Eng Ru
Отправить письмо

3.3. Сборка и установка опор ВЛ. Установка вл опор


Сборка и установка опор воздушных линий

Сборка и установка опор воздушных линийДля сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В используются древесные и железобетонные опоры. Древесные опоры бывают различных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Для производства древесных опор употребляют приемущественно древесную породу деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.). Поперечник сосновых бревен для главных частей опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть более 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) — более 12 см.

Древесная порода опор недолговечна и, к примеру, срок службы древесных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Небезопасными разрушителями древесной породы являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, темные усачи и термиты.

Повышение срока службы древесных опор в 3 — 4 раза достигается методом обработки их разными хим субстанциями — антисептиками, процесс обработки древесных опор именуют антисептированием. В качестве антисептиков используют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.

Конструкции древесных опор воздушных линий до 1000 В

Рис. 1. Конструкции древесных опор воздушных линий до 1000 В: а — одностоечная промежная, б — угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г — анкерная А-образная: 1 — стойка, 2 — подкос, 3 — ригель, проволочная оттяжка, 5 — натяжное устройство, б — бандажи, 7 — приставка (пасынок)

Древесные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на особых полигонах и стройзаводах, а потом на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные древесные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) — отчасти собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед сборкой все детали опоры кропотливо осматривают: у их не должно быть таких изъянов, как разрушение защитных покрытий (дезинфицирующих, противокоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубочайших раковин на железных хомутах и бандажах и т. п. В процессе использования более стремительно повреждается участок древесной опоры, расположенный на 30 — 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесная порода более активно подвергается переменному воздействию осадков и содержащейся в земле воды.

В целях экономии древесной породы древесные опоры делают составными — соединяют стойку опоры с древесной либо железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют крепкую конструкцию, применение которой увеличивает надежность работы воздушной полосы электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной либо 2-мя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами либо хомутами. Для соединения древесной стойки с древесной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 — 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и высшая часть древесной приставки.

Методы сопряжения древесных стоек опор с приставками (пасынками)

Рис. 2. Методы сопряжения древесных стоек опор с приставками (пасынками): а — с одной древесной, б — с одной железобетонной, с 2-мя древесными, 1 — стойка, 2 — бандажи, 5 — древесная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 — слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной засечкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов. На обеих деталях намечают полосы бандажей и делают маленькие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 — 60 мм) избавляют выпуклости для обеспечения наилучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в 2-ух местах, отступив вниз от вершины приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние меж бандажами — 1000 — 1100 мм.

Для бандажей используют железную покрытую цинком мягенькую проволоку поперечником 4 мм либо неоцинкованную проволоку (катанку) поперечником 5 — 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и крепко скрученных либо стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется поперечником бандажной проволоки. Один бандаж обязан иметь 8 витков при поперечнике проволоки 6 мм, 10 витков при поперечнике 5 мм, и 12 витков при поперечнике проволоки 4 мм.

Длина проволоки, нужной для 1-го бандажа, рассчитывается по формуле:

Lб = 26n (D1 + D2)

где Lб — длина проволоки, см, n — количество витков бандажа, D1 и D2 — поперечникы стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору последующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в древесную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а потом, намотав и плотно уложив нужное количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся место меж витками особый ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным методом 2-ой бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, крепко стягивая таким макаром бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Заместо скрутки для стягивания бандажа может быть использован болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с 2-мя приставками (рис. 2, в) производится аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при всем этом стойка опоры обрабатывается с 2-ух сторон.

Любая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответственных участках приставок делают за ранее вырубки глубиной 6 — 8 мм и шириной 60 — 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесная порода под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Железные неоцинкованные детали опор два раза покрывают асфальто-битумньм лаком.

Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 — 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры с помощью струбцин (рис. 3, а).

Приспособления для сборки и оснастки древесных опор

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки древесных опор: а — струбцина для временного скрепления стойки опоры с древесной и железобетонной приставкой, б — шаблон для разметки отверстий под крюки, в — приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г — ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор создают при изготовлении их на стройзаводах, но не изредка, чтоб избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, конкретно в месте сооружения воздушной полосы электропередачи.

Работы по оснастке опор содержат в себе разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в их крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают с помощью шаблона, сделанного из кусочка прямоугольной дюралевой шины шириной 3 — 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) маленьким изогнутым концом накладывают на верхушку опоры поначалу с одной, а потом с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в их штырей создают также с помощью шаблона.

Отверстия в опоре сверлят с помощью электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии используют бурав соответственного размера либо особое приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие обязано иметь поперечник, равный внутреннему поперечнику вырезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввентят в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 — 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие с помощью ключа (рис. 3, г).

Изоляторы укрепляют на арматуре (крюках, штырях) в мастерских либо конкретно на трассе воздушной полосы при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещинок, сколов фарфора, стойких, не поддающихся чистке загрязнений и других изъянов.

Грязные изоляторы должны быть очищены. Очистка изоляторов металлическими щетками, скребками либо другими металлическими инструментами воспрещается. Большая часть загрязнений убирают с поверхности изолятора, протирая грязные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) — смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса вероятных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При всем этом принимаются последующие значения коэффициента припаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при обычном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а — изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б — крюк КН-16, в — штыри ШТ-Д (для древесных траверс) и ПГГ-С (для железных траверс)

Древесные опоры обширно используются при строительстве воздушных линий, в особенности в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, древесные опоры недолговечны, потому они равномерно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 — 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное либо кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значимой части ее длины делают пустотелой.

Железобетонные опоры снабжены жестким железным каркасом из арматурной стали, повышающим механическую крепкость опоры, они служат для подвески на их проводов на траверсах либо крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в их крюков.

В железобетонной опоре имеется особый вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу полосы с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах либо конкретно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор делается фактически так же, как оснастка древесных опор, несколько отличаясь только некими второстепенными операциями. Работы по оснастке опор делают до их подъема и установки в котловане, что позволяет использовать разные механизмы и таким макаром намного облегчить труд монтажников.

Школа для электрика

elektrica.info

3.3.2. Установка стальных опор. Справочник по строительству и реконструкции линий электропередачи напряжением 0,4–750 кВ

3.3.2. Установка стальных опор

Стальные опоры, поступающие на объект, должны снабжаться паспортом завода – изготовителя опор с указанием в нем всех необходимых данных. Стальные опоры, поступающие в разобранном виде, должны быть снабжены маркировкой, соответствующей заводской схеме сборки опоры. Детали опоры должны иметь антикоррозионное покрытие и не иметь повреждений в виде погнутостей, скручивания и т. д.

Как правило, опоры должны собираться около фундамента с одновременным креплением основания опоры к фундаменту шарнирами, с помощью которых производится подъем опоры. Выкладку опоры осуществляют на деревянных подкладках высотой не менее 30 см. Подкладки устанавливают под стыками опор.

Сборку болтовых опор, если они поступили в разобранном виде, осуществляют двумя методами:

1) сначала собирают нижнюю плоскость стойки, начиная от фундамента, затем в обратном порядке – посекционно три остальные плоскости. После окончательной сборки стойки отдельно собирают траверсы и крепят их к опоре. При наличии в конструкции опоры диафрагм плоскости опоры собирают в следующем порядке: на нижнюю плоскость устанавливают предварительно собранные элементы диафрагм, после чего к ним присоединяют поясной уголок и обрешетку боковой плоскости; аналогично собирают вторую боковую плоскость и, наконец, верхнюю обрешетку;

2) собирают две боковые плоскости секций, затем их устанавливают на ребро и расчаливают, после этого между боковыми плоскостями устанавливают диафрагмы и собирают нижнюю и верхнюю обрешетки. На собранную стойку крепят отдельно собранные траверсы и тросостойки.

Для укрупнительной сборки секций стальных промежуточных опор на оттяжках с параллельными поясами ВЛ 500 кВ и выше институтом «Оргэнергострой» разработан проект полигона. Полигон является передвижным быстромонтируемым и представляет собой комплект нестандартизированного оборудования, с помощью которого выполняется механизированная сборка секций опор. В комплект полигона входят грузоподъемные средства, кондукторы, кантователи, рольганги для подачи элементов секций на сборку и другое необходимое оборудование и инструменты. На полигоне имеются площадки для разгрузки и складирования элементов секций и собранных секций.

Технические характеристики полигона:

Производительность в смену опор 500 кВ, шт………… 2

Численность работающих в смену, чел………………….. 16

Наибольшая масса собираемых узлов, т:

секций………………………………………………………………. 2

траверс……………………………………………………………… 3

Установленная мощность полигона, кВт……………….. 27,9

Площадь полигона, м2…………………………………………… 27 х 44 = 1148

Масса металлоконструкций полигона, т……………….. 3,16

Монтаж стальных опор в зависимости от назначения, типа, высоты, условий монтажа, массы производится следующими методами: свободного монтажа стреловыми кранами, поворотом, наращивания и комбинированного монтажа (табл. 3.17).

Таблица 3.17

Оптимальная область применения методов монтажа стальных опор ВЛ

Строповку элементов стальных опор необходимо осуществлять в узлах соединения секций опоры. При монтаже опор методом поворота А-образную стрелу сначала устанавливают в вертикальное положение или с наклоном 5—15° в сторону подъема опоры.

Опорные части монтажной стрелы устанавливают в подготовленные приямки глубиной 30 см для предохранения ее при подъеме опоры от сдвига. Затем оголовок стрелы со стороны траверс опоры соединяют двумя тросами (вожжами) расчетной длины с опорой, а с другой стороны – тяговым тросом (тросами) или полиспастом (полиспастами) с тяговыми механизмами. Трос (тросы) к опоре крепят выше центра тяжести опоры на расстояние не менее чем 1,5 м.

Центр тяжести опоры определяют следующим образом: опору разбивают на отдельные секции (рис. 3.2), имеющие простую геометрическую фигуру (треугольник, прямоугольник, трапеция). Расстояние от основания до центра тяжести опоры определяют по формуле

где q1, q2, q3….qk – масса секций;

L1,L2,L3….Lk – расстояния от центров тяжести секций до основания опоры;

Р – масса опоры.

Рис. 3.2.

Схема определения центра тяжести опоры

Центры тяжести отдельных секций определяют исходя из следующего:

центр тяжести треугольника находится на пересечении его медиан; расстояние от центра тяжести до основания равно 1/3 соответствующей высоты;

центр тяжести прямоугольника расположен в его геометрическом центре, и расстояние от него до основания равно половине высоты;

центр тяжести трапеции находят следующим образом – на продолжении меньшего основания трапеции откладывается отрезок, равный большему основанию, на продолжении большего основания с противоположной стороны трапеции откладывается отрезок, равный меньшему основанию, и концы отложенных отрезков соединяют прямой линией, пересечение которой с осью трапеции дает центр тяжести. Аналитически расстояние от основания трапеции до ее центра тяжести определяется по формуле

где h – высота трапеции;

а и b – соответственно большее и меньшее основания трапеции.

Тормозные и тяговые машины устанавливают от центра опоры на расстоянии от полутора до двух высот поднимаемой опоры. Высоту монтажной стрелы определяют расчетом, но она должна быть не меньше расстояния от шарнира до центра тяжести опоры.

Подъем собственно опоры производят после окончательной установки и выверки монтажной стрелы. Вначале отрывают опору от земли на расстояние 20–30 см и тщательно осматривают стрелы, опоры, такелаж и т. д. По окончании осмотра опору опускают и устраняют дефекты. При повторном подъеме на высоте 20–30 см от земли вторично проводят осмотр и при отсутствии дефектов опору устанавливают в проектное положение.

При прохождении центра тяжести опоры через вертикаль шарнира тяговый механизм (трактор) выключают и включают тормозной механизм (трактор). Окончательная установка опоры на анкерные болты происходит под собственным весом опоры, с удержанием ее от резкого «качка» тормозным механизмом. В некоторых случаях для предохранения от деформаций стойки опоры внизу связываются элементами, образующими временную жесткую диафрагму. В местах вязки тросов элементы опоры усиливают распорками из бревен. Окончательную выверку опоры в вертикальном положении производят с помощью металлических прокладок. Они должны иметь размеры пяты опоры. Общая высота прокладок под одну ногу опоры не должна превышать 40 мм.

Установка опор методом поворота с помощью крана (кранов) и тракторов производится аналогично способу монтажа стреловыми кранами. Функции монтажной стрелы выполняет стреловой кран, который должен соответствовать массе и габаритам опоры во избежание контакта элементов опоры со стрелой крана. Кран поднимает опору до отметки, когда ось опоры составляет с плоскостью земли угол в 35–40°. Далее включаются в работу тяговый и тормозной тракторы, а стреловой кран из работы выводится.

При использовании двух кранов для предварительного подъема опоры их располагают симметрично относительно оси опоры.

Опоры на оттяжках, опирающиеся на фундамент в одной точке (одностоечные, трехстоечные, V-образные) и не имеющие шарнира, устанавливают в вертикальное положение при помощи стрелового крана с подтаскиванием на санях опорной части стойки.

Установка опор методом наращивания осуществляется совместно с ее сборкой. При этом низ опоры собирают на земле и устанавливают на фундамент. Затем на установленные секции опоры крепят специальный ползучий кран, с помощью которого последовательно монтируются следующие секции опоры. По мере наращивания секций ползучий кран перемещается выше. Вместо ползучего крана в отдельных случаях применяется кран-стрела, также перемещающийся по мере наращивания секций вверх. Этот метод монтажа осуществляется в соответствии с проектом производства работ.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Установка опор ВЛ | Электрика,Сантехника

class="eliadunit">

 

Собираем деревянные и опоры из металла

Напомню, что ВЛ это воздушная линия электропередачи, выполненная неизолированными проводами.

opory

Опоры из дерева

Опоры ВЛ из дерева состоят из двух частей. В землю вкапывается железобетонный короткий столб, который называется пасынок. Сама опора (столб) крепится к пасынку стальной проволокой или хомутами. Такое крепление называется бандаж. Важно, чтобы опора и пасынок соединялись внахлест. Прочное соединение опоры и пасынка достигается использованием стальной катанки Ø5-6 мм или оцинкованной катанкой Ø4 мм. Количество витков бандажа напрямую зависит от толщины используемой проволоки. Так для проволоки Ø4 мм, витков должно быть 12, для 5 мм- 10, для 6 мм- 8.

Собираем деревянную опору

Опора из дерева для воздушных линий напряжением равным или больше 35000 Вольт, привозятся раздельно: отдельно деревянный столб, отдельно траверса и раскосы. По месту монтажа, опора собирается. Для соединения используются болтовые соединения.

На воздушках до 10000 Вольт, болтовые соединения не используются. В деревянной стойке сверлятся отверстия, в которые вкручиваются специальные крючья. На крючья монтируются штыревые изоляторы.

На опорах, где нужно делать повторное заземление (ПУЭ 2.4.38-2.4.42) прокладывается стальная проволока, выполняющая роль заземляющего спуска.

Опоры ЖБИ

Второй тип опор это опоры железобетонный. Маркируются такие опоры СВ 95-2В, СВ 95-3В, СВ110-1А, СВ 110-3 и 5А, СВ110-5А.

На таких опорах траверса крепятся заводскими хомутами. Для ВЛ до 1000 Вольт, траверсы сделаны со штыревыми креплениями. На штыри надеваются изоляторы. Для ВЛ. 35000 Вольт, на траверсы ставятся элементы сцепляющей арматуры. На арматуру в последствие, крепятся гирлянды изоляторов, подвесных.

Опоры из металла - сборка и установка

opora u2 5

class="eliadunit">

Опоры из металла поставляются в разобранном виде. Собираются с помощью кранов и болтовых соединений. После сборки, места соединений покрываются антикоррозийными покрытиями.

Устройство фундамента опор

  • Для опор из металла фундамент называют подножник. Делается подножник из железобетона. Под фундамент опоры роются котлованы.
  • Железобетонные сваи и пасынки деревянных опор заглубляются в грунт. Глубина заглубления указывается в проекте ВЛ.

Пасынки деревянных опор, опоры ЖБИ и деревянные опоры монтируются без фундамента. Для их установки применяют буровые машины. «Дырка» под опоры должна быть больше диаметра мамой опоры на 6-10 сантиметров. Глубина заглубления делается по проекту.

Заземление воздушных линий

Одновременно с земляными работами, делается монтаж заземляющих устройств (ЗУ). ЗУ это искусственные заземлители уложенные горизонтально в землю или вбитые в землю вертикально. Естественными заземлителями служит арматура железобетонных фундаментов.

Установка опор

Чаще всего для установки опор нужен подъемный кран. Грузоподъемность крана выбирается в зависимости от веса опоры. При выборе крана, нужно обратить внимание на вылет его стрелы. Он должен удерживать опору в вертикальном положении при ее установке и/ или закреплении.

Понятно, что опоры ставятся строго по вертикали. Чтобы добиться вертикальности металлических опор, применяют стальные прокладки между пятой опоры и фундаментом.

Вертикальность деревянных опор достигается растяжками и/или упорами. Растяжки и упоры убираются после засыпки котлованов гравием и песком с трамбованием.

Нормативные ссылки

  • Деревянные опоры: ГОСТ 9463/88.
  • Опоры ЖБИ: ГОСТ 19330/99.
  • Опоры металлические: ТУ 34 12.10057/89.

©Elesant.ru

Другие стати раздела "Воздушные линиии электропередач"

 

 

class="eliadunit">

elesant.ru

3.3. Сборка и установка опор ВЛ

3.3. Сборка и установка опор ВЛ

Все работы по сборке и установке опор производятся по проектам производства работ, разрабатываемым в соответствии со СНиП 12–01—2004. До начала производства работ по сборке и монтажу опор должна быть подготовлена площадка, на которой будут выполняться работы, на нее должны быть завезены элементы опоры. Все площадки должны иметь временные подъезды для автотранспорта и строительной техники.

В процесс сборки и монтажа опор входят: выкладка железобетонных стоек и отдельных элементов стальных опор, сборка опоры, установка опоры в проектное положение, ее выверка и закрепление.

Как правило, выкладка опоры и ее элементов производится вдоль оси ВЛ. В отдельных случаях исходя из рельефа местности и из условий ее подъема в вертикальное положение выкладка и сборка опоры производится поперек оси трассы ВЛ.

На косогорах выкладку и сборку опор необходимо производить вдоль оси ВЛ, траверсами в сторону подъема косогора. На участках пересечения линии электропередачи с автомобильными и железными дорогами, реками и оврагами, а также линиями связи опоры выкладывают вдоль оси линии, траверсами и тросостойкой в сторону пересекаемых объектов при расстоянии от центра установки опоры до пересечения не меньше 1,5 высоты опоры. Это расстояние считается: от центра опоры до бровки кювета при пересечении с автодорогами; с железными дорогами – до проекции линий связи и автоблокировки, а при их отсутствии – до края основного земляного полотна; с оврагами – до их бровки; с реками – до уреза воды; с линиями связи и линиями ВЛ – до проекции их крайнего провода.

Если во время осмотра опоры перед сборкой обнаружатся отдельные элементы опор с повреждениями, то к сборке ее до исправления и замены этих элементов или деталей приступать запрещается.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Установка опор | Сооружение воздушных линий электропередачи

Металлические опоры чаще всего устанавливают, предварительно собрав их на земле в горизонтальном положении. При этом подъем опоры осуществляют поворотом вокруг шарниров, прикрепленных к фундаменту, с помощью грузоподъемных кранов, монтажных стрел, такелажной оснастки и тяговых механизмов. Разумеется, проще и производительнее было бы поднять и установить на фундамент опору специальным краном-установщиком опор, однако такие краны тяжелы и дороги. Серийный выпуск специальных кранов уже налажен для монтажа железобетонных опор, для которых установка опор способом поворота почти не применяется.

Способ монтажа поворотом обладает некоторыми достоинствами, главным из которых является сравнительная легкость комплектации необходимой оснастки (рис. 7). К тому же оснастка и механизмы используются лишь непродолжительно, только на время подъема опоры, что позволяет одновременно собирать ряд одинаковых опор и поднимать их последовательно одним комплектом механизмов и приспособлений. При этом сборка опор и подъемной оснастки выполняется на земле в удобном положении, что облегчает осмотр, контроль, обеспечение качества и безопасности работ.

Рис. 7 . Начало подъема опоры типа "Рюмка" способом поворота вокруг оси шарниров укрепленных к "ногам" опоры и к фундаменту, с помощью монтажной (падающей) стрелы и тяговых механизмов (не показаны)

Рис. 8. Окончание подъема портальной свободностоящей металлической опоры способом поворота вокруг оси шарниров

Существенный недостаток этого способа - необходимость в большой свободной монтажной площадке для размещения собираемой опоры и монтажной оснастки и для передвижения тяговых механизмов в процессе подъема опоры (рис. 8). При плотной застройке такой площадки иногда невозможно найти, а при сложном рельефе местности организация площадки (например, в горах) может обойтись слишком дорого. К недостаткам нужно отнести также необходимость в мощных якорях и других приспособлениях, в результате этого установка поворотом высоких и тяжелых опор сложна, а в ряде случаев и нерациональна по технико-экономическим соображениям. Для подъема поворотом различных по массе и высоте опор приходится иметь оснастку и механизмы различных характеристик. Для доставки комплекта оснастки и тяжелых механизмов иногда сооружаются подъездные дороги. Все это заставляет искать, находить и применять в конкретных условиях другие способы установки опор, описанные далее, в частности монтаж способом вертикального наращивания, монтаж с помощью вертолетов и др.

Если в начале подъема грузоподъемный кран приподнимает верхушку опоры на определенную высоту, то после этого для дальнейшего подъема в работу вступает тяговый трактор, дотягивающий опору до вертикального положения с помощью тросов — "вожжей", прикрепленных к опоре. Другой трактор или кран осуществляет в конце подъема торможение опоры с помощью направленного в противоположную сторону тормозного троса. Затем крепят оттяжки, а тяговый и тормозной тросы сбрасывают. При такой организации работ не нужна монтажная стрела, для установки которой потребовалось бы больше времени (но тогда освободился бы кран).

Способ вертикального наращивания по сравнению со способом поворота весьма трудоемок и сложен, однако в определенных условиях его успешно применяют для многих типов решетчатых свободностоящих металлических опор, используя следующие преимущества этого способа: существенное уменьшение объема подготовительных работ, небольшую массу необходимого монтажного оборудования и приспособлений.

Болтовые промежуточные свободностоящие одностоечные опоры воздушных линий электропередач 110—330 кВ можно монтировать способом вертикального наращивания с помощью всего лишь одной монтажной мачты, блоков, монтажных лестниц и лебедки. После сборки нижней секции монтажную мачту переставляют на все четыре верхних угла смонтированной секции поочередно и с каждой стоянки монтируют соответственный поясной уголок следующей секции. Каждый поясной уголок поднимают вместе с прикрепленным к его верхнему концу блоком с пропущенной в него веревкой и затем пользуются им для подъема уголков обрешетки. На собранной стойке монтируют (с помощью той же монтажной мачты) тросостойку. Верхние траверсы монтируют секциями с помощью блоков, прикрепляемых к тросостойке, а нижние траверсы поднимают секциями с помощью блоков, подвешиваемых к верхним траверсам.

www.stroitelstvo-new.ru

Подготовка и монтаж опор воздушных линий

oporaДля сооружения воздушных линий напряжением до 1000 В применяются деревянные и железобетонные опоры. Деревянные опоры бывают разнообразных конструкций (рис. 1, а, б, в, г).

Деревянные опоры и их детали должны отвечать требованиям СНиП Н-25-80 и проекта типовых конструкций. При изготовлении и монтаже деревянных опор ВЛ следует руководствоваться правилами производства работ, изложенными в СНиП 111-19-76.

Для изготовления деревянных опор используют главным образом древесину деревьев хвойных пород (лиственницы, пихты, сосны и др.) по ГОСТ 9463—72*, пропитан ные антисептическим способом.Качество пропитки деталей опор должно соответствовать нормам, установленным ГОСТ 20022.0-82, ГОСТ 20022.2—80, ГОСТ 20022.5-75*, ГОСТ 20022.7—82, ГОСТ 20022.11—79*.

Диаметр сосновых бревен для основных элементов опор (стоек, приставок, траверс, подкосов) воздушных линий до 1000 В должен быть не менее 14 см, а для вспомогательных деталей (ригелей, подтраверсных брусьев и т. п.) - не менее 12 см.

Древесина опор недолговечна и, например, срок службы деревянных непропитанных сосновых опор около 5 лет. Опасными разрушителями древесины являются столбовой гриб, розовый трутовик, шпальный грибок и такие насекомые, как жуки-рогохвосты, черные усачи и термиты.

Увеличение срока службы деревянных опор в 3 - 4 раза достигается путем обработки их различными химическими веществами - антисептиками, процесс обработки деревянных опор называют антисептированием. В качестве антисептиков применяют креозотовое масло, фтористый натрий, уралит, донолит и др.

opora1

Рис. 1. Конструкции деревянных опор воздушных линий до 1000 В: а - одностоечная промежуточная, б - угловая с подкосом, угловая с оттяжкой, г - анкерная А-образная: 1 - стойка, 2 - подкос, 3 - ригель, проволочная оттяжка, 5 - натяжное устройство, б - бандажи, 7 - приставка (пасынок)

Деревянные опоры изготовляют, антисептируют и собирают на специальных полигонах и стройзаводах, а затем на автомашинах с прицепами доставляют к месту установки.

Одностоечные деревянные опоры доставляют на трассу в собранном виде, а многостоечные (А-образные и др.) - частично собранными. Эти опоры собирают на месте.

Перед монтажом все детали опоры тщательно осматривают: у них не должно быть таких дефектов, как разрушение защитных покрытий (антисептических, антикоррозийных), повреждение резьбы болтов и шпилек, глубоких раковин на металлических хомутах и бандажах и т. п. В процессе эксплуатации наиболее быстро повреждается участок деревянной опоры, расположенный на 30 - 40 см ниже и выше уровня земли, т. е. в месте, где древесина наиболее интенсивно подвергается переменному воздействию атмосферных осадков и содержащейся в земле влаги.

В целях экономии древесины деревянные опоры делают составными - соединяют стойку опоры с деревянной или железобетонной приставкой (пасынком). Составные опоры образуют прочную конструкцию, применение которой повышает надежность работы воздушной линии электропередачи и срок ее службы.

Соединение стойки опоры с одной или двумя приставками (рис. 2, а, б) осуществляется бандажами или хомутами. Для соединения деревянной стойки с деревянной приставкой комлевая часть стойки на длине 1,5 - 1,6 м стесывается на плоскость шириной 100 мм. На такую же длину и ширину обрабатывается и верхняя часть деревянной приставки.

opora2

Рис. 2. Способы сопряжения деревянных стоек опор с приставками (пасынками): а - с одной деревянной, б - с одной железобетонной, с двумя деревянными, 1 - стойка, 2 - бандажи, 5 - деревянная приставка, 4 -железобетонная приставка, 5 - слой толя.

Стесанные плоскости стойки и приставки должны кончаться перпендикулярной зарубкой. Стык соединяемых деталей должен быть плотным без просветов.Зазор в местах врубок и стыков не должен превышать 4 мм. Древесина в местах соединений должна быть без суков и трещин. Зарубы, затесы и отколы должны быть выполнены на глубину не более 20 % диаметра бревна. Правильность врубок и затесов должна быть проверена шаблонами. Сквозные щели в стыках рабочих поверхностей не допускаются. Заполнение клиньями щелей или других неплотностей между рабочими поверхностями не допускается. Отклонение от проектных размеров всех деталей собранной деревянной опоры допускается в пределах: по диаметру — минус 1 плюс 2 см, по длине — 1 см на 1 м. Минусовый допуск при изготовлении траверс из пиленых лесоматериалов запрещается. На обеих деталях намечают линии бандажей и делают небольшие выемки для болтов, стягивающих бандажи. Выемки для болтов делают в случае, когда стягивание бандажей осуществляется не скруткой, а болтами.

По окружности стойки и приставки на ширине бандажей (50 - 60 мм) устраняют неровности для обеспечения лучшего стягивания этих деталей опоры бандажами.

Бандажи накладывают на участок сопряжения в двух местах, отступив вниз от верхушки приставки на 200 мм и выше комля стойки опоры на 250 мм. Расстояние между бандажами - 1000 - 1100 мм.

Для бандажей применяют стальную оцинкованную мягкую проволоку диаметром 4 мм или неоцинкованную проволоку (катанку) диаметром 5 - 6 мм.

Бандаж состоит из нескольких витков проволоки, накладываемых на участок сопряжения стойки опоры с приставкой и прочно скрученных или стянутых сквозным болтом. Количество витков каждого бандажа определяется диаметром бандажной проволоки. Один бандаж должен иметь 8 витков при диаметре проволоки 6 мм, 10 витков при диаметре 5 мм, и 12 витков при диаметре проволоки 4 мм.

Длина проволоки, необходимой для одного бандажа, вычисляется по формуле:

Lб = 26n (D1 + D2)

где Lб - длина проволоки, см, n - количество витков бандажа, D1 и D2 - диаметры стойки и приставки в месте установки бандажа, см.

Бандаж накладывают на опору следующим образом. Загибают конец бандажной проволоки на длине 3 см под прямым углом и вбивают в деревянную приставку (при сопряжении стойки опоры с железобетонной приставкой конец бандажной проволоки вбивают в стойку опоры), а затем, намотав и плотно уложив необходимое количество витков, раздвигают их посредине и, вставив в образовавшееся пространство между витками специальный ломик с загнутым концом, скручивают все витки.

Наложив описанным способом второй бандаж, переворачивают опору и скручивают ломиком оба бандажа с другой стороны опоры, прочно стягивая таким образом бандажи на участке сопряжения стойки опоры с приставкой. Вместо скрутки для стягивания бандажа может быть применен болт с фигурной головкой, шайбой и гайкой.

Сопряжение бандажами стойки опоры с двумя приставками (рис. 2, в) выполняется аналогично сопряжению стойки с одной приставкой, при этом стойка опоры обрабатывается с двух сторон.

Каждая приставка крепится к стойке отдельными бандажами, для размещения которых в соответствующих участках приставок делают предварительно вырубки глубиной 6 - 8 мм и шириной 60 - 65 мм. Места сопряжения деталей опор, вырубки, срезы и затесы покрывают антисептиком.

Под гайки и головки болтов подкладывают шайбы. Древесина под шайбами должна быть затесана, но не вырублена. На высоте до 3 м от земли резьбу на выступающих из гаек концах болтов закернивают, концы болтов, выступающие из гаек более чем на 10 мм, срезают и также закернивают. Металлические неоцинкованные детали опор дважды покрывают асфальто-битумньм лаком. Для удобства накладывания проволочных бандажей опора должна быть приподнята над землей на 20 - 30 см, а приставки временно соединены со стойкой опоры при помощи струбцин (рис. 3, а).

opora3

Рис. 3. Приспособления для сборки и оснастки деревянных опор: а - струбцина для временного скрепления стойки опоры с деревянной и железобетонной приставкой, б - шаблон для разметки отверстий под крюки, в - приспособление для сверления вручную отверстии в опоре, г - ключ (завертка) для ввертывания крюков в опору

Оснастку опор производят при изготовлении их на стройзаводах, но не редко, чтобы избежать повреждения изоляторов и арматуры при транспортировке, непосредственно в месте сооружения воздушной линии электропередачи.

На трассе перед монтажом изоляторы должны быть осмотрены и отбракованы. Сопротивление фарфоровых изоляторов ВЛ напряжением выше 1000 В должно проверяться перед монтажом мегомметром напряжением 2500 В; при этом сопротивление изоляции каждого подвесного изолятора или каждого элемента многоэлементного штыревого изолятора должно быть не менее 300 МОм. Чистка изоляторов стальным инструментом не допускается. Электрические испытания стеклянных изоляторов не производятся.

Работы по оснастке опор включают в себя разметку мест расположения крюков, сверление в опоре отверстий под крюки и установку в них крюков с изоляторами.

Места установки крюков на опоре размечают при помощи шаблона, изготовленного из куска прямоугольной алюминиевой шины толщиной 3 - 4 мм. Шаблон (рис. 3, б) коротким изогнутым концом накладывают на вершину опоры сначала с одной, а затем с другой-ее стороны, отмечая места установки крюков соответственно по четным и нечетным отверстиям шаблона. Разметку отверстий в траверсах для установки в них штырей производят также при помощи шаблона.

Отверстия в опоре сверлят при помощи электрифицированного инструмента, в случае отсутствия источника электроэнергии применяют бурав соответствующего размера или специальное приспособление (рис. 3, в).

Высверленное в опоре отверстие должно иметь диаметр, равный внутреннему диаметру нарезки крюка, а глубину, равную 3/4 длины нарезной части крюка. Крюк должен быть ввернут в тело опоры всей нарезной частью плюс 10 - 15 мм. Крюки ввертывают в отверстие при помощи ключа (рис. 3, г).

Изоляторы крепят на арматуре (крюках, штырях) в мастерских или непосредственно на трассе воздушной линии при оснастке опор. На изоляторах не должно быть трещин, сколов фарфора, стойких, не поддающихся очистке загрязнений и других дефектов. Грязные изоляторы должны быть очищены. Чистка изоляторов металлическими щетками, скребками или иными металлическими инструментами запрещается. Большинство загрязнений удаляют с поверхности изолятора, протирая загрязненные участки сухой ветошью и тряпкой, смоченной в воде, а стойкие загрязнения (ржавчина и др.) - смоченной в соляной кислоте. Работать с применением соляной кислоты следует в перчатках из кислотоупорной резины и в защитных очках.

Изоляторы и арматуру (рис. 4) выбирают с учетом расчетных нагрузок от тяжения проводов, района гололедности (учитывается масса возможных гололедных образований на проводах), давления ветра на провода и др. При этом принимаются следующие значения коэффициента запаса прочности по отношению к разрушающей нагрузке: 2,5 при нормальном тяжении проводов и 3,0 при ослабленном тяжении проводов.

opora4

Рис. 4. Изоляторы и арматура воздушных линий до 1 кВ: а - изоляторы ТФ, РФО и ШФН, б - крюк КН-16, в - штыри ШТ-Д (для деревянных траверс) и ПГГ-С (для стальных траверс)

Деревянные опоры широко применяются при строительстве воздушных линий, особенно в районах, богатых лесами, но, как уже указывалось, деревянные опоры недолговечны, поэтому они постепенно заменяются железобетонными опорами, срок службы которых составляет 50 - 60 лет.

Железобетонные опоры воздушных линий напряжением до 1 кВ имеют коническую форму и прямоугольное или кольцевое (круглое) сечение. Для облегчения массы стойку железобетонной опоры на значительной части ее длины делают пустотелой. Железобетонные опоры снабжены жестким металлическим каркасом из арматурной стали, повышающим механическую прочность опоры, они служат для подвески на них проводов на траверсах или крюках: в последнем случае в теле опоры при ее изготовлении оставляют отверстия для установки в них крюков.

В железобетонной опоре имеется специальный вывод, приваренный к арматуре каркаса для присоединения его к нулевому проводу линии с заземленной нейтралью. Железобетонную опору устанавливают в блочных фундаментах или непосредственно в земле с подкладкой под нее железобетонной плиты.

Оснастка железобетонных опор производится практически так же, как оснастка деревянных опор, несколько отличаясь только некоторыми второстепенными операциями. Работы по оснастке опор выполняют до их подъема и установки в котловане, что позволяет применять различные механизмы и таким образом намного облегчить труд монтажников.

malahit-irk.ru


© ЗАО Институт «Севзапэнергомонтажпроект»
Разработка сайта