет законов Третьего энергопакета ТЭП находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций Основная юридическая цель Третьего энергопакета - не допускать ситуации, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50% их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интерес, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования Законодательная базаВсе директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :
Практическая реализацияПосле вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators ACER, а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity ENTSO-E , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем англ: European Network of Transmission System Operators for Gas ENTSOG, в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения англ: unbundling от конкурентных видов деятельности производство, продажа естественно-монопольного транспортировка, с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:
По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских енергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора ITO 22 компании из 13 стран полностью разделили собственность OU И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора ISO Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕСЧасто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием "Южного Потока", но в данном случае является неверной Фактически "Южный Поток" был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри ФРГ в отличии от Болгарии облает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой Реально же "Южный Поток" строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования Реальное применение законодательства "третьего энергопакета" для ФРГ можно было пронаблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:
Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводовТретьий энергопакет регулирует только правила касающиеся внутреннего транзита газа между странами членами ЕС Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства Мнения большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключние, что в рамках текущего варианта законодательства об "Третьем энергетическом пакете", Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:
КритикаНесмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50% газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50% газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50% всего имуществом и никаких других поставщиков газа не находилось Судебная практика по "Третьему энергопакету"Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию Польша в свою очередь не соглашается с выводами юристов Совета ЕС об невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде Примечания
СсылкиТретий энергетический пакет Информация о
Третий энергетический пакет КомментарииТретий энергетический пакетТретий энергетический пакет Третий энергетический пакет Просмотр темы. Третий энергетический пакет что, Третий энергетический пакет кто, Третий энергетический пакет объяснение There are excerpts from wikipedia on this article and video www.turkaramamotoru.com Медведев: "третий энергопакет" создает проблемы сотрудничеству РФ с ЕСПрезидент РФ Дмитрий Медведев заявил, что принятие Евросоюзом третьего энергетического пакета ставит создает проблемы для газового сотрудничества с Европой, и Россия должна подготовить ответные меры. МОСКВА, 14 окт - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что принятие Евросоюзом третьего энергетического пакета ставит создает проблемы для газового сотрудничества с Европой, и Россия должна подготовить ответные меры. "Третий энергетический пакет" ЕС был создан в 2009 году и предполагал, что к марту 2011 года все страны ЕС приведут свое национальное законодательство в соответствие его нормам, хотя большинство государств и пренебрегли этим дедлайном. Пакет предполагает, в частности, что компании-продавцы газа не могут владеть транспортными сетями. "За последнее время произошел целый ряд событий, который вынуждает меня поставить этот вопрос - "газовое сотрудничество с Европой" - в повестку дня Совбеза, чтобы руководство нашей страны выработало линию поведения правительства и крупнейших игроков на энергетическом рынке. Я имею в виду третий энергетический пакет. Мной и моими коллегами неоднократно ставился вопрос перед Евросоюзом о том, какие последствия будет создавать прямолинейное исполнение соответствующих правил. За последнее время произошел целый ряд событий, который будет создавать проблему газовому сотрудничеству. Я имею в виду его нормативную основу и договорные основы, и организацию", - сказал Медведев на совещании с постоянными членами Совбеза РФ, на котором также присутствовали глава Минэнерго Сергей Шматко, глава "Газпрома" Алексей Миллер. Президент обратился к Шматко и Миллеру с просьбой представить предложения о том, как строить отношения с Европой с учетом принятия третьего энергопакета. Третий энергопакет включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения на деятельность вертикально-интегрированных компаний, подобных "Газпрому", что ограничивает деятельность российского газового холдинга. Медведев отметил также, что речь идет и о правовом статусе Каспия, который обсуждался на последнем саммите, и об экологической безопасности, на которую необходимо обращать внимание "с учетом того, что в настоящий момент происходит в бассейне Каспийского моря". "Я надеюсь, что наши партнеры, которые продумывают различные процедуры энергетического сотрудничества, также будут придерживаться ранее принятых договоренностей. В любом случае, РФ сформулирует свою позицию, чтобы довести ее до сведения наших партнеров", - заявил глава российского государства. ria.ru Третий энергетический пакет — ВиКиТретий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1] ЦельФормально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций. Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам. В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования. Законодательная базаВсе директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :
Практическая реализацияПосле вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними. На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов. Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний. Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]
По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO). Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕСЧасто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8] Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]
Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводовТретий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15] Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]
КритикаНесмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 242 дня] Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось. Судебная практика по "Третьему энергопакету"Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем. Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20] Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21] ПримечанияСсылкиxn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai Цель третьего энергопакета - снижение цены газа для ЕС, заявил Путин21:1517.10.2011 (обновлено: 21:16 17.10.2011) 88800 Премьер-министр РФ Владимир Путин полагает, что введение властями Евросоюза третьего энергетического пакета является попыткой снизить цену на импортируемый в ЕС газ и изменить существующий механизм ценообразования на газ с привязкой к стоимости нефти. МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин полагает, что введение властями Евросоюза третьего энергетического пакета является попыткой снизить цену на импортируемый в ЕС газ и изменить существующий механизм ценообразования на газ с привязкой к стоимости нефти. Вот, предпринимают всякие решения в одностороннем порядке - третий энергетический пакет, причем в совершенно беспрецедентном порядке придают ему обратную силу, что в современном, цивилизованном мире, казалось бы, вообще недопустимо, но тем не менее это делается. Мы считаем, что цель здесь одна - понизить стоимость товара, оторвать вполне рыночный способ ценообразования, а он у нас сегодня завязан на цену на нефть, - заявил Путин в интервью федеральным телеканалам. В настоящее время стоимость газа по долгосрочным контрактам "Газпрома" рассчитывается исходя из стоимости нефти. Мы же не диктуем административно эту цену, мы привязаны к нефти: нефть повышается - стоимость газа повышается, нефть падает - стоимость газа падает. Мне кажется, что это не очень дальновидный вообще подход, потому что, да, допустим, сегодня цена достаточно приличная на нефть, но завтра она может упасть, и тогда "Газпром" будет нести убытки, а, наоборот, те, кто покупает, будут получать преференции. Не думаю, что это (введение третьего энергопакета - ред.) обоснованно, - сказал премьер. Очень просто. Я об этом говорил много раз публично: все, кто продает товар, хотят продать подороже, а все, кто покупает, хотят получить его подешевле, а лучше вообще на халяву, как у нас в народе говорят, за бесплатно. За бесплатно, ясно, никто отдавать ничего не будет, но хотят подешевле, - пояснил Путин. Третий энергетический пакет ЕС был создан в 2009 году. Пакет предполагает, в частности, что компании-продавцы газа не могут владеть транспортными сетями. То есть, это означает разделение бизнеса продажи и транспортировки газа. Против третьего энергопакета выступает Россия, считая, что он направлен, в первую очередь, против "Газпрома". Путин отметил, что газовый рынок "очень своеобразный" и привязан в значительной степени к конкретному поставщику. Введение же в процесс купли-продажи третьей стороны может привести, по его мнению, к удорожанию газа для потребителей. Также он критически отозвался о предложении разделить собственника газопроводных систем трубопроводного транспорта и собственника самого газа. Уже в некоторых прибалтийских странах национальное правительство ставит так вопросы и пытается отнять у нас, у наших немецких партнеров, кстати говоря, то, что нам принадлежит, по праву принадлежит, по закону, куплено все за деньги. К чему это может привести в газовой сфере? - спросил Путин. - Когда нет структуры, которая владеет продуктом, добывает его, а потом продаёт, когда она отделена от транспорта, то может возникнуть ситуация деградации транспортной системы, потому что сама транспортная система, как правило, убыточная в современном мире, или тогда нужно будет резко задирать тарифы за прокачку, и это в конечном итоге приведет не к падению цены для конечного потребителя, а наоборот, к ее увеличению или деградации транспортной системы. ria.ru |