Eng Ru
Отправить письмо

Почему Россия так и не научилась строить свои турбины. Турбины российского производства


Почему российские заводы не могут создать газовую турбину — Российская газета

Непростая международная обстановка заставляет Россию форсировать программы импортозамещения, особенно в стратегических отраслях. В частности, для преодоления зависимости от импорта в энергетике Минэнерго и Минпромторг РФ разрабатывают меры поддержки отечественного турбостроения. Готовы ли российские производители, в том числе единственный в УрФО профильный завод, обеспечить растущую потребность в новых турбинах, выяснял корреспондент "РГ".

Председатель комитета по энергетике Госдумы Павел Завальный отмечает две главные проблемы энергетической отрасли - ее технологическую отсталость и высокий процент износа действующего основного оборудования.

- По данным Минэнерго РФ, в России свыше 60 процентов энергетического оборудования, в частности турбин, выработало парковый ресурс. В УрФО, в Свердловской области таких более 70 процентов, правда, после ввода новых мощностей этот процент несколько снизился, но все равно старого оборудования достаточно много и его нужно менять. Ведь энергетика - не просто одна из базовых отраслей, здесь слишком высока ответственность: представьте, что будет, если зимой отключить свет и тепло, - говорит заведующий кафедрой "Турбины и двигатели" Уральского энергетического института УрФУ доктор технических наук Юрий Бродов.

По данным Завального, коэффициент использования топлива на российских ТЭЦ - чуть выше 50 процентов, доля считающихся наиболее эффективными парогазовых установок (ПГУ) - менее 15 процентов. Отметим, ПГУ вводили в России в строй в последнее десятилетие - исключительно на базе импортного оборудования. Ситуация с арбитражным иском Siemens по поводу якобы незаконной поставки их техники в Крым показала, какая это западня. Но решить проблему импортозамещения быстро вряд ли получится.

Дело в том, что если отечественные паровые турбины со времен СССР достаточно конкурентоспособны, то с газовыми дело обстоит гораздо хуже.

- Когда перед Турбомоторным заводом (ТМЗ) в конце 1970-х - начале 1980-х была поставлена задача создания энергетической газовой турбины мощностью 25 мегаватт, на это ушло 10 лет (изготовлено три образца, требующих дальнейшей доводки). Последняя турбина выведена из эксплуатации в декабре 2012 года. В 1991-м начинали разработку энергетической газовой турбины на Украине, в 2001-м РАО "ЕЭС России" несколько преждевременно приняло решение об организации серийного производства турбины на площадке компании "Сатурн". Но до создания конкурентоспособной машины все еще далеко, - рассказывает кандидат технических наук Валерий Неуймин, ранее работавший заместителем главного инженера ТМЗ по новой технике, в 2004-2005 годах - разработчик концепции технической политики РАО "ЕЭС России".

Инженеры в состоянии воспроизводить ранее разработанную продукцию, о создании принципиально новой речи не идет

- Речь не только об Уральском турбинном заводе (УТЗ - правопреемник ТМЗ. - Прим.ред.), но и о других российских производителях. Некоторое время назад на государственном уровне было принято решение покупать газовые турбины за границей, в основном в Германии. Тогда заводы свернули разработку новых газовых турбин, перешли по большей части на изготовление запчастей к ним, - говорит Юрий Бродов. - Но сейчас в стране поставлена задача реанимировать отечественное газотурбостроение, потому что зависеть от западных поставщиков в такой ответственной отрасли нельзя.

Тот же УТЗ в последние годы активно участвует в строительстве парогазовых блоков - поставляет для них паровые турбины. Но вместе с ними устанавливают газовые турбины зарубежного производства - Siemens, General Electric, Alstom, Mitsubishi.

Сегодня в России работают две с половиной сотни импортных газовых турбин - по данным минэнерго, их 63 процента от общего количества. Для модернизации отрасли требуется около 300 новых машин, а к 2035 году - вдвое больше. Поэтому поставлена задача создать достойные отечественные разработки и поставить производство на поток. В первую очередь проблема в газотурбинных установках большой мощности - их просто нет, а попытки их создания до сих пор не увенчались успехом. Так, на днях СМИ сообщили о том, что в ходе испытаний в декабре 2017-го развалился последний образец ГТЭ -110 (ГТД-110М - совместной разработки Роснано, Ростеха и ИнтерРАО).

Государство возлагает большие надежды на Ленинградский металлический завод ("Силовые машины") - крупнейшего производителя паровых и гидравлических турбин, имеющего к тому же совместное предприятие с Siemens по выпуску газовых турбин. Однако, как отмечает Валерий Неуймин, если изначально у нашей стороны в этом СП было 60 процентов акций, а у немцев 40, то сегодня соотношение обратное - 35 и 65.

- Немецкая компания не заинтересована в разработке Россией конкурентоспособного оборудования - об этом свидетельствуют годы совместной работы, - выражает сомнение в эффективности такого партнерства Неуймин.

По его мнению, для создания собственного производства газовых турбин государство должно поддержать как минимум два предприятия в РФ, чтобы они конкурировали между собой. И не стоит разрабатывать сразу машину большой мощности - лучше сначала довести до ума малую турбину, скажем, мощностью 65 мегаватт, отработать технологию, что называется, набить руку и тогда уже переходить к более серьезной модели. Иначе деньги будут выброшены на ветер: "это все равно что никому не известной фирме поручить разработать космический корабль, ведь газовая турбина - отнюдь не простая вещь", констатирует эксперт.

Что касается производства других типов турбин в России, тут тоже не все гладко. На первый взгляд, мощности довольно велики: сегодня только УТЗ, как сообщили "РГ" на предприятии, способен производить энергетическое оборудование суммарной мощностью до 2,5 гигаватта в год. Однако назвать выпускаемые российскими заводами машины новыми можно весьма условно: скажем, турбина Т-295, призванная заменить спроектированную в 1967 году Т-250, кардинально от предшественницы не отличается, хотя в нее и внесен ряд новаций.

- Сегодня разработчики турбин занимаются преимущественно "пуговицами к костюму", - считает Валерий Неуймин. - Фактически сейчас на заводах остались люди, которые еще в состоянии воспроизводить ранее разработанную продукцию, но о создании принципиально новой техники речи не идет. Это естественный результат перестройки и лихих 90-х, когда промышленникам приходилось думать о том, чтобы просто выжить. Справедливости ради отметим: советские паровые турбины были исключительно надежными, многократный запас прочности позволил электростанциям проработать несколько десятилетий без замены оборудования и без серьезных аварий. По словам Валерия Неуймина, современные паровые турбины для ТЭС достигли предела своей экономичности, и внедрение любых новшеств в существующие конструкции кардинально не улучшит этот показатель. А на скорый прорыв России в газотурбостроении пока рассчитывать не приходится.

комментарий

Игорь Сорочан, генеральный директор УТЗ:

- Самое лучшее, что в данном случае может сделать государство для турбостроителей, - создать защиту от агрессивной импортной экспансии в период обновления основных фондов энергетики. При нормальной конкуренции это позволит российским производителям поддерживать уровень внутренних инвестиций для постоянного повышения качества выпускаемых турбин. Учитывая имеющийся в стране потенциал, следует активно загружать отечественные энергомашиностроительные предприятия, такие как Уральский турбинный завод, "Силовые машины", ЭЛСИБ, Таганрогский котельный завод, Подольский машиностроительный завод и другие, в целях их развития и поддержания энергобезопасности РФ.

rg.ru

отечественные производители газовых турбин | Проектирование тепловых электростанций

Поделиться "отечественные производители газовых турбин"

отечественные производители газовых турбин

отечественные производители газовых турбин

В связи с санкциями которые вводят против нашей страны Америка и Европа, в энергетике необходимо смотреть в сторону наших отечественных производителей. Ниже приведен обзор отечественных производителей ГТУ

Производители газовых турбин, использующихся в стационарных установках для производства электроэнергии.

ОАО "Силовые Машины", Ленинградский металлический завод, Санкт-Петербург

Сайт: http://www.power-m.ru/

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТЭ-65 61,5 выхлоп 555°С, электрический кпд 35,2%
ГТЭ-160 157 выхлоп 537°С, электрический кпд 34,4%

 ЗАО "Уральский турбинный завод", Екатеринбург

Сайт: http://www.utz.ru/

Старые названия: ПО "Турбомоторный завод", Уральский Турбомоторный завод

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТЭ-6 6 выхлоп 415°С, электрический кпд 23%
ГТЭ-16 15,2 выхлоп 420°С, электрический кпд 28,2%

ЗАО "Невский завод", Санкт-Петербург

Сайт: http://www.nzl.ru/

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТЭР-10/Т-12-2ЭУЗ 10 электрический кпд 32%
ГТЭР-12/Т-12-2ЭУЗ 12 электрический кпд 31%
ГТЭР-16/Т-20-2ЭУЗ 16 электрический кпд 31,7%

ОАО "Кузнецов", Самара

Сайт: http://www.kuznetsov-motors.ru/

Объединение из нескольких производств и КБ.

Старые названия: ОАО «Моторостроитель», «Куйбышевский моторный завод» МАП» и другие.

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

НК-12СТ 6,3* приводная турбина, выхлоп 583°С, кпд двигателя 26,1%
НК-14СТ 8,5* приводная турбина, выхлоп 537°С, кпд двигателя 32%
НК-14Э 10* приводная турбина, выхлоп 530°С, кпд двигателя 33%
НК-14СТ-10 10,6* приводная турбина, выхлоп 515°С, кпд двигателя 34%
НК-36СТ 26,5* приводная турбина, выхлоп 457°С, кпд двигателя 36%
НК-37 26,5* приводная турбина, выхлоп 456°С, кпд двигателя 36,4%

ОАО "КМПО", Казань

сайт: http://www.kmpo.ru/

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

НК-38СТЭ 16 электрический кпд 38%
НК-16-18СТЭ 18 электрический кпд 31%
НК-16СТМЭ 18 электрический кпд 34%
НК-37СТЭ 25 электрический кпд 36,4%

ФГУП «НПЦ газотурбостроения «САЛЮТ» и ФГУП "НПЦ газотурбостроения "САЛЮТ" филиал «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова»

сайт: http://www.salut.ru/

http://www.salutomsk.ru/

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТД-20/12ДЦ 12,5 выхлоп 386°С, электрический кпд 30,5%
ГТД-16С 16 выхлоп 386°С, электрический кпд 30,5%
ГТД-20С 20 выхлоп 447°С, электрический кпд 35%

ОАО "ОДК – Газовые турбины", Рыбинск, Ярославская область

сайт: http://saturn-gt.ru/

http://www.npo-saturn.ru

Старое название «Сатурн – Газовые турбины»

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ДО49Р 2,5 выхлоп 445°С, электрический кпд 27,2%
ГТД-4/6.3/10РМ 3,9 / 6,1 / 7,7 / 9,6 выхлоп 385 / 480 / 540 /520 °С, электрический кпд 31,2/31,2/33,12/34,08 %
ГТД-6/8РМ 6/8 выхлоп 460-511 °С, электрический кпд 25,0/25,8 %
Е70/8РД 8 выхлоп 500°С, электрический кпд 32,9%
ГТД-110 110 выхлоп 517°С, электрический кпд 35,2%
[reklama2]

ОАО "Калужский двигатель", Калуга

сайт: http://www.kadvi.ru/

Старое название: "Калужский моторостроительный завод"

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТЭС-75 0,075 -
ГТЭС-100 0,1 -
ГТЭС-200 0,2 -

ОАО "Климов", Санкт-Петербург

Сайт: http://www.klimov.ru

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ТВ3-117/ГС-1500 1,1 транспортная турбина
ТВ3-117/ГС-2500 2,2 транспортная турбина

ОАО «Пермский Моторный Завод» - ОАО "Авиадвигатель", Пермь

сайт: http://www.avid.ru

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТУ-2,5П 2,56 приводная турбина, выхлоп 361°С, электрический кпд 21,1%
ГТУ-4П 4,13 приводная турбина, выхлоп 414°С, электрический кпд 24%
ГТУ-6П 6,14 приводная турбина, выхлоп 474°С, электрический кпд 26,2%
ГТУ-12ПГ-2 12,3 приводная турбина, выхлоп 496°С, электрический кпд 32,6%
ГТЭ-16ПА 16,3 приводная турбина, выхлоп 481°С, электрический кпд 35,5%
ГТЭ-25П 23 приводная турбина, выхлоп 473°С, электрический кпд 36,65%

ОАО "УМПО" - «Уфимское моторостроительное производственное объединение», Уфа

сайт: http://www.umpo.ru/

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТЭ-10/95 8,2 выхлоп 466°С, электрический кпд 24%
АЛ-31СТЭ 18 выхлоп 515°С, электрический кпд 37%

ОАО "Пролетарский завод", Санкт-Петербург

сайт: http://www.proletarsky.ru/

Газовая турбина

Электрическая мощность, МВт

Примечания

ГТГ-1500-2 1,5 -

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В обзор не включены ГТУ, производимые на Украине, фирмами ГП НПКГ "Зоря-Машпроект", ОАО "Криворожский турбинный завод "Констар", ПАО "Мотор Сич", ОАО Сумское НПО им Фрунзе, ОАО ИПП "Энергия", ГП "Ивченко-Прогресс" и др.

2. Знаком * отмечено значение механической мощности на валу турбины.

Если нужна информация о иностранных производителях, то мы писали статью о сравнении КПД ГТУ и ПГУ, в материале присутствуют таблицы с техническими характеристиками зарубежных и отечественных ГТУ и ПГУ.

Поделиться "отечественные производители газовых турбин"

(Visited 10 425 times, 2 visits today)

Читайте также

ccpowerplant.ru

Почему Россия так и не научилась строить свои турбины

газовых турбин

Россия нашла способ обойти западные санкции ради важнейшей государственной задачи – строительства крымских электростанций. Произведенные немецкой компанией «Сименс» турбины, необходимые для работы станций, доставлены на полуостров. Однако как получилось, что наша страна оказалась неспособна сама разрабатывать подобное оборудование?

Россия поставила две из четырех газовых турбин в Крым для использования на Севастопольской электростанции, сообщило накануне агентство Reuters со ссылкой на источники. По их данным, в порт Севастополя были доставлены турбины модели SGT5-2000E немецкого концерна Siemens.

Россия строит в Крыму две электростанции мощностью 940 мегаватт, и ранее поставки турбин Siemens на них были заморожены из-за западных санкций. Однако, судя по всему, выход был найден: эти турбины были поставлены некими сторонними компаниями, а не самой Siemens.

Российские компании серийно производят только турбины для электростанций малой мощности. Например, мощность газовой турбины ГТЭ-25П составляет 25 МВт. Но современные электростанции достигают мощности 400–450 МВт (как и в Крыму), и им нужны более мощные турбины – 160–290 МВт. Поставленная в Севастополь турбина имеет как раз нужную мощность 168 МВт. Россия вынуждена находить способы обойти западные санкции, чтобы выполнить программу по обеспечению энергетической безопасности Крымского полуострова.

Как же так получилось, что в России отсутствуют технологии и площадки по производству газовых турбин большой мощности?

После распада СССР в 90-х и начале 2000-х российское энергетическое машиностроение оказалось на грани выживания. Но потом началась массовая программа строительства электростанций, то есть появился спрос на продукцию российских машиностроительных заводов. Но вместо создания собственного продукта в России был выбран другой путь – и, на первый взгляд, очень логичный. Зачем изобретать велосипед, тратить много времени и денег на разработку, исследования и производство, если можно купить уже современное и готовое за рубежом.

«У нас в 2000-х понастроили газотурбинных электростанций с турбинами GE и Siemens. Тем самым они подсадили нашу и без того небогатую энергетику на иглу западных компаний. Теперь огромные деньги платятся за обслуживание иностранных турбин. Час работы сервисного инженера Siemens стоит как месячная зарплата слесаря этой электростанции. В 2000-е надо было не газотурбинные электростанции строить, а модернизировать наши основные генерирующие мощности», – полагает гендиректор инженерной компании Powerz Максим Муратшин.

«Я занимаюсь производством, и мне всегда обидно было, когда раньше высшее руководство говорило, что все за границей купим, потому что наши ничего не умеют. Сейчас все очнулись, но время упущено. Уже и спроса такого нет, чтобы создавать новую турбину взамен сименсовской. Но на тот момент можно было создать собственную турбину большой мощности и продать ее на 30 газотурбинных электростанций. Так бы сделали немцы. А русские просто купили эти 30 турбин у иностранцев», – добавляет собеседник.

Сейчас основная проблема в энергетическом машиностроении – износ машин и оборудования при отсутствии высокого спроса. Точнее, спрос есть со стороны электростанций, на которых надо срочно менять устаревшее оборудование. Однако денег у них на это нет.

«У электростанций не хватает денег на проведение масштабной модернизации в условиях жесткой тарифной политики, регулируемой государством. Электростанции не могут продавать электричество по такой цене, при которой смогли бы заработать на быструю модернизацию. У нас очень дешевое электричество по сравнению с западными странами», – говорит Муратшин.

Поэтому ситуацию в энергетической промышленности нельзя назвать радужной. Например, в свое время крупнейший в Советском Союзе завод по производству котлов «Красный котельщик» (входит в «Силовые машины») на пике производил 40 котлов большой мощности в год, а сейчас – всего один–два в год. «Нет спроса, и те мощности, которые были в Советском Союзе, утеряны. Но основные технологии у нас остались, поэтому в течение двух–трех лет наши заводы снова могут производить по 40–50 котлов в год. Это вопрос времени и денег. Но у нас же тянут до последнего, а потом за два дня хотят быстро все сделать», – переживает Муратшин.

Со спросом на газовые турбины еще сложнее, потому что вырабатывать электроэнергию на газовых котлах – дорогое удовольствие. Никто в мире не строит свою энергетику только на этом виде генерации, как правило, есть основная генерирующая мощность, а газотурбинные электростанции ее дополняют. Плюс газотурбинных станций в том, что они быстро подключаются и дают энергию в сеть, что важно в пиковые периоды потребления (утром и вечером). Тогда как, например, паровые или угольные котлы требуется готовить несколько часов. «Кроме того, в Крыму нет угля, зато есть собственный газ, плюс тянут газопровод с российского материка», – объясняет Муратшин логику, согласно которой для Крыма была выбрана именно электростанция на газе.

Но есть еще одна причина, почему Россия купила для строящихся в Крыму электростанций именно немецкие, а не отечественные турбины. Разработка отечественных аналогов уже ведется. Речь идет о газовой турбине ГТД-110М, которую модернизируют и дорабатывают в Объединенной двигателестроительной корпорации совместно с «Интер РАО» и Роснано. Эта турбина была разработана в 90-х и 2000-х, ее даже использовали на Ивановской ГРЭС и Рязанской ГРЭС в конце 2000-х. Однако продукт оказался со многими «детскими болезнями». Собственно, теперь НПО «Сатурн» и занимается их лечением.

А поскольку проект крымских электростанций крайне важен с очень многих точек зрения, судя по всему, ради надежности было решено не использовать для него сырую отечественную турбину. В ОДК объясняли, что не успеют доработать свою турбину до момента начала строительства станций в Крыму. К концу этого года будет создан только опытно-промышленный образец модернизированной ГТД-110М. Тогда как запуск первых блоков двух тепловых электростанций в Симферополе и Севастополе обещают к началу 2018 года.

Впрочем, если бы не санкции, то серьезных проблем с турбинами для Крыма не было бы. Более того, даже сименсовские турбины не чисто импортный продукт. Алексей Калачев из ИК «Финам» замечает, что турбины для крымских ТЭЦ можно было бы произвести в России, на питерском заводе «Сименс Технологии Газовых Турбин».

«Конечно, это дочернее предприятие Siemens, и наверняка какая-то часть комплектующих поставляется для сборки с европейских заводов. Но все же это совместное предприятие, и производство локализовано на российской территории и под российские потребности», – говорит Калачев. То есть Россия не просто закупает иностранные турбины, но и заставила иностранцев вложиться в производство на российской территории. По мнению Калачева, как раз создание СП в России с иностранными партнерами позволяет наиболее быстро и эффективно преодолевать технологическое отставание.

«Без участия зарубежных партнеров создание самостоятельных и полностью независимых технологий и технологических платформ теоретически возможно, но потребует значительного времени и средств», – поясняет эксперт. Причем деньги нужны не только на модернизацию производства, но и на подготовку кадров, НИОКР, инженерные школы и т. д. К слову, на создание турбины SGT5-8000H у Siemens ушло целых 10 лет.

Реальное же происхождение поставленных в Крым турбин оказалось вполне объяснимым. Как заявила компания «Технопромэкспорт», четыре комплекта турбин для энергообъектов в Крыму были закуплены на вторичном рынке. А он, как известно, под санкции не подпадает.

agitpro.su

В России разучились делать газовые турбины для электростанций?: roosich

В западной прессе появилась злорадствующая статья о том, что строительство новых электростанций в Крыму фактически встало из-за западных санкций - ведь мы будто бы сами делать турбины для электростанций разучились и пошли на поклон к западным компаниям, которые теперь из-за санкций вынуждены сворачивать свои поставки и оставлять тем самым Россию без турбин для энергетики.

"Проектом предусматривалось, что на электростанциях будут установлены турбины производства Siemens. Однако, в таком случае эта немецкая машиностроительная компания рискует нарушить санкционный режим. Источники утверждают, что в отсутствие турбин проект сталкивается с серьезными задержками. Официальные представители Siemens всегда говорили, что не намерены осуществлять поставку оборудования.Россия изучала возможность приобретения турбин у Ирана, внесения изменений в проект для установки турбин российского производства, а также использования западных турбин, ранее приобретенных Россией и уже находящихся на ее территории. Каждая из этих альтернатив связана с определенными проблемами, из-за чего, как сообщают источники, чиновники и руководители проекта не могут договориться о том, каким путем двигаться вперед.Эта история демонстрирует, что, несмотря на официальные опровержения, западные санкции все же оказывают реальное негативное воздействие на российскую экономику. Она также проливает свет на механизм принятия решений при Владимире Путине. Речь идет о склонности крупных чиновников, по словам источников близких к Кремлю, давать грандиозные политические обещания, которые почти невозможно реализовать".Источник

"Еще в октябре 2016 г представители компании на брифинге в г Мюнхене сообщили, что Siemens исключает использование своих газовых турбин на ТЭС в Крыму. Речь идет о газовых турбинах, которые произведены в России на заводе Сименс технологии газовых турбин в г Санкт - Петербурге, который был введен в эксплуатацию в 2015 г. Доли участия в этой компании распределены так: Siemens - 65 % , Силовые машины - бенефициар А. Мордашов, - 35 %. Завод должен поставить Технопромэкспорту 4 парогазовые установки (ПГУ) мощностью 235 МВт с газовыми турбинами в 160 МВт, причем в подписанном весной 2016 г контракте указана ТЭС в Тамани".Источник

Фактически так случилось, что ещё со времён СССР производство газотурбинных установок для электростанций было сконцентрировано на 3 предприятиях - в тогдашнем Ленинграде, а также в Николаеве и Харькове. Соответственно при распаде СССР Россия осталась только с одним таким заводом - ЛМЗ. С 2001 года этот завод производит по лицензии турбины компании Сименс.

"Все началось в 1991 году, когда было создано совместное предприятие — тогда еще ЛМЗ и «Сименс» — по сборке газовых турбин. Был заключен договор о трансфере технологий на тогда еще Ленинградский Металлический завод, который теперь входит в состав ОАО Силовые машины. На этом совместном предприятии было собрано 19 турбин за 10 лет. За эти годы ЛМЗ накопил производственный опыт, чтобы эти турбины научиться не только собирать, но и некоторые компоненты изготавливать уже самостоятельно. Опираясь на этот опыт, в 2001 году был заключен лицензионный договор с «Сименс» на право производства, продаж и послепродажного сервисного обслуживания турбин этого же типа. Они получили российскую маркировку ГТЭ-160".Источник

Куда при этом делись свои разработки, успешно производившиеся там в течении предыдущих примерно 40 лет непонятно. В итоге отечественное энергетическое машиностроение (газотурбиностроение) осталось у разбитого корыта. Теперь вот приходится по заграницам побираться в поисках турбин. Даже в Иране.

"Корпорация «Ростех» договорилась с иранской компанией Mapna, которая производит немецкие газовые турбины по лицензии Siemens. Таким образом на новые электростанции в Крыму могут быть установлены газовые турбины, произведенные в Иране по чертежам немецкой Сименс".Источник

roosich.livejournal.com

Перспективные разработки

Проблемы и перспективы рынка газовых турбин в России

Предприятий, выпускающих газовые турбины, в нашей стране не более десяти. Производителей наземного оборудование на базе газовых турбин и того меньше. Среди них ЗАО «Невский завод», ОАО «Сатурн – Газовые турбины» и ОАО «Пермский моторный завод» (входят в ОДК корпорации Ростех).

В России сформировались все условия для бурного развития рынка газовых турбин наземного применения, считают аналитики EnergyLand.info. Необходимость распределенной генерации, основанной не на дизельном топливе, а на более чистых источниках, всё актуальнее. Сомнений же в эффективности парогазовых установок почти не осталось.

Однако предприятий, выпускающих газовые турбины, в нашей стране не более десяти. Производителей наземного оборудование на базе газовых турбин и того меньше.

В Советском Союзе ставка делалась на уголь, нефть и другие теплотворные источники. Поэтому первые газовые турбины были выпущены лишь в 1950-е годы. И в первую очередь применительно к авиационному строительству.

В 1990-е годы началась разработка энергетических газовых турбин на основе двигателей, созданных НПО «Сатурн» для самолетов.

Сегодня выпуском наземного энергооборудования на базе двигателей НПО «Сатурн» занимается ОАО «Сатурн – Газовые турбины». «Пермский моторный завод» освоил выпуск газотурбинных электростанций на базе разработок ОАО «Авиадвигатель».

При этом номинальная мощность серийной продукции этих предприятий в среднем не превышает 25 МВт. Есть несколько машин единичной мощностью 110 МВт на базе разработок НПО «Сатурн», но на сегодняшний день продолжается их доводка.

Турбины большой мощности поставляются в основном зарубежными компаниями. Российские предприятия стремятся вступать в кооперацию с мировыми лидерами.

Однако далеко не все мировые лидеры заинтересованы в организации производства газовых турбин в России. Одной из причин является нестабильный спрос на продукцию. А он, в свою очередь, во многом зависит от уровня энергопотребления. С 2010 года энергопотребление в России стабильно росло. Но вскоре, по оценкам экспертов, может наступить стагнация. И увеличение спроса в 2013-2014 годах составит лишь около 1% в год или даже меньше.

По мнению Дмитрия Соловьева, заместителя главного конструктора ОАО «Сатурн – Газовые турбины», сходные причины удерживают и российские компании от освоения производства газовых турбин большой мощности. «Для производства мощных газотурбинных установок (ГТУ) необходимо специальное оборудование, станки больших диаметров, установки для сварки в вакууме, имеющие камеры порядка 5 на 5 м, – говорит он. – Чтобы создать такое производство, необходимо быть уверенным в рынке сбыта. А для этого в стране должна быть долгосрочная программа по развитию энергетики, возможно, тогда предприятия начнут вкладывать средства в модернизацию базы».

 

Тем не менее, отсутствие предсказуемых перспектив не означает отсутствие спроса вообще. Спрос, безусловно, есть. Как на турбины мощностью больше 150 МВт, так и на небольшие ГТУ, требующие меньше капитальных затрат, но вполне справляющиеся с вопросами повышения энергоэффективности и окупаемости.

Рост рынка сбыта может быть обусловлен развитием региональной энергетики и вводом генерирующих объектов средних мощностей. А газовые турбины мощностью 4, 8, 16, 25 МВт – сегмент, в котором в основном и работают российские производители, уже почувствовавшие на себе рыночную тенденцию.

В развитых странах когенерационные установки малой мощности – обычное дело. В России их число пока существенно ниже. Основной сложностью для компаний, поставляющих турбины малой мощности, остается недостаточная платежеспособность потенциальных клиентов.

Еще один, традиционный сегмент рынка газовых турбин – объекты генерации на нефтегазовых месторождениях и магистральных газопроводах. Газотурбинные электростанции позволяют эффективно утилизировать попутный нефтяной газ, решая не только проблему энергообеспечения, но и рационального использования углеводородных ресурсов.

По наблюдениям специалистов ОАО «Сатурн – Газовые турбины», в докризисных 2006–2008 годах был всплеск интереса нефтяников к отечественным ГТУ. Сегодня этот спрос находится на стабильном уровне.

Современные тренды в совершенствовании газовых турбин во многом связаны с инновациями для нефтянки. Но не только. Задачи, стоящие перед производителями: – повышение КПД, – снижение количества узлов в турбине, – увеличение надежности, – сокращение объемов техобслуживания, – уменьшение продолжительности простоев во время диагностики технического состояния.

Перечисленное может решить проблему дороговизны сервисного обслуживания.

Кроме того, создатели турбин стремятся добиться от них неприхотливости к используемому газу и возможности работы на жидком топливе

А на Западе беспокоятся также о том, чтобы вне зависимости от состава газа турбина имела хорошие экологические характеристики.   Очень важное – перспективное – направление совершенствования ГТУ связано с возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ) и перспективами внедрения «умных сетей». Изначально газовые турбины создавались как оборудование, обеспечивающее выдачу постоянной мощности. Однако введение в энергосистему ВИЭ автоматически требует гибкости от других объектов генерации. Такая гибкость позволяет обеспечить стабильный уровень мощности в сети при недостаточной выработке энергии ВИЭ, к примеру, в безветренные или пасмурные дни.

Соответственно, турбина для интеллектуальной энергосистемы должна легко адаптироваться к изменениям в сети и быть рассчитана на регулярные пуски и остановки без потери ресурса. В случае с традиционными газовыми турбинами это невозможно.

За рубежом определенные успехи в этом направлении уже достигнуты. К примеру, новая газовая турбина FlexEfficiency способна снижать мощность с 750 МВт до 100 МВт и затем набирать исходные показатели за 13 минут, а при использовании с солнечными электростанциями будет иметь эффективность до 71%.

Тем не менее, в обозримом будущем наиболее распространенным способом использования газовых турбин все же останется их привычное сочетание с паровыми турбинами в составе парогазовых установок. В нашей стране рынок подобных объектов когенерации отнюдь не полон и ждёт насыщения.

Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) – компания, включающая более 85% активов российской газотурбинной техники. Интегрированная структура, производящая двигатели для военной и гражданской авиации, космические программы, установки различной мощности для производства электрической и тепловой энергии, газоперекачивающие и корабельные газотурбинные агрегаты. В общей сложности в ОДК работают более 70 тыс. человек. Руководит компанией Владислав Евгеньевич Масалов.

 

rostec.ru

Ну, за наши турбины!.. » Военное обозрение

Гром, молнии, дрожь земли, извержение политических вулканов. Примерно так можно охарактеризовать истерию вокруг появления в западных средствах массовой информации материалов о поставках турбин немецкого производителя Siemens в Крым в обход действующих санкций. Речь идёт о двух турбинах Siemens, которые, как утверждается, поставлены для Севастопольской ТЭС. Несмотря на то, что сама поставка именно немецкого оборудования на Крымский полуостров описывается в западных СМИ с многочисленными оговорками в стиле «вероятно» и «возможно», истерика набирает обороты.

Главная претензия к Siemens – со стороны Еврокомиссии, которая сама находится под каблуком, сами знаете, кого... В ЕК заявили, что немецкая компания нарушила действующий в отношении России по Крыму санкционный режим.

Краткий экскурс в историю сделки для понимания сути претензий. Немецкий концерн Siemens, который в России имеет представительство в виде ООО "Сименс технологии газовых турбин" (российская доля – 35%, немецкая – 65%), через этого самого представителя продаёт (как теперь сообщается) свои газовые турбины SGT5-2000E компании «Технопромэкспорт». При этом утверждается, что представители «Технопромэкспорта» якобы чуть ли не на Библии поклялись, что будут использовать турбины исключительно для проектов на «материковой» России – в Краснодарском крае. Немецкий концерн, «не подозревая худого», контракт подписал, деньги получил и шампанское за сделку откупорил. О сделке ещё в прошлом году писали чуть ли не во всех украинских СМИ, которые исходили желчью по поводу того, что в Крыму в скором времени будет вырабатываться собственные (достаточные) объёмы электроэнергии.

Шли месяцы... И вот – информация о турбинах немецкого производства, которые «вероломно были переправлены в Крым», узнали несколько западнее Берлина. Материал вызвал широчайший политический резонанс на Западе, и «Сименсу» пригрозили серьёзными последствиями за обход санкций. Руководство «Сименса» ответило: не виноватые мы, эти русские нас обманули, ибо мы никак не могли предположить... и всё такое... Украина подключилась, заявив, что с «этими русскими» вообще нельзя иметь никаких дел, так как они «агрессоры», «оккупанты», «лгуны» и «поработители свободных наций».

Теперь немецкий концерн Siemens, который уже решил, что о санкциях никто из «доброжелателей» не вспомнит, пошёл по пути требования сатисфакции – удовлетворение за чудовищное оскорбление чести... Представители компании подали иск в отношении «Технопромэкспорта». Да не куда-нибудь, а в Московский Арбитражный суд. Тот же суд рассмотрит и деятельность совместного российского-германского предприятия ООО "Сименс технологии газовых турбин".

При этом в «Сименсе» заявляют, что если «выяснится», что турбины действительно «сименсовские» , то компания «больше никогда-никогда не станет ничего поставлять в Россию».

В общем, роль оболганных подлыми русскими честнейших немцев сыграна на ура – что называется, без грима и долгого репетиционного процесса. Станиславский сказал бы: Верю!

В России свою роль тоже сыграли. Из заявления пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова:

Я оставляю без комментариев этот вопрос, хотя добавлю, что в Крыму действительно устанавливаются турбины российского производства, собранные из российских компонентов.

Оставалось добавить: Прошу того, кто скажет, что ООО "Сименс технологии газовых турбин", название которого указывается на кириллице, не является российским производителем, первым бросить в меня камень.

И тут поверили.

Не верит Украина... Да что ж ты будешь делать...

Представители страны, которая держится за антироссийские санкции, как утопающий за соломинку, заявляет, что ни Сименсу, ни Московскому Арбитражному суду ни в коем случае нельзя доверять. Что нужно привлечь «международных экспертов», которые задокументируют перевозку немецких турбин в санкционный Крым. А вместо российского суда подавать иск нужно едва ли не в Страсбург.

Ситуация, вообще говоря, интересная. Толкать в Россию европейскую продукцию через Белоруссию с переклеиванием этикеток – это, пожалуйста. Заявлять о неукоснительном соблюдении прав человека в Европе – тоже, пожалуйста. А что такое запрет на поставки оборудования, которое предназначено для получения света и тепла для двух с лишним миллионов крымчан? Как это вообще стыкуется с правами человека?

Ну да ладно. В конце концов, турбины на полуостров поставлены, а дальше пусть хоть в Гааге разбираются, немецкие они или не немецкие. Тут более актуален другой вопрос. Накануне на «ВО» вышел материал о международной выставке «Иннопром-2017» - той самой, бизнес-партнёром которой выступают японцы. Так вот... На «Иннопроме» рассматривают чудеса техники, которые производятся не только в Японии, но, как заявлено, и в России тоже: комплексы по диагностике состояния водителей во время рейса, электротакси, перспективные станки «нанообработки», роботизированные средства по резке металла, нанесению особых напылений, технологии миниатюризации спутников и др. К чему я это. А к тому, что робота, который призван распознавать собачьи экскременты в песочнице, создаём, а турбины для газовой теплоэлектростанции покупаем за рубежом.

Тут, конечно, можно искать стрелочников, писать гневные общественные письма и т.п., но нужно констатировать, что санкции под то и затачивались. Те, кто санкции вводил, прекрасно знали о следе, которые оставили «свободные 90-е» на производственной почве нашей страны. Удар за ударом, удар за ударом – по заводам, научно-исследовательским институтам, по программам, которые достались в наследство от технологического потенциала СССР. Тезис о том, что за один «ваучер» получишь две «Волги», и что жевательная резинка с «колой» - вот она, свобода, у большинства населения подавили понимание очевидного – страна катилась в технологическую пропасть. Привела эта пропасть к тому, что сегодня одного желания начать собственное производство подходящих по характеристикам турбин для ТЭС, уже не хватит. Работает рынок, который говорит: «дешевле будет купить у кого угодно, чем производить самому». Да и , получается, толком не на чем производить. Вот и купили – у немцев. Могли бы у китайцев или у кого-то ещё. Сути в целом не меняет, даже при учёте наличия евросанкций и отсутствия санкций со стороны КНР.

Однако ситуацию не стоит расценивать с позиции «проср...полимеры». Это одновременно и сигнал, и урок для государства. Если не отмести то, что искусственно насаждается адептами обожествления бумажно-купюрной массы, и уже начать думать о реальных вложениях в отечественное станкостроение, приборостроение, производство машин и агрегатов, то Россия и дальше будет заискивающим взглядом смотреть на Еврокомиссию и прочих мракобесов. – На тех, кто за двойными стандартами и желанием выслужиться перед Большим Братом готов пренебрегать интересами даже собственных налогоплательщиков, не говоря уже о жизненно важных интересах тех же крымчан.

Так что Крым даёт всем нам хороший подж..ник стимул, чтобы и в этом случае санкции обратить России на пользу. Вот только "эффективные менеджеры" снова могут сказать своё "веское" слово...

topwar.ru

О компании - производители паровых турбин, заводы паровых турбин

Работаем в сфере энергетического машиностроения с 1995 года. Изготавливаем и поставляем паровые турбины и турбогенераторы торговой марки TURBOPAR до 20 МВт для генерации собственной дешевой электроэнергии.

фото1 фото2

Производственные площади

Изготовление паровых турбин осуществляется на производственной площадке в г. Смоленск, Россия площадью 800 м2. Адрес производства: 214000, Россия, г. Смоленск, ул. 430км пос. Пронино, на территории базы СК Маштехстройоптторг. Производственная база имеет в своем составе участки черновой и чистовой обработки, ремонтно-механический участок, инструментальный участок, термическое и сварочное отделение, участок сборки паровых турбин, турбогенераторов, наладки АСУ. Имеем в наличии склады запасных частей и комплектующих оборудования.

Разработки конструкторского бюро

Особая гордость предприятия – наличие собственного конструкторского бюро. В составе конструкторского бюро работают квалифицированные конструктора и технологи с большим опытом работы в области энергетики. Специалисты ООО «Ютрон – Паровые турбины» (Россия) в кооперации с европейскими производителями работают над конструированием элементов паровых противодавленческих и конденсационных турбин.

Нашей компанией получен патент на собственную разработку - энергосберегающую паровую микротурбину от 500 кВт до 1 000 кВт, в наличии лицензии на паровые турбины до 6 МВт и до 20 МВт.

ООО «Ютрон – паровые турбины» - компания-производитель паровых турбин в России. Основная производственная программа: производство трубопроводов и турбин малой мощности от 500кВт до 20 МВт.

Участок производства паровых турбин

фото3 фото4 фото5

www.xn--80ab3beceii.xn--p1ai


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта