Eng Ru
Отправить письмо

Основы противодействия терроризму. Участие мчс россии в ликвидации последствий террористического акта


2.8. Задачи мчс россии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера

МЧС России является уникальной государственной структурой, не имеющей аналогов в мире. Его подразделения, институты и организации выполняют весьма широкий спектр работ: от опера­тивных, связанных с аварийно-спасательными мероприятиями, до научно-технических, обеспечивающих развитие науки о рис­ках и безопасности и опытные конструкторские разработки, со­здание современной специализированной техники.

В общей государственной системе противодействия терроризму МЧС занимает достойное место, являясь, в частности, как глав­ным организатором (совместно с ФСБ, МВД и МО России), так и основным исполнителем мероприятий, работ по минимизации и полной ликвидации последствий ЧС разного происхождения, в том числе и за счет террористических воздействий.

Ниже рассмотрены основные задачи МЧС по ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористиче­скими и любыми несанкционированными воздействиями.

Совершенствование и повышение эффективности аварийно-спа­сательных работ. Оно предусматривает:

  • развитие и совершенствование нормативной правовой и ме­тодической базы;

  • совершенствование технологий ведения аварийно-спасатель­ных работ, в том числе двойного назначения, при контртеррористических операциях, повышение эффективности спасательных операций в целом;

  • повышение уровня социальной защищенности специалистов аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в ходе проведения контртеррористических операций;

  • совершенствование технологии и технических средств прове­дения эвакуационных мероприятий из зоны чрезвычайных ситуа­ций, возникающих в результате террористических воздействий и при проведении контртеррористических операций;

  • совершенствование финансового, материально-технического и специального обеспечения аварийно-спасательных формирова­ний, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций, возникающих в результате террористических воздействий и при проведении контртеррористических операций;

  • организацию научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ в соответствии с перечнем критически важных для национальной безопасности технологий в части, касающейся проб­лем повышения оперативности реагирования и эффективности проведения аварийно-спасательных работ;

• развитие международного сотрудничества в области подго­товки и проведения совместных учений, тренировок и междуна­родных спасательных операций при проведении совместных контр­ террористических операций.

Пути снижения последствий ЧС. Снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористи­ческих воздействий и при проведении контртеррористических операций. Оно достигается:

  • разработкой и осуществлением мер по повышению устойчи­вости, уменьшению уязвимости и, в конечном счете, сохране­нию объектов, существенно необходимых для сбалансированного функционирования экономики и выживания населения в чрезвы­чайных ситуациях с учетом возможностей террористических воз­действий;

  • подготовкой населения, территорий и потенциально опас­ных объектов в ходе реализации комплекса мероприятий по пред­упреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера с учетом возможностей террористических воздей­ствий;

  • организацией научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ в интересах смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористических воздей­ствий и при проведениях контртеррористических операций;

  • развитием международного сотрудничества в области сниже­ния смягчения чрезвычайных ситуаций, возникающих при прове­дении совместных контртеррористических операций.

Проектные материалы, содержащие обоснование безопасно­сти функционирования опасных объектов, должны предусматри­вать меры по управлению проектными авариями и меры по сни­жению последствий за проектных аварий, вызванных потенциаль­но возможными террористическими актами.

Решение практических задач по ликвидации медико-социальных последствий террористических актов возлагается на Всероссий­скую службу медицины катастроф.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — проводимые в чрезвы­чайных ситуациях аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, лока­лизацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов, восстановление нормаль­ной деятельности объекта посягательства.

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических акций и снижению тяже­сти их последствий осуществляется на основании Паспорта безо­пасности административно-территориальных единиц, разрабаты­ваемого соответствующим органом исполнительной власти.

В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий организуется взаимодействие с федеральными органами государ­ственной власти и их территориальными подразделениями, орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки лично­го состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.), начальниками ор­ганов внутренних дел, командующими войсками объединений, командирами соединений, частей внутренних войск, Миноборо­ны России, других войск, воинских формирований и органов (по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы опе­ративного построения).

Для снижения тяжести последствий возможных террористиче­ских акций необходимо заблаговременно выполнить ряд меро­приятий:

  • определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости;

  • провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности на предмет их готовно­сти реагировать на возможные террористические акции;

  • совместно с заинтересованными службами разработать необ­ходимые организационные документы по противодействию тер­роризму на объектах повышенной опасности;

  • обеспечить высокую готовность органов государственного са­нитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблю­дения и лабораторного контроля к оперативному и точному ана­лизу данных контроля окружающей среды в целях своевременно­го определения видов средств массового поражения, использо­ванных в качестве средства теракта;

  • иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий;

  • разработать и реализовать дополнительные меры по усиле­нию пропускного режима и охраны радиационно, химически, биологически опасных объектов и складов готовой продукции;

  • осуществить физическую защиту критически важных элемен­тов потенциально опасных объектов.

В перечень мероприятий по обеспечению безопасности входят неотложные меры по спасению, эвакуации людей и оказание им неотложной помощи, охрана общественного порядка и обеспече­ние общественной безопасности в районе возникновения ЧС, охрана важных объектов, объектов транспорта и жизнеобеспече­ния, обеспечение сохранности имущества, оставленного без присмотра, предупреждение и пресечение фактов хищения собствен­ности, временное ограничение движения транспорта и пешехо­дов в районе возникновения ЧС и прилегающей территории, раз­блокирование транспортных магистралей, объектов жизнеобеспе­чения.

Личный состав органов внутренних дел и спасателей МЧС Рос­сии в этих условиях оказывает в пределах своей компетенции по­мощь гражданам, должностным лицам, образовательным учреж­дениям, учреждениям и организациям, независимо от их органи­зационно-правовых форм и форм собственности, в осуществле­нии их законных прав и интересов.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении кото­рых находятся опасные объекты, органы регулирования безопас­ности, МВД России, ФСБ, другие организации, функции кото­рых связаны с вопросами безопасности, должны иметь в качестве приоритета обеспечение условий, исключающих несанкциониро­ванные и неконтролируемые действия в отношении указанных объектов, опасных материалов и технологий, неконтролируемые передачи опасных материалов и технологий.

Органы регулирования безопасности при осуществлении раз­решительных и контрольно-надзорных функций должны рассмат­ривать обоснования безопасного функционирования опасных объектов и соответствующих видов деятельности с учетом их при­влекательности, как потенциальных целей террористических уст­ремлений.

Таким образом, все службы и подразделения МЧС выполняют не только свои специфические задачи, но также в плане противо­действия терроризму еще одну из основных функций любого ве­домства, задействованного в государственной системе противо­действия терроризму, непрерывно находятся в режиме действий, скоординированных с действиями других ведомств.

studfiles.net

Учения МЧС по ликвидации последствий террористического акта в метро :: Блог Вастрик.ру

В ночь с 29 на 30 мая на станции Новосибирского метрополитена «Площадь Гарина-Михайловского» проводился практический этап учений регионального центра ГО и ЧС по ликвидации последствий террористического акта на станции. По сценарию учений террористы прорвались через турникет, захватили станцию и взорвали второй вагон поезда. Куда они делись потом никто не в курсе, но известно, что на станции начался пожар и есть пострадавшие. Кроме этого, дело осложнялось тем, что на станцию были выпущены отравляющие вещества.

Было задействовано более 20 различных структур, среди которых: ФСБ, МВД, МЧС, подразделения Минобороны, муниципальные и региональные органы власти, несколько видов медицинских служб и служб для ликвидации химической угрозы. Площадь около главного вокзала была оцеплена и на месте работали около 150 человек.

Как сказал начальник главного управления МЧС России по Новосибирской области - главной задачей этих учений для них была именно организация взаимодействия всех этих служб друг с другом. «Очень много структур принимают участие в таких операциях, и, как обычно бывает, каждый очень грамотно выполняет свою работу. Но каждый как бы немножко затягивает одеяло на себя в ту или иную сторону».

Силовики справились с поставленной задачей, разбор результатов займет еще несколько дней и я вряд ли узнаю что-то, кроме стандартных фраз для журналистов: «показали себя», «справились на отлично», и.т.д, так что даже спрашивать о них не буду. Так как я не ограничен рамками какого-то СМИ и могу забить на это :)

Мне удалось побывать на этих учениях, заделаться под СМИ и даже пройти внутрь на станцию вместе с корреспондентами «Вести Новосибирск» и первыми прибывшими туда пожарными. Если честно, я не ожидал такого везения и даже не взял ни вспышку, ни штатив, от чего пришлось снимать в очень сложных условиях: в дыму и практически без света, временами с огромным перепадом контраста.

В 00:00 по местному времени начали развертывать штаб

Разворачивают и настраивают спутниковую связь

А вот эти светящиеся штуки оказались интересными. Оказывается, их надувают для освещения местности. Несколько таких «столбов» освещают всю площадь достаточно, чтобы даже читать

Внутри штаба ставят плазмы и ноутбуки, питается все это, конечно же, от автономных генераторов

Младший брат того светового столба. И да, они действительно так называются

Час ночи. Начало учений. Первыми на метро прибывают пожарные на новеньких чистеньких машинках (явно для показухи)

За ними прибывает скорая. А пожарные пока собирают распределительные шланги и готовятся входить

В быстром темпе входим в метро и не попадаем фокусом

И спускаемся на станцию

Света тут очень мало, рабочее освещения установит только следующая прибывшая группа

Вокруг лежат пострадавшие

Но беспокоиться незачем, это ребятки из того же МЧС, играющие роль пострадавших

Но выглядит круто :3 Пока пожарные разворачивают свои шланги и еще не пустили дым, можно немного поснимать вокруг

В этом вагоне метро двери открыты. Лежащие на скамейках пострадавшие весело смеются, пока никто не видит. И освещения тут нет вообще, потому такие шумы

А это второй вагон, как я понял, красные флажки означают возгорание, которое нужно ликвидировать пожарным. Как в компьютерной игре прям

И они же начинают первыми выносить тех, кого можно вынести, у кого нет сильных повреждений и кого можно тащить на руках. Остальные ждут носилки

Вот и прибывает отряд Военнизированной Горноспасательной Части с носилками и осматривают пострадавших

Эти провода за ними - линия связи с поверхностью

Сообщают обстановку в штаб. Обнаружено сильно задымление и отравляющие вещества

А вот и задымление. На станции работало 4 дымогенератора, под конец не было видно ничего

Ребятки в костюмах химзащиты спешат на помощь. Я так и не понял что они сделали, но видимо их работа очень скрытна

Дым очень забавный. Он хоть и везде, хоть и видимость на расстоянии вытянутой руки, но в нем (или даже им) вполне можно дышать. Я там был без противогаза, как эти ребята

Но он сильно затрудняет их работу и приближает условия к реальным

Желтый цвет - это рабочий прожектор, установленный на другом краю платформы. Дым имеет какой-то странный, но совсем не противный запах, который не чувствуешь уже через пару минут нахождения в нем

Но атмосферы добавляет неимоверно

Особенно в сочетании с галогенными фонарями

Тут можно оценить видимость

Этот тоже ничего. Жалко было мало времени поснимать в дыму, хочу еще!

А ребята все продолжают осматривать и выносить пострадавших

На некоторых кадрах даже я не видел куда фокусируюсь, например на этом

Думаю теперь вы понимаете почему тут работают именно горноспасатели

Пострадавшим оказывают первую помощь, чтобы донести до поверхности. Этому, например, наложили жгут на бедро из его же ремня

Оп-па, а вот мы и на поверхности. На самом деле где-то между этим и предыдущим кадром меня хотели отвести в милицию, а потом спасли из рук начальника метрополитена, так что особо не снимал

Пришло время снимать медиков. Видов медиков здесь чуть ли не больше, чем видов спасателей. Это, например, палатка центра медицины катастроф

Это - хваленый передвижной центр ФМБА (Федеральное Медико-Биологическое Агентство) с подъемником

Внутри оборудования как в реанимации средней больницы

Посмотрел как работает подъемник и пошел дальше

Автобусы МЧС

Дяденьки-начальники (так и не узнал кто) снимают горящий метрополитен

Ну пойду и я поснимаю

Операция подходит к концу

Iгo

Примерно 3 часа ночи. Время для интервью

Дополнительные носилки

Если присмотреться повнимательнее к ящику можно заметить, что это планшет. Тихо прячем iPad 2, уходим

Пожарные сделали свое дело и могут отдыхать

Палатка химиков. Они тоже собираются домой

Вот вам табло метрополитена и на этом все. Теребите себя

vas3k.ru

2 8 задачи мчс россии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического характера

2.8. ЗАДАЧИ МЧС РОССИИ ПО ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

МЧС России является уникальной государственной структурой, не имеющей аналогов в мире. Его подразделения, институты и организации выполняют весьма широкий спектр работ: от опера­тивных, связанных с аварийно-спасательными мероприятиями, до научно-технических, обеспечивающих развитие науки о рис­ках и безопасности и опытные конструкторские разработки, со­здание современной специализированной техники.

В общей государственной системе противодействия терроризму МЧС занимает достойное место, являясь, в частности, как глав­ным организатором (совместно с ФСБ, МВД и МО России), так и основным исполнителем мероприятий, работ по минимизации и полной ликвидации последствий ЧС разного происхождения, в том числе и за счет террористических воздействий.

Ниже рассмотрены основные задачи МЧС по ликвидации по­следствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных террористиче­скими и любыми несанкционированными воздействиями.

Совершенствование и повышение эффективности аварийно-спа­сательных работ. Оно предусматривает:

  • развитие и совершенствование нормативной правовой и ме­тодической базы;

  • совершенствование технологий ведения аварийно-спасатель­ных работ, в том числе двойного назначения, при контртеррористических операциях, повышение эффективности спасательных операций в целом;

  • повышение уровня социальной защищенности специалистов аварийно-спасательных формирований, участвующих в ликвида­ции последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в ходе проведения контртеррористических операций;

  • совершенствование технологии и технических средств прове­дения эвакуационных мероприятий из зоны чрезвычайных ситуа­ций, возникающих в результате террористических воздействий и при проведении контртеррористических операций;

  • совершенствование финансового, материально-технического и специального обеспечения аварийно-спасательных формирова­ний, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций, возникающих в результате террористических воздействий и при проведении контртеррористических операций;

  • организацию научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ в соответствии с перечнем критически важных для национальной безопасности технологий в части, касающейся проб­лем повышения оперативности реагирования и эффективности проведения аварийно-спасательных работ;

• развитие международного сотрудничества в области подго­товки и проведения совместных учений, тренировок и междуна­родных спасательных операций при проведении совместных контр­террористических операций.

Пути снижения последствий ЧС. Снижение тяжести последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористи­ческих воздействий и при проведении контртеррористических операций. Оно достигается:

  • разработкой и осуществлением мер по повышению устойчи­вости, уменьшению уязвимости и, в конечном счете, сохране­нию объектов, существенно необходимых для сбалансированного функционирования экономики и выживания населения в чрезвы­чайных ситуациях с учетом возможностей террористических воз­действий;

  • подготовкой населения, территорий и потенциально опас­ных объектов в ходе реализации комплекса мероприятий по пред­упреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера с учетом возможностей террористических воздей­ствий;

  • организацией научно-исследовательских и опытно-конструк­торских работ в интересах смягчения последствий чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате террористических воздей­ствий и при проведениях контртеррористических операций;

  • развитием международного сотрудничества в области сниже­ния смягчения чрезвычайных ситуаций, возникающих при прове­дении совместных контртеррористических операций.

Проектные материалы, содержащие обоснование безопасно­сти функционирования опасных объектов, должны предусматри­вать меры по управлению проектными авариями и меры по сни­жению последствий за проектных аварий, вызванных потенциаль­но возможными террористическими актами.

Решение практических задач по ликвидации медико-социальных последствий террористических актов возлагается на Всероссий­скую службу медицины катастроф.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций — проводимые в чрезвы­чайных ситуациях аварийно-спасательные и другие неотложные работы, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба и материальных потерь, лока­лизацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия ха­рактерных для них опасных факторов, восстановление нормаль­ной деятельности объекта посягательства.

Подготовка исходных данных для планирования мероприятий по предупреждению террористических акций и снижению тяже­сти их последствий осуществляется на основании Паспорта безо­пасности административно-территориальных единиц, разрабаты­ваемого соответствующим органом исполнительной власти.

В ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий организуется взаимодействие с федеральными органами государ­ственной власти и их территориальными подразделениями, орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (по вопросам охраны важных объектов, выделения транспортных средств для перевозки лично­го состава к местам выполнения задач, размещения, питания, бытового обеспечения личного состава и др.), начальниками ор­ганов внутренних дел, командующими войсками объединений, командирами соединений, частей внутренних войск, Миноборо­ны России, других войск, воинских формирований и органов (по определению задач, количества сил и средств, привлекаемых к их выполнению, срокам готовности и времени прибытия в районы сосредоточения, порядку включения сил и средств в группы опе­ративного построения).

Для снижения тяжести последствий возможных террористиче­ских акций необходимо заблаговременно выполнить ряд меро­приятий:

  • определить объекты науки, промышленности, энергетики и жизнеобеспечения по степени их потенциальной опасности и диверсионно-террористической уязвимости;

  • провести комиссионное обследование состояния объектов повышенной опасности, особой важности на предмет их готовно­сти реагировать на возможные террористические акции;

  • совместно с заинтересованными службами разработать необ­ходимые организационные документы по противодействию тер­роризму на объектах повышенной опасности;

  • обеспечить высокую готовность органов государственного са­нитарно-эпидемиологического надзора, учреждений сети наблю­дения и лабораторного контроля к оперативному и точному ана­лизу данных контроля окружающей среды в целях своевременно­го определения видов средств массового поражения, использо­ванных в качестве средства теракта;

  • иметь необходимые ресурсы для оперативного реагирования на разные варианты террористических действий;

  • разработать и реализовать дополнительные меры по усиле­нию пропускного режима и охраны радиационно, химически, биологически опасных объектов и складов готовой продукции;

  • осуществить физическую защиту критически важных элемен­тов потенциально опасных объектов.

В перечень мероприятий по обеспечению безопасности входят неотложные меры по спасению, эвакуации людей и оказание им неотложной помощи, охрана общественного порядка и обеспече­ние общественной безопасности в районе возникновения ЧС, охрана важных объектов, объектов транспорта и жизнеобеспече­ния, обеспечение сохранности имущества, оставленного без присмотра, предупреждение и пресечение фактов хищения собствен­ности, временное ограничение движения транспорта и пешехо­дов в районе возникновения ЧС и прилегающей территории, раз­блокирование транспортных магистралей, объектов жизнеобеспе­чения.

Личный состав органов внутренних дел и спасателей МЧС Рос­сии в этих условиях оказывает в пределах своей компетенции по­мощь гражданам, должностным лицам, образовательным учреж­дениям, учреждениям и организациям, независимо от их органи­зационно-правовых форм и форм собственности, в осуществле­нии их законных прав и интересов.

Федеральные органы исполнительной власти, в ведении кото­рых находятся опасные объекты, органы регулирования безопас­ности, МВД России, ФСБ, другие организации, функции кото­рых связаны с вопросами безопасности, должны иметь в качестве приоритета обеспечение условий, исключающих несанкциониро­ванные и неконтролируемые действия в отношении указанных объектов, опасных материалов и технологий, неконтролируемые передачи опасных материалов и технологий.

Органы регулирования безопасности при осуществлении раз­решительных и контрольно-надзорных функций должны рассмат­ривать обоснования безопасного функционирования опасных объектов и соответствующих видов деятельности с учетом их при­влекательности, как потенциальных целей террористических уст­ремлений.

Таким образом, все службы и подразделения МЧС выполняют не только свои специфические задачи, но также в плане противо­действия терроризму еще одну из основных функций любого ве­домства, задействованного в государственной системе противо­действия терроризму, непрерывно находятся в режиме действий, скоординированных с действиями других ведомств.

2.9. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ: ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Проблемы финансирования в области противодействия терро­ризму разбиваются на две основные группы проблем, принадлеж­ность к которым определяется, в первую очередь, пониманием масштаба и содержания противодействия терроризму. При деталь­ном рассмотрении проблем финансирования необходимо иметь в виду ограниченность ресурсов — понимание того, что направлен­ность финансовой поддержки тех или иных направлений антитер­рористической деятельности должна быть достаточно хорошо обо­снована предварительными исследованиями, разведкой или ка­кими-либо другими методами с привлечением современных информационных технологий. Ясно, что переключение сил и средств на решение новых задач в условиях ограниченных ресурсов воз­можно только при своевременном отказе от финансирования ка­ких-либо направлений, которые надо квалифицировать как мало­перспективные, неэффективные или ставшие к моменту анализа бесперспективными.

К первой группе проблем финансирования относятся все ме­роприятия, связанные с прогнозированием, предупреждением и отражением угроз терроризма на традиционных направлениях че­ловеческой деятельности, а также с готовностью руководителей и специалистов организаций и ведомств, непосредственно занимаю­щихся антитеррористической деятельностью, и предприятий лю­бой формы собственности адекватно и своевременно реагировать на непредсказуемые и неожиданные угрозы террористов. Пробле­мы эти решаются в каждой стране в зависимости от понимания руководством и общественностью значимости угроз террористи­ческих проявлений и от финансовых возможностей данной страны.

Так например, США направляют гигантские ресурсы на обес­печение национальной безопасности и противодействию терро­ризму. С 2001 (бюджет этого года — последний, одобренный до со­бытий 11 сентября) по 2004 г. общие федеральные расходы на оборо­ну, внутреннюю безопасность и реализацию международной поли­тики выросли более чем на 50 %: с 354 до 547 млрд. долл. Такого роста не было с 1950-х гг. — со времен корейской войны.

Значительно более скромные госбюджетные затраты в этой области у стран Европы и России.

Что касается проблем второй группы, то здесь речь идет о пре­дупредительных и превентивных мерах, необходимых, но ре даю­щих быстрого эффекта, так как они решаются в экономической и социальной сферах государств, народов и целых континентов.

2.10. СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ ЗА РУБЕЖОМ

Система противодействия терроризму в США. Американская «Стратегия борьбы с терроризмом» призвана обеспечить две клю­чевые задачи: защитить Соединенные Штаты, их граждан, их ин­тересы, друзей и союзников по всему миру от террористических атаки, одновременно, создать максимально неблагоприятную для функционирования терроризма международную среду. Для выпол­нения этих задач администрация США представила так называе­мую стратегию «четырех D»: 1. Defend — защитить; 2. Defeat — унич­тожить; 3. Deny — отказать; 4. Dimmish — уменьшить.

1. Самым важным направлением по приложению усилий яв­ляется защита жителей и интересов США, как на американской

территории, так и за рубежом, путем укрепления обороноспособ­ности страны, а также распознания и нейтрализации террористи­ческой угрозы на максимально ранних стадиях.

  1. США будут уничтожать террористические организации, дей­ствующие в общемировом масштабе, атакуя убежища их лидеров, командные пункты, перекрывая источники материальной поддерж­ки. Ожидается, что это приведет к разобщению некогда взаимо­связанных сетей. Следующим шагом будет активизация сотрудни­чества с партнерами на региональном уровне, чтобы с помощью национальных инструментов изолировать, а затем и уничтожить террористов.

  2. США предпримут многоплановые усилия по пресечению дальнейшего пособничества и поддержки террористов, стремясь добиться от всех государств выполнения обязательств в соответ­ствии с резолюцией ООН 1373 и документами ООН, по противо­действию терроризму. В отношении тех стран, которые не захотят прилагать необходимые усилия, США готовы пойти на принуди­тельные меры.

  3. США будут стремиться минимизировать благоприятные для терроризма условия.

Инструментами обеспечения указанной стратегии станет весь спектр американской мощи: экономическая, дипломатическая, информационная, военная и т.д. Однако особый акцент сделан на трех основных направлениях, призванных обеспечить успех стратегии «четырех D»; постоянно действующие правовые инст­рументы, бдительно следящие за соблюдением закона; эффек­тивная деятельность разведывательных служб; военный компо­нент — последнее средство отвести нависшую угрозу. Наиболее высока вероятность использования военной силы в случаях, ка­сающихся возможного приобретения террористами оружия мас­сового уничтожения (ОМУ). Предотвращение попадания техно­логий, связанных с ОМУ, в руки террористических групп опре­деляется как один из главных приоритетов американских анти­террористических усилий.

Добиться успеха в обнародованной стратегии предполагается в несколько этапов.

На первом этапе, опираясь на международную кооперацию и правовые механизмы, ставится задача локализовать и изолировать террористические ячейки, а затем и уничтожить их. Для этого необ­ходимо изучить врага изнутри силами разведывательных служб.

Размах терроризма заставил США признать, что у терроризма есть питательная среда: несправедливость сегодняшнего мира, нищета, поразившая миллионы людей, религиозные и этниче­ские конфликты и др. Исходя из этого, Вашингтон поставил сверхамбициозную цель: выбить почву из-под ног террористов. А это зна­чит, что у США появился интерес не только к форсированию

ближневосточного урегулирования, но и к проблеме Юга с более чем миллиардным населением.

Руководство США признает, что они не могут контролировать весь мир, так как «не имеют ни необходимых ресурсов, ни опыта пребывания в каждом уголке мира». Вместо этого США полны решимости проводить мониторинг выполнения обязательств все­ми субъектами международных отношений. Акцент сделан имен­но на том, чтобы каждое государство исполнило свой суверенный долг, обеспечив контроль над своей территорией и своими граж­данами. Антитеррористическая консолидация на глобальном уров­не, считают в Вашингтоне, должна проходить в рамках существу­ющих и будущих международных конвенций. Сами США присое­динились к двум антитеррористическим конвенциям ООН — Кон­венции по борьбе с бомбовым терроризмом 1997 г. и Конвенции по борьбе с финансированием терроризма 1999 г. США заявили об участии в выработке новых международных правовых актов, касающихся вопросов терроризма.

Одновременно США наращивают усилия по уменьшению уяз­вимости собственной территории. Еще одним шагом на этом пути стало создание Объединенного центра по предотвращению тер­рористической угрозы (Terrorist Threat Integration Center). Этот институт, как объявил президент США, нужен для более целе­направленной, постоянной и эффективной антитеррористической деятельности и, что особенно важно, для выработки общего пла­на действий на основе собранной информации. При этом заявле­но о значительном повышении роли партнеров и союзников США в борьбе с международным терроризмом. Вопрос стоит о коорди­нации, а также определении приоритетов антитеррористических усилий США, их партнеров и союзников.

Трагедия в Беслане драматическим образом изменила восприя­тие Россией характера и степени угрозы ее безопасности и терри­ториальной целостности со стороны сил терроризма. США и их европейские союзники также проявили озабоченность фактом реального существования террористической угрозы в отношении России и, возможно, для них самих в связи с событиями в Чечне и в целом на Северном Кавказе. Россия могла бы оказать США помощь в объявленной ими «войне против терроризма», обеспе­чив собственную безопасность.

США, их союзники и партнеры открыты для взаимодействия и помощи российскому правительству:

  • в предоставлении более полной разведывательной информа­ции об известных террористических группах;

  • в оказании материальной и технической поддержки в целях обеспечения безопасности российских границ, аэропортов и дру­гих объектов транспортной инфраструктуры, атомных электро­станций, ядерного и химического оружия и материалов;

  • в активном перекрытии иностранных источников финансиро­вания террористических групп, действующих на территории России;

  • в помощи в подготовке специалистов и, возможно, оказании прямой операционной поддержки при поиске и захвате террористов.

Даже скромные успехи в американо-российском сотрудничестве по предотвращению террористических угроз в отношении России могут содействовать преодолению недоверия между двумя страна­ми.

Недавнее подписание меморандума о сотрудничестве между ФСБ и ФБР стало важным шагом в правильном направлении, однако многое еще предстоит сделать. Не вызывает сомнения, что целый ряд угроз безопасности России небезопасен и для США.

США и Россия, возможно, больше, чем какие-либо другие страны, заинтересованы в том, чтобы оружие массового пораже­ния не попало в руки международных террористов. Эта проблема заняла центральное место в политике безопасности США после трагедии 11 сентября и должна приобрести то же значение в Рос­сии после Беслана.

Достоверно известно, что в течение многих лет Аль-Каида пред­принимает активные попытки завладеть оружием массового пора­жения для осуществления ядерной террористической атаки с ка­тастрофическими последствиями. В настоящее время двумя наибо­лее вероятными целями для такого удара являются США и Рос­сия, где находятся самые крупные арсеналы ядерных вооружений. Поэтому Россия и США должны умножить совместные усилия по предотвращению угрозы терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

За последние годы Россия и Америка многого добились в со­трудничестве в борьбе с терроризмом, особенно в Афганистане, и в укреплении ядерной безопасности (например, программа «Сов­местное уменьшение угрозы»). Однако необходимо все более тесно увязывать сотрудничество в области ядерной безопасности и нерасп­ространения оружия массового уничтожения с совместными усили­ями по борьбе с терроризмом. Некоторый прогресс в этой сфере был достигнут в рамках Совета Россия— НАТО, где программа совместных ответных действий в чрезвычайных ситуациях имеет контртеррористическую составляющую.

Важным шагом в этом направлении стало также решение Рос­сии присоединиться к Инициативе по безопасности в области нераспространения, которая призвана ограничить транспортировку средств доставки в страны и из стран — потенциальных распро­странителей оружия массового поражения и техники.

Антитеррористические службы США. Федеральное бюро рассле­дований (ФБР) имеет секцию по обеспечению внутренней безо­пасности и борьбы с терроризмом, входящую в Управление уго­ловных расследований.

В составе секции три группы:

  • группа специальных операций и анализа — собирает факты о совершенных терактах. На основе их анализа сотрудники группы готовят документы, где предлагаются выводы о наиболее целесо­образных тактических приемах и средствах противодействия терро­ризму;

  • группа исследования терроризма и учета взрывов бомб — изучает организационные структуры террористических групп, их участников, собирает и анализирует все случаи терактов с ис­пользованием взрывных устройств. Результаты работы этой груп­пы реализуются в ответах на конкретные запросы и в виде ин­формационных справок, направляемых всем заинтересованным ведомствам;

  • группа внутренней безопасности — контролирует органи­зацию охраны иностранных представителей на территории США. В составе ФБР имеется группа опытных психологов, в функции которых входит помощь сотрудникам ФБР, ведущим переговоры с террористами о выдаче заложников. Эта группа участвует также в подготовке специально выделенных сотрудников ФБР на курсах и в Академии ФБР.

Для ведения боевых операций против террористов в каждом из 59 управлений ФБР имеется, по крайней мере, одно специальное боевое подразделение по борьбе с терроризмом.

Для боевых операций по освобождению заложников на борту самолетов в ФБР существует специальное подразделение коммандос, численностью 50 человек.

В марте 1978 г. по приказу Президента США было сформирова­но секретное армейское подразделение особого назначения — по борьбе с террористами за пределами страны.

В 2005 г. Нью-Йорк организовал в рамках городского полицей­ского управления собственные антитеррористические подразде­ления, включая отделение зарубежной разведки и авиационные подразделения.

Финансирование подразделений обеспечивается из бюджета города.

Организация подобных подразделений была вызвана тем, что по мнению администрации Нью-Йорка деятельность ФБР и дру­гих федеральных антитеррористических подразделений не обес­печивает достаточного уровня защиты инфраструктуры и населе­ния мегаполиса от террористических воздействий.

Спецслужбы Великобритании. В Великобритании имеются не­сколько специализированных подразделений, принимающих участие в операциях по локализации и пресечению террористических актов:

• группа защиты диппредставительств, охраняющая дипломати­ческие представительства в Лондоне;

  • «голубые береты» — группа инструкторов-снайперов, обуча­ющих полицейских меткой стрельбе;

  • антитеррористическое подразделение Скотланд-Ярда, состо­ящее из специально подготовленных детективов. Их задача — про­никновение в террористические организации;

  • специальная патрульная группа Скотланд-Ярда, созданная для патрулирования частных владений и защиты от преступни­ков;

  • отделение технической поддержки, созданное для патрули­рования частных владений и защиты от преступников;

  • отделение технической поддержки, имеющее электронные приборы слежения;

  • армейское саперное подразделение — может устанавливать или демонтировать взрывные устройства; подразделение воздуш­ных десантников. Основной боевой единицей по борьбе с терро­ризмом является специальное подразделение воздушных десант­ников, состоящих из наиболее стойких и решительных доброволь­цев британской армии.

Бригады борьбы с терроризмом, Франция. В начале 1970-х гг. во Франции были созданы специализированные подразделения по борьбе с терроризмом. Очевидно, это было связано с потерей Францией колоний в арабской части африканского континента и с тем, что выходцы оттуда, живущие в крупных городах Фран­ции, стали представлять серьезную угрозу внутренней безопасно­сти страны, проводя террористические акции.

Состав этих групп был непостоянен, и их члены созывались вся­кий раз, когда этого требовала необходимость. Одно из подобных подразделений было создано после террористических актов в Мюн­хене в 1972 г. Бригада борьбы с терроризмом состоит из 50 человек.

Другое подразделение — Группа вмешательства, созданная в рамках национальной жандармерии в марте 1974 г. для борьбы с распространившимся тогда новым видом преступности — захва­том заложников в политических целях и для получения выкупа, непосредственно ориентирована на борьбу с терроризмом.

Еще одна возможная функция этой группы — подавление мя­тежей в тюрьмах и при захватах самолетов, т.е. в случаях, когда преступники вооружены и рядом с ними находятся их жертвы — заложники, что затрудняет применение оружия.

Секретная служба внешней разведки Израиля, История секрет­ной службы внешней разведки «Моссад» («Институт безопасно­сти и специальных задач») — неотъемлемая и весьма значитель­ная часть становления государства Израиль. Более 50 лет эта стра­на находится в состоянии войны с Египтом, Сирией, Иордани­ей, Ливаном, Ираком и другими государствами.

В стране, окруженной кольцом враждебно настроенных араб­ских государств, сформировался триумвират органов безопасно-

ста («Аман», «Шин Бет» и «Моссад»). Лидирующее положение в этой тройке занимает именно внешняя разведка.

Принятый однажды принцип «террорист должен быть убит» воплощается этой спецслужбой в каждом случае захвата заложни­ков. Переговоров с террористами «Моссад» не проводит.

Подразделение специального вмешательства Испании. В начале 1978 г. в Испании произошел резкий скачок эскалации террориз­ма.

Именно тогда в стране и возникла острая необходимость со­здания специальных сил, способных противостоять отлично орга­низованным террористическим группировкам. Подразделение спе­циального вмешательства было создано в рамках Гражданской гвар­дии для проведения операций по локализации и пресечению тер­рористических акций в городских условиях (с основной зоной действия — Мадридом).

textarchive.ru

Международные учения с участием МЧС России

2016 год 

В 2016 году МЧС России при координации МИД России совместно с Министерством  транспорта Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, ФСБ России и ФТС России провело международное комплексное учение чрезвычайных служб прикаспийских государств «Каспий-2016» по реагированию на условные чрезвычайные ситуации в акватории Каспийского моря и прибрежной зоне, а также международную конференцию «Организация взаимодействия органов управления и сил при возникновении крупномасштабных чрезвычайных ситуаций в Прикаспийском регионе».

Данное учение стало первым практическим шагом пяти государств Каспийского региона в решении общих задач предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В учении были задействованы силы и средства всех прикаспийских государств за исключением Ирана, направившего делегацию наблюдателей во главе с заместителем Министра внутренних дел. Всего же совместная группировка сил и средств составила более 700 человек и 130 ед. техники (в том числе 4 ед. техники от иностранных государств).

В ходе учения были отработаны вопросы взаимодействия спасательных служб прикаспийских государств при ликвидации аварийных разливов нефти и тушении пожара на морской буровой платформе. Практические мероприятия показали высокий профессионализм и отличную боевую выучку аварийно-спасательных подразделений прикаспийских государств при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в ходе конференции стороны обменялись опытом в области развития технологий по оценке рисков возникновения угроз чрезвычайных ситуаций.

2015 год

С 18 по 24 января специалисты МЧС России приняли участие в обучении на вводном курсе гражданской защиты Евросоюза в г. Сплит (Хорватия).

В период с 29 мая по 1 июня специалисты МЧС России приняли участие в качестве наблюдателей в совместном учении спасательных служб государств – членов Организации договора о коллективной безопасности в г. Капчагай (Казахстан).

В период с 1 по 4 июня специалисты МЧС России приняли участие в совместных учениях спасательных служб государств-членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на тему: «Организация и выполнение мероприятий при реагировании на разрушительные землетрясения» в гг. Алматы, Капчагай (Казахстан).

В период с 28 сентября по 2 октября специалисты МЧС России приняли участие в Международных учениях спасательных служб России, Норвегии, Финляндии и Швеции «Баренц-Рескью 2015» (Финляндия).

В период с 23 по 25 ноября специалисты МЧС России приняли участие в качестве наблюдателей в командно-штабных учениях «Khazar-2015», приуроченных к 10-летию со дня создания МЧС Азербайджана в г. Баку (Азербайджан).

2014 год

 18-24 марта специалисты МЧС России приняли участие в качестве наблюдателей в международных учениях в формате регионального форума АСЕАН по безопасности «Megathrust Mentawai Direx» (г. Джакарта, Индонезия).

23-24 апреля специалисты МЧС России приняли участие в учебно-методическом сборе по отработке действий аварийно-спасательных служб при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и их последствий (Беларусь).

16-22 августа специалисты МЧС России приняли участие в совместном учении «Взаимодействие-2014» с контингентами Коллективных сил оперативного реагирования Организации договора о коллективной безопасности (г.Караганда, Казахстан).

 С 2013 года

Методам борьбы с промышленными авариями и катастрофами, учитывая мировую тенденцию их роста, в последние годы уделяется все больше и больше внимания, в том числе по линии российского МЧС.

Чтобы быть готовыми к подобного рода чрезвычайным ситуациям, в составе национальных спасательных служб необходимо иметь достаточное количество хорошо обученных специалистов широкого профиля. Ведь именно от их грамотных действий во многом зависит жизнь людей, попавших в беду.

Самым эффективным способом подготовки спасателей  являются учения, и прежде всего - международные.

В целях совершенствования профессиональных навыков, организации международного взаимодействия при проведении международных поисково-спасательных операций и готовности к совместным действиям по ликвидации крупных чрезвычайных ситуаций в 2010 году специалисты МЧС России приняли участие:

  «Взаимодействие - 2012»

В период с 15 по 19 сентября 2012 г. на территории Республики Армения проведено совместное учение Коллективных сил оперативного реагирования Организации Договора о коллективной безопасности «Взаимодействие - 2012» (далее - учение) с привлечением личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, МВД России и МЧС России. Руководил учением Министр обороны Республики Армения Оганян Сейран Мушегович.

В ходе учения были отработаны вопросы взаимодействия подразделений Вооруженных сил, МВД, МЧС государств-участников ОДКБ по решению задач разгрома вторгшегося на территорию условного государства противника и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, возникших в результате террористических действий.

От чрезвычайных ведомств в учении приняли участие силы и средства России, Армении и Казахстана, а в качестве наблюдателей - представители от Белоруссии и Кыргызстана.

В ходе учения силы и средства МЧС России в населенном пункте выполнили задачи по обнаружению и извлечению из-под завалов разрушенного здания пострадавших, оказанию им медицинской помощи и эвакуации в пункты сбора.

На объекте экономики провели химическую разведку, обозначили зараженную территорию, установили водяной завес с целью предотвращения распространения облака газа ядовитых веществ, провели мероприятия по устранению утечки отравляющих веществ и обеззараживанию территории.

Также была проведена санитарная обработка потерпевших, личного состава и специальная обработка техники, вышедших из зоны заражения. При проведении данных работ использовалась специальная техника, включая робототехнический комплекс «Брокк-110» для выполнения наиболее сложных работ по разбору завалов.

Все задачи, поставленные перед личным МЧС России, были выполнены в установленные строки, в полном объеме и с хорошим качеством.

Действия личного состава министерства положительно оценены руководством учений.

«ТЕРЕКС-2010»

«ТЕРЕКС-2010» международное учение Евросоюза, которое проходило в центральной части Италии в регионе Тоскана в период 25-28 ноября 2010 г. Их целью была отработка комплекса вопросов международного реагирования на разрушительное землетрясение с характерными для Европы последствиями.

Свои поисково-спасательные формирования на учение, помимо Италии как страны-организатора, направляли Австрия, Словения, Франция, Хорватия и Россия.

С российской стороны в учении была задействована аэромобильная многоцелевая группировка (спасатели и госпиталь отряда Центроспас), а также расчет мобильного диагностического комплекса «Струна» со специальным оборудованием.

Одной из главных задач этих учений была отработка совместных действий подразделений МЧС России и группировки сил Евросоюза.

 «Армения –2010» 

«Армения –2010», международные учения в формате СЕАП (Совета Евроатлантического партнерства), состоявшиеся в период 11-17 сентября 2010 г.

Непосредственно в полевых учениях приняли участие 18 команд из 11 стран (Австрии, Белоруссии, Грузии, Германии, Израиля, Казахстана, Молдавии, Польши, Таджикистана, Украины и Эстонии) и реагирующие подразделения МЧС, Минобороны и Минздрава Армении. Впервые в ходе гражданских учений СЕАП для доставки спасательных подразделений был задействован военный самолет НАТО.

От МЧС России в данных учениях приняли участие в качестве наблюдателей 4 специалиста, 2 из которых были включены в состав международной группы оценки, а еще 2 человека вошли в состав международного полевого координационного центра (ОSOCC).

 «Вестфолд-2010»

Командно-штабные учения по чрезвычайному гражданскому планированию в формате Совета Россия-НАТО «Вестфолд-2010», (22-24 марта в Норвегии). В ходе учений отрабатывались вопросы задействования международных и региональных механизмов реагирования при природных катастрофах и работы с населением через СМИ.

Учения с Пограничной службой ФСБ России

В контексте поддержания интересов России в Арктическом регионе состоялись совместные с Пограничной службой ФСБ России учения на архипелаге Земля Франца Иосифа.

«Десна-2010»

Учения сил и средств Российской Федерации и Республики Беларусь «Десна-2010» по ликвидации радиационной аварии на Смоленской АЭС.

Российско-американские командно-штабные учения

Кроме того, впервыена базе Центрального аэромобильного спасательного отряда (г.Жуковский, 24-26 мая) были проведены российско-американские командно-штабные учения по вопросам международного реагирования на землетрясения и отработан весь цикл международного реагирования.

«Лацио-2006»

С 23 по 26 октября 2006 г. в г. Монтелибретти (Италия) прошло международное учение в рамках Совета Россия-НАТО «Лацио-2006» по ликвидации последствий террористического акта с применением радиоактивных веществ.

В учении приняли участие представители 29 стран, в том числе России, Италии, Австрии, Хорватии, Венгрии и Румынии.

Россию на этом учении представляли спасатели, психологи МЧС России и другие специалисты.

Одна из основных задач, которая  решалась в ходе учений - отработка механизма оперативного реагирования и  международного взаимодействия различных государств при ликвидации последствий террористического акта с применением радиоактивных веществ.

В ходе учения была также отработана схема реализации российско-венгерской инициативы по созданию в рамках Совета Россия-НАТО группы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, вызванные применением радиационных, химических и биологических веществ.

Россия и Венгрия представили в Италии высокотехнологичный аэротранспортабельный комплекс для оказания помощи в случае террористического акта с использованием устройства, распыляющего радиологически опасные вещества, так называемой «грязной бомбы». В составе этого комплекса специальные роботы, вертолеты радиационного мониторинга, мобильная экспресс лаборатория для проведения анализов при радиационном, химическом или биологическом заражении. Вся техника и персонал комплекса доставляется в район чрезвычайной ситуации самолетом Ил-76  и может незамедлительно приступить к работе.  

Командно-штабная часть учения состоялась в Высшем институте противопожарной службы в Риме. На ней были рассмотрены вопросы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, защиты и восстановления критически важной инфраструктуры, оказания международной помощи  и доставки гуманитарных грузов, правовые вопросы, а также медицинские и психологические аспекты реагирования на подобные чрезвычайные ситуации.

Полевые учения прошли в г. Монтелибретти (в 40 километрах к северу от Рима) на базе итальянского национального центра профессиональной подготовки пожарных.

В ходе этой части учения специалисты разных стран отработали действия по поиску и спасению людей, дозиметрической разведке и контролю радиационного облучения, обеззараживанию территории и оказанию медицинской помощи пострадавшим. При этом использовались различные технические средства, в том числе роботы и полевая экспресс лаборатория.

Специалисты 294-го Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» МЧС России провели наземную и воздушную разведку местности при помощи вертолета Бо-105  и специального оборудования. 

При решении поставленных задач также применялись подвижный пост контроля «Топаз» на базе автомобиля «ГАЗ», робототехнический комплекс «MF-4», предназначенный для обезвреживания взрывоопасных предметов и проведения разведки внутри помещений и на местности с помощью специальной телевизионной системы.

Кроме того, спасатели МЧС продемонстрировали работу робототехнического комплекса «МРК-27», при помощи которого выполняются транспортные и технологические операции при ликвидации последствий химических и радиационных аварий, проводится визуальная разведка, а также химическая разведка путем взятия проб грунта и жидкости.   

"Калининград-2004"

С 22 по 25 июня 2004 г. на участке побережья и в акватории Балтийского моря в районе полигона "Хмелевка" Балтийского флота прошли международные учения "Калининград-2004" по теме "Ликвидация чрезвычайной ситуации, обусловленной пожаром и выбросом нефти на нефтяной платформе "Вышка-1" месторождения С-8 в Балтийское море".

В учении приняли участие представители России, а также наблюдатели и оперативные группы государств-членов НАТО и СЕАП из 22 стран мира: всего около 800 человек.

Международным учением "Калининград-2004" руководил заместитель министра Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям генерал-полковник Геннадий Короткин. Его заместителем был назначен директор Департамента чрезвычайного гражданского планирования НАТО г-н Карстен Фаусбол.

Основные цели учения - совершенствование механизма совместного реагирования и кризисного управления, включая процедуры запроса и предоставления международной помощи, в случае террористического акта на нефтяной платформе в Балтийском море, который привел к большому количеству пострадавших и экологическому бедствию на акватории.

Россию на международном учении "Калининград-2004" представляли специалисты Центрального государственного аэромобильного спасательного отряда "Центроспас", 294-го Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер", государственного учреждения "ГОСАКВАСПАС", авиация МЧС России, силы территориальной подсистемы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Калининградской области, в том числе Калининградский филиал ГУП "Балтийское бассейновое аварийно-спасательное управление" Министерства транспорта России, ОАО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций", ОАО "Лукойл-Калининградморнефть" и ЗАО "Трансзас", а также корабли и сухопутные силы береговой охраны Балтийского флота.

Международные силы представляли спасательные формирования Республики Польша и Литовской Республики. Литва, в частности, представила пожарную команду в составе 12 человек Управления противопожарной и спасательной службы республики, а также региональной спасательной службы г. Клайпеды. Их специализация - сбор нефтепродуктов, загрязняющих окружающую среду, и спасательные операции в локальных чрезвычайных ситуациях. Техническое оснащение литовской стороны: оборудование для нефтесборки, спасательная техника и пожарное оборудование, пожарный автомобиль и спасательный катер.

Польша представила пожарную команду в составе 30 человек Государственной противопожарной службы республики. Техническое оборудование: маслоочистительные аппараты и устройства для сбора нефти с поверхности воды. Кроме того, от Польши было спасательное судно "Capitan Poinc" морской поисково-спасательной службы и специальное судно для локализации нефтяных разливов.

Практическая часть учения "Калининград-2004" была проведена в три этапа. На первом, который прошел с 18 по 23 июня, была проведена подготовка российской части участников к международной спасательной операции на акватории Балтийского моря. В ходе ее были отработаны вопросы управления силами и средствами МЧС России и других взаимодействующих ведомств, которые привлекались к учению; оповещения (уведомления) соседних государств, НАТО и ООН о характере и масштабах произошедшего террористического акта; запроса через НАТО и ООН о помощи иностранных государств; пересечения государственной границы и прохождения таможенного контроля иностранными участниками учения.

На втором этапе (22-23 июня) были отработаны вопросы планирования международной спасательной операции на акватории Балтийского моря.

На третьем этапе (23 июня) на полигоне "Хмелевка" Балтийского флота прошла полевая (практическая) часть учения, в ходе которой были отработаны совместные действия со спасателями Литвы и Польши, а также продемонстрированы новейшие технологии поиска и эвакуации пострадавших, тушения пожаров с воздуха и моря, ликвидации разлива нефти, защиты и очистки береговой полосы от нефтепродуктов.

В тушении очагов пожаров в районе нефтяной платформы "Вышка-1" месторождения С-8 участвовали вертолеты Ка-32 и Ми-8, оборудованные водосливными устройствами ВСУ-5, и противопожарный катер ПЖК.

На учении впервые был продемонстрирован серийный российский самолет-амфибия Бе-200ЧС, который осуществил сброс воды на очаг пожара и эвакуацию пострадавших.

В ходе практической части на море были установлены боновые заграждения вокруг платформы, осуществлен сбор разлившихся нефтепродуктов при помощи специальных судов, обработка нефтяных пятен с вертолета Ка-32 специальным составом, десантирование спасателей на воду и нефтяную платформу с различных типов вертолетов, оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в госпиталь на самолете Бе-200ЧС.

На берегу, в районе смотровой площадки, после проведения воздушной разведки района чрезвычайной ситуации было осуществлено десантирование с самолета Ил-76 2 платформ с оборудованием госпиталя и его медицинского персонала. Здесь же была организована работа пункта психологической реабилитации. Для ликвидации аварийного разлива нефти осуществлялось изготовление сорбента, наполнение им бонов, разделение нефтяной эмульсии, очистка воды и грунта с использованием специальной техники, а также сбор нефти с водной поверхности и ее перекачка в цистерны.

В ходе командно-штабного учения, которое состоялось 24-25 июня, были обсуждены вопросы кризисного управления и международного сотрудничества при чрезвычайных ситуациях на море и суше в результате террористического акта.

 "Богородск-2002"

25-27 сентября в Ногинске, на полигоне 179-го спасательного центра МЧС России, в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира" прошли международные учения "Богородск-2002", к которым привлекались специализированные подразделения российского "чрезвычайного" ведомства и Североатлантического альянса. 

Руководителем совместных учений "Богородск-2002" был назначен заместитель министра РФ по чрезвычайным ситуациям генерал-лейтенант Геннадий Короткин.

Североатлантический альянс на учениях в Ногинске представляли заместитель генерального секретаря НАТО по вопросам инвестиций в сферу безопасности, тылового обеспечения и чрезвычайного гражданского планирования Хуан Мартинес Эспарза, а также координатор Евроатлантического координационного Центра реагирования на чрезвычайные ситуации Эверт Сомер.  

В соответствии с замыслом международных учений "Богородск-2002" в течение трех дней в Ногинске совместно отрабатывались вопросы ликвидации последствий террористического акта, "совершенного" на химически опасном предприятии.

Для решения этих задач к учениям привлекались специализированные подразделения российского МЧС (845 человек и 165 единиц техники), НАТО (427 человек), наблюдатели из более 30 стран мира, а также представители Департамента чрезвычайного гражданского планирования Североатлантического альянса и Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН.

25 и 26 сентября в Ногинске прошла основная часть полевых учений, а 27 сентября состоялось демонстрационное учение по теме "Ликвидация последствий террористического акта на химически опасном объекте экономики".

В процессе  учений были отработаны совместные действия при проведении воздушной разведки, вводе главных сил в зону терракта, извлечении пострадавших из-под завалов, их экстренной эвакуации и разминировании местности.

В рамках учений "Богородск-2002" прошли, кроме того, 4 однодневных семинара (25 и 26 сентября) по темам "Пересечение границы - прохождение пограничного и таможенного контроля", "Координация действий при проведении спасательной операции", "Медицинское обеспечение спасательной операции", "Правоохранительная деятельность в спасательной операции", а также  выставка аварийно-спасательной техники, открытие которой состоялось 27 сентября.

"Баренц Рескью-2001"

"Barents Rescue - 2001"

События сентября 2001 года - трагические последствия террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне - заставили мир по-  новому взглянуть на систему общественной безопасности. На повестку дня со всей очевидностью стал вопрос готовности мирового сообщества совместными усилиями не только противостоять международному терроризму, но и эффективно взаимодействовать при ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций.

Значимым этапом сотрудничества в этой области стали международные учения "Barents Rescue-2001", которые прошли в сентябре в Швеции в окрестностях города Буден.

Тематика учений во многом повторяла содержание "Полярных зорь" - ликвидация последствий условной катастрофы на атомной  станции. Несмотря на кажущуюся простоту замысла, в его основе  лежал сложнейший механизм спасения людей, в котором были задействованы военные и гражданские специалисты, предствляющие 22 страны мира.

Самой представительной группой из числа гостей на учениях в Швеции была делегация российского МЧС - почти 60 человек.

"Мы рассматриваем актуальность предстоящих учений прежде всего в контексте последний событий в США, которые привели к большим человеческим жертвам", - отметил руководитель делегации МЧС Павел Плат.

Наиболее сложным испытанием для международных сил, участвующих в учениях, стали поиски радиоактивных источников, "разбросанных" на территории условной АЭС. На площади почти в тысячу квадратных километров необходимо было найти несколько реальных источников радиации, содержащих кобальт-60 и цезий-137.

МЧС России применило для их поиска уникальный комплекс, в состав которого входила специальная аппаратура аэрогамма-съемки, установленная на вертолете Ми-8, и мобильная наземная группа, оснащенная оборудованием радиационного мониторинга "Альфа". С борта вертолета вся информация поступала в центр обработки данных, после чего в действие уже вступали наземные силы.

Непосредственно в зону радиоактивного заражения выезжали специалисты Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Они уточняли на месте характер обнаруженных с воздуха источников гамма-излучения, их мощность, а также возможности для их локализации. В случае опасности для человека задействовались роботы. При выезде из зоны заражения  все машины подвергались строгому контролю, так как по условиям учений все радиоактивные источники были реальные. Именно в этом заключалась одна из особенностей "Barents Rescue-2001".

Подразделения шведской армии, в свою очередь, совместно с полицейскими проводили эвакуацию населения из зоны ЧС, а  вертолеты ВВС Швеции, Норвегии и Германии вели воздушную разведку.

В безопасной зоне был развернут временный лагерь, в котором  пострадавшему населению оказывалась необходимая помощь, в том числе в передвижном центре медицины катастроф - аналогичные сейчас работают в системе МЧС. Здесь же проводились радиометрический контроль и дезактивация.

Самое же интересное зрелище развернулось на площадке прямо перед многочисленными зрителями и официальными наблюдателями - участниками учений. Там свою работу демонстрировали российские робототехнические комплексы.

Задача, которую они выполняли, на первый взгляд, была проста: в условной радиоактивной зоне, где нахождение человека опасно для жизини, необходимо найти источники ионизирующего излучении и локализовать их.

К удивлению многих присутствовавших роботы "Разведчик" и "Эвакуатор", созданные в МГТУ имени Баумана и ЦНИИ робототехники и технической кибернетики, сумели не только быстро найти и изъять в отведенном секторе ответственности мощные радиоактивные источники, но и филигранно передать их затем роботу шведской полиции.

"Я действительно впечатлен тем, что увидел, вашим уровнем профессионализма, - сказал главнокомандующий вооруженными силами Швеции Йохан Хедерштед. - Мне очень понравилось то, как была показана возможность сотрудничества вашей команды с командами других стран".

Три дня учений и почти столько же дней совместных тренировок стали отличным уроком реального взаимодействия военных и гражданских специалистов по спасению людей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации.

По единодушному мнению организаторов этих учений, специалисты МЧС в очередной раз показали свою высокую профессиональную выучку, успешно справились со всеми поставленными задачами, а также смогли наладить эффективное взаимодействие с командами спасателей из других европейских стран.

"Совместный страж -2000"("Co-Оperative Safeguard - 2000")

В отличие от предыдущих учений "Совместный страж-2000" проводился в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира", и  стали для спасателей российского МЧС первым опытом участия в столь крупных мероприятиях, проводимых Североатлантическим военным блоком.

Приглашение российских специалистов на эти учения рассматривалось, с одной стороны, как интерес к новинкам МЧС, а с другой - как признание его достижений в области технологий спасения людей.

Сценарий "Стража..." был максимально приближен к возможным реальным событиям. Официально учения, которые развернулись в июне 2000 года у берегов Исландии, назывались "Организация и проведение поисковых и спасательных работ на океанском круизном лайнере, терпящем бедствие".

Сразу же после старта учений "чрезвычайная ситуация" на борту лайнера "Монте-Карло" стала развиваться стремительно. Согласно сценарию, судно, на котором находились 450 пассажиров и членов экипажа, получило пробоину, и часть отсеков оказалась затопленной водой, произошла тажке утечка топлива и на борту начался пожар. Капитан лайнера подал сигнал "SOS". Правительство Исландии обратилось за помощью в ООН, НАТО и в европейские страны.

Получив соответствующее задание, руководство МЧС направило в район бедствия самолет Ил-76, на борту которого находились 27 спасателей и врачей экспедиционного аэромобильного госпиталя.

Погода у берегов Исландии в тот день как бы подыгрывала учениям: шел дождь, температура воздуха не превышала восьми градусов. В общем, все было так, как показывают в фильмах о катастрофах.

Несмотря на это, российские спасатели смогли точно десантироваться с самолета на оконечность мыса Гельдинданс, и  установить там модульный госпиталь с автономным электроснабжением и обогревом.

Таким образом, спустя всего несколько часов после получения сигнала о бедствии специалисты МЧС уже могли на месте оказывать помощь пострадавшим. В течение последующих двух суток госпиталь МЧС принял более 190 "пострадавших" с лайнера, там же были проведены четыре условные хирургические операции. Посредники, присутствовавшие на этих учениях, дали наивысшую оценку нашим медикам.

Спасатели в это время тоже не сидели без дела. Сменяя друг друга, к терпящему бедствие судну стали подлетать вертолеты Ми-8 и БК-117.  С них на борт "Монте-Карло" при помощи спусковых роликовых устройств спустились спасательные группы с необходимым оборудованием, а водолазы провели осмотр пробоины, полученной судном ниже ватерлинии, подготовили пластырь и к концу первого дня завели его под днище корабля.

В это же время внутри лайнера спасатели МЧС проводили поиск пострадавших во время аварии. Надо сказать, что организаторы учений попытались максимально осложнить им задачу: статистов-"пострадавших" приходилось доставать из-под коек, шкафов и лестниц, то есть, вели они  себя так же, как при настоящем бедствии.

Однако это была не единственная проблема. Часть пассажиров предпочла броситься в море с борта "горящего" корабля. Понимая, что в случае промедления люди могут просто захлебнуться и замерзнуть в воде, наши спасатели начали сбрасывать с самолета в район бедствия надувные плоты.

Эта операция была выполнена ювелирно: все плоты упали рядом с "тонущими", и к моменту подхода катера ни один человек уже не находился в воде.

При всем этом самым запоминающимся моментом учений стала новинка российского МЧС - подъем пострадавших из воды и транспортировка их на берег при помощи "косынки". Западные эксперты признали это российское "ноу-хау" немного рискованным, но зато весьма эффективным способом спасения тонущих людей.

По завершении учений МИД Исландии официально выразило благодарность руководству МЧС России за участие в "Совместном страже-2000" и блестящую подготовку личного состава. Высокий профессионализм российских спасателей также отметил  главнокомандующий Исландскими оборонительными силами адмирал Дэвид Арчизер.

Польза учений, проведенных в Исландии, была бесспорной. Спасатели семи стран получили бесценный опыт взаимодействия, а также управления международным разноязычным контингентом. А Россия еще раз подтвердила свои ведущие позиции в области защиты людей от чрезвычайных ситуаций.

"Полярные зори-95"

Опыт проведения с зарубежными партнерами совместных  учений в МЧС России накоплен в последние годы значительный. Несмотря на то, что отечественная спасательная служба еще достаточна молода, ее специалистам есть что показать и чем удивить своих иностранных коллег.

Пожалуй, первым реальным примером международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций стали командно-штабные учения (КШУ) "Полярные зори-95", которые проводились в Мурманской области в районе Кольской атомной станции. Их тема была сформулирована следующим образом: "Организация защиты населения  и проведение мероприятий по ликвидации последствий аварии на АЭС с трансграничными последствиями".

Примечательно, что среди руководителей этого КШУ было немало "ликвидаторов" аварии на Чернобыльской АЭС. Поэтому "Полярные зори" в определенной степени рассматривались именно через призму трагедии 1986 года.

По замыслу КШУ, на четвертом блоке этой АЭС произошла так называемая запроектная авария, в результате которой в атмосферу было выброшено большое количество радионуклидов.

Характер и условия возникновения аварии были придуманы разработчиками сценария и в практическом смысле считались нереальными. Впрочем, когда-то такой же нереальной казалась и авария  на Чернобыльской АЭС. Именно печальный опыт прошлого определил характер и сценарий этого учения.

Специально для КШУ была разработана и проведена деловая игра, в которой приняли участие наблюдатели и эксперты Департамента ООН по гуманитарным вопросам, МАГАТЭ, Европейского союза, Международной организации гражданской обороны и Департамента чрезвычайного гражданского планирования НАТО - всего из 20 стран мира.

Организаторами игры выступили МЧС России и Институт проблем безопасности развития ядерной энергетики РАН. Основное место отводилось проведению научно-технической экспертизы, оценке и прогнозированию радиационной обстановки, выработке рекомендаций по защитным мерам и ряду других вопросов.

Для лучшей координации работы всех участников игры распределили по группам. Группа руководителей занималась постановкой задач экспертам, обсуждением полученных от них рекомендаций, принятием и реализацией решений, которые были выработаны по ходу проведения учений.

Группа координации выдавала необходимую оперативную информацию и отображала ситуацию для участников и наблюдателей игры. Группа экспертов анализировала, оценивала и прогнозировала ситуацию, определяла состояние источника радиоактивного загрязнения и готовила рекомендации по защите людей.

Одну из важнейших задач решала группа международного взаимодействия, которую возглавили специалисты МЧС. В первую очередь они должны были отработать механизм оперативного информирования МАГАТЭ и ООН об аварии на АЭС.

В результате были определены два оптимальных порядка процедуры оповещения: 1. администрация АЭС - Росэнергоатом - Минатом - МИД - МАГАТЭ; 2. администрация АЭС - ГОЧС Мурманской области - МЧС - МИД - ООН.

Согласно хронологии учений, на третий день после аварии для оказания консультативной помощи и экспертной оценки в район ЧС прибыли зарубежные специалисты. Они подтвердили правильность действий российских служб по ликвидации и уменьшению последствий аварии на АЭС.

По запросу российской стороны в район аварии прибыли спасательные подразделения из Австрии, Норвегии, Франции и Финляндии. В основном они занимались радиационной разведкой местности. Их работа получила высокую оценку специалистов. В свою очередь зарубежным экспертам были продемонстрированы работа персонала АЭС в аварийном режиме и действия спасательных формирований.

"Полярные зори-95", безусловно, показали не только высокую степень готовности российских спасателей и сил гражданской обороны к чрезвычайным ситуациям такого масштаба.

Главным, пожалуй, стал опыт взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными спасательными службами. Он показал, что спасателям России есть что показать своим иностранным коллегам, а тем и другим есть чему поучиться друг у друга.

www.mchs.gov.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта