Eng Ru
Отправить письмо

Медведев: "третий энергопакет" создает проблемы сотрудничеству РФ с ЕС. Третий энергетический пакет ес


Поправки к Газовой директиве ЕС не позволят подвести Nord Stream 2 под третий энергопакет - Экономика и бизнес

БРЮССЕЛЬ, 28 марта. /Корр. ТАСС Денис Дубровин/. Предложенные Еврокомиссией поправки к Газовой директиве Евросоюза не позволят автоматически подвести под нормы третьего энергопакета газопроводы из третьих стран и фактически обяжут Еврокомиссию искать соглашения с Россией по "Северному потоку - 2" (Nord Stream - 2). Об этом говорится в полученной ТАСС второй части заключения юридической службы Совета ЕС по предложенным Еврокомиссией поправкам в Газовую директиву ЕС.

В первой части заключения Совета ЕС содержался вывод, что предложенные Еврокомиссией поправки о морских газопроводах из третьих стран противоречат Конвенции ООН по морскому праву.

Чтобы поправки ЕК к Газовой директиве Евросоюза вступили в силу, они должны получить одобрение всех стран сообщества в Совете ЕС.

Назад к мандату?

"Если часть газопровода находится за пределами юрисдикции Евросоюза, и противоречащие друг другу нормы двух или более юрисдикций (государств - прим.ТАСС) применяются к одному газопроводу, заключение межправительственного соглашения для работы этого газопровода становится необходимым для снятия противоречащих друг другу требований", - говорится в документе.

В прошлом году Еврокомиссия объявила, что намерена заключить двустороннее соглашение с РФ о строительстве и будущем регулировании "Северного потока-2", однако Совет ЕС не поддержал утверждение мандата ЕК на переговоры с Москвой. Тогда Еврокомиссия решила изменить европейское газовое законодательство, чтобы  административным путем подвести "Северный поток-2" под нормы Третьего энергопакета. Однако пока юридические оценки этих предложений внутри самого Евросоюза не вызывают оптимизма у Брюсселя.

Теперь, если страны ЕС, несмотря на все противоречия, все же одобрят предложения ЕК по новым правилам игры на европейском газовом рынке (или Еврокомиссия сможет снять эти противоречия путем дальнейшей работы над текстом), Совету ЕС придется вновь возвращаться к отвергнутому им же мандату для Еврокомиссии на переговоры с Россией по "Северному потоку-2".

Москва не раз заявляла, что не видит оснований для этих переговоров, поскольку "Северный поток-2" - коммерческий проект, регулируемый международными нормами.

Суверенитет - Брюсселю

В случае принятия предложенных Еврокомиссией поправок к Газовой директиве ЕС, страны сообщества должны будут делегировать Брюсселю часть своего энергетического суверенитета, лишившись права самостоятельно заключать соглашения о строительстве и использовании газопроводов с не входящими в ЕС государствами, следует из выводов юридической службы Совета ЕС.

"С принятием предложенной директивы, [Европейский] союз приобретет эксклюзивные компетенции по заключению соглашений с третьими странами (не входящими в ЕС - прим. ТАСС) по строительству или использованию газопроводов в той мере, в которой они могут затронуть правила общего рынка, - отмечается в документе. - Страны ЕС более не смогут принимать на себя международные обязательства, которые могут затронуть нормы Евросоюза по третьему энергопакету".

Юристы Совета ЕС также отметили, что в предложениях Еврокомиссии не прописаны четкие критерии и временные интервалы, на основании которых страны Евросоюза смогут предоставлять изъятия из действующего законодательства для уже существующих энергетических проектов. Таким образом, в редакции текста поправок, Еврокомиссии оставила вопрос об изъятиях целиком на усмотрение стран сообщества, что противоречит базовым легальным принципам ЕС, в частности, равенства всех субъектов перед законом.

Противоречат нормам ООН

Брюссельский портал Euractiv опубликовал 5  марта выдержки из первой части заключения юридической службы Совета ЕС по другому разделу того же пакета поправок Еврокомиссии, где речь шла о специфических нормах регулирования морских газопроводов, пересекающих исключительные экономические зоны (ИЭЗ) стран ЕС. Юристы квалифицировали предложения ЕК как противоречащие нормам ООН.

"ЕС не обладает полномочиями применять энергетические нормы по разделению [активов по производству и транспортировке энергоресурсов], прозрачности и доступу независимых компаний [к транспортным мощностям], а также тарифное регулирование к трубопроводам, при эксплуатации которых исключительные экономические зоны (ИЭЗ) стран ЕС не используются, а лишь пересекаются, - пишет Euractiv. - Предложение о применении газовой директивы ЕС к ИЭЗ противоречит статьям 56 и 58 Конвенции ООН по морскому праву".

Бизнес не оценил

Euractiv также отметил, что инициативы ЕК по ужесточению газовых норм в отношении морских газопроводов встретили резкую критику со стороны компаний энергетического сектора ЕС. Из 34 компаний, участвовавших в рыночном тесте этих предложений, который завершился 31 января, 22 выступили против предложений ЕК.

По данным здания, в поддержку инициативы ЕК высказались 12 компаний, 11 из которых базируются в Польше, крупнейшим акционером семи из них является Польша. Во всех остальных 22 заявлениях от различных европейских промышленных ассоциаций, таких как Eurogas и BusinessEurope, предложения ЕК были отвергнуты.

Газовые нормы и пакеты

ЕК в ноябре прошлого года одобрила поправки к Газовой директиве Евросоюза. Таким образом она намерена распространить на "Северный поток - 2" и любые другие морские трубопроводы действие дискриминационного для поставщиков газа третьего энергопакета ЕС. Для вступления этих поправок в силу необходимо одобрение Совета ЕС и Европарламента.

Третий энергопакет предусматривает, во-первых, обязательное отделение производственных активов энергетических компаний от транспортных и передачу транспортной инфраструктуры независимым операторам; во-вторых, резервирование до половины мощностей трубопроводов для перекачки энергоресурсов независимых компаний; в-третьих, в соответствии с требованиями транспарентности предусмотрено детальное информирование Еврокомиссии о работе объектов энергетической инфраструктуры, в том числе о порядке установления тарифов на транспортировку ресурсов.

Этот документ, принятый в 2009 году, был изначально направлен на расширение контроля Брюсселя над экспортом российского газа в страны ЕС.

tass.ru

Третий энергетический пакет Википедия

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
  4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

Критика

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 273 дня]

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

Судебная практика по "Третьему энергопакету"

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Третий энергетический пакет Википедия

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель[ | код]

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база[ | код]

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация[ | код]

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС[ |

ru-wiki.ru

Третий энергетический пакет

Третий энергетический пакет англ Third Energy Package — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям газопроводами, ЛЭП и тп

Содержание

  • 1 Цель
  • 2 Законодательная база
  • 3 Практическая реализация
    • 31 Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС
    • 32 Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов
  • 4 Критика
  • 5 Судебная практика по "Третьему энергопакету"
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки

Цель

Формально пакет законов Третьего энергопакета ТЭП находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций

Основная юридическая цель Третьего энергопакета - не допускать ситуации, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50% их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интерес, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования

Законодательная база

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент ЕС № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики
  • Регламент ЕС № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов
  • Регламент ЕС № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа также регулирование доступа к природному газу
  • Директива ЕС № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии
  • Директива ЕС № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа

Практическая реализация

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators ACER, а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity ENTSO-E , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем англ: European Network of Transmission System Operators for Gas ENTSOG, в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения англ: unbundling от конкурентных видов деятельности производство, продажа естественно-монопольного транспортировка, с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:

  • Оператор с разделением собственности Ownership unbundling, OU запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей
  • Независимый системный оператор Independent System Operator, ISO позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки
  • Независимый сетевой оператор Independent Transmission Operator, ITO позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских енергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора ITO 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность OU И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора ISO

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием "Южного Потока", но в данном случае является неверной Фактически "Южный Поток" был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри ФРГ в отличии от Болгарии облает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой Реально же "Южный Поток" строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования

Реальное применение законодательства "третьего энергопакета" для ФРГ можно было пронаблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже "монополистам" как Газпром эксплуатировать 50% мощности газпровода, другая 50% должна быть зарезервирована для других компаний
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования "третьего энергопакета" проведя обсуждавшуюся в 2000-2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50% оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ как Роснефть и Новатэк Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа, а Новатэк 33 млрд м3 Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50% в текущих и новых газопроводах Фактически этот газ сейчас и продает Газпром закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям
  4. Если не имеется других поставщиков желающих использовать газопровод или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100% мощности газопровода даже "монополистам"
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроль над такими активами

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

Третьий энергопакет регулирует только правила касающиеся внутреннего транзита газа между странами членами ЕС Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства Мнения большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключние, что в рамках текущего варианта законодательства об "Третьем энергетическом пакете", Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно "Южного Потока" и может привести к далеко идущим последствиям не только для "Северного Потока - 2", но и для других газопроводов из России в ЕС
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно этот вопрос вне компетенции ЕК
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже "логически ошибочными" рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров Alan Riley отмечает, что этот вывод "ошеломляющий" и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС

Критика

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50% газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50% газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50% всего имуществом и никаких других поставщиков газа не находилось

Судебная практика по "Третьему энергопакету"

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию

Польша в свою очередь не соглашается с выводами юристов Совета ЕС об невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде

Примечания

  1. ↑ Третий энергопакет ЕС и отношение к нему России рус, РИА Новости 20130530T1630+0400Z Проверено 26 октября 2017
  2. ↑ 713/2009
  3. ↑ 714/2009
  4. ↑ 715/2009
  5. ↑ 72/2009
  6. ↑ 73/2009
  7. ↑ Институт энергетических исследований РАН и Институт энергетики НИУ ВШЭ Газовый рынок ЕС: эпоха реформ 2016
  8. ↑ EU lawyers give Russia pipeline a free pass англ Проверено 13 октября 2017
  9. ↑ Над «Северным потоком-2» нависла новая угроза рус 14 октября 2017 Проверено 15 октября 2017
  10. ↑ Газовый бизнес wwwrosneftru Проверено 19 октября 2017
  11. ↑ ПАО НОВАТЭК Бизнес : Добыча | Добыча wwwnovatekru Проверено 19 октября 2017
  12. ↑ Еврокомиссия не смогла получить мандат на переговоры с Россией по "Северному потоку-2" англ Проверено 7 августа 2017
  13. ↑ WSJ: ЕС не смог остановить «Северный поток — 2» — ИноТВ, ИноТВ Проверено 8 августа 2017
  14. ↑ Deutsche Welle wwwdwcom Юристы ЕС: Nordstream не входит в компетенцию Еврокомиссии | Новости из Германии о Европе | DW | 28092017 рус DWCOM Проверено 30 сентября 2017
  15. ↑ Евросоюз признал, что не имеет правовых способов блокировать "Северный поток — 2" рус, РИА Новости 20171010T1730+0300Z Проверено 11 октября 2017
  16. ↑ EU lawyers give Russia pipeline a free pass англ Проверено 13 октября 2017
  17. ↑ Заключение юристов Совета ЕС
  18. ↑ Novosti, RIA Handelsblatt: шансы "Северного потока - 2" растут рус, РИА Новости Украина 20171012T1132+0300Z Проверено 12 октября 2017
  19. ↑ Gas-Pipeline: Die Chancen für Nord Stream 2 steigen нем Проверено 12 октября 2017
  20. ↑ Шансы «Северного потока — 2» растут рус, ИноСМИRu 10 октября 2017 Проверено 12 октября 2017
  21. ↑ Ведомости Над проектом «Северный поток – 2» нависла новая угроза 19 октября 2017 Проверено 19 октября 2017

Ссылки

Третий энергетический пакет Информация о

Третий энергетический пакет Комментарии

Третий энергетический пакетТретий энергетический пакет Третий энергетический пакет Просмотр темы.

Третий энергетический пакет что, Третий энергетический пакет кто, Третий энергетический пакет объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Медведев: "третий энергопакет" создает проблемы сотрудничеству РФ с ЕС

Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что принятие Евросоюзом третьего энергетического пакета ставит создает проблемы для газового сотрудничества с Европой, и Россия должна подготовить ответные меры.

МОСКВА, 14 окт - РИА Новости. Президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что принятие Евросоюзом третьего энергетического пакета ставит создает проблемы для газового сотрудничества с Европой, и Россия должна подготовить ответные меры.

"Третий энергетический пакет" ЕС был создан в 2009 году и предполагал, что к марту 2011 года все страны ЕС приведут свое национальное законодательство в соответствие его нормам, хотя большинство государств и пренебрегли этим дедлайном. Пакет предполагает, в частности, что компании-продавцы газа не могут владеть транспортными сетями.

"За последнее время произошел целый ряд событий, который вынуждает меня поставить этот вопрос - "газовое сотрудничество с Европой" - в повестку дня Совбеза, чтобы руководство нашей страны выработало линию поведения правительства и крупнейших игроков на энергетическом рынке. Я имею в виду третий энергетический пакет. Мной и моими коллегами неоднократно ставился вопрос перед Евросоюзом о том, какие последствия будет создавать прямолинейное исполнение соответствующих правил. За последнее время произошел целый ряд событий, который будет создавать проблему газовому сотрудничеству. Я имею в виду его нормативную основу и договорные основы, и организацию", - сказал Медведев на совещании с постоянными членами Совбеза РФ, на котором также присутствовали глава Минэнерго Сергей Шматко, глава "Газпрома" Алексей Миллер.

Президент обратился к Шматко и Миллеру с просьбой представить предложения о том, как строить отношения с Европой с учетом принятия третьего энергопакета.

Третий энергопакет включает шесть законодательных актов, предусматривающих ограничения на деятельность вертикально-интегрированных компаний, подобных "Газпрому", что ограничивает деятельность российского газового холдинга.

Медведев отметил также, что речь идет и о правовом статусе Каспия, который обсуждался на последнем саммите, и об экологической безопасности, на которую необходимо обращать внимание "с учетом того, что в настоящий момент происходит в бассейне Каспийского моря".

"Я надеюсь, что наши партнеры, которые продумывают различные процедуры энергетического сотрудничества, также будут придерживаться ранее принятых договоренностей. В любом случае, РФ сформулирует свою позицию, чтобы довести ее до сведения наших партнеров", - заявил глава российского государства.

ria.ru

Третий энергетический пакет — ВиКи

Третий энергетический пакет (англ. Third Energy Package) — законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков. Принято Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 и вступило в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.).[1]

Цель

Формально пакет законов Третьего энергопакета (ТЭП) находится в составе инициативы развития либеральных европейских ценностей, таких, как «Европа 2020», но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться в том числе по мотивам и целям внешней политики как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета — не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения (газопроводами, нефтрепроводами, ЛЭП). Если монополист владеет такими сетями, то он должен предоставить 50 % их емкости конкурентам или не пользоваться ей, или продать данные сети независимым операторам.

В случае, когда конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Законодательная база

Все директивы и регламенты Третьего энергетического пакета были составлены 13 июля 2009 года и опубликованы в Официальном журнале Европейского союза 14 августа 2009 года :

  • Регламент (ЕС) № 713/2009 об учреждении Агентства по сотрудничеству органов регулирования энергетики [2]
  • Регламент (ЕС) № 714/2009 о условиях доступа к сети для трансграничных обменов [3]
  • Регламент (ЕС) № 715/2009 об условиях доступа к сетям передачи природного газа (также регулирование доступа к природному газу) [4]
  • Директива (ЕС) № 72/2009 о внутреннем рынке электроэнергии [5]
  • Директива (ЕС) № 73/2009 о внутреннем рынке природного газа [6]

Практическая реализация

После вступления в силу в 2009 году руководящих принципов третьего энергопакета государствам-членам ЕС было предоставлено полтора года, чтобы привести национальные законодательства в соответствие с ними.

На общеевропейском уровне в рамках мероприятий по реализации третьего энергопакета было создано Агентство кооперации энергетических регуляторов (англ: European Agency for the Cooperation of Energy Regulators (ACER)), а так же сформированы Европейская сеть операторов электропередающих систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Electricity (ENTSO-E)) , и Европейская сеть операторов газотранспортных систем (англ: European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG)), в чьи задачи, входят координация национальных сетевых операторов и разработка сетевых кодексов.

Кроме того, было проведено структурное реформирование вертикально-интегрированных компаний с целью отделения (англ: unbundling) от конкурентных видов деятельности (производство, продажа) естественно-монопольного (транспортировка), с целью избежания дискриминации на этапе транспортировки не аффилированных с собственником компаний.

Третий энергетический пакет предусматривает для сетевых операторов три варианта разделения:[7]

  • Оператор с разделением собственности (Ownership unbundling, OU) запрещает компаниям, осуществляющим добычу, генерацию или импорт газа и электроэнергии, контролировать или владеть мажоритарным пакетом акций распределительных сетей.
  • Независимый системный оператор (Independent System Operator, ISO) позволяет вертикально-интегрированным компаниям сохранить сети в собственности, но обязует их передать активы в управление независимому системному оператору, то есть фактически лишает собственников контроля над системой транспортировки.
  • Независимый сетевой оператор (Independent Transmission Operator, ITO) позволяет крупным компаниям сохранить транспортные мощности и в собственности, и в управлении, но под строгим контролем.

По состоянию на март 2015 года большинство собственников европейских энергетических сетей – 26 компаний из 11 стран Евросоюза, - выбрали вариант независимого сетевого оператора (ITO). 22 компании из 13 стран полностью разделили

собственность (OU). И 6 компаний выбрали вариант независимого системного оператора (ISO).

Юридическая практика применения Третьего энергопакета к проектам России в ЕС

Часто упоминается как применения Третьего энергопакета ситуация с блокированием «Южного Потока», но в данном случае является неверной. Фактически «Южный Поток» был заблокирован правительством Болгарии на уровне собственного решения, а не решения ЕК, под давлением США после визита Джона Керри. ФРГ, в отличие от Болгарии, обладает достаточным весом, чтобы даже публично возражать США, поэтому практика является другой. Реально же «Южный Поток» строился вопреки желаниям ЕК и заключение юристов ЕС указывает на отсутствие прав ЕК предъявлять такие требования.[8]

Реальное применение законодательства «третьего энергопакета» для ФРГ можно было наблюдать на примере газопровода OPAL и можно сделать следующие выводы по фактическому применению этого закона ЕС:[9]

  1. Третий энергопакет касается только эксплуатации газопроводов, но не их строительства, поэтому заблокировать строительство газопроводов он не может
  2. Третий энергопакет не запрещает даже «монополистам», таким, как Газпром, эксплуатировать 50 % мощности газпровода, другая 50 % должна быть зарезервирована для других компаний.
  3. Как отмечают эксперты, Россия может выполнить требования «третьего энергопакета», проведя обсуждавшуюся в 2000—2001 годах законодательную реформу в плане ограничения монополии Газпрома на внешнеторговую деятельность с газом и допустив к 50 % оставшейся мощности другие газодобывающие компании РФ, такие, как Роснефть и Новатэк. Роснефть в 2016 году добыла более 67 млрд м3 газа[10], а Новатэк — 33 млрд м3.[11] Поэтому компании смогут без особых проблем выкупать квоту в 50 % в текущих и новых газопроводах. Фактически этот газ сейчас и продает Газпром, закупая его у этих нефтегазовых компаний и затем продавая дороже потребителям.
  4. Если не имеется других поставщиков, желающих использовать газопровод, или если складывается экстренная необходимость, то ЕК разрешает использовать 100 % мощности газопровода даже «монополистам»
  5. Если Газпром продаст или передаст в управление газопровод независимой компании, то третий энергопакет автоматически прекращает свое действие, но Газпром с партнерами не хотели бы терять контроля над такими активами.

Особенности применения Третьего энергопакета для внешних газопроводов

Третий энергопакет регулирует только правила, касающиеся внутреннего транзита газа между странами — членами ЕС. Поэтому газопровод OPAL попал под регуляцию этого законодательства. Мнение большинства стран Западной Европы, что Третий энергопакет не регулирует внешние газопроводы для ЕС и особенно морские[12][13] 28 сентября 2017 года юридический отдел Совета ЕС подготовил заключение, что в рамках текущего варианта законодательства о «Третьем энергетическом пакете» Еврокомиссия не обладает полномочиями, чтобы вводить какие-то правила или требовать переговоров об объекте, находящемся вне территории ЕС.[14][15]

Alan Riley, профессор европейского права, для EUobserver разобрал основные пункты заключения юристов Совета ЕС:[16][17]

  1. Текущее законодательство ЕС применимо к газопроводам между странами-членами ЕС, но не применимо для внешних поставщиков. Alan Riley отмечает, что этот вывод юристов Совета ЕС отчасти ставит под сомнения законность действий Еврокомиссии ранее относительно «Южного Потока» и может привести к далеко идущим последствиям не только для «Северного Потока — 2», но и для других газопроводов из России в ЕС.
  2. Заключение энергетического отдела Еврокомиссии с аргументами об энергобезопасности ЕС, по мнению юристов Совета ЕС, не cодержит юридически значимых доказательств такой опасности.
  3. Юристы Совета ЕС указывают, что разрешение на экспортные трубопроводы для Еврокомиссии не упоминаются в законах ЕС, следовательно, этот вопрос вне компетенции ЕК.
  4. Юристы Совета ЕС считают недоказанными и даже «логически ошибочными» рассуждения Еврокомиссии о том, что новые маршруты газа усиливают зависимость от поставщика, в то время как логично предположить повышение надежности поставок в случае сбоев работы транзитеров. Alan Riley отмечает, что этот вывод «ошеломляющий» и подрывает прежнюю позицию ряда органов ЕС от том, что эксплуатация газопроводов стран Восточной Европы для снабжения Западной Европы защищает страны Восточной Европы от отключения их Газпромом в случае споров о транзите газа. Позиция юристов Совета ЕС фактически выразилась в том, что транзитеры газа сами представляют основной риск газоснабжению и угрозу энергетической безопасности ЕС.

Критика

Несмотря на то, что официальной целью законодательства является снижение цен на энергоносители, цены монополистов при крупных оптовых контрактах часто существенно ниже спотовой цены на газовых хабах. Кроме этого, практика закупок на "газовой бирже" не гарантирует стабильного снабжения и свободный к продаже газ может там отсутствовать, в то время как монополисты обычно гарантируют объемы поставок. Также очень часто не находится реальных конкурентов монополистам и 50 % газопровода пустует, что наносит большой ущерб потребителям газа, так как обычно они оплачивают создание газовой инфраструктуры для своего подключения.[источник не указан 242 дня]

Наиболее известным и парадоксальным примером применения Третьего энергопакета является ситуация с простоем 50 % газопровода OPAL, что нанесло большие убытки немецким компаниям и Еврокомиссия была вынуждена ввести газопровод в "исключения" из закона. Однако несколько лет немецкие энергетические компании просто не могли пользоваться 50 % всего имущества и никаких других поставщиков газа не находилось.

Судебная практика по "Третьему энергопакету"

Реальная судебная практика по Третьему энергопакету невелика. Реально он применялся относительно споров вокруг газопровода OPAL, где Польша проиграла дело в Европейском суде ЕС с попыткой применить ограничение на 50% мощности для Газпрома. Однако обозреватели указывают, что вероятны судебные разбирательства в будущем.

Авторитетная немецкая деловая газета Handelsblatt пишет, что в случае, если Еврокомиссия будет искать "лазейки" для изменения или применения Третьего энергопакета вне рамок своей компетенции и без разрешения на то Совета Евросоюза и с ущербом интересам Германии, то ФРГ подаст иск в Европейский Суд на Еврокомиссию.[18][19][20]

Польша, в свою очередь, не соглашается с выводами юристов Совета ЕС о невозможности применения закона к морским газопроводам и подготовила собственное обоснование по возможности применения "третьего энергопакета" к ним, что также может закончится разбирательством в Европейском Суде[21]

Примечания

Ссылки

xn--b1aeclack5b4j.xn--j1aef.xn--p1ai

Цель третьего энергопакета - снижение цены газа для ЕС, заявил Путин

21:1517.10.2011

(обновлено: 21:16 17.10.2011)

88800

Премьер-министр РФ Владимир Путин полагает, что введение властями Евросоюза третьего энергетического пакета является попыткой снизить цену на импортируемый в ЕС газ и изменить существующий механизм ценообразования на газ с привязкой к стоимости нефти.

МОСКВА, 17 окт - РИА Новости. Премьер-министр РФ Владимир Путин полагает, что введение властями Евросоюза третьего энергетического пакета является попыткой снизить цену на импортируемый в ЕС газ и изменить существующий механизм ценообразования на газ с привязкой к стоимости нефти.

Вот, предпринимают всякие решения в одностороннем порядке - третий энергетический пакет, причем в совершенно беспрецедентном порядке придают ему обратную силу, что в современном, цивилизованном мире, казалось бы, вообще недопустимо, но тем не менее это делается. Мы считаем, что цель здесь одна - понизить стоимость товара, оторвать вполне рыночный способ ценообразования, а он у нас сегодня завязан на цену на нефть, - заявил Путин в интервью федеральным телеканалам.

В настоящее время стоимость газа по долгосрочным контрактам "Газпрома" рассчитывается исходя из стоимости нефти.

Мы же не диктуем административно эту цену, мы привязаны к нефти: нефть повышается - стоимость газа повышается, нефть падает - стоимость газа падает. Мне кажется, что это не очень дальновидный вообще подход, потому что, да, допустим, сегодня цена достаточно приличная на нефть, но завтра она может упасть, и тогда "Газпром" будет нести убытки, а, наоборот, те, кто покупает, будут получать преференции. Не думаю, что это (введение третьего энергопакета - ред.) обоснованно, - сказал премьер.

Очень просто. Я об этом говорил много раз публично: все, кто продает товар, хотят продать подороже, а все, кто покупает, хотят получить его подешевле, а лучше вообще на халяву, как у нас в народе говорят, за бесплатно. За бесплатно, ясно, никто отдавать ничего не будет, но хотят подешевле, - пояснил Путин.

Третий энергетический пакет ЕС был создан в 2009 году. Пакет предполагает, в частности, что компании-продавцы газа не могут владеть транспортными сетями. То есть, это означает разделение бизнеса продажи и транспортировки газа. Против третьего энергопакета выступает Россия, считая, что он направлен, в первую очередь, против "Газпрома".

Путин отметил, что газовый рынок "очень своеобразный" и привязан в значительной степени к конкретному поставщику. Введение же в процесс купли-продажи третьей стороны может привести, по его мнению, к удорожанию газа для потребителей.

Также он критически отозвался о предложении разделить собственника газопроводных систем трубопроводного транспорта и собственника самого газа.

Уже в некоторых прибалтийских странах национальное правительство ставит так вопросы и пытается отнять у нас, у наших немецких партнеров, кстати говоря, то, что нам принадлежит, по праву принадлежит, по закону, куплено все за деньги. К чему это может привести в газовой сфере? - спросил Путин. - Когда нет структуры, которая владеет продуктом, добывает его, а потом продаёт, когда она отделена от транспорта, то может возникнуть ситуация деградации транспортной системы, потому что сама транспортная система, как правило, убыточная в современном мире, или тогда нужно будет резко задирать тарифы за прокачку, и это в конечном итоге приведет не к падению цены для конечного потребителя, а наоборот, к ее увеличению или деградации транспортной системы.

ria.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта